Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 27.06.2000 N 9-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) N 1469 ОТ 3 СЕНТЯБРЯ 1996 ГОДА О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОТ 29 ДЕКАБРЯ 1995 ГОДА N 222-ФЗ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 27 июня 2000 г. N 9-П

         ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
                    РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) N 1469
            ОТ 3 СЕНТЯБРЯ 1996 ГОДА "О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
          ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ УПРОЩЕННОЙ
              СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
                 СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
             ОТ 29 ДЕКАБРЯ 1995 ГОДА N 222-ФЗ НА ТЕРРИТОРИИ
                        РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей В.А. Долгашевой, А.Д.
   Петракова,  В.Н. Прокопьева,  В.Т. Филиппова  с  участием  сторон:
   народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
   Саха  (Якутия)  А.Г. Подголова,  его представителя  А.В. Мигунова,
   представителя Президента Республики Саха  (Якутия)  М.М. Яковлева,
   председателя    Арбитражного   суда   Республики   Саха   (Якутия)
   И.Н. Федорова рассмотрел  в  открытом  судебном  заседании  дело о
   проверке   конституционности   Указа  Президента  Республики  Саха
   (Якутия) N 1469 от 3 сентября 1996 года "О  мерах  по  обеспечению
   действия   Закона  Российской  Федерации  "Об  упрощенной  системе
   налогообложения,   учета    и    отчетности    субъектов    малого
   предпринимательства"   от   29  декабря  1995  года  N  222-ФЗ  на
   территории Республики Саха (Якутия)".
       Поводом к  рассмотрению  дела  послужило ходатайство народного
   депутата Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия) А.Г. Подголова.
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  вопросе  о том,  соответствует ли Конституции
   Республики Саха (Якутия) Указ Президента Республики Саха  (Якутия)
   с точки зрения разделения законодательной и исполнительной власти,
   разграничения компетенции между высшими  органами  государственной
   власти.
       Заслушав   сообщение     судьи-докладчика    В.Н.  Прокопьева,
   объяснения  сторон и других участников,  исследовав представленные
   материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. Народный депутат  А.Г. Подголов, направивший ходатайство  в
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия), просит признать Указ
   Президента Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 1996 года N 1469
   "О  мерах  по обеспечению действия Закона Российской Федерации "Об
   упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности  субъектов
   малого  предпринимательства"  от  29 декабря 1995 года N 222-ФЗ на
   территории   Республики   Саха   (Якутия)"   не    соответствующим
   Конституции Республики Саха (Якутия).  По мнению ходатайствующего,
   по  вопросам  финансового,  валютного,  кредитного   регулирования
   (статьи   58,   58.1,  125,  126  конституции  республики)  должны
   приниматься законы.
       Как полагает   народный  депутат   А.Г.  Подголов,   Президент
   Республики Саха (Якутия),  издав соответствующий  указ,  пошел  на
   "подмену законодателя".
       2. В  статье  125   Конституции   Республики   Саха   (Якутия)
   закреплено,   что  "предприятия  и  организации,  расположенные  и
   действующие  на  территории   республики,   независимо   от   форм
   собственности  и  подчиненности,  вносят  налоги  в  установленном
   законом порядке".
       Изъятие государством   в   пользу   общества   части  валового
   внутреннего продукта в виде обязательного взноса  составляет  суть
   налога, т.е. всякий налог является обязанностью гражданина.
       Совокупность отношений,   обозначаемых   в    законодательстве
   Российской  Федерации  как  "упрощенная  система  налогообложения,
   учета  и  отчетности"  -  "упрощенная  система",  -   регулируется
   федеральным   законом  от  29  декабря  1995  года  N  222-ФЗ  "Об
   упрощенной  системе  налогообложения,  учета  и   отчетности   для
   субъектов малого предпринимательства".
       "Упрощенная система"   создается    наряду    с    действующим
   налогообложением.  В  этом  смысле она не является абсолютно новым
   видом  налога.  Система  не  основана  на  первичной   обязанности
   налогоплательщика.    Она    конструирована    как   разновидность
   существующих налогов. "Упрощенная система" не является юридической
   обязанностью  налогоплательщика.  Переход  к  ней  является правом
   налогоплательщика и осуществляется по его доброй воле, при наличии
   его  заявления.  Применение  "упрощенной  системы" индивидуальными
   предпринимателями   предполагает   добровольное    принятие    ими
   соответствующего решения.
       "Упрощенная система",      будучи      организационно-правовым
   выражением  существующих  налогов,  реализуется  добровольно,  ибо
   является субъективным правом налогоплательщика.  В таком виде  это
   право предполагает,  что налогоплательщик, перешедший к ней, может
   отказаться  от  "упрощенной  системы"  и  начать  платить  обычные
   налоги.
       Указ Президента Республики Саха (Якутия) от  3  сентября  1996
   года  N  1469  "О  мерах по обеспечению действия Закона Российской
   Федерации  "Об  упрощенной  системе   налогообложения,   учета   и
   отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря
   1995  года  N  222-ФЗ  на  территории  Республики  Саха  (Якутия)"
   устанавливает  порядок  реализации  в  республике  права  перехода
   субъектов  малого  предпринимательства  на  "упрощенную  систему".
   Какой-то дополнительной, неизвестной законодательству, обязанности
   предпринимателя указ не устанавливает.
       Таким образом,  указ  Президента  Республики  Саха (Якутия) не
   противоречит статье 125 конституции республики.
       Ходатайствующий считает,  что, согласно статье 126 конституции
   республики,  вопросы  налоговой  политики  должны   регулироваться
   только  законом.  По  его мнению,  указ Президента Республики Саха
   (Якутия)   касается   вопросов   налоговой   политики   и   потому
   "несовместим   с   принципом   разделения   властей"   (статья   3
   конституции).
       В статье    126    конституции    республики    говорится    о
   государственном    воздействии    на     экономику     посредством
   законодательного регулирования хозяйственной практики,  финансовой
   и налоговой политики.  Вместе с тем, законодательное регулирование
   налоговой  политики  не  означает  невозможности  принятия решений
   исполнительной властью.
       Законодательная база     нормотворчества    субъектов    может
   непосредственно исходить из актов,  принятых федеральным  органом.
   Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации,  установление
   "общих принципов налогообложения и  сборов"  относится  к  области
   совместных полномочий Российской Федерации и ее субъектов.
       Федеральный закон "Об основах налоговой системы  в  Российской
   Федерации"  устанавливает  налоги субъектов Российской Федерации и
   предусматривает вопросы,  которые должны  регулироваться  законами
   республик  в составе Российской Федерации (статья 20).  Упрощенная
   система  налогообложения,  учета  и  отчетности   для   субъектов,
   подпадающих   под   ее  действие,  предусматривает  замену  уплаты
   совокупности установленных законодательством Российской  Федерации
   налогов,  уплатой единого налога,  используемого по результатам их
   хозяйственной  деятельности.   Применение   "упрощенной   системы"
   индивидуальными  предпринимателями  связано  с  введением  для них
   патента.  Предполагается,  что   органы   государственной   власти
   субъекта     Российской     Федерации    предпринимают    действия
   организационно-правового  характера  для  добровольного   перехода
   соответствующих субъектов на "упрощенную систему".
       Эти действия  отражены  в  оспариваемом  указе,   регулирующем
   порядок  действия  федерального  закона  на территории республики.
   Указом устанавливается объект налогообложения - совокупный  доход;
   закрепляется   ставка   налога  и  определяется  патент.  В  указе
   регулируются  вопросы   организации   работы   по   информированию
   налогоплательщиков о законодательстве по переходу их на упрощенную
   систему налогообложения, учета и отчетности.
       Итак, Указ  Президента  Республики Саха (Якутия) от 3 сентября
   1996 года N 1469 не противоречит статье 126 Конституции Республики
   Саха   (Якутия),   так   как   решает   лишь  вопросы  обеспечения
   волеизъявления субъектов малого предпринимательства по переходу их
   на "упрощенную систему".
       4. В статьях 58 и 58.1 Конституции  Республики  Саха  (Якутия)
   закрепляются  предметы ведения палат Государственного Собрания (Ил
   Тумэн) Республики  Саха  (Якутия),  по  которым  они  осуществляют
   правовое регулирование. Так, к ведению Палаты Республики относятся
   рассмотрение  и  принятие   законов   по   вопросам   финансового,
   валютного,  кредитного  регулирования,  проекты  которых  вносятся
   Палатой Представителей.  Налоговая система республики, действующая
   в    настоящее   время,   установлена   законодательной   властью.
   Республиканские  и  местные  налоги,  предусмотренные  федеральным
   законом  "Об  основах  налоговой  системы в Российской Федерации",
   включены в законы Республики Саха (Якутия).
       Полномочия палат   Государственного   Собрания   (Ил   Тумэн),
   закрепленные  в   статьях   58,   58.1   конституции   республики,
   реализуются  в  законах  Республики Саха (Якутия).  Как показывает
   практика деятельности палат Государственного Собрания (Ил  Тумэн),
   в некоторых случаях принятие законов может быть отложено.
       Президент Республики Саха (Якутия) как глава ее исполнительной
   власти     призван    обеспечивать    непрерывное    осуществление
   государственного  управления.  В  то  же  время  он,   как   глава
   исполнительной  власти,  по  вопросам совместного ведения входит в
   единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть
   2  статьи  77  Конституции  Российской  Федерации).  В этих рамках
   президент республики обязан принять меры,  связанные с реализацией
   федерального  закона.  Рассматриваемый указ Президентом Республики
   Саха (Якутия) принят в связи с этой необходимостью.
       Указ Республики Саха (Якутия) "О мерах по обеспечению действия
   Закона Российской Федерации "Об упрощенной  системе..."  учитывает
   наличие  "отложенного законотворчества" и закрепляет,  что порядок
   действия  налогообложения,  учета  и  отчетности   устанавливается
   "впредь   до   принятия  соответствующего  законодательного  акта"
   республики.
       На основании изложенного,  руководствуясь статьями 24,  25, 31
   Закона  Республики   Саха   (Якутия)   "О   порядке   деятельности
   Конституционного   суда",   Конституционный  суд  Республики  Саха
   (Якутия)

                              постановил:

       1. Признать Указ Президента Республики Саха (Якутия) N 1469 от
   3  сентября  1996  года  "О  мерах  по обеспечению действия Закона
   Российской Федерации "Об упрощенной системе налогообложения, учета
   и  отчетности  субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря
   1995 года  N  222-ФЗ  на  территории  Республики  Саха   (Якутия)"
   соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. Постановление  окончательно,   обжалованию   не   подлежит,
   вступает в силу немедленно после его провозглашения.
       3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия", "Ил Тумэн".

                                                         Председатель
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                          Д.Н.МИРОНОВ

                                                            Секретарь
                                                Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                         В.Т.ФИЛИППОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz