Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 29.10.1999 З N 125-II ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

Закон РС(Я) от 29 октября 1999 года "Об уполномоченном  по правам
   человека в Республике Саха (Якутия) - признан не соответствующим
   Конституции РС(Я) Постановлением Конституционного суда  РС(Я) от
   27.02.2000  N 2-П


   29 октября 1999 года                                    З N 125-II
   ------------------------------------------------------------------

                        РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

                                 ЗАКОН

                  ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
                       В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

                                                Принят постановлением
                                 Государственного Собрания (Ил Тумэн)
                                             Республики Саха (Якутия)
                                             от 29.10.1999 З N 126-II

       Настоящий закон определяет порядок назначения на  должность  и
   освобождения  от  должности  уполномоченного  по правам человека в
   Республике Саха (Якутия), его компетенцию, организационные формы и
   условия деятельности.

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1.  1. Должность  уполномоченного по правам человека  в
   Республике Саха (Якутия) (далее -  уполномоченный)  учреждается  в
   соответствии  с  законом  Российской Федерации в целях обеспечения
   гарантий  государственной  защиты  прав  и  свобод   граждан,   их
   соблюдения и уважения государственными органами, органами местного
   самоуправления и должностными лицами.
       2. Уполномоченный  назначается на должность и освобождается от
   должности Государственным Собранием  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия).
       3. Средствами,  указанными в настоящем законе,  уполномоченный
   способствует    восстановлению    нарушенных    прав   и   свобод,
   совершенствованию законодательства о правах человека и  гражданина
   и  приведению  его  в  соответствие с общепризнанными принципами и
   нормами    международного    права,    развитию     международного
   сотрудничества  в области прав человека,  правовому просвещению по
   вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

       Статья 2. 1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий
   независим  и  неподотчетен  каким-либо  государственным  органам и
   должностным лицам.
       2. В   своей   деятельности   уполномоченный   руководствуется
   Конституцией Российской Федерации  и  Конституцией Республики Саха
   (Якутия), законодательством Российской Федерации и Республики Саха
   (Якутия),  настоящим законом, а также общепризнанными принципами и
   нормами международного права, международными договорами Российской
   Федерации.

       Статья 3.  Деятельность уполномоченного дополняет существующие
   средства  защиты  прав  и свобод граждан,  не отменяет и не влечет
   пересмотра  компетенции  государственных  органов,  обеспечивающих
   защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

       Статья 4. Введение режима чрезвычайного или военного положения
   на всей территории Республики Саха (Якутия) либо на  ее  части  не
   прекращает и не приостанавливает деятельность уполномоченного и не
   влечет ограничения его компетенции.

       Статья 5.  Финансирование деятельности уполномоченного  и  его
   аппарата осуществляется из средств республиканского бюджета.

               Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
              И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

       Статья 6.  На  должность  уполномоченного  назначается   лицо,
   являющееся гражданином Республики Саха (Якутия), не моложе 35 лет,
   имеющее познания в области прав и свобод  человека  и  гражданина,
   опыт их защиты.

       Статья 7.   1. Предложения   о   кандидатах    на    должность
   уполномоченного могут вноситься  в  Государственное  Собрание  (Ил
   Тумэн)  Президентом  Республики  Саха  (Якутия),  вице-президентом
   Республики Саха (Якутия),  постоянными  комиссиями,  комитетами  и
   депутатами Государственного Собрания (Ил Тумэн).
       2. Предложения  о  кандидатах  на  должность   уполномоченного
   вносятся  в  Государственное  Собрание  (Ил Тумэн) Республики Саха
   (Якутия)  в  течение  месяца   до   окончания   срока   полномочий
   предыдущего уполномоченного либо со дня досрочного освобождения от
   должности уполномоченного.

       Статья 8.  1. Уполномоченный  назначается   на   должность   и
   освобождается  от  должности  Государственным Собранием (Ил Тумэн)
   Республики Саха (Якутия)  большинством  голосов  от  общего  числа
   депутатов тайным голосованием.
       2. Государственное  Собрание  (Ил   Тумэн)   Республики   Саха
   (Якутия)   принимает   постановление  о  назначении  на  должность
   уполномоченного  не  позднее  30  дней  со  дня  истечения   срока
   полномочий предыдущего уполномоченного.
       3. Каждая кандидатура,  вносимая  на  тайное  голосование  при
   назначении уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7
   настоящего Закона,  включается в список  для  тайного  голосования
   двумя  третями  голосов от общего числа депутатов Государственного
   Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

       Статья 9.  1. При  вступлении   в   должность   уполномоченный
   приносит присягу следующего содержания:  "Клянусь защищать права и
   свободы  человека  и  гражданина,  добросовестно  исполнять   свои
   обязанности, руководствуясь Конституцией Республики Саха (Якутия),
   Конституцией Российской  Федерации,  законодательством  Российской
   Федерации  и  Республики Саха (Якутия),  справедливостью и голосом
   совести".
       2. Присяга    приносится   на   совместном   заседании   палат
   Государственного Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)
   после   назначения   уполномоченного   на   должность   на   обоих
   государственных языках республики.
       3. Уполномоченный  считается  вступившим в должность с момента
   принесения присяги.

       Статья 10.  1. Уполномоченный назначается на должность  сроком
   на пять лет,  считая с момента принесения присяги.  Его полномочия
   прекращаются  с  момента  принесения  присяги  вновь   назначенным
   уполномоченным.
       2. Одно и то же лицо не  может  быть  назначено  на  должность
   уполномоченного более чем на два срока подряд.

       Статья 11.   1. Уполномоченный   не   может   находиться    на
   государственной  службе,  заниматься   другой   оплачиваемой   или
   неоплачиваемой  деятельностью,  за  исключением преподавательской,
   научной либо иной творческой деятельности.
       2. Уполномоченный  не  вправе  быть членом политической партии
   или иного общественного  объединения,  преследующего  политические
   цели.
       3. Уполномоченный     обязан     прекратить      деятельность,
   несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления
   в  должность.  В  случае,  если   в   течение   указанного   срока
   уполномоченный   не   выполнит   установленные   требования,   его
   полномочия прекращаются.

       Статья 12.  Уполномоченный  обладает   неприкосновенностью   в
   течение всего срока его полномочий.  Он не может быть без согласия
   Государственного Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)
   привлечен   к   уголовной  или  административной  ответственности,
   налагаемой в судебном  порядке,  задержан,  арестован,  подвергнут
   обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а
   также подвергнут личному досмотру,  за исключением случаев,  когда
   это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц.
   Неприкосновенность уполномоченного распространяется на его жилое и
   служебное  помещения,  личное  и  служебное транспортные средства,
   переписку,  используемые   им   средства   связи,   а   также   на
   принадлежащие ему документы.

       Статья 13.   1. Уполномоченный   досрочно   освобождается   от
   должности в случаях:
       а) нарушения требований статьи 11 настоящего закона;
       б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда  в
   отношении уполномоченного.
       2. Полномочия   уполномоченного    могут    быть    прекращены
   Государственным  Собранием  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха (Якутия)
   также ввиду его неспособности по состоянию здоровья  или  по  иным
   причинам  в  течение длительного времени (не менее четырех месяцев
   подряд) исполнять свои обязанности.
       3. Уполномоченный  может  быть освобожден от должности также в
   случае подачи им заявления о сложении полномочий.
       4. Досрочное   освобождение   уполномоченного   от   должности
   производится постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн).

                 Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО

       Статья 14.   Уполномоченный   рассматривает   жалобы   граждан
   Республики   Саха   (Якутия)   и   находящихся  на  ее  территории
   иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

       Статья 15.  1. Уполномоченный рассматривает  жалобы на решения
   или   действия   (бездействие)  государственных  органов,  органов
   местного   самоуправления,   должностных   лиц,    государственных
   служащих,  если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия
   (бездействие) в судебном  либо  административном  порядке,  но  не
   согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
       2. Уполномоченный не рассматривает  жалобы  на  решения  палат
   Государственного Собрания (Ил Тумэн).

       Статья 16. Жалоба, направляемая уполномоченному, не облагается
   государственной пошлиной.

       Статья 17.  Жалобы,   адресованные   уполномоченному   лицами,
   находящимися   в   местах  принудительного  содержания,  просмотру
   администрацией мест принудительного содержания  не  подлежат  и  в
   течение 24 часов направляются уполномоченному.

       Статья 18. 1. Получив жалобу, уполномоченный имеет право:
       а) принять жалобу к рассмотрению;
       б) разъяснить   заявителю   средства,   которые   тот   вправе
   использовать для защиты своих прав и свобод;
       в) передать  жалобу  государственному органу,  органу местного
   самоуправления  или  должностному  лицу,  к  компетенции   которых
   относится разрешение жалобы по существу;
       г) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
       2. О  принятом  решении  уполномоченный  в  десятидневный срок
   уведомляет  заявителя.  В  случае   начала   рассмотрения   жалобы
   уполномоченный  информирует  также  государственный  орган,  орган
   местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия
   (бездействие) которых обжалуются.
       3. Отказ  в  принятии  жалобы  к  рассмотрению   должен   быть
   мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не
   подлежит.

       Статья 19.  При  наличии  информации  о  массовых  или  грубых
   нарушениях  прав  и свобод граждан либо в случаях,  имеющих особое
   общественное  значение  или  связанных  с  необходимостью   защиты
   интересов  лиц,  не способных самостоятельно использовать правовые
   средства защиты,  уполномоченный  вправе  принять  по  собственной
   инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

       Статья 20.  1. Приступив к рассмотрению жалобы, уполномоченный
   вправе  обратиться  к  компетентным  государственным  органам  или
   должностным   лицам   за   содействием   в   проведении   проверки
   обстоятельств, подлежащих выяснению.
       2. Проверка  не  может  быть поручена государственному органу,
   органу местного самоуправления или должностному лицу,  решения или
   действия (бездействие) которых обжалуются.

       Статья 21. 1. При проведении проверки по жалобе уполномоченный
   вправе:
       а) беспрепятственно   посещать   все   органы  государственной
   власти,  органы   местного   самоуправления,   присутствовать   на
   заседаниях  их  коллегиальных  органов,  а  также беспрепятственно
   посещать  предприятия,  учреждения  и  организации  независимо  от
   организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части,
   общественные объединения;
       б) запрашивать и получать от государственных органов,  органов
   местного  самоуправления,  должностных   лиц   и   государственных
   служащих   сведения,   документы   и  материалы,  необходимые  для
   рассмотрения жалобы;
       в) получать   объяснения  должностных  лиц  и  государственных
   служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе
   рассмотрения жалобы;
       г) проводить  самостоятельно  или  совместно  с  компетентными
   государственными органами,  должностными лицами и государственными
   служащими проверку деятельности государственных  органов,  органов
   местного самоуправления и должностных лиц;
       д) поручать    компетентным    государственным     учреждениям
   проведение  экспертных  исследований  и  подготовку  заключений по
   вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
       е) знакомиться  с уголовными,  гражданскими делами и делами об
   административных правонарушениях,  решения (приговоры) по  которым
   вступили  в  законную силу,  а также с прекращенными производством
   делами и материалами,  по которым отказано в возбуждении уголовных
   дел.
       2. По вопросам своей  деятельности  уполномоченный  пользуется
   правом   безотлагательного   приема   руководителями   и   другими
   должностными лицами расположенных на  территории  Республики  Саха
   (Якутия)   органов   государственной   власти,   органов  местного
   самоуправления,  предприятий, учреждений и организаций, независимо
   от    организационно-правовых    форм    и   форм   собственности,
   руководителями общественных  объединений,  лицами  начальствующего
   состава воинских формирований, администрацией мест принудительного
   содержания.

       Статья 22.  1. Предоставление   уполномоченному    информации,
   составляющей  государственную,  коммерческую  либо иную охраняемую
   законом тайну,  осуществляется в соответствии с  законодательством
   Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
       2. Уполномоченный  вправе  отказаться  от  дачи  свидетельских
   показаний  по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах,
   ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

       Статья 23.  При  рассмотрении  жалобы  уполномоченный   обязан
   предоставить     государственному    органу,    органу    местного
   самоуправления или должностному  лицу  свои  объяснения  по  любым
   вопросам,  подлежащим  выяснению  в  процессе  проверки,  а  также
   мотивировать свою позицию в целом.

       Статья 24. 1. О результатах рассмотрения жалобы уполномоченный
   обязан известить заявителя.
       2. В  случае  установления  факта  нарушения  прав   заявителя
   уполномоченный  обязан  принять  меры  в пределах его компетенции,
   определенной настоящим законом.

       Статья 25.  Уполномоченный обязан  направить  государственному
   органу,  органу  местного самоуправления или должностному лицу,  в
   решениях  или  действиях  (бездействии)  которых  он   усматривает
   нарушение  прав  и  свобод  граждан,  свое заключение,  содержащее
   рекомендации   относительно   возможных    и    необходимых    мер
   восстановления указанных прав и свобод.

       Статья 26.  1.  До вынесения окончательного решения материалы,
   полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
       2. Уполномоченный  не вправе разглашать ставшие ему известными
   в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни  заявителя
   и других лиц без их письменного согласия.

       Статья 27.    1. По     результатам     рассмотрения    жалобы
   уполномоченный вправе:
       а) обратиться  в  суд  с  заявлением  в  защиту прав и свобод,
   нарушенных     решениями     или     действиями     (бездействием)
   государственного   органа,   органа  местного  самоуправления  или
   должностного лица,  а также лично либо через своего  представителя
   участвовать в процессе в установленных законом формах;
       б) обратиться  в   компетентные   государственные   органы   с
   ходатайством  о  возбуждении дисциплинарного или административного
   производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в
   решениях   или   действиях  (бездействии)  которого  усматриваются
   нарушения прав и свобод человека и гражданина;
       в) обратиться  в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке
   вступившего в законную силу решения,  приговора суда,  определения
   или постановления суда либо постановления судьи;
       г) изложить свои  доводы  должностному  лицу,  которое  вправе
   вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении
   дела в порядке надзора;
       д) обратиться в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с
   жалобой  на  нарушение  конституционных  прав  и  свобод   граждан
   законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
       2. Заявление  или  жалоба,   направляемые   уполномоченным   в
   соответствии   с   пунктом   "в"   части   1   настоящей   статьи,
   государственной пошлиной не облагаются.

       Статья 28.  1. Уполномоченный вправе опубликовать принятое  им
   заключение.
       2. Периодическое  печатное  издание,  одним   из   учредителей
   (соучредителей)     которого    являются    государственные    или
   муниципальные    органы,    органы    местного     самоуправления,
   государственные предприятия, учреждения и организации либо которое
   финансируется полностью  или  частично  за  счет  средств  бюджета
   Республики   Саха   (Якутия),  не  вправе  отказать  в  публикации
   заключений и иных документов уполномоченного.

       Статья 29.  По результатам изучения  и  анализа  информации  о
   нарушении  прав  и  свобод граждан,  обобщения итогов рассмотрения
   жалоб уполномоченный вправе:
       - направлять   государственным   органам,   органам   местного
   самоуправления и должностным лицам свои  замечания  и  предложения
   общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан,
   совершенствованию административных процедур;
       - обращаться  к  субъектам  права законодательной инициативы с
   предложениями   об   изменении   и   о   дополнении   федерального
   законодательства  и законодательства Республики Саха (Якутия) либо
   о  восполнении   пробелов   в   федеральном   законодательстве   и
   законодательстве  Республики  Саха  (Якутия),  если уполномоченный
   полагает,  что решения или действия (бездействие)  государственных
   органов,  органов  местного  самоуправления  или  должностных лиц,
   нарушающие права и свободы граждан,  совершаются на основании и во
   исполнение   федерального   законодательства   и  законодательства
   Республики Саха (Якутия)  либо  в  силу  существующих  пробелов  в
   федеральном  законодательстве  и  законодательстве Республики Саха
   (Якутия),  либо  в  случае,  если  законодательство   противоречит
   общепризнанным   принципам   и   нормам   международного  права  и
   международным договорам Российской Федерации.

       Статья 30.  1. В случае грубого или массового нарушения прав и
   свобод  граждан  уполномоченный  вправе  выступить  с  докладом на
   очередном заседании Палаты Республики,  Палаты Представителей либо
   на   совместном  заседании  палат  Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн).
       2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственное Собрание
   (Ил Тумэн) с предложением о  создании  парламентской  комиссии  по
   расследованию   фактов   нарушения  прав  и  свобод  граждан  и  о
   проведении парламентских слушаний,  а также  непосредственно  либо
   через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии
   и проводимых слушаниях.

       Статья 31.  1. По окончании календарного  года  уполномоченный
   направляет  доклад о своей деятельности Президенту Республики Саха
   (Якутия),  в  Палату  Представителей  и   Палату   Республики,   в
   Правительство,   Конституционный   суд,   Верховный   суд,  Высший
   Арбитражный суд и Прокурору Республики Саха (Якутия).
       2. По  отдельным  вопросам  соблюдения  прав  и свобод граждан
   уполномоченный может направлять  в  Государственное  Собрание  (Ил
   Тумэн) Республики Саха (Якутия) специальные доклады.
       3. Ежегодные доклады  уполномоченного  подлежат  обязательному
   официальному   опубликованию  в  газетах  "Якутия",  "Саха  сирэ".
   Специальные доклады по отдельным вопросам могут быть  опубликованы
   по решению уполномоченного в других изданиях.

       Статья 32.  1. Должностные  лица  бесплатно и беспрепятственно
   обязаны  предоставлять  уполномоченному  запрошенные  материалы  и
   документы,  иную  информацию,  необходимую  для  осуществления его
   полномочий.
       2. Запрошенные  материалы,  документы и иная информация должны
   быть  направлены  уполномоченному  не  позднее  15  дней  со   дня
   получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

       Статья 33.     Государственный     орган,    орган    местного
   самоуправления  или  должностное   лицо,   получившие   заключение
   уполномоченного,  содержащее его рекомендации,  обязаны в месячный
   срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить
   уполномоченному.

       Статья 34.  Вмешательство  в  деятельность  уполномоченного  с
   целью повлиять на его решение,  неисполнение  должностными  лицами
   обязанностей,    установленных    настоящим   законом,   а   равно
   воспрепятствование  деятельности  уполномоченного  в  иной   форме
   влечет ответственность, установленную законодательством Российской
   Федерации и Республики Саха (Якутия).

                   Глава IV. АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО

       Статья 35.  1. Для  обеспечения  деятельности  уполномоченного
   создается рабочий аппарат.
       2. Рабочий аппарат уполномоченного  осуществляет  юридическое,
   организационное,  научно-аналитическое, информационно-справочное и
   иное обеспечение деятельности уполномоченного.
       3. Уполномоченный    и    его    рабочий    аппарат   являются
   государственным  органом  с  правом  юридического  лица,   имеющим
   расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с
   изображением Государственного герба Республики Саха (Якутия).

       Статья 36.   1. В    республиканском      бюджете     ежегодно
   предусматриваются  отдельной  строкой  средства,  необходимые  для
   обеспечения деятельности уполномоченного и его рабочего аппарата.
       2. Финансовая   отчетность  предоставляется  уполномоченным  в
   порядке,  установленном законодательством Республики Саха (Якутия)
   и Российской Федерации.
       3. Имущество,  необходимое  уполномоченному  и  его   рабочему
   аппарату   для  осуществления  их  деятельности,  находится  в  их
   оперативном управлении и является государственной  собственностью.
   Уполномоченный обеспечивается документами, другими информационными
   и   справочными    материалами,    официально    распространяемыми
   Администрацией Президента,  Правительством, Конституционным судом,
   Верховным судом,  Высшим Арбитражным судом,  Прокурором Республики
   Саха  (Якутия),  иными  государственными  органами,  общественными
   объединениями,  а  также  другими  информационными  и  справочными
   материалами.

       Статья 37.  1. Уполномоченный  утверждает  структуру  рабочего
   аппарата,  положение о нем  и  его  структурных  подразделениях  и
   непосредственно руководит его работой.
       2. В  пределах  сметы  расходов  уполномоченный  устанавливает
   численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.
       3. По вопросам,  связанным с руководством  рабочим  аппаратом,
   уполномоченный издает распоряжения.

       Статья  38.     1. Материальные     гарантии     независимости
   уполномоченного,   связанные   с   оплатой   труда,   медицинским,
   социальным  и  иным обеспечением и обслуживанием,  устанавливаются
   применительно   к   соответствующим   гарантиям,   предусмотренным
   законами  и  иными  нормативными  правовыми актами для должностных
   лиц,  занимающих  государственные  должности  в  Республике   Саха
   (Якутия).
       2. Права,  обязанности и ответственность сотрудников  рабочего
   аппарата   уполномоченного,   а   также  условия  прохождения  ими
   государственной службы определяются законами и иными  нормативными
   правовыми    актами    о    государственной    службе,   а   также
   законодательством о труде.

       Статья 39. При уполномоченном в целях оказания консультативной
   помощи  может  создаваться  экспертный  совет  из лиц,  обладающих
   необходимыми  познаниями  в  области  прав  и  свобод  человека  и
   гражданина.

                   Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

       Статья 40.   Местом   постоянного  нахождения  уполномоченного
   является город Якутск.

   Председатель                                          Председатель
   Палаты Республики                            Палаты Представителей
   В.ФИЛИППОВ                                               Н.СОЛОМОВ
   г. Якутск
   29 октября 1999 года
   З N 125-II



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz