Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 15.07.93 N 7-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 1.17, 1.18, 1.21, 1.22 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 26 ИЮНЯ 1992 Г. N 1052-XII О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РСФСР О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 15 июля 1993 г. N 7-П

           ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 1.17,
            1.18, 1.21, 1.22 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
         РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 26 ИЮНЯ 1992 Г. N 1052-XII
          "О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РСФСР "О ПРЕДПРИЯТИЯХ И
            ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" НА ТЕРРИТОРИИ
                       РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей  Н.Г. Захарова,  А.Д.
   Петракова,  В.Н.  Прокопьева., М.М. Яковлева, с участием народного
   депутата Республики Саха (Якутия) Ю.П. Позднякова, обратившегося в
   Конституционный суд с ходатайством,  А.С. Антонова - представителя
   Верховного   Совета   Республики   Саха    (Якутия),    принявшего
   постановление  от  26.06.1992  г.  N  1052-XII  "О  предприятиях и
   предпринимательской деятельности" на  территории  Республики  Саха
   (Якутия)",   Л.Т.  Горевой  -  министра  юстиции  Республики  Саха
   (Якутия) на основании статей 101,  102 Конституции Республики Саха
   (Якутия)  и  статей  24,  25  закона  Республики  Саха (Якутия) "О
   порядке деятельности Конституционного суда" рассмотрел в  открытом
   заседании  дело  о  проверке  конституционности  указанных пунктов
   упомянутого постановления.
       Поводом к  рассмотрению  дела  явилось  ходатайство  народного
   депутата  Республики  Саха  (Якутия)  Ю.П. Позднякова  о  проверке
   конституционности названных пунктов приведенного постановления.
       Основанием к рассмотрению Конституционным судом данного дела в
   соответствии  со статьей 101 Конституции Республики Саха (Якутия),
   частью 1 статьи 25 закона  Республики  Саха  (Якутия)  "О  порядке
   деятельности   Конституционного   суда"   явилась   обнаружившаяся
   неопределенность в вопросе о  том,  соответствуют  ли  Конституции
   Республики Саха (Якутия) пункты 1.17,  1.18, 1.21, 1.22 названного
   постановления Верховного Совета по форме.
       Рассмотрев данное  дело,  Конституционный  суд Республики Саха
   (Якутия)

                               установил:

       Верховный Совет Республики Саха (Якутия) постановлением от  26
   июня  1992  г.  N  1052-XII определил порядок применения закона "О
   предприятиях и  предпринимательской  деятельности"  на  территории
   Республики Саха (Якутия)".
       Ходатайствующий считает,  что пункты 1.17,  1.18,  1.21,  1.22
   этого  постановления не подлежат действию "из-за несоответствия их
   Конституции Республики Саха (Якутия) по  форме",  так  как  в  них
   содержатся  положения,  ограничивающие права трудовых коллективов,
   что,  как  полагает  народный  депутат  Ю.П. Поздняков   ведет   к
   ограничению прав каждого их члена.  Между тем,  согласно статьи 30
   Конституции Республики Саха  (Якутия),  ограничение  прав  граждан
   может быть установлено законом, но не постановлением.
       Согласно части 2 статьи 31  закона  РСФСР  "О  предприятиях  и
   предпринимательской    деятельности"    на    государственном    и
   муниципальном предприятии,  а также на  предприятии,  в  имуществе
   которого  вклад  государства  или местного Совета составляет более
   50%,  право найма (назначения,  избрания) руководителя предприятия
   реализуется  учредителем  совместно с трудовым коллективом.  Пункт
   1.1 постановления Верховного Совета, исключив из части 2 статьи 31
   закона  РСФСР слова "совместно с трудовым коллективом",  установил
   единый для всех предприятий порядок найма  (назначения,  избрания)
   их руководителей.  В данном случае постановление Верховного Совета
   Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992  года  имеет  в  виду  не
   права человека и гражданина, а в первую очередь права собственника
   имущества предприятия, его учредителя.
       Закон Российской   Федерации  от  25  сентября  1992  гола  "О
   внесении изменений и дополнений в Кодекс законов  о  труде  РСФСР"
   принял общий порядок найма руководителей предприятия.
       Пункт 1.18 постановления Верховного Совета изымает  из  статьи
   32    закона   РСФСР   "О   предприятиях   и   предпринимательской
   деятельности"   дополнительные    права    трудовых    коллективов
   государственных и муниципальных предприятий,  а также предприятий,
   в  имуществе  которых  вклад  государства  или   местного   Совета
   составляет более 50%,  выраженных в последних трех абзацах п. 3  и
   п.  4  названной  статьи.  Приравнивание   возможностей   трудовых
   коллективов  одной  категории предприятий с возможностями трудовых
   коллективов  других  хозяйствующих   субъектов   не   противоречит
   общеправовому принципу равенства субъектов права.
       Пункт 1.18 постановления касается вопросов принятия решения  о
   выделении   из   состава  предприятия  структурных  подразделений,
   создания товарищества для перехода на аренду и выкупа предприятия,
   определения    условий    контракта,   статуса   общего   собрания
   (конференции) трудового коллектива и  его  Совета,  которые  могут
   быть фиксированы за коллективом, но не за индивидуумом.
       Согласно пункту   1.21   постановления   Верховного    Совета,
   "ликвидация,  реорганизация  и  изменение  организационно-правовой
   формы  при  приватизации  предприятия  производится   по   решению
   собственника   или   органа,   уполномоченного   создавать   такие
   предприятия", т.е. для этого, как было определено пунктом 2 статьи
   37    закона   РСФСР   "О   предприятиях   и   предпринимательской
   деятельности", не требуется согласие трудового коллектива.
       Пунктом 1.22 постановления Верховного Совета из части 1 пункта
   1 статьи 38 закона РСФСР исключены  слова  "совместно  с  трудовым
   коллективом". Собственник имущества предприятия или уполномоченный
   им орган самостоятельно образует ликвидационную комиссию.
       Изъятия из  закона  РСФСР,  установленные пунктами 1.21 и 1.22
   постановления Верховного Совета, действительно распространяются на
   все  категории  предприятий.  Однако  отношения  прав гражданина с
   правами  трудового  коллектива  не  всегда  являются  такими,  что
   расширение   прав   трудового   коллектива   обязательно  вызывает
   увеличение объема прав  человека  и  гражданина.  Права  трудового
   коллектива  могут  и ограничивать возможности гражданина. Трудовой
   коллектив и работник зачастую  находятся  в  отношениях  власти  и
   подчинения.
       Международные документы, определяющие стандарты прав человека,
   не  устанавливают,  что в них входят такие положения,  как участие
   человека    в    ликвидации,     реорганизации     и     изменении
   организационно-правовой  формы  при  приватизации  предприятий,  в
   формировании ликвидационной комиссии.
       Согласно ст.  8  Конституции  Российской  Федерации,  трудовые
   коллективы участвуют в обсуждении и  решении  вопросов  управления
   предприятиями,  т.е. Основной Закон признает трудовые коллективы в
   качестве особых субъектов определенных видов отношений.  В  то  же
   время  ни  Конституция  Российской  Федерации,  ни  Основной Закон
   Республики   Саха   (Якутия)   не   закрепляют   за    гражданином
   вышеуказанные права, ибо они входят в статус коллектива.
       Таким образом,  п.п.  1.17,  1.18,  1.21,  1.22  постановления
   Верховного  Совета Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992 года N
   1052-XII "О порядке применения  Закона  РСФСР  "О  предприятиях  и
   предпринимательской  деятельности"  на  территории Республики Саха
   (Якутия)"  не  содержат  прямых  ограничений   прав   человека   и
   гражданина,   которые   признаны   Конституцией   Республики  Саха
   (Якутия).
       Ходатайствующий в  обосновании  своего  заявления ссылается на
   статью 30 Конституции  Республики  Саха  (Якутия).  Статья  закона
   гласит:  "В  интересах  охраны  государственной  или  общественной
   безопасности,  общественного порядка,  здоровья  и  нравственности
   населения  права  и  свободы  человека  и  гражданина  могут  быть
   ограничены только законом".
       Положение статьи   о   принятии   Верховным   Советом   закона
   ограничено,  во-первых, перечисленными в ней условиями; во-вторых,
   закрепленными в Конституции правами человека и гражданина.
       Рассматриваемое постановление в упомянутых пунктах  регулирует
   не индивидуальные права, а коллективные права объединения граждан,
   которые отдельным лицам не могут принадлежать.
       Согласно пункту  2  статьи  32  закона "О Конституционном суде
   Республики Саха (Якутия)" Конституционный  суд  принимает  решения
   только  по предмету,  затронутому в ходатайстве и лишь в отношении
   той части  нормативного  акта,  которая  подвергается  сомнению  в
   ходатайстве.  В  связи  с  этим  Конституционный суд  не  входит в
   обсуждение вопроса о том, соответствуют ли установления п.п. 1.17,
   1.18,  1.21,  1.22 постановления Верховного Совета Республики Саха
   (Якутия) от 26 июня 1992 г. N 1052-XII законодательству.
       Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктом 2 статьи 29
   закона   "О   порядке   деятельности    Конституционного    суда",
   Конституционный суд

                              постановил:

       1. Признать   п.п.   1.17,   1.18,  1.21,  1.22  постановления
   Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992 года  N
   1052-XII  "О  порядке  применения  Закона  РСФСР "О предприятиях и
   предпринимательской деятельности" на  территории  Республики  Саха
   (Якутия)" соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия) по
   форме.
       2. Постановление  Конституционного суда подлежит опубликованию
   в газетах "Саха сирэ",  "Советы Якутии" и направлению в  Верховный
   Совет   Республики   Саха  (Якутия),  Президенту  Республики  Саха
   (Якутия),  председателю  Верховного  суда,  прокурору  и  министру
   юстиции Республики Саха (Якутия).
       3. Постановление  вступает   в   силу   немедленно,   является
   окончательным и обжалованию не подлежит.

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Н.ЗАХАРОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz