Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 29.12.2005 N 11-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРИЛОЖЕНИЙ 18.2 К СТАТЬЕ 18 И 19.28 К СТАТЬЕ 19 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ И О НАДЕЛЕНИИ СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" И НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 3 ...

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


             КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 29 декабря 2005 г. N 11-П
                                   
         ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРИЛОЖЕНИЙ 18.2
    К СТАТЬЕ 18 И 19.28 К СТАТЬЕ 19 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
            "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ И О НАДЕЛЕНИИ СТАТУСОМ
      ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
       РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" И НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 3
        УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "МЕГИНО-КАНГАЛАССКИЙ УЛУС"
   
       Конституционный   суд  Республики  Саха  (Якутия)   в   составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей  А.С.  Антонова,  В.А.
   Долгашевой,  Н.Г.  Захарова,  В.Н. Прокопьева,  Н.Е.  Полятинского,
   В.Т.   Филиппова,   с   участием  председателя  наслежного   Совета
   муниципального  образования "Нерюктяйинский наслег" Э.Е.  Федорова,
   жителя    муниципального   образования   "Нерюктяйинский    наслег"
   гражданина  М.М.  Петрова  и  его  представителя  В.В.  Старостина,
   председателя    улусного    Собрания    депутатов    муниципального
   образования   "Мегино-Кангаласский  улус  (район)"   Ю.Т.   Попова,
   представителей    главы    муниципального   образования    "Мегино-
   Кангаласский  улус (район)" В.Н. Ефремова, Н.Г. Толстякова  и  Е.Г.
   Старостиной,    представителей   Правительства   республики    Т.С.
   Ивановой,  Е.А. Пахомова и А.И. Калмыковой, рассмотрел  в  судебном
   заседании  дело  о  проверке конституционности  приложений  18.2  и
   19.28  к Закону Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ  и
   о    наделении   статусом   городского   и   сельского    поселений
   муниципальных  образований Республики Саха  (Якутия)"  и  некоторых
   положений   статьи   3   Устава  муниципального   района   "Мегино-
   Кангаласский улус".
       Основанием     к     рассмотрению    явилась     обнаружившаяся
   неопределенность   в   вопросе  о  конституционности   создания   в
   муниципальном  образовании "Мегино-Кангаласский  улус"  межселенных
   территорий и включения сельского поселения "Нерюктяйинский  наслег"
   в состав муниципального района "Мегино-Кангаласский улус".
       Поводом   к   рассмотрению  явились  ходатайства   председателя
   наслежного   Совета   муниципального  образования   "Нерюктяйинский
   наслег"  Э.Е.  Федорова и гражданина М.М. Петрова на  нарушение  их
   прав на местное самоуправление.
       Заслушав доклад судьи В.Н. Прокопьева, объяснения сторон  и  их
   представителей,  выступления других участников судебного  процесса,
   исследовав документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
   
                              установил:
   
       1.  В  соответствии со статьей 18 и приложением 18.2  к  Закону
   Республики  Саха  (Якутия) от 30 ноября 2004 года 173-З  N  353-III
   "Об  установлении  границ  и  о  наделении  статусом  городского  и
   сельского  поселений  муниципальных  образований  Республики   Саха
   (Якутия)"  (далее - Закон Республики Саха (Якутия) N 353-III)  были
   утверждены   границы  муниципального  образования   "Нерюктяйинский
   наслег",  в  том  числе  по смежеству с межселенными  территориями.
   Согласно   приложению   19.28  к  статье  19   упомянутого   Закона
   определены  земельные участки, отнесенные к межселенным территориям
   муниципального  района "Мегино-Кангаласский  улус  (район)".  Таким
   образом,   в  Законе  Республики  Саха  (Якутия)  N  353-III   была
   сформулирована  правовая норма о межселенных территориях,  входящих
   в   состав  муниципального  образования  "Мегино-Кангаласский  улус
   (район)".
       Согласно статье 72 (пункт "н") Конституции Российской Федерации
   границы  территорий муниципальных образований могут устанавливаться
   и  изменяться законами субъектов Федерации в соответствии с  общими
   требованиями     к     территориальной     организации     местного
   самоуправления,   предусмотренными  федеральным  законодательством.
   Правовые     основы     территориального    устройства     местного
   самоуправления   закреплены   как   в   федеральном,   так   и    в
   республиканском  законодательстве. К предмету  совместного  ведения
   России  и  ее  субъектов относится правовое регулирование  вопросов
   образования  межселенных территорий, возникающих на  территориях  с
   низкой плотностью сельского населения.
       По   определению   федерального  законодательства   межселенная
   территория  - это территория, находящаяся вне границ поселений.  То
   есть  межселенная  территория касается не  только  административно-
   территориального  устройства субъекта  Федерации,  но  и  отношений
   землевладения и землепользования. Согласно пункту 2 части 1  статьи
   11  Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих  принципах
   организации местного самоуправления в Российской Федерации"  (далее
   -  Федеральный закон N 131-ФЗ) межселенные территории,  входящие  в
   состав  муниципального  района, создаются на  территориях,  имеющих
   низкую   плотность  населения.  Поскольку  образование  межселенных
   территорий  в  границах муниципального района является  исключением
   из  общего  правила, перечень таких районов утверждается  с  учетом
   средней   плотности  населения  в  Российской  Федерации.  Согласно
   распоряжению  Правительства Российской Федерации  от  25  мая  2004
   года  N  707-р  Мегино-Кангаласский улус  (район)  Республики  Саха
   (Якутия)   не  относится  к  числу  районов  с  низкой   плотностью
   населения.  Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября  2004  года
   171-З  N  349-III  "О  местном  самоуправлении  в  Республике  Саха
   (Якутия)",     регулирующий    вопросы     организации     местного
   самоуправления,  не относит установление перечня районов  с  низкой
   плотностью  населения к полномочиям органов государственной  власти
   республики  (статья 4). Только в рамках этого подхода данный  Закон
   регулирует  отдельные вопросы отнесения части территорий  поселений
   к межселенным территориям (часть 4 статьи 5).
       В  соответствии  со  статьей  99  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия)  местное самоуправление осуществляется в улусах,  городах,
   наслегах  и  поселках (часть 1), а установление и изменение  границ
   муниципальных  образований определяется  законом  с  учетом  мнения
   населения   (часть   3).   Важнейшим   принципом   организации    и
   функционирования местного самоуправления, закрепленным в  пункте  1
   статьи  98  Конституции  республики,  признается  законность.   Это
   означает,  что положения Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующие
   вопросы  образования межселенных территорий, имеют прямое  действие
   на всей территории республики.
       Решением улусного Собрания депутатов муниципального образования
   "Мегино-Кангаласский  улус  (район)"  от  29  июля  2004  года  "Об
   образовании   муниципальных  образований  в  наслегах,  утверждении
   границ  и  наделении их статусом сельского поселения,  установлении
   административных   центров   сельских  поселений"   было   выражено
   согласие   населения  на  дальнейшее  проведение  реформы  местного
   самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона  N
   131-ФЗ.  Статьей  18  Закона Республики  Саха  (Якутия)  N  353-III
   муниципальное  образование "Нерюктяйинский  наслег"  было  наделено
   статусом  сельского поселения. При этом в приложении 18.2 к  Закону
   включено   описание  границ  поселения  по  смежеству  с  участками
   объявленными  межселенными территориями - "Улу-Сысы"  и  "Хангалас-
   Арыта".   Статьей  19  этого  Закона  предусмотрено   создание   на
   территории   муниципального   района   "Мегино-Кангаласский    улус
   (район)"  межселенных  территорий, а в приложении  19.28  к  Закону
   перечислены  наименования  участков  всех  межселенных   территорий
   муниципального   района  "Мегино-Кангаласский   улус   (район)"   и
   приведены  их  границы в соответствии с правилами картографического
   описания.
       Таким  образом, норма Закона Республики Саха (Якутия) N 353-III
   о   межселенных  территориях  муниципального  образования  "Мегино-
   Кангаласский  улус  (район)" не согласуется с принципом  законности
   организации  и  функционирования местного самоуправления  и  потому
   противоречит  требованиям части 3 статьи 8  Конституции  Республики
   Саха (Якутия).
       Что  касается  просьбы  ходатайствующих о признании  нахождения
   межселенных   территорий   "Улу-Сысы"  и  "Хангалас-Арыта"   внутри
   территории  "Нерюктяйинского наслега" и  возражений  на  этот  счет
   представителей   муниципального  образования   "Мегино-Кангаласский
   улус   (район)",   то   Конституционный   суд   воздерживается   от
   установления     и    исследования    фактических    обстоятельств,
   ограничиваясь предметом правового регулирования этого вопроса.
       2.   Устав   муниципального  образования  занимает  в   системе
   муниципально-правовых  актов  особое  положение,  ибо  он  обладает
   чертами  учредительного документа. В то же  время  как  нормативный
   правовой  акт  Устав  принимается  и  действует  в  рамках  единого
   нормотворческого  процесса  и  должен  соответствовать  требованиям
   федерального   законодательства,   Конституции   Республики    Саха
   (Якутия)  и  законодательству республики.  Исходя  из  этого  Устав
   муниципального  образования  "Мегино-Кангаласский  улус"   является
   объектом  проверки  Конституционного  суда  республики  на  предмет
   соответствия его положений Конституции республики.
       На  заседании  Конституционного  суда  установлено,  что  Устав
   муниципального образования "Мегино-Кангаласский улус", закрепляя  в
   части   4  статьи  3  образование  на  его  территории  межселенных
   территорий,   воспроизводит   положения   рассматриваемого   Закона
   Республики   Саха   (Якутия)  N  353-III  о  создании   межселенных
   территорий   в   составе   муниципального   образования    "Мегино-
   Кангаласский  улус  (район)". Названия и границы  их  соответствуют
   картографическим  описаниям,  приведенным  в  приложениях  18.2   к
   статье 18 и 19.28 к статье 19 оспариваемого Закона. Одновременно  в
   части  4 статьи 3 Устава воспроизводится положение приложения  18.2
   относительно   описания   смежных   границ   сельского    поселения
   "Нерюктяйинский наслег" с территориями объявленными межселенными  -
   "Улу-Сысы" и "Хангалас-Арыта".
       Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в  решении  от  14
   июля  2005 года N 7-П и в определении от 2 декабря 2005 года N 9-О,
   сохраняющих   силу,  уже  касался  некоторых  вопросов  межселенных
   территорий  муниципального  образования  "Мегино-Кангаласский  улус
   (район)"  и  признал неконституционными содержащиеся в  приложениях
   19.18   и  19.28  к  Закону  Республики  Саха  (Якутия)  N  353-III
   положения  в  части  описания  границ  межселенных  территорий   по
   смежеству  с сельским поселением "Томторский наслег".  В  пункте  1
   мотивировочной  части  настоящего постановления  изложены  правовые
   аргументы, обосновывающие вывод о несоответствии приложений 18.2  и
   19.28  к  рассматриваемому Закону требованиям пункта 1  статьи  98,
   частей  1  и  3 статьи 99 и части 3 статьи 8 Конституции Республики
   Саха (Якутия).
       Следовательно,  приведенная правовая  позиция  Конституционного
   суда  имеет преюдициальное значение и выступает критерием признания
   неконституционными   положений   части   4    статьи    3    Устава
   муниципального     образования     "Мегино-Кангаласский      улус",
   оспариваемых заявителями.
       3.  Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ  в  части
   1.1  статьи  83  предусматривает переходный период. Ходатайствующие
   полагают,  что  муниципальному образованию "Нерюктяйинский  наслег"
   это  дает  возможность  функционировать до  31  декабря  2008  года
   самостоятельно,  не  будучи  включенным  в  состав   муниципального
   района.
       После  16  октября  2005 года, когда были  проведены  выборы  в
   органы   местного  самоуправления  сельских  поселений,  республика
   осуществила  повсеместное  внедрение  местного  самоуправления.  По
   этому  основанию  республика  не стала  пользоваться  возможностями
   переходного  периода. Это означает, что в Республике Саха  (Якутия)
   переходный   период,   предусмотренный  Федеральным   законом,   не
   охватывает  все  вопросы местного самоуправления, а только  вопросы
   бюджетно-финансовых  отношений и формирования экономической  основы
   местного    самоуправления.   В   связи    с    указанным    ссылка
   ходатайствующих  на  общерегулятивное значение переходного  периода
   не может считаться состоятельной.
       Ходатайствующие  просят  признать  неконституционным  вхождение
   территории    сельского    поселения    "Нерюктяйинский    наслег",
   образованного  по результатам референдума, в состав  муниципального
   образования  "Мегино-Кангаласский  улус  (район)",  поскольку  этим
   нарушается их права на местное самоуправление.
       Территория     Нерюктяйинского    наслега    была    определена
   постановлением  Палаты  Республики  Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн)   от  2  марта  2000  года  на  основании  Указа  Президиума
   Верховного  Совета  ЯАССР от 13 декабря 1951 года  "Об  объединении
   Павловского  сельского  Совета Якутского района  и  Нерюктяйинского
   сельского  Совета Мегино-Кангаласского района Якутской  АССР".  Как
   создание муниципального образования "Нерюктяйинский наслег", так  и
   создание   муниципального  образования  "Мегино-Кангаласский   улус
   (район)"    не   связаны   с   изменением   статуса   района    как
   административно-территориальной  единицы  республики   (статья   45
   Конституции  РС(Я).  По  приложению 15  к  Закону  Республики  Саха
   (Якутия)  N  353-III  границы муниципального  образования  "Мегино-
   Кангаласский  улус  (район)"  установлены  соответственно  границам
   административно-территориальной  единицы  Мегино-Кангаласский  улус
   (район).  Согласно статье 18 этого Закона муниципальное образование
   "Нерюктяйинский наслег" наделяется статусом сельского  поселения  с
   одновременным    утверждением    границы    в    соответствии     с
   картографическим   описанием   и   включением    его    в    состав
   муниципального  образования  "Мегино-Кангаласский  улус   (район)",
   наделенного статусом муниципального района.
       В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ
   муниципальный   район   объединяет  общей   территорией   несколько
   поселений  в  целях решения вопросов межпоселенческого характера  и
   осуществления  отдельных  государственных полномочий,  передаваемых
   органам  местного самоуправления федеральными законами  и  законами
   субъектов  Российской Федерации. Согласно пункту 2 части  1  статьи
   11   этого   Закона  территории  всех  поселений,  за   исключением
   территорий   городских   округов,   должны   входить    в    состав
   муниципальных районов.
       Включение    сельских   поселений   в   состав   муниципального
   образования  "Мегино-Кангаласский улус (район)"  не  направлено  на
   ущемление  прав  поселения и проживающих  в  них  граждан.  Система
   местного  самоуправления  республики, предусматривающая  нахождение
   городских  и  сельских  поселений в составе муниципального  района,
   объективно    обусловлена   функциями   создаваемых   муниципальных
   образований,  местными особенностями и учитывает  мнение  населения
   данной   территории.  В  данном  случае  законодатель   республики,
   реализуя    конституционные    основы   местного    самоуправления,
   воспользовался  правом  выбора конкретной  модели  территориального
   устройства  местного самоуправления. За муниципальным  образованием
   "Нерюктяйинский  наслег"  сохраняется  территориальная,  финансово-
   бюджетная,       экономическая      и      организационно-ресурсная
   самостоятельность.
       Таким   образом,   вхождение  территории  сельского   поселения
   "Нерюктяйинский  наслег"  в состав муниципального  района  "Мегино-
   Кангаласский улус (район)", направленное на обеспечение  реализации
   предписаний  Федерального  закона  N  131-ФЗ,  как  основанное   на
   исторически   сложившемся  расселении  населения  и   хозяйственно-
   экономическом единстве этих территорий, не противоречит частям 1  и
   3 статьи 99 Конституции Республики Саха (Якутия).
       На основании изложенного, руководствуясь статьями 82 - 92, 97 -
   103   Конституционного   закона   Республики   Саха   (Якутия)   "О
   Конституционном  суде  Республики Саха (Якутия)  и  конституционном
   судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
   
                              постановил:
   
       1. Признать приложение 18.2 к статье 18 и часть 2 статьи 18,  а
   также  приложение 19.28 к статье 19 Закона Республики Саха (Якутия)
   от  30  ноября  2004  года "Об установлении границ  и  о  наделении
   статусом    городского   и   сельского   поселений    муниципальных
   образований  Республики  Саха  (Якутия)",  в  которых  закрепляется
   норма   об   образовании  межселенных  территорий  в  муниципальном
   образовании "Мегино-Кангаласский улус (район)" и связанные  с  ними
   отношения   сельского   поселения   "Нерюктяйинский   наслег",   не
   соответствующими статьям 8 (часть 3), 97 (часть 1), 98 (пункт 1)  и
   99 (части 1 и 3) Конституции Республики Саха (Якутия).
       2.  Признать  часть  4  статьи 3 Устава  муниципального  района
   "Мегино-Кангаласский улус (район)", предусматривающую  расположение
   на  территории  муниципального района  межселенных  территорий,  не
   соответствующей  пункту  1  статьи 98,  частям  1  и  3  статьи  99
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       3.   Признать  приложение  15  к  пункту  15  статьи  1  Закона
   Республики  Саха  (Якутия) "Об установлении границ  и  о  наделении
   статусом    муниципального    района   муниципальных    образований
   Республики  Саха  (Якутия)", включающее  муниципальное  образование
   "Нерюктяйинский  наслег"  в состав муниципального  района  "Мегино-
   Кангаласский улус (район)", соответствующим частям 1 и 3 статьи  99
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       4.   Постановление  окончательно,  обжалованию   не   подлежит,
   вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
       5.  Постановление  подлежит опубликованию в  газетах  "Якутия",
   "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
   
                                                          Председатель
                                                 Конституционного суда
                                              Республики Саха (Якутия)
                                                           Д.Н.МИРОНОВ
                                                                      
                                                             Секретарь
                                                 Конституционного суда
                                              Республики Саха (Якутия)
                                                          В.Т.ФИЛИППОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz