Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 15.06.2005 N 74-Г05-4 ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 22 МАРТА 2005 Г. В ЧАСТИ ОТКАЗА ПРОКУРОРУ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ>

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 15 июня 2005 г. N 74-Г05-4
                                   
                  <ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА
             РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 22 МАРТА 2005 Г.
         В ЧАСТИ ОТКАЗА ПРОКУРОРУ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ>
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
        председательствующего    Пирожкова В.Н.,
        судей                    Харланова А.В., Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  15  июня   2005   года
   гражданское   дело   по   кассационному   представлению   прокурора
   Республики  Саха  (Якутия)  на решение Верховного  Суда  Республики
   Саха  (Якутия)  от  22  марта  2005  года  по  заявлению  прокурора
   Республики  Саха (Якутия) о признании противоречащими  федеральному
   законодательству   отдельных  положений  Закона   Республики   Саха
   (Якутия)  "Об  уполномоченном по правам человека в Республике  Саха
   (Якутия)".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова   А.В.,  заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской   Федерации   Гончаровой   Н.Ю.,   поддержавшей   доводы
   кассационного   представления  прокурора,  Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики  Саха  (Якутия)
   17  октября 2002 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об
   уполномоченном  по  правам  человека в Республике  Саха  (Якутия)",
   который был опубликован в газете "Якутия" 13 ноября 2002 года.
       Прокурор  Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
   о   признании   противоречащими  федеральному  законодательству   и
   недействующими ч. 2 ст. 26, ч. 2 ст. 27 в части, ст. 20, ч.  1  ст.
   31, ст. 32, ч. 3 ст. 35 в части данного Закона.
       Решением  Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22  марта
   2005  года заявление прокурора удовлетворено частично. Часть 2  ст.
   26  Закона  Республики признана недействующей.  В  остальной  части
   прокурору в удовлетворении заявления отказано.
       В кассационном представлении прокурора Республики Саха (Якутия)
   поставлен  вопрос  об  отмене  решения  суда  в  части   отказа   в
   удовлетворении заявления.
       Проверив   материалы   дела,   обсудив   доводы   кассационного
   представления  прокурора, Судебная коллегия находит его  подлежащим
   удовлетворению по следующим основаниям.
       Согласно  ч.  2  ст.  27 Закона республики  Саха  (Якутия)  "Об
   уполномоченном  по  правам  человека в  Республике  Саха  (Якутия)"
   периодическое    печатное    издание,    одним    из    учредителей
   (соучредителей)  которого являются органы  государственной  власти,
   органы   местного   самоуправления,  государственные   предприятия,
   учреждения  и организации либо которое финансируется полностью  или
   частично  за счет средств государственного бюджета Республики  Саха
   (Якутия),  не  вправе  отказать  в  публикации  заключений  и  иных
   документов Уполномоченного.
       Отказывая  прокурору  в  удовлетворении заявления  о  признании
   недействующей  данной  статьи в части возложения  на  периодическое
   печатное  издание,  учредителем (соучредителем)  которого  являются
   органы   местного   самоуправления,  государственные   предприятия,
   учреждения  и организации либо которое финансируется полностью  или
   частично  за счет средств государственного бюджета Республики  Саха
   (Якутия),  обязанности  публикации  заключений  и  иных  документов
   Уполномоченного,  суд  исходил из того, что  законодательный  орган
   субъекта  РФ  расширил и самостоятельно предусмотрел  положение  об
   обязанностях    публикации    в    отношении    органа     местного
   самоуправления, поскольку данный вопрос в отношении  периодического
   печатного  издания,  учредителем которого является  орган  местного
   самоуправления, не урегулирован федеральным законом и данная  норма
   направлена   на   реализацию  права  населения  на   информацию   о
   соблюдении  Конституционных норм, в частности  ст.  24  Конституции
   РФ,
       Однако  с  выводами  суда в этой части  согласиться  нельзя.  В
   соответствии  со ст. 5 Закона Российской Федерации  от  27  декабря
   1991   года   N   2124-1  "О  средствах  массовой  информации"   (с
   последующими    изменениями   и   дополнениями)    законодательство
   Российской  Федерации  о средствах массовой информации  состоит  из
   настоящего   закона  и  издаваемых  в  соответствии  с   ним   иных
   нормативных правовых актов Российской Федерации.
       В   силу  ст.  35  данного  Закона  редакции  средств  массовой
   информации,   учредителями   (соучредителями)   которых    являются
   государственные  органы, обязаны опубликовать  по  требованию  этих
   органов  их  официальные сообщения в порядке, регулируемом  уставом
   редакции  или  заменяющим его договором, а  равно  иные  материалы,
   публикация   которых   в  данных  средствах   массовой   информации
   предусмотрена законодательством Российской Федерации.
       Государственные    средства   массовой    информации    обязаны
   публиковать    сообщения    и   материалы    федеральных    органов
   государственной  власти и органов государственной власти  субъектов
   Российской  Федерации в порядке, установленном Федеральным  законом
   "О порядке освещения деятельности органов государственной власти  в
   государственных средствах массовой информации" от  10  января  1995
   года N 7-ФЗ.
       Указанными  федеральными законами, другими нормативными  актами
   Российской  Федерации  не предусмотрена обязанность  периодического
   печатного  издания, учредителем (соучредителем)  которого  являются
   органы   местного   самоуправления,  государственные   предприятия,
   учреждения  и организации либо которое финансируется полностью  или
   частично  за  счет  средств государственного бюджета  субъекта  РФ,
   публиковать  заключения  и иные документы  Уполномоченного  по  его
   требованию.
       Ссылка  на  ст. 24 Конституции РФ несостоятельна, так  как  она
   устанавливает  обязанности органов местного  самоуправления,  а  не
   учрежденных ими средств массовой информации, о которых идет речь  в
   ч. 2 ст. 27 оспариваемого Закона.
       Федеральным  законом "О средствах массовой информации"  органам
   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации    не
   предоставлены полномочия по установлению обязанностей  в  отношении
   периодических печатных изданий.
       Периодические печатные издания, зарегистрированные  в  качестве
   юридических  лиц,  независимо  от того,  кто  является  учредителем
   издания,  осуществляют свою деятельность в соответствии  с  нормами
   ГК  и  законодательства РФ о СМИ. Они свободны в установлении своих
   прав  и  обязанностей на основе договора и в определении любых,  не
   противоречащих законодательству условий договора.
       Гражданские  права  могут быть ограничены только  на  основании
   федерального  закона  и  только в перечисленных  в  Конституции  РФ
   случаях (ст. 55).
       Следовательно,  заключение и иные документы Уполномоченного  по
   нравам  человека  субъекта  РФ  могут  быть  опубликованы  в  общем
   порядке в соответствии с действующим законодательством.
       Таким  образом,  оспариваемое положение  ч.  2  ст.  27  Закона
   Республики противоречит федеральному законодательству.
       Что  касается  вывода суда об отказе прокурору в удовлетворении
   заявления      о     признании     противоречащими     федеральному
   законодательству ст. 20, ч. 1 ст. 31, ст. 32 и ч. 3 ст. 35 в  части
   возложения    на   федеральные   органы   государственной    власти
   обязанности    по    безотлагательному    приему,    предоставлению
   беспрепятственного  посещения, рассмотрению заключений,  проведению
   проверок,  исследованию  и  подготовке  заключений,  бесплатному  и
   беспрепятственному   предоставлению   запрошенных   материалов    и
   документов,   предоставлению   сведений,   объяснений,   официально
   распространяемых  документов и других информационных  и  справочных
   материалов   по   всем   без  исключения   вопросам   в   отношении
   уполномоченного   по   правам  человека   в   субъекте   Российской
   Федерации, то с ним также нельзя согласиться.
       Отказывая  прокурору в удовлетворении заявления в  этой  части,
   суд  исходил  из  того  в  настоящее время отсутствует  федеральный
   закон,  регулирующий основы деятельности уполномоченного по  правам
   человека  в  субъектах  РФ,  поэтому  Республика  Саха  (Якутия)  в
   соответствии  со  ст.  3 Федерального закона  "Об  общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"
   вправе  была  осуществить  собственное  правовое  регулирование  по
   предметам совместного ведения до принятия федерального закона.  Суд
   указал  в решении и на то, что ст. 26.2, п. 5 этого же Федерального
   закона  установлено право республики своими законами  устанавливать
   полномочия  органов  совместного ведения  до  принятия  федеральных
   законов,   а   также   по   вопросам   совместного   ведения,    не
   урегулированным федеральными законами.
       Между  тем,  суд  не  учел положений,  содержащихся  в  ст.  12
   Федерального  конституционного закона "О  Правительстве  Российской
   Федерации",  п.  "б"  ч.  1  ст. 3 Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации",  других  специальных федеральных законов,  регулирующих
   деятельность  федеральных  органов государственной  власти,  в  том
   числе  территориальных, и их должностных лиц, в которых установлены
   принципы  осуществления  их  деятельности  независимо  от   органов
   государственной   власти  субъектов  Российской   Федерации   и   в
   соответствии  с  федеральными законами,  которыми  определено,  что
   субъект  РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам
   ведения  субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и  субъекта
   РФ лишь в пределах полномочий субъекта РФ.
       Полномочиями  по возложению обязанностей на федеральные  органы
   государственной  власти, в том числе их территориальные  органы,  и
   должностных  лиц  этих  органов субъект РФ не наделен  федеральными
   законами.
       Таким  образом,  и  в  этой  части прокурору  в  удовлетворении
   заявления отказано необоснованно.
       Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от  22  марта
   2005  г.  в  части  отказа  прокурору  в  удовлетворении  заявления
   отменить.  Принять  в  этой части по делу  новое  решение,  которым
   заявление прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
       Признать   противоречащими  федеральному   законодательству   и
   недействующими  с момента вступления решения суда в  законную  силу
   ч.  2  ст. 27 в части возложения на периодическое печатное издание,
   учредителем  или  соучредителем, которого являются органы  местного
   самоуправления,   государственные   предприятия,    учреждения    и
   организации  либо которое финансируется полностью или  частично  за
   счет  средств  государственного бюджета Республики  Саха  (Якутия),
   обязанности    публикации    заключений    и    иных     документов
   уполномоченного; ст. 20, ч. 1 ст. 31, ст. 32, ч. 3 ст. 35  в  части
   возложения    на   федеральные   органы   государственной    власти
   обязанности    по    безотлагательному    приему,    предоставлению
   беспрепятственного  посещения, рассмотрению заключений,  проведению
   проверок,  исследованию  и  подготовке  заключений,  бесплатному  и
   беспрепятственному   предоставлению   запрошенных   материалов    и
   документов,   предоставлению   сведений,   объяснений,   официально
   распространяемых  документов и других информационных  и  справочных
   материалов   по   всем   без  исключения   вопросам   в   отношении
   уполномоченного  по  правам  человека в  Республике  Саха  (Якутия)
   Закона  Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 г. 56-3 N  449-
   II   "Об  уполномоченным  по  правам  человека  в  Республике  Саха
   (Якутия)".
   
                                                  Председательствующий
                                                          В.Н.ПИРОЖКОВ
                                                                      
                                                                 Судьи
                                                          А.В.ХАРЛАНОВ
                                                          В.Б.ХАМЕНКОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz