Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА Р(Я) ОТ 13.02.97 N 2-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 5; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 6; 7; 9; 10 РАСПОРЯЖЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЯКУТСКА ОТ 6 НОЯБРЯ 1996 ГОДА N 26-Р О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА, ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ, ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЯКУТСКА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБОРА И ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 13 февраля 1997 г. N 2-П

              ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ
         5; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 6; 7; 9; 10 РАСПОРЯЖЕНИЯ ГЛАВЫ
             АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЯКУТСКА ОТ 6 НОЯБРЯ 1996 ГОДА
              N 26-Р "О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА,
             ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ, ИМУЩЕСТВА
             АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЯКУТСКА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБОРА И
                      ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ"

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего Д.Н.  Миронова,  судей А.Д.  Петракова, В.Т.
   Филиппова,   В.Н.   Прокопьева,   В.А.   Долгашевой   с   участием
   представителя ходатайствующей стороны  и.о.  прокурора  Республики
   Саха (Якутия) Н.Ф.  Тахватулина,  представителя стороны,  издавшей
   оспариваемый акт,  помощника главы администрации г.  Якутска  Р.А.
   Еникеева,  представителя  Палаты  Представителей  Государственного
   Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  М.М.  Яковлева,
   заместителя   председателя   Якутского  городского  Собрания  Е.С.
   Никитиной  рассмотрел  в  открытом  заседании  дело   о   проверке
   конституционности пунктов 5;  5.2;  5.3;  5.4;  5.5;  6;  7; 9; 10
   распоряжения главы администрации г.  Якутска от 6 ноября 1996 года
   N  26-р  "О  мерах  по  укреплению  правопорядка,  охраны  жизни и
   здоровья   сотрудников,   имущества    администрации   г. Якутска,
   обеспечению сбора и инкассации денежных средств".
       Поводом к рассмотрению дела  послужило  ходатайство  Прокурора
   Республики Саха (Якутия) Н.Е. Полятинского.
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  вопросе о том,  соответствуют ли оспариваемые
   положения  названного  распоряжения  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия).
       Заслушав сообщение   судьи-докладчика,   выступления   сторон,
   участников заседания,  исследовав материалы дела,  Конституционный
   суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. Глава  администрации г. Якутска  6  ноября  1996 года издал
   распоряжение N 26-р "О мерах по  укреплению  правопорядка,  охраны
   жизни  и здоровья сотрудников, имущества администрации г. Якутска,
   обеспечению сбора и инкассации денежных средств",  которым поручил
   Комитету    по    управлению   муниципальным   имуществом   (КУМИ)
   администрации  г. Якутска   учредить    муниципальное    унитарное
   предприятие   (МУП)   "Альфа-2",   и  решил  вопросы  организации,
   руководства и деятельности предприятия.
       Ходатайствующая сторона полагает, что пункты 5; 5.2; 5.3; 5.4;
   5.5;  6;  7;  9;  10 упомянутого распоряжения главы  администрации
   г. Якутска не  соответствуют положениям части 2 статьи 8,  части 2
   статьи 20,  статьям 90,  117,  118,  121,  122,  и 126 Конституции
   Республики Саха (Якутия).
       Постановлением городского Собрания депутатов г.  Якутска от 26
   ноября  1996  года  данное  распоряжение  главы администрации было
   отменено как несоответствующее законодательству.  Однако, согласно
   части  3  статьи  29  Закона  Республики  Саха (Якутия) "О порядке
   деятельности Конституционного суда" Конституционный суд  не  может
   отказать  в рассмотрении дела и начатое производство продолжается,
   хотя  бы  нормативный  акт,  конституционность  которого  подлежит
   проверке,  был  отменен  или  утратил  силу  к началу или в период
   рассмотрения дела.
       2. Распоряжением  главы  администрации от 6 ноября 1996 года N
   26-р   МУП   "Альфа-2"   непосредственно   по   прямым   приказам,
   распоряжениям,  дополнительно  заключаемым  договорам  поручается:
   обеспечение общественного порядка на территории г.  Якутска, в том
   числе   при   проведении  массовых  и  иных  мероприятий;  сбор  и
   инкассация денежных средств со всех юридических (негосударственной
   формы  собственности)  и  физических  лиц,  занимающихся  торговой
   деятельностью,  в  т.ч.  по  всем  рынкам  г. Якутска;  оформление
   материалов  и  документов  (актов,  протоколов)  на  юридических и
   физических лиц по фактам  нарушений  Указа  Президента  Республики
   Саха  (Якутия) от 15 августа 1996 года;  проведение мероприятий по
   взысканию задолженности с  предприятий  и  организаций  всех  форм
   собственности  и  граждан в  интересах  администрации г. Якутска и
   муниципальных структур (пункты 5; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5).
       Пунктом 7   распоряжения   главы   администрации   г.  Якутска
   предусматривается до 10%  общей суммы собираемых денежных  средств
   направлять  на  развитие и организацию деятельности МУП "Альфа-2".
   Пунктом 9 распоряжения возлагается непосредственное руководство  и
   контроль  за деятельностью МУП "Альфа-2" на главу администрации г.
   Якутска.  Пункт 10 распоряжения гласит,  что генеральный  директор
   предприятия  при  осуществлении  полномочий,  изложенных  в п.  5,
   подчиняется только главе администрации г.  Якутска и  его  первому
   заместителю.
       Конституционный суд   считает,   что   вопросы,   поставленные
   ходатайствующей стороной для выяснения сути пунктов 5;  5.2;  5.3;
   5.4;  5.5;  7;  9;  10  распоряжения,  имеют   гражданско-правовую
   направленность. При такой их оценке названные пункты не могут быть
   предметом рассмотрения Конституционного суда.
       3. Пунктом 6 распоряжения главы администрации г.  Якутска от 6
   ноября 1996 года N 26-р Департаменту  торговли,  промышленности  и
   услуг  поручено  обеспечить перевод счетов торгующих организаций и
   предприятий  в  МКБ  "Якутск".  Норма  имеет  в  виду   отношения,
   складывающиеся между органом управления и субъектами,  обладающими
   банковскими  счетами  и  теми,  кому  надлежит  заключать  договор
   банковского   счета;  банком  и  названными  субъектами.  Пункт  6
   распоряжения  касается   права   собственности,   относящегося   к
   конституционным  правам граждан,  и потому подлежит рассмотрению в
   Конституционном суде.
       Согласно статье   20   Конституции  Республики  Саха  (Якутия)
   каждому   гражданину   гарантируется   неприкосновенность    права
   собственности,   то   есть:   свободное  владение,  пользование  и
   распоряжение собственностью в  соответствии  с  законодательством.
   Неприкосновенность  права собственности граждан гарантируется тем,
   что в соответствии со  ст. 30 Конституции Республики Саха (Якутия)
   ограничение  конституционных  прав  гражданина  допускается только
   законом.  Кроме  того,  статья  117  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия)  провозглашает  равенство  собственников  перед  законом,
   статья 121 - свободу предпринимательства,  статья  126  -  свободу
   договора.
       Распоряжением главы    администрации    для     муниципального
   коммерческого банка "Якутск", как участника договорных отношений и
   субъекта предпринимательства, создаются определенные предпочтения,
   не предусмотренные законом.  Норма пункта 6 распоряжения допускает
   возможность административного вмешательства,  в  том  числе  путем
   издания  актов,  в сферу договорных отношений,  что может угрожать
   осуществлению свободы договора в соответствии с  правилами  статьи
   421  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации.  Таким образом,
   пункт 6 распоряжения главы администрации от 6 ноября 1996  года  N
   26-р не соответствует статьям 20,  30,  117, 121 и 126 Конституции
   Республики Саха (Якутия).
       На основании изложенного и руководствуясь статьями 11,  25, 31
   Закона  Республики   Саха   (Якутия)   "О   порядке   деятельности
   Конституционного суда", Конституционный суд

                              постановил:

       1. Признать пункт 6 распоряжения главы администрации г.Якутска
   от  6 ноября 1996 года N 26-р "О мерах по укреплению правопорядка,
   охраны  жизни  и  здоровья  сотрудников,  имущества  администрации
   г. Якутска,  обеспечению  сбора  и  инкассации  наличных  денежных
   средств", предусматривающий перевод счетов торгующих организаций и
   предприятий   в   муниципальный  коммерческий  банк  "Якутск",  не
   соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия)  со  дня  его
   принятия.
       2. Акты,    основанные    на     пункте     6,     признанного
   неконституционным,     либо    воспроизводящие    его,    признать
   недействующими.
       3. Ввиду неподведомственности Конституционному суду Республики
   Саха (Якутия) рассмотрение вопросов,  содержащихся  в  пунктах  5;
   5.2;  5.3;  5.4;  5.5;  7;  9; 10 распоряжения главы администрации
   города Якутска N 26-р от 6 ноября 1996 года "О мерах по укреплению
   правопорядка,  охраны  жизни  и  здоровья  сотрудников,  имущества
   администрации г. Якутска, обеспечению сбора и инкассации  наличных
   денежных средств", производством прекратить.
       4. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит.
       5. Постановление  подлежит  опубликованию в семидневный срок в
   газетах "Саха сирэ", "Республика Саха".

                                   Председатель Конституционного суда
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                                           В.ФИЛИППОВ






                             ОСОБОЕ МНЕНИЕ
                        от 13 февраля 1997 года

              ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ
         5; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 6; 7; 9; 10 РАСПОРЯЖЕНИЯ ГЛАВЫ
             АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЯКУТСКА ОТ 6 НОЯБРЯ 1996 ГОДА
              N 26-Р "О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА,
             ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ, ИМУЩЕСТВА
             АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЯКУТСКА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБОРА И
                      ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ"

       Считаю, что   Конституционный   суд,   взяв   в   производство
   ходатайство   Прокурора   республики    рассматривал    отмененный
   постановлением  городского  Собрания  депутатов  от 26 ноября 1996
   года нормативный акт.  Городское Собрание  депутатов  использовало
   свои   полномочия,   предусмотренные   пунктом   "м"   статьи   16
   конституционного  Закона  Республики  Саха  (Якутия)  "О   местных
   органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)".
       Если считать,  что правовые отношения возникли со дня принятия
   распоряжения  N  26-р (6 ноября) по день отмены этого распоряжения
   (26 ноября), то такие вопросы, отраженные в распоряжении N 26-р, а
   также  в  ходатайстве  Прокурора республики,  требуют установления
   фактических обстоятельств,  которые регулируются новым Гражданским
   кодексом  Российской Федерации,  они должны рассматриваться судами
   общей юрисдикции или другими органами.
       В соответствии   с   Законом   Республики   Саха  (Якутия)  "О
   Конституционном суде" (статья  1  п.  4)  Конституционный  суд  не
   устанавливает  и  не  исследует  фактические обстоятельства,  и не
   выносит решение во всех случаях,  когда это входит  в  компетенцию
   других судов.

                                          Судья Конституционного суда
                                                           А.ПЕТРАКОВ


                             ОСОБОЕ МНЕНИЕ
                         от 13 февраля 1997 г.

              ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ
         5; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 6; 7; 9; 10 РАСПОРЯЖЕНИЯ ГЛАВЫ
            АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЯКУТСКА, ОТ 6 НОЯБРЯ 1996 ГОДА
              N 26-р "О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА,
             ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ, ИМУЩЕСТВА
             АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЯКУТСКА, ОБЕСПЕЧЕНИЮ СБОРА И
                      ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ"

       Глава администрации  г.  Якутска  6  ноября  1996  года  вынес
   распоряжение  N  26-р "О мерах по укреплению правопорядка,  охраны
   жизни и здоровья сотрудников,  имущества администрации г. Якутска,
   обеспечению сбора и инкассации наличных денежных средств".
       Пунктом 1  указанного  распоряжения  Комитету  по   управлению
   муниципальным  имуществом  администрации г. Якутска (Говоров К.И.)
   предписывалось  учредить   муниципальное   унитарное   предприятие
   "Альфа-2" и наделить его уставным фондом в размере 76 млн. рублей.
       В деле  также  имеется  распоряжение  главы  администрации  г.
   Якутска от 5 ноября 1996 года N 16-р "О регистрации муниципального
   унитарного предприятия "Альфа-2", внесенное на  рассмотрение  КУМИ
   (Говоров  К.И.),  которое  в  свою  очередь  утвердило  Устав  МУП
   "Альфа-2" 28 октября 1996 года.
       Сопоставление вышеуказанных  документов по времени придания им
   юридической  силы  показывает,  что  5  ноября  1996   года   была
   произведена  регистрация несуществующего предприятия и юридическая
   сила такой регистрации является ничтожной.
       Городское Собрание депутатов г.  Якутска своим  постановлением
   от   26   ноября   1996   года  отменило  эти  распоряжения  главы
   администрации г. Якутска.
       1. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в  определении
   от  27  января  1997  года  о  принятии к рассмотрению ходатайства
   Прокурора Республики Саха (Якутия) отметил, что Городское Собрание
   депутатов,  отменяя  акты  главы  администрации,  не вправе давать
   оценку их конституционности. Кроме этого, исходя из текста части 3
   статьи  29  Закона "О порядке деятельности Конституционного суда",
   Конституционный суд в определении фактически утвердил  себе  право
   рассматривать конституционность нормативных актов независимо от их
   отмены или утраты силы.  Получилось,  что Конституционный суд  при
   наличии   обращения   обязан   рассматривать   нормативные   акты,
   принимавшиеся с момента вступления в силу действующей Конституции,
   независимо от их последующей отмены или утраты силы.
       С таким расширительным пониманием смысла  части  3  статьи  29
   Закона  согласиться  нельзя,  хотя  бы  потому,  что это полностью
   лишает  нормотворческие  органы  и  должностных   лиц   стремления
   своевременно  и  добровольно  устранять  ошибки  в нормотворческой
   деятельности.  Полагаю,  что законодательному органу следует  дать
   официальное   толкование   или   изменить  редакцию  вышеуказанной
   правовой  нормы,  чтобы  Конституционный  суд  не   был   обольщен
   возможностью   проведения   "сплошной  ревизии",  отмененного  или
   измененного правового материала.
       Таким образом,  считаю,  что  МУП "Альфа-2" с момента принятия
   постановления Городского Собрания депутатов г.  Якутска  не  имело
   правового   основания   для   существования   и   до  последующего
   юридического   оформления   являлось    нарушением    действующего
   законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
       Прокурору Республики вместо ходатайства в Конституционный  суд
   следовало в порядке статей 24, 28 Закона "О Прокуратуре Российской
   Федерации"  внести  представления  органам  и  должностным  лицам,
   полномочным  устранить  допущенные  нарушения,  чтобы  они приняли
   конкретные меры к прекращению существования и функционирования МУП
   "Альфа-2",  в  случае  отказа  органов  от исполнения обратиться в
   соответствующие суды.
       Конституционный суд    Республики    Саха   (Якутия)   призван
   рассматривать   конституционность   правовых   актов,   отмененные
   правовые  акты  таковыми  не  являются и суд должен был отказать в
   принятии ходатайства к рассмотрению.
       2. При   вынесении   решения   Конституционный  суд  прекратил
   рассмотрение по абсолютному большинству  пунктов  распоряжения  за
   неподведомственностью   содержащихся  в  них  вопросов.  Такое  же
   решение следовало принять и  в  отношении  пункта  6  распоряжения
   главы  администрации,  так  как вопрос обеспечения перевода счетов
   торгующих организаций и предприятий в  муниципальный  коммерческий
   банк "Якутск" по своему характеру и значению не может быть отнесен
   к числу конституционных.  Формулировка данного пункта распоряжения
   главы   администрации   предполагает  различные  меры  исполнения,
   которые может применить  Департамент  торговли,  промышленности  и
   услуг. В числе принимаемых мер могут быть добровольные, договорные
   или принудительные.
       Конституционный суд,  оценивая  практику исполнения,  пришел к
   выводу,  что предпринимались только  принудительные  меры,  а  это
   противоречит  Конституции и законодательству.  Таким образом,  суд
   вместо  оценки  правового  содержания  нормы  перешел   к   оценке
   фактических обстоятельств,  что является прерогативой других судов
   и органов, но только не Конституционного суда.
       На основании   изложенного  считаю,  что  Конституционный  суд
   Республики Саха (Якутия) превысил свои полномочия как по  предмету
   рассмотрения,   так   и  по  содержанию  нормы,  рассмотренной  на
   соответствие Конституции Республики Саха (Якутия).

                                          Судья Конституционного суда
                                                        В.Н.ПРОКОПЬЕВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz