Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 9.07.97 N 6-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 16 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 6 ИЮЛЯ 1995 ГОДА ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АССР ОТ 30 ОКТЯБРЯ 1951 ГОДА О ЛИКВИДАЦИИ ПАВЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ЯКУТСКОГО РАЙОНА ЯКУТСКОЙ АССР

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 9 июля 1997 г. N 6-П

        ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 2  СТАТЬИ 16
        ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 6 ИЮЛЯ 1995 ГОДА "ОБ
         АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ
          САХА (ЯКУТИЯ)", ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО
           СОВЕТА АССР ОТ 30 ОКТЯБРЯ 1951 ГОДА "О ЛИКВИДАЦИИ
         ПАВЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ЯКУТСКОГО РАЙОНА ЯКУТСКОЙ
            АССР", ПОСТАНОВЛЕНИЯ УЛУСНОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ
           МЕГИНО-КАНГАЛАССКОГО УЛУСА ОТ 22 АПРЕЛЯ 1997 ГОДА
               "О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СПОРЕ МЕЖДУ ХАРАНСКИМ И
            НЕРЮКТЯЙИНСКИМ НАСЛЕГАМИ", ПУНКТА "И" СТАТЬИ 16
            КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
        ОТ 30 ИЮНЯ 1994 ГОДА "О МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                   ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего   Д.Н. Миронова,    судей    А.Д. Петракова,
   В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова,
       с участием  народных  депутатов   Республики   Саха   (Якутия)
   М.М. Яковлева,   М.С. Санникова,    В.Г. Николаева,   А.С. Уарова,
   В.Т. Николаева,   А.И. Чомчоева,   представителя     Правительства
   Республики  Саха  (Якутия)  Е.А. Пахомова, представителя прокурора
   Республики Саха (Якутия) В.О. Иванова,
       рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
   конституционности вышеперечисленных нормативных актов.
       Поводом к  рассмотрению  дела  послужило  ходатайство народных
   депутатов Государственного Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия).
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность   в   вопросе   о   конституционности   названных
   нормативных актов.
       Заслушав сообщение   судьи-докладчика,   выступления   сторон,
   участников   заседания,   исследовав   представленные   материалы,
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. Народные  депутаты  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
   Республики Саха (Якутия) М.М.  Яковлев, И.Д. Черов, М.С. Санников,
   В.Г.  Николаев,  А.И.  Чомчоев,  В.Т.  Николаев, А.С. Уаров просят
   признать: а) часть 2 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) "Об
   административно-территориальном   устройстве    Республики    Саха
   (Якутия)" не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия);
   б)  не  соответствующим  Конституции  Республики   Саха   (Якутия)
   постановление  улусного  Собрания  депутатов  Мегино-Кангаласского
   улуса "О территориальном споре между  Харанским  и  Нерюктяйинским
   наслегами";   в)   соответствующим   Конституции  Республики  Саха
   (Якутия) постановление Президиума Верховного Совета Якутской  АССР
   "О   ликвидации   Павловского   сельского  Совета  ЯАССР";  г)  не
   соответствующим Конституции Республики  Саха  (Якутия)  пункт  "и"
   статьи  16  конституционного  Закона  Республики  Саха (Якутия) "О
   местных  органах  государственной   власти   в   Республике   Саха
   (Якутия)".
       2. В   ходатайстве   депутатов   ставится  вопрос  о  проверке
   конституционности  постановления  Президиума   Верховного   Совета
   Якутской  АССР  от  30  октября  1951 года.  Данным постановлением
   Павловский  сельский  Совет  Якутского  района  и   Нерюктяйинский
   сельский  Совет Мегино-Кангаласского района были объединены в один
   Нерюктяйинский  сельский  Совет  в  составе   Мегино-Кангаласского
   района.  Постановление  было  принято  с  учетом  мнения населения
   соответствующих территорий и исполкомов районных Советов депутатов
   трудящихся.
       Закон от 6 июля 1995 года "Об  административно-территориальном
   устройстве   Республики   Саха   (Якутия)"  закрепил  существующее
   административно-территориальное деление в том виде,  в  каком  оно
   сложилось на момент принятия этого Закона.  Тем самым законодатель
   признал юридическую силу всех ранее принятых решений об  изменении
   границ    административно-территориальных   единиц.   Одновременно
   постановлением  Палаты  Представителей  Государственного  Собрания
   Республики  Саха  (Якутия)  с момента вступления в силу названного
   Закона  ранее  принятые  нормативно-правовые  акты,   регулирующие
   административно-территориальное устройство республики,  утрачивают
   силу.
       Подлежащий проверке  в  Конституционном суде акт был принят до
   вступления в силу Конституции Республики 1992 года  и  Закона  "Об
   административно-территориальном    устройстве    Республики   Саха
   (Якутия)".  В  связи  с  этим  исключается  возможность   проверки
   конституционности     ранее    принятых    актов    по    вопросам
   административно-территориального     устройства,      так      как
   соответствующий   порядок  в  Конституции  и  в  Законе  прямо  не
   установлен.
       В соответствии   с  частью  2  статьи  29  Закона  "О  порядке
   деятельности Конституционного  суда"  производство  в  этой  части
   подлежит  прекращению.  Остальные  пункты  ходатайства,  поскольку
   подлежащие  проверке  акты  приняты  после   вступления   в   силу
   Конституции республики, являются допустимыми.
       3. Пункт "и" статьи 16 конституционного Закона Республики Саха
   (Якутия)  от  30  июня 1994 г.  "О местных органах государственной
   власти в Республике Саха (Якутия)" относит к полномочиям  местного
   представительного   органа  государственной  власти  "установление
   границы наслегов,  сел,  поселков, родовых общин по согласованию с
   соответствующими   местными  органами  власти  на  основе  законов
   Республики  Саха   (Якутия)".   Приведенное   положение   обладает
   самостоятельным  значением,  действует  непосредственно и способно
   порождать необходимые организационные  и  правовые  отношения.  По
   названному   Закону   местный   представительный   орган   наделен
   административно-территориальной  установительной  властью.  Термин
   "установление" означает определение, учреждение, узаконение границ
   между административно-территориальными единицами, что предполагает
   изменение границ между административно-территориальными единицами.
       Между тем,  согласно  части 2 статьи 45 Конституции Республики
   Саха    (Якутия)    изменение     административно-территориального
   устройства    республики    осуществляется    Палатой   Республики
   Государственного Собрания  Республики  Саха  (Якутия),  а  местный
   представительный  орган  дает  лишь  согласие.  Пункт 11 статьи 58
   Конституции  республики  конкретизирует,  что   изменение   границ
   административно-территориальных  единиц относится к ведению Палаты
   Республики    и     охватывает     изменение     границы     любой
   административно-территориальной ее единицы, в том числе и наслега.
   Следовательно,  пункт  "и"  статьи  16   конституционного   Закона
   Республики Саха (Якутия) "О местных органах государственной власти
   в  Республике  Саха  (Якутия)"   противоречит   статьям   45,   58
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       4. Статья   16   Закона   "Об  административно-территориальном
   устройстве   Республики   Саха   (Якутия)"   определяет    порядок
   рассмотрения  споров  по вопросам административно-территориального
   устройства.  Согласно  части  2  статьи  16   Закона   возникающие
   внутренние  территориальные споры разрешаются с учетом результатов
   согласительной  процедуры  местными   представительными   органами
   государственной власти улусов (городов).
       Такое установление не согласуется со  статьей  45  Конституции
   республики.  В  Законе  местный  представительный орган из органа,
   дающего  согласие  на  изменение  административно-территориального
   устройства   трансформируется  в  субъекта  разрешения  споров  по
   вопросам       административно-территориального        устройства.
   Рассматриваемое  положение  противоречит  и частям 1 и 3 статьи 16
   названного Закона, согласно которому окончательное решение в споре
   по  вопросам административно-территориального устройства принимает
   Палата  Республики.  Решения   его   могут   быть   обжалованы   в
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия).
       В Законе   "Об   административно-территориальном    устройстве
   Республики  Саха  (Якутия)"  осуществлено разграничение полномочий
   органов    государственной    власти    в     решении     вопросов
   административно-территориального  устройства.  Согласно  статьи 12
   Закона        установление        и        изменение        границ
   административно-территориальных    единиц,   передача   населенных
   пунктов из одной административно-территориальной единицы в  другую
   производится   Палатой  Республики  Государственного  Собрания  по
   представлению Правительства Республики  Саха  (Якутия)  и  местных
   органов государственной власти.
       Таким образом,  часть  2  статьи  16  Закона  Республики  Саха
   (Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики
   Саха  (Якутия)"  не  соответствует  Конституции  Республики   Саха
   (Якутия).
       5. Пункт   1   постановления   улусного   Собрания   депутатов
   Мегино-Кангаласского   улуса  N 14   от   22  апреля  1997  г.  "О
   территориальном споре между Харанским и Нерюктяйинским  наслегами"
   гласит:  "В  связи  с  отсутствием  согласованного  компромиссного
   решения сторон  спора  считать  необходимым  установление  смежных
   границ  между  Нерюктяйинским и Харанским наслегами в соответствии
   со   статьей   2   Закона    Республики    Саха    (Якутия)    "Об
   административно-территориальном   устройстве    Республики    Саха
   (Якутия)",  а именно признать смежную границу,  существовавшую  на
   момент принятия настоящего Закона...". Ссылаясь на статью 2 Закона
   "Об  административно-территориальном  устройстве  Республики  Саха
   (Якутия)",  местный представительный орган сложившимся фактическим
   отношениям придает значение правовой предпосылки  при  определении
   их смежных границ.
       Согласно статьи    2    названного    Закона     "существующие
   административно-территориальное деление Республики Саха (Якутия)"-
   система административно-территориального  устройства,  сложившаяся
   на  момент  принятия  настоящего Закона.  Но статья 1 этого Закона
   административно-территориальное    устройство     понимает     как
   законодательно  установленную систему  территориальной организации
   республики,   что   неравнозначно   фактическим    отношениям    и
   предполагает  оценку соответствующей правовой базы.  Установленное
   пунктом    1    постановления    улусного    Собрания    депутатов
   Мегино-Кангаласского   улуса   "О   территориальном   споре  между
   Харанским и Нерюктяйинским наслегами"  признание  смежной  границы
   между  указанными  наслегами  улуса  не предусмотрено Конституцией
   Республики Саха (Якутия).
       Предусмотренное частью  2  статьи  45  и  пунктом 11 статьи 58
   Конституции изменение  административно-территориального устройства
   республики  отнесено  к ведению Палаты Республики Государственного
   Собрания (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия),  а  не  улусного
   Собрания.
       Таким образом,  пункт  1   постановления   улусного   Собрания
   депутатов Мегино-Кангаласского улуса N 14 от 22 апреля 1997 г.  "О
   территориальном споре между Харанским и Нерюктяйинским  наслегами"
   не соответствует Конституции Республики Саха (Якутия).
       На основании изложенного и статьи 101  Конституции  Республики
   Саха   (Якутия)  и  руководствуясь  статьями  11,  25,  31  Закона
   Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности  Конституционного
   суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                              постановил:

       1. Признать пункт "и" статьи 16 конституционного Закона от  30
   июня  1994  года  "О  местных  органах  государственной  власти  в
   Республике   Саха   (Якутия)"   не   соответствующим   Конституции
   Республики Саха (Якутия).
       2. Признать часть 2 статьи 16 Закона Республики Саха  (Якутия)
   от 6 июля 1995 года "Об административно-территориальном устройстве
   Республики  Саха  (Якутия)",  как  представляющей  право  местному
   представительному       органу       разрешать       споры      об
   административно-территориальном  устройстве,  не   соответствующим
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       3. Признать   пункт   1   постановления   Мегино-Кангаласского
   улусного Собрания N 14 от 22 апреля 1997 года  "О  территориальном
   споре    между    Харанским   и   Нерюктяйинским   наслегами"   не
   соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
       4. Рассмотрение   вопроса   о    проверке    конституционности
   постановления  Президиума  Верховного  Совета  Якутской АССР от 30
   октября 1951  года  "О  ликвидации  Павловского  сельского  Совета
   Якутского   района   Якутской   АССР"   производством  прекратить.
   Юридическая  оценка  действовавших  правовых  актов  по   вопросам
   административно-территориального  устройства, изданных до 4 апреля
   1992 года,  относится к ведению Палаты Республики Государственного
   Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
       5. Постановление  окончательно,   обжалованию   не   подлежит,
   вступает в силу немедленно после провозглашения.
       6. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Якутия" не позднее семидневного срока.

                                   Председатель Конституционного суда
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                                           В.ФИЛИППОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz