Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 15.07.2004 155-З N 317-III О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


   15 июля 2004 года 155-З N 317-III
   -------------------------------------------------------------------
   
                                 ЗАКОН
                                   
                       РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И
               ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
          (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
                                                                      
                                                 Принят постановлением
                                  Государственного Собрания (Ил Тумэн)
                                              Республики Саха (Якутия)
                                             от 15.07.2004 З N 318-III
                                                                      
       Настоящий  закон  регулирует отношения в  области  радиационной
   безопасности населения и окружающей среды на территории  Республики
   Саха (Якутия).
       Целью закона является обеспечение конституционных прав граждан,
   проживающих   на   территории   Республики   Саха   (Якутия),    на
   благоприятную окружающую среду и охрану здоровья населения.
   
                       Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Понятия и определения
   
       В  настоящем законе используются следующие основные  понятия  и
   определения:
       1)  авария  радиационная РИ - потеря управления  РИ,  вызванная
   неисправностью  оборудования, неправильными  действиями  работников
   (персонала),  стихийными  бедствиями или иными  причинами,  которая
   привела   к   незапланированному  облучению   людей   и   (или)   к
   радиоактивному  загрязнению окружающей среды, превышающим  пределы,
   установленные нормами радиационной безопасности;
       2)  доза  облучения  (аварийная,  индивидуальная,  накопленная,
   эквивалентная,  эффективная) - величина  воздействия  ионизирующего
   излучения   на  организм  человека  или  его  ткани  и  органы   за
   определенный промежуток времени;
       3)    заключение   санитарно-эпидемиологическое   -   документ,
   разрешающий организации в течение установленного времени  проводить
   регламентированные работы с источниками ионизирующего  излучения  в
   конкретных   помещениях,   вне  помещений   или   на   транспортных
   средствах;
       4)  захоронение  радиоактивных отходов - безопасное  размещение
   радиоактивных отходов без намерения последующего их извлечения;
       5) зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной
   зоны  источника  поступления  радиоактивных  веществ  в  окружающую
   природную среду, на которой проводится радиационный контроль и  где
   возможно  достижение  предела годовой  эффективной  дозы  облучения
   отдельных лиц из населения;
       6)  зона  радиоактивного загрязнения - территория, подвергшаяся
   радиоактивному  загрязнению,  которая  устанавливается   в   случае
   радиационной   аварии  на  разных  поставарийных  этапах,   внешняя
   граница  зоны  регламентируется нормами  радиационной  безопасности
   пределов аварийного облучения;
       7)  ионизирующее излучение - излучение, которое  создается  при
   радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении  заряженных
   частиц  в  веществе и образует при взаимодействии  со  средой  ионы
   разных знаков;
       8)   источник   ионизирующего  излучения   -   устройство   или
   радиоактивное   вещество,  испускающее  или   способное   испускать
   ионизирующее излучение;
       9)   несанкционированные  действия  -  совершение  или  попытка
   совершения  диверсии, хищения ЯМ, РИ, РВ, РАО, несанкционированного
   доступа,  проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из  строя
   средств системы физической защиты;
       10)  нормы радиационной безопасности - гигиенические нормативы,
   применяемые для обеспечения безопасности человека во всех  условиях
   воздействия  на  него  ионизирующего излучения  искусственного  или
   природного происхождения;
       11)  пункты  хранения  (пункты хранения  ядерных  материалов  и
   радиоактивных  веществ,  хранилища  радиоактивных  отходов)  -   не
   относящиеся   к   ядерным  установкам  и  радиационным   источникам
   стационарные  объекты  и сооружения, предназначенные  для  хранения
   ядерных   материалов   и   радиоактивных  веществ,   хранения   или
   захоронения радиоактивных отходов в любом агрегатном состоянии;
       12)  работники  (персонал)  -  физические  лица,  работающие  с
   техногенными  источниками ионизирующего излучения  или  находящиеся
   по условиям работы в сфере воздействия таких источников;
       13)    радиационная   безопасность   населения   -    состояние
   защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного  для
   их здоровья воздействия ионизирующих излучений;
       14)   радиационная   обстановка  -  обобщенная   характеристика
   пространственного  и  временного распределения  уровней  содержания
   радионуклидов   в  окружающей  природной  среде  и  доз   облучения
   населения на определенной части территории;
       15)  радиационно опасный объект - объект использования  атомной
   энергии,   характеризующийся  вероятностью   нарушения   нормальной
   деятельности,  вследствие чего могут быть  превышены  пределы  дозы
   облучения    персонала   и   населения,   а    также    подвергнуты
   радиоактивному загрязнению объекты окружающей среды;
       16)  радиационное облучение (аварийное, медицинское, природное,
   профессиональное)  - воздействие на людей ионизирующего  излучения,
   которое  может быть внешним - от источников, находящихся  вне  тела
   человека,  и (или) внутренним - от источников, попавших внутрь  его
   организма;
       17)  радиоэкологическая паспортизация - проведение  мероприятий
   для получения радиационных, экологических, имущественно-правовых  и
   иных характеристик на радиационно опасный объект;
       18) радиационный естественный фон - доза излучения, создаваемая
   космическим   излучением  и  излучением  природных   радионуклидов,
   естественно   распределенных  в  земле,   воде,   воздухе,   других
   элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
       19) радиационный контроль - получение информации о радиационной
   обстановке   в  организации,  в  окружающей  среде  и  об   уровнях
   облучения    людей    (включает   в    себя    дозиметрический    и
   радиометрический контроль);
       20)  радиационный  мониторинг - система наблюдений,  измерений,
   регистрации  и  прогнозирования уровней содержания радионуклидов  в
   природных  средах  и рационе человека, а также уровней  воздействия
   ионизирующих излучений на человека и объекты природы;
       21)  радиационный  объект  -  организация,  где  осуществляется
   обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения;
       22)  радиационные  источники, РИ -  не  относящиеся  к  ядерным
   установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и  изделия,
   в которых содержатся РВ;
       23)  радиоактивные вещества, РВ - вещества в  любом  агрегатном
   состоянии,    характеризующиеся   радиоактивностью    (способностью
   испускать  ионизирующее излучение); или не  относящиеся  к  ядерным
   материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;
       24)  радиоактивные отходы - ядерные материалы  и  радиоактивные
   вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается,  в
   том числе:
       материалы,   изделия,   оборудование,  объекты   биологического
   происхождения,   в   которых  содержание  радионуклидов   превышает
   уровни, установленные нормативными правовыми актами;
       отработавшее ядерное топливо;
       отработавшие   свой  ресурс  или  поврежденные   радионуклидные
   источники;
       извлеченные из недр и складируемые в отвалах и хвостохранилищах
   горные  породы,  руды,  отходы обогащения и  выщелачивания  руд,  в
   которых  содержание  радионуклидов превышает уровни,  установленные
   нормативными правовыми актами;
       продукты  распада  (деления) осуществленных  подземных  ядерных
   взрывов;
       25)  санитарно-защитная  зона  -  территория  вокруг  источника
   ионизирующего  излучения,  на которой  уровень  облучения  людей  в
   условиях  нормальной эксплуатации данного источника может превысить
   установленный предел дозы облучения для населения;
       26)   обращение   с   радиоактивными  отходами   -   все   виды
   деятельности,     связанные    со    сбором,    транспортированием,
   переработкой,   хранением   и   (или)  захоронением   радиоактивных
   отходов;
       27)  эффективная  доза  -  величина  воздействия  ионизирующего
   излучения,  используемая  как мера риска  возникновения  отдаленных
   последствий облучения организма человека и отдельных его органов  с
   учетом их радиочувствительности;
       28)  ядерные  материалы - материалы, содержащие  или  способные
   воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.
   
       Статья 2. Задачи настоящего закона
   
       Основными задачами настоящего закона являются:
       1) обеспечение радиационной безопасности населения и окружающей
   среды  республики  с  учетом региональных  особенностей  Республики
   Саха (Якутия), обусловленных наличием:
       территории, расположенной на многолетних мерзлых породах;
       лишайников,    загрязненных   искусственными    и    содержащих
   естественные радионуклиды, входящих в пищевую цепочку  "лишайник  -
   олень - человек";
       мест проведения мирных подземных ядерных взрывов;
       участков     территории,    загрязненных    естественными     и
   искусственными радионуклидами;
       предприятий     (организаций),     использующих     в     своей
   производственной деятельности источники ионизирующего излучения;
       2)   определение  полномочий  органов  государственной   власти
   Республики Саха (Якутия);
       3) определение прав и обязанностей эксплуатирующих организаций,
   органов   контроля,   граждан   Российской   Федерации,   лиц   без
   гражданства,  иностранных  граждан  и  общественных  объединений  в
   области обеспечения радиационной безопасности.
   
       Статья 3. Участники отношений, регулируемых настоящим законом
   
       Участниками   отношений,   регулируемых   настоящим    законом,
   являются:
       1) граждане, включая лиц из работников (персонала) вне сферы их
   производственной деятельности;
       2) профессиональные работники (персонал);
       3) лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы;
       4) эксплуатирующие организации;
       5)  организации, имеющие обращение с ломом черного  и  цветного
   металла;
       6) общественные объединения;
       7) органы управления использованием атомной энергии;
       8) органы государственного регулирования безопасности;
       9) органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
       10) органы государственной власти Республики Саха (Якутия);
       11) органы государственной власти Российской Федерации.
   
       Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
   
       Радиационная безопасность населения и персонала обеспечивается:
       1) проведением комплекса мер следующего характера:
       нормативно-правового;
       организационного,  в  том  числе  лицензирования  деятельности,
   сертификации  технологий и оборудования, планирования деятельности,
   связанной  с  использованием  источников  ионизирующего  излучения,
   выбора  площадки, технических и экологических экспертиз, подготовки
   плана  по предупреждению и ликвидации последствий при возникновении
   радиационной  аварии  и  мер  по  управлению  аварией,  защиты   от
   несанкционированного  доступа, учета  и  контроля  за  перемещением
   источников  ионизирующего  излучения  и  радиоактивных  материалов,
   инвентаризации   и  картирования  участков  земель   с   повышенным
   содержанием  радионуклидов в почве, почвенных водах, растительности
   либо других объектах окружающей природной среды;
       инженерно-технического,  в том числе создания  системы  защиты,
   системы  очистки, охраняемой промплощадки, внутреннего  и  внешнего
   мониторинга,   поддержания  в  надлежащем  состоянии  оборудования,
   транспортных путей;
       санитарно-гигиенического  и радиоэкологического,  в  том  числе
   организации системы радиационного контроля за сбросами и  выбросами
   предприятий,   дозиметрического  контроля  персонала,   загрязнения
   оборудования,  помещений, одежды, контроля за  продуктами  питания,
   питьевой водой, воздухом, товарами народного потребления;
       медико-профилактического;
       научного обеспечения;
       образовательного,  в  том  числе профессионального  тренинга  и
   повышения квалификации;
       воспитательного;
       2) путем:
       осуществления   органами  государственной  власти   республики,
   органами   местного  самоуправления,  общественными  объединениями,
   другими  юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению
   принятых норм и нормативов в области радиационной безопасности;
       информирования населения о радиационной обстановке и  мерах  по
   обеспечению радиационной безопасности;
       обучения   населения   в   области   обеспечения   радиационной
   безопасности.
   
          Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
       РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
   В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
   
       Статья  5. Полномочия органов государственной власти Республики
   Саха (Якутия) в области радиационной безопасности
   
       К  полномочиям  органов государственной власти Республики  Саха
   (Якутия)    в   области   обеспечения   радиационной   безопасности
   относятся:
       Пункты 1 и 2 исключены. - Закон РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-
   III.
       1)   разработка  и  принятие  республиканских  законов  и  иных
   нормативных  правовых  актов в пределах  компетенции,  определенной
   законодательством Российской Федерации;
       Пункт 4 исключен. - Закон РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III.
       2)  разработка и обеспечение реализации республиканских целевых
   программ;
       3) контроль за обеспечением радиационной безопасности населения
   и окружающей среды на территории республики;
       Пункт 7 исключен. - Закон РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III.
       4)    обеспечение   физической   защиты   ядерных   материалов,
   находящихся  в собственности Республики Саха (Якутия), радиационных
   источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и не  содержащих
   ядерные материалы радиоактивных отходов;
       5) согласование с Правительством Российской Федерации решения о
   месте  размещения  ядерных  установок,  радиационных  источников  и
   пунктов  хранения,  имеющих оборонное назначение  и  находящихся  в
   федеральной     собственности     либо     имеющих     федеральное,
   межрегиональное  значение,  либо  размещаемых  и   сооружаемых   на
   территориях закрытых административно-территориальных образований;
       6)   принятие  решения  о  месте  размещения  и  о   сооружении
   радиационных   источников  радиоактивных  веществ,  не   содержащих
   ядерных   материалов   радиоактивных  отходов   и   находящихся   в
   собственности Республики Саха (Якутия);
   (введен Законом РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
       7)  взаимодействие с органами местного самоуправления, органами
   управления     использованием     атомной     энергии,     органами
   государственного   регулирования  безопасности  и  эксплуатирующими
   организациями;
       8)  разработка и внесение в Правительство Российской  Федерации
   предложений   по   статусу   территорий,  подвергшихся   аварийному
   загрязнению радионуклидами техногенного происхождения;
       Пункт 12 исключен. - Закон РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III.
       9)   участие   в   государственной   экологической   экспертизе
   технических    проектов   строительства   новых   и   реконструкции
   действующих радиационно опасных объектов на территории республики;
       10)  организация системы радиационного мониторинга  радиационно
   опасных объектов на территории Республики Саха (Якутия);
       11)    осуществление   государственного   учета   и    контроля
   радиоактивных  веществ  и  радиоактивных  отходов  на  региональном
   уровне;
       12) обеспечение функционирования системы государственного учета
   и контроля доз облучения населения на региональном уровне;
       13) установление порядка и организация обсуждения (конференции)
   вопросов  использования атомной энергии и радиационной безопасности
   населения   и   территорий  с  участием  организаций,  общественных
   объединений,  граждан  Российской Федерации, лиц  без  гражданства,
   иностранных граждан;
       14) координация деятельности органов местного самоуправления по
   обеспечению радиационной безопасности;
       15)  проведение работ по прогнозированию возможных радиационных
   аварий на объектах использования атомной энергии и их последствий;
       16)  разработка  и  реализация мер  по  ликвидации  последствий
   радиационных  аварий  и  защите  здоровья  населения  от   вредного
   воздействия ионизирующих излучений;
       17)  планирование  и  проведение  мероприятий  по  реабилитации
   территорий,   подвергшихся   аварийному  загрязнению   техногенными
   радионуклидами;
       18)   ведение  радиационно-гигиенического  паспорта  территории
   Республики Саха (Якутия);
       19)   планирование  и  проведение  мероприятий   по   улучшению
   социально-экономических     условий      проживания      населения,
   подвергшегося   или   подвергающегося  техногенному   радиационному
   воздействию;
       20)   создание   и  развитие  системы  финансирования   научно-
   практических   мероприятий   в   сфере   обеспечения   радиационной
   безопасности населения;
       21)  информирование  населения  о  радиационной  обстановке  на
   территории республики;
       22)  планирование и проведение мероприятий по  защите  объектов
   окружающей  природной среды, продовольственного  сырья,  источников
   питьевого    водоснабжения,   продовольствия   от    радиоактивного
   загрязнения;
       23)  содержание  в готовности необходимых сил, аттестованных  в
   установленном  порядке,  а также средств  для  защиты  населения  и
   территории республики от последствий радиационных аварий;
       24)  обучение населения способам защиты и действиям в  условиях
   радиационной аварии;
       25)   оказание  гражданам  Российской  Федерации,   лицам   без
   гражданства,    иностранным   гражданам,   беженцам,   общественным
   объединениям   и   юридическим   лицам  консультативно-методической
   помощи по вопросам радиационной безопасности;
       26) контроль за эффективностью профилактических мероприятий  на
   радиационно опасных объектах;
       27)   назначение   специальных  комиссий  по  расследованию   и
   ликвидации последствий радиоактивных воздействий;
       28)  заслушивание отчетов специально уполномоченного  органа  о
   выполнении программ обеспечения радиационной безопасности;
       29)   осуществление  иных  полномочий  в  области   обеспечения
   радиационной   безопасности  в  соответствии  с   законодательством
   Российской Федерации.
       2.   Правительство  Республики  Саха  (Якутия)  реализует  свои
   полномочия   в  области  радиационной  безопасности   населения   и
   окружающей  среды  Республики  Саха (Якутия)  через  уполномоченный
   орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
   (часть 2 введена Законом РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
   
       Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления Республики
   Саха (Якутия) в области радиационной безопасности
   
       Органы местного самоуправления обеспечивают:
       1)  участие  в  обсуждении  и  решении  вопросов  размещения  и
   прекращения   деятельности  на  подведомственных   им   территориях
   ядерных  установок,  источников ионизирующего излучения  и  пунктов
   временного хранения радиоактивных веществ;
       2)  принятие  решений  о размещении, сооружении  и  прекращении
   деятельности   на   подведомственных  им   территориях   источников
   ионизирующего излучения, имеющих местное значение;
       3)  участие  в  проведении  экологической  экспертизы  проектов
   радиационно   опасных  объектов,  намечаемых  к  строительству   на
   подведомственной территории;
       4)   предоставление  земельных  участков  для   размещения   на
   подведомственных  им  территориях радиационно  опасных  объектов  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации;
       5)  разработку  и  принятие  мер по защите  граждан  Российской
   Федерации,  лиц без гражданства, иностранных граждан  и  их  личной
   собственности,    снижению   ущерба,   восстановлению    нормальной
   деятельности   организаций  в  случае  возникновения   радиационной
   аварии,   своевременному   информированию   населения   об   угрозе
   радиационного  воздействия  и  уровнях  радиоактивного  загрязнения
   окружающей среды, сельскохозяйственной продукции, питьевой воды;
       6)  информирование населения через средства массовой информации
   о радиационной обстановке на подведомственных им территориях;
       7)  участие  в  организации и координации действий  специальных
   комиссий  по  расследованию и ликвидации  последствий  радиационных
   воздействий;
       8)  организацию  общественных обсуждений,  проведение  опросов,
   местных   референдумов  среди  населения  по  вопросам   размещения
   радиационно опасных объектов на подведомственных им территориях;
       9)   осуществление  иных  полномочий  в  области   радиационной
   безопасности   в   соответствии   с  законодательством   Российской
   Федерации.
   
   Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
        РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
                                   
          (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
   
       Статья  7 исключена. - Закон РС(Я) от 27.01.2005 206-З  N  417-
   III.
   
       Статья   7.   Государственные  целевые  программы   в   области
   обеспечения   радиационной  безопасности  населения  и   территории
   Республики Саха (Якутия)
   
       1.  Для  обеспечения  радиационной  безопасности  населения   и
   территории    его   проживания   разрабатываются   и    реализуются
   республиканские   целевые  программы,  а  также  подпрограммы   или
   разделы в составе других комплексных программ.
       2.  Разработка республиканских целевых программ, их утверждение
   производятся  по  решению  Правительства Республики  Саха  (Якутия)
   после соответствующей экспертизы или комиссии.
       Республиканские целевые программы, утвержденные  постановлением
   Правительства    Республики   Саха    (Якутия),    реализуются    в
   установленный срок, принятие мер для изменения их срока  реализации
   или    их   прекращения   осуществляется   решением   Правительства
   Республики Саха (Якутия).
       3.   Порядок  разработки,  реализации  государственных  целевых
   программ  в области обеспечения радиационной безопасности населения
   определяется  в установленном порядке законодательством  Российской
   Федерации.
   (часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
   
       Статья  9 исключена. - Закон РС(Я) от 27.01.2005 206-З  N  417-
   III.
   
       Статья 8. Радиационный контроль на предприятиях
   
       1.  Организации,  осуществляющие деятельность с  использованием
   источников  ионизирующего излучения, добывающие и  перерабатывающие
   минеральное   и   органическое  сырье  с   повышенным   содержанием
   природных радионуклидов, а также предприятия, занимающиеся  сбором,
   хранением, переработкой и транспортировкой лома цветного и  черного
   металла,  проводят производственный радиационный контроль  в  целях
   обеспечения радиационной безопасности.
       2.  Порядок  проведения производственного контроля определяется
   для  каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых
   работ   и   согласовывается  с  органами   исполнительной   власти,
   осуществляющими государственное управление, государственный  надзор
   и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
       3.  Должностные лица, осуществляющие производственный  контроль
   за  обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать
   проведение   работ  с  источниками  ионизирующего   излучения   при
   выявлении   нарушений   санитарных  норм,   правил,   гигиенических
   нормативов,   правил  радиационной  безопасности,   государственных
   стандартов,  строительных  норм  и  правил,  правил  охраны  труда,
   распорядительных, инструктивных, методических документов в  области
   обеспечения    радиационной    безопасности    в    соответствующей
   организации до устранения обнаруженных нарушений.
   
       Статья  11.  Общественный радиационный контроль  за  состоянием
   радиационной безопасности
   
       Общественные  объединения  в соответствии  с  законодательством
   Российской  Федерации вправе осуществлять общественный радиационный
   контроль   за  выполнением  норм,  правил,  нормативов  в   области
   обеспечения радиационной безопасности.
   
       Статья  10.  Радиационно-гигиенический  паспорт  организаций  и
   территории Республики Саха (Якутия)
   
       1. В целях оценки вредного воздействия источников ионизирующего
   излучения  (техногенных и природных) на население,  планирования  и
   проведения    мероприятий   по   обеспечению    его    радиационной
   безопасности,   анализа   эффективности   данных   мероприятий   на
   территории   Республики   Саха  (Якутия)  проводится   радиационно-
   гигиеническая  паспортизация  организаций,  использующих  в   своей
   производственной  деятельности источники  ионизирующего  излучения,
   территории  республики  и  радиационно-экологическая  паспортизация
   радиационно опасных объектов.
       2.  Ведение  радиационно-гигиенического паспорта организаций  и
   территории   республики  осуществляется  в  порядке,  установленном
   законодательством Российской Федерации.
       3.  Заполнение  радиационно-гигиенического паспорта  территории
   осуществляется   уполномоченным   органом   исполнительной   власти
   Республики Саха (Якутия).
   
       Статья 11. Радиоэкологическая паспортизация радиационно опасных
   объектов на территории Республики Саха (Якутия)
   
       1.  В целях обеспечения государственного контроля за состоянием
   окружающей   среды  на  участках,  загрязненных   естественными   и
   искусственными   радионуклидами,  мест  захоронения   радиоактивных
   отходов  в  геологических формациях на территории  Республики  Саха
   (Якутия)    проводится   радиационно-экологическая    паспортизация
   радиационно опасных объектов.
       2.  Порядок  проведения радиационно-экологической паспортизации
   радиационно   опасных   объектов   устанавливается   Правительством
   Республики Саха (Якутия).
       3.  Заполнение радиационно-экологического паспорта  радиационно
   опасного    объекта    осуществляется    уполномоченным     органом
   исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
       4.    Полномочия,   права,   обязанности   и   порядок   работы
   уполномоченного   органа  исполнительной  власти  Республики   Саха
   (Якутия)    по   заполнению   радиационно-экологического   паспорта
   радиационно  опасного объекта определяются положением, утверждаемым
   Правительством Республики Саха (Якутия).
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
   
                       Глава 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
                К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
   
       Статья 12. Оценка состояния радиационной безопасности
   
       1.   Оценка   действующей   системы  обеспечения   радиационной
   безопасности    на    предприятиях,    использующих     в     своей
   производственной  деятельности источники  ионизирующего  излучения,
   на   местах   захоронения  радиоактивных  отходов  в  геологических
   формациях   на  территории  республики  основывается  на  следующих
   основных показателях:
       1) характеристике радиоактивного загрязнения окружающей среды;
       2) анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности
   и  выполнения  норм,  правил и гигиенических нормативов  в  области
   радиационной безопасности;
       3) вероятности радиационных аварий и их масштабах;
       4)  степени  готовности  к эффективной ликвидации  радиационных
   аварий и их последствий;
       5)   анализе  доз  облучения,  получаемых  отдельными  группами
   населения от всех источников ионизирующего излучения;
       6)   числе   лиц,  подвергшихся  облучению  выше  установленных
   пределов доз облучения.
       2.   Результаты  оценки  состояния  радиационной   безопасности
   объектов подписываются:
       1)   радиационно-гигиенический  паспорт   предприятия   -   его
   руководителем;
       2) радиационно-гигиенический паспорт территории Республики Саха
   (Якутия)  -  Председателем Правительства Республики  Саха  (Якутия)
   или его заместителем;
       3)   радиационно-экологический  паспорт   радиационно   опасных
   объектов  - контролирующим органом исполнительной власти Республики
   Саха (Якутия).
   
       Статья   13.   Общие  требования  к  обеспечению   радиационной
   безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения
   
       При обращении с источниками ионизирующего излучения организации
   обязаны:
       1)   соблюдать  требования  Конституции  Российской  Федерации,
   федеральных законов и иных нормативных актов Российской  Федерации,
   Конституции  Республики  Саха  (Якутия),  настоящего  закона,  иных
   нормативных правовых актов республики, норм, правил и нормативов  в
   области обеспечения радиационной безопасности;
       2)   иметь   лицензии,   выданные   соответствующими   органами
   государственного  регулирования  на  право  работы  с   источниками
   ионизирующего излучения в установленном порядке;
       3)   иметь  санитарно-эпидемиологическое  заключение  на  право
   работы с источниками ионизирующего излучения;
       4)   планировать  и  осуществлять  мероприятия  по  обеспечению
   радиационной безопасности;
       5)  осуществлять систематический производственный  контроль  за
   радиационной  обстановкой  на  рабочих  местах,  в  помещениях,  на
   территориях  организаций,  в  санитарно-защитных  зонах   и   зонах
   наблюдения, а также за выбросами и сбросом радиоактивных веществ;
       6)  проводить  контроль  и  учет индивидуальных  доз  облучения
   персонала;
       7)  вести учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных
   отходов;
       8)   проводить   подготовку   и  аттестацию   руководителей   и
   исполнителей работ, специалистов служб производственного  контроля,
   других   лиц,   постоянно  или  временно   выполняющих   работы   с
   источниками   ионизирующего  излучения,  по  вопросам   обеспечения
   радиационной безопасности;
       9)  регулярно  информировать персонал об уровнях  ионизирующего
   излучения  на  их  рабочих  местах  и  о  величине  полученных  ими
   индивидуальных доз облучения;
       10) обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты;
       11)     своевременно    информировать    федеральные     органы
   исполнительной  власти, уполномоченные осуществлять государственное
   регулирование,   государственный  надзор  и  контроль   в   области
   радиационной безопасности, органы исполнительной власти  Республики
   Саха    (Якутия)   -   об   аварийных   ситуациях,   о   нарушениях
   технологического   регламента,   создающих   угрозу    радиационной
   безопасности;
       12)   выполнять  постановления,  предписания  должностных   лиц
   уполномоченных   органов   исполнительной  власти,   осуществляющих
   государственное  управление, государственный надзор  и  контроль  в
   области обеспечения радиационной безопасности;
       13)  обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения
   радиационной безопасности.
   
       Статья  14.  Обеспечение радиационной безопасности населения  и
   персонала при медицинских обследованиях
   
       1.     При     проведении     медицинских    рентгенологических
   (радиологических)  процедур применяются  все  необходимые  средства
   защиты пациентов и медицинского персонала.
       Дозы   облучения   пациентов  и  медицинского   персонала   при
   проведении    медицинских   рентгенологических    (радиологических)
   процедур  должны соответствовать нормам, правилам  и  нормативам  в
   области радиационной безопасности.
       2.  Пациент  имеет  право отказаться от  медицинских  рентгено-
   радиологических   процедур,  за  исключением   случаев   неотложной
   медицины   (прямая   угроза  жизни  пациента)  и   профилактических
   исследований, проводимых в целях выявления заболеваний,  опасных  в
   эпидемиологическом отношении.
   
       Статья  15. Требования к профилактическим медицинским  осмотрам
   лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения
   
       1.  В  целях  охраны здоровья, предупреждения  облучения  лица,
   работающие с источниками ионизирующего излучения, должны  проходить
   медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии  в
   соответствии с законодательством и нормативными актами.
       2.  Порядок  проведения  предварительных  (при  поступлении  на
   работу)  и  периодических медицинских осмотров  лиц,  работающих  с
   источниками    ионизирующего    излучения,    устанавливается     в
   соответствии с законодательством Российском Федерации и  Республики
   Саха (Якутия).
       3.      При     проведении     профилактических     медицинских
   рентгенологических и научных исследований практически здоровых  лиц
   годовая    эффективная   доза   облучения   не   должна   превышать
   установленных санитарных норм.
       4.  Руководители  организаций,  индивидуальные  предприниматели
   обязаны    обеспечить   условия,   необходимые   для    прохождения
   профилактических медосмотров граждан, деятельность которых  связана
   с    источниками   ионизирующего   излучения,   за   счет   средств
   работодателя.
   
       Статья 16. Контроль и учет индивидуальных доз облучения
   
       Контроль   и  учет  индивидуальных  доз  облучения,  полученных
   гражданами  при  использовании источников ионизирующего  излучения,
   проведении  медицинских рентгенорадиологических процедур,  а  также
   обусловленных  естественным радиационным  и  техногенно  измененным
   фоном,  осуществляются  в  рамках  единой  государственной  системы
   контроля и учета индивидуальных доз облучения.
   
       Статья   17.   Учет   и   контроль  радиоактивных   веществ   и
   радиоактивных отходов
   
       1.  Учет  и  контроль  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных
   отходов  на  территории Республики Саха (Якутия)  осуществляются  в
   рамках    единой   государственной   системы   учета   и   контроля
   радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
       2. Государственному учету и контролю подлежат:
       1)  радиоактивные  вещества, количество  и  активность  которых
   превышают минимальные значения, установленные федеральными  нормами
   и  правилами,  и  для работы с которыми требуется лицензия  органов
   государственного    регулирования    ядерной     и     радиационной
   безопасности,  за  исключением радиоактивных веществ,  охватываемых
   системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
       2) все виды радиоактивных отходов.
       3.   Порядок   деятельности  регионального   (республиканского)
   информационно-аналитического центра  сбора,  обработки  и  передачи
   информации  системы  учета  и  контроля  радиоактивных  веществ   и
   радиоактивных отходов определяется специально уполномоченным на  то
   органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
   
       Статья   18.   Обеспечение   радиационной   безопасности    при
   производстве и (или) реализации ввозимых из-за пределов  Республики
   Саха (Якутия) пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды
   
       1.   Качество  продовольственного  сырья,  пищевой   продукции,
   питьевой  воды и контактирующих с ними материалов по  содержанию  в
   них    естественных    и    искусственных   радионуклидов    должно
   соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормативам  в
   области обеспечения радиационной безопасности.
       2.  Продовольственное сырье, пищевая продукция,  контактирующие
   материалы  и  изделия, не соответствующие требованиям  радиационной
   безопасности,    немедленно   снимаются   их    изготовителями    с
   производства  и  (или) реализации по постановлениям  уполномоченных
   на то государственных органов.
       3.  Снятые  с производства и (или) реализации продовольственное
   сырье,   пищевая  продукция,  контактирующие  материалы  и  изделия
   должны  быть утилизированы либо использованы их владельцами в  иных
   целях, исключающих причинение вреда здоровью человека.
       4.  Контроль  продукции,  питьевой воды,  сырья  на  содержание
   радионуклидов     осуществляется    в    порядке,     установленном
   законодательством.
   
       Статья   19.   Обеспечение   радиационной   безопасности    при
   воздействии природного излучения
   
       1.  Облучение  населения  и персонала,  обусловленное  радоном,
   продуктами  его  распада, а также другими долгоживущими  природными
   радионуклидами,  в  жилых и производственных помещениях  не  должно
   превышать установленные санитарные нормы.
       2.  В  целях защиты населения и персонала от влияния  природных
   источников излучения необходимо:
       1)   предоставление   земельных  участков  под   строительство,
   утверждение проектной нормативно-технической документации,  ввод  в
   эксплуатацию жилых домов и сооружений культурно-бытового,  жилищно-
   коммунального  назначения,  промышленных,  транспортных  и   других
   сооружений допускать с учетом гамма-фона и плотности потока  радона
   с  поверхности грунта участка не выше установленных санитарных норм
   и  при  наличии  положительного заключения  уполномоченного  на  то
   государственного   органа   об   их   соответствии    установленным
   нормативам по радиационному фактору;
       2)    проведение   производственного   контроля    строительных
   материалов,  приемка  зданий и сооружений в эксплуатацию  с  учетом
   уровня  содержания  радона  в воздухе помещений  и  гамма-излучения
   природных радионуклидов.
       3.  При  невозможности  выполнения  нормативов  путем  снижения
   уровня  содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов
   в   зданиях   и   сооружениях  должен  быть  изменен  характер   их
   использования.
       4.  Запрещается использовать строительные материалы и  изделия,
   не отвечающие требованиям норм радиационной безопасности.
       5.   Органы  исполнительной  власти  Республики  Саха  (Якутия)
   планируют  и проводят работы по оценке и снижению уровней облучения
   населения природными источниками излучения.
   
       Статья  20.  Требования к обеспечению радиационной безопасности
   строительных   материалов,  строительного  сырья,   лесоматериалов,
   металлолома
   
       1. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в
   строительных   материалах,   а   также   активность   искусственных
   радионуклидов  в  лесоматериалах не должна превышать  установленных
   нормативов.
       2.  Строительные материалы, строительное сырье,  лесоматериалы,
   не  отвечающие  требованиям радиационной  безопасности,  немедленно
   снимаются  их  изготовителями с производства и (или) реализации  по
   постановлениям уполномоченных государственных органов.
       3.  Снятые  с  производства  и  (или)  реализации  строительные
   материалы,   строительное   сырье,   лесоматериалы   должны    быть
   использованы  их  владельцами в иных целях, исключающих  причинение
   вреда здоровью человека.
       4.  Партия  лома  черного  и цветного металла,  не  превышающая
   санитарных  норм и не имеющая локальных источников и поверхностного
   загрязнения  альфа- и бета-активными радионуклидами, допускается  к
   использованию  на территории республики без каких-либо  ограничений
   по радиационной безопасности.
       5.  Лом  черного и цветного металла, не отвечающий  требованиям
   радиационной  безопасности, немедленно снимается его  владельцем  с
   использования  и (или) реализации по постановлениям уполномоченного
   на то государственного органа.
       6.  Снятый с использования и (или) реализации металлолом должен
   быть  сдан  на  пункты захоронения радиоактивных  отходов  согласно
   Основным     санитарным    правилам    обеспечения     радиационной
   безопасности.
   
            Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
                        ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
   
       Статья 21. Защита населения и персонала от радиационной аварии
   
       Организации,  в  которых  возможно  возникновение  радиационных
   аварий, обязаны иметь:
       1)  перечень  потенциальных радиационных аварий с прогнозом  их
   последствий и прогнозом радиационной обстановки;
       2)  критерии  принятия  решений при возникновении  радиационной
   аварии;
       3)   план  мероприятий  по  защите  работников  (персонала)   и
   населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный  с
   органами  государственной  власти, осуществляющими  государственное
   управление,  надзор  и контроль в области обеспечения  радиационной
   безопасности;
       4)  средства  для  оповещения населения и  персонала,  а  также
   материальные  и  финансовые  средства  для  ликвидации  последствий
   радиационной аварии;
       5)  медицинские средства профилактики радиационных поражений  и
   средства  оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной
   аварии;
       6)  аварийно-спасательные формирования,  создаваемые  из  числа
   персонала.
   
       Статья  22. Обязанности организации по обеспечению радиационной
   безопасности  персонала  и  населения,  подвергнувшихся  аварийному
   облучению
   
       В   случае   радиационной  аварии  организация,  осуществляющая
   деятельность  с использованием источников ионизирующего  излучения,
   обязана:
       1)   незамедлительно  проинформировать  о  радиационной  аварии
   полномочные   органы   государственной   власти   Республики   Саха
   (Якутия),  федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
   государственный   надзор   и   контроль   в   области   обеспечения
   радиационной    безопасности,   органы   местного    самоуправления
   муниципальных  образований  и  население  территорий,  на   которых
   возможно повышенное облучение;
       2)  совместно  с  полномочными органами государственной  власти
   Республики   Саха   (Якутия),   Российской   Федерации   обеспечить
   выполнение   мероприятий  по  защите  персонала  и   населения   от
   радиационных аварий и ее последствий;
       3) принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при
   радиационной аварии;
       4) принять меры по локализации очага радиоактивного загрязнения
   и    предотвращению   распространения   радиоактивных   веществ   в
   окружающей среде;
       5)  провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной
   аварии   и   изменений  радиационной  обстановки  при  радиационной
   аварии;
       6)  принять  меры  по нормализации радиационной  обстановки  на
   территории     организаций,    осуществляющих    деятельность     с
   использованием    источников   ионизирующего    излучения,    после
   ликвидации радиационной аварии;
       7)   принять  меры  по  оценке  индивидуальных  доз   облучения
   персонала   и   населения  и  передаче   этих   данных   в   органы
   здравоохранения   и   другие  полномочные  органы   государственной
   власти.
   
          Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ
       И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
   
       Статья   23.   Ответственность   и   обязанности   организаций,
   использующих   в  своей  производственной  деятельности   источники
   ионизирующего  излучения, по обеспечению радиационной  безопасности
   персонала и населения
   
       1.   Организация,   использующая   в   своей   производственной
   деятельности источники ионизирующего излучения, обязана:
       1)  соблюдать  требования настоящего закона,  иных  нормативных
   правовых  актов  Российской Федерации, Республики Саха  (Якутия)  в
   области обеспечения радиационной безопасности;
       2)   планировать  и  осуществлять  мероприятия  по  обеспечению
   радиационной безопасности;
       3)  осуществлять систематический производственный  контроль  за
   радиационной  обстановкой  на  рабочих  местах,  в  помещениях,  на
   территориях  организаций,  в  санитарно-защитных  зонах   и   зонах
   наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
       4)  проводить  регулярный  учет и контроль  индивидуальных  доз
   облучения работников (персонала);
       5)  своевременно  информировать  органы  исполнительной  власти
   Республики  Саха  (Якутия) о перемещениях радиоактивных  веществ  и
   радиоактивных отходов по территории Республики Саха (Якутия);
       6)   проводить  подготовку  и  аттестацию  должностных  лиц   и
   персонала,   специалистов  служб  производственного   радиационного
   контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих  работы  с
   источниками ионизирующего излучения;
       7)  организовывать проведение предварительных  и  периодических
   медицинских осмотров персонала;
       8)  регулярно  информировать работников (персонал)  об  уровнях
   ионизирующего  излучения  на  их  рабочих  местах  и   о   величине
   полученных ими индивидуальных доз облучения;
       9)  своевременно  информировать  органы  исполнительной  власти
   Республики  Саха  (Якутия), органы местного самоуправления,  органы
   государственного  контроля и надзора за радиационной  безопасностью
   об  аварийных  ситуациях,  о  нарушении технологических  процессов,
   хищениях   (исчезновениях)   источников  ионизирующего   излучения,
   создающих угрозу здоровью населения;
       10)   выполнять   постановления,   предписания   и   заключения
   должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной  власти
   Республики  Саха  (Якутия),  органов  государственного  контроля  и
   надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
       11)   обеспечить  ведение  радиационно-гигиенического  паспорта
   организации;
       12) обеспечивать реализацию прав граждан в области радиационной
   безопасности.
       2.    Эксплуатирующие    организации    несут    всю    полноту
   ответственности  за  безопасность  ядерных  установок,   источников
   ионизирующего   излучения,  пунктов  их  хранения,   а   также   за
   надлежащее с ними обращение.
       3. Юридические и физические лица, виновные в невыполнении или в
   нарушении   требований  к  обеспечению  радиационной  безопасности,
   несут    ответственность   в   соответствии   с   законодательством
   Российской Федерации.
   (часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
   
       Статья  24.  Обязанности  и  ответственность  юридических  лиц,
   имеющих лицензии на обращение с ломом черного и цветного металла
   
       1.  Юридические  лица, имеющие лицензии на  обращение  с  ломом
   черного  и  цветного  металла, обязаны  проводить  производственный
   радиационный  контроль в соответствии с нормативной правовой  базой
   Российской Федерации.
       2.  Нарушение юридическими лицами Правил обращения  с  ломом  и
   отходами  черных и цветных металлов влечет за собой ответственность
   в соответствии с законодательством Российской Федерации.
   
      Глава 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
        ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ
                              ОБЪЕДИНЕНИЙ
            В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
   
       Статья   25.  Право  граждан  Российской  Федерации,  лиц   без
   гражданства, иностранных граждан на радиационную безопасность
   
       1.   Граждане   Российской  Федерации,  лица  без  гражданства,
   иностранные граждане имеют право на радиационную безопасность.
       2.  Это  право  обеспечивается  за  счет  проведения  комплекса
   мероприятий   по   предотвращению  радиационного   воздействия   на
   организм   человека,  ионизирующего  излучения  выше  установленных
   норм,   правил  и  нормативов,  выполнения  гражданами   Российской
   Федерации,  лицами  без  гражданства,  иностранными  гражданами   и
   организациями,   осуществляющими  деятельность   с   использованием
   источников   ионизирующего  излучения,  требований  к   обеспечению
   радиационной безопасности.
   
       Статья   26.  Право  граждан  Российской  Федерации,  лиц   без
   гражданства,  иностранных  граждан и  общественных  объединений  на
   получение информации в области радиационной безопасности
   
       1.   Граждане   Российской  Федерации,  лица  без  гражданства,
   иностранные  граждане  и общественные объединения  имеют  право  на
   получение  объективной информации в сфере обеспечения  радиационной
   безопасности:
       1)  от  органов  исполнительной власти Российской  Федерации  и
   Республики Саха (Якутия) в пределах их компетенции:
       по   безопасности   намечаемых  к  сооружению,   проектируемых,
   сооружаемых,  эксплуатируемых и выводимых из  эксплуатации  ядерных
   установок,   радиационных  источников  и   пунктов   хранения,   за
   исключением сведений, составляющих государственную тайну;
       о  решениях  по размещению радиационных объектов на  территории
   республики;
       по   вопросам  ввоза  на  территорию  республики  радиоактивных
   веществ  и радиоактивных отходов, изделий, их содержащих,  а  также
   их вывоза за пределы республики;
       о радиационных авариях и мерах по ликвидации их последствий;
       о радиационной обстановке на территории республики;
       2)  от  эксплуатирующих  организаций, органов  государственного
   надзора  и  контроля за радиационной безопасностью (в  пределах  их
   полномочий):
       о  состоянии  радиационной  обстановки  в  районе  расположения
   радиационного  объекта  и  его  влиянии  на  здоровье  населения  и
   окружающую среду;
       о   мероприятиях   по  обеспечению  радиационной   безопасности
   населения, проживающего в зоне наблюдения радиационного объекта;
       о технической безопасности функционирования данного объекта;
       об организации системы учета источников ионизирующего излучения
   и   изделий,  их  содержащих,  контроля  за  их  использованием   и
   хранением;
       3) от медицинских учреждений:
       о  планируемых и фактически полученных дозах облучения  граждан
   при    обследовании   или   лечении   с   применением    источников
   ионизирующего излучения.
       3. Право на объективное получение информации обеспечивается:
       1)  публикациями в средствах массовой информации, выступлениями
   официальных    представителей   органов    исполнительной    власти
   Республики   Саха   (Якутия)  и  органов  местного  самоуправления,
   органов   государственного  контроля  и  надзора  за   радиационной
   безопасностью,  специалистов эксплуатирующих организаций,  а  также
   проведением   встреч  представителей  указанных  выше   органов   и
   организаций с общественностью;
       2)   официальными   ответами  органов   исполнительной   власти
   Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления,  органов
   государственного   надзора   за   радиационной   безопасностью    и
   эксплуатирующих  организаций  на  запросы  граждан  и  общественных
   объединений;
       3) проведением общественных и парламентских слушаний;
       4)  посещением  гражданами  Российской  Федерации,  лицами  без
   гражданства,  иностранными гражданами, представителями общественных
   объединений,  предприятий, эксплуатирующих радиационные  источники,
   в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации  и
   Республики Саха (Якутия).
       4.   За  отказ  от  предоставления  информации,  за  умышленное
   искажение   или  за  утаивание  объективных  данных   по   вопросам
   радиационной  безопасности руководители организаций,  в  том  числе
   общественных  объединений  и  средств  массовой  информации,  несут
   ответственность  в  соответствии  с  законодательством   Российской
   Федерации.
   
       Статья  27.  Права общественных объединений в сфере обеспечения
   радиационной безопасности населения
   
       1.  Общественные  объединения имеют право  рекомендовать  своих
   представителей   для   участия   в   государственных    экспертизах
   радиационных  объектов, радиационных источников и пунктов  хранения
   на  стадии  их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации
   и вывода из эксплуатации.
       2.  Общественные объединения в соответствии с законодательством
   Российской  Федерации вправе осуществлять общественный контроль  за
   выполнением   норм,  правил  и  нормативов  в  области  обеспечения
   радиационной безопасности.
       3. Общественные объединения имеют право на участие в обсуждении
   проектов,  законов и иных нормативных правовых актов и  программ  в
   области  радиационной безопасности, использования атомной  энергии,
   а  также  в  обсуждении  вопросов  по  размещению,  проектированию,
   сооружению,  эксплуатации  и  выводу из  эксплуатации  радиационных
   объектов, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения.
   
       Статья  28.  Права общественных объединений, граждан Российской
   Федерации,  лиц без гражданства, иностранных граждан на  участие  в
   формировании  политики  в  области использования  атомной  энергии,
   радиационной безопасности
   
       1.  Организации,  в  том  числе  общественные  объединения,   и
   граждане  Российской  Федерации, лица без гражданства,  иностранные
   граждане   имеют   право   на   участие   в   обсуждении   проектов
   законодательных  актов  и программ в области использования  атомной
   энергии,   а   также   в   обсуждении   вопросов   по   размещению,
   проектированию,  сооружению, эксплуатации и выводу из  эксплуатации
   ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
       2.  Органы  исполнительной власти Республики  Саха  (Якутия)  и
   органы    местного    самоуправления,   на    территории    которых
   предполагается    разместить   ядерные   установки,    радиационные
   источники  или пункты хранения ядерных отходов, обязаны в  пределах
   своей  компетенции проводить с участием организаций,  в  том  числе
   общественных   организаций  (объединений),  и  граждан   обсуждение
   вопросов   по  размещению,  проектированию  и  сооружению  объектов
   использования атомной энергии.
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
       3.  По  результатам  такого обсуждения  соответствующие  органы
   исполнительной  власти Республики Саха (Якутия) и  органы  местного
   самоуправления  принимают решения, которые  подлежат  обязательному
   опубликованию в официальном печатном органе. Эти решения  после  их
   принятия  могут быть обжалованы в суд физическими или  юридическими
   лицами,  чьи  права  и  охраняемые  законом  интересы  могут   быть
   нарушены.
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
       4.  Организации,  в  том числе общественные объединения,  имеют
   право  рекомендовать своих представителей для участия в экспертизах
   ядерных  установок, радиационных источников и пунктов  хранения  на
   стадии  их  размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации  и
   вывода из эксплуатации.
   
       Статья   29.  Право  граждан  Российской  Федерации,  лиц   без
   гражданства,  иностранных граждан на возмещение  убытков  и  вреда,
   причиненных  радиационным  воздействием при  использовании  атомной
   энергии
   
       Граждане  Российской Федерации, иностранные граждане, лица  без
   гражданства,   которым  причинены  убытки  и  вред   в   результате
   радиационного воздействия при использовании атомной энергии,  имеют
   право  на  возмещение указанных убытков и вреда в полном  объеме  в
   соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
   
       Статья  30.  Право  работников объектов  использования  атомной
   энергии на социальные гарантии
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
   
       1.  Работники  ядерных  установок,  радиационных  источников  и
   пунктов  хранения, командированные на указанные  объекты,  а  также
   работники,   занятые  на  каких-либо  других  работах  с   ядерными
   материалами и радиоактивными веществами, имеют право на  социальные
   гарантии  за  негативное  воздействие  ионизирующего  излучения  на
   здоровье человека и за дополнительные факторы риска.
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
       2.  Право  на  социальную  гарантию за  негативное  воздействие
   ионизирующего  излучения  на  здоровье  человека  (включая  медико-
   санитарное  обслуживание)  имеют также лица,  ранее  работавшие  на
   объектах    использования    атомной   энергии.    Виды,    размеры
   предоставления   социальных  гарантий  за  негативное   воздействие
   ионизирующего  излучения на здоровье человека и  за  дополнительные
   факторы  риска,  а также источники, за счет которых  осуществляется
   финансирование       указанных      компенсаций,       определяются
   законодательством Российской Федерации.
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
       3.  Порядок  предоставления указанных компенсаций  определяется
   Правительством Российской Федерации.
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
   
       Статья  31.  Меры  по социальной поддержке  граждан  в  районах
   расположения ядерных установок, радиационных источников  и  пунктов
   хранения
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
   
       1.  Граждане  Российской Федерации, проживающие, осуществляющие
   трудовую  деятельность  или проходящие военную  службу  в  пределах
   зоны  наблюдения  ядерных  установок, радиационных  источников  или
   пунктов   хранения,   имеют  право  на   социальные   гарантии   за
   дополнительные  факторы  риска или за  особые  условия  проживания,
   осуществления   трудовой  деятельности  или   прохождения   военной
   службы.
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
       2. Виды, размеры предоставления указанных социальных гарантий и
   меры  по  социальной  поддержке граждан в  зависимости  от  типа  и
   характеристик  безопасности объекта использования  атомной  энергии
   устанавливаются федеральным законодательством.
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
       3.  Порядок предоставления указанных социальных гарантий и меры
   по  социальной  поддержке  граждан  устанавливаются  Правительством
   Российской Федерации.
   (в ред. Закона РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)
   
       Статья  32. Страхование граждан Российской Федерации  от  риска
   радиационного воздействия при использовании атомной энергии
   
       1.  Работники  ядерных  установок,  радиационных  источников  и
   пунктов  хранения, командированные на указанные  объекты,  а  также
   граждане,  проживающие,  осуществляющие трудовую  деятельность  или
   проходящие  военную  службу  в  пределах  зоны  наблюдения  ядерных
   установок,  радиационных  источников и пунктов  хранения,  подлежат
   обязательному   бесплатному   страхованию   личности    от    риска
   радиационного   воздействия  за  счет  средств  собственников   или
   владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии.
       2.   Гражданам   Российской  Федерации   обеспечивается   право
   заключения договора добровольного страхования личности и  имущества
   от  риска  радиационного  воздействия. Выплаты  страховых  сумм  по
   этому  виду страхования производятся независимо от выплат  сумм  по
   государственному    социальному    страхованию    и     социальному
   обеспечению.
       3.  Порядок и условия страхования личности и имущества от риска
   радиационного     воздействия    определяются     законодательством
   Российской Федерации.
   
       Статья   33.  Права  граждан  Российской  Федерации,  лиц   без
   гражданства,   иностранных   граждан   на   получение   информации,
   подтверждающей дозу облучения
   
       1.   Граждане   Российской  Федерации,  лица  без  гражданства,
   иностранные   граждане,  подвергшиеся  радиационному   воздействию,
   имеют   право  на  получение  соответствующего  документа  о   дозе
   облучения.
       2.  Гражданину  Российской  Федерации,  лицу  без  гражданства,
   иностранному  гражданину по его требованию  предоставляется  полная
   информация о величине планируемой и фактически полученной  им  дозы
   при обследовании или лечении.
       3.  Право  на  принятие  решения о применении  рентгеновских  и
   радиологических исследований предоставляется гражданину  Российской
   Федерации,  лицу без гражданства, иностранному гражданину  или  его
   законному представителю.
   
       Статья  34. Обязанности граждан Российской Федерации,  лиц  без
   гражданства,    иностранных   граждан   в    области    обеспечения
   радиационной безопасности
   
       Граждане    Российской   Федерации,   лица   без   гражданства,
   иностранные  граждане,  проживающие на территории  Республики  Саха
   (Якутия), обязаны:
       1)    соблюдать    требования   к   обеспечению    радиационной
   безопасности;
       2)   проводить   или  принимать  участие  в   мероприятиях   по
   обеспечению радиационной безопасности;
       3)  выполнять  требования  федеральных  органов  исполнительной
   власти,  осуществляющих государственное управление, государственный
   надзор  и  контроль  в  области радиационной безопасности,  органов
   исполнительной  власти Республики Саха (Якутия) и органов  местного
   самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.
   
            Глава 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
            КОСМИЧЕСКИХ И ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ЯДЕРНЫМИ
                УСТАНОВКАМИ И РАДИАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
   
       Статья  35.  Обеспечение радиационной безопасности  космических
   аппаратов   и  летательных  аппаратов  с  ядерными  установками   и
   радиационными источниками
   
       1.  При проектировании, строительстве, эксплуатации космических
   и  летательных  аппаратов  с  ядерными  установками,  радиационными
   источниками,  а  также использовании энергии радиоактивных  веществ
   должны  соблюдаться нормы и правила в области использования атомной
   энергии, радиационной безопасности, охраны окружающей среды.
       2.  В  случае возникновения неисправности на борту космического
   или  летательного  аппарата с ядерной установкой  или  радиационным
   источником,    которая   может   привести   к    незапланированному
   возвращению  ядерных  материалов  или  радиоактивных   веществ   на
   территорию    Республики   Саха   (Якутия),   оповещение    органов
   государственного управления Республики Саха (Якутия) и  оказание  в
   случае   необходимости  помощи  осуществляются  в  соответствии   с
   законодательством Российской Федерации.
   
         Глава 9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
      РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
                   ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
   
       Статья   36.   Взаимодействие  органов  исполнительной   власти
   Республики  Саха  (Якутия)  с  субъектами  Российской  Федерации  в
   области обеспечения радиационной безопасности
   
       В  целях обеспечения защиты населения и охраны окружающей среды
   Республики   Саха  (Якутия)  от  воздействий  радиационно   опасных
   объектов,  расположенных  за пределами  Республики  Саха  (Якутия),
   орган  исполнительной власти Республики Саха (Якутия)  заключает  с
   органами   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации
   соглашения,   в   которых   оговариваются   порядок    и    условия
   взаимодействия,     источники     финансирования,     распределение
   обязанностей по обеспечению радиационной безопасности  населения  и
   охраны  окружающей  среды  при нормальных режимах  работы  объектов
   использования   атомной  энергии,  а  также  при  возникновении   и
   развитии радиационных аварий на указанных объектах.
   
         Глава 10. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
                       РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
   
       Статья  37.  Финансирование деятельности в области  обеспечения
   радиационной безопасности
   
       1.   Мероприятия   по  обеспечению  радиационной   безопасности
   населения   и  окружающей  среды  финансируются  за  счет   средств
   республиканского  бюджета  на  основании  республиканских   целевых
   программ и иных источников, предусмотренных законодательством.
       2. Для обеспечения радиационной безопасности населения, а также
   для   проведения  (разработки)  научно-исследовательских,   опытно-
   конструкторских  и  проектных работ в данной  сфере,  в  том  числе
   мероприятий  по  реабилитации загрязненных территорий,  захоронению
   источников  ионизирующего излучения с вывозом их в пункты  хранения
   за  пределы  республики,  Правительство  Республики  Саха  (Якутия)
   должно  ежегодно  предусматривать  бюджетные  средства,  страховать
   население  от  риска  радиационного воздействия  при  использовании
   источников   ионизирующего  излучения  на  основании  представлений
   соответствующих служб.
       3.  Эксплуатирующая  организация совместно  с  соответствующими
   органами  управления Российской Федерации, Республики Саха (Якутия)
   создает  в  порядке, предусмотренном федеральным и  республиканским
   законодательством,  специальный  фонд  по  финансированию   затрат,
   связанных  с  выводом из эксплуатации ядерной установки,  источника
   ионизирующего   излучения,  пункта  хранения,  для   финансирования
   научно-исследовательских   работ   по   обоснованию   и   повышению
   радиационной безопасности этих объектов.
   
                  Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 38. Вступление в силу настоящего закона
   
       Настоящий  закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
   опубликования.
   
       Статья 39. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
   с настоящим законом
   
       Предложить  Президенту  Республики  Саха  (Якутия)  и  поручить
   Правительству  Республики Саха (Якутия) привести  свои  нормативные
   правовые акты в соответствие с настоящим законом.
   
                                                             Президент
                                              Республики Саха (Якутия)
                                                              В.ШТЫРОВ
   г. Якутск
   15 июля 2004 года
   155-З N 317-III
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz