Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 2.11.95 N 9-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 1, СТАТЬИ 67 И СТАТЬИ 75 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 2 ноября 1995 г. N 9-П

            ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 1, СТАТЬИ 67
            И СТАТЬИ 75 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

       Конституционный суд  Республики  Саха   (Якутия)   в   составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей  А.Д. Петракова, В.А.
   Долгашевой,  В.Н.  Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием депутатов
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Л.Н.
   Сазонова,  М.М. Яковлева, направивших запрос в Конституционный суд
   Республики Саха (Якутия),  А.В. Власова - заместителя Председателя
   Палаты  Представителей  Государственного   Собрания   (Ил   Тумэн)
   Республики Саха (Якутия),  В.О. Иванова - председателя Комитета по
   работе с Государственным  Собранием  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия)   и   общественными   объединениями   при   Президенте  и
   Правительстве Республики Саха (Якутия),  и.о. Прокурора Республики
   Саха (Якутия)  Н.Ф. Тахватулина,  и.о. министра юстиции Республики
   Саха (Якутия)  М.А. Жакупова рассмотрел дело о толковании части  3
   статьи  1,  статьи  67  и  статьи  75  Конституции Республики Саха
   (Якутия).
       Поводом к   рассмотрению   дела   послужил   запрос  депутатов
   Л.Н. Сазонова, М.М. Яковлева о толковании части 3 статьи 1, статьи
   67 и статьи 75 Конституции Республики Саха (Якутия).
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность    в   понимании   положений   названных   статей
   Конституции  Республики  Саха  (Якутия)  в  связи  с  возможностью
   продления  срока  полномочий  Президента  Республики Саха (Якутия)
   всенародным голосованием (референдумом),  а  также  одновременного
   продления полномочий вице-президента Республики Саха (Якутия).
       Заслушав судей-докладчиков,  объяснения  сторон,   выступления
   участников, изучив представленные материалы, Конституционный суд

                               установил

       В статье   1,   94.1   Конституции  Республики  Саха  (Якутия)
   закреплен принцип народовластия:  непосредственное выражение  воли
   народа   и  осуществления  власти  через  представительные  органы
   государственной   власти   и   органы   местного   самоуправления.
   Непосредственное выражение воли народа республики возможно в форме
   республиканского референдума и всеобщих прямых выборов.
       В статье  14  Конституции  Республики Саха (Якутия) закреплено
   право граждан избирать и быть избранным  в  органы  народовластия,
   участвовать в референдуме.
       Предмет референдума  в  статье  1  Конституции  республики  не
   конкретизирован.  Возможность  проведения  референдума вытекает из
   смысла отдельных статей Конституции  республики.  Так,  статья  70
   Конституции республики предусматривает возможность принятия закона
   республики всенародным голосованием (референдумом). В соответствии
   со  статьей 36 Конституции республики,  народ на основе свободного
   волеизъявления может реализовать право на самоопределение.
       Согласно статьи  53  Конституции  Республики  Саха  (Якутия) и
   Закона  "О  республиканском  референдуме"   право   назначения   и
   установление  порядка  проведения  референдума входит в полномочия
   Государственного Собрания (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия).
   Федеральный   конституционный   Закон  "О  референдуме  Российской
   Федерации"   устанавливает   порядок    проведения    референдумов
   Российской Федерации.  При назначении республиканского референдума
   законодательный орган не  связан  нормами  Закона  "О  референдуме
   Российской Федерации".
       Статья 67  Конституции  Республики  Саха  (Якутия)  определяет
   форму  и  срок  избрания Президента Республики Саха (Якутия).  Под
   сроком избрания понимается срок полномочий  Президента  Республики
   Саха (Якутия). Срок полномочий определяет периодичность выборов.
       Норма статьи   67   Конституции   Республики   Саха   (Якутия)
   предписывает   избрание   Президента   Республики   Саха  (Якутия)
   всеобщими,  равными  и  прямыми  выборами.  Статья  3   переходных
   положений  Конституции  республики предусматривает применение норм
   раздела об избирательной системе при проведении выборов Президента
   Республики Саха (Якутия).  В статье 2 Закона "О выборах Президента
   Республики Саха (Якутия)" установлено, что Президент избирается на
   основе принципов избирательной системы,  закрепленной Конституцией
   Республики Саха (Якутия).
       Конституция Республики  Саха  (Якутия)  не регулирует вопрос о
   продлении  срока  полномочий  избранного  Президента   республики.
   Статья  67  Конституции  предусматривает  возможность переизбрания
   Президента республики на второй срок, что не равнозначно продлению
   срока полномочий избранного Президента. Случаи и порядок продления
   полномочий  избранного  Президента  не  регламентированы   нормами
   действующего законодательства республики.
       На рассмотрение   Палаты    Представителей    Государственного
   Собрания  (Ил  Тумэн)  поступили  из  улусов  и городов республики
   материалы  инициативных  групп  граждан,  где  ставится  вопрос  о
   продлении  срока  полномочий Президента Республики Саха (Якутия) и
   вынесении этого вопроса на республиканский референдум. В поддержку
   продления  полномочий  Президента Республики Саха (Якутия) собрано
   более 204 тысяч подписей граждан. В данном случае можно говорить о
   наличии правообразующего интереса. Законодатель может легализовать
   и закрепить правообразующий интерес в нормах закона.  Поставленный
   вопрос     предполагает    расширить    объект    конституционного
   регулирования  правового  статуса   Президента   Республики   Саха
   (Якутия).
       Статья 75 Конституции республики самостоятельно не  регулирует
   вопрос о продлении полномочий вице-президента.
       Статья предусматривает избрание вице-президента одновременно с
   Президентом Республики Саха (Якутия).  Возможность продления срока
   полномочий Президента Республики Саха  (Якутия)  есть  возможность
   продления полномочий вице-президента.
       Конституционный суд  при   толковании   статей   1,   67,   75
   Конституции  Республики  Саха (Якутия) ограничился теми вопросами,
   которые поставлены в обращении депутатов.
       На основании  изложенного  и руководствуясь статьями 101,  102
   Конституции Республики Саха  (Якутия),  статьями  1,  10,  11,  13
   Закона  "О  порядке  деятельности Конституционного суда Республики
   Саха (Якутия)", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                              постановил:

       1. Часть 3  статьи  1  Конституции  Республики  Саха  (Якутия)
   допускает    возможность    решения    всенародным    голосованием
   (референдумом) вопросов, не регулированных ее нормами.
       По вопросам, не регулированным конкретными нормами Конституции
   Республики  Саха  (Якутия)  или   другими   законами,   статья   1
   Конституции  Республики  Саха (Якутия) не является самостоятельным
   основанием для назначения референдума.
       В соответствии  со  статьей  53  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия)    назначение    референдума    входит    в    полномочия
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
       2. Норма  статьи  67  Конституции  Республики  Саха   (Якутия)
   предписывает   избрание   Президента   Республики   Саха  (Якутия)
   всеобщими,  равными  и  прямыми  выборами,   что   предусматривает
   обеспечение прав претендентов на президентскую должность. В статье
   67  Конституции  Республики  Саха  (Якутия)  устанавливается  срок
   продолжительности  полномочий Президента Республики Саха (Якутия),
   определяющий периодичность выборов.
       Статья 67    Конституции    Республики    Саха   (Якутия)   не
   предусматривает продление срока полномочий  избранного  Президента
   Республики  Саха  (Якутия).  Продление срока полномочий Президента
   Республики Саха (Якутия) требует самостоятельного  нормотворчества
   законодательного органа Республики Саха (Якутия).
       3. Статья  75  Конституции   Республики   Саха   (Якутия)   не
   регулирует   продление   полномочий   Президента  Республики  Саха
   (Якутия).
       Продление срока    полномочий   вице-президента   зависит   от
   конституционно-правового решения вопроса  о  продлении  полномочий
   Президента Республики Саха (Якутия).
       4. Толкование Конституционного суда Республики  Саха  (Якутия)
   является официальным и обязательным.
       5. Постановление  окончательно,   обжалованию   не   подлежит,
   вступает в силу немедленно после его провозглашения.
       6. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха Сирэ",
   "Республика Саха" не позднее семидневного срока.

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                           В.ФИЛИППОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz