ОКРУЖНОЙ СОВЕТ ГОРОДА ЯКУТСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2006 г. N ПОС-41-15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
На основании п. 1 ст. 31 об организации предоставления
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования по основным образовательным программам Закона
Российской Федерации "Об образовании" окружной Совет города
Якутска постановляет:
1. Утвердить Положение об организации предоставления начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по
основным образовательным программам, согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на постоянную комиссию по социальной политике (Ермолаев А.Р.)
3. Положение вступает в силу со дня официального опубликования.
Председатель
окружного Совета г. Якутска
А.А.САВВИНОВ
Глава
городского округа "Якутск"
И.Ф.МИХАЛЬЧУК
Приложение
к постановлению
окружного Совета г. Якутска
от 15 марта 2006 г. N ПОС-41-15
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
I. Общие положения
Настоящее Положение регулирует деятельность муниципальных
образовательных учреждений всех видов по организации
предоставления начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования.
Под получением образования обучающимся понимается достижение и
подтверждение им определенного образовательного ценза, которое
удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых
конституционных прав обучающихся.
Закон "Об образовании РС(Я)" устанавливает обязательность
среднего (полного) общего образования муниципальных
образовательных учреждений всех видов.
Муниципальное образование "Город Якутск" гарантирует гражданам
РФ, проживающим на территории муниципального образования "Город
Якутск" общедоступность и бесплатность начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования в
муниципальных образовательных учреждениях по основным
общеобразовательным программам.
Основными задачами в области образования являются:
обеспечение и защита конституционного права обучающегося на
образование;
создание правовых гарантий для свободного функционирования и
развития муниципальной системы образования.
Образовательная политика в муниципальном образовании "Город
Якутск" основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного
развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
- единство культурного и образовательного пространства. Защита
и развитие системой образования национальных культур, культурных
традиций и особенностей в условиях многонационального города;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования
к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников;
- светский характер образования в муниципальных образовательных
учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер
управления образованием, автономность образовательных учреждений.
II. Образовательные программы
2.1. Образовательная программа определяет содержание
образования определенного уровня и направленности. В
образовательных учреждениях муниципального образования "Город
Якутск" реализуются образовательные программы, которые
подразделяются на:
- общеобразовательные (основные и дополнительные);
- образовательные программы профильного обучения.
2.2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач
формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профильных образовательных программ.
2.2.1. К общеобразовательным относятся программы:
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
2.3. Образовательные программы профильного обучения направлены
на решение задач повышения профильного и общеобразовательного
уровней.
2.3.1. К общеобразовательным программам профильного обучения
относятся:
- базовые программы профильного обучения;
- программы элективных курсов;
- программы по предметам.
2.4. Обязательный минимум содержания каждой основной
общеобразовательной программы, образовательной программы
профильного обучения устанавливается Законом "Об образовании",
соответствующими нормативно-правовыми актами РФ.
2.5. Нормативные сроки освоения основных образовательных
программ в муниципальных образовательных учреждениях определяются
Законом "Об образовании" и Уставом образовательного учреждения
соответствующих типов и видов, настоящим Положением.
III. Формы получения образования
3.1. С учетом потребностей и возможностей личности
образовательные программы осваиваются в следующих формах: в
образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной
(вечерней), заочной; в форме семейного образования,
самообразования, экстерната, индивидуального обучения на дому при
наличии медицинских показаний, коррекционно-развивающих классах,
компенсирующих классах, специальных (коррекционных) при
общеобразовательных учреждениях.
3.2. В учебно-консультационных пунктах (УКП) при
общеобразовательных школах - в форме очной, очно-заочной
(вечерней), заочной.
3.3. Допускается сочетание различных форм получения
образования.
IV. Образовательные учреждения
4.1. Образовательным является учреждение, осуществляющее
образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько
образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и
воспитание обучающихся.
Муниципальное образовательное учреждение - образовательное
учреждение, находящееся в муниципальной собственности и
финансируемое за счет средств муниципального и регионального
бюджета.
Действие данного Положения в области образования
распространяется на все муниципальные образовательные учреждения
на территории муниципального образования "Город Якутск" независимо
от их организационно-правовых форм и подчиненности.
4.2. Особенности организации образовательного процесса в
муниципальных специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии регламентируется "Положением о муниципальных специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии", утвержденным мэрией
муниципального образования "Город Якутск".
4.3. К общеобразовательным муниципальным учреждениям относятся
учреждения следующих типов и видов:
- муниципальные общеобразовательные школы (начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования);
- гимназии;
- лицеи;
- муниципальные специальные (коррекционные) школы и школы -
интернаты для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии;
- муниципальные школы - интернаты для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
4.4. Деятельность муниципальных образовательных учреждений
регулируется Уставами образовательных учреждений соответствующих
типов и видов, утверждаемых Учредителем мэрии г. Якутска.
V. Содержание образования
5.1. Содержание образования является одним из факторов
экономического и социального прогресса общества и должно быть
ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование образовательного пространства
МО "Город Якутск".
5.2. Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры
общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню
знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения)
картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого
общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
5.3. Профильное образование ориентирует обучающихся на более
основанный выбор пути продолжения дальнейшего образования в школе
III ступени.
5.4. Содержание образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо
от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор
мнений и убеждений.
5.5. Содержание образования в конкретном образовательном
учреждении определяется образовательной программой (программами),
разрабатываемой (-ыми), принимаемой (-ыми) и реализуемой (-ыми)
этим образовательным учреждением и утверждаемой (-ыми)
(согласованной (-ыми) с органами управления образованием.
5.6. Муниципальное образование "Город Якутск" в лице
уполномоченного Управления образованием мэрии в случае
некачественной подготовки выпускников образовательным учреждением
вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по
возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих
выпускников в других образовательных учреждениях в соответствии с
Законом РФ "Об образовании".
5.7. Образовательное учреждение в соответствии со своими
уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные
образовательные программы и оказывать дополнительные
образовательные услуги (на договорной основе) за пределами
определяющих его статус образовательных программ, которые должны
быть прописаны в Уставе МОУ и приложении к лицензии на право
образовательной деятельности.
VI. Организация образовательного процесса
6.1. Организация образовательного процесса в образовательном
учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания
образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по
годам обучения), согласованным с муниципальным управлением
образования, годовым календарным учебным графиком и расписаниями
занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным
учреждением самостоятельно.
6.2. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы
оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации
обучающихся.
6.3. Освоение образовательных программ основного общего,
среднего (полного) общего и видов профессионального образования
завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
6.4. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и
объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении
основного общего и среднего (полного) общего образования
обеспечиваются: государственной аттестационной службой,
независимой от органов муниципального управления образованием.
6.5. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на
основе уважения человеческого достоинства обучающихся,
воспитанников, педагогов. Применение методов физического и
психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не
допускается. Контроль над соблюдением условий психологической
безопасности всех субъектов образовательного процесса возлагается
на руководителей муниципальных образовательных учреждений.
6.6. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних
обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность
ознакомления с Уставом МОУ, ходом и содержанием образовательного
процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
6.7. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный
учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а
также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и
(или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным
(центральным) государственным органом управления образованием.
VII. Реализация общеобразовательных программ
7.1. Общеобразовательные программы реализуются в
образовательных учреждениях начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных
учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (законных представителей).
7.2. Образовательные программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных
общеобразовательных программ с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей обучающихся,
воспитанников.
7.3. Образовательные программы начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования являются
преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на
основе предыдущей.
7.4. Обучающиеся на ступени начального и основного общего
образования, не освоившие программу учебного года и имеющие
академическую задолженность по двум и более предметам, по
усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения
с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника
образовательного учреждения или продолжают обучение в форме
семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях
образования, имеющие по итогам учебного года академическую
задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс
условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической
задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их
родителей (законных представителей).
Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае
производится по решению органа управления образовательного
учреждения (педагогического совета).
7.5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу
предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени
общего образования.
VIII. Начальное общее, основное общее,
среднее (полное) общее образование
8.1. Общее образование включает в себя три ступени,
соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее
(3 года, 4 года), основное общее (5 лет), среднее (полное) общее
образование (2 года).
8.2. Обучение детей в муниципальных образовательных
учреждениях, реализующих программы начального общего образования,
начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при
отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже
достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей
(законных представителей) учредитель образовательного учреждения
вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для
обучения в более раннем возрасте.
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования определяются федеральным законом.
8.3. Направление детей в муниципальные специальные
(коррекционные) учреждения осуществляется муниципальным органом
Управления образованием с согласия родителей (лиц их заменяющих) и
по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
8.4. Среднее (полное) общее образование для обучающихся
муниципальных образовательных учреждений МО "Город Якутск",
государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
8.5. Предельный возраст обучающихся для получения основного
общего образования в муниципальном общеобразовательном учреждении
по очной форме обучения - восемнадцать лет.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии, для
подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, для
граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-
трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного
общего образования может быть увеличен.
8.6. По решению педагогического совета образовательного
учреждения, при наличии постановления комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав за совершение противоправных
действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного
учреждения допускается исключение из образовательного учреждения
обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об
исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей), принимается с согласия органов опеки и
попечительства.
Об исключении обучающегося образовательное учреждение обязано в
трехдневный срок проинформировать органы управления образованием
МО "Город Якутск". Органы муниципального управления образованием,
образовательное учреждение совместно с родителями (законными
представителями) исключенного в месячный срок принимают меры,
обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в
другом образовательном учреждении.
8.7. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с
предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить
профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных
(в том числе платных) образовательных услуг при наличии
соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид
деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится
только с согласия обучающихся и их родителей (законных
представителей).
IX. Документы об образовании
9.1. Муниципальное образовательное учреждение в соответствии с
лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о
соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с
лицензией, которые заверяются печатью образовательного учреждения.
9.2. Муниципальное специальное (коррекционное) учреждение в
соответствии с лицензией на право образовательной деятельности
выдает документ об уровне образования и (или) квалификации, или
свидетельство об окончании муниципального (коррекционного)
учреждения государственного образца.
9.3. Образовательные учреждения, имеющие государственную
аккредитацию и реализующие общеобразовательные, образовательные
программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы
государственного образца об уровне образования и квалификации,
заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.
9.4. В образовательных учреждениях МО "Город Якутск"
устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные
цензы):
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование.
9.5. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается
справка установленного образца.
И.о. руководителя аппарата
окружного Совета г. Якутска
Л.И.АНИЩЕНКО
|