Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 14.05.93 N 4-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 26 ИЮНЯ 1992 Г. N 1059-XII ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСОБОГО РЕЖИМА ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 14 мая 1993 г. N 4-П

           ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
             ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ
          26 ИЮНЯ 1992 Г. N 1059-XII "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСОБОГО
          РЕЖИМА ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ
                   РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

       Конституционный суд  Республики  Саха   (Якутия)   в   составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей  А.Д. Петракова, Н.Г.
   Захарова,  В.Н.  Прокопьева,  М.М.  Яковлева,  с участием  стороны
   ходатайствующей   о   проверке   конституционности   постановления
   Верховного Совета  Республики  Саха  (Якутия)  Ю.П.  Позднякова  -
   народного   депутата   Республики   Саха  (Якутия),  представителя
   Верховного Совета Республики Саха (Якутия) как  стороны,  издавшей
   рассматриваемое  постановление - народного депутата,  председателя
   постоянной комиссии Верховного  Совета  Республики  Саха  (Якутия)
   Е.В.  Базанова,  министра  юстиции  Республики  Саха (Якутия) Л.Т.
   Горевой, и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) Н.Ф. Тахватулина,
   рассмотрел  в открытом заседании дело о проверке конституционности
   постановления Верховного Совета Республики  Саха  (Якутия)  от  26
   июня  1992  г.  N 1059-XII "Об установлении особого режима въезда,
   регистрации и  пребывания  в  отдельных  районах  Республики  Саха
   (Якутия)".
       Поводом к  рассмотрению  дела  явилось  ходатайство  народного
   депутата  Республики  Саха  (Якутия)  Ю.П.  Поздняков  о  проверке
   конституционности постановления Верховного Совета Республики  Саха
   (Якутия)  от  26 июня 1992 г.  N 1059-XII "Об установлении особого
   режима,  въезда,  регистрации и  пребывания  в  отдельных  районах
   Республики Саха (Якутия)".
       Основанием к рассмотрению дела в соответствии со  статьей  101
   Конституции  Республики  Саха  (Якутия),  частью  первой статьи 25
   Закона  Республики   Саха   (Якутия)   "О   порядке   деятельности
   Конституционного  суда"  явилась обнаружившаяся неопределенность в
   вопросе  о  том,  соответствует  ли  Конституции  Республики  Саха
   (Якутия)  постановление  Верховного  Совета  от 26 июня 1992 г.  N
   1052-XII по содержанию и характеру затронутых в них вопросов.
       Ознакомившись с материалами дела,  выслушав объяснения сторон,
   представителей и участников заседания, Конституционный суд

                               установил:

       Народный депутат Республики Саха  (Якутия)  Ю.П.  Поздняков  5
   апреля  1993 года обратился в Конституционный суд с ходатайством о
   признании  неконституционным   постановления   Верховного   Совета
   Республики  Саха  (Якутия)  от  26  июня  1992  г.  N 1052-XII "Об
   установлении особого режима  въезда,  регистрации и  пребывания  в
   отдельных районах Республики Саха (Якутия) ".
       Указанным постановлением  Верховного  Совета  Республики  Саха
   (Якутия) установлен особый режим въезда,  регистрации и пребывания
   в отдельных районах Республики Саха  (Якутия)  граждан  Российской
   Федерации из других регионов,  республик СНГ и лиц без гражданства
   (пункт 1).
       Особый режим  для  этой категории субъектов права предполагает
   предварительное  получение  разрешения  на  въезд  в  эти  районы,
   санкционированного  местной  администрацией  (пункт  2),  а  также
   регистрацию в органах внутренних дел по  месту  пребывания  (пункт
   3). За нарушение правил въезда, регистрации и пребывания в районах
   с особым режимом  предусмотрена  административная  ответственность
   (пункт 4).
       По смыслу статьи 7 Конституции Республики Саха (Якутия)  нормы
   Конституции республики имеют прямое действие и распространяются на
   всю  территорию  республики.  Юрисдикция   норм   Конституции   не
   распространяется   на   другие   регионы  Российской  Федерации  и
   республики СНГ и находящихся там граждан и лиц без гражданства.
       Согласно статьям  15,  17  и  30  Конституции  Республики Саха
   (Якутия),  "граждане и лица, не являющиеся гражданами республики и
   находящиеся  на  ее территории,  равны перед законом...",  "каждый
   имеет право на свободное  передвижение  и  выбор  местожительства.
   Ограничения  устанавливаются только законом",  "...права и свободы
   человека и гражданина могут быть ограничены только законом".
       Таким образом,  Конституция  установила,  что  права и свободы
   любых лиц,  находящихся на  территории  республики,  в  том  числе
   свобода  передвижения  внутри  республики,  могут  быть ограничены
   нормативно-правовым актом исключительно в виде закона.
       Форма законодательного акта, регламентирующего правила въезда,
   регистрации и пребывания на территории республики лиц, находящихся
   за ее пределами и не являющихся гражданами республики Конституцией
   Республики  Саха  (Якутия),  не  установлена.  В  связи  с   этим,
   законодатель вправе избрать любую форму нормативно-правового акта,
   регулирующего эти общественные отношения.
       Особый порядок   въезда,  регистрации  и  пребывания  лиц,  не
   являющихся гражданами Республики  Саха  (Якутия)  в  отдельных  ее
   районах,   выступает   не   ограничением   свободы   передвижения,
   предусмотренного в Конституции,  а  является  правовым  механизмом
   реализации этого конституционного права. Об этом говорят следующие
   обстоятельства:
       - в  той  конкретной правовой ситуации,  что заключена в п.  1
   постановления,  особый режим выполняет роль режима допуска  в  эти
   районы;
       - приглашение,  предусмотренное пунктом  2  постановления,  по
   своей  конструкции  как  правовой  нормы  не  предполагает отказ в
   выдаче разрешения въезда в упомянутые районы;
       - регистрация  пребывания  лиц,  которые  указаны  в  пункте 3
   постановления в связи с их нахождением в названных выше районах по
   своей  правовой  природе не связана с установлением дополнительных
   обязанностей и не  выходит  за  пределы  необходимости  совмещения
   интересов  лиц,  прибывающих  в эти районы,  с интересами коренных
   жителей, представителей малочисленных народов Севера.
       Установления постановления   связаны  с  тем,  что  реализация
   свободы   передвижения    требует    предварительного    правового
   обеспечения  исполнения  прибывающими на новое для них место своих
   естественных обязанностей  перед  другими  гражданами,  обществом,
   государством.
       Конституционным судом при принятии решения  учтено  объяснение
   представителя   Верховного  Совета,  по  которому  особый  порядок
   въезда,  регистрации и пребывания лиц,  не  являющихся  гражданами
   Республики  Саха  (Якутия),  установлен  в  местностях компактного
   проживания  малочисленных  народов  Севера  по  их  настоятельному
   требованию   с   целью  защиты  их  экологических,  экономических,
   демографических,   культурных   и   иных   интересов,    в    виде
   дополнительной государственной меры.
       На основании изложенного,  руководствуясь пунктом  2  части  1
   статьи  24  и  пункта  1  части 1 статьи 31 Закона Республики Саха
   (Якутия)   "О   порядке   деятельности   Конституционного   суда",
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                              постановил:

       1. Признать  постановление  Верховного  Совета Республики Саха
   (Якутия) от 26 июня 1992 г.  N 1059-XII "Об  установлении  особого
   режима  въезда,  регистрации  и  пребывания  в  отдельных  районах
   Республики Саха (Якутия)" соответствующим  статьям  15,  17  и  30
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. Постановления Конституционного суда подлежит  опубликованию
   в   республиканских   газетах   "Саха  сирэ",  "Советы  Якутии"  и
   направлению в Верховный Совет Республики Саха (Якутия), Президенту
   Республики Саха (Якутия),  председателю Верховного суда Республики
   Саха (Якутия),  председателю Высшего Арбитражного суда  Республики
   Саха  (Якутия),  прокурору  Республики Саха (Якутия),  министрам и
   руководителям комитетов республики.
       3. Постановление   вступает   в   силу   немедленно,  является
   окончательным и обжалованию не подлежит.

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Н.ЗАХАРОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz