Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 21.07.94 З N 27-I О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


   21 июля 1994 года                                         З N 27-I
   ------------------------------------------------------------------
                                 ЗАКОН

                        РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                          О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ

                                                Принят постановлением
                                                Палаты Представителей
                                 Государственного Собрания (Ил Тумэн)
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                 от 21.07.94 З N 28-I

       Настоящий закон является правовой базой сохранения и  развития
   библиотечного  дела  в Республике Саха (Якутия).  Он устанавливает
   основные принципы и нормы  деятельности  библиотек,  гарантирующие
   права   человека   на  свободный  доступ  к  информации,  знаниям,
   приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,  научную и
   образовательную деятельность.

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                       Статья 1. Основные понятия

       В настоящем законе применяются следующие понятия:
       Библиотека - некоммерческая организация, располагающая фондами
   тиражированных   документов  и  предоставляющая  их  во  временное
   пользование физическим и юридическим лицам;  библиотека может быть
   самостоятельной   организацией   или   структурным  подразделением
   предприятия, учреждения, организации.
       Общедоступная библиотека      -      библиотека,     бесплатно
   предоставляющая возможность пользования ее фондом всем  категориям
   читателей-пользователей.
       Библиотечное  дело  -  отрасль   информационной,   культурно -
   просветительской и образовательной деятельности,  которая включает
   создание  и  развитие   сети   библиотек,   формирование   фондов,
   организацию    библиотечного    и   информационного   обслуживания
   пользователей,  подготовку библиотечных кадров,  а также научную и
   методическую деятельность.
       Документ - материальный объект с зафиксированной  информацией:
   текста, звукозаписи, изображения.
       Пользователь библиотеки -  физическое  или  юридическое  лицо,
   пользующееся услугами библиотеки.

          Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия)
                      в области библиотечного дела

       Законодательство Республики   Саха    (Якутия)    в    области
   библиотечного  дела  состоит  из  настоящего закона и издаваемых в
   соответствии с ним нормативных  актов  Республики  Саха  (Якутия),
   касающихся вопросов библиотечного дела.

                    Статья 3. Сфера действия закона

       Действие закона    распространяется    на    все   библиотеки,
   находящиеся на территории Республики Саха (Якутия),  независимо от
   их ведомственной принадлежности и форм собственности.

                   Статья 4. Основные виды библиотек

       1. Библиотеки Республики Саха (Якутия) могут быть учреждены:
       - органами государственной власти всех уровней;
       - общественными объединениями;
       - юридическими и физическими лицами.
       2. В  зависимости  от  порядка учреждения и форм собственности
   выделяются следующие основные виды библиотек:
       - государственные библиотеки;
       - Национальная,  республиканские, городские, улусные, сельские
   и другие библиотеки;
       - ведомственные  и  межведомственные  библиотеки,  учрежденные
   бюджетными учреждениями и организациями;
       - библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
       - частные библиотеки, учрежденные физическими лицами;
       - библиотеки,   учрежденные   иностранными   организациями   и
   гражданами,   согласно   договорам   Республики  Саха  (Якутия)  о
   международном сотрудничестве.
       3. Финансирование  библиотек  производится  соответственно  за
   счет:
       - федерального, республиканского, муниципального бюджетов всех
   уровней;
       - средств предприятий, учреждений, организаций;
       - средств частных лиц;
       - средств иностранных организаций, граждан.

             Глава II. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО
                              ОБСЛУЖИВАНИЯ

              Статья 5. Право на библиотечное обслуживание

       1. На территории Республики Саха  (Якутия)  каждый  гражданин,
   независимо   от   пола,   возраста,  национальности,  образования,
   социального положения,  политических убеждений  и  вероисповедания
   имеет право на библиотечное обслуживание.
       2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
       - созданием   сети  общедоступных  государственных  библиотек,
   бесплатно предоставляющих основные виды библиотечного обслуживания
   (минимальные  нормативы  сети общедоступных библиотек утверждаются
   Правительством Республики Саха (Якутия);
       - многообразием   видов   библиотек,  независимо  от  их  форм
   собственности, специализации и масштабов деятельности.
       3. Права  граждан  на библиотечное обслуживание приоритетны по
   отношению к правам государства,  его органов, политических партий,
   движений и объединений.

                     Статья 6. Права пользователей

       1. Все  пользователи библиотек (физические и юридические лица)
   имеют  право  доступа  в  библиотеки  и  свободного  выбора   вида
   библиотеки в соответствии со своими потребностями и интересами.
       2. Порядок  доступа   к   документам   (информации),   правила
   пользования,  перечень  основных  услуг и прочее устанавливаются в
   соответствии с уставом библиотеки,  действующим законодательством,
   а   также   другими  нормативными  актами,  связанными  с  охраной
   государственной тайны, обеспечением сохранности ее фондов.
       3. В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
       а) стать пользователями библиотеки по предъявлению  документа,
   удостоверяющего их личность, а несовершеннолетние - поручительства
   родителей или работника детского учреждения;
       б) бесплатно получать любую информацию о составе ее фондов;
       в) бесплатно  получать  консультационную  помощь  в  поиске  и
   выборе источников информации;
       г) получать для временного пользования любой  документ  из  ее
   фондов бесплатно или его копию за установленную плату;
       д) пользоваться услугами межбиблиотечного абонемента;
       е) пользоваться  другими  видами услуг,  в том числе платными,
   перечень которых определен правилами пользования библиотекой;
       ж) обжаловать  в  административном и судебном порядке действия
   библиотеки и ее персонала, ущемляющие его права.
       4. Пользователи  имеют право получать документы на любом языке
   в зависимости от вида библиотек, их месторасположения и статуса.
       5. Слепые   и   слабовидящие   имеют   право  на  библиотечное
   обслуживание документами на специальных носителях информации через
   сеть специальных государственных и других общедоступных библиотек.
       6. Лица,  которые  не  могут  посещать  библиотеку  по   месту
   жительства  в  силу  преклонного  возраста и других причин,  имеют
   право на внестационарные формы обслуживания.
       7. Лица   детского   и  юношеского  возраста  имеют  право  на
   специализированное  библиотечное  обслуживание   в   общедоступных
   библиотеках всех уровней.

                  Статья 7. Обязанности пользователей

       1. Пользователи    библиотек    обязаны    соблюдать   Правила
   пользования библиотекой, которые утверждаются учредителем.
       2. Пользователи,   нарушившие   эти   Правила   и  причинившие
   библиотеке  ущерб,  компенсируют  ущерб  в  формах   и   размерах,
   установленных  Правилами  пользования  библиотекой,  а  в случаях,
   предусмотренных   законодательством,    несут    административную,
   гражданско-правовую (материальную) или уголовную ответственность.

              Статья 8. Право на библиотечную деятельность

       1. Любое  физическое  или  юридическое  лицо  имеет  право  на
   создание библиотеки  на  территории  Республики  Саха  (Якутия)  в
   соответствии с действующим законодательством.
       Граждане имеют  право  принимать  участие  в   организации   и
   управлении библиотеками через попечительство,  читательские советы
   или  иные  объединения  читателей.  Эти   объединения   становятся
   правомочными  с  момента  утверждения положений о них и списочного
   состава руководителем библиотеки.
       2. Работники   библиотек   имеют   право   на   объединение  в
   общественно-профессиональные  движения,  общества,  ассоциации   в
   целях  содействия  развитию  библиотечного дела,  профессиональной
   консолидации и социальной защищенности.
       3. Граждане,    владеющие   личными   собраниями   документов,
   коллекциями,  ценными и особо ценными изданиями,  имеют  право  на
   поддержку  со  стороны  государства для обеспечения их сохранности
   при условии регистрации этих собраний как  памятников  культуры  в
   местном органе государственной власти.

                Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕК

                       Статья 9. Статус библиотек

       1. Библиотеки имеют статус юридического лица.
       2. Библиотеки, являющиеся структурными подразделениями тех или
   иных предприятий и учреждений,  могут получить статус юридического
   лица по решению учредителя.
       3. Библиотеки,   объединенные   на   добровольной   основе   в
   централизованные  системы  или  в  другие  формы  объединений,   с
   согласия  учредителя  могут делегировать свои полномочия полностью
   или  частично  объединению,  которое  становится  в  таком  случае
   юридическим лицом, представляющим их интересы.

                       Статья 10. Права библиотек

       1. Библиотеки имеют право:
       а) самостоятельно определять содержание,  направление и  формы
   своей  профессиональной  деятельности  в  соответствии  с целями и
   задачами,  зафиксированными  в  уставе;  устанавливать   структуру
   библиотеки,   штаты,  формы  и  систему  оплаты  труда  работников
   библиотеки  в  пределах  имеющихся  средств  и  в  соответствии  с
   действующим законодательством;
       б) осуществлять  хозяйственную  деятельность  для   расширения
   перечня  услуг  и  социально-творческого  развития библиотек,  при
   условии, что это не противоречит уставной деятельности;
       в) вступать в территориальные,  отраслевые и иные библиотечные
   объединения и системы;
       г) участвовать  на  конкурсной или иных основах в федеральных,
   региональных,   республиканских,   улусных   программах   развития
   культуры, библиотечного дела и других;
       д) осуществлять  сотрудничество  с  библиотеками   и   другими
   учреждениями  зарубежных  стран,  в  том  числе  по международному
   книгообмену;   вступать   в    международные    организации,    не
   противоречащие   уставной   деятельности;   принимать   участие  в
   международных библиотечных и иных программах;
       е) самостоятельно    определять   источники   приобретения   и
   получения документов;
       ж) исключать  и  реализовывать  документы  из  своих  фондов в
   соответствии  с  инструкциями  и  положениями,  согласованными   с
   учредителем,   и   на   основе   действующих   нормативных  актов.
   Запрещается  списывать  и  реализовывать   документы,   являющиеся
   памятниками истории и культуры;  режим их хранения и использования
   определяется действующим законодательством.
       2. Библиотеки  имеют  преимущественное  право  на приобретение
   документов.

                    Статья 11. Обязанности библиотек

       1. В своей  деятельности  библиотеки  обеспечивают  реализацию
   прав пользователей, установленных настоящим законом.
       2. Библиотеки  обслуживают  пользователей  в  соответствии  со
   своими уставами и правилами пользования.
       3. Не   допускается   государственная   или   иная    цензура,
   ограничивающая   право   пользователей   на   свободный  доступ  к
   документам,  хранящимся в  библиотеке,  использование  сведений  о
   пользователях  и  их  интересов  в  иных  целях,  кроме  научных и
   библиотечно-производственных.
       4. Государственные  библиотеки  в своей деятельности соблюдают
   нейтралитет  в  отношении  политических  партий   и   общественных
   движений,  руководствуются  принципами гуманизма,  политического и
   идеологического плюрализма.
       5. Библиотеки,  независимо  от  форм собственности,  имеющие в
   своих фондах документы,  которые являются  памятниками  истории  и
   культуры,  обеспечивают  их сохранность и несут ответственность за
   их использование,  отражение и регистрацию как части культурного и
   национального достояния народов Республики Саха (Якутия).
       6. Библиотеки  обязаны  отчитываться   перед   учредителем   и
   органами государственной статистики.

            Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ
                           БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

             Статья 12. Государственная политика в области
                           библиотечного дела

       1. В  основе  государственной политики в области библиотечного
   дела лежит  принцип  создания  условий  для  всеобщей  доступности
   информации   и  культурных  ценностей,  сосредоточенных  в  фондах
   библиотек.
       2. Государство выступает гарантом прав и свобод всех субъектов
   библиотечной деятельности  и  не  вмешивается  в  профессиональную
   деятельность  библиотек,  за исключением случаев,  предусмотренных
   законодательством.
       3. С  целью  создания  условий  в  информационном  обеспечении
   общества  государство  кооперирует  и  координирует   деятельность
   библиотек  на  основе  современных технологий;  поддерживает через
   программно-целевое финансирование,  налоговую, кредитную и ценовую
   политику   любые   инициативы,   которые   способствуют   развитию
   библиотечной деятельности,  в  том  числе  деятельность  библиотек
   негосударственных  форм собственности,  организующих общедоступное
   бесплатное библиотечное обслуживание населения.
       4. Государство  содействует  путем  целевого  финансирования и
   установления  налоговых  и  других  льгот  развитию  библиотечного
   обслуживания  наиболее социально и экономически незащищенных слоев
   и групп населения (дети,  юношество,  инвалиды,  пенсионеры,  иные
   подобные  группы  населения),  а также жителей сельской местности,
   представителей коренных и малочисленных народов Севера.

           Статья 13. Ответственность государства за развитие
                           библиотечного дела

       1. Органы  государственной  власти  Республики  Саха (Якутия),
   учредители библиотек,  находящихся на бюджетном финансировании, не
   вправе   принимать   решения  и  осуществлять  действия,  влекущие
   ухудшение   материально-технического    обеспечения    действующих
   библиотек.
       2. Действия  органов  государственной  власти,  препятствующие
   созданию   новых  субъектов  библиотечной  деятельности,  а  также
   способствующие  ухудшению  деятельности  библиотек   в   связи   с
   укрупнением,   слиянием   библиотек   по   мотивам  рационализации
   управления, не допускаются.
       3. Действия    органов   государственной   власти,   ведомств,
   общественных    организаций,    ущемляющие    законные    интересы
   пользователей и библиотек, могут быть обжалованы в суде.

               Глава V. РАЗДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ
                           БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

         Статья 14. Компетенция высших органов государственной
                    власти Республики Саха (Якутия)

       К ведению  высших  органов  государственной  власти Республики
   Саха (Якутия) в области библиотечного дела подлежат:
       а) определение   общегосударственной   политики   и   принятие
   законодательных актов, регулирующих библиотечную деятельность;
       б) разработка государственной финансовой политики, утверждение
   ассигнований   республиканского    бюджета,    направляемого    на
   финансирование программ в области библиотечного дела, его развитие
   и материально-техническое обеспечение;
       в) обеспечение   регистрации,   особого   режима   хранения  и
   использования  библиотечных  фондов,  отнесенных  к  национальному
   культурному достоянию народов Республики Саха (Якутия);
       г) установление    минимальных    нормативов    финансирования
   организации  библиотечного  обслуживания и размещения библиотек по
   численности населения, территориальных и других особенностей;
       д) обеспечение    координации   межулусных,   межгородских   и
   межведомственных связей по организации библиотечного обслуживания;
       е) установление  льгот  по  налогам и другим платежам в бюджет
   для библиотек,  а также предприятий и организаций,  обеспечивающих
   их деятельность;
       ж) определение   принципов    государственной    политики    и
   деятельности  в  области  подготовки и переподготовки библиотечных
   кадров,  занятости,  оплаты труда,  социальных гарантий,  льгот по
   материальному обеспечению работников библиотек;
       з) содействие   организации   и   финансированию   научной   и
   практической  деятельности,  методического  обеспечения  в области
   библиотечного дела;
       и) разработка    и    организация    системы   информационного
   обеспечения библиотечного дела.

         Статья 15. Компетенция местных органов государственной
                                 власти

       1. К ведению местных органов государственной власти относятся:
       а) библиотечное обслуживание населения на уровне установленных
   в  Республике Саха (Якутия) нормативов и гарантированных бюджетных
   ассигнований;
       б) обеспечение находящихся в их ведении библиотек помещениями,
   соответствующими  нормативам  и  исходным   данным;   современными
   средствами    механизации    и    автоматизации,    оборудованием,
   транспортом.
       в) обеспечение   исполнения  действующего  законодательства  о
   библиотечном деле в пределах своей компетенции.
       2. Установление  льгот  по  налогам и другим платежам в бюджет
   для библиотек,  а также предприятий и организаций,  обеспечивающих
   их деятельность, за счет средств местного бюджета.

                   Статья 16. Компетенция учредителя

       1. Учредитель    финансирует    деятельность    библиотеки   и
   осуществляет  контроль  за  ней  в  соответствии  с  требованиями,
   установленными в главе IX настоящего закона,  а также назначает на
   должность руководителя библиотеки.
       2. Учредитель  не вправе вмешиваться в творческую деятельность
   библиотеки,  за исключением случаев, предусмотренных в ее уставе и
   в действующем законодательстве.

                      Глава VI. БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ

             Статья 17. Комплектование библиотечных фондов

       1. Библиотеки   свободны   в  выборе  источников  приобретения
   документов, исключая обязательный экземпляр документов.
       2. Комплектование библиотечных фондов осуществляется:
       а) на основе получения  обязательных  экземпляров  в  порядке,
   установленном законодательством;
       б) путем покупки за наличный и безналичный расчеты;
       в) в форме книгообмена;
       г) путем дарственных пожертвований и безвозмездной передачи.
       3. Государственные, научные библиотеки и библиотеки всех типов
   учебных заведений Республики Саха (Якутия) имеют  преимущественное
   право  на приобретение документов в библиотечные фонды.  Это право
   реализуется путем установления налоговых льгот  для  издательских,
   полиграфических,   книготорговых   и  посреднических  предприятий,
   снабжающих  библиотеки   документами,   а   также   первоочередным
   выполнением заказа библиотек.

        Статья 18. Учет, хранение и отчуждение фондов библиотек

       1. Учет,  хранение  и  отчуждение  документов,  находящихся  в
   фондах библиотек,  осуществляются  в  соответствии  с  действующим
   законодательством, другими нормативными актами.
       2. Учредитель обязан предоставить  помещение,  соответствующее
   режиму сохранности фондов библиотек.
       3. Продажа   или   иное   отчуждение   фонда    осуществляется
   библиотекой в порядке, согласованном с учредителем.

          Глава VII. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                 НАЦИОНАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ
                   НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В
                           БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ

            Статья 19. Библиотечные фонды как национальное и
         культурное достояние народов Республики Саха (Якутия)

       1. Библиотечные   фонды,   комплектуемые  на  основе  местного
   обязательного   бесплатного   экземпляра   документов,   а   также
   содержащие    коллекции    национального   значения,   объявляются
   национальным  и  культурным  достоянием  народов  Республики  Саха
   (Якутия).
       2. Комплектование   библиотечных    фондов,    отнесенных    к
   национальному  и  культурному  достоянию  народов  Республики Саха
   (Якутия),  осуществляется в соответствии с требованиями  к  данным
   коллекциям  -  как  полное,  исчерпывающее,  с приоритетным правом
   получения 3 (трех) бесплатных местных обязательных экземпляров.
       3. Приобретение отдельных коллекций,  изданий и документов для
   пополнения  библиотечных  фондов,  отнесенных  к  национальному  и
   культурному    достоянию,   финансируется   независимо   от   форм
   собственности  за   счет   средств   учредителя,   государственных
   программ,   иных   источников   и   поступлений,   не  запрещенных
   законодательством.
       4. Рукописные  книги  и рукописи,  входящие в фонды библиотек,
   являются  составной  частью   Государственного   архивного   фонда
   Республики Саха (Якутия), хранятся и используются в соответствии с
   Положением об этом фонде.
       5. Библиотеки,  отнесенные  органами  государственной власти к
   национальному и  культурному  достоянию  народов  Республики  Саха
   (Якутия)   включаются  в  "Перечень  национального  и  культурного
   достояния народов Республики Саха (Якутия)" и находятся на  особом
   режиме охраны и использования в соответствии с законодательством.
       6. В  случае,  если  библиотека  не  обеспечивает  необходимых
   условий   для   сохранения  и  доступности  фонда,  отнесенного  к
   национальному и  культурному  достоянию  народов  Республики  Саха
   (Якутия),  фонд  может  быть  передан  в  состав другой библиотеки
   решением  собственника  фонда  по  представлению  государственного
   органа,  ведущего  "Перечень национального и культурного достояния
   народов Республики Саха (Якутия)".
       7. Ликвидация  библиотек,  фонды  которых  зарегистрированы  в
   качестве национального и культурного достояния народов  Республики
   Саха  (Якутия) может производиться собственником только с согласия
   органа,  ведущего "Перечень национального и культурного  достояния
   народов  Республики  Саха  (Якутия)"  с  обеспечением  последующей
   сохранности и использования указанных фондов.

        Глава VIII. КООРДИНАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ

       Статья 20. Участие государства в координации и кооперации
                       библиотечного обслуживания

       1. Государство    стимулирует   взаимоиспользование   ресурсов
   библиотек   для   более   полного   удовлетворения    потребностей
   пользователей  в  информации,  рационального  использования фондов
   библиотек, экономии материальных и производственных расходов.
       2. Органы государственной власти, ее субъекты целевым порядком
   финансируют    деятельность    по     созданию     условий     для
   взаимоиспользования     ресурсов    библиотек:    межбиблиотечного
   абонемента,  сводных  каталогов,  автоматизированных  баз   данных
   депозитариев.
       3. Основу государственной системы  библиотечного  обслуживания
   составляют   государственные   библиотеки,   городские  и  улусные
   централизованные библиотечные системы.

           Статья 21. Национальная библиотека Республики Саха
                                (Якутия)

       1. Национальная  библиотека Республики Саха (Якутия),  являясь
   структурным подразделением Министерства культуры  Республики  Саха
   (Якутия),  осуществляет  методическое руководство над библиотечным
   делом в республике.
       2. Национальная  библиотека  Республики Саха (Якутия) является
   особо  ценным  объектом  национального  и  культурного   достояния
   народов  Республики  Саха  (Якутия).  Запрещается  ее  ликвидация,
   перепрофилирование и  изменение  основных  функций,  гарантируется
   целостность и неотчуждаемость ее фондов.
       3. Национальная    библиотека     республики     удовлетворяет
   универсальные  информационные  потребности граждан Республики Саха
   (Якутия) в целом,  организует  библиотечную,  библиографическую  и
   научно-информационную деятельность.
       4. Национальная  библиотека   выполняет   следующие   основные
   функции:  формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее
   полное собрание печатных документов  Республики  Саха  (Якутия)  и
   документов,  изданных  в  России  и  зарубежных странах,  согласно
   своего статуса.
       5. Национальная  библиотека  является научно-исследовательским
   учреждением    по    библиотековедению,    библиографоведению    и
   книговедению;  методическим,  научно-информационным  и  культурным
   центром  республиканского  значения;  разрабатывает  и   реализует
   государственную   политику   в   области   библиотечного   дела  и
   библиографии.
       6. Занимаемые   Национальной  библиотекой  земельные  участки,
   здания   и   сооружения,   включая   буферную    зону,    являются
   государственной  собственностью и находятся в вечном безвозмездном
   пользовании Национальной библиотеки.
       7. Национальная   библиотека   действует   в   соответствии  с
   законодательством и иными нормативно-правовыми  актами  Республики
   Саха (Якутия).

          Статья 22. Республиканские и центральные библиотеки

       1. Соответствующие  органы  государственной  власти Республики
   Саха  (Якутия)  вправе  присвоить   статус   республиканской   или
   центральной    библиотеки   соответствующего   уровня   одной   из
   государственных  библиотек  или  на  договорной  основе   -   иной
   библиотеке.
       2. Республиканские  или  центральные   библиотеки   формируют,
   хранят и предоставляют пользователям наиболее полное универсальное
   собрание документов на своем территориальном уровне.
       3. Республиканские   и   центральные   библиотеки   организуют
   взаимоиспользование библиотечных  ресурсов  территории,  оказывают
   методическую помощь другим библиотекам.
       4. Республиканским и центральным  библиотекам  предоставляется
   обязательный платный экземпляр местных изданий.
       5. Соответствующие органы  государственной  власти  Республики
   Саха  (Якутия)  могут учреждать специальные центральные библиотеки
   для    обслуживания    определенных    категорий     пользователей
   (пользователей   детского   и   юношеского   возраста,   слепых  и
   слабовидящих и т.д.) или библиотеки по определенному направлению с
   аналогичными функциями.
       6. Ведомства,  союзы, концерны, ассоциации и другие учреждения
   и  организации  могут  учреждать  центральные  библиотеки согласно
   профилю своей деятельности.
       7. Соответствующие   органы   государственной   власти   могут
   присвоить   статус   ведущей   библиотеки   республиканской    или
   центральной библиотеке в соответствии с Положением.

        Статья 23. Взаимодействие библиотек с органами научно -
                   технической информации  и архивами

       1. Библиотеки  Республики  Саха  (Якутия)  являются  составной
   частью  информационной  системы  республики.  В  целях обеспечения
   рационального  использования  информационных  ресурсов  библиотеки
   взаимодействуют    с   органами   научно-технической   информации,
   архивами, базами данных разных уровней.
       2. Содержание  и  характер  этих  взаимодействий  определяются
   действующим законодательством, государственными и другими целевыми
   программами, а также заключенными договорами.


            Глава IX. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
                           БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

                 Статья 24. Порядок создания библиотек

       1. На  территории  Республики  Саха  (Якутия) в соответствии с
   настоящим законом создаются и действуют библиотеки различных  форм
   собственности.
       2. Библиотека  считается  учрежденной  и   приобретает   права
   юридического лица со дня ее регистрации.
       3. Отказ  в  регистрации  может  быть  обжалован  в   судебном
   порядке.
       4. Учредителем библиотеки может  быть  собственник  имущества,
   либо  уполномоченные  им  органы  или лица.  По решению учредителя
   имущество может быть передано библиотеке в оперативное  управление
   или   полное   хозяйственное  ведение,  либо  в  собственность.  В
   библиотеках,  находящихся на государственном бюджете, библиотечный
   фонд может находиться только в оперативном управлении.
       5. Учредитель библиотеки утверждает  ее  устав,  принимает  на
   себя  обязательства  по  финансированию  и  обеспечивает  ресурсы,
   необходимые для осуществления ее уставной деятельности.  В  уставе
   библиотеки должны быть закреплены ее юридический статус, источники
   постоянного финансирования,  основные задачи деятельности, условия
   доступности,  порядок  имущественных  взаимоотношений библиотеки и
   учредителя, порядок управления библиотекой.
       6. Имущественные  и  финансовые  взаимоотношения  учредителя и
   библиотеки  регулируются   настоящим   законом   и   учредительным
   договором.

            Статья 25. Реорганизация и ликвидация библиотек

       1. Прекращение  деятельности  библиотеки осуществляется в виде
   ее ликвидации или реорганизации (выделение,  разделение,  слияние,
   присоединение,   преобразование   в  иную  организационно-правовую
   форму) по решению собственника,  учредителя,  а  также  по  другим
   основаниям      в     порядке,     предусмотренном     действующим
   законодательством.
       2. Ликвидация  библиотек ведомственного подчинения,  созданных
   за счет  или  с  участием  средств  государственного  бюджета,  не
   допускается.
       3. Ликвидация библиотек предприятий,  учреждений,  организаций
   не  может быть осуществлена без согласия трудового коллектива этих
   предприятий, учреждений и организаций.
       4. При   ликвидации  или  реорганизации  библиотеки  создается
   ликвидационная    комиссия    из    представителей     учредителя,
   общественности, профобъединений и трудового коллектива библиотеки.
   В местной печати публикуется уведомление  о  принятом  решении  не
   позднее,  чем  за  два  месяца до намеченного срока ликвидации или
   реорганизации.
       5. При    ликвидации    библиотеки   преимущественным   правом
   приобретения  ее  библиотечного  фонда  и   имущества   пользуются
   государственные  библиотеки и библиотеки соответствующего профиля,
   органы государственной власти.
       6. Разгосударствление,    приватизация    государственных    и
   муниципальных библиотек запрещается.
       7. Реорганизация библиотек может происходить как по инициативе
   учредителя,  так и  трудового  коллектива  библиотек  при  условии
   согласия сторон.
       8. Решение о ликвидации государственных библиотек  может  быть
   обжаловано    гражданами,    общественными   объединениями,   либо
   попечительскими (читательскими) советами в установленном порядке.

                    Статья 26. Имущество библиотеки

       1. Библиотека с  правами  оперативного  управления  владеет  и
   пользуется,   а   с   правами   собственника  также  распоряжается
   библиотечным    фондом,    землей,     зданиями,     сооружениями,
   оборудованием,  сырьем  и  материалами,  финансовыми  средствами и
   другим имуществом, переданными ей при учреждении.
       2. Государственные  и  другие  общедоступные  библиотеки имеют
   право  на  выделение  им  земельных   участков,   производственных
   помещений   и   безвозмездное   пользование   ими   для  улучшения
   библиотечного обслуживания.

                Статья 27. Финансовые ресурсы библиотеки

       1. Совокупные финансовые ресурсы библиотек формируются за счет
   средств   учредителя,   государственных  целевых  средств  и  иных
   поступлений,   а   также   за   счет   собственной   хозяйственной
   деятельности.
       2. Правомочия библиотеки в использовании  финансовых  ресурсов
   регламентируются ее уставом.
       3. Объем средств,  поступивших в библиотеку из  дополнительных
   источников, не влияет на уменьшение бюджетного финансирования.
       4. Неиспользованные в отчетном периоде средства не могут  быть
   изъяты у библиотеки или зачтены учредителем в объем финансирования
   на следующий период.

         Статья 28. Инвестиционная политика в библиотечном деле

       1. В  Республике  Саха  (Якутия)  обеспечивается  приоритетное
   выделение  государственных  капитальных  вложений  в  укрепление и
   развитие материально-технической базы библиотечного дела.
       2. Не  допускается  проектирование  и строительство населенных
   пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с  учетом
   установленных  нормативов,  градостроительных  норм,  потребностей
   местного населения.
       3. Земельные   участки   под   строительство  новых  библиотек
   выделяются на приоритетной основе.

                  Статья 29. Фонды развития библиотек

       1. В целях содействия материальному  обеспечению  деятельности
   библиотек  могут  создаваться  государственные и негосударственные
   фонды развития  библиотек.  Источником  их  формирования  являются
   бюджетные   ассигнования,   взносы   учредителей,   поступления  и
   благотворительные взносы юридических и физических лиц,  доходы  от
   коммерческих мероприятий и другие источники.
       2. Средства указанных фондов распределяются на  дополнительное
   финансирование   государственных   и   целевых  программ  развития
   библиотечного    дела,    библиотек,    владеющих    фондами,    и
   зарегистрированных  как  национальное культурное достояние народов
   Республики Саха (Якутия);  на деятельность центральных  библиотек,
   поддержку   координации   и  кооперации  в  области  библиотечного
   обслуживания;  на  финансирование  иных  мероприятий  в   порядке,
   предусмотренном положениями об этих фондах, утвержденными органами
   государственной власти Республики Саха (Якутия).

                  Статья 30. Финансовые и иные льготы

       Средства, направляемые на создание и содержание библиотек,  на
   совершенствование   библиотечного   обслуживания,   независимо  от
   источников  их  поступления  и  формирования,   освобождаются   от
   налогов,   а   прибыль  от  хозяйственной  деятельности  библиотек
   облагается налогом в льготном порядке в соответствии с действующим
   законодательством.

                Глава Х. ПРАВА БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ,
                         ОПЛАТА ТРУДА И ЛЬГОТЫ

                Статья 31. Права библиотечных работников

       1. Права  и  обязанности  работников  библиотек   регулируются
   трудовым договором в соответствии с действующим законодательством.
       2. В  целях  защиты  социальных  и  профессиональных  прав   и
   интересов,   содействия  развитию  библиотечного  дела,  работники
   библиотек имеют право  созывать  съезды  библиотечных  работников,
   объединяться в профессиональные организации.
       3. Работники библиотек,  независимо от формы  собственности  и
   порядка их учреждения, пользуются равными правами в сфере трудовых
   отношений, в области социального страхования и обеспечения.

                    Статья 32. Оплата труда и льготы

       1. Заработная  плата  работнику  библиотеки  выплачивается  за
   выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных
   трудовым договором или контрактом.  Выполнение  работником  других
   работ  и  обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению,
   кроме случаев, предусмотренных законодательством.
       2. Библиотечным   работникам   устанавливаются   надбавки   за
   непрерывный стаж работы в библиотеке в размере 20 процентов оклада
   (ставки) за первые пять лет и 5 процентов через каждые последующие
   5  лет.  Максимальный  размер  надбавок  не  может  превышать   40
   процентов оклада (ставки).
       3. Библиотеки в пределах имеющихся у  них  средств  на  оплату
   труда  самостоятельно  определяют  форму  и  систему оплаты труда,
   размеры доплат и надбавок,  премий и других выплат  стимулирующего
   характера.
       4. На    библиотечных    работников     сельских     библиотек
   распространяются льготы, предусмотренные для специалистов сельской
   местности.
       5. Ответственность за создание необходимых условий труда несет
   руководство   библиотек   в   соответствии   с   законодательством
   Республики Саха (Якутия), Уставом библиотеки и трудовым договором.

                                                         Председатель
                                                Палаты Представителей
                                                         А.ИЛЛАРИОНОВ
   г. Якутск
   21 июля 1994 года
   З N 27-I



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz