Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 25.10.2005 N 3-50/05 О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 16.06.2004 147-З N 301-III "ОБ ОБЪЕКТАХ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РС(Я) ОТ 01.12.2004 182-З N 371-III) ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 25 октября 2005 г. N 3-50/05
                                   
                О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА
        РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 16.06.2004 147-З N 301-III
       "ОБ ОБЪЕКТАХ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ
          РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РС(Я)
            ОТ 01.12.2004 182-З N 371-III) ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ
                 ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ>
   
                      Именем Российской Федерации
                                   
       Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе
   
       председательствующего судьи                     Колесник Н.А.,
       при секретаре                               Комюстюровой А.А.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании  в  г.  Якутске  25
   октября  2005 г. гражданское дело по заявлению Прокурора Республики
   Саха  (Якутия)  о  признании отдельных положений Закона  Республики
   Саха   (Якутия)  от  16.06.2004  147-З  N  301-III   "Об   объектах
   национального   культурного  достояния  народов   Республики   Саха
   (Якутия)"  (в редакции Закона РС(Я) от 01.12.2004 182-З N  371-III)
   противоречащими федеральному закону и недействующими,
   
                              установил:
   
       16  июня 2004 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) был
   принят   и   в  установленном  порядке  опубликован  в  официальных
   средствах  массовой  информации Закон РС(Я)  147-З  N  301-III  "Об
   объектах  национального  культурного достояния  народов  Республики
   Саха (Якутия)".
       Прокурор  РС(Я)  обратился  в суд о  признании  противоречащими
   федеральному  законодательству  и  недействующими:  ч.  1   ст.   5
   указанного  Закона  в  части, относящей к собственности  Республики
   Саха  (Якутия) все без исключения объекты национального культурного
   достояния,    не   отнесенные   в   соответствии   с    федеральным
   законодательством к федеральной собственности; ч. 3 ст. 5 в  части,
   предусматривающей   передачу  занимаемых   земельных   участков   в
   постоянное    пользование   объектам   национального    культурного
   достояния,   не   являющихся  государственной   или   муниципальной
   собственностью;   ч.   4  ст.  7  в  части,  устанавливающей,   что
   руководители  объектов  национального  культурного  достояния,   не
   являющихся собственностью Республики Саха (Якутия), назначаются  на
   должность   и   освобождаются   от  должности   Указом   Президента
   Республики Саха (Якутия); ч. 1 ст. 8 в части, определяющей, что  не
   являющиеся   собственностью  Республики  Саха  (Якутия)  учреждения
   культуры   и   искусства,   отнесенные  к  объектам   национального
   культурного достояния, самостоятельно определяют структуры,  штаты,
   численность,  формы  (включая контракты)  и  размеры  оплаты  труда
   работников,  исходя  из  единой тарифной сетки  бюджетной  сферы  в
   пределах   ассигнований,   выделяемых   им   на   эти    цели    из
   государственного бюджета Республики Саха (Якутия); п. 2 ч. 1 ст.  7
   в  части отнесения к ведению высших органов государственной  власти
   Республики  Саха  (Якутия)  правового  регулирования  отношений   в
   области    использования    объектов   национального    культурного
   достояния,  не являющихся собственностью Республики Саха  (Якутия),
   п.  3  ч.  3  ст. 7 в части осуществления контроля за деятельностью
   объектов    национального    культурного    достояния    специально
   уполномоченным  органом  исполнительной  власти  субъекта  РФ,   на
   который     Правительством    РС(Я)    возложено    государственное
   регулирование   в  области  сохранения  и  использования   объектов
   национального культурного достояния.
       В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) - прокурор
   Машкова  И.Г.  поддержала заявление в полном объеме,  считает,  что
   указанные  положения оспариваемого Закона противоречат федеральному
   законодательству и должны быть признаны недействующими.
       Представитель ГУ Министерства юстиции РФ по РС(Я) Степанов Е.А.
   с  заявлением  прокурора полностью согласен и полагает  необходимым
   признать  недействующими указанные положения Закона РС(Я) в  полном
   объеме,     как     противоречащие     требованиям     федерального
   законодательства.
       Представители  Государственного  Собрания  (Ил   Тумэн)   РС(Я)
   Оконешников  А.Ю. с заявлением прокурора не согласен, считает,  что
   в  удовлетворении  заявления прокурора  необходимо  отказать,  т.к.
   доводы   прокурора   основаны  на  ошибочном   толковании   Закона,
   указывает, что данный Закон принят в отношении только тех  объектов
   национального   культурного   достояния,   которые    отнесены    к
   художественным  ценностям  эталонного  или  уникального  характера,
   перечень которых утвержден Указом Президента РС(Я).
       Заслушав  пояснения сторон, исследовав материалы  дела,  прения
   сторон,    суд   считает,   что   заявление   прокурора    подлежит
   удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
       Частью 1 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.06.2004
   147-З  N  301-III "Об объектах национального культурного  достояния
   народов  Республики  Саха (Якутия)" (в редакции  Закона  Республики
   Саха  (Якутия)  от  01.12.2004 182-З N 371-III) предусмотрено,  что
   объекты  национального  культурного  достояния,  не  отнесенные   в
   соответствии   с   федеральным  законодательством   к   федеральной
   собственности, находятся в собственности Республики Саха  (Якутия).
   Данное   Положение  противоречит  ст.  14  "Основ  законодательства
   Российской  Федерации  о  культуре"  от  09.10.1992  N  3612-1   (в
   редакции  от  22.08.2004  N  122-ФЗ),  в  соответствии  с   которой
   учреждения  культуры  могут находиться не  только  в  собственности
   Российской    Федерации,   субъектов   Российской    Федерации    и
   муниципальных  образований,  но  и в  собственности  юридических  и
   физических лиц.
       Частью  3  ст. 5 и ч. 4 ст. 7 Закона установлено, что земельные
   участки,  занимаемые объектами национального культурного достояния,
   передаются  им  в  постоянное пользование, а руководители  объектов
   национального  культурного  достояния назначаются  на  должность  и
   освобождаются  от  должности  указом  Президента  Республики   Саха
   (Якутия). Между тем, данные положения могут устанавливаться  только
   в   отношении  учреждений  культуры,  находящихся  в  собственности
   Республики Саха (Якутия).
       Часть  1  статьи  8  Закона,  устанавливающая,  что  учреждения
   культуры   и   искусства,   отнесенные  к  объектам   национального
   культурного  достояния,  самостоятельно определяют  размеры  оплаты
   труда  работников, исходя из единой тарифной сетки бюджетной  сферы
   в   пределах   ассигнований,  выделяемых  им   на   эти   цели   из
   государственного бюджета Республики Саха (Якутия), противоречит  ч.
   1   ст.   120  ГК  РФ,  т.к.  учреждением  признается  организация,
   созданная    собственником   для   осуществления    управленческих,
   социально-культурных или иных функций некоммерческого характера,  и
   финансируемая  им  полностью или частично, а также  ст.  15  ФЗ  "О
   некоммерческих   организациях",  определяющей,   что   учредителями
   некоммерческой  организации  в зависимости  от  ее  организационно-
   правовых  форм  могут выступать граждане и (или) юридические  лица.
   Следовательно,   данными   нормами  федерального   законодательства
   указанными  правами  наделены собственники, учредители  или  органы
   управления  организацией  в зависимости от  организационно-правовых
   форм.
       Пунктом  2 ч. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 7 Закона предусмотрено,  что  к
   ведению  высших  органов  государственной  власти  Республики  Саха
   (Якутия)    в   области   сохранения   и   использования   объектов
   национального    культурного    достояния    относится     правовое
   регулирование   отношений  в  области  сохранения  и  использования
   объектов  национального культурного достояния и осуществление  всех
   видов  контроля за деятельностью объектов национального культурного
   достояния.  Однако, в соответствии со ст. 39 Основ законодательства
   Российской  Федерации  о  культуре  органы  государственной  власти
   субъектов Российской Федерации не наделены такими полномочиями.
       В  соответствии  со  ст.  72 Конституции  Российской  Федерации
   Государственное  Собрание (Ил Тумэн) вправе  принимать  нормативные
   правовые  акты в соответствии с федеральным законодательством.  При
   этом,  как  установлено  ст.  76  Конституции  РФ,  законы  и  иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не  могут
   противоречить федеральным законам.
       Таким  образом,  оспариваемые нормы отдельных положений  Закона
   Республики  Саха  (Якутия)  от  16.06.2004  147-З  N  301-III   "Об
   объектах  национального  культурного достояния  народов  Республики
   Саха (Якутия)" (в редакции Закона РС (Я) от 01.12.2004 182-З N 371-
   III)   противоречат   федеральному  закону  и  подлежат   признанию
   недействующими.
       Утверждение представителя Государственного Собрания (Ил  Тумэн)
   РС(Я)  о  том,  что  данный Закон принят  в  отношении  только  тех
   объектов  национального культурного достояния, которые  отнесены  к
   художественным  ценностям  эталонного  или  уникального  характера,
   перечень которых утвержден Указом Президента РС(Я), ошибочно,  т.к.
   Закон,  как  юридический  акт, составляющий  основу  системы  права
   республики,  должен  регулировать отношения в  области  сохранения,
   охраны  и  использования  всех объектов  национального  культурного
   наследия  и  культурного достояния народов, в пределах  компетенции
   Правительства     РС(Я),    в    соответствии     с     федеральным
   законодательством.
       Исходя  из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -  199,  ст.
   253 ГПК РФ, Верховный Суд РС(Я)
   
                                решил:
   
       заявление Прокурора РС(Я) удовлетворить.
       Признать   противоречащими  федеральному   законодательству   и
   недействующими ч. 1 и 3 ст. 5, п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 и ч. 4  ст.  7,
   ч.  1  ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.06.2004 147-З  N
   301-III  "Об  объектах национального культурного достояния  народов
   Республики  Саха (Якутия)" (в редакции Закона РС (Я) от  01.12.2004
   182-З N 371-III).
       Сведения   о   принятом  решении  опубликовать  в   официальных
   средствах  массовой информации после вступления решения в  законную
   силу.
       Решение  в  окончательном виде будет изготовлено 28.10.2005,  и
   может  быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со  дня
   вынесения  решения в окончательной форме путем подачи жалобы  через
   суд, вынесший решение.
   
                                                  Председательствующий
                                                          Н.А.КОЛЕСНИК
                                                                      
                                                                      

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz