Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 31.08.2004 N 3-44/04 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РС(Я) ОТ 22 АПРЕЛЯ 2004 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ПРИ ПРОДАЖЕ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НАХОДЯЩИХСЯ, В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НА КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕНЫ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ, ИЛИ ПРАВА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТАКИХ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 31 августа 2004 г. N 3-44/04
                                   
       О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
           И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РС(Я)
       ОТ 22 АПРЕЛЯ 2004 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ
        ПРИ ПРОДАЖЕ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НАХОДЯЩИХСЯ,
          В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
        НА КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕНЫ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ, ИЛИ ПРАВА
       НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ">
                                   
                      Именем Российской Федерации
   
       Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующего судьи                                  Данилова А.Р.,
       с участием прокурора                                     Александрова П.С.,
       представителя Правительства Республики Саха (Якутия)          Петрова А.Ю.,
       при секретаре                                              Скуратовой Л.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании в городе  Якутске  31
   августа  2004  года дело по заявлению Прокурора РС(Я)  о  признании
   противоречащим   федеральному  законодательству   и   недействующим
   постановления Правительства РС(Я) от 22 апреля 2004 г.  N  192  "Об
   утверждении  норм  расходов  при продаже  гражданам  и  юридическим
   лицам   находящихся,  в  государственной  собственности   земельных
   участков,  на которых расположены объекты недвижимости,  или  права
   на заключение договора аренды таких земельных участков",
   
                              установил:
   
       22  апреля  2004  года Правительство Республики  Саха  (Якутия)
   приняло  постановление  N  192 "Об утверждении  норм  расходов  при
   продаже    гражданам    и   юридическим   лицам    находящихся    в
   государственной  собственности  земельных  участков,   на   которых
   расположены   объекты   недвижимости,  или  права   на   заключение
   договоров   аренды  таких  земельных  участков".  Постановление   в
   установленном   порядке   опубликовано  в   официальных   средствах
   массовой информации (газета "Якутские ведомости" от 18 мая 2004  г.
   N 32).
       Исполняющий  обязанности  Прокурора  Республики  Саха  (Якутия)
   обратился   в   суд   с   заявлением  о  признании   противоречащим
   федеральному    законодательству   и    недействующим    названного
   нормативного правового акта.
       В   судебном  заседании  прокурор  Александров  П.С.  заявление
   поддержал   в   полном  объеме  и  полагает  необходимым   признать
   оспариваемый  нормативный правовой акт противоречащим  федеральному
   законодательству  и недействующим с момента вступления  в  законную
   силу решения по делу.
       Свои  требования прокурор обосновывает тем, что нормы  средств,
   расходуемых  на возмещение затрат от продажи земельных участков  до
   разграничения государственной собственности на землю,  определяются
   ежегодно  принимаемыми федеральными законами о федеральном  бюджете
   на   соответствующий   год.  Возможность  определения   этих   норм
   правовыми   актами  субъектов  Российской  Федерации   до   момента
   разграничения   государственной   собственности   на    землю    не
   предусматривается.
       Представитель   Правительства  РС(Я)  Петров  А.Ю.   заявленное
   прокурором  требование не признал и суду пояснил, что  оспариваемый
   нормативный  правовой акт был принят в соответствии  с  Федеральным
   законом   "О   приватизации   государственного   и   муниципального
   имущества",  который устанавливает, что размер  и  виды  затрат  на
   организацию  и  проведение приватизации имущества,  находящегося  в
   собственности    субъектов    РФ,   и   муниципального    имущества
   устанавливается  соответственно  органами  государственной   власти
   субъектов и органом местного самоуправления.
       Заслушав  пояснения  прокурора  и  представителя  Правительства
   РС(Я),    проверив    материалы   дела,    оценив    представленные
   доказательства, суд приходит к следующему выводу.
       Оспариваемое   Постановление  регулирует   порядок   возмещения
   расходов   уполномоченного   органа   при   продаже   гражданам   и
   юридическим   лицам  находящихся  в  государственной  собственности
   земельных  участков,  на которых расположены объекты  недвижимости,
   или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
       В  качестве  нормативного  обоснования  приводится  Федеральный
   закон   от   21   декабря   2001  г.  N  178-ФЗ   "О   приватизации
   государственного и муниципального имущества".
       Пункт 1 статьи 33 названного закона устанавливает, что размер и
   виды  затрат  на организацию и проведение приватизации федерального
   имущества   устанавливаются  Правительством  Российской  Федерации.
   Размер  и  виды  затрат  на  организацию и проведение  приватизации
   имущества,   находящегося   в   собственности   субъектов   РФ,   и
   муниципального  имущества устанавливаются  соответственно  органами
   государственной   власти   субъектов   РФ   и   органами   местного
   самоуправления.
       По  существу,  данный  Федеральный закон  призван  регулировать
   подобные   отношения   с   учетом  разграниченной   государственной
   собственности   на   землю   по   видам   публичной   собственности
   (федеральная   собственность,   собственность   субъектов   РФ    и
   муниципальная собственность) при продаже имущественных  комплексов,
   в состав которых входят земельные участки.
       Поэтому   в   ходе   процесса   разграничения   государственной
   собственности   на   землю,   осуществляемой   в   соответствии   с
   Федеральным  законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ  "О  разграничении
   государственной   собственности  на  землю",  вопросы   направления
   средств,  поступающих от продажи земельных участков  и  от  продажи
   права   на  заключение  договоров  аренды  земельных  участков   до
   разграничения государственной собственности на землю,  регулируются
   ежегодно  принимаемыми федеральными законами о федеральном  бюджете
   за соответствующий год.
       Так, статьей 13 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-
   ФЗ  "О федеральном бюджете на 2004 год" определено, что в 2004 году
   средства  от  продажи  земельных участков и  от  продажи  права  на
   заключение договоров аренды земельных участков за вычетом  расходов
   на  их  продажу по нормам, установленным Правительством  Российской
   Федерации,  поступают на счета органов федерального казначейства  и
   перечисляются ими по нормативам:
       за    земельные    участки,   находящиеся   в   государственной
   собственности  до  разграничения государственной  собственности  на
   землю,   на  которых  расположены  объекты  недвижимого  имущества,
   находившиеся  до  отчуждения  в федеральной  собственности,  -  100
   процентов в федеральный бюджет;
       за    земельные    участки,   находящиеся   в   государственной
   собственности  до  разграничения государственной  собственности  на
   землю,   на  которых  расположены  объекты  недвижимого  имущества,
   находившиеся  до  отчуждения в собственности  субъектов  Российской
   Федерации,   -   100  процентов  в  бюджеты  субъектов   Российской
   Федерации;
       за    земельные    участки,   находящиеся   в   государственной
   собственности  до  разграничения государственной  собственности  на
   землю,  на  которых расположены иные объекты недвижимого имущества,
   - 100 процентов в местные бюджеты;
       за   иные  земельные  участки,  находящиеся  в  государственной
   собственности  до  разграничения государственной  собственности  на
   землю:
       в федеральный бюджет - 15 процентов;
       в   бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  (за  исключением
   городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 35 процентов;
       в  бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых
   административно-территориальных образований - 85 процентов;
       в  местные  бюджеты (за исключением бюджетов городов  Москвы  и
   Санкт-Петербурга) - 50 процентов.
       Установлено,    что    после   разграничения    государственной
   собственности  на землю на федеральную собственность, собственность
   субъектов   Российской  Федерации  и  собственность   муниципальных
   образований  средства от продажи земельных участков  и  от  продажи
   права  на заключение договоров аренды земельных участков за вычетом
   расходов  на  их  продажу  по нормам, установленным  Правительством
   Российской   Федерации  для  земель,  находящихся   в   федеральной
   собственности,  органом государственной власти субъекта  Российской
   Федерации   для   земель,  находящихся  в  собственности   субъекта
   Российской   Федерации,  и  органом  местного  самоуправления   для
   земель,  находящихся  в муниципальной собственности,  поступают  на
   счета  органов  федерального казначейства  и  перечисляются  ими  в
   соответствующие  бюджеты  в  зависимости  от  установленного  права
   собственности на земельные участки.
       Из приведенной нормы Федерального закона следует, что по общему
   правилу  все  средства от продажи земельных участков и  от  продажи
   права  на  заключение  договоров  аренды  земельных  участков,  (до
   разграничения государственной собственности на землю)  направляются
   в  соответствующие  бюджеты. Исключением из этого  являются  только
   средства,  расходуемые  на  возмещение  затрат  от  продажи,  нормы
   которых   устанавливаются  Правительством   Российской   Федерации.
   Возможность  определения  этих  норм  правовыми  актами   субъектов
   Российской   Федерации  до  момента  разграничения  государственной
   собственности на землю не предусматривается.
       Регулирование  таких отношений органами государственной  власти
   субъектов  РФ  возможно только в отношении тех земельных  участков,
   которые  закреплены  в собственность соответствующих  субъектов  РФ
   после  разграничения государственной собственности на землю  (абзац
   10  статьи  13 Федерального закона "О федеральном бюджете  на  2004
   год").
       Постановлением Правительства РФ от 17 августа  2002  г.  N  615
   утверждены  нормы  расходов  при продаже  гражданам  и  юридическим
   лицам   находящихся   в  государственной  собственности   земельных
   участков  или права на заключение договоров аренды таких  земельных
   участков.
       Данным постановлением установлено, что при продаже гражданам  и
   юридическим   лицам  находящихся  в  государственной  собственности
   земельных  участков или права на заключение договоров аренды  таких
   земельных    участков    в   состав   расходов   специализированной
   организации,  вычитаемых  из  средств  от  их  продажи,  включаются
   следующие виды затрат:
       а)  на  проведение  оценки  земельных  участков  или  права  на
   заключение  договора аренды земельных участков для  определения  их
   рыночной  стоимости  и установления начальной цены  или  начального
   размера арендной платы соответственно;
       б)  на  публикацию информационных сообщений о проведении торгов
   по  продаже  земельных  участков или права на заключение  договоров
   аренды   земельных  участков  (или  отказе  в  их   проведении)   и
   результатах  сделок  по  продаже земельных участков  или  права  на
   заключение  договоров аренды земельных участков  в  определенных  в
   установленном порядке средствах массовой информации;
       в)  на  организацию и проведение торгов, включая привлечение  с
   этой  целью  профессиональных аукционистов  или  членов  конкурсной
   комиссии соответственно, а также независимых экспертов;
       г) на оформление материалов и документов, в том числе договоров
   купли-продажи земельных участков или аренды земельных участков:
       д) на вознаграждение специализированной организации.
       Кроме того, пунктом 2 указанного постановления Правительства РФ
   установлено, что размер расходов, вычитаемых из средств от  продажи
   гражданам   и   юридическим  лицам  находящихся  в  государственной
   собственности земельных участков или права на заключение  договоров
   аренды  таких земельных участков, исчисляется исходя из  фактически
   понесенных    расходов    по    видам    затрат,    предусмотренных
   постановлением,  но  не  может  превышать  3  процентов   указанных
   средств.
       Анализ   оспариваемого   нормативного  акта   показывает,   что
   постановлением  Правительства Республики Саха (Якутия)  установлены
   иные   виды   затрат,  перечень  их,  в  отличие  от  постановления
   федерального  Правительства от 17 августа 2002 г. N 615,  не  носит
   исчерпывающего  характера,  о  чем  свидетельствует  подпункт   "з"
   пункта  1  постановления, согласно которому в состав  расходов  (не
   направляемых  в бюджет) могут включаться затраты на  иные  цели  по
   решению    Правительства   РС(Я).   Кроме   того,    постановлением
   определено, что размер расходов, вычитаемых из средств  от  продажи
   находящихся в государственной собственности земельных участков  или
   права  на  заключение  договоров аренды таких  земельных  участков,
   исчисляется   не  более  фактических  расходов  по  видам   затрат,
   предусмотренных постановлением, но не может превышать  5  процентов
   указанных средств.
       Согласно  ст.  72  Конституции  Российской  Федерации   вопросы
   владения,  пользования и распоряжения землей,  недрами,  водными  и
   другими   природными  ресурсами  отнесены  к  предмету  совместного
   ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       В  соответствии ст. 76 Конституции РФ по предметам  совместного
   ведения   РФ   и  субъектов  РФ  издаются  федеральные   законы   и
   принимаемые  в  соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные
   правовые акты субъектов РФ.
       При  этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов  РФ
   не  могут  противоречить федеральным законам. В случае противоречия
   между  федеральным  законом  и иным актом,  изданным  в  Российской
   Федерации, действует федеральный закон.
       Исходя  из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении
   заявления  прокурора. Оспариваемый нормативный  правовой  акт,  как
   противоречащий  федеральному законодательству,  подлежат  признанию
   недействующим.
       На  основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253
   ГПК РФ, суд
   
                                решил:
                                   
       Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
       Признать постановление Правительства РС(Я) от 22 апреля 2004 г.
   N  192  "Об  утверждении  норм расходов  при  продаже  гражданам  и
   юридическим   лицам  находящихся  в  государственной  собственности
   земельных  участков,  на которых расположены объекты  недвижимости,
   или  права  на заключение договора аренды таких земельных участков"
   недействующим  с момента вступления настоящего решения  в  законную
   силу.
       Сообщение  о настоящем решении после вступления его в  законную
   силу  опубликовать  в  печатном издании, в котором  был  официально
   опубликован нормативный правовой акт.
       Решение  суда  может  быть  обжаловано  в  10-дневный  срок   в
   Верховный  Суд Российской Федерации путем принесения  жалобы  через
   суд, принявший решение.
   
                                                  Председательствующий
                                                           А.Р.ДАНИЛОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz