Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 24.10.96 N 8-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 24 октября 1996 г. N 8-П

          ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 4 ЗАКОНА
           РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ
                             САХА (ЯКУТИЯ)"

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей  А.Д. Петракова, В.А.
   Долгашевой,  В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием народного
   депутата  Н.Г. Захарова,  как стороны обратившейся с ходатайством,
   народного  депутата  М.М.  Яковлева,  как  представителя  стороны,
   принявшей оспариваемый акт рассмотрел в открытом заседании дело  о
   проверке   конституционности   статьи  4  Закона  Республики  Саха
   (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)".
       Поводом к  рассмотрению  дела  послужило  ходатайство депутата
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.Г.
   Захарова.
       Основанием к рассмотрению дела обнаружившаяся неопределенность
   в вопросе о том, соответствует ли положение статьи 4 оспариваемого
   Закона о проведении выборов Президента Республики Саха (Якутия) на
   альтернативной основе Конституции Республики Саха (Якутия).
       Заслушав судью-докладчика,  выступления сторон  и  участников,
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. В  соответствии  с частью 1 статьи 4 Закона Республики Саха
   (Якутия) "О  Президенте  Республики  Саха  (Якутия)"  (в  редакции
   Закона  от  25  июня  1996 года) выборы Президента Республики Саха
   (Якутия) осуществляются на основе  всеобщего,  равного  и  прямого
   избирательного  права  при  тайном  голосовании  на альтернативной
   основе.
       Ходатайствующая сторона считает, что участие граждан в выборах
   Президента Республики Саха (Якутия) на альтернативой  основе,  как
   это  установлено  в  статье  4  оспариваемого Закона,  не является
   принципиальным и  обязательным  условием.  Статья  67  Конституции
   Республики  Саха  (Якутия) не предусматривает альтернативность как
   принцип   избрания   Президента    Республики    Саха    (Якутия).
   Альтернативность  и  степень ее выражения могут быть установлены в
   законе о  выборах,  принятие  которого  предусмотрено  статьей  68
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. Конституция Республики и ее законы устанавливают принципы и
   условия,    в   соответствии   с   которыми   формируются   органы
   государственной власти республики.
       Статья 67  Конституции  Республики  Саха (Якутия) гласит,  что
   Президент   Республики   Саха   (Якутия)   избирается   гражданами
   республики  всеобщими,  равными  и  прямыми  выборами  при  тайном
   голосовании.   В   данной   статье   закреплены    конституционные
   (политические)   принципы   формирования  органов  государственной
   власти.  Названные   принципы   избрания   Президента   Республики
   закреплены   на  конституционном  уровне.  Все  иные  положения  в
   соответствии с частью 3 статьи 68  Конституции  Республики  должны
   определяться  на  законодательном уровне.  В этом смысле положение
   статьи 4 оспариваемого  Закона,  устанавливающее  альтернативность
   выборов  как  обязательное условие избрания Президента Республики,
   соответствует статье 68 Конституции Республики.
       В части  1  статьи  4  Закона  "О  Президенте  Республики Саха
   (Якутия)"  законодатель  наряду  с   конституционными   принципами
   установил  в  качестве обязательного условия проведение выборов на
   альтернативной основе.
       Установление такого  порядка  имеет  самостоятельное значение.
   Демократический порядок выдвижения кандидатов предполагает наличие
   альтернативы.  Число  кандидатов  законом  не ограничивается.  Тем
   самым  обеспечивается  как   свободное   соперничество   различных
   политических сил, так и альтернативность выбора избирателей.
       Установление в    законе    альтернативности    выборов    как
   обязательного условия имеет конституционную базу. Согласно части 1
   статьи 68 Конституции Республики кандидаты на должность Президента
   Республики Саха (Якутия) могут выдвигаться политическими партиями,
   общественными организациями и движениями, трудовыми коллективами и
   группами избирателей.
       Регламентация альтернативности  и  степени  его  выражения  на
   различных  стадиях  избирательного  процесса может иметь различные
   решения.  Причем это  определяется  не  в  тексте  Конституции,  а
   законодательным  путем.  Выбор  того  или  иного  варианта  и  его
   закрепление в законе зависит от законодателя.
       Определение в  статье  4 оспариваемого Закона альтернативности
   как  обязательного  условия  выборов  Президента   Республики   не
   является  установлением  нового  конституционного  принципа как по
   форме,  так и  по  существу,  потому  не  противоречит  статье  67
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       На основании изложенного и руководствуясь статьями 24,  25, 31
   Закона   Республики   Саха   (Якутия)   "О   порядке  деятельности
   Конституционного  суда",  Конституционный  суд   Республики   Саха
   (Якутия)

                              постановил:

       1. Признать положение статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия)
   "О Президенте Республики Саха (Якутия)" об  осуществлении  выборов
   Президента  Республики  Саха  (Якутия)  на  альтернативной  основе
   соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит.
       3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Республика Саха" в семидневный срок.

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                           В.ФИЛИППОВ


                             ОСОБОЕ МНЕНИЕ
                        от 24 октября 1996 года

       В статье  67  Конституции  Республики Саха (Якутия) закреплены
   основные принципы или требования,  которые должны  быть  соблюдены
   при выборах Президента. Это всеобщее участие, равные возможности и
   прямые выборы при тайном голосовании.
       Возможность выдвижения   нескольких  кандидатов  на  должность
   Президента предусмотрена частью 1  статьи  68  Конституции.  Таким
   образом,  Конституция допускает,  что при выборах Президента может
   оказаться выдвинутым один кандидат или их может стать несколько. В
   части  3 статьи 68 Конституции определено,  что порядок проведения
   выборов Президента устанавливается законом,  то есть  закон  может
   регулировать вопросы выборов Президента,  которые не урегулированы
   самой Конституцией.
       Часть 1   статьи   4  Закона  "О  Президенте  Республики  Саха
   (Якутия)" в редакции от 7 мая 1996 года гласит: "Выборы Президента
   Республики  Саха  (Якутия)  осуществляются  гражданами  Республики
   Саха (Якутия) на основе всеобщего равного и прямого избирательного
   права при тайном голосовании на альтернативной основе".
       Следовательно, к  тем  обязательным  требованиям,  которые  по
   Конституции   должны   быть   соблюдены  при  выборах  Президента,
   добавляется     императивное     указание     об      обязательной
   альтернативности,   а  значит,  если  по  каким-либо  объективным,
   субъективным  причинам  или  даже  случайно  на   момент   выборов
   Президента в списках окажется всего один кандидат в Президенты, то
   выборы не могут быть проведены.
       Такое искажение  смысла  Конституции,  я  считаю  существенной
   ошибкой  как  со  стороны   законодателя,   так   и   со   стороны
   Конституционного   суда.   При   этом   законодатель,  а  затем  и
   Конституционный суд не приняли  во  внимание  исторический  анализ
   конституционного  развития  в  нашей  республике и вернулись к той
   самой правовой формуле, которая после всенародного обсуждения была
   отвергнута  при  принятии  действующей Конституции Республики Саха
   (Якутия).
       Законом "Об  изменениях  и  дополнениях Конституции (Основного
   Закона) Якутской-Саха ССР в связи с учреждением  поста  Президента
   Якутской-Саха  ССР"  25  октября  1991  года  в  действующую тогда
   Конституцию республики была внесена статья 106.3:
       "Выборы Президента Якутской-Саха ССР осуществляются гражданами
   Якутской-Саха  ССР  на  основе  всеобщего,   равного   и   прямого
   избирательного  права  при  тайном  голосовании  на альтернативной
   основе".
       Исходя из   этого  безапелляционного  требования  Конституции,
   тогда в  1991  году  при  первых  выборах  первого  Президента  на
   первоначальном    этапе    избирательной    кампании    появлялись
   претенденты,  которые  свое  желание  о  выдвижении  кандидатом  в
   Президенты   объясняли   необходимостью  выставления  альтернативы
   основному претенденту. Таким образом, несовершенство текста статьи
   106.3  действовавшей  Конституции  обрекало  некоторых  граждан на
   спекулятивные  действия,  так  как  это  не   соответствовало   их
   внутренним  убеждениям  о действительной и реальной кандидатуре на
   эту высокую должность.
       Поэтому я  глубоко  убежден,  что  законодатель  при  принятии
   действующей  Конституции  Республики  Саха   (Якутия)   совершенно
   обоснованно  и  обдуманно  снял из текста Конституции обязательное
   требование об альтернативности выборов,  так как  в  идеале  любой
   Закон,  включая  Конституцию,  своим  текстом  не  должен обрекать
   граждан  на  совершение   безнравственных   поступков,  какими  бы
   демократическими, высокими и гуманными целями они не диктовались.
       Получается, что граждане,  которые  хотят  избрать  Президента
   должны   обязательно   искать   своему   претенденту  официального
   конкурента даже если по экономическим,  политическим, социальным и
   иным условиям жизни общества этого конкурента в наличии нет.
       По Конфуцию в классической формуле это  звучит  примерно  так:
   "Трудно искать в темной комнате черную кошку, если ее там нет". Мы
   же бодро отвечаем: "Если надо, то найдем".
       К сожалению,   нынешние   законодатели  пренебрегли  опытом  и
   мудростью Верховного  Совета  последнего  созыва  и  в  Законе  "О
   Президенте  Республики Саха (Якутия)" повторили ранее исправленную
   ошибку,  "дополнив" Конституцию еще  одним  обязательным  условием
   проведения выборов Президента Республики Саха (Якутия).
       Для ясности еще раз повторюсь,  что  Конституция,  обеспечивая
   возможность  выдвижения многих кандидатов на должность Президента,
   совершенно не требует отмены проведения выборов  Президента,  если
   на каком-то этапе избирательной кампании в списках останется всего
   один претендент на эту должность.

                                          Судья Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                        В.Н.ПРОКОПЬЕВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz