Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 6.04.99 N 3-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПРЕАМБУЛЫ И СТАТЕЙ 32, 38, 42, 49 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 6 апреля 1999 г. N 3-П

           ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПРЕАМБУЛЫ И СТАТЕЙ
          32, 38, 42, 49 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

       Конституционный суд  Республики  Саха   (Якутия)   в   составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей В.А. Долгашевой, А.Д.
   Петракова,  В.Н. Прокопьева,  В.Т. Филиппова рассмотрел в открытом
   заседании  дело по ходатайству народных депутатов Государственного
   Собрания (Ил Тумэн) Республики  Саха  (Якутия)   У.А. Винокуровой,
   Е.П. Жиркова, С.Н. Винокурова.
       Заслушав судью-докладчика,    представителя    ходатайствующей
   стороны, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. В   ходатайстве   народных   депутатов  ставится  вопрос  о
   толковании следующих понятий, примененных в Конституции Республики
   Саха    (Якутия):    "самобытное   развитие   народа   республики"
   (преамбула);  "самобытная  культура,  обычаи,  традиционный  образ
   жизни народа республики,  содействие его возрождению, сохранению и
   развитию" (статья 32);  "нравственно-этические  ценности  и  нормы
   взаимоотношений,  сложившиеся  в  условиях  Севера"  (статья  32);
   "охрана памятников истории и культуры"  (статья  38);  "этническая
   самобытность, исторические и священные места, памятники духовной и
   материальной культуры" (статья  42);  "охранять  суверенные  права
   народа,   обеспечивать   сохранение   и  развитие  родного  языка,
   национальных культур и самобытности" (статья 49).
       2. Российская   Федерация   конституционно   закрепляется  как
   федеративное государство.  Равноправие и  самоопределение  народов
   рассматривается   как   одно   из  важнейших  начал  федеративного
   устройства.  В Конституции Российской Федерации о правах  коренных
   малочисленных  народов,  этнических  меньшинств  говорится  особо.
   Конституция признает и гарантирует  права  коренных  малочисленных
   народов  (статья  69).  Согласно  статье  72  в совместном ведении
   Российской  Федерации  и  ее  субъектов  находятся   защита   прав
   национальных меньшинств (пункт "б" части 1), защита исконной среды
   обитания и традиционного  образа  жизни  малочисленных  этнических
   общностей (пункт "м" части 1).
       Данные конституционные  положения  являются   основанием   для
   признания за коренными и малочисленными народами коллективных прав
   и  отстаивания  их   с   помощью   правовых   механизмов,   мерами
   законодательного  характера.  В действующей Конституции Республики
   Саха (Якутия) закреплены права ее коренных народов, представляющих
   республику.
       3. В преамбуле Конституции Республики Саха (Якутия) "забота  о
   сохранении  и  самобытном развитии народа республики" закрепляется
   как основополагающая цель,  реализация которой является  одной  из
   главных   задач  социального  государства.  Самобытность  развития
   народа    республики    определяется    прежде    всего    особыми
   природно-климатическими    и    географическими    условиями   его
   проживания, относящимся к экстремальной зоне арктического региона.
   Это   в   свою   очередь   привело  к  формированию  особого  типа
   цивилизации,  которой  присущи  специфические  культурные  модели,
   традиционные формы хозяйствования.
       Положение преамбулы  Конституции  республики   предусматривает
   целенаправленное  поддержание государством уникального соотношения
   культурных  моделей  внутри  республики  в   течение   длительного
   времени.
       Сохранение и самобытное развитие народа республики  выражается
   в   предоставлении   коренным   и   малочисленным  народам  Севера
   определенных  прав.  В  этой   части   рассматриваемое   положение
   преамбулы    как    бы    предопределяет   дальнейшее   содержание
   конституционного текста.
       Приведенные в  ходатайстве  понятия,  содержащиеся в отдельных
   статьях Конституции  и  подлежащие  толкованию  по  данному  делу,
   конкретизируют   основное   положение,  закрепленное  в  преамбуле
   Конституции   республики.   Эти   нормы   в   своей   совокупности
   представляют  социально-культурные,  этнические  права,  субъектом
   которых могут быть народ республики в целом,  каждый  из  коренных
   народов  в  отдельности  и  группа  лиц,  принадлежащая  к данному
   этносу.
       Кроме названных  прав Конституция закрепляет права народов и в
   других сферах (политической,  экономической),  которые не являются
   предметом рассмотрения по данному делу.
       4. Часть 1 статьи  32  Конституции  Республики  Саха  (Якутия)
   гласит:  "Каждый  обязан  уважать права и законные интересы других
   лиц".  Принцип уважения чужих прав и свобод,  закрепленный в  этой
   норме,   далее  конкретизируется  положением,  согласно  которому:
   "Каждый обязан уважать самобытную культуру,  обычаи,  традиционный
   образ  жизни  народа  республики,  содействовать  его возрождению,
   сохранению и развитию".
       Статья 32    Конституции    республики    определяет   границы
   пользования правами и свободами,  не соблюдение  которых  ведет  к
   нарушению  прав  и свобод других лиц.  Так,  при реализации прав и
   свобод отдельной личности недопустимо  игнорирование  национальных
   обычаев и традиций народов республики, прав меньшинств.
       Конституция республики предусматривает и "обязанность  каждого
   уважать  нравственно-этические  ценности  и нормы взаимоотношений,
   сложившиеся  в  условиях Севера"  (часть  2  статьи  32).   Данное
   положение обязывает учитывать особые духовно-ценностные установки,
   сформировавшиеся в суровых климатических  условиях,  экологические
   мировоззрения северных народов как основу духовности этих народов.
   Тем  самым  использование  прав  и  свобод  ограничивается   также
   требованием защиты нравственности и здоровья общества.
       В статье   32   словосочетание   "каждый    обязан    уважать"
   конструируется  как обязанность всех,  кто проживает или находится
   на территории республики.  В этом отражается необходимость каждого
   соотносить  осуществление  своих прав и свобод с интересами других
   лиц,  закрепленная в Конституции  Российской  Федерации  (часть  3
   статьи 17).
       5. В соответствии со статьей 38 Конституции к  исключительному
   ведению   Республики  Саха  (Якутия)  в  лице  ее  высших  органов
   государственной власти входит  "охрана  документального  наследия,
   памятников истории и культуры".
       Памятники истории  и  культуры   составляют   часть   мирового
   культурного наследия,  свидетельствуют о вкладе народов республики
   в развитии мировой  цивилизации.  Историко-культурное  и  духовное
   наследие народов должно охраняться законом.
       Конституция республики    гарантирует    коренным     народам,
   малочисленным  народам  Севера  государственную защиту их прав "на
   этническую  самобытность,  на  исторические  и  священные   места,
   памятники духовной и материальной культуры" (часть 2 статьи 42). В
   данной норме речь идет о коренных народах и малочисленных  народах
   Севера (эвенов,  эвенков,  юкагиров,  долган,  чукчей), не имеющих
   своего национально-государственного образования  и  нуждающихся  в
   дополнительной  государственной защите своих интересов.  Защита их
   прав возможна всеми способами, не запрещенными законом.
       Возрождение и  развитие самобытной культуры народов республики
   возможно  при  сохранении  среды  обитания  и  традиционных   форм
   хозяйствования коренных и малочисленных народов.
       Конституция республики   обязывает    государство    "охранять
   суверенные   права  народа,  обеспечивать  сохранение  и  развитие
   родного языка,  национальных культур и самобытности" (статья  49).
   Тем   самым  гражданам  республики  гарантируется  право  свободно
   пользоваться родным языком и культурой в личной жизни и  публично,
   право  на  свободный выбор языка общения,  воспитания,  обучения и
   творчества.
       6. Из   рассматриваемых   положений   видно,   что  реализация
   социально-культурных прав  коренными  и  малочисленными   народами
   обеспечивается  государственным  протекционизмом.  Такая  политика
   должна осуществляться республикой,  как часть  социальной  функции
   государства.
       В ней могут быть предусмотрены следующие меры:
       - создание особо охраняемых природных территорий,  находящихся
   в ведении республики.  В  указанные  территории  могут  включаться
   места,     объекты    и    комплексы,    имеющие    экологическое,
   нравственно-воспитательное,  рекреационное  и  научное   значение,
   предназначенные  для  проведения  традиционных  народных ритуалов,
   обрядов, обычаев, верований коренных народов, туризма и экскурсий;
       - принятие   мер   по  сохранению  исторических  и  культурных
   ценностей  находящихся  как  в  республике,   так   и   в   других
   государствах.   В   полной   мере  охрана  памятников  может  быть
   обеспечена  только  с  участием  федеральных  органов,   поскольку
   согласно  пункту  "д"  части  1  статьи  72 Конституции Российской
   Федерации эти вопросы находятся в  совместном  ведении  Российской
   Федерации и ее субъектов;
       - внедрение  в   жизнь   концепции   обновления   и   развития
   национальных    школ,  создание  новых  типов  школ  и  дошкольных
   учреждений,  учебных  заведений,  соответствующих   укладу   жизни
   коренных народов республики;
       - повышение   национально-языкового   самосознания    коренных
   народов   посредством   приобщения   их   к   духовному   наследию
   национальной  культуры,  включая  традиционное   мировоззрение   и
   религиозные верования;
       - расширение общественных и культурных функций языков коренных
   народов   в   сфере  государственной,  общественной  деятельности,
   образования,  воспитания,  науки,  массовой  информации,   печати,
   транспорта, связи, обслуживания, делопроизводства;
       - создание  базы   для   широкой   этно-культурологической   и
   филологической   деятельности   (учебно-педагогической,   научной,
   кадровой и другой);
       - помощь  в  удовлетворении  национально-культурных и языковых
   потребностей народа саха, проживающих за пределами республики;
       - выделение из бюджета средств на финансирование программ, мер
   по возрождению,  сохранению, развитию и использованию национальных
   культур и языков.
       7. Признание  в  Конституции  республики   коллективных   прав
   коренных  и  малочисленных  народов  не должно рассматриваться как
   отрицание  или  умаление  других  общепризнанных  прав  и   свобод
   человека  и  гражданина,  закрепленных  в  Конституции  Российской
   Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия).
       Рассматриваемые положения  Конституции  направлены  на  защиту
   коллективных   прав   народов   и    действуют    непосредственно.
   Коллективные  права народов поддерживаются республикой в той мере,
   в какой это необходимо для обеспечения их самобытного развития.
       На основании  изложенного  и статьи 101 Конституции Республики
   Саха  (Якутия)  и  руководствуясь  статьями  1,  10,   11   Закона
   Республики  Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
   суда", Конституционный суд

                              постановил:

       1. В статьях  32,  38,  42,  49  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия)   положения:   обязанность  каждого  "уважать  самобытную
   культуру,  обычаи,  традиционный образ  жизни  народа  республики,
   содействовать  его возрождению,  сохранению и развитию",  "уважать
   нравственно-этические   ценности    и    нормы    взаимоотношений,
   сложившиеся в условиях Севера";  "охрана документального наследия,
   памятников истории и культуры;  защита  прав  коренных  народов  и
   малочисленных  народов  Севера  "на  этническую  самобытность,  на
   исторические и священные места,  памятники духовной и материальной
   культуры";  обязанность  государства  "охранять  суверенные  права
   народа,  обеспечивать  сохранение  и   развитие   родного   языка,
   национальных  культур  и самобытности" выражают коллективные права
   коренных   и   малочисленных   народов   Севера    республики    в
   социально-культурной   сфере   и   конституционные   гарантии   их
   реализации.
       2. В статьях 32, 38, 42 Конституции Республики Саха (Якутия) в
   понятиях "самобытная  культура",  обычаи",  "нравственно-этические
   ценности  и  нормы  взаимоотношений",  "документальное  наследие",
   "памятники истории и культуры",  "исторические и священные  места"
   отражены    относительно   стабильные   особенности   культуры   и
   психического склада коренных и малочисленных народов  и  формы  их
   самовыражения,    с    которыми   связана   возможность   правовой
   идентификации соответствующих народов.
       3. В  статьях  32,  38  Конституции  Республики  Саха (Якутия)
   понятия   "традиционный   образ    жизни    народа    республики",
   "традиционный образ жизни малочисленных народов Севера республики"
   означают право  этих  народов  проживать  в  границах  исторически
   сложившейся  территории  и  ведения национально-традиционных  форм
   хозяйствования   (животноводство,    коневодство,    оленеводство,
   рыболовство, охота).
       4. Под   "родным   языком",   "национальной    культурой"    и
   "самобытностью"  в статье 49 Конституции республики имеются в виду
   формы фиксации духовной жизни  ее  коренных  жителей,  которые  не
   совпадают  с  соответствующими  формами  других народов.  В данном
   случае Конституция ориентирует на  утверждение  права  коренных  и
   малочисленных   народов   Севера   на   этническую   и  культурную
   самобытность, а также их права на развитие.
       5. В  статьях  32,  38,  42,  49  Конституции  Республики Саха
   (Якутия)  использование   понятий   "возрождение",   "сохранение",
   "развитие",   "защита",   "охрана"   означают,   что   в   области
   социально-культурных  прав  коренных   и   малочисленных   народов
   республика  осуществляет  политику государственного протекционизма
   (поддержки)  и  вправе  осуществлять   собственное   регулирование
   национально-правовых  отношений,  используя  при  этом обычаи этих
   народов.
       6. Настоящее    постановление    окончательно,   не   подлежит
   обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
       7. Постановление  подлежит  опубликованию  в газетах "Якутия",
   "Саха сирэ".

                                   Председатель Конституционного суда
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                                           В.ФИЛИППОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz