Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РСЯ ОТ 09.07.2002 N 4-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ 28 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ)"ОБ УЛУСНОЙ,ГОРОДСКОЙ(ГОРОДА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ) АДМИНИСТРАЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 9 июля 2002 г. N 4-П
   
             ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ
               СТАТЬИ 28 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
            "ОБ УЛУСНОЙ, ГОРОДСКОЙ (ГОРОДА РЕСПУБЛИКАНСКОГО
          ЗНАЧЕНИЯ) АДМИНИСТРАЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
   
       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей В.А. Долгашевой, А.Д.
   Петракова,  В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием гражданина
   Н.И.  Седалищева,  обратившегося с жалобой,  представителя  Палаты
   Представителей  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн) Республики
   Саха (Якутия) А.Р. Данилова рассмотрел в открытом заседании дело о
   проверке конституционности положения статьи 28 Закона "Об улусной,
   городской  (города  республиканского  значения)  администрациях  в
   Республике Саха (Якутия)".
       Поводом к рассмотрению дела  явилась  жалоба  гражданина  Н.И.
   Седалищева.  Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
   неопределенность в вопросе о соответствии  Конституции  Республики
   Саха (Якутия) оспариваемого заявителем положения закона.
       Заслушав сообщение судьи  В.Т. Филиппова,  объяснения  сторон,
   выступления представителя Президента Республики Саха (Якутия) Ф.Н.
   Захаровой,  представителей   Якутского   регионального   отделения
   Всероссийской  партии  "Единство и Отечество - Единая Россия" E.С.
   Никитиной,  И.Б.  Трескова,  исследовав представленные  документы,
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
   
                               установил:
   
       1. Гражданин Н.И. Седалищев просит проверить конституционность
   абзаца   4   статьи  28  Закона  "Об  улусной,  городской  (города
   республиканского  значения)  администрациях  в   Республике   Саха
   (Якутия)".  По мнению заявителя,  его положение,  в соответствии с
   которым глава  администрации  не  вправе  состоять  в  руководящих
   органах  политических  партий,  подлежит  применению  при избрании
   председателя  регионального   политсовета   партии.   Одновременно
   ходатайствующий   просит   установить   противоправность   решения
   Якутского регионального отделения  партии  "Единая  Россия"  от  2
   апреля   2002   года   об   избрании  председателем  регионального
   политсовета главы администрации г. Якутска.
       Заявитель утверждает,  что абзац 4 статьи 28 закона регулирует
   как отношения республиканских партий, так и отношения региональных
   отделений   Всероссийских  политических  партий.  По  его  мнению,
   неприменение положения абзаца 4 статьи  28  упомянутого  закона  и
   решение    учредительного    Собрания   нарушают   гарантированные
   Конституцией  Республики  Саха   (Якутия)   свободу   деятельности
   объединений,  право граждан на объединение в политические партии и
   общественные объединения.
       2. В  условиях  развития  федеративных отношений регулирование
   правового  статуса  общественных  объединений  осуществлялось   не
   только   Российской   Федерацией,   но   и  субъектами  Федерации.
   Двухуровневое   законодательство   существовало    и    в    сфере
   регулирования   деятельности   политических   партий.  Федеральное
   законодательство    о    политических    партиях    представлялось
   Федеральными    законами   от   19.05.95   г.   "Об   общественных
   объединениях",  от 12.01.96 г.  "О  некоммерческих  организациях".
   Вопросы    участия    политических    партий    в    осуществлении
   государственной  власти  регулировались   нормами   избирательного
   права,  Федеральными  законами  "Об основах государственной службы
   Российской  Федерации",  "Об  основах   муниципальной   службы   в
   Российской  Федерации",  Федеральным  конституционным  законом  "О
   Правительстве Российской Федерации".
       В этих    законах    закрепляется    принцип    внепартийности
   государственной  и  муниципальной  службы,  вводится   запрет   на
   использование  служебного  положения должностного лица в интересах
   политической партии.  Определены правовые рамки  совмещения  одним
   лицом  должности в структурах исполнительной власти и руководящего
   поста политической партии.
       В Республике Саха (Якутия) 25 марта 1993 года был принят Закон
   "Об  общественных  объединениях",  который  действовал  наряду   с
   аналогичным   федеральным   законом.   В  соответствии  с  ними  в
   республике   одновременно   функционировали    общероссийские    и
   региональные  партии.  Республиканские партии были самостоятельны,
   имели  свои  учредительные  документы,  многие  из  них  не  имели
   организационно-правовых отношений с общероссийскими объединениями.
   Эти партии являлись частью регионального политического процесса, и
   их   взаимоотношения   с  государственной  властью  регулировались
   законодательством республики.
       Нормативные акты  республики в той мере,  в какой регулируемые
   ими  отношения  не  охвачены  регулятивным  действием  федеральных
   законов,  являются  действующими.  К  их числу относится положение
   статьи 28 Закона Республики Саха (Якутия) "Об  улусной,  городской
   (города  республиканского  значения)  администрациях  в Республике
   Саха (Якутия)".  В  силу  этого  предметом  рассмотрения  является
   проверка конституционности абзаца 4 статьи 28 указанного закона.
       3. Деятельность республиканских партий основывается на  статье
   4    Конституции    республики,    согласно   которой   демократия
   осуществляется   на   базе   идеологического    и    политического
   многообразия,    многопартийности   и   законности.   Общественные
   объединения создаются и действуют в рамках Конституции  Российской
   Федерации  и  Конституции  Республики  Саха  (Якутия).  Тем  самым
   республика обязуется не устанавливать государственную идеологию  и
   принять все меры для обеспечения деятельности различных партий.  С
   другой   стороны,   республика   гарантирует   путем   утверждения
   законности  реальность  принципов  идеологического  многообразия и
   многопартийности.
       По своему    предназначению   политические   партии   призваны
   участвовать в осуществлении государственной  власти,  представлять
   интересы  граждан  в  органах  государственной  власти  и местного
   самоуправления.  Партии объединяют граждан  в  зависимости  от  их
   социальной  и  политической  ориентации.  Поэтому их соперничество
   имеет позитивное значение и  направлено  на  претворение  в  жизнь
   народовластия,    используя    возможности    парламентаризма    и
   периодически проводимых свободных выборов.
       Республика Саха   (Якутия)   устанавливает  демократические  и
   формально определенные условия участия  республиканских  партий  в
   осуществлении региональной государственной власти. Так, Законом "О
   государственной  службе  в  Республике  Саха  (Якутия)"  объявлена
   внепартийность  государственной  службы (статья 3,  подпункт "з").
   Этим  же  законом  должностным  лицам  запрещается  заниматься   в
   служебное  время деятельностью в интересах политической партии,  а
   также заниматься агитацией в пользу  политической  партии  (статья
   19, ч. 1, пункт "з").
       Правило абзаца 4  статьи  28  Закона  "Об  улусной,  городской
   (города  республиканского  значения)  администрациях  в Республике
   Саха (Якутия)" о том, что глава администрации не вправе состоять в
   руководящих  органах  политических  партий  не  выходит за пределы
   законных  условий,  необходимых  для   соперничества   партий,   в
   одинаковой  мере  относится  ко  всем  партиям;  не  устанавливает
   чрезмерных   ограничений;   ограждает    очередные    выборы    от
   злоупотреблений  в  части излишнего использования административных
   ресурсов должностными  лицами,  занимающими  руководящие  посты  в
   партии;    ориентировано    на    снижение    влияния    отдельных
   республиканских партий на исполнительную власть.
       В целом  положение  абзаца 4 статьи 28 рассматриваемого закона
   утверждает равенство республиканских партий  перед  исполнительной
   властью.
       Рассматриваемая норма основана  на  конституционных  принципах
   равенства  общественных  объединений  перед  законом и ограничения
   деятельности политических партий по правовым критериям.
       Таким образом,  положение  абзаца 4 статьи 28 рассматриваемого
   закона направлено на создание условий  многопартийности  и  вносит
   элемент  равенства  в область политического соперничества партий и
   потому  соответствует  статье 4    Конституции   Республики   Саха
   (Якутия).
       4. Принципиально новым этапом развития правового регулирования
   политических   партий   является   принятие   11  июля  2001  года
   Федерального закона "О политических партиях".
       Согласно статье  4  закона  деятельность  политических  партий
   основывается на  Конституции  Российской  Федерации,  регулируется
   федеральными  конституционными  законами  и федеральными законами.
   Соответственно  все  общероссийские  политические  партии  обязаны
   соблюдать  законодательство  Российской Федерации.  Общероссийские
   политические  партии,   включая   свои   региональные   отделения,
   действующие  на  территории субъекта Федерации,  составляют единое
   целое и имеют единые уставы и программы. Отсутствие у политической
   партии  региональных  отделений  более  чем  в  половине субъектов
   Федерации является основанием ее ликвидации.
       Свобода деятельности    политических    партий    во    многом
   определяется их взаимоотношениями с государством,  его органами  и
   должностными  лицами.  Федеральный  закон "О политических партиях"
   устанавливает  запрет  на  вмешательство  партий  в   деятельность
   органов  государственной власти и их должностных лиц,  равно как и
   на вмешательство органов государственной власти и  их  должностных
   лиц в деятельность политических партий.  В соответствии с частью 3
   статьи 10   закона    лица,   замещающие    государственные    или
   муниципальные  должности,  и лица,  находящиеся на государственной
   или муниципальной  службе,  не  вправе  использовать  преимущество
   своего   должностного   или   служебного   положения  в  интересах
   политической партии, членами которой они являются.
       В статье 23   (пункт 9)   закон   устанавливает,   что   члены
   политической партии не связаны решениями политической  партии  при
   исполнении   своих  должностных  или  служебных  обязанностей,  за
   исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных
   органах, ее региональных отделениях.
       Федеральный закон  "О  политических   партиях"   устанавливает
   федеральный   статус  политических  партий  и  не  предусматривает
   создания  региональных   политических   партий,   т.е.   исключает
   возможность   регулирования   деятельности   политических   партий
   региональным законодательством. Поэтому возможность отождествления
   республиканских  политических  партий  с региональными отделениями
   общероссийских партий не предусматривается.
       В Конституции Российской Федерации закрепляется приоритетность
   ценности человека,  его прав и свобод (статья 2).  Исходя из этого
   регулирование  прав и свобод человека,  прежде всего тех,  которые
   указаны в самой Конституции,  отнесено к  исключительному  ведению
   федерации.   Этим   обусловлено  регулирование  политических  прав
   граждан и идеологической свободы человека  на  уровне  федеральных
   законов.
       Итак, региональные   отделения   общероссийских   политических
   партий   являются   субъектами   федерального  законодательства  о
   политических партиях.  Соответственно факты  нарушения  конкретных
   норм  федеральных  законов  региональным отделением общероссийской
   партии  устанавливаются  федеральным  судом  общей  юрисдикции  по
   правилам гражданского судопроизводства.
       На основании  изложенного  и  руководствуясь  статьями  86-92,
   97-103  Конституционного закона "О Конституционном суде Республики
   Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный
   суд Республики Саха (Якутия)
   
                              постановил:
   
       1. Признать абзац 4 статьи 28 Закона от 17 декабря 1996 г. З N
   148-I "Об улусной,  городской (города  республиканского  значения)
   администрациях  в  Республике  Саха  (Якутия)"  о  том,  что главы
   администраций   не   вправе   состоять   в   руководящих   органах
   политических  партий,  соответствующим Конституции Республики Саха
   (Якутия),   поскольку    это    положение    регулирует    участие
   республиканских     политических     партий     в    осуществлении
   государственной власти в Республике Саха (Якутия).
       2. Прекратить дальнейшее рассмотрение жалобы  гражданина  Н.И.
   Седалищева  в части его требования об установлении неправомерности
   решения Якутского  регионального  отделения  Всероссийской  партии
   "Единство  и  Отечество  - Единая Россия" от 2 апреля 2002 года об
   избрании председателем регионального  политсовета  партии  "Единая
   Россия"    главы    администрации   города   Якутска   ввиду   его
   неподведомственности.
       3. Постановление   окончательно,   обжалованию   не  подлежит,
   вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
       4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия", "Ил Тумэн".
   
                                                         Председатель
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                          Д.Н.МИРОНОВ
   
                                                            Секретарь
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                         В.Т.ФИЛИППОВ
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz