Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 20.01.95 Г. N 3-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ТЕРМИНА "КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН" В СТАТЬЕ 51 КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 20 января 1995 г. N 3-П

            ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ТЕРМИНА "КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН"
               В СТАТЬЕ 51 КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА)
                        РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего Д.Н.  Миронова,  судей В.А. Долгашевой, А.Д.
   Петракова,    В.Н.   Прокопьева,   В.Т.   Филиппова   с   участием
   представителей Президента Республики  Саха  (Якутия)  направившего
   ходатайство:  М.М. Федорова - помощника Президента Республики Саха
   (Якутия),  В.О.  Иванова  -  председателя  Комитета  по  работе  с
   Государственным  Собранием  (Ил  Тумэн) Республики Саха (Якутия) и
   общественными  объединениями  при   Президенте   и   Правительстве
   Республики Саха (Якутия); представителей Государственного Собрания
   (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):  Е.М.  Ларионова -  народного
   депутата, Председателя Палаты Республики Государственного Собрания
   (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),  М.М.  Яковлева  -  народного
   депутата,  председателя  Комитета по законности,  правам человека,
   внешней политике, межнациональным отношениям Палаты Представителей
   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики Саха (Якутия),
   М.С.  Санникова - народного  депутата,  председателя  Контрольного
   комитета  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики Саха
   (Якутия) рассмотрел в открытом заседании дело о толковании термина
   "контрольный  орган"  в  статье  51 Конституции (Основного Закона)
   Республики Саха (Якутия).
       Поводом к   рассмотрению  дела  явилось  обращение  Президента
   Республики Саха (Якутия) о даче  толкования  термина  "контрольный
   орган",   содержащегося  в  ст.  51  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия).
       Основанием к    рассмотрению   дела   явилась   обнаружившаяся
   неопределенность  в   трактовке   термина   "контрольный   орган",
   характеризующего  Государственное  Собрание (Ил Тумэн) - парламент
   республики.
       Заслушав судью-докладчика,      объяснения      представителей
   Президента и  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн),  рассмотрев
   материалы, Конституционный суд

                               установил:

       В ходатайстве  Президента  Республики Саха (Якутия) отмечается
   отсутствие    четкого    законодательного    определения    термин
   "контрольный   орган",   используемого  в  статье  51  Конституции
   Республики Саха (Якутия),  что порождает  неоднозначное  понимание
   правового    статуса    парламента   во   взаимоотношениях   между
   законодательной, исполнительной и судебной властями.
       Термин "контрольный  орган" в статье 51 Конституции Республики
   Саха  (Якутия)  употреблен  применительно  к   правовому   статусу
   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн).  Отсутствие  нормативного
   разъяснения данного термина дает суду  основание  при  определении
   его значения исходить из общего контекста Конституции.
       В статье 3 Конституции Республики  Саха  (Якутия)  закреплено,
   что  государственная  власть  действует в соответствии с принципом
   разделения и равновесия законодательной,  исполнительной, судебной
   властей.   В  Конституции  проведена  институцианализация  данного
   принципа.  Согласно статьи 51 Конституции высшим представительным,
   законодательным  и  контрольным  органом  Республики Саха (Якутия)
   является  Государственное  Собрание   (Ил   Тумэн)   -   парламент
   республики.
       В рамках    разделении    властей    основной    деятельностью
   Государственного  Собрания  -  парламента является законодательная
   деятельность. Вместе с тем парламенту в той или иной форме присущи
   контрольные  функции  и  полномочия.  Термин "контрольный орган" в
   статью 51 Конституции Республики Саха (Якутия) введен  в  связи  с
   контрольной деятельностью законодательного органа республики.
       Принцип разделения властей  в  своем  практическом  воплощении
   означает   структурно-функциональную   определенность  каждого  из
   государственных  органов,  компетенция  которого  зависит  от  его
   правового    статуса.    Контрольные    функции    и    полномочия
   Государственного Собрания выражены в статьях 58,  58.1,  60, 60.1,
   81, 82 Конституции Республики Саха (Якутия).
       К ведению Государственного Собрания относятся  рассмотрение  и
   принятие   бюджета,  контроль  за  его  исполнением,  контроль  за
   финансами,  бюджетными и внебюджетными фондами,  валютным фондом и
   фондом   драгоценных  металлов  и  камней.  Обсуждение  бюджета  в
   парламенте является одной  из  форм  парламентского  контроля  над
   деятельностью Правительства.
       Палаты, комитеты и комиссии парламента  осуществляют  контроль
   за  исполнением законов республики и иных решений Государственного
   Собрания.    Палата    Представителей    принимает    решение    о
   приостановлении   действия   законов   республики,  постановлений,
   распоряжений и других актов Правительства, ведомств и предприятий,
   противоречащих Конституции и законам республики,  ущемляющих права
   ее народа Контроль за выполнением  законов  является  продолжением
   полномочий в сфере законодательства.
       Палата Республики дает  согласие  Президенту  Республики  Саха
   (Якутия)  на  назначение  и освобождение от должности Председателя
   Правительства  Республики  Саха  (Якутия)  и   его   заместителей,
   Председателя   Национального   банка,   министра  внутренних  дел,
   министра финансов, министра внешних связей, директора Департамента
   пенсионной службы, начальника Государственной налоговой инспекции,
   директора Департамента налоговой полиции, председателя Комитета по
   драгоценным  металлам и драгоценным камням.  Палата Представителей
   дает согласие на назначение и  освобождение  от  должности  других
   министров  и  руководителей  государственных комитетов.  Участие в
   назначении  и  смещении  членов  Правительства  являете  средством
   воздействия парламента на исполнительную власть.
       Правительство ежегодно  или  по  требованию   Государственного
   Собрания  представляет отчет о своей деятельности.  Правительство,
   не  получившее  доверия  Государственного   Собрания,   уходит   в
   отставку.  Палата  Республики  принимает  решение  по  вопросам  о
   доверии Правительству  республики,  санкционирует  государственные
   проекты и программы Правительства. Эти нормы выражают традиционные
   формы парламентского контроля за деятельностью Правительства.
       Депутат Государственного    Собрания   вправе   обратиться   к
   государственным органам,  предприятиям,  учреждениям,  должностным
   лицам  и  затребовать  информацию  по изучаемой проблеме.  Депутат
   имеет  право  проверять  по  предложению  соответствующей   палаты
   сведения о нарушении законов,  нарушении прав и интересов граждан,
   невыполнении решений парламента.
       Депутат или  группа  депутатов могут внести депутатский запрос
   на рассмотрение палаты.  В указанных нормах закреплены контрольные
   права депутатов, что подтверждает наличие у парламента контрольных
   функций.
       По требованию  депутата  или  группы  депутатов  палата  может
   назначить депутатское расследование.  Все государственные органы и
   должностные лица обязаны содействовать в проведении расследования,
   не вправе уклоняться от  дачи  объяснений  депутатам.  Депутатское
   расследование - одна из форм парламентского контроля.
       Сфера применения   контрольных   полномочий   Государственного
   Собрания    ограничена    Конституцией    республики.    Парламент
   осуществляет их непосредственно и с помощью создаваемых им органов
   формами  и средствами,  присущими парламенту.  Контрольные функции
   организационно обособлены  внутри  парламента,  не  предусматривая
   образование    самостоятельных   органов   контрольной   властями.
   Парламентский контроль действует  не  подменяя  другие  структуры,
   входящие  в  систему исполнительной и судебной власти.  Статьи 60,
   60.1 Конституции республики относят  комитеты,  комиссии  палат  и
   Контрольный    комитет   Государственного   Собрания   к   органам
   парламента, осуществляющим контрольные функции парламента.
       В статье 60.1 Конституции Контрольный комитет Государственного
   Собрания  обозначен  как  орган  парламента,  осуществляющий   его
   контрольные функции.  В статье определены его задачи - контроль за
   исполнением законов,  сохранностью государственной  собственности.
   Это   означает,   что  Государственное  Собрание  вправе  передать
   контроль  за  исполнением  законов  Республики  Саха  (Якутия)  по
   вопросам  финансового,  валютного,  кредитного  регулирования,  за
   исполнением   государственного   и    республиканского    бюджета,
   финансами,  бюджетными и внебюджетными фондами,  валютным фондом и
   фондом драгоценных металлов и камней Контрольному комитету.
       Руководствуясь статьей   101   Конституции   Республики   Саха
   (Якутия),  статьями 1,  10,  11, 13 Закона "О порядке деятельности
   Конституционного  суда Республики Саха (Якутия)",  Конституционный
   суд Республики Саха (Якутия)

                             постановляет:

       1. Термин  "контрольный  орган"  в   статье   51   Конституции
   (Основного  Закона)  Республики Саха (Якутия) выражает контрольную
   деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики  Саха
   (Якутия)  и  обозначает его контрольную функцию,  осуществляемую в
   пределах  установленных  Конституцией  Республики  Саха   (Якутия)
   предметов ведения парламента.
       2. Контрольный комитет Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
   Республики   Саха  (Якутия)  по  смыслу  статьи  60.1  Конституции
   (Основного Закона)  Республики  Саха  (Якутия)  осуществляет  свою
   деятельность в пределах парламентского контроля.
       3. Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
       4. Постановление   вступает   в   силу  немедленно  после  его
   провозглашения.
       5. Настоящее  постановление  подлежит  опубликованию в газетах
   "Республика Саха" и "Саха сирэ" не позднее семидневного срока.

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                           В.ЛАРИОНОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz