Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 6.05.96 З N 113-I ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


   
   6 мая 1996 года                                          З N 113-I
   ------------------------------------------------------------------
   
                                 ЗАКОН
   
                        РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
               ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
                        РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
   
             (в ред. Закона РС(Я) от 15.02.2001 З N 249-II)
   
                                                Принят постановлением
                                                Палаты Представителей
                                 Государственного Собрания (Ил Тумэн)
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                 от 6.05.96 З N 114-I
   
       Особо охраняемые природные территории - участки земли,  водной
   поверхности и воздушного  пространства  над  ними,  которые  имеют
   особое   природоохранное,   научное,   культурное,   эстетическое,
   рекреационное  и  оздоровительное  значение,   изъятые   решениями
   органов   государственной   власти   полностью   или  частично  из
   хозяйственного использования и для которых установлен режим особой
   охраны.
       Особо охраняемые природные  территории  относятся  к  объектам
   национального  достояния  Республики  Саха  (Якутия)  и Российской
   Федерации.
       Настоящий закон  регулирует  отношения  в области организации,
   использования и охраны природных  территорий  в  целях  сохранения
   типичных   и   уникальных   природных   комплексов   и   объектов,
   достопримечательных природных образований, биологических ресурсов,
   их  генетического  разнообразия,  изучения  глобальных  биосферных
   процессов и контроля за изменением  их  состояния,  экологического
   воспитания населения на основе принципов:
       - устойчивого развития;
       - сохранения  среды обитания и традиционного хозяйствования на
   территории Республики Саха (Якутия);
       - защиты  прав  нынешнего  и  будущих  поколений  на  здоровую
   природную среду,  на невозобновляемые и  возобновляемые  природные
   ресурсы.
   
                       Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1.  Законодательство Республики Саха (Якутия) об  особо
   охраняемых природных территориях
   
       1. Законодательство  Республики   Саха   (Якутия)   об   особо
   охраняемых  природных  территориях основывается на соответствующих
   положениях  Конституции  Республики  Саха  (Якутия),   Конституции
   Российской  Федерации,  федерального  Закона  "Об особо охраняемых
   природных  территориях"  и  состоит   из   настоящего   закона   и
   принимаемых  в  соответствии с ним других законов,  а также указов
   Президента Республики  Саха  (Якутия)  и  иных  нормативных  актов
   Правительства Республики Саха (Якутия).
       2. Отношения,  связанные  с  использованием   земли,   водных,
   лесных,  воздушных  и  иных  природных  ресурсов  особо охраняемых
   природных   территорий,   регулируются    также    соответствующим
   законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
   
       Статья 2.   Виды   и   категории  особо  охраняемых  природных
   территориях
   
       1. Особо   охраняемые   природные   территории   могут   иметь
   федеральное, республиканское или местное значение.
       Абзац 2 исключен. - Закон РС(Я) от 15.02.2001 З N 249-II.
       Особо охраняемые    природные    территории   республиканского
   значения являются республиканской  собственностью  и  находятся  в
   ведении органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
       Особо охраняемые  природные   территории   местного   значения
   являются  собственностью  муниципальных  образований и находятся в
   ведении улусных и городских администраций.
       2. С   учетом  особенностей  и  статуса  находящегося  на  них
   природоохранного учреждения особо охраняемые природные  территории
   имеют следующие категории:
       Пункт "а" исключен. - Закон РС(Я) от 15.02.2001 З N 249-II.
       а) Национальные  природные  резерваты  -  резервные территории
   (ытык кэрэ сирдэр) являются объектами республиканского и  местного
   значения, находятся в ведении Республики Саха (Якутия) и создаются
   на  основе  части  2  статьи  2  федерального  Закона  "Об   особо
   охраняемых  природных  территориях".  Их деятельность регулируется
   настоящим законом и издаваемыми на его основе нормативно-правовыми
   актами.  К  национальным  природным  резерватам (ытык кэрэ сирдэр)
   относятся:
       - национальные природные парки (аан айыл5алар);
       - ресурсные резерваты (эркээйи сирдэр);
       - охраняемые ландшафты (улуу туелбэлэр);
       - памятники природы (айыл5а мэнэлэрэ).
   (наимен. п. "а" в ред. Закона РС(Я) от 15.02.2001 З N 249-II)
       б) оздоровительно-рекреационные фонды,  а  также  ботанические
   сады, образование и функционирование объектов которых регулируются
   федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях",
   "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях
   и курортах", Водным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в
   соответствии   с  ними  другими  законодательными  и  нормативными
   правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
       К объектам оздоровительно-рекреационного фонда относятся:
       - городские и районные парки;
       - зеленые зоны и водоохранные территории;
       - курорты и лечебно-оздоровительные местности.
   (наимен. и содержание п. "б" в  ред.  Закона РС(Я)  от  15.02.2001
   З N 249-II)
       3. Правительство  Республики  Саха  (Якутия),  местные  органы
   государственной  власти,  органы  местного  самоуправления   могут
   устанавливать   и   иные   категории  особо  охраняемых  природных
   территорий.
       4. Особо   охраняемые  природные  территории  учитываются  при
   разработке территориальных комплексных схем,  схем землеустройства
   и  районной планировки.  На основании Схемы развития системы особо
   охраняемых  природных  территорий  Правительство  Республики  Саха
   (Якутия)    принимает   решение   о   резервировании   территорий,
   предполагаемых под особо охраняемые  природные  территории,  и  об
   ограничении на них хозяйственной деятельности.
       6. Содержание права  государственной  собственности  на  особо
   охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них
   природные  комплексы  и  объекты,   устанавливается   в   порядке,
   предусмотренном  статьями  129,  209  и  214  Гражданского кодекса
   Российской Федерации, если иное не следует из настоящего закона.
   
       Статья 3.   Государственное   управление   и   государственный
   контроль в области организации и функционирования особо охраняемых
   природных территорий
   
       1. Государственное управление  и  государственный  контроль  и
   управление   в   области   организации  и  функционирования  особо
   охраняемых    природных    территорий    федерального     значения
   осуществляется  совместно  Правительствами  Российской Федерации и
   Республики  Саха  (Якутия)  и  специально  уполномоченными  на  то
   государственными органами на основе заключаемых договоров.
       2. Государственное управление  и  государственный  контроль  в
   области  организации и функционирования особо охраняемых природных
   территорий республиканского значения осуществляются Правительством
   Республики   Саха  (Якутия)  и  специально  уполномоченным  на  то
   государственным органом.
       3. Управление    и    контроль   в   области   организации   и
   функционирования особо охраняемых  природных  территорий  местного
   значения осуществляются местными органами государственной власти и
   органами местного самоуправления.
   
       Статья 4.  Государственный кадастр особо охраняемых  природных
   территорий
   
       Порядок ведения  государственного  кадастра  особо  охраняемых
   природных  территорий  устанавливается  Правительством  Российской
   Федерации.
   
       Статья 5.   Порядок  образования  особо  охраняемых  природных
   территорий
   
       1. Образование   особо   охраняемых    природных    территорий
   производится  согласно  Схеме  развития  системы  особо охраняемых
   природных      территорий,      разработанной       с       учетом
   зонально-географического,        экосистемного,       социального,
   исторического,      дидактического,      научно-исследовательского
   принципов.
       2. Решение   об   образовании   особо   охраняемых   природных
   территорий   республиканского   значения  принимает  Правительство
   Республики   Саха    (Якутия)    по    представлению    специально
   уполномоченного  на  то  государственного  органа  Республики Саха
   (Якутия),  по согласованию с улусными и  городскими  Собраниями  с
   учетом мнения населения в лице их органов самоуправления.
       3. Решение   об   образовании   особо   охраняемых   природных
   территорий   местного   значения  принимают  улусные  и  городские
   Собрания  с  учетом   мнения   населения   в   лице   их   органов
   самоуправления  по  представлению  соответствующих  органов охраны
   природы.
       4. Создание особо охраняемых природных территорий, связанное с
   изъятием земельных участков или водных  пространств,  используемых
   для   общегосударственных   нужд,   осуществляется  постановлением
   Правительства  Республики  Саха   (Якутия)   по   согласованию   с
   Правительством Российской Федерации.
       5. Создание особо охраняемых природных территорий не связано с
   полным,  либо  частичным изъятием охотничьих,  рыболовных угодий и
   оленьих пастбищ на  землях  родовых  кочевых  общин  малочисленных
   народов Севера.
   
             Раздел II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ -
                          РЕЗЕРВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
   
       Статья 6. Национальные природные резерваты
   
       Национальные природные  резерваты  -  совокупность   природных
   объектов   и   комплексов,   полностью  или  частично  изъятых  из
   хозяйственного использования с учетом местных обычаев и  верований
   для  сохранения естественной природной среды,  недровых богатств и
   традиционных форм хозяйствования.
   
       Статья 7. Национальные природные парки
   
       1. Национальные  природные  парки  включают  особо  охраняемые
   законом и обычаями коренных народов Севера территории и комплексы,
   как типичные,  так  и  редкие  ландшафты,  имеющие  экологическое,
   нравственно  -  воспитательное,  рекреационное и научное значение,
   среду обитания сообществ диких растений и животных,  места отдыха,
   проведения  обрядов,  обычаев  и  традиционных  верований коренных
   народов Севера,  туризма, экскурсий, способствующие экологическому
   просвещению населения.
       2. Территория  национального  природного  парка   состоит   из
   сочетания следующих зон,  различающихся по степени рекреационной и
   хозяйственной нагрузки:
       - заповедная зона (тыытыллыбат сирдэр) - места,  где запрещены
   все виды хозяйственной и рекреационной деятельности;
       - священные   места   (ытык   сирдэр)   -   места   проведения
   традиционных народных ритуалов;
       - зона  ограниченной  рекреационной деятельности - места,  где
   разрешается посещение строго регулируемого количества людей;
       - зона    активной    рекреационной   деятельности   -   места
   познавательного   туризма   для   экологического   просвещения   и
   ознакомления  с  достопримечательностями  национального природного
   парка, а также для отдыха;
       - зона   традиционного   природопользования  (терут  сирдэр  -
   этнические  территории)  -  места,  где   запрещено   промышленное
   освоение,  запрещен  или  ограничен  проезд  транспортных средств,
   допускается   использование   природных   ресурсов    в    формах,
   обеспечивающих  защиту  исконной среды обитания коренных народов и
   сохранение традиционного образа их жизни;
       - зона   искусственного   содержания  и  разведения  редких  и
   исчезающих видов животных;
       - охраняемая историческая или археологическая зона.
       3. Национальные    природные    парки    являются    объектами
   исключительно  республиканского  значения  и  находятся  в ведении
   специально уполномоченного на то государственного органа.
       4. При  создании  национального  природного парка производится
   полное изъятие земельных и водных участков,  недр и  биологических
   ресурсов   из  хозяйственного  использования,  кроме  земель  зоны
   традиционного природопользования (этнические  территории  -  терут
   сирдэр).
       5. Имущественные отношения в  области  использования,  охраны,
   организации  и  функционирования  национального  природного  парка
   регулируются   гражданским   законодательством,   если   иное   не
   предусмотрено федеральным законом.
   (в ред. Закона РС(Я) от 15.02.2001 З N 249-II)
       6. Запрещается изъятие и иное прекращение  прав  на  земельные
   участки   и   другие   природные  ресурсы,  которые  включаются  в
   национальный природный парк.
       7. Режим     использования     земель    зоны    традиционного
   природопользования - национального природного  парка  определяется
   положением о национальном природном парке.
       8. Для     проведения      научно-исследовательских      работ
   природоохранного направления в национальных природных парках могут
   создаваться биологические станции, входящие в их состав.
       9. Имущество   национального   природного   парка   передается
   специально уполномоченному на то государственному органу на  праве
   хозяйственного ведения или оперативного управления.
       10. Конкретные  особенности,  зонирование  и   режим   каждого
   национального  природного  парка  определяются  положением об этом
   природном парке,  утверждаемым  специально  уполномоченным  на  то
   государственным органом.
   
       Статья 8. Ресурсные резерваты
   
       1. Ресурсные резерваты создаются в целях:
       а) сохранения природных ресурсов данной территории для будущих
   поколений  путем  воспрепятствования  и  сдерживания хозяйственной
   деятельности на научной основе;
       б) создания   условий,   необходимых   для  защиты  видов,  их
   популяций и групп видов или физических объектов окружающей среды;
       в) сохранения  естественной  природной среды обитания коренных
   жителей Севера и создания оптимальных  условий  для  естественного
   развития их культуры,  сохранения традиционных форм деятельности и
   уклада жизни.
       2. Ресурсные   резерваты   состоят   из  одной  или  сочетания
   следующих зон:
       - зоны  абсолютного  покоя  (тыытыллыбат сирдэр) - места,  где
   запрещены все виды человеческой деятельности;
       - священные земли (ытык сирдэр);
       - зона лицензионного изъятия биологических ресурсов;
       - зона сезонного запрета изъятия природных ресурсов;
       - зона традиционного природопользования.
       3. Ресурсные резерваты могут быть как республиканского,  так и
   местного значения.
       4. Объявление  территории  ресурсными  резерватами допускается
   как с изъятием,  так и без  изъятия  земельных,  водных  и  других
   ресурсов.
       5. Владельцам и пользователям земельных участков,  находящихся
   в   границах   ресурсных  резерватов,  предоставляются  льготы  по
   земельному   налогу   в   порядке,    установленном    действующим
   законодательством.
       6. Хозяйственные   отношения   с   другими   землевладельцами,
   находящимися  на  территории  ресурсных  резерватов,  строятся  на
   договорной   основе   со   специально   уполномоченным    на    то
   государственным органом.
       7. Имущество   ресурсных   резерватов   переходит   специально
   уполномоченному   на   то   государственному   органу   на  уровне
   хозяйственного ведения или оперативного управления.
       8. Конкретные   особенности,   зонирование   и  режим  каждого
   ресурсного резервата определяются  положением  об  этом  ресурсном
   резервате,    утверждаемым   специально   уполномоченным   на   то
   государственным органом.
   
       Статья 9. Охраняемые ландшафты
   
       1. Охраняемыми ландшафтами объявляются участки земли и  водной
   поверхности  с  целью сохранения природных ландшафтов (долины рек,
   аласы,  озера,  лесные  массивы.   горы),   считающиеся   коренным
   населением     священными    и    характеризующиеся    гармоничным
   взаимодействием человека и земли,  при обеспечении возможности для
   их  широкого  использования  в туристических и рекреационных целях
   при регулируемой хозяйственной деятельности на их территории.
       2. Охраняемые      ландшафты     являются     комбинированными
   антропогенноприродными   ландшафтами   высокой   эстетической    и
   хозяйственной    ценности.    Объявление    объектов   охраняемыми
   ландшафтами производится без изъятия земельных,  водных  и  других
   ресурсов.
       3. Конкретные  особенности,  зонирование   и   режим   каждого
   охраняемого  ландшафта  определяются положением об этом охраняемом
   ландшафте,   утверждаемым   специально   уполномоченным   на    то
   государственным органом.
   
       Статья 10. Памятники природы
   
       1. Памятники природы - редкие или уникальные природные объекты
   экологического, научного, исторического и культурного значения.
       2. Памятники природы занимают относительно небольшие площади.
       3. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц,
   в  чье  ведение они переданы,  оформление охранного обязательства,
   паспорта   и   других   документов    осуществляется    специально
   уполномоченным на то государственным органом.
       4. Объявление  природных  комплексов  и  объектов  памятниками
   природы,  а  территорий,  занятых  ими  -  территориями памятников
   природы  допускается  с  изъятием  у  владельцев  и  пользователей
   занимаемых ими земельных и иных участков.
       5. Необходимость  изъятия  земельных   участков   или   водных
   пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление
   природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий,
   занятых  ими  -  территориями  памятников  природы,  разрешаются в
   соответствии с действующим законодательством.
       6. Задачи, деятельность особо охраняемых природных территорий,
   особый режим их охраны и порядок пользования природными  ресурсами
   регулируются   Типовым   положением,  утверждаемым  Правительством
   Республики Саха (Якутия).
   
       Статья 11.  Компетенция  органов  государственной   власти   в
   области управления особо охраняемыми природными территориями
   
       1. В  компетенцию  Правительства  Республики   Саха   (Якутия)
   входит:
       - установление основных положений регулирования  отношений  по
   владению,    пользованию,    распоряжению    национальным   фондом
   национальных природных резерватов (ытык кэрэ сирдэр);
       - разработка,   совершенствование  и  утверждение  нормативных
   правовых актов республики об охраняемых  территориях;  утверждение
   схемы развития системы особо охраняемых природных территорий;
   принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий
   федерального и республиканского значения;
       - установление по  согласованию  с  соответствующими  органами
   исполнительной  власти границ территорий с особым правовым режимом
   охраняемой  территории  в  местах   проживания   и   хозяйственной
   деятельности малочисленных народов и этнических групп;
       - установление  порядка  и  предельных   размеров   платы   за
   пользование  природными  ресурсами,  а  также  льгот  по  взиманию
   платежей;
       - составление  совместно  с  местными  органами исполнительной
   власти,  утверждение и реализация общереспубликанских программ  по
   охране,    воспроизводству,    восстановлению    и   рациональному
   использованию биоресурсов в комплексе с  другими  природоохранными
   мероприятиями;
       - утверждение общереспубликанских комплексных целевых программ
   в   области   охраны,   финансирования,   материально-технического
   обеспечения;
       - утверждение  нормативных  правовых  актов  по  использованию
   биологических ресурсов;
       - координация деятельности республиканских органов управления,
   юридических лиц в области охраны и  использования  объектов  особо
   охраняемых территорий;
       - установление порядка  принятия  решений  о  приостановлении,
   прекращении   деятельности   юридических   лиц,   наносящих   вред
   экосистеме особо охраняемых природных территорий;
       - утверждение   типовых   положений,   нормативных   актов  по
   охраняемым территориям.
       2. В  компетенцию  специально  уполномоченных  на  то  органов
   государственного управления особо охраняемыми территориями входят:
       - разработка,   совершенствование  нормативных  документов  по
   особо охраняемым природным территориям;
       - согласование  с улусными (городскими) администрациями границ
   особо охраняемых природных территорий;
       - утверждение   положения   о   конкретной   особо  охраняемой
   природной территории;
       - составление       и       реализация       совместно       с
   научно-исследовательскими  и  другими  учреждениями  программ   по
   охране,    воспроизводству,    восстановлению    и   рациональному
   использованию биоресурсов в комплексе с  другими  природоохранными
   мероприятиями;
       - утверждение    технико-экономических     и     экологических
   обоснований и проектов особо охраняемых природных территорий;
       - рассмотрение и утверждение летописи природы;
       - организация  охраны,  финансовое  и  материально-техническое
   обеспечение особо охраняемых природных территорий;
       - строительство  производственных  и административных объектов
   особо охраняемых природных территорий за счет средств  капитальных
   вложении и хозяйственным способом;
       - координация деятельности  юридических  лиц,  находящихся  на
   территории особо охраняемых природных территорий;
       - пропаганда  охраны  и  рационального   использования   особо
   охраняемых  природных  территорий  и  просвещение населения в этой
   области;
       - организация  курсов  повышения  квалификации государственных
   инспекторов особо охраняемых природных территорий;
       - учет   и   оценка   состояния   особо  охраняемых  природных
   территорий;
       - организация  и  осуществление  кадастра  и мониторинга особо
   охраняемых природных территорий;
       - определение   квот,  сроков  добычи  и  выдачи  лицензий  на
   биологические ресурсы,  согласно существующим  нормативно-правовым
   актам;
       - координация научно-тематических  работ  в  особо  охраняемых
   природных территориях;
       - принятие решений  о  приостановке  деятельности  юридических
   лиц,  наносящих  вред  природной  среде особо охраняемых природных
   территории;
       - регулирование  численности  и  распространения биоресурсов в
   особо охраняемых природных территориях;
       - осуществление государственного и общественного контроля;
       - выдача  постоянного   и   разового   разрешения   на   право
   использования природных ресурсов;
       - регулирование  и  установление  пропускной  системы  проезда
   транспортных средств.
       3. Ведению местных органов самоуправления в области управления
   особо   охраняемыми   природными  территориями  местного  значения
   подлежат:
       - руководство  службой  охраны  и  регулирования использования
   биоресурсов;
       - финансирование охраны и материально-техническое обеспечение;
       - координация   деятельности   местных   органов   управления,
   юридических   лиц  в  области  охраны  и  использования  природных
   ресурсов;
       - установление платы за пользование биологическими ресурсами;
       - контроль  за  использованием  и  охраной  особо   охраняемых
   природных территорий;
       - принятие решений о приостановлении, прекращении деятельности
   объектов, наносящих вред экосистеме;
       - пропаганда охраны и рационального использования  биоресурсов
   резервных  территорий,  воспитание  и просвещение населения в этой
   области.
   
       Статья 12.   Особенности   правового   положения  национальных
   природных парков
   
       1. Национальные  природные парки имеют статус юридических лиц,
   которые не имеют в качестве  цели  своей  деятельности  извлечение
   прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями и создаются в
   форме финансируемого  за  счет  средств  бюджета  Республики  Саха
   (Якутия) природоохранного учреждения.
       2. Национальные природные парки распоряжаются в  установленном
   порядке следующими средствами:
       а) в  счет  возмещения  ущерба,  причиненного   в   результате
   деятельности физических и юридических лиц;
       б) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий
   охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
       в) от    рекреационной,    рекламно-издательской    и     иной
   деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;
       г) безвозмездной помощи физических и юридических  лиц,  в  том
   числе иностранных граждан и международных организаций.
       3. Штрафы,   налагаемые   в   административном   порядке    за
   экологические   правонарушения,   взысканные   по   постановлениям
   должностных  лиц  национальных  природных   парков   поступают   в
   самостоятельное распоряжение национальных природных парков.
       4. Национальные  природные  парки  вправе  иметь   собственную
   символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения,
   использования и охраны  символики  национальных  природных  парков
   устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
       5. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой
   тиражированной   продукции   и  товаров  народного  потребления  с
   использованием   изображений   природных   и   историко-культурных
   комплексов  и  объектов,  находящихся  на территориях национальных
   природных парков, а также их названий и символики осуществляется с
   разрешения дирекций национальных природных парков за плату.
       6. Национальные природные парки могут выступать учредителями и
   участвовать в деятельности фондов,  ассоциаций и иных организаций,
   способствующих развитию особо охраняемых природных территорий.
       7. С  национальными природными парками согласовываются вопросы
   социально-экономической  деятельности  хозяйствующих  субъектов, а
   также  проекты  развития  и  благоустройства  населенных  пунктов,
   находящихся на территориях соответствующих национальных  природных
   парков.
   
       Статья 13.   Порядок   пользования   ресурсами    национальных
   природных резерватов
   
       1. На территории национальных природных  резерватов  постоянно
   или    временно   запрещается   или   ограничивается   любой   вид
   деятельности,  не соответствующий  целям  и  задачам  национальных
   природных  резерватов  и  причиняющий  ущерб  окружающей природной
   среде.
       2. В  зависимости  от  установленного  режима  в  национальных
   природных  резерватах  разрешается  проведение  работ  в  научных,
   культурных, познавательных, оздоровительных целях, а также занятия
   традиционными отраслями хозяйства.
       3. Режим  особой  охраны  предполагает  полное  или  частичное
   изъятие земель с прилегающими к ней участками водного и воздушного
   пространств и запасами полезных ископаемых в недрах.
       4. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха  в  национальных
   природных резерватах осуществляется в соответствии с утвержденными
   проектами на основании лицензий на осуществление  деятельности  по
   обеспечению   регулируемого   туризма  и  отдыха,  предоставляемых
   администрациями  национальных  природных  парков  или   специально
   уполномоченными  на  то  государственными органами в области особо
   охраняемых  природных  территорий,  если  предлагаемые  услуги  по
   организации   обслуживания   посетителей   не  противоречат  целям
   деятельности национальных  природных  резерватов  и  не  причиняют
   ущерба   природным   комплексам  и  объектам  историко-культурного
   наследия.  Форма  лицензии  утверждается  государственным  органом
   Республики   Саха   (Якутия),   в   ведении   которого   находятся
   национальные природные резерваты.
       5. В  ресурсных  резерватах  порядок  пользования определяется
   настоящим   законом   и   специально    уполномоченным    на    то
   государственным органом.
       6. На особо охраняемых природных территориях местного значения
   порядок пользования устанавливается местным органом исполнительной
   власти.
       7. На  особо  охраняемых  природных  территориях категорически
   запрещается:
       - разработка полезных ископаемых;
       - гидротехнические, мелиоративные работы;
       - использование   химических   средств   защиты   растений   и
   минеральных удобрений;
       - рубка главного пользования;
       - строительство   и    размещение    промышленных    объектов,
   высоковольтных линий,  магистральных трубопроводов,  автомобильных
   дорог;
       8. В  зонах традиционного пользования - национальных природных
   резерватах допускается использование природных ресурсов в  формах,
   обеспечивающих  защиту  исконной  среды  обитания коренных народов
   Республики Саха (Якутия)  и  сохранение  их  традиционного  образа
   жизни.
       9. Иная  деятельность,  связанная  с   пользованием   ресурсов
   регулируется   Положением   и   режимом  охраны  конкретной  особо
   охраняемой природной территории.
   
            Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
                          ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
   
       Статья 14.  Охрана природных комплексов и  объектов  на  особо
   охраняемых природных территориях
   
       1. Охрана природных комплексов и объектов на особо  охраняемых
   природных  территориях  республиканского  значения  осуществляется
   специальной государственной инспекцией по охране особо  охраняемых
   природных территорий.
       2. К  охране  природных  комплексов  и   объектов   на   особо
   охраняемых   природных   территориях   могут  привлекаться  органы
   внутренних  дел,  подразделения  пограничных  войск,  общественные
   инспектора охраны природы.
       3. Охрана природных комплексов и объектов на особо  охраняемых
   природных  территориях  местного  значения осуществляется местными
   органами государственной власти.
       4. Руководители    органов   государственного   управления   и
   руководители особо охраняемых природных  территорий  по  должности
   являются   главными  инспекторами  и  наделяются  соответствующими
   полномочиями,      предусмотренными      законодательством      об
   административных правонарушениях.
   
       Статья 15.  Права государственных инспекторов по охране  особо
   охраняемых природных территорий
   
       1. Государственные  инспекторы  по  охране  особо   охраняемых
   природных территорий имеют право:
       а) проверять у лиц,  находящихся на особо охраняемых природных
   территориях,  разрешение  на  право  пребывания на указанных особо
   охраняемых природных территориях;
       б) проверять      документы     на     право     осуществления
   природопользования  и  иной  деятельности  на   особо   охраняемых
   природных территориях;
       в) задерживать на особо охраняемых природных территориях  лиц,
   нарушивших  законодательство  Республики  Саха об особо охраняемых
   природных  территориях,  и  доставлять  указанных  нарушителей   в
   правоохранительные органы;
       г) составлять  протокол  о  нарушении  режима   охраны   особо
   охраняемой     природной     территории     и     природоохранного
   законодательства;
       д) направлять   материалы   о   привлечении  лиц,  виновных  в
   нарушениях  установленного  режима  особо   охраняемой   природной
   территории, к административной ответственности;
       е) изымать  у  нарушителей  законодательства  Республики  Саха
   (Якутия)  об  особо  охраняемых  природных территориях продукцию и
   орудия незаконного природопользования,  транспортные  средства,  а
   также соответствующие документы;
       ж) производить  на  особо  охраняемых  природных   территориях
   досмотр  вещей  и  личный  досмотр  задержанных  лиц,  остановку и
   досмотр  транспортных  средств,  проверку  оружия,  других  орудий
   добывания  и заготовки объектов животного и растительного мира,  а
   также проверку продукции природопользования;
       з) беспрепятственно  посещать  любые  объекты,  находящиеся на
   особо охраняемых природных территориях,  для  проверки  соблюдения
   требований  законодательства  Республики  Саха  (Якутия)  об особо
   охраняемых природных территориях;
       2. Государственным   инспекторам  особо  охраняемых  природных
   территорий предоставляется также право:
       а) приостанавливать  хозяйственную  и  иную  деятельность,  не
   соответствующую  установленному   режиму   государственных   особо
   охраняемых природных территорий;
       б) налагать   административные    взыскания    за    нарушение
   законодательства  Республики  Саха  (Якутия)  об  особо охраняемых
   природных территориях;
       в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании
   в счет  возмещения  ущерба,  нанесенного  природным  комплексам  и
   объектам   особо  охраняемых  природных  территорий  в  результате
   нарушений  установленного  режима   особо   охраняемых   природных
   территорий;
       г) в     случаях,     не      предусмотренных      действующим
   законодательством,     направлять     материалы    о    нарушениях
   законодательства Республики  Саха  (Якутия)  об  особо  охраняемых
   природных территориях в правоохранительные органы.
       3. Государственные  инспекторы  по  охране  особо   охраняемых
   природных    территорий    пользуются    также    всеми    правами
   государственных инспекторов охраны природы.
       4. Государственные   инспекторы  по  охране  особо  охраняемых
   природных территорий при исполнении служебных  обязанностей  имеют
   право   применять  в  следующих  случаях  специальные  средства  -
   наручники,   резиновые   палки,   слезоточивый   газ,   устройства
   принудительной остановки транспорта, служебных собак:
       а) для отражения  нападения  на  должностных  лиц  и  граждан,
   выполняющих  служебные обязанности или общественный долг по охране
   окружающей среды, природного и культурного наследия;
       б) для отражения нападения на здания,  сооружения, помещения и
   транспортные средства,  принадлежащие особо  охраняемым  природным
   территориям и их работникам;
       в) для задержания правонарушителей,  их доставки в милицию или
   иное  служебное  помещение,  если  они оказывают неповиновение или
   сопротивление,  либо если имеются достаточные основания  полагать,
   что  они  могут  совершить побег или причинить вред окружающим или
   себе;
       г) для остановки транспортного средства,  водитель которого не
   выполнил требования государственного инспектора остановиться.
       5. Государственным  инспекторам  по  охране  особо  охраняемых
   природных  территорий  при  осуществлении   возложенных   на   них
   настоящим    законом    задач    разрешено    ношение   служебного
   огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
       Порядок приобретения,   хранения   и   применения   служебного
   огнестрельного      оружия      регламентируется       действующим
   законодательством.
       6. Государственные  инспекторы  по  охране  особо   охраняемых
   природных   территорий   обеспечиваются  бронежилетами  и  другими
   средствами индивидуальной защиты.
       7. Государственные   инспекторы  по  охране  особо  охраняемых
   природных  территорий  подлежат   обязательному   государственному
   страхованию   в   соответствии   с   законодательством  Российской
   Федерации и ежегодной социально-психологической реабилитации.
   
          Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО
                    ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
   
       Статья 16.   Ответственность   за   нарушение   режима   особо
   охраняемых природных территорий
   
             (в ред. Закона РС(Я) от 15.02.2001 З N 249-II)
   
       1. Нарушение установленного режима или иных  правил  охраны  и
   использования  окружающей  природной среды и природных ресурсов на
   особо охраняемых природных территориях,  их охранных зон влечет за
   собой  наложение  в  административном  порядке штрафа на граждан в
   размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда  и
   на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты
   труда   с   конфискацией   орудий    и    продукции    незаконного
   природопользования или без таковой.
       2. Законодательством  Российской   Федерации   устанавливается
   уголовная  ответственность  за  нарушение  режима особо охраняемых
   природных территорий.
   
       Статья 17. Возмещение причиненного вреда
   
       Вред, причиненный  природным  объектам и комплексам в границах
   особо  охраняемых  природных  территорий,  подлежит  возмещению  в
   соответствии  с  утвержденными  в  установленном порядке таксами и
   методиками исчисления размера ущерба,  а при их  отсутствии  -  по
   фактическим затратам на их восстановление.
   
               Раздел V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ
                 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
   
       Статья 18. Международные договоры
   
       Если международным   договором   Республики   Саха    (Якутия)
   установлены  иные правила,  чем предусмотренные настоящим законом,
   то применяются правила международного договора.
   
                                                         Председатель
                                                Палаты Представителей
                                                         А.ИЛЛАРИОНОВ
   г. Якутск
   6 мая 1996 г.
   З N 113-I
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz