Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РС(Я) ОТ 16.03.2001 N 150 О КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ЭКОНОМИКУ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 16 марта 2001 г. N 150

                    О КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ
                  РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ЭКОНОМИКУ
                    ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ

       Для дальнейшего развития интеграционных процессов в  экономике
   Республики   Саха   (Якутия)   с   субъектами  Дальневосточного  и
   Восточно-Сибирского        регионов        России,        странами
   Азиатско-тихоокеанского   региона   и   во   исполнение  пункта  2
   распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2000
   года  N  800-р  "О  разработке  Концепции интегрирования экономики
   Республики Саха  (Якутия)  в  экономику  Дальневосточного  региона
   Российской   Федерации"  Правительство  Республики  Саха  (Якутия)
   постановляет:
       1. Одобрить   прилагаемую   Концепцию   интеграции   экономики
   Республики Саха  (Якутия)  в  экономику  Дальневосточного  региона
   России.
       2. Возложить  на   Межведомственную   комиссию   Правительства
   Республики  Саха  (Якутия)  по  расширению  выпуска  и  реализации
   экспортно-ориентированной продукции предприятий республики (Акимов
   А.К.)  координацию  работы по интеграции экономики Республики Саха
   (Якутия)  в  экономику  Дальневосточного   и   Восточно-Сибирского
   регионов России и стран Азиатско-тихоокеанского региона.
       3. Министерству экономики и  прогнозирования  Республики  Саха
   (Якутия),  Департаменту  по высшей школе и науке при Правительстве
   Республики Саха (Якутия) до 15 апреля  т.г.  заключить  договор  с
   Институтом  региональной  экономики  Академии наук Республики Саха
   (Якутия) о разработке Программы интеграции экономики республики  в
   экономику  Дальневосточного  и  Восточно-Сибирского  регионов РФ и
   стран  Азиатско-тихоокеанского  региона   для   внесения   проекта
   Программы  на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) в
   срок до 1 августа т.г.
       4. Постоянному представительству Правительства Республики Саха
   (Якутия) по Дальневосточному региону  в  г.  Хабаровске  назначить
   ответственного  для  участия  в  разработке  Программы  интеграции
   экономики Республики Саха (Якутия)  в  экономику  Дальневосточного
   федерального   округа   России   и  стран  Азиатско-тихоокеанского
   региона.
       5. Комитету по статистике Республики Саха  (Якутия)  проводить
   мониторинг  основных показателей социально-экономического развития
   Республики Саха (Якутия) в сравнении с регионами  Дальневосточного
   федерального  округа  России,  в  том  числе  по  объемам ввоза из
   регионов Дальневосточного федерального округа и вывоза  в  регионы
   Дальневосточного федерального округа.
       6. Снять с контроля распоряжение Правительства Республики Саха
   (Якутия) от 26 мая 2000 года N 800-р.
       7. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
   на первого заместителя Председателя Правительства Республики  Саха
   (Якутия) А.К. Акимова.

                                           Председатель Правительства
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                             В.ВЛАСОВ





                                                             Одобрена
                                         постановлением Правительства
                                             Республики Саха (Якутия)
                                            от 16 марта 2001 г. N 150

                               КОНЦЕПЦИЯ
             ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
              В ЭКОНОМИКУ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ

                                Введение

       В мае 2000 года в соответствии с Указом Президента  Российской
   Федерации  на территории страны создано семь федеральных округов в
   целях укрепления вертикальной структуры государственной  власти  и
   проведения    новой    государственной    политики    в    области
   межрегиональных экономических отношений.  В связи  с  этим  особую
   актуальность    приобретает    проблема   развития   и   повышения
   эффективности  интеграционных  процессов  в  регионах  страны,   в
   особенности в субъектах, объединяемых федеральными округами.
       Дальневосточный федеральный округ, в состав которого входят 10
   краев,  областей и автономных округов,  является самым обширным по
   территории из всех округов России,  его площадь составляет  6215,9
   тыс. кв. км (36,4% от территории Российской Федерации).
       Округ располагает уникальным  природно-ресурсным  потенциалом,
   экономико-географическим  и геополитическим  положением  в России.
   Восточные  территории  России   исключительно   богаты   сырьевыми
   ресурсами.  Здесь сосредоточено 84%  российского запаса нефти, 85%
   природного горючего газа,  81%  балансовых  запасов  алмазов,  90%
   коренных  месторождений  золота,  95%  разведанных запасов олова и
   другое.
       Однако в  настоящее  время Дальневосточный экономический округ
   характеризуется  социально-экономическим  отставанием  от   других
   регионов    России.    Особенно    слабыми    звеньями    являются
   инфраструктурные      отрасли,      обеспечивающие      устойчивую
   жизнедеятельность  и  экономическую безопасность.  Дальневосточный
   округ  имеет   огромные   реальные   предпосылки   и   возможности
   комплексного  развития  производительных  сил  в условиях рыночных
   отношений  и  международной  интеграции  экономики,  особенно   со
   странами Азиатско-тихоокеанского региона.
       Сегодня каждый субъект  Дальневосточного  федерального  округа
   должен     определить     приоритетные   направления   социально -
   экономического развития и участия в интеграционных процессах,  при
   помощи которых можно добиться комплексного решения узловых проблем
   и  общего  экономического  роста  региона,   призванного   служить
   развитию России в целом.
       Руководствуясь этой  общей  идеей,  Республика  Саха  (Якутия)
   разработала  Концепцию  интеграции  своей  экономики  в  экономику
   Дальневосточного федерального округа.
       Республика Саха  (Якутия)  по  занимаемой  площади  охватывает
   половину территории Дальневосточного федерального округа  (49,9%).
   Сегодня  (на  01.01.2001) по всем основным социально-экономическим
   показателям Республика Саха (Якутия) удерживает лидирующие позиции
   в округе:  первое место по объему валового регионального продукта,
   в том числе на  душу  населения,  объему  промышленной  продукции,
   доходам     бюджета,    финансовому    результату,    номинальному
   среднемесячному денежному доходу на душу населения,  вводу жилья и
   по  объему  инвестиций в основной капитал.  Розничный товарооборот
   также один из самых высоких.  Республика занимает первое  место  в
   округе по объемам экспорта в страны дальнего и ближнего зарубежья.
   В республике самый низкий уровень официальной безработицы. Уровень
   бедности - один из самых низких в округе. Только в Республике Саха
   (Якутия)  наряду  с  Чукотским  автономным   округом   наблюдается
   естественный прирост населения.
       Республика поставляет  в  Российскую  Федерацию   почти   100%
   алмазов, сурьмы, значительное количество золота, олова, вольфрама,
   коксующихся и энергетических углей,  пушнины.  В настоящее время в
   недрах    республики    разведаны   крупные   запасы   цветных   и
   редкоземельных металлов: ниобия, иттрия, титана, ванадия, стронция
   и др. В республике расположены единственные в России месторождения
   зеленого   хромдиопсида,   чароита.   Установлены    месторождения
   аметиста, хризолита, нефрита, агата, сердолика, горного хрусталя и
   других камней.  Прогнозные ресурсы угля  составляют  1607,6  млрд.
   тонн,   что   составляет  32%  ресурсов  России.  Наиболее  освоен
   Южно-Якутский бассейн с разведанными запасами  в  4,1  млрд.  тонн
   высококачественных   углей   суммарной  стоимостью  160-170  млрд.
   долларов США.  Вблизи угленосных  районов  расположены  богатейшие
   залежи  легкообогатимых  железных  руд с запасами разведанной руды
   5,8 млрд.  тонн. Геологическими изысканиями спрогнозированы объемы
   запасов углеводородного сырья:  2916 млн.  тонн нефти,  8304 млрд.
   куб. м газа, 388 млн. тонн конденсата.
       По данным  Комитета  по  статистике Республики Саха (Якутия) в
   1999 году в субъекты округа из  Якутии  поставлено  и  реализовано
   продукции на сумму 899 млн.  руб.  или 3%  общего объема вывоза за
   пределы республики, в том числе:
       в Приморский  край  -  210,5 млн.  руб.  (удельный вес в общем
   объеме - 23%);
       в Хабаровский край - 172,5 млн. руб. (19%);
       в Амурскую область - 467,8 млн. руб. (53%);
       в Сахалинскую область - 22 млн. рублей;
       в Магаданскую область - 7,3 млн. рублей;
       в Камчатскую область - 0,32 млн. рублей;
       в Чукотский автономный округ - 18,6 млн. рублей.
       Номенклатура продукции,     поставленной     из    Якутии    в
   Дальневосточный  федеральный  округ,  одна  из   самых   обширных:
   электроэнергия, уголь, алмазы, деловая древесина, полуфабрикаты из
   древесины,   ювелирные   изделия,    изделия    из    камнецветов,
   винно-водочные изделия, лом черных и цветных металлов.
       Из регионов Дальневосточного федерального округа в  1999  году
   было  поставлено  в республику продукции на общую сумму 662,5 млн.
   руб.,  что в 1,4  раза  ниже  объемов  продукции,  поставленной  в
   субъекты  округа.  Номенклатуру  поставленной продукции составили:
   уголь,  бензин   автомобильный,   керосин   авиационный,   топливо
   дизельное,   спирт   этиловый,   краны   на   автомобильном  ходу,
   аккумуляторные батареи свинцовые автомобильные, деловая древесина,
   ДВП, цемент, стекло оконное, материалы стеновые.
       По предварительным    итогам    2000    года    в     субъекты
   Дальневосточного   федерального  округа  предприятиями  республики
   реализованы следующие виды продукции:  электроэнергия -  983  млн.
   квт./час (в Амурскую область),  уголь всего - 1927, 1 тыс. тонн (в
   том числе: в Приморский край - 699,4 тыс. тонн, в Хабаровский край
   583 тыс.  тонн,  в Амурскую область - 431,1 тыс. тонн, в Чукотский
   АО - 100 тыс.  тонн,  в Сахалинскую область - 58,9  тыс.  тонн,  в
   Еврейскую  АО  -  39  тыс.  тонн и в Магаданскую область - 16 тыс.
   тонн),  пиломатериалы - 0,8 тыс.  куб.  м,  ювелирные изделия - на
   сумму 33 млн.  рублей,  бриллианты - на сумму 22,6 тыс.  долларов,
   винно-водочные изделия - 9,7 тыс.  дал, лом черных металлов - 18,6
   тыс.  тонн,  изделия из камнецветов - 632 тыс. руб. Таким образом,
   наиболее    обширная    номенклатура    продукции,     реализуемой
   предприятиями республики в Дальневосточный регион,  по итогам 2000
   года  представлена  по  Хабаровскому  краю  (9  видов  продукции),
   Амурской  области (8),  Приморскому краю (7),  Магаданской области
   (5).

                        Цель и задачи интеграции

       Основной целью интеграции  экономики  республики  в  экономику
   Дальневосточного  федерального  округа  является обеспечение роста
   эффективности  экономики  Республики  Саха  (Якутия)   на   основе
   выработки    и    реализации    взаимовыгодной   и   согласованной
   социально-экономической  политики  субъектами  округа  в   области
   развития     инфраструктуры,    реального    сектора    экономики,
   социально-трудовой   сферы,   финансовой   и   внешнеэкономической
   деятельности.
       Для достижения поставленной цели требуется  решение  следующих
   задач:
       1. Выявление    предпосылок    расширения     и     углубления
   межрегиональных и международных экономических связей.
       2. Разработка   механизмов   формирования   и    осуществления
   согласованной     экономической,     социальной    и    финансовой
   межрегиональной политики интеграции.
       3. Разработка  механизмов  реализации инвестиционных проектов,
   решающих совместные проблемы.
       4. Развитие транспортной схемы,  содействие интеграции региона
   в   мировую   транспортную   систему   и   международную   систему
   телекоммуникаций.

                Расширение и углубление межрегиональных
                      и внешнеэкономических связей

       В настоящее  время  Республика  Саха  (Якутия)  имеет   тесные
   экономические,  культурные  и  научные связи с крупными субъектами
   Дальневосточного региона России.
       С 1991  по  2000 г.г.  заключены и пролонгированы Соглашения о
   сотрудничестве  с  пятью  субъектами   Дальневосточного   региона:
   Амурской,   Магаданской,   Сахалинской   областями,  Приморским  и
   Хабаровским краями. Развитие торгово-экономических отношений между
   субъектами,    регламентируемых    двухсторонними    Соглашениями,
   способствует  интеграции  экономики  Республики  Саха  (Якутия)  в
   единое  экономическое  пространство  Дальневосточного федерального
   округа.
       Основными направлениями    деятельности    по   расширению   и
   углублению межрегиональных и внешнеэкономических связей являются:
       заключение Соглашений  (договоров)  о  сотрудничестве со всеми
   субъектами Дальневосточного федерального округа;
       формирование и  проведение  единой  согласованной  политики по
   реализации Соглашений (договоров);
       обеспечение концентрации   финансовых   средств   для  решения
   приоритетных  задач  совместного  освоения   природных   ресурсов,
   оптимизации транспортной инфраструктуры;
       проведение совместных ярмарок и выставок, научных конференций;
       обмен торгово-экономической и научно-технической информацией;
       проведение согласованной,  политики  на  внешнем   рынке   (по
   вопросам ценообразования и сбыта экспортной продукции, привлечения
   иностранных инвестиций,  совершенствования таможенной политики)  и
   на федеральном уровне в области федеративных отношений.
       По данным Комитета  по  статистике  Республики  Саха  (Якутия)
   объем  экспорта  республики составил в 1999 г.  935 млн.  долларов
   США,  в основном в дальнее  зарубежье  (статистический  сборник  N
   120/4850,   стр.  10).  Основными  покупателями  якутских  товаров
   являются азиатские страны,  их  доля  в  республиканском  экспорте
   составила  в  последние годы более 80%,  в 1999 году 96,8%  общего
   объема экспорта в страны дальнего зарубежья приходилось на  страны
   Азиатско-тихоокеанского   региона,  из  которых  наибольший  объем
   приходится на Японию (69,1%) и  Республику  Корею  (20,5%),  в  то
   время   как   на  европейские  страны  приходилось  1,8%  экспорта
   Республики  Саха  (Якутия).  Доля  экспортных  поставок  в  страны
   ближнего   зарубежья   составила  0,01%,  из  них  основной  объем
   приходился на Украину.
       В товарной  структуре  экспорта  Республики  Саха  (Якутия) со
   странами  зарубежья   преобладают   алмазы,   уголь,   бриллианты,
   сурьмяный концентрат,  древесина,  пушнина и биоресурсы (панты). В
   ближайшей  перспективе  экспорт  республики   сохранит  топливно -
   сырьевую   направленность,   и   задача   состоит   в   укреплении
   материально-технической  базы  соответствующих  отраслей.  В  этой
   связи   необходимо   развивать   взаимовыгодное  сотрудничество  с
   потенциальными зарубежными инвесторами  в  топливно-энергетических
   отраслях,  особенно  среди  стран Азиатско-тихоокеанского региона.
   Одним из  основных  направлений  сотрудничества  будет  сооружение
   объектов энергетики,  алмазодобычи,  строительство и реконструкции
   предприятий   горнодобывающей,   нефте-   и   газоперерабатывающей
   промышленностей и т.д.
       С учетом всего комплекса факторов, определяющих внешнеторговый
   оборот, необходимо:
       1. Объединение усилий регионов  Дальнего  Востока  в  создании
   соглашения   по  типу  картеля  или  консорциумов  в  промышленных
   отраслях по экспортным и импортным ценам.
       2. Разработка   механизмов   укрепления  связи  экспортеров  с
   официальными  загранучреждениями  и   представительствами   других
   российских   организаций   за  границей  в  интересах  обеспечения
   организационной, информационно-консультационной, дипломатической и
   иной  поддержки  российского экспорта,  в том числе предоставление
   экспортерам информации о правах отечественных предпринимателей  на
   получение вышеупомянутой помощи в российских загранучреждениях,  а
   также об условиях оказания подобных услуг.
       3. Предоставление   территории  Дальневосточного  федерального
   округа  статуса  зоны  свободной  торговли  (льготной   таможенной
   политики).
       Интеграция, кооперация  и  развитие  хозяйственных  связей   с
   субъектами    Дальневосточного    округа   позволит   предприятиям
   республики поднять объемы и качество  выпускаемой  продукции,  тем
   самым  повысит  их экспортный потенциал,  обеспечит удовлетворение
   потребностей республики в товарах внешнего рынка.
       Создание консорциумов, совместных предприятий с хозяйствующими
   субъектами  региона  станет  основой  для  лучшего  взаимодействия
   субъектов,  корпоративного  ведения  хозяйства и более эффективной
   работы по экспорту продукции в страны Дальнего Зарубежья.
       Достижение поставленных  целей  и  задач предполагает активное
   участие государства в процессе интеграции,  тесную  координацию  и
   объединение  усилий  всех  заинтересованных  сторон,  формирование
   долгосрочных партнерских отношений  властных  структур  и  деловых
   кругов  в обеспечении торгово-экономических интересов республики в
   рамках Дальневосточного округа,  также формирование  благоприятных
   экономических,   организационных,  правовых  и  иных  условий  для
   эффективного  взаимодействия  между  субъектами   Дальневосточного
   федерального округа.
       Необходимо решение следующих подзадач:
       1. Определение  оптимальных  форм сотрудничества,  позволяющих
   обеспечить паритет собственных интересов субъектов и корпоративных
   интересов  округа  в  экспорте  товаров  и услуг в страны дальнего
   зарубежья,  в  первую  очередь  в  страны  Азиатско-тихоокеанского
   региона.
       2. Совершенствование  отраслевой,  товарной и территориально -
   географической структуры экспортного производства.
       3. Обеспечение оптимального уровня цен на экспортную продукцию
   и повышение стимулов для инвестирования в несырьевые отрасли.
       4. Выработка механизмов привлечения  инвестиций  и  финансовых
   ресурсов в экономику округа.
       5. Повышение рентабельности экспорта округа.
       6. Расширение рынков сбыта продукции экспортно-ориентированных
   предприятий округа.
       Предполагается осуществление следующих мероприятий:
       проведение систематической  работы  по  изучению   и   анализу
   процессов  интеграции экономики субъектов Дальневосточного округа,
   постоянные консультативные встречи на всех уровнях;
       проведение постоянного   контроля   и   анализа   деятельности
   предприятий  округа  для  своевременного  устранения   проблем   и
   препятствий    в    развитии    этой    деятельности   посредством
   предоставления эффективной поддержки со стороны государства;
       выработка оптимальных   форм   кооперации   и   взаимодействия
   хозяйствующих субъектов;
       согласование нормативно-правовых документов, программ развития
   субъектов федерации с целью более эффективного взаимодействия.

                Формирование единой финансово-кредитной
                                политики

       Образование Дальневосточного    федерального   округа   России
   создает  предпосылки  к  формированию   нового   типа   финансовых
   отношений   между   субъектами   округа,   т.е.   созданию  единой
   региональной  финансовой  концепции.  До  сих  пор  разрозненность
   интересов  субъектов не позволяла решать такие насущные финансовые
   проблемы,  как неплатежи,  наращивание дебиторской и  кредиторской
   задолженности  между  субъектами,  большая  доля  "квази"-расчетов
   между предприятиями, рост задолженности по платежам в бюджет.
       Единая финансовая  политика  должна  формироваться  исходя  из
   сложившихся базисных предпосылок:
       1. Каждый  субъект  уже  имеет  собственную  модель бюджетной,
   финансовой и инвестиционной политики.  Единая финансовая  политика
   региона   не   должна   иметь   целью  усреднение  или  унификацию
   существующих моделей,  внедрение  внутри  регионального  механизма
   перераспределения   финансовых   доходов   бюджетов,   частных   и
   иностранных   инвестиций,   противоречить   финансовым   интересам
   субъектов.
       Разнородность экономического развития,  а значит и  финансовой
   сферы  -  объективный  фактор,  поэтому  необходимо  учитывать и в
   дальнейшем специфику регионов:  часть из  них  является  регионами
   роста, некоторые - зонами стагнации.
       2. Существует  ряд   общих   финансовых   проблем   для   всех
   региональных субъектов в округе:  финансирование северного завоза,
   получение   федеральных   трансфертов   и   субсидий,    дисбаланс
   региональных финансовых потоков, дефицит инвестиций.
       Таким образом,  реализация  единой  финансовой  политики   при
   сохранении    сложившейся    системы   региональных   бюджетов   и
   внебюджетных  фондов  требует   создания   новой   межрегиональной
   финансовой  структуры,  функциональными  задачами  которой  должно
   стать решение общих глобальных проблем:
       северного завоза;
       расшивки неплатежей;
       привлечения внешних инвестиций;
       отработки системы федеральных трансфертов.
       Консолидация усилий   регионов  в  мобилизации  и  привлечении
   федеральных и прочих источников финансирования  северного  завоза,
   отработка  четких  финансовых  и  транспортных схем,  существенная
   экономия накладных расходов возможны за счет создания специального
   территориального органа, курирующего данную проблему.
       Аналогичный подход можно  применить  и  к  тесно  связанной  с
   завозом  проблеме  федеральных  трансфертов и субсидий.  Дисбаланс
   финансовых потоков субъектов территориального округа  имеет  общий
   характер    и   складывается   из-за   преимущественно   сырьевой,
   экспортно-ориентированной специализации экономики.
       Кроме того,   актуальна   проблема   расшивки   неплатежей   и
   накопленных долгов между субъектами округа и  внешними  регионами.
   Для    этого    необходимо   провести   подробную   инвентаризацию
   существующих финансовых схем расчетов,  определить "узкие  места",
   создать   специальную  систему  оптимизации  или  многоступенчатых
   (предприятия,  бюджеты и т.д.) взаимозачетов  по  различным  видам
   платежей.
       Привлечение инвестиций  также  может  получить  дополнительные
   возможности   за   счет   аккумуляции  или  "пакета"  существующих
   региональных инвестиционных проектов и  разработки  новых  крупных
   проектов (поставки газа и нефти на экспорт).
       Несмотря на отсутствие наработанных межрегиональных  связей  в
   части коммерческой финансовой системы,  существует ряд предпосылок
   для более тесного  финансового  сотрудничества  в  части  развития
   межрегионального     фондового     рынка,     создания     прочной
   финансово-кредитной системы, инвестиционных пулов и т.д. Для этого
   необходимо проведение Дальневосточного финансового форума, который
   позволил бы  выявить  направления  сотрудничества  коммерческих  и
   государственных финансовых институтов.
       Банковская система  как   элемент   инфраструктуры   экономики
   способна    качественно    развиваться   только   при   расширении
   производственных отношений.  Развитие связей в банковской  системе
   Дальнего  Востока  в  условиях сжатия рынка межбанковских кредитов
   возможно при  наличии  надежных,  зарекомендовавших  себя  крупных
   банков.  Крупные  банки  могут выступать гарантом для более мелких
   банков в своих регионах. Ядром банковской системы Дальнего Востока
   может   служить   создание  Дальневосточного  регионального  банка
   развития как  единого  регионального  экспортно-импортного  банка,
   через  который будут финансироваться программы экспортно-импортных
   гарантий и кредитов.
       Такой крупный  банк  должен развить сеть филиалов не только по
   региону, но и в зарубежных странах.
       Создание ДВРБР  даст  возможность  тесного  сотрудничества  со
   странами Азиатско-тихоокеанского региона. Основными задачами ДВРБР
   должны быть:
       инвестирование реального сектора экономики;
       объединение единой    технологической    цепочкой   банковских
   операций;
       проведение лизинговых, факторинговых и других операций.
       Основными направлениями  в  области  укрепления  связей  между
   банками Дальневосточного федерального округа являются:
       создание надежной  банковской  системы,  объединяющей  крупные
   банки  каждого  субъекта  Дальневосточного  региона  с  центром  в
   Дальневосточном банке развития;
       создание единой электронной платежной системы;
       развитие связей между филиалами отраслевых банков.

                        Инвестиционная политика

       Одним из ключевых направлений интеграции экономики  Республики
   Саха (Якутия) в экономику Дальневосточного региона России является
   разработка и реализация инвестиционных проектов,  направленных  на
   решение проблем Дальневосточного региона.
       Стратегия интеграции  экономики  Республики  Саха  (Якутия)  в
   экономику  Дальневосточного  региона  может  исходить из следующих
   главных предпосылок:
       1. Природно-ресурсный   потенциал   Республики  Саха  (Якутия)
   способен предложить обширные  возможности  для  его  промышленного
   освоения,   тем   самым  обеспечить  потребности  экономики  всего
   Дальневосточного региона  и  значительные  поступления  экспортных
   доходов.
       2. Экономико-географическое положение Республики Саха (Якутия)
   максимально  благоприятствует  развитию внешнеэкономических связей
   со странами Азиатско-тихоокеанского региона.
       Цель интеграции   в  инвестиционный  процесс  Дальневосточного
   региона  состоит  в  реализации  высокоэффективных  инвестиционных
   проектов, обеспечивающих создание условий для ускоренного развития
   экономики Дальневосточного региона, интеграции в мировое хозяйство
   путем   активного   экономического   сотрудничества   со  странами
   Азиатско-тихоокеанского  региона.  Требованием  времени   является
   формирование четкой и последовательной единой политики привлечения
   иностранного капитала.
       Основными направлениями    скоординированной    инвестиционной
   политики регионов Дальнего Востока являются:
       1. Направление  совместных усилий регионов Дальнего Востока на
   создание благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке
   России  с  целью привлечения инвестиций других регионов Российской
   Федерации,  стран  СНГ,  иностранных  инвестиций,  особенно  стран
   Азиатско-тихоокеанского региона.
       2. Создание    условий    для    перспективного    ускоренного
   социально-экономического    развития    Дальневосточного   региона
   посредством реализации:
       2.1. Крупных  инвестиционных  проектов  регионального масштаба
   (критерием  выступает  получение   максимального   эффекта   всеми
   регионами Дальнего Востока).
       2.2. Проектов по развитию экспортно-ориентированных отраслей с
   приоритетом   проектов,   направленных   на   рынки   сбыта  стран
   Азиатско-тихоокеанского региона.
       2.3. Проектов   по   развитию   производства   потребительских
   товаров, позволяющих расширять и активизировать внутрирегиональные
   экономические отношения.
       2.4. Инвестиционных  программ,  направленных  на   обеспечение
   безопасности   функционирования   всей   сферы   жизнедеятельности
   Дальневосточного региона.
       2.5. Проектов,  ориентированных на разрешение безотлагательных
   социальных проблем Дальнего Востока.
       2.6. Венчурных  инновационных  проектов,  связанных с решением
   долгосрочных задач перспективного развития,  преодолением сырьевой
   направленности     экономики     Дальнего     Востока    (создание
   высокотехнологических производств и средств коммуникаций).
       Функции по  аккумуляции  финансовых  ресурсов  для  реализации
   крупных    проектов    межрегионального    значения,     поддержке
   экспортно-ориентированных    производств    целесообразно    также
   возложить   на   создаваемый   Дальневосточный   банк    развития,
   акционерами  которого  могут  стать  органы  исполнительной власти
   регионов Дальнего Востока, Банк России, правительства и финансовые
   структуры   стран  Азиатско-тихоокеанского  региона,  коммерческие
   банки Дальнего Востока.
       Отношения между регионами Дальнего Востока по определению форм
   участия в инвестиционном  процессе  строятся  на  основе  рыночных
   методов   хозяйствования   (совместное   финансирование   проектов
   межрегионального (Дальневосточного региона) значения на территории
   других   регионов  Дальнего  Востока;  привлечение  инвесторов  из
   Дальневосточных регионов для финансирования проектов на территории
   республики).
       Критерии отбора инвестиционных проектов:
       1. Значение реализации проекта для Дальневосточного региона.
       2. Величина бюджетного  эффекта  для  всех  регионов  Дальнего
   Востока.
       3. Коммерческий  эффект  реализации  проекта,  величина  срока
   окупаемости вложенных средств.
       4. Отсутствие экологического ущерба или его полное возмещение.
       5. Для социальных проектов - острота проблемы, характерная для
   всех регионов Дальнего Востока.
       Реализация федеральных  целевых программ.  Федеральные целевые
   программы являются одним из  важнейших  инструментов  региональной
   политики.  Необходимо разработать предложения о внесении изменений
   в Президентскую федеральную  целевую  программу  "Экономическое  и
   социальное  развитие  Дальнего  Востока  и  Забайкалья" с целью ее
   актуализации с учетом изменившейся  ситуации  и  включением  новых
   проектов, имеющих федеральное и межрегиональное значение.
       Действующий организационный  режим  разработки  и   реализации
   федеральных  программ  не  приносит  ожидаемой  отдачи  и осложнен
   наличием ряда проблем. Принципиальное обновление сути и механизмов
   программного   решения  региональных  проблем  должно  начаться  с
   уточнения некоторых принципиальных моментов:
       1. Перечень   целевых   программ   как   федеральных,   так  и
   республиканских должен определяться на системной основе,  то  есть
   основываться  на  перспективных прогнозах социально-экономического
   развития.  При этом  наиболее  обоснованным  перечнем  может  быть
   перечень,   вытекающий   из   долгосрочного   прогноза.  Основными
   критериями отбора программ являются соответствие и способствование
   достижению поставленных в прогнозах краткосрочных, среднесрочных и
   долгосрочных целей. Программы должны быть увязаны с перспективными
   возможностями государственной поддержки.
       2. Предметом программ должны сдать конкретные  и  приоритетные
   региональные  проблемы,  а  не  "в  общем  социально-экономическое
   развитие  республики".  Размытость  целей  предлагаемых   программ
   превращает их в своеобразный источник бюджетного дофинансирования,
   что негативно отражается на их принятии к финансированию и в целом
   финансировании.
       3. Сокращение бюджетных ассигнований на федеральные  программы
   ведет  к срыву выполнения программных проектов,  замораживанию уже
   вложенных  в  проекты  средств.  Недофинансирование  часто  служит
   оправданием    невыполнения    программ.    В    то    же    время
   недофинансирование  настолько  предсказуемо,  что  при  разработке
   программ это следует учитывать как вполне вероятное условие. Таким
   образом,  необходимо  внедрить  варианты  достижения   целей   при
   различном  уровне финансирования:  как изменится структура и набор
   программных заданий, их приоритетность и количественные параметры,
   если программа будет профинансирована на 90, 50 и менее процентов.
       4. Организация  управления  ходом   выполнения   программы   и
   контроль   за  эффективностью  использования  выделенных  средств.
   Правительство  республики  должно  направлять   и   контролировать
   целевое   использование   средств   и   нести  ответственность  за
   результаты государственной поддержки.

               Формирование единой промышленной политики

       Нефтяная и газовая промышленность.  Республика  Саха  (Якутия)
   обладает  значительными  разведанными  запасами  нефти  и газа.  В
   республике в настоящее время добывается 1,6 млрд.  куб.  м газа  в
   год  и  до  350  тыс.  тонн  (оценка  2000  г.)  нефти.  Для этого
   задействовано более 1500 км магистральных газопроводов  и  160  км
   нефтепроводов.  В настоящее время открыто 32 месторождения нефти и
   газа, некоторые месторождения имеют значительные по объемам запасы
   гелия.
   В целях реализации программы  производства  нефтепродуктов  из
   местных  источников углеводородов строятся 4 нефтеперерабатывающих
   объекта различной мощностью от 20 до 200 тыс.  тонн нефти в год. В
   г.  Якутске  функционирует  газоперерабатывающий  завод  проектной
   мощностью 15 тыс.  тонн в  год  сжиженных  газов  и  изопентановой
   фракции, являющейся промежуточным сырьем для производства моторных
   топлив.  Имеется установка по переработке конденсата.  В 2000 году
   планируется выработать из него 25 тыс. тонн бензина марки А-76.
       В перспективных   планах   развития   газовой   промышленности
   республики  предусматривается  использование  природного  газа  по
   следующим основным направлениям:
       для выработки тепловой и электрической энергии;
       для нужд коммунально-бытового сектора;
       для выработки сжиженного газа и синтетических моторных топлив;
       для получения карбамида и полимерных компонентов;
       для экспорта  в  другие  регионы  Дальневосточного  округа и в
   страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
       Первые три   направления   уже  реализуются  в  незначительных
   объемах.    По    другим    направлениям    нужна    согласованная
   межрегиональная    стратегия   с   участием   и   поддержкой   как
   администраций региона, так и федерального центра.
       Добывные возможности    газовых    месторождений    республики
   позволяют на протяжении до 45 лет поставлять до 30-35 млрд. куб. м
   газа в год. Реализация экспортного направления развития газодобычи
   позволила бы полностью закрыть потребности в  высокоэффективном  и
   экологически  чистом  топливе  юга  Дальневосточного региона,  что
   способствовало бы снятию проблемы с обеспечением топлива.
       Газификация Дальневосточного   региона  России  -  это  важная
   энергетическая проблема, совместное решение которой дало бы толчок
   развитию  других  отраслей  промышленности  и сельского хозяйства:
   металлургии и газохимии,  в том числе по выработке  карбамида  для
   нужд села.
       Развитие нефтяной  промышленности  в  республике   реализуется
   постепенным  наращиванием  объемов  добычи  нефти  и  вводом  ряда
   перерабатывающих  мощностей.   Нефть   используется   в   качестве
   котельного   топлива   и  сырья  для  переработки.  Излишки  нефти
   реализуются потребителям за пределами республики.
       Возможности нефтяных  месторождений  Якутии позволяют добывать
   до 3500-3700  тыс.  тонн  нефти  в  год.  Так  как  освоение  этих
   месторождений  требует  значительных капиталовложений,  республика
   заинтересована   в   привлечении   внешних   инвестиций   для   их
   полномасштабного   освоения.   При  реализации  таких  проектов  с
   участием субъектов Дальневосточного региона они смогли бы получать
   дополнительные   энергоресурсы  в  виде  мазута  и  автомобильного
   бензина.
       Угольная промышленность.  Огромные запасы угля,  расположенные
   на территории республики,  являются стратегической топливной базой
   всего    Дальневосточного   региона.   Субъекты   Дальневосточного
   федерального  округа  являются  потребителями  угля  Зырянского  и
   Нерюнгринского  угольных разрезов.  Наибольший объем поставок угля
   осуществляется в Амурскую область,  Приморский и Хабаровский края.
   Разрез  "Нерюнгринский" обладает мощностью по добыче 15 млн.  тонн
   угля в год,  обогатительная фабрика "Нерюнгринская" - мощностью по
   переработке  9 млн.  тонн коксующего угля в год.  После обогащения
   отгружаемый концентрат имеет зольность в пределах 9,5%, содержание
   серы - до 0,2% и соответствует мировым стандартам.
       В условиях рыночной экономики основные направления развития  и
   обогащения  угля диктуются спросом на углепродукцию и определяются
   транспортными возможностями для ее доставки до потребителя. Разрез
   "Нерюнгринский"   связан   Дальневосточной   железной   дорогой  с
   Байкало-Амурской   железнодорожной   магистралью,    по    которым
   осуществляются поставки и в другие регионы Российской Федерации, и
   на    Тихоокеанское    побережье    для    экспорта    в    страны
   Азиатско-тихоокеанского региона.
       Основными потребителями  энергетических  углей  за   пределами
   республики  являются  тепловые  электростанции  Хабаровского  края
   (Хабаровская ТЭЦ-3),  Приморского края (Артемовская и Партизанская
   ТЭЦ) и Амурской области (Амурская ТЭЦ).
       Конкурентами нерюнгринских  энергетических  углей  на  Дальнем
   Востоке   России   в   перспективе  могут  стать  ургальские  угли
   (Хабаровский край) и природный газ Сахалинского шельфа.
       Реальное поступление  газа  с  Сахалинского  шельфа намечается
   после 2005 года,  а прирост добычи ургальских углей возможен после
   ввода    в    действие   строящихся   разрезов   "Ургальского"   и
   "Правобережного".  Необходимо привлечение дальневосточных регионов
   в  развитие  угледобычи  Республики  Саха (Якутия) путем участия в
   реализации  программы  реструктуризации  угольной   промышленности
   Республики    Саха    (Якутия),    создании    резервного    фонда
   Дальневосточного федерального округа для закупа  угля,  совместной
   разработке  новых месторождений:  Эльгинского,  Сыллахского (Южная
   Якутия),  Надеждинского (Верхнеколымский улус) с целью  расширения
   базы энергетических углей.
       Энергетика. Одним из путей перспективного развития и повышения
   эффективности  функционирования  энергетики Южно-Якутского региона
   является  усиление  транспортных   и   энергетических   связей   с
   Дальневосточным регионом.
       Энергетической базой    Южно-Якутского    региона     являются
   Нерюнгринская и Чульманская ГРЭС с установленной мощностью 570 МВт
   и 48 МВт соответственно и входящие в единую энергосистему Дальнего
   Востока.  Нерюнгринская  ГРЭС поставляет электроэнергию на ФОРЭМ в
   основном в Восточный энергорайон (АО  "Дальэнерго").  При  балансе
   поставок   электроэнергии   на   рынок   Востока,  объем  поставок
   Нерюнгринской  ГРЭС  составляет  13,5%.  При   имеющемся   избытке
   мощностей    Нерюнгринской    ГРЭС   возможно   довести   передачу
   электроэнергии до 1800-2000 млн. кВт.
       По прогнозам   экспертов,   при  всей  важности  и  значимости
   энергосбережения,  рост энергопотребления и  производства  энергии
   неизбежен,  по  крайней  мере,  на ближайшие 25-30 лет (по оценкам
   энергопотребление к 2020 г.  возрастет  на  45-55%),  что  создает
   благоприятные  условия  для  использования  потенциала  энергетики
   республики, в частности энергетики Южно-Якутского региона.
       Учитывая, что  более половины валового потенциала гидроэнергии
   Дальнего Востока приходится на долю Республики  Саха  (Якутия),  с
   точки  зрения  долгосрочной перспективы развития энергетики,  роль
   Южно-Якутского региона будет  неизмеримо  возрастать,  т.к.  здесь
   имеются   уникальные   по  своему  потенциалу  гидроэнергетические
   ресурсы  бассейна  р.  Алдан.  И  это  создает   предпосылки   для
   наращивания энергетических мощностей преимущественно на их основе.
   Здесь выявлена  возможность  создания  группы  гидроэлектростанций
   регионального   значения.   Только  одна  ГЭС  этого  комплекса  -
   Средне-Учурская по энергоотдаче равноценна  половине  современного
   производства электроэнергии всеми электростанциями ОЭС Востока.
       В результате  рекомендованы   в   качестве   перспективных   4
   гидростанции,  из них - две на р.  Учур и две на р.  Тимптон.  Эти
   четыре ГЭС суммарной мощностью 5000 Мвт и  выработкой  23,5  млрд.
   кВт/час,   образуют  Южно-Якутский  гидроэнергетический  комплекс,
   предлагаемый в будущем в  качестве  начальной  опоры  "энергомоста
   Россия-Япония"   или   другого   энергомоста   с  другим  конечным
   адресатом.  РАО ЕЭС России на первом этапе  осуществления  проекта
   энергомоста   для   экспорта   электроэнергии   в   Японию   через
   Дальневосточный регион рекомендуется строительство ГЭС на р. Учур:
   Средне-Учурской мощностью 3300 Мвт и Учурской мощностью 400 Мвт. В
   качестве первоочередной предлагается Средне-Учурская ГЭС.
       Активизация работ    по    перспективному    строительству   в
   энергосистемах   ОЭС   Востока    для    обеспечения    надежности
   внутрисистемных,   а   также   экспортно-ориентированных   потоков
   мощности   и   энергии   создаст    предпосылки    для    развития
   производительных  сил  региона  и  укрепления  связей  со странами
   Азиатско-тихоокеанского региона.
       Кроме топливно-энергетического  комплекса  большие перспективы
   по  совместной  деятельности  с  предприятиями  субъектов   округа
   имеются     у     предприятий     лесопромышленного     комплекса,
   золотодобывающей и ювелирной промышленности.
       Одним из   приоритетных   направлений  в  формировании  единой
   промышленной  политики  является  объединение   усилий   субъектов
   Дальневосточного    региона    России    по    созданию    крупных
   специализированных промышленных комплексов, объединяющих отдельные
   производства,   науку   в   единую   структуру,  с  управлением  в
   доминирующих      по      видам      деятельности.       Например:
   Дальрыба-Владивосток,    Северовостокзолото-Якутск,   региональные
   научные центры и др.

             Создание единого информационного пространства

       Территориальная отдаленность субъектов Дальнего Востока России
   обуславливает    необходимость    совместного   решения   проблемы
   информационного  вакуума,   развитие   коммуникаций.   Обеспечение
   постоянного  скоростного  обмена информацией между информационными
   центрами регионов Дальнего Востока,  Центральной России,  странами
   Азиатско-тихоокеанского  региона  становится  необходимым условием
   экономического роста.
       В создании      единого      информационного      пространства
   Дальневосточного  региона  необходимо  сделать  основной  упор  на
   повышение    эффективности   работы   торгово-промышленных   палат
   субъектов    Дальневосточного    региона.     Создание     единого
   информационного  пространства  по линии торгово-промышленных палат
   позволит предприятиям региона получать оперативную  информацию  по
   роду своей деятельности и, таким образом, положительно повлияет на
   их хозяйственную деятельность.
       Необходимо уделить       большое       внимание       развитию
   телекоммуникационных   сетей    республики,    которые    позволят
   использовать современные технологии в обмене информацией.
       Большую роль играют в настоящее время также средства  массовой
   информации,  которые  могут  сыграть  немаловажную  роль  в обмене
   информацией в области политики, социальных вопросов и так далее.
       В области связи необходимо:
       создание единой информационной  системы  и  баз  данных  через
   средства  Интернет для обмена информацией,  проведения электронных
   торгов, поиска партнеров, технологий, товаров и так далее;
       организация цифровых     каналов    через    спутники    связи
   Дальневосточной     группировки     для     обеспечения     обмена
   телекоммуникационной    информацией    регионов   Дальневосточного
   федерального округа;
       принятие мер  по  включению  сети  Республики  Саха (Якутия) в
   единую  телекоммуникационную  сеть  Российской   Федерации   путем
   подключения   в  оптово-волоконную  магистраль  Москва-Владивосток
   (каналы связи, передачи данных, ТВ Интернет через Сковородино).

                  Создание транспортной инфраструктуры

       Одним из  основных  приоритетов  в  реализации   экономической
   политики  России  на  Дальнем  Востоке  и в Азиатско-тихоокеанском
   регионе    должно    стать    создание    надежной    транспортной
   инфраструктуры.
       Стратегическим направлением   развития    транспортной    сети
   Республики  Саха  (Якутия)  является  формирование  круглогодичных
   транспортных сетей,  связывающих ее с  магистральной  сетью  путей
   сообщения России и Дальневосточного федерального округа.
       В Республике  Саха  (Якутия)  степень  влияния  транспорта  на
   экономику   и   в   целом   на  жизнедеятельность  населения  выше
   общероссийского уровня. Из-за огромной территории, сопоставимой по
   площади с территорией европейской части России (соответственно 3,1
   и 3,4 млн.  квадратных  километров),  и  минимальной  транспортной
   доступности  именно  транспорт  должен  стать  основой  интеграции
   экономики республики  в  экономику  Дальневосточного  федерального
   округа.
       Участие транспорта    республики    в     интеграции     можно
   сформулировать  как  приоритет  развития  стационарного  наземного
   транспорта   -   железной   дороги   в   комплексе   с    надежным
   функционированием   традиционных  видов  транспорта  -  речного  и
   автомобильного,  а   также   роль   в   интеграционных   процессах
   предприятий, обладающих морским транспортным флотом.
       Основные направления интеграции:
       1. Первостепенное  значение,  при  формировании  транспортного
   комплекса республики имеет ввод в постоянную эксплуатацию  участка
   железной   дороги   Беркакит-Томмот   и  завершение  строительства
   железной дороги до г. Якутска.
       2. Окончание  строительства автомобильной дороги Аян-Нелькан и
   разработка  проекта  и  продолжение  строительства   автомобильной
   дороги Нелькан-Ципанда-Усть-Мая,  что даст прямой выход республики
   на побережье Охотского моря.
       3. Рост   товарообмена   на   евроазиатском  направлении  даст
   возможность  привлечь  такие  предприятия   республики   как   ГСК
   "Арктическое  морское  пароходство"  и  ОАО  "Ленское объединенное
   речное пароходство" к совместным с  ОАО  "Дальневосточное  морское
   пароходство"    и    ОАО    "Приморское    морское    пароходство"
   трансконтинентальным (Европа - страны АТР)  перевозкам  грузов  по
   Северному морскому пути.
       4. Совместное участие транспортных предприятий республики, ОАО
   "Дальневосточное  морское  пароходство"  и ОАО "Приморское морское
   пароходство" в освоении следующих транспортных схем:
       доставка нефтеналива   в  Арктику  и  распаузка  большегрузных
   танкеров;
       перевозка нефтепродуктов в ДВФО;
       доставка грузов в Арктику и  вывоз  грузов  из  Арктики  (лес,
   пиломатериал, металлолом и т.д.).
       Участие предприятий   речного    транспорта    республики    в
   интеграционных процессах потребует обновления и модернизации парка
   наливного и сухогрузного флота "река-море". Для развития перевозок
   грузов   в   верховьях   рек   Алдан,   Мая,   Колыма,  являющихся
   естественными  путями  в   Дальневосточный   регион,   потребуются
   дополнительные  вложения  в  развитие водных путей и строительство
   мелкосидящего флота.
       6. Перспективным   направлением  в  развитии  Дальневосточного
   федерального   округа    является    использование    транспортных
   возможностей  Аяно-Майского  пути для выхода из Алданского речного
   бассейна  на  побережье  Охотского  моря.   Этот   путь   позволит
   значительно  сократить  транспортные расходы при завозе или вывозе
   грузов, в том числе экспорте леса.
       7. Войти  долей  собственности  республики  в  инфраструктуры,
   обслуживающие и осуществляющие управление и эксплуатацию Северного
   морского  пути,  а  также  в акционерные общества,  осуществляющие
   внешнеэкономическую деятельность.
       8. Увеличение  речных  грузоперевозок на территории Чукотского
   автономного округа по рекам Анюю и Омолону.
       Для реализации  указанных  направлений  интеграции  необходимо
   совместно  с  регионами   Дальневосточного   федерального   округа
   обратиться  в  органы исполнительной власти Российской Федерации с
   предложениями:
       о разработке   в   2001  году  федеральной  целевой  программы
   развития  транспортного  комплекса  ДВЭР  с   целью   стабилизации
   деятельности  транспортных  предприятий,  создания  условий для их
   дальнейшего развития,  обеспечения доступности транспортных  услуг
   населению и хозяйствующим субъектам, предусматривающих компенсацию
   повышенных затрат на транспорте ДВЭР;
       о включении   в   проект  строительства  автомобильной  дороги
   Аян-Нелькан продолжения дороги в сторону Нелькан-Ципанда-Усть-Мая,
   что  даст  прямой  выход  Республики  Саха  (Якутия)  на побережье
   Охотского  моря,   также   придать   указанному   проекту   статус
   федеральной  программы  с  долевым  участием в ней Республики Саха
   (Якутия) и Хабаровского края;
       о принятии   мер   по   снижению  тарифов  на  железнодорожные
   перевозки.

                      Обеспечение северного завоза

       Проблемы, связанные с северным завозом,  для всех регионов  во
   многом  схожи.  Для  решения проблем необходимо провести следующую
   работу:
       1. Достигнуть  соглашения  с  администрациями  регионов ДВФО в
   части поставок продукции и ГСМ из субъектов  округа  на  условиях,
   отвечающих  специфике экономики северных регионов Дальнего Востока
   и интересам субъектов ДВФО.
       2. Совместно    с    регионами   ДВФО   выработать   механизм,
   обеспечивающий   постепенный    переход    экономики    ДВФО    на
   самообеспечение за счет вовлечения в производство местных сырьевых
   и  энергетических  ресурсов,  создания  новых,   реконструкции   и
   технического перевооружения действующих предприятий.
       3. Совместно с регионами ДВФО добиться  решения  Правительства
   РФ:
       о введении государственного регулирования  цен  и  тарифов  на
   продукцию  и  товары,  отгружаемые  на  Север  в  период сезонного
   завоза, и на услуги всех видов транспорта;
       приравнять часть   поставок   продукции  и  товаров  в  районы
   Крайнего Севера и приравненные к ним  местности  к  поставкам  для
   государственных нужд.

                       Агропромышленный комплекс

       Во многих  регионах Дальнего Востока,  как и в Республике Саха
   (Якутия)  производство  продукции  земледелия   и   животноводства
   осуществляется  большей  частью  в  экстремальных  условиях  и  на
   относительно  небольших  площадях.  Здесь  в  сельскохозяйственном
   производстве используется всего около 1%  территории,  а на одного
   жителя приходится в 2 раза меньше пашни,  чем в целом  по  России.
   Почти   85%   территории   округа  относится  к  северной  зоне  с
   преобладанием муссонного климата, отрицательных годовых температур
   и вечной мерзлоты.
       В аграрном секторе  экономики  республики  потенциал  местного
   производства   недостаточен   для  полного  обеспечения  населения
   основными продуктами питания.  Продовольственный рынок  республики
   имеет свои характерные особенности,  обусловленные,  прежде всего,
   сильной зависимостью от времени и сроков поступления товаров из-за
   пределов республики.  За последние годы продовольственный завоз по
   основным видам сельскохозяйственной продукции составил  от  20  до
   50% поступлений от общей потребности.
       На сегодня в плане  интеграционных  связей  с  дальневосточным
   регионом  республика  могла  бы  заключить  договоры  на  поставку
   продовольствия  и  сельскохозяйственной  продукции,   которых   не
   хватает   для   нужд  перерабатывающих  предприятий  и  населения.
   Республика может развивать дальнейшие связи с  Амурской  областью,
   Еврейской  автономной  областью,  Хабаровским и Приморским краями.
   Для  решения  проблемы  снабжения   северных   улусов   республики
   продовольствием    и    продукцией    сельского    хозяйства   эти
   интеграционные  связи  с  дальневосточными  регионами  сыграли  бы
   существенную роль.
       В целях интеграции предлагаются следующие направления:
       организация поставок  соевых  культур  из  Амурской  области и
   Приморского края;
       разработка совместных  проектов по рыбодобыче в морских водах,
   производству вездеходной техники и  технологического  оборудования
   для    переработки   сельскохозяйственного   сырья,   производству
   концентрированных кормов;
       организация поставок из республики в субъекты округа продукции
   АПК.

                         Потребительский рынок

       Рынок потребительских  товаров  Республики  Саха  (Якутия)   в
   основном  формируется  за  счет массового завоза грузов в короткий
   навигационный период и за счет поставок небольшими партиями быстро
   реализуемых потребительских товаров авиационным, железнодорожным и
   автомобильным транспортом.  Дальневосточный регион раньше  занимал
   значительную  долю  в  общем объеме поставок продукции и товаров в
   Республику Саха (Якутия).
       Приморский край  ежегодно поставлял в республику почти 8 тысяч
   тонн  свежемороженой  рыбы,  13   тыс.   туб   рыбных   консервов,
   растительное  масло,  около  2000  тонн мяса,  более 24 тысяч тонн
   цельномолочной  продукции  (в  пересчете   на   молоко),   широкий
   ассортимент   непродовольственных  товаров  народного  потребления
   (более  30  наименований):  мебель,  электроприборы,   канцтовары,
   моющие    средства,    столовую   посуду,   приборы   и   кухонные
   принадлежности, стиральные машины и т.д.
       Из Хабаровского края для жителей республики завозилась мебель,
   велосипеды,  стиральные машины,  кровати,  галантерея, в том числе
   кожаная.
       Амурская область поставляла более 400 тонн мяса, 13 тысяч тонн
   цельномолочной продукции (в пересчете на молоко), яиц около 2 млн.
   штук,  1000 тонн свежего картофеля и овощей,  макаронные  изделия,
   товары народного потребления: обувь, мебель, обои, стекло и т.д.
       В период    реформ    инфраструктура    внутреннего     рынка,
   обеспечивающая  поставки  и  продвижение товаров и ресурсов во все
   регионы республики,  была  разрушена.  Новая  система,  отвечающая
   современным  рыночным  условиям  и  учитывающая специфику Крайнего
   Севера,   до   настоящего   времени   не   выстроена.    Распались
   хозяйственные связи. Поставки потребительских товаров в Республику
   Саха (Якутия) из  регионов  Дальневосточного  федерального  округа
   практически  прекратились.  Отдельными  мелкими партиями завозится
   товар   в   южные   районы   республики,   в   которых   действует
   круглогодичная автомобильная и железнодорожная транспортные сети.
       В северных  и  северо-восточных  территориях  Дальневосточного
   федерального  округа сосредоточены основные недровые богатства.  В
   то же время условия хозяйствования крайне сложные, что обусловлено
   экстремальными  природно-климатическими особенностями,  неразвитой
   транспортной сетью,  отдаленностью от главных транспортных артерий
   страны,  ограниченной  транспортной  доступностью из-за сезонности
   функционирования   транспортного   комплекса.   Основу   экономики
   составляют горнодобывающие отрасли.
       В южных   регионах   округа   основу   экономики    составляет
   промышленность.  Развито машиностроение, металлообработка, рыбная,
   химическая,  легкая и пищевая отрасли. Более благоприятные условия
   для   развития   сельского   хозяйства.   Условия   проживания   и
   специализация экономики,  удобная  и  более  дешевая  транспортная
   схема  являются естественными факторами,  диктующими необходимость
   государственного   подхода   в   решении    вопросов    интеграции
   потребительского рынка всех регионов Дальневосточного федерального
   округа.
       В рамках  Соглашения о сотрудничестве Республики Саха (Якутия)
   с Амурской областью  приобретен  Завитинский  консервный  завод  в
   Амурской  области.  Готовую  продукцию  планируется  поставлять  в
   Магаданскую область,  Чукотский автономный округ и Республику Саха
   (Якутия).  При  выходе на проектную мощность выпуск составит свыше
   500 тонн плодоовощной консервации и меда.
       Возобновление хозяйственных   связей  и  увеличение  торгового
   оборота потребительских товаров отвечает  интересам  республики  и
   регионов    Дальневосточного   федерального   округа.   Интеграция
   позволит:
       максимально вовлечь   в   производство  ресурсный  и  трудовой
   потенциал регионов;
       увеличить загрузку действующих мощностей предприятий;
       обеспечить соблюдение  оптимальных   пропорций   в   насыщении
   потребительского рынка продукцией собственного производства;
       создать новые рабочие места;
       обеспечить умеренный рост цен.
       Основные направления интеграции:
       1. Организация  совместных производств по добыче и переработке
   рыбы,  поставок рыбы и других морепродуктов  с  целью  восполнения
   нехватки йода в пищевом рационе жителей республики.
       2. Организация поставок потребительских товаров  в  Республику
   Саха (Якутия) из субъектов Дальневосточного федерального округа.
       3. Организация   совместных   предприятий   по    производству
   потребительских товаров и переработке сельхозпродукции.
       4. Увеличение  объемов  поставок  продукции,  производимой   в
   Республике Саха (Якутия), в субъекты Дальневосточного федерального
   округа.
       5. Проведение  совместных  мероприятий  контролирующих органов
   субъектов  для  защиты  потребительского  рынка   Дальневосточного
   федерального  округа  в  рамках  исполнения  федеральных законов о
   качестве и безопасности товаров и защите прав потребителей.

                       Экологическая безопасность

       Обеспечение экологической    безопасности     при     развитии
   межрегионального  природоохранного сотрудничества становится одним
   из  ключевых  направлений  интеграции  экономики  Республики  Саха
   (Якутия)  в  экономику Дальневосточного региона России.  Основными
   направлениями   деятельности    по    обеспечению    экологической
   безопасности   Дальневосточного  федерального  округа,  подлежащих
   обязательной реализации при интеграции экономики, являются:
       единство и  согласованность  действий  органов государственной
   власти   регионов   Дальневосточного    округа    в    обеспечении
   экологической безопасности;
       в целях   перехода   на   бассейновый    принцип    управления
   водоохранной  деятельностью  должно быть задействовано Бассейновое
   Соглашение  с  сопредельными  субъектами  Дальневосточного  округа
   (Хабаровский  край,  Амурская  область).  Проект такого Соглашения
   одобрен распоряжением Правительства Республики  Саха  (Якутия)  от
   14.02.2001 N 203-р;
       для принятия превентивных мер  необходим  своевременный  обмен
   информацией между органами государственной власти субъектов округа
   об экологически опасных ситуациях, о распространении особо опасных
   инфекционных заболеваний людей, животных и растений;
       в целях участия в организации  системы  срочной  экологической
   помощи заключать Соглашения по вопросам экологической безопасности
   с субъектами Дальневосточного округа,  в первую очередь с теми,  с
   территории  которых  поступают  (могут  поступить)  загрязнения  в
   природную среду или  оказываются  другие  вредные  воздействия  на
   природную среду и природные ресурсы республики;
       объединить усилия органов  исполнительной  власти  регионов  в
   должном финансировании мероприятий по борьбе с лесными пожарами;
       разработка и реализация совместных программ утилизации опасных
   отходов  (включая  защиту  территории  Дальневосточного  округа от
   импорта таких отходов);
       поставка в  республику  оборудования  экологически безопасных,
   экологически   чистых   ресурсосберегающих   технологий   как    в
   промышленности,  так  и  в  сельскохозяйственном производстве,  на
   транспорте и в строительстве;
       усиление государственного      регулирования      по     всему
   Дальневосточному  региону  вывоза  за  рубеж  природных  ресурсов,
   четкая   регламентация   природопользования   независимо  от  форм
   собственности;
       разработка региональных   программ   восстановления  и  охраны
   возобновляемых  природных  ресурсов  и  создания   системы   особо
   охраняемых   природных   территорий   на   сопредельных  субъектах
   (программы  должны   предусматривать   организационно-правовой   и
   экономический механизмы их реализации);
       реализация программы по образованию  и  воспитанию  в  области
   окружающей среды;
       обмен информацией   в   области   обеспечения    экологической
   безопасности.

                        Занятость и рынок труда

       В Республике  Саха  (Якутия),  как  и других регионах Дальнего
   Востока остро  стоит  проблема  занятости  населения.  Сокращается
   численность  занятых.  Высокий  уровень  безработицы сохраняется в
   арктических и сельских улусах, а также среди молодежи.
       В ближайшее  время  необходимо  принять  меры по регулированию
   занятости населения,  по перераспределению рабочей силы  из  одних
   отраслей  в  другие.  В  перспективе  совершенствование отраслевой
   структуры занятости непосредственно связано с дальнейшим развитием
   ТЭК,  обрабатывающих  и  перерабатывающих отраслей,  стабилизацией
   функционирования  базовых  горнодобывающих   отраслей   экономики,
   развитием   электроэнергетики,    рационализацией    транспортно -
   экономических связей и схемы завоза грузов, реорганизацией АПК.
       Политика республики    в   области   занятости   должна   быть
   направлена:
       на использование местной рабочей силы;
       на привлечение и удержание высококвалифицированных кадров;
       на решение проблемы перераспределения высвобождающихся кадров;
       на создание единого информационного поля рынка труда.
       Дискомфортность условий проживания, преобладание слаборазвитых
   транспортных связей основной части территории,  носящих выраженный
   сезонный  характер,  удорожающий  фактор  удаленности  территорий,
   необходимость досрочного завоза материально-технических  ресурсов,
   профилирующая роль промышленности с незаконченным производственным
   циклом  и  др.  являются  главными   компонентами,   составляющими
   региональную специфику.
       Значительная дифференциация            природно-климатических,
   экономических,  социальных, национальных и других условий развития
   субъектов определяет необходимость выделения в  рамках  ДВФО  двух
   зон:
       северной в составе Республики  Саха  (Якутия),  Магаданской  и
   Камчатской областей, Корякского и Чукотского автономных округов;
       южной в составе Приморского и Хабаровского краев,  Амурской  и
   Сахалинской областей и Еврейской автономной области.  Это позволит
   более  эффективно  проводить  государственную  политику  во  вновь
   образованном федеральном округе.
       Регулирование миграционных  процессов.   Во   всех   субъектах
   Дальневосточного   федерального   округа   наблюдается  устойчивая
   тенденция  к  сокращению  численности  населения  как   вследствие
   интенсивного  миграционного  оттока,  так  и  естественной  убыли.
   Продолжительность жизни населения не достигает среднего по  России
   уровня.  В  сложившейся  ситуации  все  субъекты  теряют  трудовые
   ресурсы,    преимущественно     высококвалифицированные     кадры,
   адаптированные к местным климатическим условиям.
       Эти процессы  наряду  с  усиливающейся  тенденцией   экспансии
   территорий  субъектов  ДВФО  со  стороны прилегающих к ее границам
   сопредельных  стран  (Китай,   Корея,   Япония)   создают   угрозу
   территориальной целостности и безопасности Российской Федерации. В
   целях геополитической,  экономической и национальной  безопасности
   всех  субъектов  Дальневосточного федерального округа необходимо в
   качестве  приоритетного  направления  регулирования   миграционных
   процессов создать условия и усилить меры по закреплению населения.
   Активно проводить  переподготовку  высвобождающихся  кадров  и  по
   возможности    регулировать    их   перераспределение   в   рамках
   Дальневосточного    федерального    округа,     создать     единое
   информационное  поле  рынка  труда и  социально-бытовых  условий в
   субъектах округа,  содействовать реализации  существующей  системы
   льгот для проживающих в экстремальных условиях.
       Кадровая политика.  На сегодня  наблюдается  такой  негативный
   фактор,  как  нерациональное  использование  кадрового потенциала.
   Поэтому серьезное влияние на состояние рынка труда должна  оказать
   система  профессиональной  подготовки  и переподготовки кадров.  В
   настоящее  время,  когда  рынок  труда   и   подготовка   учебными
   заведениями  специалистов  слабо  взаимосвязаны,  главной  целевой
   установкой  должно  стать   планирование   подготовки   кадров   в
   соответствии с потребностями рынка труда.
       Сеть высших и средних специальных  образовательных  учреждений
   регионов   Дальнего   Востока   позволяет  готовить  специалистов,
   удовлетворяющих  потребность  всего  Дальневосточного  региона   в
   высококвалифицированных кадрах, что диктует необходимость создания
   современной и престижной системы образования на основе действующих
   государственных университетов Дальневосточного региона.
       Учитывая удаленность  ДВФО  от  основных  центров   подготовки
   квалифицированных    специалистов    и    в    целях    интеграции
   образовательной  деятельности   субъектов,   входящих   в   округ,
   целесообразно  расширять сеть филиалов имеющихся ВУЗов и ССУЗов по
   требующимся специальностям,  производить обмен студентами в  целях
   повышения  и  углубления  специализации,  расширить предоставление
   целевых мест в учебных заведениях региона.
       Для обеспечения сбалансированности рынка образовательных услуг
   и  рынка  квалифицированного  труда  необходимы  совершенствование
   системы  профессионального  образования,  мониторинг  рынка труда,
   перепрофилирование части образовательных учреждений в соответствии
   с  меняющимся  спросом на профессии,  переподготовка безработных и
   незанятых   граждан,   повышение   качества   образования    через
   лицензирование    и   аккредитацию   образовательных   учреждений,
   сертификацию и аттестацию преподавателей,  разработку  современных
   педагогических технологий, обмен опытом между субъектами округа по
   выше перечисленным направлениям.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz