Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 21.08.2002 N 3-68/02 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я) "О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 21 августа 2002 г. N 3-68/02
                                   
               О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
           ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я)
                 "О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГРАЖДАН
                      В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)>
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующего                      Александровой Р.С.,
       при секретаре                                  Бережнове Е.К.,
       с участием прокурора                           Яковлевой С.Н.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании  в  г.  Якутске  21
   августа  2002  г.  дело  по  заявлению  Прокурора  Республики  Саха
   (Якутия)  о признании противоречащими федеральному законодательству
   отдельных  положений  Закона  РС(Я) "О личном  подсобном  хозяйстве
   граждан в Республике Саха (Якутия)",
   
                              установил:
   
       Постановлением Палаты Представителей Государственного  Собрания
   (Ил  Тумэн)  Республики Саха (Якутия) от 14  июня  2000  г.  принят
   Закон  "О  личном  подсобном хозяйстве граждан  в  Республике  Саха
   (Якутия)".
       Прокурор   обратился   в   суд   с   заявлением   о   признании
   недействующими  и  не  подлежащими применению  отдельных  положений
   названного  закона по тем основаниям, что они приняты  в  нарушение
   требований законодательства.
       В   судебном   заседании  прокурор  Яковлева  С.Н.   поддержала
   заявление в полном объеме.
       Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов
   П.В.  заявление  прокурора признал частично.  Не  признал  в  части
   признания  недействующими Преамбулы и п. 3  ст.  3  Закона  по  тем
   основаниям,    что   федеральный   закон,   регулирующий    порядок
   осуществления    гражданами    личного    подсобного     хозяйства,
   отсутствует, в связи с этим полагает, что Республика Саха  (Якутия)
   как  субъект  Российской  Федерации  вправе  осуществлять  правовое
   регулирование.  Установление правовых  основ  в  указанной  области
   является  основой  оспариваемого  закона,  без  которой  сам  Закон
   теряет  свой  смысл  и назначение. Поэтому требование  прокурора  о
   признании  противоречащей  федеральному  законодательству  в  части
   Преамбулы  не подлежит удовлетворению. П. 3 ст. 3 Закона  принят  в
   соответствии  с  требованиями федерального  законодательства,  т.к.
   деятельность  граждан  по  ведению  личного  подсобного   хозяйства
   регулируется  не  только  гражданским,  но  и  земельным,  трудовым
   законодательством,  в связи с этим по предмету совместного  ведения
   Республика    Саха    (Якутия)   вправе    осуществлять    правовое
   регулирование.  Кроме  того, он пояснил,  что  в  отношении  других
   оспариваемых прокурором норм Государственным Собранием  (Ил  Тумэн)
   РС(Я)  принят  проект  закона  о внесении  изменений,  окончательно
   закон еще не принят.
       Выслушав  объяснения  сторон, изучив представленные  документы,
   суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
       В Преамбуле Закона Республики Саха (Якутия) "О личном подсобном
   хозяйстве  граждан  в  Республике Саха (Якутия)"  установлено,  что
   настоящий  закон определяет правовые основы организации  и  ведения
   гражданами личного подсобного хозяйства, а также меры по  поддержке
   их    органами   государственной   власти   и   органами   местного
   самоуправления в Республике Саха (Якутия).
       Данная  формулировка в части установления законом  субъекта  РФ
   правовых  основ организации и ведения гражданами личного подсобного
   хозяйства противоречит требованиям п. 1 ст. 12 Федерального  закона
   "О   принципах   и  порядке  разграничения  предметов   ведения   и
   полномочий   между   органами  государственной  власти   Российской
   Федерации  и  органами государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  от  24  июня  1999 г., согласно которому  по  вопросам,
   отнесенным  частью 1 статьи 72 Конституции Российской  Федерации  к
   предметам  совместного  ведения Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации,  издаются федеральные  законы,  определяющие
   основы  (общие  принципы)  правового  регулирования.  Поскольку   в
   Преамбуле  Закона РС(Я) установлены не соответствующие субъекту  РФ
   полномочия,  она в указанной части подлежит признанию недействующей
   и не подлежащей применению.
       Доводы представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)
   о  том,  что  Преамбула  Закона РС(Я) не  противоречит  требованиям
   федерального законодательства, т.к. принята в пределах  полномочий,
   подлежат  отклонению,  как не основанные на  правильном  толковании
   закона. Часть 2 ст.2 названного Федерального закона касается  иного
   предмета,  а  именно: осуществления правового регулирования,  а  не
   установления  правовых  основ. Федеральный  законодатель  установил
   правило, в соответствии с которым по вопросам, отнесенным частью  1
   ст.  72  Конституции  Российской Федерации к предметам  совместного
   ведения  Российской  Федерации  и субъектов  Российской  Федерации,
   издаются   федеральные   законы,   определяющие   правовые   основы
   правового    регулирования,   а   субъект   Российской    Федерации
   осуществляет   собственное   правовое  регулирование   в   пределах
   установленных  основ. При этом до принятия федеральных  законов  по
   вопросам,  отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты  РФ
   вправе   осуществлять   правовое  регулирование.   После   принятия
   соответствующего  федерального закона  законы  и  иные  нормативные
   правовые  акты  субъектов РФ подлежат приведению в  соответствие  с
   принятым  федеральным  законом.  Из  указанного  не  следует  право
   законодательных  и  исполнительных органов  государственной  власти
   субъекта Российской Федерации по установлению правовых основ.
       В  п.  3  статьи  3 Закона РС(Я) "О личном подсобном  хозяйстве
   граждан  в Республике Саха (Якутия)" установлено, что вмешательство
   органов государственной власти и органов местного самоуправления  в
   деятельность  граждан  по ведению личного подсобного  хозяйства  не
   допускается,     за     исключением    случаев,     предусмотренных
   законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
       Из   содержания   данной   нормы   следует,   что   допускается
   вмешательство   органов  государственной  власти  Республики   Саха
   (Якутия)  в  деятельность  граждан по  ведению  личного  подсобного
   хозяйства.  При  этом  под вмешательством понимается  осуществление
   правового   регулирования   в  этой  области   путем   установления
   определенных  ограничений,  изменения  сложившихся  правоотношений.
   Личное  подсобное хозяйство, как установлено в п. "а" ст. 1  Закона
   РС(Я),   представляет  собой  форму  ведения  сельскохозяйственного
   производства,  традиционных занятий и промыслов, в  которой  личным
   трудом   гражданина   и  (или)  членов  его  семьи   осуществляется
   производство  сельскохозяйственной  и  промысловой  продукции   для
   личного  потребления, а также для реализации в целях удовлетворения
   своих материальных и иных потребностей. Из указанного следует,  что
   гражданин,  осуществляющий  личное  подсобное  хозяйство,  является
   одним  из  участников  гражданского оборота, он  может  вступать  в
   различные  правоотношения с другими участниками, между  ними  могут
   возникать  обязательственные  отношения  имущественного  характера.
   Поэтому  деятельность  гражданина  по  ведению  личного  подсобного
   хозяйства  в  соответствии  с  п.  1  ст.  2  Гражданского  кодекса
   Российской   Федерации  регулируется  в  том  числе  и  гражданским
   законодательством.   Поскольку   гражданское   законодательство   в
   соответствии  с  п.  "о"  ст. 71 Конституции  Российской  Федерации
   находится    в   исключительном   ведении   Российской   Федерации,
   Республика   Саха   (Якутия)   не  вправе   осуществлять   правовое
   регулирование  в этой области. Следовательно, п.  3  ст.  3  Закона
   РС(Я),    как   допускающий   такое   регулирование,   противоречит
   требованиям   федерального  законодательства,  подлежит   признанию
   недействующим и не подлежащим применению.
       Пункт  2 статьи 4, пункт 1 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт  1
   статьи  10,  пункты  "в", "е", "ж" статьи 11,  пункт  1  статьи  12
   Закона  Республики  Саха  (Якутия) "О  личном  подсобном  хозяйстве
   граждан  в  Республике Саха (Якутия)" от 14 июня 2000  г.  подлежат
   признанию   недействующими   и   не   подлежащими   применению   по
   основаниям,  изложенным  прокурором  в  письменном  заявлении,  как
   противоречащие     требованиям    федерального    законодательства.
   Представитель  Государственного Собрания (Ил  Тумэн)  РС(Я)  Иванов
   П.В.  в  указанной части заявление прокурора признал.  Кроме  того,
   суд  учитывает,  что  по  указанным нормам  Закона  Государственным
   Собранием  (Ил Тумэн) РС(Я) 4 июля 2002 г. принят проект  закона  о
   внесении  изменений  и  дополнений, которые  по  своему  содержанию
   исключают положения, противоречащие федеральному законодательству.
       На  основании  изложенного, руководствуясь ст.ст.  191-197  ГПК
   РСФСР, Верховный суд РС(Я)
   
                                решил:
   
       Удовлетворить заявление прокурора.
       Признать Преамбулу в части, определяющей правовые основы, пункт
   3  статьи  3  в  указанной выше части, пункт 2 статьи  4,  пункт  1
   статьи  8,  пункт 2 статьи 9, пункт 1 статьи 10, пункты  "в",  "е",
   "ж"  статьи  11, пункт 1 статьи 12 Закона Республики Саха  (Якутия)
   "О  личном  подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)"
   от  14  июня 2000 г. противоречащими федеральному законодательству,
   недействующими  и  не  подлежащими  применению  со  дня  вступления
   решения в законную силу.
       Сведения  о принятом решении опубликовать в средствах  массовой
   информации.
       Решение  может быть обжаловано и опротестовано в Верховный  Суд
   Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения  решения  в
   окончательной форме.
   
                                                  Председательствующий
                                                      Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz