ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2006 г. ГС N 1678-III
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний "Проблемы и
перспективы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Республики Саха (Якутия)" (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление Президенту Республики Саха
(Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), главам
муниципальных образований.
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его
принятия.
Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
Н.ТИМОФЕЕВ
Приложение
к постановлению Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
от 30 мая 2006 г. ГС N 1678-III
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
г. Якутск 17 мая 2006 года
Заслушав и обсудив информацию исполняющего обязанности министра
жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха
(Якутия) В.В. Ракитина, председателя постоянного комитета
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по
энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ф.С.
Тумусова, народных депутатов Республики Саха (Якутия),
руководителей и представителей органов исполнительной власти
Республики Саха (Якутия), представителей органов местного
самоуправления, руководителей предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, управляющих компаний и представителей товариществ
собственников жилья, участники парламентских слушаний отмечают
следующее.
До настоящего времени жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в
Республике Саха (Якутия) продолжает находиться в сложном
состоянии, работа его предприятий недостаточно эффективна.
Инженерные системы и сооружения коммунальной инфраструктуры
физически изношены, морально устарели и нуждаются в коренной
модернизации.
Реализация республиканской программы "Реформирование и развитие
жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2002 -
2006 годы" (далее - Программа), несмотря на недофинансирование
отдельных ее подпрограмм (профинансировано 70,7 процента от
потребности в финансовых средствах), была комплексной и принесла
относительно положительные результаты по всем направлениям
деятельности, о чем свидетельствуют позитивные сдвиги в отрасли
ЖКХ.
В результате реализации Программы осуществлены следующие
мероприятия в рамках ее подпрограмм:
1) подпрограмма "Модернизация и техническое перевооружение":
реконструировано и модернизировано 179 котельных, введено в
эксплуатацию 114 новых котельных, 244 - ликвидировано. Несмотря на
то, число котельных в итоге уменьшилось с 1796 до 1552 единиц,
суммарная выработка теплоэнергии за счет оптимизации и увеличения
мощности реконструированных и введения новых котельных не
снизилась;
2) подпрограмма "Энергоресурсосбережение":
проведены работы по переводу на газовое отопление 42 котельных
в Вилюйском, Верхневилюйском, Намском, Кобяйском, Мегино-
Кангаласском улусах (районах) и городе Якутске. В котельных,
работающих на жидком топливе, установлены энергоэффективные
горелки "Вайсхаупт" в количестве 41 единицы. Реконструировано 120
километров тепловых сетей;
3) подпрограмма "Систематизация и автоматизация учета
технологических процессов, хозяйственной деятельности и
документооборота жилищно-коммунального комплекса":
проведены работы по внедрению единой системы бухгалтерского
учета "1С: Энерго". В городе Якутске внедрена база данных
"Квартиросъемщик". Повышена обеспеченность предприятий ЖКХ
компьютерной и оргтехникой, а также укомплектованность их прочими
программами автоматизированного учета;
4) подпрограмма "Управление персоналом в жилищно-коммунальном
комплексе":
проведена аттестация 9,8 процента работников отрасли ЖКХ,
снижена текучесть кадров до 39,5 процента, 56,9 процента
работников административно-управленческого персонала повысили свой
образовательный уровень, получив высшее профессиональное
образование соответствующего профиля.
В отрасли ЖКХ остается открытой проблема доведения тарифной
ставки рабочего первого разряда, которая в настоящее время
составляет 872 рубля, до минимального размера оплаты труда,
установленного в сумме 1 100 рублей в месяц. Повышение тарифной
ставки может привести к увеличению фонда оплаты труда и
несоблюдению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, регулируемых
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В целом повышена эффективность и надежность функционирования
жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, улучшено качество
оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг с одновременным
снижением нерациональных затрат. Произведены обновление и
модернизация основных фондов отрасли ЖКХ, определены
принципиальные схемы финансовых потоков.
Мероприятия Программы в части внедрения в отрасль ЖКХ новых
форм экономических взаимоотношений, проведения структурных
преобразований в данной отрасли направлены, главным образом, на
укрупнение, централизацию систем управления.
Статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что в целях демонополизации сферы управления
многоквартирными домами должны быть созданы равные условия для
хозяйственной деятельности управляющих организаций. Обеспечение
таких условий возлагается на органы местного самоуправления.
Согласно части 1 указанной статьи Жилищного кодекса Российской
Федерации органы местного самоуправления:
1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих
компаний независимо от организационно-правовых форм;
2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам
собственников жилья либо жилищным кооперативам, или иным
специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства
на капитальный ремонт многоквартирных домов;
3) содействуют повышению уровня квалификации лиц,
осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации
обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.
Кроме того, частью 2 указанной статьи Жилищного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что органы местного
самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять
гражданам по их запросам информацию о ценах и тарифах на услуги и
работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых
помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и
тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и
выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые
коммунальные услуги и о размерах их оплаты.
Финансовый аспект жилищного законодательства сводится к
обеспечению самоокупаемости жилищно-коммунальных услуг,
обеспечению социальной защиты малоимущих граждан путем
предоставления жилья по договорам социального найма и субсидий на
оплату жилищно-коммунальных услуг, а также к финансированию за
счет бюджетных средств мероприятий по ремонту и восстановлению
жилого фонда. Поправки, принятые Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации к Федеральному закону
от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов
организаций коммунального комплекса", не допускают резкого роста
тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с приказом
Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 года N 853-э/4
"Об утверждении индексов максимально возможного изменения
установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального
комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги
организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения
размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов
изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также
предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за
исключением производимой электростанциями, осуществляющими
производство в режиме комбинированной выработки электрической и
тепловой энергии, на 2006 год" установлено повышение для
Республики Саха (Якутия) на 2006 год:
1) предельных индексов изменения тарифов на водоснабжение и
канализацию - до 17,4 процента;
2) максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию - до
20 процентов;
3) предельных индексов изменения размера платы за жилое
помещение для населения - до 20 процентов;
4) предельных индексов изменения платы за коммунальные услуги
для населения - до 25 процентов.
Основными целями реформирования отрасли ЖКХ являются улучшение
качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечение социальных
гарантий малоимущим гражданам посредством создания благоприятного
правового поля для действия рыночных механизмов взаимодействия
между собственниками жилых помещений и компаниями, оказывающими
жилищно-коммунальные услуги, с одновременной защитой малоимущих
граждан.
Поскольку техническое обслуживание гражданами жилых домов,
введенных в эксплуатацию 20 - 30 лет тому назад, в том числе
замена изношенных коммуникаций, требуют финансовой поддержки
органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов
местного самоуправления, необходимо на уровне Российской Федерации
разработать целевую программу, касающуюся капитального ремонта
жилого фонда, с определением механизма ее финансирования.
Помимо объективно вытекающей из сложившейся ситуации проблемы
ремонта и восстановления в значительной степени изношенных
объектов систем тепло- и водоснабжения, электроснабжения, самих
жилых зданий и технических сооружений, в том числе проведения
инвентаризации таковых с целью определения степени их
изношенности, остро встает проблема финансирования расходов на
приобретение и строительство жилья, предоставляемого малоимущим
гражданам по договорам социального найма.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20
апреля 2006 года N 138 "О стандартах для расчета субсидий
населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в
Республики Саха (Якутия) (с 1 мая по 31 декабря 2006 года)"
утверждены социальные нормы площади жилья для одиноко и отдельно
проживающих неработающих пенсионеров, а также региональный
стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи -
22 процента, для граждан с совокупным доходом менее 1,5
прожиточного минимума соответствующей социально-демографической
группы - 15 процентов.
Проекты законов Республики Саха (Якутия) "Об условиях
реализации права отдельных категорий граждан на предоставление
жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха
(Якутия) по договорам социального найма" и "О порядке признания
граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления
жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по
договорам социального найма", внесенные на рассмотрение
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),
постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 марта
2006 года N 79 "Об утверждении Порядка управления многоквартирным
домом, все помещения в котором находятся в собственности
Республики Саха (Якутия)" и от 5 мая 2006 года N 172 "О признании
утратившим силу постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 14 декабря 2001 года N 643 "Об упорядочении перевода
жилых помещений в нежилой фонд, нежилых помещений в жилые и
оформление разрешений на переоборудование и перепланировку жилых
помещений в многоквартирных домах в населенных пунктах Республики
Саха (Якутия)", проект постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) "О специализированном жилом фонде Республики Саха
(Якутия)" направлены на обеспечение социальной защиты населения и
в косвенной степени касаются ЖКХ.
Суть реформы, проводимой в отрасли ЖКХ, должна заключаться в
создании условий для естественной конкуренции на рынке жилищно-
коммунальных услуг через демонополизацию, в предоставлении
возможности среднему и малому бизнесу проявить себя в оказании
экономически обоснованных и качественных услуг населению.
Основной проблемой реформирования отрасли ЖКХ в настоящее время
является низкая экономическая активность населения, до сих пор
воспринимающего плату за жилищно-коммунальных услуги как один из
видов налогообложения. На данный момент в городе Якутске создано
106 товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и 10 управляющих
компаний; в городе Мирном - 4 ТСЖ и 1 управляющая компания, в
городе Нерюнгри - 27 ТСЖ. Низкая активность населения в создании
ТСЖ объясняется во многом низким уровнем информированности
большинства населения в части изменения законодательства, а также
отсутствием у граждан необходимых юридических, экономических и
управленческих навыков. Создание ТСЖ - слишком громоздкая
процедура, предполагающая все тяготы, связанные с созданием
юридического лица, включая налоги и отчетность по установленной
форме.
Основную разъяснительную работу на местах должны проводить
органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы
местного самоуправления. Следует отметить, что со дня введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации и до настоящего
времени такая работа проводится слабо. Как показывает практика,
большинство глав муниципальных образований в Республике Саха
(Якутия) трактуют нормы нового жилищного законодательства в
аспекте передачи объектов ЖКХ на баланс муниципальных образований
и направления всех финансовых средств, получаемых от населения за
жилищно-коммунальные услуги, а также субсидий и субвенций в
распоряжение соответствующего муниципального образования.
Существуют и другие объективные причины, препятствующие
реформированию отрасли ЖКХ:
1) слабое развитие рынка жилищно-коммунальных услуг резко
сокращает возможности при выборе подрядчика для обслуживания
жилого дома;
2) неудовлетворительное состояние подавляющей части жилого
фонда с нарушением всех сроков проведения плановых и текущих
ремонтов является причиной отсутствия у населения желания нести
неоправданно большие затраты на восстановление и ремонт жилого
фонда;
3) около 50 процентов населения Республики Саха (Якутия), в
основном сельское население, могут оплачивать не более 15 - 25
процентов от 100-процентного возмещения платежами населения
стоимости жилищно-коммунальных услуг и социальной нормы жилья.
Высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг в сельской местности
во многом объясняется географической удаленностью населенных
пунктов от систем коммунальной инфраструктуры, а также низкой
плотностью населения, проживающего в указанных пунктах. Ввиду
сохраняющейся тенденции цен на горюче-смазочные материалы
стоимость завоза топливных ресурсов для обеспечения нужд ЖКХ
улусов (районов) постоянно растет. Для решения этой проблемы
необходимо отдельно учитывать транспортную составляющую в
стоимости оказываемых жилищно-коммунальных услуг и проработать
вопрос о ежегодном и своевременном возмещении транспортных затрат
за счет бюджетных средств. Более того, в целях получения
населением улусов (районов) субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг необходимо включить в перечень услуг,
оказываемых населению, проживающему в соответствующем жилом
секторе, услуги по завозу дров, угля для печного отопления, газа и
воды для бытовых нужд населения с установлением порядка
предоставления субсидий на данные услуги в соответствии с нормами
их потребления.
На основании изложенного, с учетом поступивших предложений, в
целях решения проблем, возникших в процессе реформирования отрасли
ЖКХ, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) (Н.С. Тимофеев):
1) внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке реализации права
законодательной инициативы следующие проекты федеральных законов:
а) проект федерального закона о внесении изменений в Жилищный
кодекс Российской Федерации в части отмены для северных регионов
стандарта 100-процентного возмещения платежами населения стоимости
коммунальных услуг и социальной нормы жилья;
б) проект федерального закона о внесении изменений в
Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в части
продления срока действия положений указанного федерального закона,
регулирующих установление и применение предельных индексов
возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги
организаций коммунального комплекса;
2) Контрольному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) (Б.Н. Бубякин) провести проверку целевого
использования предприятиями ЖКХ средств государственного бюджета
Республики Саха (Якутия) за 2004 - 2006 годы.
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисов):
1) по реконструкции и модернизации объектов ЖКХ:
а) с целью улучшения качества предоставляемых жилищно-
коммунальных услуг, развития конкуренции в жилищно-коммунальной
сфере рассмотреть возможность распространения процессов заключения
концессионных соглашений с негосударственными предприятиями ЖКХ по
использованию государственного имущества для предоставления
жилищно-коммунальных услуг;
б) в целях сохранения материально-технической базы ЖКХ
рассмотреть вопрос об акционировании ГУП "Жилищно-коммунальное
хозяйство Республики Саха (Якутия)" (далее - ГУП "ЖКХ") с
последующим разделением функций поставщиков жилищно-коммунальных
услуг и управляющих компаний во вновь создаваемых предприятиях по
оказанию жилищно-коммунальных услуг населению;
в) разработать комплекс мер по финансовому оздоровлению отрасли
ЖКХ, в частности:
рассмотреть возможность создания постоянно действующего
механизма кредитования ежегодного завоза для нужд ЖКХ топливно-
энергетичских ресурсов и продукции производственно-технического
назначения;
рассмотреть целесообразность создания аккумуляционного фонда в
государственном бюджете Республики Саха (Якутия) для
финансирования на возвратной основе экономически привлекательных
энергосберегающих проектов;
произвести реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в
государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и бюджеты
муниципальных образований с целью высвобождения оборотных средств
предприятий, связанных с обслуживанием данной задолженности;
разработать правовой механизм предоставления ГУП "ЖКХ"
государственных бюджетных гарантий в целях получения целевого
кредита Европейского банка реконструкции и развития для замены и
модернизации основных производственных фондов указанного
предприятия, а также в целях сокращения затрат на ремонт и
обслуживание изношенного оборудования, внедрение энергосберегающих
технологий для обеспечения потребностей ГУП "ЖКХ";
разработать на предприятиях ЖКХ комплекс мероприятий с целью
сокращения налогового бремени, повышения материальной
заинтересованности коллектива и производительности труда и
сокращения численности работников, в том числе мероприятия по
доведению тарифной ставки рабочего первого разряда до размера,
установленного Генеральным соглашением от 29 декабря 2004 года,
заключенным между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством
Российской Федерации на 2005 - 2007 годы;
разработать и внедрить механизм ликвидации просроченной
задолженности в сумме 71 385,5 тыс. рублей, сложившейся по
заработной плате работников жилищно-коммунального комплекса, а
также задолженности в сумме 88 419 тыс. рублей, сложившейся перед
Пенсионным фондом Российской Федерации;
г) разработать схему топливно-энергетического баланса ЖКХ и
маршруты доставки топливно-энергетических ресурсов для нужд ЖКХ, в
том числе в северные и арктические улусы, с целью дальнейшей
оптимизации данной схемы;
д) разработать долгосрочную программу перехода на полную
самоокупаемость расходов ЖКХ тарифами населения, сопровождаемую
мерами по социальной защите населения, при этом разработать
отдельную программу сезонного завоза топливно-энергетических
ресурсов в северные и арктические улусы без учета транспортных
расходов;
е) разработать и утвердить порядок возмещения затрат на
содержание жилого фонда со стороны предприятий промышленности,
наносящих урон жилому фонду;
ж) рассмотреть возможность создания республиканской мерзлотной
инспекции по наблюдению за фундаментами зданий и сооружений;
2) по формированию рынка жилищно-коммунальных услуг:
а) разработать нормативно-методические документы, необходимые
для реализации полномочий в сфере предоставления жилищно-
коммунальных услуг населению;
б) при разработке республиканской целевой программы
"Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства
Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы" предусмотреть меры
по созданию необходимых условий для стимулирования участия частных
компаний среднего и малого бизнеса на рынке ЖКХ, создания
благоприятной конкурентной среды для участия указанных компаний в
конкурсах, аукционах на предмет размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд;
в) с целью ознакомления населения и глав муниципальных
образований в Республике Саха (Якутия) с положениями нового
жилищного законодательства организовать активную просветительскою,
агитационную и консультационную работу посредством:
организации публикаций в средствах массовой информации;
проведения "круглых столов" с участием юристов и глав
муниципальных образований;
привлечения к работе общественных организаций, экспертов;
привлечения общественных организаций и учебных заведений на
условиях государственного заказа общедоступных курсов по
приобретению базовых знаний в области администрирования,
экономики, юриспруденции для желающих создать ТСЖ или организовать
управляющую компанию;
организации многоканальной "горячей линии" по вопросам
консультаций в сфере жилищного законодательства и предоставлению
гражданам по их запросам информации о ценах и тарифах на
соответствующие услуги и работы, о размерах оплаты в соответствии
с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве
оказываемых услуг и выполняемых работ;
г) принять меры по упрощению и ускорению процесса передачи
жилого фонда на обслуживание частным компаниям среднего и малого
бизнеса на рынке ЖКХ;
3) по социальной поддержке населения:
а) принять на период реформирования отрасли ЖКХ меры по
временной социальной защите малоимущих граждан, имеющих
сверхнормативные площади жилья;
б) в целях получения населением субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг включить в перечень услуг, оказываемых
населению, проживающему в соответствующем жилом секторе, услуги по
завозу дров, угля для печного отопления, газа и воды для бытовых
нужд населения с установлением порядка предоставления субсидий на
данные услуги в соответствии с нормами их потребления.
3. Органам местного самоуправления:
1) разработать нормативно-методические документы, необходимые
для реализации полномочий в сфере предоставления жилищно-
коммунальных услуг населению;
2) содействовать созданию на местах ТСЖ и управляющих компаний
всех форм собственности;
3) организовать просветительскую, агитационную и
консультационную работу среди населения с целью ознакомления с
положениями нового жилищного законодательства;
4) принять неукоснительные меры по созданию необходимых условий
для стимулирования участия частных компаний среднего и малого
бизнеса на рынке ЖКХ, создания благоприятной конкурентной среды
для участия указанных компаний в конкурсах, аукционах на предмет
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для муниципальных нужд;
5) усилить на местах работу по контролю за своевременной
оплатой населением жилищно-коммунальных услуг с принятием мер
административного воздействия к постоянным неплательщикам;
6) с целью улучшения качества предоставляемых жилищно-
коммунальных услуг, развития конкуренции в жилищно-коммунальной
сфере рассмотреть возможность распространения процессов заключения
концессионных соглашений с негосударственными предприятиями ЖКХ по
использованию муниципального имущества для предоставления жилищно-
коммунальных услуг.
|