Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РС(Я) ОТ 27.09.2005 N 74 О НАРУШЕНИИ ПРАВ НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ НА ПРОЕЗД К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЫХА И ОБРАТНО

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                   УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
                      В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                      от 27 сентября 2005 г. N 74
                                   
          О НАРУШЕНИИ ПРАВ НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ НА ПРОЕЗД
                  К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЫХА И ОБРАТНО
                                   
       Уполномоченный  по правам человека в Республике  Саха  (Якутия)
   Захарова  Федора Николаевна, руководствуясь ст. ст. 27,  28  Закона
   Республики  Саха (Якутия) "Об Уполномоченном по правам  человека  в
   Республике   Саха  (Якутия)",  в  целях  защиты  прав  неработающих
   пенсионеров  на  проезд к месту проведения  отдыха  и  обратно,  по
   результатам  изучения  и анализа информации  о  нарушении  прав  за
   текущий период 2005 г.,
                                   
                              установила:
                                   
       1.    Федеральным   законом   от   19.02.1993   N   4520-1   "О
   государственных  гарантиях и компенсациях  для  лиц,  работающих  и
   проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
   местностях"  государство  предоставило гарантии  и  компенсации  по
   возмещению  дополнительных материальных  и  физиологических  затрат
   гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-
   климатических   условиях   Севера;  предусмотрело   комплекс   мер,
   направленных на социальную защиту данной категории граждан,  в  том
   числе  право пенсионеров на бесплатный проезд в пределах Российской
   Федерации  к  месту отдыха и обратно один раз в два года.  Согласно
   статье  34  указанного Федерального закона компенсация расходов  на
   оплату   стоимости  проезда  пенсионерам,  являющимся  получателями
   трудовых  пенсий по старости и по инвалидности, к месту  отдыха  на
   территории  Российской Федерации и обратно  один  раз  в  два  года
   осуществляется  в  порядке,  размере и  на  условиях,  определяемых
   Правительством Российской Федерации.
       2.   В   целях   реализации   статьи   34   указанного   Закона
   постановлением Правительства Российской Федерации от  01.04.2005  N
   176   были  утверждены  Правила  компенсации  расходов  на   оплату
   стоимости  проезда  пенсионерам, являющимся  получателями  трудовых
   пенсий  по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего
   Севера  и  приравненных  к  ним  местностях,  к  месту  отдыха   на
   территории Российской Федерации и обратно.
       Согласно   п.   3  Правил  компенсация  производится   в   виде
   предоставления   проездных   документов,   обеспечивающих    проезд
   пенсионера  к  месту  отдыха  и  обратно,  или  в  виде  возмещения
   фактически произведенных пенсионером расходов.
       В  соответствии с п. п. 7, 8 Правил к заявлению  о  компенсации
   расходов  гражданин  должен приложить путевку,  курсовку  или  иной
   документ   (или   отрывные  талоны),  являющийся   основанием   для
   пребывания  пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха,  на
   туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги  по
   организации отдыха.
       Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация,  не
   указаны  пенсионеры,  отдыхающие не в местах,  где  предоставляются
   услуги по организации отдыха, а в другом месте.
       Замена  понятий  "места  отдыха" на "место  лечения  или  место
   предоставления  услуг  по  организации отдыха"  не  только  умаляет
   права  и свободы человека и гражданина, но и прямо их ограничивает,
   что  противоречит  ч. 3 ст. 55 Конституции Российской  Федерации  и
   действующему   законодательству.   При   этом   согласно   ст.   34
   Федерального  закона  Правительство Российской  Федерации  наделено
   правом   регламентации  порядка,  размера  и  условий   компенсации
   расходов  на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха  и
   обратно,  а  не  правом предоставления данной  льготы,  отмены  или
   уменьшения ее объема.
       3.   Отсутствие  в  течение  12  лет  механизма  предоставления
   указанной   льготы  и  так  явилось  причиной  массовых   обращений
   пенсионеров  в  суд  за  защитой  своих  нарушенных  прав.   Однако
   сложившаяся  на  территории Российской Федерации судебная  практика
   позволяла  производить взыскание компенсации в бесспорном  порядке,
   что  подтверждается  и  практикой деятельности  Уполномоченного  по
   правам человека в Республике Саха (Якутия) с 2003 г.
       По  делу гр. К-ной мировой судья Булунского улуса от 01.07.2005
   вынес  решение,  обязывающее  ГУ  -  Управление  Пенсионного  фонда
   Российской  Федерации  в Булунском улусе (районе)  Республики  Саха
   (Якутия)  предоставить  проездные документы  для  проезда  к  месту
   отдыха  на  территории  Российской  Федерации  и  обратно.   ГУ   -
   Управление  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  в  Булунском
   улусе  (районе) Республики Саха (Якутия) подало кассацию на  данное
   решение суда, сочтя его незаконным, это с учетом того, что  гр.  К-
   ной   были  соблюдены  все  (даже  ущемляющие  права)  условия  для
   получения  проездных  документов.  Пенсионерке  З-ко  в  Управлении
   Пенсионного  фонда  Российской Федерации  в  г.  Якутске  постоянно
   отказывали   на   протяжении  3  лет  в  предоставлении   проездных
   документов   из-за  отсутствия  путевки,  которую  пенсионерка   по
   старости   по  материальному  состоянию  не  могла  себе  позволить
   купить.    И   это   не   самые   грубые   нарушения   со   стороны
   правоприменителей  на территории Республики Саха (Якутия),  ставшие
   известными  Уполномоченному по правам человека  в  Республике  Саха
   (Якутия). Например, в связи с приданием подзаконному акту  обратной
   силы  Пенсионный  фонд  Российской Федерации  оспаривает  по  вновь
   открывшимся  обстоятельствам рассмотренные с января  2005  года  по
   июль 2005 года судебные решения, принятые в пользу граждан. Так,  в
   Архангельской  области Уполномоченным по правам человека  Ахраменко
   Н.П.  было зафиксировано столько нарушений, что она в мае  2005  г.
   инициировала  обращение  к  Председателю  Правительства  Российской
   Федерации  Фрадкову  М.Е.  по  факту  нарушения  прав  пенсионеров,
   проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
   местностях.
       4.  10  августа  2005 г. Президиум Верховного  Суда  Российской
   Федерации  указал  на  право  каждого  пенсионера,  проживающего  в
   районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностях,  на
   компенсацию  оплаты проезда независимо от выбранной  формы  отдыха.
   Президиум,  в частности, указал, что отсутствие прямого указания  в
   названных   Правилах  о  порядке  выплаты  компенсации   гражданам,
   осуществляющим  отдых  не  в месте, где предоставляются  услуги  по
   организации  отдыха,  не  может  рассматриваться  как   запрет   на
   получении ими такой компенсации.
       Таким  образом,  отсутствие или наличие права на предоставление
   компенсации  не  может  быть поставлено  в  зависимость,  в  данном
   случае, от выбранной гражданином формы отдыха.
       Ограничение   права  пенсионера  на  получение  гарантированной
   государством  компенсации проезда один  раз  в  два  года  к  месту
   отдыха  и  обратно  на  основании  отсутствия  путевки  или   иного
   документа,  полученного  в  организации, представляющей  услуги  по
   организации  отдыха,  при  том, что  эти  граждане  также  являются
   пенсионерами,  получающими трудовую пенсию, и  (или)  инвалидами  и
   тоже  проживают  в  районах Крайнего Севера и  приравненных  к  ним
   местностях,  ставит  в  неравное положение  с  теми,  кто  отдыхает
   организованно (по путевке, курсовке и другим документам).
       Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской
   Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство  прав
   и   свобод   человека  и  гражданина  независимо  от  пола,   расы,
   национальности,    языка,    происхождения,    имущественного     и
   должностного  положения,  места жительства,  отношения  к  религии,
   убеждений,  принадлежности  к общественным  объединениям,  а  также
   других  обстоятельств.  В соответствии со  статьей  19  Конституции
   Российской  Федерации  равенство прав и  свобод  гарантируется  без
   какой-либо  дискриминации, в том числе независимо от рода  и  места
   деятельности.  Применительно к данному случаю  это  конституционное
   предписание   следует   рассматривать   как   гарантию    равенства
   пенсионных  прав независимо от того, предоставляются ли  услуги  по
   организации отдыха в том месте, где они предпочитают отдыхать.
       Таким  образом,  пенсионеры, являющиеся  получателями  трудовых
   пенсий  по  старости  и  по инвалидности и  проживающие  в  районах
   Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях,  имеют  право  на
   компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха  на
   территории  Российской Федерации и обратно и  в  том  случае,  если
   отдых  осуществляется  не  в месте, где предоставляются  услуги  по
   организации отдыха.
       5. В основе международно-правовых стандартов в сфере пенсионных
   прав  также  лежит равенство всех перед законом (ст. 1, 2  Всеобщей
   Декларации  прав  человека 1948 г., ст. 26 Международного  пакта  о
   гражданских  и политических правах, ст. 14 Европейской Конвенции  о
   защите прав человека и основных свобод 1950 г.), равенство прав  на
   социальное  обеспечение (ст. 25 Всеобщей Декларации прав  человека,
   ст.   ст.   9,   13,  14  Международного  пакта  об  экономических,
   социальных и культурных правах).
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1, 2, 7,  15,
   17  - 19, 33, 37, 45, 46, 55 Конституции Российской Федерации,  ст.
   ст.  2,  10,  15, 16, 21 Конституции (Основного Закона)  Республики
   Саха  (Якутия), ст. ст. 27, 28 Закона Республики Саха (Якутия)  "Об
   Уполномоченном  по правам человека в Республике Саха  (Якутия)",  в
   целях  восстановления  нарушенных прав и защиты  прав  неработающих
   пенсионеров на проезд к месту отдыха и обратно, прихожу к
   
                              заключению:
                                   
       1. Нарушено право пенсионеров, являющихся получателями трудовых
   пенсий  по  старости  и  по инвалидности и  проживающих  в  районах
   Крайнего  Севера  и приравненных к ним местностях,  на  компенсацию
   расходов  на оплату стоимости проезда к месту отдыха на  территории
   Российской    Федерации    и   обратно    в    указанных    случаях
   правоприменителями    постановления    Правительства     Российской
   Федерации от 01.04.2005 N 176 в лице пенсионных служб.
       2.   Необходимо  восстановить  нарушенные  права   неработающих
   пенсионеров и не допускать впредь аналогичных нарушений.
       3.  Опубликовать  настоящее Заключение  N  74  в  периодических
   печатных изданиях "Якутия", "Саха сирэ".
   
                                     Уполномоченный по правам человека
                                            в Республике Саха (Якутия)
                                                          Ф.Н.ЗАХАРОВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz