Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 8.04.97 N 3-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 26 ИЮНЯ 1992 Г. ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСОБОГО РЕЖИМА ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ОТ 20 ИЮЛЯ 1992 Г. О ДОПОЛНЕНИИ ПЕРЕЧНЯ РАЙОНОВ ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОСОБЫЙ РЕЖИМ ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 8 апреля 1997 г. N 3-П

           ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
               ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
           ОТ 26 ИЮНЯ 1992 Г. "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСОБОГО РЕЖИМА
          ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
          РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)", ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА
           ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ОТ 20 ИЮЛЯ 1992 Г. "О ДОПОЛНЕНИИ
              ПЕРЕЧНЯ РАЙОНОВ ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ
            ОСОБЫЙ РЕЖИМ ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ",
          ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
          ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 1992 Г. N 419 "О ПОЛОЖЕНИИ О ВЪЕЗДЕ,
              РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
                       РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

       Конституционный суд  Республики  Саха   (Якутия)   в   составе
   председательствующего   Д.Н. Миронова,    судей    А.Д. Петракова,
   В.А. Долгашевой,  В.Н. Прокопьева,  В.Т. Филиппова   с    участием
   представителя  ходатайствующей  стороны,  исполняющего обязанности
   прокурора Республики Саха (Якутия) Н.Ф. Тахватулина, представителя
   Палаты   Представителей   Государственного   Собрания  (Ил  Тумэн)
   Республики  Саха   (Якутия),   народного   депутата  М.М. Яковлева
   рассмотрел  в открытом заседании дело о проверке конституционности
   вышеперечисленных нормативных актов.
       Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство исполняющего
   обязанности прокурора Республики Саха (Якутия).
       Основанием к    рассмотрению   дела   явилась   обнаружившаяся
   неопределенность в вопросе о  том,  соответствуют ли   Конституции
   Республики Саха (Якутия) рассматриваемые нормативные акты.
       Заслушав сообщение судьи-докладчика,  объяснения представителя
   стороны,  выступление  участника заседания,  исследовав документы,
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Саха (Якутия) в
   целях усиления экономической,  социальной и  экологической  защиты
   территории   проживания   малочисленных   народов   Севера  принял
   постановление  "Об  упорядочении  въезда  в   арктические   районы
   Республики Саха (Якутия)".  Правительству Республики Саха (Якутия)
   было поручено разработать Положение о въезде в арктические районы.
       В развитие   данного  акта  Верховный  Совет  Республики  Саха
   (Якутия) от 26 июня 1992 года принял постановление,  которым в  10
   районах  республики,  где  имеются  места  компактного  проживания
   малочисленных народов Севера,  был  введен  особый  режим  въезда,
   регистрации  и  пребывания.  Постановлением  Президиума Верховного
   Совета  от  20  июля  1992  года  перечень  районов  был  дополнен
   территорией г.  Нерюнгри. Согласно постановления Верховного Совета
   въезд,  регистрация  и  пребывание  в  районах  с  особым  режимом
   гражданам  Российской  Федерации,  гражданам стран СНГ,  лицам без
   гражданства разрешается на основе  приглашений,  санкционированных
   местной  администрацией.  Эти  лица  обязаны  в  трехдневный  срок
   зарегистрироваться в органах внутренних дел.  За нарушение  правил
   въезда,  регистрации  и  пребывания  в  районах  с  особым режимом
   административные комиссии налагают штраф.
       Постановлением Правительства  Республики  Саха  (Якутия) от 18
   сентября 1992 года было утверждено Положение о въезде, регистрации
   и пребывании в отдельных районах Республики Саха (Якутия), которое
   установило специальный порядок въезда, регистрации и пребывания на
   территории   Анабарского,  Аллайховского,  Абыйского,  Булунского,
   Мирнинского,    Нижнеколымского,    Оймяконского,     Томпонского,
   Усть-Майского, Усть-Янского районов и г. Нерюнгри.
       Ходатайствующая сторона считает, что установление специального
   порядка  въезда,  регистрации  и  пребывания  в  отдельных районах
   республики  не  соответствует  федеральному   законодательству   о
   территориях с особым правовым режимом,  ограничивает право граждан
   Российской  Федерации,   СНГ,   иностранных   граждан,   лиц   без
   гражданства,   законно   находящихся   на   территории  Российской
   Федерации,  на свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания  и
   жительства,  вторгается  в  сферу  регулирования  прав  и  свобод,
   которая находится в ведении Российской Федерации.
       2. Указанные в ходатайстве акты содержат связанные между собой
   положения и поэтому подлежат рассмотрению в одном производстве.
       Конституционность постановления  Верховного  Совета от 26 июня
   1992 года ранее проверялась  Конституционным  судом  республики  и
   вынесено  решение.  В  связи  с  принятием  Конституции Российской
   Федерации 1993 года и новых федеральных  законов  появились  новые
   основания проверки конституционности рассматриваемых актов,  о чем
   говорится в ходатайстве.
       3. Постановлениями    Верховного    Совета   и   Правительства
   регулируются порядок въезда,  регистрации и пребывания в отдельных
   районах  республики,  а  также административная ответственность за
   нарушение установленного порядка. Эти вопросы относятся к предмету
   административного    и    административно-процессуального   права.
   Согласно пункту "к"  части  1  статьи  72  Конституции  Российской
   Федерации административное законодательство отнесено к совместному
   ведению Российской Федерации и ее субъектов.
       Регулирование в    рассматриваемых   актах   порядка   въезда,
   регистрации и пребывания в отдельных районах республики связано  с
   вопросами   защиты  прав  национальных  меньшинств  (малочисленных
   народов Севера),  природопользования,  охраны окружающей  среды  и
   обеспечения  экологической  безопасности,  защиты  исконной  среды
   обитания и традиционного  образа  жизни  малочисленных  этнических
   общностей.  В постановлениях Верховного Совета и Правительства эти
   положения закреплены как цели принятия указанных актов.
       В соответствии  со статьей 72 Конституции Российской Федерации
   эти  вопросы  также  находятся  в  совместном  ведении  Российской
   Федерации и республики.
       Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по
   предметам   совместного  ведения  издаются  федеральные  законы  и
   принимаемые в соответствии с ними законы и иные  нормативные  акты
   субъектов Российской Федерации.  Из этого следует,  что республика
   вправе  посредством  актов  Верховного  Совета   и   Правительства
   регулировать вопросы въезда,  регистрации и пребывания в отдельные
   районы где проживают малочисленные народы Севера.
       4. В статье 69 Конституции Российской Федерации права коренных
   малочисленных народов  признаны  как  особая  разновидность  прав,
   гарантируемых  государством.  В  пункте  "м" статьи 72 Конституции
   Российской   Федерации   защита   исконной   среды   обитания    и
   традиционного образа жизни этих народов закрепляется как отдельный
   предмет ведения Российской Федерации и  ее  субъектов.  Тем  самым
   предполагается  специальное  правовое  регулирование  в  указанной
   сфере.
       Республика Саха  (Якутия)  согласно  статье  42 ее Конституции
   берет на себя обязанности защиты прав малочисленных народов Севера
   на  земли,  природные  ресурсы,  охотничье-рыболовные  угодья,  на
   реализацию социальных программ с учетом этнических и экологических
   особенностей.   В   соответствии   с   указанным   конституционным
   положением   республика   вправе   в   своих   нормативных   актах
   устанавливать специальный порядок въезда, регистрации и пребывания
   в местах проживания малочисленных народов Севера.
       Российская Федерация,   регулируя   правовой  статус  коренных
   малочисленных народов и защищая их права,  обязалась  исходить  из
   принципов  и  норм  международного  права  (статья  69 Конституции
   Российской Федерации).  Статья 4  Конвенции  N  169  Международной
   организации  труда  (МОТ) о коренных малочисленных народах гласит,
   что в случае необходимости применяются специальные меры для охраны
   лиц,  принадлежащих  к  соответствующим  народам,  их  институтов,
   собственности,  труда,  культуры и окружающей  среды.  Специальные
   меры принимаются для охраны прав соответствующих народов на земли,
   на природные  ресурсы,  в  отношении  найма  и  условий  занятости
   представителей  этих  народов,  если  они  не получают эффективной
   защиты по законам, распространяющимся на всех.
       Как видно  из постановлений,  введение особого порядка въезда,
   регистрации и пребывания в местах проживания малочисленных народов
   республики рассматривается как одна из специальных мер защиты прав
   этих народов.  В этом смысле особый  порядок  въезда  не  является
   ограничением   права  на  свободное  передвижение  и  выбор  места
   жительства,  закрепленного в статье 17 Конституции Республики Саха
   (Якутия).  Перечисленные в Конституции права и свободы, как гласит
   статья 35 Конституции Республики Саха (Якутия),  не должны умалять
   иные права и свободы. Данное положение допускает возможность иного
   т.е.  специального  регулирования  прав  и  свобод   в   отношении
   малочисленных народов.
       Таким образом, постановления Верховного Совета и Правительства
   в  той мере,  в какой они касаются специального регулирования прав
   малочисленных  народов  в  местах   их   компактного   проживания,
   соответствуют Конституции Республики Саха (Якутия).
       Специальный порядок,  установленный  постановлениями,   должен
   распространяться   на  лиц  въезжающих  в  территории  компактного
   проживания малочисленных народов.  Такой вывод  следует  из  целей
   принятых  актов,  содержания  их норм и перечня районов.  Вместе с
   тем,  в постановлениях перечень этих районов указан без учета мест
   компактного   проживания   этих   народов.   В  частности,  он  не
   соответствует перечню  районов  проживания  малочисленных  народов
   Севера,   утвержденных   постановлением  Правительства  Российской
   Федерации от 11 января 1993 года N 22.
       На основании изложенного и руководствуясь статьями 24,  25, 31
   Закона  Республики   Саха   (Якутия)   "О   порядке   деятельности
   Конституционного  суда Республики Саха (Якутия)",  Конституционный
   суд Республики Саха (Якутия)

                              постановил:

       1. Признать  постановления  Верховного  Совета Республики Саха
   (Якутия) от 26 июня 1992  года  "Об  установлении  особого  режима
   въезда,  регистрации  и  пребывания в отдельных районах Республики
   Саха  (Якутия)",  Президиума  Верховного  Совета  Республики  Саха
   (Якутия)  от 20 июля 1992 года "О дополнении перечня районов,  для
   которых  устанавливается  особый  режим  въезда,   регистрации   и
   пребывания",   утвержденного   постановлением   Верховного  Совета
   Республики Саха (Якутия) от 16 октября  1992  года,  постановление
   Правительства  Республики Саха (Якутия) от 18 сентября 1992 года N
   419 "О положении о въезде,  регистрации и пребывании  в  отдельных
   районах   Республики   Саха   (Якутия)"   в   части   специального
   регулирования режима въезда,  регистрации и  пребывания  в  местах
   компактного  проживания  малочисленных  народов  Севера Республики
   Саха  (Якутия)  соответствующими   Конституции   Республики   Саха
   (Якутия).
       2. Перечень местностей  компактного  проживания  малочисленных
   народов Севера,  указанный в нормативных актах Верховного Совета и
   Правительства Республики  Саха  (Якутия),  подлежат  приведению  в
   соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля
   1992 года N 397 "О неотложных мерах по защите  мест  проживания  и
   хозяйственной   деятельности   малочисленных   народов  Севера"  и
   постановлением Правительства Российской  Федерации  от  11  января
   1993   года  N  22  "Об  утверждении  перечня  районов  проживания
   малочисленных народов Севера".
       3. Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
       4. Постановление   вступает   в    силу    немедленно    после
   провозглашения.
       5. Настоящее постановление подлежит  опубликованию  в  газетах
   "Саха сирэ", "Якутия" не позднее семидневного срока.

                                   Председатель Конституционного суда
                                                           Д. МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                                           В.ФИЛИППОВ






                              РАЗЪЯСНЕНИЕ
                          от 17 апреля 1997 г.

                  ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СУДА
           РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 8 АПРЕЛЯ 1997 Г. N 3-П
           ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
               ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
           ОТ 26 ИЮНЯ 1992 Г. "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСОБОГО РЕЖИМА
          ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
          РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)", ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА
           ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ОТ 20 ИЮЛЯ 1992 Г. "О ДОПОЛНЕНИИ
              ПЕРЕЧНЯ РАЙОНОВ ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ
            ОСОБЫЙ РЕЖИМ ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ",
          ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
          ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 1992 Г. N 419 "О ПОЛОЖЕНИИ О ВЪЕЗДЕ,
              РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
                       РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

       В соответствии  со  статьей 19 Закона Республики Саха (Якутия)
   "О порядке деятельности Конституционного суда" Конституционный суд
   Республики Саха (Якутия) разъясняет следующее.
       По смыслу   постановления    специальный    порядок    въезда,
   регистрации и пребывания, установленный указанными постановлениями
   Верховного Совета  и  Правительства  Республики  Саха  (Якутия)  и
   распоряжением  главы  администрации г.  Нерюнгри от 11 ноября 1992
   года N 1280-р для граждан  Российской  Федерации,  не  проживающих
   постоянно в Республике Саха (Якутия),  граждан стран СНГ,  лиц без
   гражданства,  иностранных граждан  действует  только  для  въезда,
   регистрации и пребывания в рабочий поселок Золотинка,  Иенгринский
   сельсовет.
       В отношении   г. Нерюнгри   и   других   населенных   пунктов,
   подчиненных г. Нерюнгри, специальный порядок въезда, регистрации и
   пребывания,    установленный    названными    постановлениями    и
   распоряжением не действует.

                                   Председатель Конституционного суда
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                                           В.ФИЛИППОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz