Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС ОТ 04.02.2002 N 1-П ПО ДЕЛУ ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 6 СТАТЬИ 70 И ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 79 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 4 февраля 2002 г. N 1-П
   
         ПО ДЕЛУ ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 6 СТАТЬИ 70 И
         ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 79 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
       Конституционный суд  Республики  Саха   (Якутия)   в   составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей В.А. Долгашевой, А.Д.
   Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием Председателя
   Правительства Республики Саха  (Якутия) В.М. Власова,  заместителя
   Председателя Палаты Представителей Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  А.Р. Данилова,   представителя
   Президента  в  Конституционном  суде  Республики  Саха   (Якутия),
   кандидата юридических  наук М.М. Яковлева,  заместителя начальника
   юридической службы Правительства  Республики  Саха  (Якутия)  В.Э.
   Григорьевой,  представителя  Управления Министерства юстиции РФ по
   Республике Саха (Якутия)  М.И. Заморщикова, руководствуясь статьей
   101  (пункт 5)  Конституции  Республики Саха (Якутия)  и статьей 1
   Закона  "О  Конституционном  суде   Республики   Саха   (Якутия)",
   рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений статьи
   70 (пункт 6) и статьи 79 (часть  3)  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия).
       Поводом к  рассмотрению  дела   явился   запрос   Председателя
   Правительства Республики Саха (Якутия) В.М. Власова.
       Заслушав     сообщение    судьи-докладчика    В.А. Долгашевой,
   выступления  участников  судебного заседания,  Конституционный суд
   Республики Саха (Якутия)
   
                               установил:
   
       1. Согласно статье 79 (часть 3)  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия)  Правительство  республики  слагает  свои  полномочия  на
   первом заседании вновь избранного  Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн).  По  норме  пункта  6  статьи  70  Конституции  республики
   Президент республики "принимает отставку Правительства  Республики
   Саха (Якутия) в установленном законом порядке".
       Председатель Правительства В.М. Власов  просит дать толкование
   этих конституционных норм и разъяснить:  в каких случаях Президент
   Республики  Саха  (Якутия)  имеет   право   единолично   отправить
   Правительство  республики в отставку в целом,  так и его отдельных
   членов;  означает  ли  норма  о  принятии   Президентом   отставки
   Правительства Республики Саха (Якутия),  что он принимает отставку
   при сложении Правительством своих полномочий на  первом  заседании
   вновь  избранного  Парламента;  или  это  означает  автоматическое
   сложение   полномочий   Правительства   перед   вновь    избранным
   Президентом республики.
       Запрос касается толкования норм части 3 статьи 79 и  пункта  6
   статьи  70  Конституции  Республики  Саха  (Якутия) с точки зрения
   условий и порядка  сложения  полномочий  Правительства  Республики
   Саха (Якутия) в целом и его отдельных членов.
       2. Республика Саха (Якутия) как субъект  Российской  Федерации
   самостоятельно   устанавливает   систему  органов  государственной
   власти в соответствии с основами конституционного строя Российской
   Федерации  и  Федеральным  законом "Об общих принципах организации
   законодательных  (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации".
       Конституция республики не относит Правительство  республики  к
   высшим  органам  государственной  власти  республики  (статья 50).
   Согласно  статье   79   Конституции   Республики   Саха   (Якутия)
   Правительство  Республики  Саха (Якутия) является исполнительным и
   распорядительным органом  государственной  власти.  В  таком  виде
   Правительство   не  обладает  конституционной  самостоятельностью,
   вытекающей  из  принципа   разделения   властей.   Однако   статус
   Правительства  республики  определяется  конституционным  законом.
   Своеобразие правового статуса Правительства республики  отражается
   в  порядке  его  формирования,  конструировании  условий и порядка
   сложения им полномочий.
       Рассматривая данное дело,  Конституционный суд Республики Саха
   (Якутия) исходит из действующих норм Конституции о  Правительстве,
   не   входя   в   обсуждение  их  целесообразности  и  соответствия
   федеральному законодательству.  Вместе с тем  Конституционный  суд
   Республики  Саха  (Якутия)  отмечает,  что  процесс  приведения  в
   соответствие  призван  охватить  и  вопросы  правового   положения
   Правительства Республики Саха (Якутия).
       3. Согласно  части  3   статьи   79   Конституции   республики
   Правительство   республики   слагает  свои  полномочия  на  первом
   заседании вновь избранного Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
   Республики    Саха    (Якутия).    Этой    конституционной   норме
   корреспондирует положение  статьи  7  конституционного  Закона  "О
   Правительстве   Республики   Саха  (Якутия)"  о  сроке  полномочий
   Правительства республики. В этих нормах устанавливается общий срок
   полномочий   Правительства,   который   совпадает  с  легислатурой
   законодательного органа.
       В части  3 статьи 79 Конституции содержится определение начала
   и  окончания  полного  срока  при  нормальном  режиме   реализации
   полномочий  Правительства  республики.  Правительство слагает свои
   полномочия перед вновь  избранным  Государственным  Собранием  (Ил
   Тумэн),  что  означает  окончание срока полномочий предшествующего
   Правительства.  С этого момента начинается срок полномочий  нового
   Правительства  республики.  Прекращение  полномочий  Правительства
   обусловлено истечением срока полномочий Государственного  Собрания
   (Ил Тумэн).
       Согласно статье  51  Конституции  Государственное Собрание (Ил
   Тумэн)  является  высшим   представительным,   законодательным   и
   контрольным  органом республики.  Государственное Собрание состоит
   из   депутатов,    избранных    "от    каждого    улуса,    города
   республиканского   подчинения"   и   депутатов,    избранных   "от
   территориальных округов" (статья 57) сроком на 5 лет (статья  52).
   Следовательно,   Парламент   республики   имеет   пятилетний  срок
   полномочий.  Поэтому полный срок  полномочий  Правительства  равен
   пяти годам.
       Таким образом,  статья  79  (часть 3)  действующей Конституции
   легитимность периода деятельности Правительства республики выводит
   из   срока   легислатуры  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн).
   Правительство  данного  состава  прекращает  свою  деятельность  с
   началом  работы  Государственного  Собрания  (Ил Тумэн) очередного
   созыва.  Сокращение  полного   срока   полномочий   Правительства,
   установленного  данной  нормой  в  связи с вступлением в должность
   вновь  избранного  Президента   Республики   Саха   (Якутия),   не
   предусмотрено.
       4. Конституция республики устанавливает не только  общий  срок
   полномочий  Правительства,  но  и  предусматривает возможность его
   досрочного прекращения.
       Согласно    статье 82   (часть   1)   Конституции   республики
   Правительство, не получившее доверия Государственного Собрания (Ил
   Тумэн),  уходит  в  отставку.  Право  внесения  вопросов о доверии
   Правительству принадлежит Президенту и  Государственному  Собранию
   (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия).  При  этом Конституция не
   увязывает  соответствующую  инициативу  с  конкретными  условиями.
   Государственное Собрание может связать ее с отчетом Правительства,
   характером его деятельности  по   вопросам  Программы  социально -
   экономического   развития   республики,   за   реализацию  которой
   Правительство несет "всю  полноту  ответственности"  (статья  81).
   Свободен  в  выборе  оснований своей инициативы и Президент.  Но в
   соответствии с  частью  3  статьи  8  конституционного  Закона  "О
   Правительстве  Республики  Саха  (Якутия)"  отставка  Председателя
   Правительства в случаях,  предусмотренных частью 2 этой статьи, не
   влечет  отставки Правительства,  т.е.  на этом основании Президент
   выразить соответствующую инициативу не вправе.
       Согласно статье  82  (часть  1)  право   выражения   недоверия
   Правительству  принадлежит  Государственному  Собранию (Ил Тумэн).
   Здесь закрепляется часть контрольных функций  Парламента.  Порядок
   ее   реализации   частично   закреплен   в  статье  58  (абзац  3)
   Конституции,  где  указано,  что  к  ведению   Палаты   Республики
   относится  принятие  решений  по  вопросам о доверии Правительству
   республики.  В  части  3  статьи  9  конституционного  Закона   "О
   Правительстве    Республики   Саха   (Якутия)"   закреплено,   что
   постановление  о  недоверии  Правительству   принимается   Палатой
   Республики   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  большинством
   голосов от общего числа депутатов.
       Выражение недоверия  Правительству  республики   сопряжено   с
   конституционными  полномочиями  Президента  о принятии им отставки
   Правительства (пункт 6 статья  70).  Согласно  части  4  статьи  9
   конституционного Закона "О Правительстве Республики Саха (Якутия)"
   после  принятия  постановления  Палаты  Республики   о   недоверии
   Президент может объявить об отставке Правительства республики. А в
   связи  с  повторным  выражением   Палатой   Республики   недоверия
   Президент объявляет об отставке Правительства в течение 14 дней.
       Следовательно,   в   соответствии   с   пунктом 6    статьи 70
   Конституции Президент республики принимает отставку Правительства,
   досрочно прекратившего  свои  полномочия,  в  связи  с  выражением
   недоверия Государственным Собранием (Ил Тумэн).
       5. Конституция   республики   и   конституционный   Закон   "О
   Правительстве   Республики   Саха  (Якутия)"  регулируют  отставку
   Правительства республики в связи с его собственной инициативой.
       Согласно   части 2   статьи 82    Конституции    Правительство
   республики  может  подать  в  отставку,  которая  принимается  или
   отклоняется    Президентом    Республики    Саха   (Якутия).   Эта
   конституционная  норма  воспроизводится  в  части 1   статьи 8   и
   отражена   в  части 2 статьи 5,  части 2 статьи 7 конституционного
   Закона "О Правительстве Республики Саха (Якутия)".
       Условия и  причины желания  Правительства  досрочно прекратить
   свою   деятельность   ни   в   Конституции,   ни   в    упомянутом
   конституционном   Законе  не закреплены. Поэтому  они  могут  быть
   связаны с разнообразными обстоятельствами и факторами,  характером
   деятельности  самого  Правительства   и  его  взаимоотношениями  с
   Государственным Собранием (Ил Тумэн),  Президентом  республики.  В
   этом  вопросе  самостоятельность  Правительства  является условием
   свободы оценок Президента. Глава исполнительной власти уполномочен
   принять  или  отклонить  инициативу  Правительства  об  отставке в
   рамках  своих  прав  и  прерогатив,  руководствуясь   законами   и
   целесообразностью. В случае отклонения инициативы Правительства об
   отставке, Правительство не может обжаловать его решение и не может
   принять  иные  меры,  не соответствующие воле главы исполнительной
   власти.  В случае принятия Президентом  инициативы,  Правительство
   уходит  в    отставку,  которая единолично оформляется Президентом
   республики в  соответствии  с  пунктом  6  статьи  70  Конституции
   Республики Саха (Якутия).
       Следовательно, конституционная норма  о  принятии  Президентом
   отставки  Правительства  в  установленном законом порядке (пункт 6
   статьи 70) подразумевает возможность удовлетворения им  инициативы
   Правительства об отставке.
       6. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) в своем
   запросе просит разъяснить:  означает ли норма о том, что Президент
   "принимает  отставку  Правительства  Республики   Саха  (Якутия)",
   автоматическое  сложение   полномочий  Правительства  перед  вновь
   избранным главой исполнительной власти.
       Действующее Правительство было сформировано Первым Президентом
   республики и Государственным Собранием  (Ил  Тумэн),  избранным  в
   1997  году.  За  эти годы с участием Президента и Государственного
   Собрания (Ил Тумэн) персональный состав Правительства неоднократно
   менялся.  Независимо  от этого в соответствии с частью 3 статьи 79
   Правительство в полном составе будет слагать свои полномочия перед
   вновь избранным Государственным Собранием (Ил Тумэн).
       Новый Президент Республики Саха (Якутия) избран 13 января 2002
   года   и  вступил  в  должность  27  января  2002  года.  Отставка
   Правительства,   выраженная  в  пункте  6  статьи  70  Конституции
   республики,   как    указано   в   пунктах   3, 4, 5    настоящего
   постановления,  связана  с   досрочным   прекращением   полномочий
   Правительства   и   выступает   организационной   частью  сложения
   Правительством  своих  полномочий  на   первом   заседании   вновь
   избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн).
       Действующая Конституция  республики  исходит  из   того,   что
   прекращение  полномочий  Правительства  в связи с истечением срока
   может быть связано только с  одним  органом,  в  данном  случае  с
   легислатурой  Государственного Собрания.  В условиях,  когда сроки
   полномочий Парламента и Президента республики не совпадают, увязка
   отставки  Правительства  со  сроком  полномочий  еще  и Президента
   явилась бы правовым излишеством,   не способствующим  стабильности
   государственного управления.
       Конституционная  формула  пункта 6   статьи 70     Конституции
   фиксирует   не  только  материальное  право  Президента  принимать
   отставку Правительства,  но и через слова  "установленном  законом
   порядке"  указывает  на  необходимость закрепления соответствующей
   юридической   процедуры.   Организующим    средством    реализации
   указанного  права  является  установление  соответствующих правил,
   форм и  процедур.  Условия  и  порядок  принятия  отставки  должны
   определяться  конституционными  нормами.  Между тем ни в статье 70
   Конституции,  регулирующей полномочия Президента республики,  ни в
   статьях  79-82 Конституции,  устанавливающих основы деятельности и
   формы ответственности  Правительства, нет  положений,  связывающих
   прекращение полномочий Правительства с истечением срока полномочий
   Президента  и  вступлением  в  должность  вновь  избранного  главы
   исполнительной власти.
       7. Согласно статье 79 Конституции  Председатель  Правительства
   руководит и организует работу Правительства республики.
       Президент по норме пункта 7 статьи 70 Конституции  с  согласия
   Государственного   Собрания  (Ил  Тумэн)  назначает  на  должность
   Председателя  Правительства  Республики  Саха   (Якутия)   и   его
   заместителей,  а по  норме пункта 8 этой статьи - с согласия палат
   Государственного   Собрания   (Ил   Тумэн)   и    других    членов
   Правительства.
       В рамках    разграничения    между     палатами     полномочий
   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  по  вопросам формирования
   Правительства дача согласия Президенту Республики Саха (Якутия) на
   назначение  и освобождение от должности Председателя Правительства
   и его заместителей,  министра финансов,  министра внешних связей и
   председателя Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням
   закреплена за Палатой Республики (статья 58, абзац 7).
       Из этого следует,  что Председатель Правительства, заместители
   Председателя Правительства и некоторые другие  члены Правительства
   республики   могут   быть  освобождены  от  должности  Президентом
   Республики Саха (Якутия) с согласия Палаты Республики,  что  может
   вызвать   необходимость   принятия  главой  исполнительной  власти
   отставки Правительства.
       Таким образом, толкование нормы пункта 6 статьи 70 Конституции
   во взаимосвязи со статьей  58  (абзац  5)  Конституции  республики
   охватывает и принятие Президентом отставки Правительства в связи с
   дачей    согласия    на    освобождение    членов    Правительства
   Государственным Собранием (Ил Тумэн).
       На основании изложенного,  руководствуясь  статьями  101,  102
   Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 11, 13, 16, 17, 29,
   31,  32 Закона "О  порядке  деятельности  Конституционного  суда",
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
   
                              постановил:
   
       1. В части 3 статьи 79 действующей Конституции Республики Саха
   (Якутия)  под  фразой  "Правительство  республики   слагает   свои
   полномочия  на  первом заседании вновь избранного Государственного
   Собрания (Ил Тумэн)  Республики Саха  (Якутия)"  следует  понимать
   период  деятельности  данного состава Правительства,  с окончанием
   которого связывается  формирование  нового  состава  Правительства
   Республики Саха (Якутия).
       2. Норма пункта 6 статьи 70 Конституции республики о том,  что
   Президент    Республики    Саха   (Якутия)   "принимает   отставку
   Правительства Республики Саха  (Якутия)  в  установленном  законом
   порядке"  означает:  а)  принятие  Президентом республики отставки
   Правительства  в   результате   выражения   последнему   недоверия
   Государственным   Собранием   (Ил  Тумэн);  б)  принятие  отставки
   Правительства Республики Саха (Якутия) Президентом  по  инициативе
   самого Правительства республики;  в) принятие Президентом отставки
   Правительства  в  связи   со   сложением   им   своих   полномочий
   Государственному Собранию (Ил Тумэн) нового созыва.
       3. Конституционно-правовой смысл положения пункта 6 статьи  70
   о   принятии   Президентом   Республики   Саха  (Якутия)  отставки
   Правительства    Республики    Саха    (Якутия)    не    допускает
   автоматического  сложения  полномочий  Правительства  перед  вновь
   избранным Президентом Республики Саха (Якутия).  Статья 79  (часть
   3)  Конституции  исключает возможность рассмотрения   вступления в
   должность   вновь   избранного  Президента   как   основания   для
   обязательного сложения полномочий Правительством.
       4. По смыслу статьи 70 Конституции Республики Саха (Якутия) во
   взаимосвязи  с  ее статьей 58 предложение Президента о кандидатуре
   Председателя  Правительства,  заместителя  Председателя   вносится
   после освобождения,  отставки соответствующего должностного лица в
   порядке, установленном Конституцией Республики Саха (Якутия).
       5. Постановление   окончательно,   обжалованию   не  подлежит,
   вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
       6. Постановление  подлежит  опубликованию  в газетах "Якутия",
   "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
   
                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                          Д.Н.МИРОНОВ
   
                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                         B.Т.ФИЛИППОВ
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz