Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 10.01.93 N 1-П ПО ДЕЛУ О ПРИЗНАНИИ ОБЫКНОВЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 10 января 1993 г. N 1-П

          ПО ДЕЛУ О ПРИЗНАНИИ ОБЫКНОВЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
           ПРАКТИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ
                             САХА (ЯКУТИЯ)

       Конституционный суд  Республики  Саха   (Якутия)   в   составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей  Н.Г. Захарова,  А.Д.
   Петракова, В.Н. Прокопьева, М.М. Яковлева, с участием стороны А.Н.
   Алексеева,  представителя Президента Республики Саха (Якутия) А.П.
   Илларионова,   представителя   Председателя   Верховного    Совета
   Республики Саха (Якутия)  П.И. Федорова, и.о. прокурора республики
   Н.Ф. Тахватулина,   министра юстиции   Л.Т. Горевой  рассмотрел  в
   открытом     заседании     дело     о     признании    обыкновения
   правоприменительной  практики   не   соответствующей   Конституции
   Республики Саха (Якутия).
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  понимании  смысла  статей 58,  70 Конституции
   Республики Саха (Якутия) при  установившейся  практике  назначения
   министров, руководителей комитетов и ведомств.
       Ознакомившись с   материалами   дела,   выслушав    заключение
   эксперта,   объяснения   стороны,   представителей   и  участников
   заседания, Конституционный суд

                               установил:

       Народный депутат  Республики  Саха  (Якутия)   А.Н.   Алексеев
   обратился в Конституционный суд с депутатским запросом,  в котором
   указал,  что  по  установившейся  практике   Президент   назначает
   министров  своим  Указом,  а  затем обращается к сессии Верховного
   Совета за утверждением.
       По мнению  заявителя,  согласие  сессии  Верховного  Совета на
   назначение министров должно быть дано до издания Указа  Президента
   о назначении.
       В соответствии с законом "О  Конституционном  суде  Республики
   Саха  (Якутия)",  Конституционный  суд,  являясь  высшим  судебным
   органом  конституционного  контроля  в  республике,   осуществляет
   судебную  власть  путем  рассмотрения  ходатайств,  индивидуальных
   жалоб  и   запросов   о   проверке   конституционности   договора,
   нормативного   акта,   обыкновения  правоприменительной  практики,
   действия или решения должностного  лица,  либо  обнаружения  иного
   перехода     к     рассмотрению     вопроса,     подведомственного
   Конституционному  суду.  Конституционный  суд  отдельным  решением
   квалифицировал    депутатский    запрос    Алексеева    Л.Н.   как
   индивидуальную жалобу и принял ее к производству статьи 33  закона
   "О порядке деятельности Конституционного суда".
       В деле имеется постановление Верховного Совета Республики Саха
   (Якутия)  от  3 февраля 1992 года N 823-XII,  в котором утверждена
   представленная  Президентом   структура   Кабинета   Министров   -
   Правительства   Республики   Саха  (Якутия).   В  п. 2  указанного
   постановления  дано   согласие   на   представленный   Президентом
   персональный  состав Кабинета Министров - Правительства Республики
   Саха (Якутия).  Там же имеются Указы  Президента  Республики  Саха
   (Якутия)    о   назначении   министров,   изданные   до   принятия
   постановления Верховного Совета от 3 февраля 1992  г.  N  823-XII,
   имеются   Указы   Президента  об  изменениях  в  составе  Кабинета
   Министров - Правительства Республики Саха (Якутия).
       Конституционный суд   считает,   что  утверждение  стороны  об
   установлении  правоприменительной  практики   и   издании   Указов
   Президента  о назначении и освобождении членов Кабинета Министров,
   министров,  руководителей  комитетов  и  ведомств  республики   до
   вынесения   постановления   Верховного   Совета   о   согласии  на
   первоначальное назначение указанных кандидатур нашло подтверждение
   в судебном заседании.
       Согласно части  8  статьи  58  Конституции   Республики   Саха
   (Якутия)  к  ведению  Верховного  Совета  Республики Саха (Якутия)
   относится  согласие   на   персональное   назначение   Президентом
   республики   премьер-министра   республики   и   членов   Кабинета
   Министров.  В части 5 статьи 70 Конституции указано, что Президент
   Республики  Саха  (Якутия)  назначает  и  освобождает от должности
   министров,  руководителей  комитетов  и  ведомств   республики   с
   согласия Верховного Совета Республики Саха (Якутия).
       В Конституции (Основном Законе) Якутской-Саха ССР 1978  г.  со
   всеми  изменениями  и  дополнениями  в  п. 11  ч. 3 статьи 92 было
   указано,   что   Верховный   Совет   дает   согласие    Президенту
   Якутской-Саха ССР на формирование Кабинета Министров Якутской-Саха
   ССР,  на внесение в  его  состав  изменений,  на  освобождение  от
   должности членов Кабинета Министров Якутской-Саха ССР, на принятие
   отставки Кабинета Министров Якутской-Саха ССР. В п. 8 статьи 106.6
   указывалось, что Президент Якутской-Саха ССР с согласия Верховного
   Совета Якутской-Саха ССР формирует Кабинет Министров Якутской-Саха
   ССР,  вносит  в  его  состав  изменения,  освобождает от должности
   членов Кабинета Министров Якутской-Саха ССР.
       Конституционный суд  считает,  что  в применении законодателем
   термина "согласие" смысл редакции  изложенных  пунктов,  частей  и
   статей  действующей  Конституции  и  Конституции 1978 г.  со всеми
   изменениями и дополнениями является идентичным.
       Таким образом,  обращение  народного  депутата Республики Саха
   (Якутия) о необходимости толкования положений норм  Конституции  и
   установлении  единого  понимания и применения порядка согласования
   кандидатур,  лиц,  назначаемых  Президентом  на  высшие  должности
   исполнительной  власти подлежит рассмотрению независимо от времени
   вступления  в  силу  действующей   Конституции   Республики   Саха
   (Якутия).
       В статье 73 действующей Конституции Президенту Республики Саха
   (Якутия)  в  осуществлении  своих  полномочий  предоставлено право
   издавать  Указы  и  распоряжения.  При  назначении  на   должность
   министров,   руководителей   комитетов   и   ведомств   республики
   Президентом избрана форма Указа.  Указ по юридическому  содержанию
   может  иметь  нормативный  или  индивидуальный  характер.  Порядок
   вступления  в  силу  Указов  нормативного  характера  может   быть
   определен  в  Законе  или  в  самом  Указе.  Указы индивидуального
   характера вступают в силу с момента принятия.
       Указы Президента  Республики  Саха  (Якутия)  о  назначении на
   должности министров,  руководителей  комитетов  и  ведомств  носят
   индивидуальный характер и вступают в силу немедленно, предполагают
   начало фактического исполнения этими лицами  обязанностей  со  дня
   подписания  Указов.  И  по  общепризнанной  юридической  практике,
   указанные  должностные  лица  в  полном  объеме  несут   права   и
   обязанности   министров,   руководителей   комитетов   и  ведомств
   республики с момента издания Указа о назначении.
       Если бы  законодатель хотел,  чтобы Президент самостоятельно и
   персонально подбирал,  определял и оформлял состав членов Кабинета
   Министров  -  Правительство Республики Саха (Якутия),  а Верховный
   Совет,  оставляя  за   собой   право   последующего   утверждения,
   подразумевал,  что  этим  актом  он  выражает  доверие  со стороны
   законодательного   органа   и   предоставляет   право   министрам,
   руководителям  комитетов  и  ведомств в пределах своей компетенции
   действовать  от  имени  Республики  Саха  (Якутия),  то  в  тексте
   Конституции  законодатель  вместо  термина "согласие" употребил бы
   термин "утверждение".
       Следовательно, последующее   оформление   согласия  Верховного
   Совета  на  Указы   о   назначении   и   освобождении   министров,
   руководителей    комитетов    и   ведомств   фактически   является
   утверждением Указов  и  разрешением  на  продолжение  фактического
   исполнения обязанностей, возложенных Указом Президента.
       По заключению лингвистической экспертизы в тексте  Конституции
   Республики  Саха  (Якутия) в части 8 статьи 58 и части 5 статьи 70
   слово "согласие" должно  пониматься  как  "разрешение"  (право  на
   совершение чего-нибудь), утвердительный ответ.
       В статье 59 Регламента  работы  Верховного  Совета  Республики
   Саха   (Якутия)   установлено,   что  Президент  предоставляет  на
   рассмотрение  Верховного  Совета  кандидатуры  в  состав  Кабинета
   Министров Республики Саха (Якутия).  Согласно статьи 60 Регламента
   перед вынесением  на  рассмотрение  Верховного  Совета  кандидатур
   заместителей премьер-министра Республики Саха (Якутия), министров,
   председателей  госкомитетов  и  других  лиц,  входящих  в   состав
   Кабинета   Министров,   Председатель  Верховного  Совета  или  его
   заместители поручают постоянным  комиссиям  обсуждение  каждой  из
   предложенных кандидатур.
       Анализ норм  Регламента  подтверждает,   что   в   Конституции
   Республики  Саха  (Якутия)  законодатель предусматривал оформление
   согласия Верховного Совета до принятия решения о назначении членов
   Кабинета Министров,  т.е.  до издания Указов Президента Республики
   Саха (Якутия).
       Согласно ч.  1 статьи 101 Конституции Республики Саха (Якутия)
   Конституционному суду предоставлено право давать толкование нормам
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       На основании изложенного,  руководствуясь частями 3,  4  п.  1
   статьи 33, п. 1 статьи 34,  ч. 2  п. 1 статьи 38 закона "О порядке
   деятельности Конституционного суда", Конституционный суд

                              постановил:

       1. Признать    обыкновение    правоприменительной     практики
   персонального  назначения и освобождения министров,  руководителей
   комитетов и ведомств без  ранее  выраженного  согласия  Верховного
   Совета не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. В части 8  статьи  58  и  части  5  статьи  70  Конституции
   Республики  Саха (Якутия) под согласием на персональное назначение
   Президентом   республики   премьер-министра,    членов    Кабинета
   Министров,  руководителей  комитетов  и ведомств по букве и смыслу
   Конституции   Республики   Саха    (Якутия)    следует    понимать
   предварительное или одновременно с изданием соответствующего Указа
   согласие Верховного Совета Республики Саха (Якутия) на  назначение
   на должность или освобождение от должности вышеуказанных лиц.
       3. Постановление Конституционного суда не распространяется  на
   правоотношения,    возникшие   до   настоящего   толкования   норм
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       4. Постановление  Конституционного суда подлежит опубликованию
   в печати и направлению в Верховный Совет Республики Саха (Якутия),
   Президенту Республики Саха (Якутия),  председателю Верховного суда
   Республики Саха (Якутия),  председателю Высшего Арбитражного  суда
   Республики  Саха  (Якутия),  прокурору  Республики  Саха (Якутия),
   министрам и руководителям комитетов республики.
       5. Постановление  вступает  в силу немедленно и обжалованию не
   подлежит.

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Н.ЗАХАРОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz