Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 25.06.2001 N 7-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) ОТ 17 МАЯ 2001 ГОДА О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 25 июня 2001 г. N 7-П

           ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
              ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
            (ИЛ ТУМЭН) ОТ 17 МАЯ 2001 ГОДА "О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА
             РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
              И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
               РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
              ИНИЦИАТИВА КОМИТЕТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПО
         ЗАКОННОСТИ, ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОМУ
          САМОУПРАВЛЕНИЮ ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 2001 ГОДА ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ
          ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 1 АВГУСТА 2000
                 ГОДА И 18 ДЕКАБРЯ 2000 В ВЕРХОВНЫЙ СУД
           РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2000 ГОДА)

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего   Д.Н. Миронова,    судей   В.А. Долгашевой,
   А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием сторон:
   народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
   Саха  (Якутия) В.П. Данилова, Н.Г. Захарова, представителей Палаты
   Республики   народного   депутата  Е.М. Ларионова   и   начальника
   Управления    правовой    экспертизы    и    информации   Аппарата
   Государственного Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)
   Ю.Н. Бацева,  заместителя   председателя   Палаты   Представителей
   А.Р. Данилова, представителя Президента Республики  Саха  (Якутия)
   М.М. Яковлева -  рассмотрел  в  открытом судебном заседании дело о
   проверке   конституционности   Постановления   Палаты   Республики
   Государственного  Собрания  (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от
   17 мая 2001 года "О проекте Закона  Республики  Саха  (Якутия)  "О
   внесении  изменений  и  дополнений  в Конституцию (Основной закон)
   Республики Саха  (Якутия)"  (законодательная  инициатива  комитета
   Палаты Представителей   по   законности,  органам  государственной
   власти и местному самоуправлению от 21 февраля 2001 года)".
       Поводом к  рассмотрению  дела  послужило  ходатайство народных
   депутатов Государственного Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия) В.П. Данилова, Н.Г. Захарова.
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  вопросе  о том,  соответствует ли Конституции
   Республики Саха (Якутия) оспариваемое постановление.
       Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Долгашевой, пояснения
   сторон  и  других  участников,  изучив  представленные  материалы,
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. Палата  Республики  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
   Республики Саха (Якутия) 17 мая 2001 года приняла Постановление "О
   проекте  Закона  Республики  Саха (Якутия) "О внесении изменений и
   дополнений  в  Конституцию  (Основной   закон)   Республики   Саха
   (Якутия)"     (законодательная    инициатива    Комитета    Палаты
   Представителей по законности,  органам  государственной  власти  и
   местному   самоуправлению   от  21  декабря  2001  года),  которым
   указанный проект закона с поправками Палаты Республики передан  на
   рассмотрение совместного заседания палат Государственного Собрания
   (Ил Тумэн).
       Народные депутаты   Государственного   Собрания   (Ил   Тумэн)
   Республики Саха (Якутия)  В.П. Данилов и Н.Г. Захаров обратились в
   Конституционный  суд  Республики  Саха  (Якутия)  с ходатайством о
   признании  неконституционным пункта 2 указанного  постановления  в
   части поправок,  предложенных Палатой Республики (приложение N 1).
   Ходатайствующие   не   оспаривают    право    Палаты    Республики
   рассматривать  проект закона,  внести в него поправки,  принять по
   нему заключение.  Вместе с  тем,  как  полагают  депутаты,  проект
   закона  рассмотрен Палатой Республики с нарушением статьи 7 Закона
   "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной  закон)
   Республики  Саха  (Якутия)",  статьи 24 конституционного Закона "О
   Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
       2. Палата  Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
   в  условиях  процесса  совершенствования  Конституции   (Основного
   закона)  Республики  Саха  (Якутия)  и  приведения  ее положений в
   соответствие с Конституцией Российской  Федерации  и  федеральными
   законами  рассмотрела  18 законодательных инициатив.  В связи с их
   рассмотрением  в  палатах  и  Государственном  Собрании  возникали
   вопросы  о необходимости толкования конституционного смысла статей
   143 и 144 Конституции Республики Саха (Якутия).
       В своем  постановлении от 15 октября 1999 года Конституционный
   суд  Республики  Саха  (Якутия)  указал,  что  статьи  143  и  144
   Конституции республики предусматривают законодательное закрепление
   особого порядка принятия закона,  изменяющего Конституцию.  Особый
   порядок,  как  указано  в решении Конституционного суда Республики
   Саха (Якутия) от 17 апреля 2000 года,  связан,  но не совпадает  с
   общей  процедурой законодательного процесса.  Особый порядок,  как
   совокупность процедур,  должен регулироваться с учетом  приоритета
   полномочий   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  по  принятию
   закона.  Деятельность  палат   по   подготовке   проекта   закона,
   изменяющего Конституцию, имеет предварительный характер. 17 апреля
   2001 года из 18 проектов законов восемь,  обсужденных  и  принятых
   Палатой  Представителей,  внесены  в  Палату  Республики.  Все они
   должны рассматриваться Палатой Республики и  подлежат  внесению  в
   Государственное Собрание, обладающее учредительной властью.
       Государственное Собрание (Ил Тумэн) имеет в портфеле не  один,
   а  несколько  законопроектов.  По  смыслу  статьи  143 Конституции
   Республики  Саха  (Якутия)  Государственное   Собрание   в   целях
   обеспечения иммунитета полномочий по принятию закона,  изменяющего
   Конституцию,  имеет возможность на базе принятых палатами проектов
   законов  составить  единый проект закона,  изменяющего Конституцию
   Республики Саха (Якутия).
       3. Юридическая  база  особого  порядка  обсуждения  и принятия
   закона,  изменяющего   Конституцию   Республики   Саха   (Якутия),
   непосредственно  опирается  на  статьи  143,  144 Основного закона
   республики. Поэтому законодатель, применяя процедуры, закрепленные
   в  конституционном  Законе  "О Государственном Собрании (Ил Тумэн)
   Республики Саха  (Якутия)",  в  Законе  "О  внесении  изменений  и
   дополнений   в   Конституцию   (Основной  закон)  Республики  Саха
   (Якутия)"  и  в  положениях  регламентов  палат   Государственного
   Собрания  (Ил  Тумэн),  должен  учитывать  конституционно-правовой
   смысл этих статей.
       Согласно пункту  7 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от
   19 октября 1997 года "О порядке внесения изменений и дополнений  в
   Конституцию  (Основной  закон)  Республики Саха (Якутия)",  проект
   закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию,  внесенный
   в   Палату   Республики  Палатой  Представителей,  рассматривается
   Палатой Республики на ее очередной сессии.
       Палата Республики  из  восьми  законопроектов,  переданных ей,
   отобрала проект  Закона  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в
   Конституцию    (Основной    закон)   Республики   Саха   (Якутия)"
   (законодательная  инициатива  Комитета  Палаты  Представителей  по
   законности,  государственным  органам и самоуправлению),  придавая
   исключительное значение тому факту,  что  законопроект  названного
   комитета был составлен в связи с заявлениями и протестом прокурора
   республики.  Однако,  как указали на заседании суда  представители
   Палаты    Республики,    выбор   Палаты   Республики   упомянутого
   законопроекта  не  направлен  на  исключение  рассмотрения  других
   проектов.  Все  остальные  проекты  законов,  поступившие в Палату
   Республики, находятся в работе ее органов.
       Согласно пункту  7  статьи  7  Закона  "О внесении изменений и
   дополнений  в  Конституцию  (Основной   закон)   Республики   Саха
   (Якутия)",  Палата  Республики  при  рассмотрении  соответствующих
   проектов  должна  соблюдать  требования  статьи   24   Закона   "О
   Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".  Но
   по  смыслу  статьи  144  Конституции  республики  принятие  закона
   Государственным Собранием является способом разрешения расхождений
   между палатами,  и возвращения законопроекта на новое рассмотрение
   в Палату Представителей не предусмотрено.
       По пункту 6 статьи 24 Закона "О Государственном  Собрании  (Ил
   Тумэн)   Республики   Саха  (Якутия)"  решение  Палаты  Республики
   принимается большинством голосов от числа избранных депутатов, что
   и  было  соблюдено при принятии проекта закона.  В рассматриваемом
   постановлении правообразующее значение имеет пункт первый,  а  его
   второй  пункт,  как  производный,  не  имеет  решающего  значения.
   Согласно статье 39 Регламента Палаты  Республики,  законы,  в  том
   числе  и  конституционные,  принимаются  двумя  третями голосов от
   числа  избранных  депутатов  палаты.  Это  правило  касается   тех
   случаев,   когда   Палата  Республики  осуществляет  окончательное
   принятие законов,  а не решает вопрос о передаче в Государственное
   Собрание проекта закона, изменяющего Конституцию.
       Итак, пункт  2  постановления  Палаты  Республики,  касающийся
   передачи  проекта  Закона  "О  внесении  изменений  и дополнений в
   Конституцию  (Основной  закон)  Республики  Саха  (Якутия)",   как
   принятый в соответствии с особым порядком, не противоречит статьям
   143 и 144 Конституции республики.
       4. Ходатайствующая сторона полагает,  что Палата Республики, в
   конечном счете,  заменила проект закона комитета своим проектом  и
   отвергла  идею  о  приведении в соответствие положений Конституции
   республики  с  положением   федеральных   законов.   Так,   Палата
   Республики обошла положения Преамбулы,  статей 1,  5,  12, 15, 17,
   22,  26,  27 и др.  Конституции республики, по которым комитет как
   раз  предполагал  удовлетворить требования прокурора республики об
   устранении противоречий Основного закона Республики Саха  (Якутия)
   федеральной Конституции и федеральным законам.
       Конституционный суд  Республики  Саха  (Якутия)  в  обсуждение
   направленности   законопроектов   и  поправок  к  ним  не  входит,
   ограничивается рассмотрением того,  в какой мере соблюдался особый
   порядок   рассмотрения  и  принятия  проекта  Закона  "О  внесении
   изменений и дополнений в Конституцию (Основной  закон)  Республики
   Саха (Якутия)".
       Особый порядок  обсуждения  и  принятия  закона,   изменяющего
   Конституцию   (Основной   закон)   Республики   Саха  (Якутия),  в
   соответствии со статьями 53,  59 и 143 Конституции  реализуется  в
   условиях равенства палат. Палаты парламента не вправе замораживать
   прохождение  законопроекта,  что   означает   возможность   Палаты
   Республики обратиться к первоначальной редакции законопроекта,  не
   сводя свое обсуждение  принятому  Палатой  Представителей  составу
   законопроекта.
       В данном случае комитет Палаты Представителей  по  законности,
   законодательная   инициатива  которого  рассматривалась  в  Палате
   Республики,  к тому же имел подтверждение Палаты Представителей на
   право отстаивать свое особое мнение по законопроекту, поскольку он
   был принят только частично (8 статей),  а остальные 49 статей были
   отклонены.
       Поправки Палаты Республики (15 поправок),  которые  внесены  в
   проект  применительно  к  его первоначальному   тексту,  по мнению
   народных депутатов  В.П. Данилова и Н.Г. Захарова, касаются статей
   48,  49,  58,  58.1, 59 (части 2, 3), 65, 68 (часть 1), 70, 71, 85
   (часть 2),  88 (часть 1), 90, 99 (части 1, 3), 114, 116 (часть 1),
   118,   137   и  139  Конституции  республики.  На  заседании  суда
   представители  Палаты   Республики   по   ним   не   выступили   с
   опровержением.
       Включение в состав  приложения  N  1  к  постановлению  Палаты
   Республики   поправок  по  первоначальному  тексту  законопроекта,
   предложенного  комитетом  Палаты   Представителей,   не   нарушает
   равенства    палат,   подчеркивает   адекватность   законопроекта,
   рассмотренного  ими,  и   потому   не   противоречит   Конституции
   Республики Саха (Якутия).
       5. Пункт 2 постановления Палаты Представителей от 17 мая  2001
   года  охватывает  все  поправки,  содержащиеся  в приложении N 1 к
   нему,  в том  числе  те,  которые  В.П.  Данилов  и  Н.Г.  Захаров
   характеризуют как новеллы.
       По мнению ходатайствующих,  к этим новеллам  относятся  десять
   поправок и касаются статей 49, 58 (абзацы 4, 5, 11), 68, 85 (часть
   первая и третья),  88 (часть вторая),  90  (абзац  6),  99  (часть
   вторая),   101  (абзацы  7,  8),  114  (в  части  слов  "депутатов
   представительных органов местного самоуправления"),  116 (в  части
   слов "глав муниципальных образований"),  117 (часть 5), 118 (часть
   вторая),  128,  137, 139 Конституции Республики Саха (Якутия). Они
   являются  новеллами  по  отношению  к  проекту  закона,  принятому
   Палатой  Представителей  в  восьми  статьях  и  по   отношению   к
   первоначальному     тексту     законопроекта    комитета    Палаты
   Представителей по законности.
       Согласно статье  24 конституционного Закона "О Государственном
   Собрании  (Ил  Тумэн)",  Палата   Республики   вправе   предложить
   поправки,  существенно меняющие суть законопроекта,  т.е. поправки
   должны  относиться  к   проекту   закона,   обсужденному   Палатой
   Представителей. Об этой же зависимости указано и в статье 7 Закона
   "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной  закон)
   Республики   Саха   (Якутия)".   В  статье  37  Регламента  Палаты
   Республики содержится примерный перечень составных  частей  текста
   проекта закона: название, преамбула, раздел, глава, статья.
       В процессе обсуждения законопроектов в  палатах  содержание  и
   смысл  законодательной   инициативы,   согласно  статьям  143, 144
   Конституции республики, не подлежат изменению, поскольку палаты не
   наделены   Конституцией   правом   принятия   закона,  изменяющего
   Конституцию.  В связи со сказанным  поправки Палаты  Республики  к
   проекту закона, обсужденному и принятому Палатой Представителей, и
   первоначальному тексту  законопроекта  могут  касаться  только  их
   наличного состава,  могут внести поправки в существующие их части.
   Но поправки Палаты Республики не должны  выступать  дополнением  к
   законопроектам, вписывать в их составы неизвестные им части.
       Если в обсужденном Палатой Представителей  проекте  закона,  в
   том  числе  первоначальном  тексте,  отсутствует  или раздел,  или
   какая-то статья и  т.д.,  то  их  нельзя  вводить  путем  принятия
   поправок.   Палата   Республики,   действующая  в  соответствии  с
   принципом  равноправия  палат,  не   вправе   путем   внесения   в
   законопроект  поправок  -  новелл  -  пересмотреть  его структуру,
   изменить  содержание.  В  противном   случае   Палата   Республики
   оказывается  вне  рамок действия Палаты Представителей,  она может
   выйти за пределы законодательной инициативы.
       Это подтверждается  и  тем,  что  поправки  к законопроекту на
   уровне Государственного Собрания могут быть более  широкими.  Так,
   согласно  статье 6 Регламента обсуждения и принятия законопроектов
   о внесении изменений и дополнений в Конституцию  (Основной  закон)
   на совместном заседании палат Государственного Собрания (Ил Тумэн)
   Республики Саха  (Якутия)  от  15  июня  2001  года  поправками  к
   законопроекту  признаются  изменение  редакции статей,  дополнение
   законопроекта  конкретными  статьями,  предложения  об  исключении
   конкретных слов,  частей,  пунктов, подпунктов, абзацев или статей
   законопроекта.
       Применительно к рассматриваемому случаю,  например, выходят за
   указанные рамки поправки Палаты Республики к  статьям  Конституции
   Республики Саха (Якутия) 37 (часть 2 с абзацами), 59 (часть 1), 85
   (часть 1).
       Таким образом,    принятые    Палатой   Республики   поправки,
   являющиеся новеллами в силу принципиального несовпадения с текстом
   законопроекта,     представленного    субъектом    законодательной
   инициативы, противоречат Конституции Республики Саха (Якутия).
       Из содержания   пунктов   3,  4,  5  настоящего  постановления
   Конституционного  суда  Республики  Саха  (Якутия)  вытекает,  что
   Палата  Республики  обсуждает  проект закона как в части принятой,
   так и отвергнутой Палатой Представителей.  Независимо от характера
   решения  и  заключения  все  законопроекты,  рассмотренные Палатой
   Представителей и обсужденные  Палатой  Республики,  представляются
   Государственному Собранию (Ил Тумэн).
       На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 13, 16,
   17,  31,  32  Закона "О порядке деятельности Конституционного суда
   Республики Саха (Якутия)", Конституционный суд

                              постановил:

       1. Признать пункты  1  и  2  постановления  Палаты  Республики
   Государственного  Собрания  (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от
   17 мая 2001 года "О проекте Закона  Республики  Саха  (Якутия)  "О
   внесении  изменений  и  дополнений  в  Конституцию  Саха (Якутия)"
   (законодательная  инициатива  комитета  Палаты  Представителей  по
   законности,    органам    государственной    власти   и   местному
   самоуправлению от 21 февраля  2001  года)"  в  части  передачи  на
   рассмотрение совместного заседания палат Государственного Собрания
   (Ил Туман) Республики Саха (Якутия) проекта Закона Республики Саха
   (Якутия)   "О   внесении  изменений  и  дополнений  в  Конституцию
   (Основной закон) Республики Саха (Якутия)", состоящего из 8 статей
   и  поправок  к  ним,  внесенным  Палатой Республики,  по  форме и
   содержанию соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. Признать  приложение  N 1 к  пункту  2 Постановления Палаты
   Республики Государственного Собрания (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия)  от  17  мая  2001 года "О проекте Закона Республики Саха
   (Якутия)  "О  внесении  изменений  и  дополнений   в   Конституцию
   (Основной закон) Республики Саха (Якутия)" в части поправок Палаты
   Республики к статьям проекта закона,  внесенного Комитетом  Палаты
   Представителей  по  законности,  органам  государственной власти и
   местному самоуправлению  и  отклоненного  Палатой  Представителей,
   соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
       3. Признать приложение N 1 к  пункту  2  Постановления  Палаты
   Республики  Государственного  Собрания  (Ил Тумэн) Республики Саха
   (Якутия) от 17 мая 2001 года "О  проекте  Закона  Республики  Саха
   (Якутия)   "О   внесении  изменений  и  дополнений  в  Конституцию
   (Основной закон) Республики Саха (Якутия)"  в  части  предложенных
   Палатой   Республики  поправок,  не  имеющих  отношения  к  тексту
   законопроекта  Комитета  Палаты  Представителей   по   законности,
   органам  государственной  власти  и  местному  самоуправлению,  не
   соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
       4. Настоящее    постановление    окончательно,   не   подлежит
   обжалованию,   вступает   в   силу    немедленно    и    действует
   непосредственно.
       5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия", "Ил Тумэн".

                                                         Председатель
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                          Д.Н.МИРОНОВ

                                                            Секретарь
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                         В.Т.ФИЛИППОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz