Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РС(Я) ОТ 23.03.2000 N 422-Р О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                              РАСПОРЯЖЕНИЕ
                      от 23 марта 2000 г. N 422-р

                      О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
                  ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

       В целях выполнения постановлений Правительства Республики Саха
   (Якутия)  от  10  ноября  1999  года  N  603  "О реформе убыточных
   предприятий Республики Саха (Якутия)", от 15 января 2000 года N 11
   "Об  утверждении  Плана  действий  Правительства  Республики  Саха
   (Якутия)  по  стабилизации  социально-экономического  положения  в
   республике  на 2000 год",  от 15 января 2000 года N 12 "О мерах по
   реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от  4  января
   2000 года N 933 "Об основных задачах развития экономики Республики
   Саха (Якутия) в 2000 году":
       1. Утвердить  прилагаемые Методические рекомендации по реформе
   предприятий (организаций).
       2. Считать  данные  Методические  рекомендации обязательными к
   исполнению  убыточными  предприятиями   государственного   сектора
   экономики,     отраслевыми     министерствами    и    ведомствами,
   администрациями улусов и городов.
       3. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) в срок до 25
   марта 2000 года выделить Министерству экономики и  прогнозирования
   Республики  Саха  (Якутия)  средства  в размере 50 тысяч рублей на
   оплату расходов,  связанных с изданием "Методических  рекомендаций
   по реформе предприятий (организаций)",  по статье республиканского
   бюджета "Развитие рыночной инфраструктуры" (раздел 1100).
       4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за
   собой.

                                      И.о. Председателя Правительства
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                             А.АКИМОВ





                                                           Утверждены
                                          Распоряжением Правительства
                                             Республики Саха (Якутия)
                                          от 23 марта 2000 г. N 422-р

                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                  ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

                              Содержание:

       I.   Основные положения
       II.  Цель и задачи  реформы  предприятия
       2.1. Цель  реформы
       2.2. Задачи реформы
       2.3. Направления реформы
       2.4. Решение о реформировании
       III. Основные моменты реформирования
       3.1. Заключение  контракта с руководителем
       3.2. Реструктуризация задолженности по  платежам  в  различные
   уровни бюджета
       3.3. Предоставление государственной поддержки в виде налоговых
   льгот
       3.4. Реструктуризация    задолженности    по    платежам    во
   внебюджетные фонды
       3.5. Ликвидация  задолженности по заработной плате
       3.6. Снижение объемов расчетов в неденежной форме
       3.7. Рыночная оценка активов предприятия
       IV.  Снижение себестоимости и пути ее оптимизации
       4.1. Реструктуризация имущественного комплекса
       4.2. Пересмотр приоритетов финансирования расходов
       4.3. Минимизация затрат
       V.   Формирование     паспорта      предприятия.      Оказание
   государственной поддержки
       Роль администраций улусов и городов в реформе
       VI.  Ценовая политика предприятия
       6.1. Общие положения
       6.2. Типы ценовых политик и стратегий
       6.3. Роль затрат при обосновании ценовых решений
       6.4. Этапы разработки ценовой стратегии
       VII. Изменение формы собственности. Процедура банкротства
       VIII. Особенности  реформы  предприятий  жилищно-коммунального
   хозяйства
       IX.  Рекомендуемая литература
       Приложение. Паспорт предприятия
       Схема 1. Этапы реформы предприятий

                         I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Настоящие Методические  рекомендации разработаны во исполнение
   Указа Президента Республики Саха (Якутия) от  20.09.99  N  849  "О
   введении    мониторинга    финансово-хозяйственной    деятельности
   предприятий Республики Саха (Якутия)", постановления Правительства
   Республики  Саха  (Якутия)  от 10.11.99 N 603 "О реформе убыточных
   предприятий   Республики   Саха   (Якутия)"   и   Плана   действий
   Правительства    Республики    Саха   (Якутия)   по   стабилизации
   социально-экономического положения в республике на 1999-2000 годы,
   утвержденного   постановлением   Правительства   Республики   Саха
   (Якутия) от 27.03.99 N 151,  в целях оказания помощи руководителям
   государственных   унитарных   предприятий   и   иных  коммерческих
   организаций  (далее  именуются  -   предприятие)   по   проведению
   мероприятий,  направленных  на улучшение управления предприятиями,
   повышение  эффективности  производства   и   конкурентоспособности
   выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек
   производства,   улучшение   финансово-экономических    результатов
   деятельности, и носят рекомендательный характер.
       Перед проведением  реформы  предприятия  необходимо   провести
   анализ его финансово-хозяйственной деятельности.
       При этом рекомендуется использовать Методические  рекомендации
   по   реформе   предприятий  (организаций),  утвержденные  приказом
   Министерства  экономики  РФ  от  01.10.97.  N   118,   в   которых
   предлагаются рекомендации по следующим вопросам:
       1) снабженческо-сбытовая политика предприятия;
       2) ценовая политика предприятия:
       3) финансовая политика предприятия;
       4) инвестиционная политика предприятия;
       5) кадровая политика предприятия.
       Настоящие Методические     рекомендации     разработаны    для
   предприятий республики, кроме сельскохозяйственных.

          II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

       2.1. Целью реформы предприятия является  обеспечение  успешной
   работы  предприятия в условиях рыночной экономики.  Эта цель может
   быть достигнута путем реструктуризации предприятия,  заключающейся
   в   осуществлении  комплекса  мероприятий  по  приведению  условий
   функционирования  предприятия  в   соответствие   с   выработанной
   стратегией   его   развития:   улучшение   управления,   повышение
   эффективности  производства,   конкурентоспособности   выпускаемой
   продукции,   рост   производительности  труда,  снижение  издержек
   производства,   улучшение    финансово-экономических   результатов
   деятельности, дальнейшее целостное развитие (увеличение инвестиций
   и новаций).
       Реформа проводится  в  соответствии  с  Посланием   Президента
   Республики  Саха  (Якутия)  "Новый  стиль работы,  новые подходы к
   решению задач реальной экономики".

       2.2. Задачами реформы предприятия являются:
       1) защита прав участников (учредителей);
       2) четкое     разграничение     ответственности     участников
   (учредителей)  и  руководителей  предприятий,  развитие механизмов
   корпоративного      управления,       обеспечение       свободного
   перераспределения  прав участия в капитале акционерного общества и
   перехода таких  прав  к  лицам,  заинтересованным  в  долгосрочном
   развитии предприятия (эффективным собственникам);
       3) обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
       4) создание   системы   хозяйственно-договорной   деятельности
   предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
       5) организационно-технологическая             реструктуризация
   предприятия;
       6) достижение  прозрачности финансово-экономического состояния
   предприятий   для   их   участников   (учредителей),   инвесторов,
   кредиторов;
       7) создание эффективного механизма управления предприятием;
       8) использование  предприятием рыночных механизмов привлечения
   финансовых средств;
       9) повышение  квалификации  работников предприятия как один из
   факторов повышения устойчивости развития предприятия.

       2.3. Основными направлениями реформы предприятий являются:
       1) анализ  положения  предприятия  на  рынке,  его финансово -
   хозяйственной    деятельности    и    эффективности     управления
   предприятием, а также выявление оптимальных путей решения ключевых
   проблем;
       2) инвентаризация имущества и  осуществление  реструктуризации
   имущественного комплекса предприятия;
       3) выявление и  устранение  нарушенных  прав  акционеров  (для
   акционерных обществ);
       4) рыночная оценка активов предприятия;
       5) выработка стратегии развития предприятия;
       6) реструктуризация  всех   видов   задолженности,   улучшение
   финансовых показателей;
       7) совершенствование   кадровой    политики    и    управления
   персоналом.

       2.4. Решение о реформировании.
       Решение о  реформировании  предприятия  и конкретная программа
   мероприятий    принимаются    собственником    предприятия    (для
   государственных  унитарных  предприятий  -  уполномоченным органом
   исполнительной власти;  для иных коммерческих организаций -  общим
   собранием их участников (учредителей).
       Для разработки    программы     реформирования     предприятия
   целесообразно создать специальную рабочую группу с предоставлением
   ей     необходимых     полномочий.     На      основе      анализа
   финансово-хозяйственной   деятельности   предприятия  и  задач  по
   реформированию предприятия участниками (учредителями)  принимается
   решение  о  возможности  реализации  этих  задач силами работников
   администрации предприятия либо о  частичной  замене  ее  кадрового
   состава.
       Для принятия решения о приватизации государственных  унитарных
   предприятий     необходимо    руководствоваться    Государственной
   программой приватизации государственного  имущества  в  Республике
   Саха   (Якутия),  утвержденной  постановлением  Палаты  Республики
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8
   июля 1998 г. ПР N 55-II.
       Типовая (примерная) программа реформы предприятия предполагает
   проведение   комплекса   мероприятий,  причем  условия  и  порядок
   выполнения некоторых из них  (передача  независимому  регистратору
   ведения  реестра  акционеров  для акционерных обществ,  проведение
   реструктуризации задолженности по  платежам  в  бюджет  и  другие)
   определены  действующими  нормативно-правовыми  актами.  Остальные
   мероприятия носят рекомендательный характер,  и  необходимость  их
   реализации    определяется    лицами,   принимающими   решение   о
   реформировании   предприятия,   с    учетом    особенностей    его
   функционирования,   уровня  развития  и  соответствия  современным
   требованиям тех или иных компонентов менеджмента.

                  III. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

       3.1. Заключение контракта с руководителем.
       В целях    ограничения    возможностей    злоупотреблений    и
   недобросовестных    действий    руководителей,     усиления     их
   ответственности  перед  участниками  (учредителями)  предприятий и
   заинтересованности в результатах деятельности  предприятия,  также
   повышения   на   этой   основе   качества  управленческих  решений
   целесообразно    более    четко    разграничить    полномочия    и
   ответственность  между  участниками (учредителями) и руководителем
   предприятия.  Для этого рекомендуется уточнить условия  контракта,
   заключаемого участниками (учредителями) или уполномоченным органом
   с руководителем предприятия,  а в  случае  необходимости  провести
   пересмотр устава хозяйственного общества.
       При этом в контрактах целесообразно определить ответственность
   руководителя предприятия за:
       реализацию плана  реформирования  предприятия   и   выполнение
   бизнес-планов  по  реформированию  предприятия  (в случае принятия
   решения  по  реформированию  предприятия  и  разработки  указанных
   бизнес-планов);
       сохранность и  целевое  использование  имущества  предприятия,
   финансово - хозяйственные результаты деятельности предприятия;
       результаты заключенных сделок;
       задержку передачи      реестра     акционеров     независимому
   регистратору;
       разглашение коммерческой тайны;
       нарушение условий контракта.
       Предлагается   также    включать   в   контракты    положения,
   предусматривающие   зависимость   вознаграждения  руководителя  от
   доходов предприятия от основной производственной  деятельности,  а
   также  установить  для  руководителей  предприятий  разрешительный
   порядок  совместительства  (только  с  согласия  общего   собрания
   участников  -  для  хозяйственных обществ,  уполномоченных органов
   исполнительной власти  -  для  государственных  предприятий,  либо
   иными уполномоченными представителями собственника).

       3.2. Реструктуризация задолженности по  платежам  в  различные
   уровни  бюджета  Для  улучшения финансово-экономического положения
   предприятия,  пополнения оборотных средств и создания условий  для
   реформирования предприятия рекомендуется провести реструктуризацию
   задолженности по платежам в бюджеты всех уровней.
       Условия и  порядок  проведения  реструктуризации задолженности
   предприятий по платежам в федеральный бюджет определены:
       постановлением Правительства   Российской   Федерации   от   3
   сентября 1999 г.  N 1002  "О  порядке  и  сроках  реструктуризации
   кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам,  а
   также  задолженности  по  начисленным  пеням   и   штрафам   перед
   федеральным бюджетом";
       постановлением Правительства Российской Федерации  от  2  июня
   1999  г.  N 589 "Об урегулировании задолженности нефтедобывающих и
   нефтеперерабатывающих  организаций   по   налогам   и   сборам   и
   обеспечении  полноты  уплаты  ими налоговых платежей в федеральный
   бюджет";
       письмом МНС РФ от 1 марта 1999 г.  N ВП-6-10/146 "О проведении
   реструктуризации задолженности юридических лиц  перед  федеральным
   бюджетом";
       распоряжением ФСДН России от 22 сентября 1999 г. N ЗО-р;
       приказом МНС   и   ФСДН  России  от  23  сентября  1999  г.  N
   АП-3-10/307/102   "О   применении   постановления    Правительства
   Российской Федерации от 03.09.99 г. N 1002".
       В части  республиканского  и   местных   бюджетов   необходимо
   руководствоваться:
       Законом Республики Саха (Якутия)  "О  государственном  бюджете
   Республики  Саха  (Якутия)  на  2000  год" от 23.12.99 3 N 139-II,
   утвержденным  постановлением  Палаты  Республики  Государственного
   Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
       (Статья 42.   1.   Списать   начисленные   и   неуплаченные  в
   республиканской и местные бюджеты пени и штрафы налогоплательщиков
   -    юридических   лиц,   независимо   от   формы   собственности,
   образовавшейся на 1 января 2000 года.
       2. Списать   недоимку   и  налоговые  санкции  авиапредприятий
   республики в республиканский и местные бюджеты,  сложившиеся на  1
   января 2000 года).
       Законом Республики  Саха  (Якутия)   "О   налоговой   политике
   Республики Саха (Якутия) на 2000 год";
       Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 19.07.99  N  806
   "О  мерах по финансовому оздоровлению хозяйствующих субъектов всех
   форм собственности Республики Саха (Якутия)";
       распоряжением Президента  Республики Саха (Якутия) от 07.04.99
   N  86-РП   "О   проведении   зачетов   взаимных   обязательств   с
   предприятиями, оказывающими услуги бюджетным организациям";
       постановлением Правительства  Республики  Саха   (Якутия)   от
   10.11.99  N  605  "О  порядке  и  сроках  проведения  в  1999 году
   реструктуризации кредиторской  задолженности  юридических  лиц  по
   налогам  и  сборам,  а  также задолженности по начисленным пеням и
   штрафам перед республиканским и местными бюджетами";
       распоряжением Правительства   Республики   Саха   (Якутия)  от
   20.09.99 N 1240-р "О порядке списания пеней по налогам и  платежам
   в республиканский и местные бюджеты".

       3.3. Предоставление государственной поддержки в виде налоговых
   льгот.
       Для предприятия  в  соответствии  с  Законом  Республики  Саха
   (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха  (Якутия)  на  2000
   год"  может  быть установлен специальный налоговый режим,  который
   предусматривает  предоставление  льгот   по   налогам   и   сборам
   дополнительно   к   федеральному  законодательству  (в  части,  не
   противоречащей федеральному законодательству о налогах и сборах).
       Порядок предоставления     специальных    налоговых    режимов
   устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
       Каждое предприятие,  претендующее  на  получение  специального
   налогового   режима,   обязано   представить    на    рассмотрение
   Правительства   Республики   Саха   (Якутия)  смету  использования
   средств, высвобождающихся в результате предоставления специального
   налогового   режима,  и  материалы,  обосновывающие  необходимость
   предоставления налоговых  льгот  (что  дает  предоставление  льгот
   предприятию, бюджету и т.п.).
       С каждым  предприятием  заключается  соглашение,   в   котором
   оговариваются такие моменты, как:
       обязанность предприятия своевременно  уплачивать  налоговые  и
   другие обязательные платежи, причем определенную долю - в денежной
   форме;
       обязанности предприятия  по  выполнению установленных плановых
   заданий;
       порядок увеличения  доли  Республики  Саха (Якутия) в уставном
   капитале организации (для АО);
       содействие Правительства    Республики   Саха   (Якутия)   при
   проведении     реструктуризации     задолженности     предприятия,
   предоставлении    отсрочек,    рассрочек,    налоговых   кредитов,
   инвестиционных налоговых кредитов;
       оказание со  стороны  Правительства  Республики  Саха (Якутия)
   консультационно-методической помощи.

       3.4. Реструктуризация    задолженности    по    платежам    во
   внебюджетные фонды.
       По реструктуризации  задолженности,  а также пени и штрафов во
   внебюджетные фонды необходимо руководствоваться:
       Указом Президента  РФ  от  28.12.98  N  1647 "О дополнительных
   мерах по нормализации  расчетов  с  Пенсионным  фондом  Российской
   Федерации";
       Федеральным законом  РФ  от  30.03.99  N  56-ФЗ   "О   бюджете
   Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год";
       постановлением Правительства  Республики  Саха   (Якутия)   от
   22.03.99  N 124 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с
   Департаментом пенсионной службы Республики Саха (Якутия)";
       постановлением Фонда  социального страхования РФ от 17.06.99 N
   29  "О  порядке  реструктуризации  задолженности  по  обязательным
   платежам  в  Фонд  социального  страхования Российской Федерации в
   1999 году";
       постановлением Министерства  труда  РФ  от  14.01.99  N  1 "Об
   утверждении   методических   рекомендаций   по    реструктуризации
   задолженности  организаций  по страховым взносам в государственный
   Фонд занятости населения РФ".

       3.5. Ликвидация задолженности по заработной плате.
       Для восстановления   стимулирующей  роли  заработной  платы  и
   улучшения социально-психологического климата на  предприятии,  что
   является  одним  из решающих факторов повышения производительности
   труда,  целесообразно  разработать  конкретную  программу  мер  по
   ликвидации задолженности по оплате труда работникам предприятия.
       Меры по ликвидации задолженности по оплате труда предусмотрены
   Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1997 г. N 134
   "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на  выплату
   заработной платы", а также постановлением Правительства Российской
   Федерации  от  22  февраля  1997  г.  N   214   "Об   обязанностях
   представителей акционерных обществ,  часть акций которых находится
   в федеральной собственности,  при возникновении задолженности этих
   обществ по заработной плате,  обязательным платежам в бюджеты всех
   уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды".
       В целях    повышения    стимулирующей   роли   оплаты   труда,
   установления зависимости между величиной расходов на оплату  труда
   и  конечными  результатами деятельности предприятий и организаций,
   снижения задолженности по выплате заработной  платы  в  Республике
   Саха  (Якутия)  определен Порядок определения предельно-допустимой
   величины фонда заработной платы и выплат социального характера для
   предприятий     и    организаций    всех    форм    собственности,
   зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия), имеющих
   на  начало  календарного года просроченную задолженность по выдаче
   средств на заработную плату в размере двухмесячного  фонда  оплаты
   труда   и   более,   утвержденный   постановлением   Правительства
   Республики  Саха  (Якутия)  от  9  декабря  1997  года  N  545  "О
   регулировании  фонда  заработной  платы труда и выплат социального
   характера на предприятиях и в организациях" с изменениями согласно
   постановлению  Правительства  Республики Саха (Якутия) от 19 марта
   1999 г.  N 129.  Действие Порядка при этом не распространяется  на
   малые  коммерческие организации,  статус которых определен Законом
   РФ  "О  государственной  поддержке  малого  предпринимательства  в
   Российской Федерации".
       В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:
       проведение анализа  основных  причин  несвоевременной  выплаты
   заработной платы;
       разработка конкретного    плана   мероприятий   по   погашению
   задолженности по выплате  заработной  платы,  включая  определение
   срока  и  порядка возврата долга,  согласование указанного плана с
   территориальными   органами   Рострудинспекции   и    профсоюзными
   организациями;
       установление взаимозависимости     поощрения      руководителя
   предприятия  и  наличия (отсутствия) задолженности по оплате труда
   работникам предприятия;
       принятие решения   об   отмене   выплат,   не   включаемых   в
   себестоимость продукции (материальная помощь,  премии  и  т.п.)  и
   необеспеченных финансовыми ресурсами.

       3.6. Снижение объемов расчетов в неденежной форме.
       В целях   создания   более   эффективного  механизма  учета  и
   управления финансами предприятия и  снижения  объемов  расчетов  в
   неденежной форме рекомендуются следующие меры:
       создание резервов наличности и иных ликвидных активов,  быстро
   обращаемых   в   денежную   форму   (в   пределах  лимита  кассы);
       диверсификация потребителей продукции;
       повышение личной  заинтересованности  работников  структурного
   подразделения,  отвечающего  за  сбыт  продукции  предприятия,   в
   проведении расчетов в денежной форме;
       использование стимулирующей ценовой политики  по  отношению  к
   потребителям,  использующим  денежные  формы  расчетов,  с  учетом
   финансовых и коммерческих рисков;
       постепенный отказ   от   деловых  отношений  с  контрагентами,
   использующими неденежные формы расчетов;
       установление лимитов  по  бартерным расчетам с потребителями и
   их  постепенное  устойчивое  снижение  по   различным   категориям
   потребителей производимой предприятием продукции;
       составление регулярных  отчетов  о   бартерных   операциях   и
   бартерном  ценообразовании  и  регулярное  представление указанных
   отчетов участникам (учредителям) предприятия;
       участие в   капитале   предприятий   -   крупных  потребителей
   производимой продукции,  позволяющее ввести своего представителя в
   их   управляющие   органы,   что   даст  возможность  осуществлять
   постоянный контроль за финансовыми потоками, деловой активностью и
   инвестиционной деятельностью таких предприятий.

       3.7. Рыночная оценка активов предприятия.
       Рыночная оценка активов предприятия даст возможность увеличить
   размер  уставного  капитала акционерного общества (уставного фонда
   государственного унитарного предприятия) и тем  самым  существенно
   повысить обеспечение минимальной гарантии удовлетворения возможных
   требований  кредиторов,  что,  в  свою  очередь,  явится   залогом
   устойчивых  взаимоотношений между предприятиями.  В случае,  когда
   оценка  имущества  предприятия  произойдет  в  сторону  уменьшения
   стоимости  оцениваемого  имущества,  то  это  повлечет  за  собой,
   соответственно,  сокращение  налогооблагаемой  базы   и   позволит
   высвободить  определенные резервы.
       Это предполагает осуществление следующих мер:
       определение объектов   оценки  и  степени  участия  работников
   предприятия в работе по оценке;
       выбор оптимального  для предприятия метода оценки недвижимости
   (метод прямого сравнения основных стоимостей);
       инвестиционный метод;
       метод, при  котором  остаточная  стоимость  используется   для
   определения стоимости собственности,  которая поддается улучшению;
       метод подряда или амортизационная цена замены;
       заключение контрактов  на  выполнение работ по оценке основных
   средств   и   нематериальных   активов    со    специализированной
   организацией.  При  этом  учитывается  величина расходов по оценке
   имущества.
       После проведения  в  установленном  порядке переоценки активов
   предприятия рекомендуется провести изменение уставного капитала  в
   соответствии с рыночной стоимостью чистых активов предприятия. При
   этом рекомендуется  использовать  совместный  Приказ  Министерства
   финансов РФ N 71 и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5
   августа 1996 г.  N 149 "Порядок оценки  стоимости  чистых  активов
   акционерных обществ".

            IV. СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ

       Общий порядок формирования финансовых результатов, учитываемых
   при налогообложении прибыли предприятий,  определен постановлением
   Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.  N 552 "Об
   утверждении   Положения   о   составе  затрат  по  производству  и
   реализации продукции (работ,  услуг),  включаемых в  себестоимость
   продукции  (работ,  услуг),  и  о  порядке формирования финансовых
   результатов,   учитываемых   при   налогообложении   прибыли"   (с
   последующими изменениями и дополнениями).
       При этом  следует  учитывать,  что  в  соответствии  с  Указом
   Президента  Российской  Федерации  от  8  мая  1996  г.  N 685 "Об
   основных направлениях налоговой реформы в Российской  Федерации  и
   мерах  по  укреплению  налоговой дисциплины" с 1 января 1998 г.  в
   целях  исчисления  и  уплаты  налога  на  прибыль  предприятий   и
   организаций  плательщика данного налога,  за исключением субъектов
   малого предпринимательства, предприятий и организаций, а также РАО
   "Газпром"  и  акционерных  обществ  энергетики  и  электрификации,
   осуществляющих поставки природного газа,  электрической и тепловой
   энергии,  обязаны  применять  в  системе  бухгалтерского  учета  и
   отчетности метод начисления,  при котором  исчисление  выручки  от
   реализации продукции (работ,  услуг) производится соответственно с
   ранее наступившей даты:  получения предоплаты  (аванса);  отгрузки
   продукции, выполнения работ или оказания услуг.
       При этом    датой    отгрузки    является    день     передачи
   соответствующего    товарораспорядительного    документа;    датой
   выполнения работ (услуг) считается день,  когда  выполнение  работ
   (услуг) было фактически завершено.
       В начале отчетного  периода  необходимо  провести  оптимизацию
   налоговой политики предприятия, пересмотреть учетную политику. При
   этом рекомендуется ознакомиться  с  материалами  журнала  "Главный
   бухгалтер" N 2 за 1999 год.
       В целях   достижения   прозрачности   финансово-экономического
   состояния  предприятия  и  условий для создания более объективного
   отражения активов и пассивов в балансе  рекомендуется  переход  на
   начисление  налога  на  добавленную  стоимость  и  акцизов по мере
   отгрузки продукции, производимой предприятием.
       С целью  оптимизации  себестоимости  необходимо определить так
   называемую  "точку  безубыточности",  при   которой   выручка   от
   реализации   полностью   перекрывает   затраты   предприятия   при
   оптимальном объеме производства.

       4.1. Реструктуризация имущественного комплекса.
       Для оптимального   использования   имущества   предприятия   и
   снижения  непроизводительных  затрат,  связанных   с   избыточными
   фондами,   рекомендуется   провести   инвентаризацию  имущества  и
   осуществить  реструктуризацию  имущественного  комплекса,  которая
   предполагает реализацию следующих мероприятий:
       выделение нерентабельных вспомогательных и иных производств  в
   самостоятельные структурные подразделения (малые предприятия);
       диверсификация производства  -   использование   простаивающих
   мощностей  предприятия,  а  также  привлечение мощностей сторонних
   предприятий для выпуска дополнительных видов продукции;
       сдача в  аренду и вывод неиспользуемых основных фондов,  в том
   числе    земель    (вывод    неиспользуемых    основных    фондов,
   предназначенных для оборонной и экономической безопасности страны,
   а также потенциально опасных производств и  объектов  производится
   по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в
   соответствии с действующим законодательством);
       снижение накладных    расходов    на   содержание   избыточных
   производственных мощностей;
       консервация неиспользуемого  имущества  (по Закону о налоговой
   политике Республики Саха (Якутия) на  2000  год,  статья  17:  для
   государственных  унитарных  предприятий - по решению Правительства
   РС(Я),  для акционерных обществ и муниципальных предприятий  -  по
   решению  местных  органов государственной власти по согласованию с
   Правительством РС(Я));
       ускоренная амортизация (по согласованию с Госкомцен РС(Я));
       передача объектов  социально-бытового и культурного назначения
   в ведение местных органов  государственной  власти,  муниципальную
   собственность.

       4.2. Пересмотр приоритетов финансирования расходов.
       Рекомендуется использовать  подход   к   пересмотру   расходов
   бюджета предприятия, который будет основан на выработанной системе
   приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов предприятия.
       В качестве   приоритетных   рекомендуются   следующие  затраты
   (расходы)  бюджета:
       заработная плата  работников  в  расчете  на  производственную
   программу предприятия;
       платежи во внебюджетные фонды;
       приобретение сырья, материалов, комплектующих и т.д.,
       необходимых для    выполнения    производственной    программы
   предприятия и для  обеспечения  функционирования  производственных
   помещений и системы комплектаций (инженерных сетей);
       оплата топливно-энергетических ресурсов;
       выплата налогов в федеральный,
       республиканский и местный бюджеты.

       4.3. Минимизация затрат.
       1) Материалы
       пересмотр устаревших норм расхода материалов;
       внедрение новых технологий;
       разработка технологических  процессов  и изделий,  позволяющих
   использовать  отходы  производства;
       закупка у поставщиков на тендерной основе;
       внедрение системы  премирования   за   экономию   материальных
   ресурсов;
       использование схемы работы на давальческой основе с  зависимой
   организацией,  с целью сокращения налогооблагаемой базы. Например,
   организация  является   собственником   сырья   и   передает   его
   предприятию    для   изготовления   окончательного   продукта   на
   давальческой основе.  При этом сумма оплаты будет составлять  фонд
   оплаты   труда  и  возникающие  издержки.  Выручка  от  реализации
   принадлежит зависимой организации.
       Далее начисление части фонда оплаты  труда  и  непосредственно
   выплату  работникам  можно  возложить на организацию.  Тем самым у
   предприятия понизятся суммы по отчислениям во внебюджетные  фонды.
       2) Минимизация   затрат   на  топливно-энергетические  ресурсы
       Минимизация затрате использованием рычагов ресурсосбережения:
       приобретение и   установка    ресурсосберегающих    элементов:
   автономных котлов, счетчиков;
       перевод транспорта на газ;
       перевод котельных с твердого топлива на жидкое;
       применение комплекса мер внутрихозяйственного контроля и учета
   для снижения энерго-, теплорасходов;
       внедрение системы премирования за экономию энергоресурсов;
       переоснащение более экономичными производственными установками
   (станками,    котлами    и    т.п.),    использование    продуктов
   научно-технического прогресса, современных технологий.
       3) Оплата труда
       повышение производительности труда;
       механизация и автоматизация производства;
       сокращение штата;
       использование косвенно-сдельной  формы  оплаты  труда   вместо
   повременной;
       направление работников   в   вынужденные   отпуска   на  время
   "периодов замедления производства".
       4) Расходы на социальные объекты
       передача объектов социальной сферы в ведение  местных  органов
   государственной власти, муниципальную собственность;
       передача объектов социальной сферы в аренду.
       5) Прочие расходы
       использование всех   законных   путей   в   части   налогового
   планирования;
       учетная политика,  фиксирующая выручку по поступлению денег на
   счет;
       исходя из    практики    производства,    увеличение    объема
   производства и реализации ведет к снижению накладных расходов,

             V. ФОРМИРОВАНИЕ ПАСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЯ. ОКАЗАНИЕ
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ. РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИЙ
                       УЛУСОВ И ГОРОДОВ В РЕФОРМЕ

       На основе  осуществления  мер,  предусмотренных  в   программе
   реформирования предприятия,  предлагается формировать периодически
   обновляемый паспорт предприятия по  форме  согласно  приложению  к
   настоящим   Методическим   рекомендациям  по  реформе  предприятий
   (организаций),  к  которому  прикладывается   стратегия   развития
   предприятия (разработанный долгосрочный бизнес - план).
       На основе данных о  реформировании  предприятия,  указанных  в
   паспорте   предприятия,   предполагается   проведение  оценки  его
   состояния,  а также использование этих данных при принятии решений
   об оказании предприятию государственной поддержки.
       Механизмы государственной поддержки:
       конкурс по    размещению    централизованных    инвестиционных
   ресурсов;
       целевые научно-производственные программы;
       совершенствование нормативно-правовой базы;
       ссуды из республиканского бюджета (постановление Правительства
   Республики  Саха  (Якутия)  от  31  августа  1999  года  N 446 "Об
   утверждении Положения  о  порядке  выдаче  кредитных  ресурсов  из
   республиканского бюджета");
       реструктуризация задолженности по налогам (списание, отсрочка,
   налоговый   кредит   и   т.д.);
       налоговые   льготы;
       консервация неиспользуемого    имущества;
       предоставление    государственных гарантий.
       В целях  обеспечения  государственной  поддержки реформируемых
   предприятий,  к участию в конкурсах коммерческих высокоэффективных
   инвестиционных проектов, а также к торгам, конкурсам, аукционам на
   размещение заказов на поставку продукции для государственных  нужд
   будут   допускаться   только  предприятия,  отвечающие,  оценочным
   критериям,   устанавливаемым   Правительством   Республики    Саха
   (Якутия).  Будет предоставлена возможность использования кредитных
   ресурсов  на  льготных  условиях  в  рамках   проектов   поддержки
   реструктуризации предприятий.
       Предприятия также    получат    возможность    дополнительного
   кредитования  и снижения процентной ставки по кредитам посредством
   принятия государством части  финансовых  рисков  при  кредитовании
   банками  предприятий,  отвечающих критериям реформирования,  в том
   случае,  если доля кредитных вложений банка  в  такие  предприятия
   будет   превосходить  определенную  величину  в  общей  сумме  его
   активов.
       Органы местного  самоуправления  содействуют реформе убыточных
   предприятий  различных   форм   собственности,   предоставляют   в
   соответствии   с  законодательством  и  решениями  рабочей  группы
   (комиссии по реформе предприятия) льготы  и  преимущества,  в  том
   числе налоговые льготы (по местному бюджету), в целях стабилизации
   и     улучшения     производственно-хозяйственной     деятельности
   реформируемого предприятия.
       Органы местного    самоуправления    должны    получать     от
   реформируемых    предприятий,    расположенных    на    территории
   административно-территориальной единицы,  необходимые  сведения  о
   проектах   их   планов   и   мероприятий,   которые   могут  иметь
   экологические,  демографические и иные последствия,  затрагивающие
   интересы населения территории, осуществлять обязательное для таких
   планов и мероприятий согласование.
       По вопросам,   не  входящим  в  компетенцию  органов  местного
   самоуправления,  их  отношения  с   реформируемыми   предприятиями
   строятся на договорной основе.

                    VI. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

       В целях  сдерживания  необоснованного  роста  цен  и  снижения
   темпов инфляции разработаны  следующие  нормативные  документы  по
   государственному   регулированию   цен  и  тарифов  на  территории
   Республики Саха (Якутия):
       Закон Республики     Саха    (Якутия)    "О    государственном
   регулировании и контроле за ценами и тарифами  в  Республике  Саха
   (Якутия)" от 27.01.99 N 64-II;
       Закон Республики Саха (Якутия) "О регулировании оплаты труда в
   Республике Саха (Якутия)" от 21.10.98. N 37-II;
       Закон Республики    Саха    (Якутия)    "О     государственном
   регулировании  тарифов  на  электрическую  и  тепловую  энергию  в
   Республике Саха (Якутия)" от 22.04.99 N 87-II;
       постановление Правительства   Республики   Саха   (Якутия)  от
   22.03.96 N 111 "Об утверждении  Методических  указаний  о  порядке
   формирования цен и тарифов на продукцию, работы и услуги";
       постановление Правительства  Республики   Саха   (Якутия)   от
   24.07.96   N   316   "О   предельном   уровне  рентабельности"  (с
   дополнениями от 31.05.99. N 274);
       постановление Правительства   Республики   Саха   (Якутия)  от
   16.08.96 N 342 "Об  утверждении  порядка  определения  нормируемой
   величины  расходов  на  оплату  труда,  включаемых в себестоимость
   продукции (работ, услуг) при формировании цен и тарифов";
       постановление Правительства   Республики   Саха   (Якутия)  от
   21.08.97 N 374 "О внесении дополнений и изменений  в  Методические
   указания о порядке формирования цен и тарифов на продукцию, работы
   и услуги";
       постановление Правительства   Республики   Саха   (Якутия)  от
   30.01.98 N 42 "О государственном регулировании цен и тарифов";
       постановление Правительства   Республики   Саха   (Якутия)  от
   26.02.99  N 97 "О  государственном  регулировании  цен  на  товары
   народного  потребления  и  продукцию  производственно-технического
   назначения,  реализуемые  предприятиями  торговли,   общественного
   питания и снабжения;
       постановление Правительства  Республики   Саха   (Якутия)   от
   12.04.99  N  183  "О  мерах по ограничению роста цен (тарифов)  на
   продукцию,  товары  и  услуги,  производимые  в  Республике   Саха
   (Якутия).
       На территории  Республики   Саха   (Якутия),   как   субъекта,
   действует  Закон  РФ  "О  государственном регулировании тарифов на
   электрическую  и  тепловую  энергию  в  Российской  Федерации"  от
   10.03.95,  в  котором определены экономические,  организационные и
   правовые  основы   государственного   регулирования   тарифов   на
   электрическую и тепловую энергию в РФ.  В соответствии со статьями
   5,  6,  7,  9,  12, 14 этого Закона органом исполнительной власти,
   осуществляющим  государственное  регулирование  на электрическую и
   тепловую энергию,  является региональная  энергетическая  комиссия
   (РЭК).

       6.1. Общие положения.
       Под политикой цен понимаются общие цели,  которые  предприятие
   собирается  достичь  с  помощью установления цен на свою продукцию
   (см.   Методические   рекомендации    по    реформе    предприятий
   (организаций),  утвержденные приказом Министерства экономики РФ от
   01.10.97 N 118).
       Ценовая политика  является  одной  из  составляющих  комплекса
   маркетинга   и   должна   быть   направлена   на   достижение  его
   стратегических целей.
       Ценовую политику  предприятия  рекомендуется  использовать для
   достижения  целей:
       максимизации рентабельности продаж,  то есть отношения прибыли
   (в процентах) к общей величине выручки от продаж;
       максимизации рентабельности   чистого   собственного  капитала
   предприятия (то есть отношения прибыли к общей  сумме  активов  по
   балансу за вычетом всех обязательств);
       максимизации рентабельности  всех  активов  предприятия  (т.е.
   отношения   прибыли   к   общий   сумме   бухгалтерских   активов,
   сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);
       стабилизации цен,  прибыльности  и  рыночной позиции,  то есть
   доли предприятия в общем объеме продаж на  данном  товарном  рынке
   (эта  цель  может  приобретать  особое  значение  для предприятий,
   действующих  на  рынке,  где   любые   колебания   цен   порождают
   существенные   изменения   объемов  продаж);
       достижения  наиболее высоких  темпов  роста  продаж.
       При  определении  цены  продукции следует учитывать факторы:
       уровень потребительского спроса на эту продукцию;
       эластичность спроса,  сложившегося  на  рынке  этой продукции;
       возможность реакции рынка на  изменение  выпуска  предприятием
   этой  продукции;
       меры государственного регулирования ценообразования (например,
   на продукцию предприятий - естественных монополистов);
       уровень цен    на    аналогичную   продукцию   предприятий   -
   конкурентов.
       Необходимо обоснование и анализ различия цен,  устанавливаемых
   предприятием,  и ценами на конкурирующую продукцию с точки  зрения
   приобретения  потребителем  дополнительных  услуг  и  выгод в виде
   сервисного обслуживания, новизны и качества продукции, гарантий на
   эту  продукцию,  предоставляемых предприятием - производителем,  а
   также снижения ее себестоимости.
       При определении  цен на продукцию,  производимую предприятием,
   используются следующие методы:
       расчет цен,  исходя  из  себестоимости и прибыли (в процентном
   отношении к себестоимости или на вложенный капитал);
       ориентация на   покупательский  спрос  продукции,  выпускаемой
   предприятием (чем выше спрос,  тем выше цена продукции и наоборот,
   в результате чего при неизменной себестоимости продукция продается
   по разным ценам в зависимости от места и времени продаж);
       использование среднеотраслевых цен;
       ориентация на  цены  продукции,  выпускаемой  предприятиями  -
   конкурентами (ценового лидера).

       6.2. Типы ценовых политик и стратегий.
       Политика и стратегия ценообразования должны разрабатываться  в
   соответствии  с  определенной (выбранной) маркетинговой стратегией
   предприятия.
       Такой стратегией, например, может быть:
       проникновение на новый рынок продукции;
       развитие рынка продукции, выпускаемой предприятием;
       сегментация рынка продукции (то есть выделение из общей  массы
   покупателей  их  отдельных  групп,  различающихся  требованиями  к
   свойствам продукции и чувствительностью к уровню его цены);
       разработка новых   видов   продукции   или   модификация   уже
   существующей  для   завоевания   новых   рынков   (например,   для
   удовлетворения   особых   требований  потребителей,  в  том  числе
   зарубежных).

       6.3. Роль затрат при обосновании ценовых решений.
       При рыночной   организации   сбыта   продукции   уровень  цены
   определяет возможный объем  продаж  и,  соответственно,  возможный
   объем  производства.  Так  как при росте объемов выпуска снижается
   доля условно-постоянных затрат,  приходящихся на одно изделие,  то
   это   ведет   и  к  сокращению  себестоимости  единицы  продукции.
   Вследствие  этого  чисто  затратный  метод   ценообразования   при
   рыночном  сбыте  продукции  предприятия  влечет за собой опасность
   серьезных финансовых просчетов,  поскольку  себестоимость  изделия
   соответствует  лишь  определенному  объему  его  выпуска и продаж,
   следовательно,  ошибочными  могут  оказаться  финансовые   расчеты
   предприятия, основанные на указанном методе ценообразования.
       Более рациональный  подход  состоит  в  том,   чтобы   вначале
   спрогнозировать   уровень   цены  нового  изделия,  которую  можно
   получить на рынке,  а лишь затем определять объем его производства
   и  рынки сбыта.  В таком порядке следует анализировать и учитывать
   затраты при обосновании ценовой политики предприятия.
       При анализе    затрат    в    целях    обоснования    политики
   ценообразования следует точно определять не только сумму затрат на
   производство  продукции  предприятия,  но  и  то,  как  она  может
   измениться при изменении  объемов  продаж  указанной  продукции  в
   зависимости   от  изменений  политики  ценообразования.  При  этом
   рекомендуется учитывать предельные или приростные затраты.

       6.4. Этапы разработки ценовой стратегии.
       При разработке   ценовой   политики  и  стратегии  предприятия
   необходимо:
       определить оптимальную  величину затрат на производство и сбыт
   продукции предприятия для обеспечения получения прибыли при уровне
   цен   на  рынке,  который  предприятие  может  достичь  для  своей
   продукции;
       установить полезность  продукции предприятия для потенциальных
   покупателей  (потребительские  свойства)  и  меры  по  обоснованию
   соответствия    уровня   запрашиваемых   цен   на   продукцию   их
   потребительским свойствам;
       найти величину  объема  продаж  продукции  или  долю рынка для
   предприятия, при котором его производство наиболее прибыльно.
       Решения по   ценам   должны  приниматься  в  тесной  увязке  с
   решениями по объемам производства, управлению затратами, дизайну и
   конструированию продукции, ее рекламе и методам сбыта.

                  Основные элементы и этапы разработки
                      ценовой политики и стратегии

   I. Сбор исходной   II. Стратегический анализ    III. Формирование
        информации                                       стратегии

    |---------------|
    |1.Оценка затрат|---|  |---------------------|
    |---------------|   |--| 6.Финансовый анализ |---|
                           |---------------------|   |
    |----------------|                               |
    |2. Уточнение    |                               |
    |финансовых целей|                               |
    |  предприятия   |                               |
    ------------------                               |
    ---------------                                  |
    |3.Определение|       |-------------------|      |
    |потенциальных|-------|7.Сегментный анализ|   |-----------------|
    | покупателей |       |       рынка       |---|10. Окончательная|
    ---------------       |-------------------|   |ценовая стратегия|
    ---------------                               |-|---------------|
    |4.Уточнение  |                                 |
    |маркетинговой|                                 |
    | стратегии   |        |---------------------|  |
    |-------------|   |----|8. Анализ конкуренции|  |
                      |    |---------------------|  |
    |--------------|  |     |-----------------|     |
    |5. Определение|--|     |9. Оценка влияния|     |
    | потенциальных|        | государственного|-----|
    |  конкурентов |        |  регулирования  |
    |--------------|        |------------------

                  VII. ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ.
                         ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА

       Процедуры ликвидации     и      реорганизации      предприятий
   предусматриваются   ГК   РФ   и  уставами  предприятий,  с  учетом
   особенностей форм собственности.
       Процедура банкротства  определяется  Федеральным законом РФ "О
   несостоятельности (банкротстве) от 08.01.98 N 6-ФЗ.
       Рекомендуется реорганизация предприятия путем создания на базе
   его имущества  открытого  акционерного  общества  с  замещением  в
   составе  активов материнского предприятия этого имущества на акции
   вновь образованного общества.  При этом сохраняются рабочие  места
   при передаче имущества,  а оставшаяся часть акций подлежит продаже
   третьим юридическим лицам.
       В данном   случае   необходимо  руководствоваться  Федеральным
   законом "О приватизации государственного имущества  и  об  основах
   приватизации  муниципального  имущества  в Российской Федерации" с
   изменениями и дополнениями от 23.06.99 N  116-ФЗ;  Государственной
   программой  приватизации  государственного  имущества в Республике
   Саха  (Якутия),  утвержденной  постановлением  Палаты   Республики
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8
   июля 1998 г. ПР N 55-II.

                 VIII. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
                    ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

       Нормативное обеспечение по данному вопросу:
       Указ Президента   РФ   от   28.04.97   N   307   "О    реформе
   жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации";
       Указ Президента РФ от 27.05.97 N 528 "О  дополнительных  мерах
   по  реформированию  жилищно-коммунального  хозяйства  в Российской
   Федерации";
       Указ Президента  Республики Саха (Якутия) от 21.07.97 N 205 "О
   реформе  жилищно-коммунального   хозяйства   в   Республике   Саха
   (Якутия)";
       постановление Правительства  Республики   Саха   (Якутия)   от
   23.04.99   N   223   "О  дополнительных  мерах  по  реформированию
   жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия)".

       Реформа ЖКХ   является   составной   частью  общеэкономических
   преобразований российской экономики, включая политику оплаты жилья
   и   коммунальных  услуг,  систему  социальных  гарантий,  а  также
   повышение эффективности управления и содержания жилищного фонда.
       Новые принципы   ценовой   и  тарифной  политики  основаны  на
   снижении  затрат  на  предоставление  жилищно-коммунальных  услуг,
   которое в настоящее время можно достичь следующим образом:
       разделением функций заказчика  и  подрядчика  и  переходом  на
   договорные условия работы;
       проведением собственником  конкурсного  отбора  предприятий  -
   подрядчиков;
       введением  контрактной  системы найма на работу;
       внедрением приборов  учета  на  каждом  объекте,  производящем
   жилищно-коммунальные услуги, с целью ресурсосбережения;
       проведением технологического аудита;
       проведением аудита формирования стоимости услуг;
       участием представительных органов в определении  стоимости
   услуг;
       доведением информации о потребителях услуг через СМИ и встречи
   с  населением  с  целью  разъяснения  политики  ценообразования  в
   регионе;
       для определения  экономически обоснованных тарифов предприятий
   и пересмотра действующих тарифов  необходимо  создание  в  городах
   Службы  заказчика  с закреплением за ней соответствующих функций и
   четким разграничением прав и обязанностей заказчика и  организаций
   подрядчиков;
       в структуре тарифа  предусмотреть  включение  составляющей  на
   капитальный ремонт;
       регулярно проводить экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные
   услуги  и,  в  частности,  на  услуги по эксплуатации и содержанию
   жилищного  фонда,  что  позволит  руководству  предприятий   четко
   определять  и  отслеживать  уровень  фактических  затрат  и  долю,
   оплачиваемую  населением,  сопоставляя  последнюю  с  показателями
   дохода;
       руководству предприятий способствовать  созданию  конкурентной
   среды   при  проведении  ежегодной  договорной  кампании  с  целью
   сокращения   необоснованных   затрат    и    повышения    качества
   предоставляемых услуг;
       руководству и финансовым  службам  предприятий  отрасли  более
   рационально  планировать  и  перераспределять финансовые средства,
   обратив особое внимание на  структуру  затрат  и  соблюдая  четкие
   пропорции  основных  категорий  работающих,  так  как их нарушение
   ведет к ухудшению качества обслуживания жилищного фонда;
       составлять альтернативные    организациям-подрядчикам    планы
   работ,  которые  могут  быть  выполнены  собственными   силами   с
   наименьшими   затратами,   и   представлять   их  на  рассмотрение
   руководства.
       Для углубленного  анализа состояния предприятия ЖКХ и принятия
   соответствующих  мер  по  стабилизации  и   развитию   предприятия
   целесообразно  использовать  приложение  N  3  к  приказу Госстроя
   России от 11.12.97 N 17-132 "Макет  программы  реформирования  ЖКХ
   города (муниципального образования)".

                      IX. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

       1. Ильдеменов С.В. Реформа предприятия и управление финансами.
   - М.: ИСАРП, 1999. - 160 с.
       2. Квероков   В.В.,   Леонтьев   С.В.   Политика   и  практика
   маркетинга. Учебно-методический курс. - М.: ИСАРП, 1999. - 192 с.
       3. Коноков Д.Г.,  Смирнов А.О. и др. Организационная структура
   предприятий. Учебно-методический курс. - М.: ИСАРП, 1999. - 176 с.
       4. Липсиц  И.В.,  Вигдорчик Е.А.  и др.  Методика комплексного
   финансово-экономического  анализа  предприятий  (для  формирования
   промышленной  политики региона).  Учебно-методический курс.  - М.:
   ИСАРП, 1999. - 112 с.
       5. Методические    рекомендации    по    реформе   предприятий
   (организаций),  утвержденные приказом Министерства экономики РФ от
   01.10.97 N 118.
       6. Правовое обеспечение экономических реформ.  Предприятия/под
   ред. Кузьминова Я.И., Мазаева В.Д. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. - 140 с.
       7. Российские   реформы:   социальные    аспекты:    Материалы
   научно-практической конференции, посвященной памяти Г.В.Мильнера /
   Науч. ред. Глинская Э.Б., Смирнов С.Н. - М.: ВШЭ, 1998. - 368 с.
       8. О   задачах   органов   исполнительной   власти   субъектов
   Российской  Федерации  по   проведению   процесса   реформирования
   предприятий  и  опыте  реструктуризации  предприятий.  Материал  к
   заседанию.  М.:  Общественный Совет  по  реформе  предприятий  при
   Министерстве экономики Российской Федерации, 1999. - 90 с.
       9. Хайниш С.В.,  Баранов П.Д. и др. Развитие малого бизнеса на
   основе реорганизации крупных предприятий. - М.: ИСАРП, 1999. - 144
   с.
       10. Экономический журнал ВШЭ. Том 2, N 4 1998





                                                           Приложение
                                         к Методическим рекомендациям
                                по реформе предприятий (организаций),
                                           утвержденным распоряжением
                               Правительства Республики Саха (Якутия)
                                             от 23.03.2000 г. N 422-p

                          ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

       1. Наименование предприятия (полное и сокращенное).
       2. Юридический, почтовый адреса предприятия.
       3. Номер и дата государственной регистрации.
       4. Код   ОКПО   (Общероссийский  классификатор  предприятий  и
   организаций).
       5. Код   КОПФ   (Классификатор   организационно-правовых  форм
   хозяйствующих субъектов).
       6. Код КФС (Классификатор форм собственности).
       7. Код    ОКОГУ    (Общероссийский    классификатор    органов
   государственной власти и управления).
       8. Код   ОКАТО    (Общероссийский    классификатор    объектов
   административно-территориального деления).
       9. Код ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей  народного
   хозяйства).
       10. Код ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической
   деятельности, продукции услуг).
       11. Код ОКП (Общероссийский классификатор продукции).
       12. Организационно-правовая форма, форма собственности.
       13. Величина  уставного  капитала  (уставного  фонда   -   для
   государственных унитарных предприятий).
       14. Для  акционерных  обществ   -   характеристика   структуры
   акционерного   капитала   с   перечнем   основных   акционеров   и
   принадлежащих им пакетов акций,  а также указание реестродержателя
   (наименование организации, ее адрес и номер лицензии).
       15. Данные  о   руководителях   предприятия   (фамилия,   имя,
   отчество, возраст, образование, стаж работ в настоящей должности).
       16. Численность основного и вспомогательного персонала.
       17. Основные  виды  деятельности  и  основные виды выпускаемой
   продукции. Общая характеристика ассортимента выпускаемой продукции
   с указанием основных наименований.  Наличие продукции,  подлежащей
   сертификации и имеющей сертификаты с  указанием  типа  сертификата
   (международный,  национальный).  Наличие  маркирования  продукции,
   подлежащей  сертификации,  знаками  соответствия,  защищенными  от
   подделок.  Удельный  вес  объема  продукции,  сертифицированной  в
   соответствии с международными стандартами  качества  продукции,  в
   общем объеме производства.
       18. Наличие  лицензий   на   виды   деятельности,   подлежащие
   лицензированию   (номер  лицензии,  дата  выдачи,  срок  действия,
   название органа,  выдавшего лицензию).  Наличие деклараций на виды
   деятельности,   подлежащие   декларированию,   (название   органа,
   которому представили декларацию, дата представления декларации).
       19. Мощности  предприятия,  их загруженность и объем продаж по
   продуктовому       ассортименту.       Мощности       предприятия,
   законсервированные в целях обеспечения мобилизационных заданий.
       20. Доля экспорта в общем объеме продаж.
       21. Наличие  в  собственности земельного участка (его границы,
   размеры,  местоположение,  уровень  благоустройства  территории  и
   состояние инженерно - транспортной инфраструктуры).
       22. Пообъектная  характеристика  основных  фондов  (стоимость,
   возрастной  состав,  степень  износа,  принадлежность  к  объектам
   гражданской  обороны  или  мобилизационным   мощностям).   Наличие
   аттестации производства.
       23. Наличие   у    предприятия    объектов    интеллектуальной
   собственности (их характеристика, документы, определяющие право на
   эту собственность, стоимостная оценка).
       24. Основные  финансовые показатели эффективности деятельности
   предприятия:
       а) размер  прибыли  и  его  изменение  за  последний  отчетный
   период;
       б) показатели на текущую дату и их значения на дату последнего
   отчета:
       рентабельности (продаж,  активов,  инвестированного капитала и
   т.д.);
       ликвидности баланса  (общий коэффициент покрытия,  коэффициент
   срочной  ликвидности,  коэффициент  ликвидности  при   мобилизации
   средств);
       финансовой устойчивости  (соотношение  заемных  и  собственных
   средств,   коэффициент   обеспеченности  собственными  средствами,
   коэффициент маневренности собственных оборотных средств);
       деловой активности   (коэффициент  оборачиваемости  оборотного
   капитала, коэффициент оборачиваемости собственного капитала);
       в) состояние дебиторской задолженности:
       ее объемы по срокам образования: до 1 мес., от 1 до 3 мес., от
   3 до 6 мес., от 6 мес. до 1 года, свыше 1 года:
       ее объемы  по  видам   дебиторской   задолженности:   бюджета,
   внебюджетными фондами, организациями - дебиторами и т.д.;
       объем сомнительной дебиторской задолженности;
       доля сомнительной  дебиторской  задолженности  в  общем объеме
   задолженности;
       г) состояние кредиторской задолженности;
       ее объемы по срокам образования: до 1 мес., от 1 до 3 мес., от
   3 до 6 мес., от б мес. до 1 года, свыше 1 года;
       ее объемы  по  видам  кредиторской   задолженности:   бюджету,
   внебюджетным фондам, организациям - кредиторам и т.д.
       25. Среднемесячная заработная плата (по  различным  категориям
   персонала).
       26. Наличие задолженности по текущим  платежам  в  бюджет,  во
   внебюджетные фонды и по оплате заработной платы.
       27. Указание  на  проведенную  реструктуризацию  задолженности
   организаций   по   платежам  в  бюджет  и  внебюджетные  фонды  (с
   характеристикой выбранного способа).
       28. Форма  начисления  налогов  (по  мере  отгрузки продукции,
   выполнения  работ  (услуг);   с   момента   получения   предоплаты
   (аванса)).
       29. Введение финансовой отчетности по международным стандартам
   с указанием сроков ее введения.
       30. Проведение рыночной оценки активов (сроки ее проведения  и
   категории активов,  подлежащих проведенной оценке,  номер лицензии
   оценщика).
       31. Объем  рыночной  капитализации  (объем выпуска в обращение
   ценных бумаг с их классификацией).
       32. Пообъектная   характеристика  объектов  культурно-бытового
   назначения и жилищно-коммунального хозяйства. Перечень и стоимость
   объектов незавершенного строительства.
       33. Участие в финансово-промышленных группах и капитале других
   предприятий и организаций (с указанием их реквизитов).
       34. Наличие договора страхования имущества (с  указанием  доли
   застрахованного имущества в общем объеме активов).
       35. Наличие договора страхования профессиональной деятельности
   руководителя предприятия.
       36. Номер лицензии независимого регистратора.
       37. Наличие аудиторского заключения, номер лицензии аудитора и
   сроки проведения последней аудиторской проверки.
       38. Данные  о  проверках  налоговыми  органами и их результаты
   (акты, заключения и т.д.).
       Паспорт подписывается   руководителем  предприятия  и  главным
   бухгалтером.

            Схема 1. Этапы реформы предприятий (организаций)

                            ---------------
                            |  Мониторинг |
                            | предприятия |
                            ---------------
                                  \|/
                           ------------------
                           | Анализ фин-хоз.|
                           |  деятельности  |
                           |  предприятия   |
                           ------------------
                                  \|/
                         ---------------------
                         | Принятие решения о|
                         |   реформировании  |
                         ---------------------
                                  \|/
                          -------------------
              ------------| Непосредственно |----------------------|
              |   |-------|  реформирование |------|               |
              |   | ----- ---------------|---      |               |
              |   | |          |         |         |               |
   -----------\/-|| | ---------\/------- |---------\/------- ------\/-------
   |  Заключение || | |Реструктуризация| ||   Снижение     | |Формирование |
   | контракта с || | |задолженности по| ||объемов расчетов| |себестоимости|
   |руководителем|| | |    налогам     | || в неденежной   | | и пути ее   |
   ---------------| | ------------------ ||     форме      | | оптимизации |
                  | |                    |------------------ ---------------
                |-| |-------|            |--|                     |
   -------------\/ ---------\/------- ------\/---------- ------------------
   | Ликвидация  | |Реструктуризация| |Рыночная оценка | |Реструктуризация|
   |задолженности| |задолженности во| |   активов      | |    имущества   |
   |по заработной| |  внебюджетные  | ------------------ ------------------
   |   плате     | |      фонды     |                             |
   --------------- ------------------                     ----------------
                                                          |  Пересмотр   |
                                                          | приоритетов  |
                                                          |финансирования|
                                                          |   расходов   |
                                                          ----------------
                                   |                              |
                                  \|/                     -----------------
                          -------------------             |  Минимизация  |
                          | Ценообразование |             |     затрат    |
                          -------------------             -----------------
                                  \|/
                       -------------------------
                       | Формирование паспорта |
                       | предприятия. Оказание |
                       |     господдержки      |
                       -------------------------



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz