Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 17.09.2002 N 3-80/02 О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 30 ИЮЛЯ 2002 Г. N 83/1-2 "О НАЗНАЧЕНИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА НА ТЕРРИТОРИИ Г. ЯКУТСКА ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА 29 СЕНТЯБРЯ 2002 Г." В ЧАСТИ НАЗНАЧЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОСЕЛОК ЖАТАЙ"

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 17 сентября 2002 г. N 3-80/02
                                   
           О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
            ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
          ОТ 30 ИЮЛЯ 2002 Г. N 83/1-2 "О НАЗНАЧЕНИИ МЕСТНОГО
           РЕФЕРЕНДУМА НА ТЕРРИТОРИИ Г. ЯКУТСКА ПО ВОПРОСАМ
            МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА 29 СЕНТЯБРЯ 2002 Г."
             В ЧАСТИ НАЗНАЧЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА НА ТЕРРИТОРИИ
              МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОСЕЛОК ЖАТАЙ">
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующего                      Александровой Р.С.,
       при секретаре                                   Удаловой Л.В.,
       с участием прокурора                           Яковлевой С.Н.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании  в  г.  Якутске  17
   сентября  2002  г.  дело  по  заявлению муниципального  образования
   "Поселок  Жатай"  о признании незаконным постановления  Центральной
   избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002  г.
   о назначении местного референдума,
   
                              установил:
   
       Постановлением  Центральной избирательной  комиссии  Республики
   Саха  (Якутия) от 30 июля 2002 г. N 83/1-2 на территории г. Якутска
   на  29  сентября 2002 г. назначен местный референдум  по  следующим
   вопросам:  1. Поддерживаете ли Вы решение об образовании  в  городе
   Якутске   единого  муниципального  образования  "Город  Якутск"   в
   границах    административно-территориальной   единицы   -    города
   республиканского  значения  Якутск?  2.  Считаете  ли  Вы,  что   в
   муниципальном  образовании "Город Якутск" должна  быть  установлена
   следующая  структура  органов местного самоуправления  -  городское
   собрание  Якутска  в количестве 25 человек со сроком  полномочий  5
   лет;  выборное должностное лицо - глава муниципального образования,
   избираемый населением, со сроком полномочий 5 лет?
       Муниципальное образование "Поселок Жатай" обратилось  в  суд  с
   заявлением  о  признании  незаконным названного  постановления  ЦИК
   РС(Я),  ссылаясь  на то, что оно вынесено незаконно,  с  ущемлением
   прав  муниципального  образования. В обоснование  своих  требований
   заявитель  сослался  на то, что референдум не  является  по  своему
   содержанию   местным,   поскольку  назначен   на   территории,   не
   являющейся муниципальным образованием (за исключением пос. Жатай  и
   пос.  Маган). Кроме того, референдум в нарушение требований ст.  15
   ч.  5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав
   и  права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации"  в
   редакции от 12 июня 2002 г. назначен не уполномоченным органом.  По
   мнению  заявителя,  ЦИК  РС(Я)  не имеет  права  назначить  местный
   референдум.  Кроме  того,  заявитель  считает,  что  назначение   и
   проведение  референдума  на  территории муниципального  образования
   пос.  Жатай ущемляет права его жителей. Первый вопрос о возможности
   образования   на   территории  г.  Якутска  единого  муниципального
   образования  допускает  множественность  толкования,  что  является
   нарушением требований ст. 12 Федерального закона.
       В  судебном  заседании  представитель  заявителя  Еникеев  Р.А.
   поддержал заявление в полном объеме.
       Представитель Центральной избирательной комиссии РС(Я) Окороков
   К.К.  с  заявлением не согласен и пояснил, что инициативная  группа
   "Любимый  город"  обратилась с ходатайством о  проведении  местного
   референдума  на  территории  г.  Якутска,  достаточное   количество
   подписей  было  собрано, вынесенные на референдум вопросы  являются
   допустимыми,  не противоречат требованиям п. 8 ст. 12  Федерального
   закона.  ЦИК  РС(Я)  не  вправе была  выйти  за  пределы  вопросов,
   поставленных  инициативной группой. При этом  права  муниципального
   образования "Поселок Жатай" не ущемляются, поскольку на  референдум
   выносится  вопрос  о  создании муниципального образования  на  всей
   территории   г.   Якутска.  Поселок  Жатай   как   административно-
   территориальная   единица  находится  в  составе   административно-
   территориальной  единицы города Якутска, поэтому его  жители  имеют
   право выразить свое мнение по выносимым на референдум вопросам.
       Представитель    администрации   Президента   и   Правительства
   Республики  Саха (Якутия) Охлопкова С.В. с заявлением не  согласна.
   В  обоснование  своих  возражений пояснила, что  постановление  ЦИК
   РС(Я)  основано на Законе РС(Я) "О внесении изменений и  дополнений
   в   Закон   РС(Я)  "О  местном  референдуме",  который   регулирует
   правоотношения по назначению и проведению референдума в  переходный
   период.  На  территории  г. Якутска имеется  несколько  подчиненных
   поселков,  в  том  числе  и  пос. Жатай.  Поскольку  на  территории
   Республики  в  целом  местное самоуправление не осуществляется,  но
   допускается   возможность   образования   на   различных   уровнях,
   полагает,  что  мнение  населения  относительно  уровня  территории
   необходимо  получить  путем голосования на референдуме.  По  своему
   содержанию   назначенный  референдум  является  местным.   Вопросы,
   вынесенные на референдум, не противоречат требованиям ч. 7 и  ч.  8
   ст. 12 Федерального закона.
       Представитель   администрации  г.  Якутска  Клименко   А.В.   с
   заявлением  муниципального  образования  пос.  Жатай  не  согласна,
   полагает, что их права не ущемляются.
       Выслушав  доводы  сторон, заключение прокурора Яковлевой  С.Н.,
   полагавшей  заявление подлежащим удовлетворению  в  полном  объеме,
   суд  приходит  к  выводу  о частичном удовлетворении  заявления  по
   следующим основаниям.
       В  Республике Саха (Якутия) на уровне улусов (районов), городов
   существуют местные органы государственной власти, в том числе  и  в
   городе  Якутске. До внесения изменений и дополнений  в  Конституцию
   Республики  Саха  (Якутия)  и  Закон Республики  Саха  (Якутия)  "О
   местном  самоуправлении  в  РС(Я)"  местное  самоуправление   могло
   осуществляться лишь на уровне поселков и сел. В апреле  2002  г.  в
   Конституцию  РС(Я)  внесены изменения в  части  дополнения  перечня
   территориальных  единиц,  на которых может  осуществляться  местное
   самоуправление,   а   именно:   улусы   (районы),   города,   город
   республиканского   значения   -   Якутск.   15   июня    2002    г.
   законодательным  органом республики принят Закон РС(Я)  "О  порядке
   образования,    объединения,   преобразования    или    упразднения
   муниципальных образований в Республике Саха (Якутия),  установления
   и   изменения  их  границ  и  наименований",  в  ст.   8   которого
   установлено, что вопрос об образовании муниципальной единицы  может
   быть   решен   населением  на  собрании  граждан,  представительным
   органом  местного  самоуправления, если такой  орган  избран,  либо
   местным референдумом.
       Тогда  же  был  принят  Закон РС(Я)  "О  внесении  изменений  и
   дополнений   в   Закон  РС(Я)  "О  местном  референдуме",   которым
   установлен  механизм проведения местного референдума на  переходный
   период.
       Фактически на момент рассмотрения дела на территории республики
   местное    самоуправление   осуществляется   в   10   муниципальных
   образованиях, созданных в поселках, в том числе и в пос. Жатай.
       Доводы  заявителя о том, что назначенный референдум не является
   местным  и  незаконно назначен Центральной избирательной  комиссией
   РС(Я), подлежат отклонению по следующим основаниям.
       Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных  прав  и
   права  на  участие  в референдуме граждан Российской  Федерации"  в
   редакции  от  12  июня  2002  г. различает  3  вида  референдума  -
   референдум  Российской  Федерации, референдум  субъекта  Российской
   Федерации  и  местный референдум. При этом различие  проводится  по
   значимости   выносимых  на  референдум  вопросов.   Из   содержания
   предлагаемых для вынесения на референдум 30 июля 2002  г.  вопросов
   следует,   что   это   вопросы   местного   значения.   Вопрос    о
   территориальном   уровне   осуществления  местного   самоуправления
   разрешается     населением    определенной    административно     -
   территориальной  единицы.  При отсутствии представительных  органов
   местного    самоуправления,   особенностей   организации    органов
   государственной  власти и местного самоуправления  в  республике  и
   особенностей     регионального    законодательства,    допускающего
   возможность  введения самоуправления на двух уровнях, суд  приходит
   к  выводу  о  том, что при сложившейся обстановке выявление  мнения
   населения допустимо путем проведения местного референдума.
       Из  ст.  1  названного  Федерального  закона  следует,  что  им
   определяются  основные  гарантии реализации  гражданами  Российской
   Федерации   конституционного  права  на   участие   в   выборах   и
   референдумах,  проводимых  на территории  Российской  Федерации.  В
   части 3 статьи 1 Закона указано, что гарантии избирательных прав  и
   права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации,
   дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным  законом,
   устанавливаются иными законами, в том числе и законом субъекта.
       Из  анализа  содержания  Федерального закона  следует,  что  он
   регулирует  правоотношения,  в  частности,  по  порядку  назначения
   референдума,   при  наличии  созданных  муниципальных  образований.
   Поскольку  на  территории  республики  в  целом  не  осуществляется
   местное  самоуправление, суд приходит к выводу о том,  что  законом
   субъекта  Российской  Федерации допустимо  осуществление  правового
   регулирования    путем    установления   дополнительных    гарантий
   реализации   гражданами  конституционного  права   на   участие   в
   референдумах  в  переходный период. При таких обстоятельствах,  суд
   приходит   к   выводу  о  том,  что  при  отсутствии  муниципальных
   образований  и  представительных  органов  местного  самоуправления
   субъект   Российской  Федерации  вправе  возложить  на  Центральную
   избирательную  комиссию  Республики  Саха  (Якутия)  полномочия  по
   назначению  референдума.  При  этом  суд  исходит  из   того,   что
   инициатива  по  проведению референдума на территории  гор.  Якутска
   исходила  от  надлежащих лиц - населения города в лице инициативной
   группы  "Любимый  город",  ими надлежащим образом  произведен  сбор
   подписей  в  поддержку  референдума, т.е. с соблюдением  требований
   ст.ст.   13,  14  названного  выше  Федерального  закона.  Вопросы,
   предлагаемые   для  вынесения  на  референдум,  не  подпадают   под
   ограничения,  установленные  п.  8  ст.  12  Федерального   закона.
   Указанное   подтверждается  содержанием   оформленного   надлежащим
   образом  письменного ходатайства инициативной группы  о  проведении
   референдума.  Таким  образом, суд полагает, что  основные  гарантии
   реализации  гражданами Российской Федерации конституционного  права
   на   участие   в   референдуме,  соблюдены.  Поэтому  постановление
   Центральной   избирательной  комиссии  РС(Я)  в   указанной   части
   является законным, признанию недействительным не подлежит.
       Вместе  с  тем суд полагает, что при назначении референдума  на
   территории  гор.  Якутска,  включая  пос.  Жатай,  ущемлены   права
   муниципального образования и его жителей. Постановление  ЦИК  РС(Я)
   в указанной части подлежит отмене по следующим основаниям.
       Жители  пос.  Жатай  реализовали  свое  конституционное   право
   избирать  и  быть  избранными в органы местного самоуправления,  на
   этой  территории осуществляется местное самоуправление,  существуют
   выборные  органы  местного  самоуправления,  имеется  Устав,   свой
   самостоятельный  бюджет.  Постановлением Государственного  Собрания
   (Ил  Тумэн)  РС(Я) от 2 марта 2000 г. утверждена административно  -
   территориальная  граница  поселка Жатай. Из  устава  муниципального
   образования  -  статьи  2  - следует, что  поселок  Жатай  является
   единым  муниципальным образованием. Таким образом,  жители  поселка
   определились  с  территориальным уровнем  и  создали  муниципальное
   образование именно на территории поселка.
       Порядок      преобразования,     присоединения,     упразднения
   муниципального  образования  регулируется  названным  выше  Законом
   РС(Я)  от  10 июля 2002 г. и реализуется путем совместного  решения
   представительных  органов  местного  самоуправления   преобразуемых
   муниципальных    образований    или    на    местном    референдуме
   соответствующих   территорий.  Решение   представительного   органа
   муниципального   образования  "Поселок  Жатай"   о   преобразовании
   отсутствует.  Из  содержания  вынесенных  на  референдум   вопросов
   следует,  что  в  отношении жителей муниципальных образований,  уже
   созданных  на  территории г. Якутска, в том  числе  и  пос.  Жатай,
   вопрос о преобразовании не вынесен.
       Суд  приходит  к  выводу  о том, что вынесенный  на  референдум
   вопрос  о  создании на территории г. Якутска единого муниципального
   образования,  без  учета  мнения  муниципального  образования  пос.
   Жатай  о  его преобразовании, ущемляет права заявителя.  По  своему
   содержанию  вынесенные  на референдум вопросы  о  создании  единого
   муниципального  образования  и избрания  единого  выборного  органа
   свидетельствуют  об автоматическом создании единого  муниципального
   образования   на  территории  всей  административно-территориальной
   единицы   -  г.  Якутск  со  всеми  входящими  в  него  населенными
   пунктами.  Для жителей пос. Жатай и муниципального образования  это
   означает  изменение  границ. Суд полагает,  что  постановление  ЦИК
   РС(Я)  о  назначении референдума на территории пос. Жатай  нарушает
   права  муниципального образования, предусмотренные в ч.  2  ст.  13
   Федерального  закона  "Об  общих  принципах  организации   местного
   самоуправления  в  Российской Федерации", из которой  следует,  что
   изменение  границ  муниципального образования  не  допускается  без
   учета мнения населения соответствующих территорий.
       Таким  образом,  постановление  ЦИК  РС(Я)  в  указанной  части
   является незаконным и подлежит отмене.
       На  основании  изложенного, руководствуясь ст.ст.  191-197  ГПК
   РСФСР, суд
   
                                решил:
   
       Заявление  муниципального образования пос. Жатай  удовлетворить
   частично.
       Постановление  Центральной  избирательной  комиссии  Республики
   Саха  (Якутия)  от 30 июля 2002 г. N 83/1-2 "О назначении  местного
   референдума   на   территории  г.  Якутска  по  вопросам   местного
   самоуправления  на 29 сентября 2002 г." в части назначения  его  на
   территории   муниципального   образования   пос.   Жатай   признать
   незаконным и отменить.
       В удовлетворении остальной части заявления отказать.
       Решение  может быть обжаловано и опротестовано в Верховный  Суд
   Российской Федерации в течение 10 дней.
   
                                                  Председательствующий
                                                      Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz