Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 28.02.2005 N 3-04/05 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 03.01.1996 "О ПОГРАНИЧНОМ РЕЖИМЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 28 февраля 2005 г. N 3-04/05
                                   
               О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
              ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ
          ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                ОТ 03.01.1996 "О ПОГРАНИЧНОМ РЕЖИМЕ НА
                 ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)">
   
                      Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующей                        Семеновой М.Н.,
       с участием прокурора                        Гороховой Е.Я.,
       при секретаре                            Комюстюровой А.А.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании  в  г.  Якутске  28
   февраля  2005  г.  дело  по  заявлению  Прокурора  Республики  Саха
   (Якутия)  о признании противоречащими федеральному законодательству
   и  недействующими  отдельных положений Указа Президента  Республики
   Саха  (Якутия)  от 03.01.1996 "О пограничном режиме  на  территории
   Республики Саха (Якутия)",
   
                              установил:
   
       03.01.1996 был принят Указ Президента Республики Саха  (Якутия)
   "О  пограничном режиме на территории Республики Саха  (Якутия)"  (в
   редакции  Указов  от 15.11.2002 и от 07.04.2003) и утвержденные  им
   Правила   пограничного   режима  на  территории   Республики   Саха
   (Якутия).  Указ Президента Республики Саха (Якутия) был опубликован
   в газете "Якутские ведомости" N 1, 1996 г.
       Прокурор  Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
   о  признании  недействующими отдельных положений  Указа  Президента
   РС(Я)  и  Правил  пограничного режима в  Республике  Саха  (Якутия)
   ввиду их противоречия федеральному законодательству.
       В  судебном  заседании прокурор поддержал  заявление  и  просит
   признать  недействующими  п. 4.2 Указа Президента  Республики  Саха
   (Якутия)  "О  пограничном  режиме  на  территории  Республики  Саха
   (Якутия)", п. 2.1 в части, абз. 1 п. 2.2 в части, п. 3, п. 3.1,  п.
   8.2   Правил  пограничного  режима  в  Республике  Саха   (Якутия),
   поскольку данные нормы противоречат федеральному законодательству.
       Представитель Администрации Президента РС(Я) в суд не явился  и
   обратился  с  ходатайством об отложении рассмотрения дела,  указав,
   что  с  учетом заявления Прокурора подготовлен и согласован  проект
   Указа,  который  находится на подписи у Президента РС(Я),  и  ввиду
   участия   в   другом   процессе.   Однако   суд   считает    неявку
   неуважительной,   ранее   заблаговременно   были   извещены,   дело
   неоднократно  по  ходатайству было отложено  рассмотрением,  потому
   считает  возможным  в соответствии со ст. 167  ГПК  РФ  рассмотреть
   дело по существу в отсутствии представителя ответчика.
       Представитель Управления МЮ РФ по РС(Я) Шавелкин Р.А. поддержал
   заявление Прокурора РС(Я), просит его удовлетворить.
       Суд,   выслушав   пояснение  участников  судебного   заседания,
   исследовав  представленный материал, считает  заявление  подлежащим
   удовлетворению по следующим основаниям.
       Пунктом 4.2 Указа и п. 8.2 Правил пограничного режима на органы
   местного  самоуправления возложена обязанность  по  обеспечению  на
   территориях,   входящих  в  пограничную  зону,   выполнения   всеми
   органами,  предприятиями,  учреждениями,  должностными   лицами   и
   гражданами  законодательства Российской Федерации о государственной
   границе.
       Из   приведенной   нормы  Указа  следует,  что  республиканский
   законодатель    возложил    обязанность    на    органы    местного
   самоуправления  обеспечить  выполнение законодательства  Российской
   Федерации,  т.е. наделил органы местного самоуправления  отдельными
   государственными полномочиями.
       Однако такое положение противоречит ст. 4 и ст. 5 ФЗ "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации",  где  предусмотрено,  что  наделение  органов  местного
   самоуправления     отдельными     государственными     полномочиями
   осуществляется  только  федеральными законами,  законами  субъектов
   Российской  Федерации  с  одновременной  передачей  материальных  и
   финансовых средств.
       Статьей  5  ФЗ  "Об общих принципах организации законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов  Российской Федерации" законодательное  регулирование  по
   предметам   ведения  субъекта  Российской  Федерации  и   предметам
   совместного  ведения  Российской Федерации и  субъектов  Российской
   Федерации  в  пределах  полномочий  субъекта  Российской  Федерации
   отнесено к компетенции законодательного (представительного)  органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации.
       Анализ   данных   норм  закона  свидетельствует,   что   высшее
   должностное  лицо  республики  не  вправе  своим  указом   наделять
   государственными полномочиями органы местного самоуправления.
       Кроме  того,  пункт 8.2 Правил предусматривает контроль  за  их
   соблюдением на территории Республики Саха (Якутия).
       Между  тем,  согласно  ст.  29  ФЗ "О  государственной  границе
   Российской  Федерации" контроль на своих территориях за выполнением
   законодательства   осуществляют   органы   государственной   власти
   субъектов  Российской  Федерации. Отдельные контрольные  функции  в
   соответствии    с    установленными   полномочиями   осуществляются
   федеральными  органами исполнительной власти во исполнение  ст.  28
   Закона РФ "О государственной границе Российской Федерации".
       Пункты  2.1,  2.2,  абзац 1 и 3, абзац  1  Правил  пограничного
   режима  на  территории РС(Я) содержат понятие "гражданин Республики
   Саха   (Якутия)".   Данное   положение   противоречит   Конституции
   Российской  Федерации  и  ФЗ "О гражданстве Российской  Федерации",
   поскольку   в   федеральном  законе  установлен   принцип   единого
   гражданства   РФ   и  отдельного  гражданства   субъектов   РФ   не
   предусмотрено.
       Пункт  3,  абзац  2 и п. 3.1 Правил пограничного  режима  РС(Я)
   предусматривают,  что проведение массовых общественно-политических,
   культурных   и   других  мероприятий,  хозяйственной,  промысловой,
   научно-исследовательской, геолого-разведочной и  иной  деятельности
   в  пограничной зоне осуществляется с разрешения администрации улуса
   по  согласованию  с  пограничными войсками и органами  Министерства
   безопасности    (УФСБ)    РС(Я).    Однако    федеральный     закон
   предусматривает  разграничение территории  в  получении  разрешения
   для проведения мероприятий.
       Согласно ст. 18 Закона РФ "О государственной границе Российской
   Федерации"     проведение     массовых    общественно-политических,
   культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой  полосы
   местности    или   до   рубежа   инженерно-технических   сооружений
   пограничных  войск,  в  случаях, если он  расположен  за  пределами
   пятикилометровой  полосы  местности,  осуществляется  на  основании
   разрешения,  а в остальной части пограничной зоны - с  уведомлением
   пограничных  органов  и  пограничных войск.  Потому  в  этой  части
   оспариваемое положение Указа подлежит признанию недействующим.
       Основание, приведенное в заявлении, о том, что в п. 3 абз. 2  и
   п.  3.1  Правил  не  указано  об  извещении  о  времени,  месте   и
   ответственном  лице,  не  состоятельно,  поскольку  разрешение   на
   проведение  мероприятий,  место,  время,  количество  участников  и
   ответственное   лицо   за  их  проведение  и  поддержание   порядка
   предусмотрено Правилами пограничного режима РС(Я).
       Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и  иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не  могут
   противоречить федеральным законам.
       Принимая  подобные  нормативные акты, высшее  должностное  лицо
   РС(Я)   превысило   свои  полномочия.  При  таких   обстоятельствах
   оспариваемые нормы Указа должны быть признаны недействующими  ввиду
   противоречия федеральному законодательству.
       Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
   
                                решил:
   
       Удовлетворить заявление Прокурора Республики Саха (Якутия).
       Признать пункт 4.2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от
   03.01.1996  "О  пограничном  режиме на территории  Республики  Саха
   (Якутия)"; пункт 2.1 в части, абзац 1 пункта 2.2 в части, пункт  3,
   пункт  3.1, пункт 8.2 Правил пограничного режима в Республике  Саха
   (Якутия),  утвержденных  этим  Указом  Президента  Республики  Саха
   (Якутия),  недействующими с момента вступления решения  в  законную
   силу.
       Сведения  о  принятом решении опубликовать в  газете  "Якутские
   ведомости".
       Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд
   Российской Федерации.
   
                                                  Председательствующая
                                                          М.Н.СЕМЕНОВА
   
   
       Справка: Решение Верховного Суда РС(Я) от 28 февраля 2005 г. по
   указанному делу вступило в законную силу 10 марта 2005 г.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz