Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 13.03.2006 N 3-10/06 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)" ОТ 9 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА 189-З N 385-III И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                     от 13 марта 2006 г. N 3-10/06
                                   
      О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
          ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
         "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
          В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)" ОТ 9 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА
                   189-З N 385-III И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ>
   
                      Именем Российской Федерации
   
       Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующей                           Семеновой М.Н.,
       с участием прокурора                           Гороховой Е.Я.,
       при секретаре                                Дьячковской Н.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании в городе  Якутске  13
   марта  2006 г. дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия)
   о    признании    противоречащими   федеральному   законодательству
   отдельных  положений Закона Республики Саха (Якутия) "О  социальной
   поддержке  жертв политических репрессий в Республике Саха (Якутия)"
   от 9 декабря 2004 г. 189-З N 385-III и недействующими,
   
                              установил:
   
       Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики  Саха  (Якутия)
   09.12.2004  (в ред. от 25.10.2005 283-З N 573-III) года был  принят
   Закон РС(Я) "О социальной поддержке жертв политических репрессий  в
   Республике  Саха  (Якутия)" и был опубликован  в  газетном  издании
   "Якутия" 28.12.2004.
       Прокурор  РС(Я) обратился в Верховный суд РС(Я) с заявлением  о
   признании недействующими отдельных положений Закона РС(Я) ввиду  их
   противоречия Федеральному закону.
       В  судебном заседании прокурор уточнила заявление, поддержала в
   части  и  считает, что Закон РС(Я) сужает перечень лиц,  получающих
   льготы, и не предусмотрено в Законе право реабилитированных лиц  на
   обеспечение  жилыми  помещениями,  предусмотренное   ст.   13   ФЗ,
   оспариваемая     норма     Закона     противоречит     федеральному
   законодательству, потому подлежит признанию недействующей.
       Представитель  Государственного  Собрания  (Ил   Тумэн)   РС(Я)
   Слепцова Н.А. с заявлением прокурора согласна частично. Согласна  с
   тем,   что  предусмотренные  в  Законе  РС(Я),  ст.  1  "являющимся
   пенсионерами"   сужает   круг  лиц,  получающих   меры   социальной
   поддержки.  Со  второй частью заявления она не согласна,  поскольку
   субъекту  РФ предоставлено право самому определить перечень  льгот,
   предоставляемых  жертвам  политических  репрессий.  Кроме  того,  в
   Государственную Думу РФ внесен проект об изменении  ст.  13  ФЗ  "О
   реабилитации  жертв  политических  репрессий".  В  настоящее  время
   Закон  РС(Я)  полностью действует. И ни один пункт не  противоречит
   Федеральному закону, с этим согласна сама прокурор.
       Представитель  Министерства труда и социального развития  РС(Я)
   Федорова  И.А.  с  заявлением  прокурора  согласна  частично,  дала
   аналогичное   пояснение   и  дополнила,  что   финансирование   мер
   социальной поддержки реабилитированным лицам возросло по  сравнению
   с  предыдущим годом, тем самым выполнили требования ст. 153  ФЗ  от
   22.08.2004 122-ФЗ.
       Выслушав  пояснение  прокурора, представителя  Государственного
   собрания  (Ил  Тумэн)  РС(Я) и представителя Министерства  труда  и
   социального  развития  РС(Я), исследовав представленные  письменные
   доказательства,   суд   считает  заявление   прокурора   подлежащим
   удовлетворению частично.
       Оценивая  указанный  правовой акт, суд  исходит  из  того,  что
   Государственное  Собрание (Ил Тумэн) РС(Я)  было  вправе  принимать
   подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно  ч.  5
   ст.  76  Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные
   правовые   акты   субъектов  Федерации   не   могут   противоречить
   федеральным  законам,  принятым в соответствии  с  частями  1  и  2
   настоящей статьи.
       В  абз. 1 ст. 1 Закона РС(Я) предусмотрено, что меры социальной
   поддержки   устанавливаются  реабилитированным   лицам   и   лицам,
   признанным  пострадавшими  от  политических  репрессий,  являющимся
   пенсионерами.
       Однако,  данная  норма противоречит ст. 16 ФЗ  "О  реабилитации
   жертв  политических репрессий" (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N  122-ФЗ),
   где  достижение  пенсионного возраста либо  получение  иных  пенсий
   указанными   лицами   не  является  условием  получения   ими   мер
   социальной поддержки. Законодательный орган РС(Я), принимая  данную
   норму,  необоснованно сужает сферу действия Федерального  закона  и
   нарушает   права   и   интересы  реабилитированных   лиц   и   лиц,
   пострадавших    от    политических   репрессий,    не    являющихся
   пенсионерами. Поэтому в этой части норма Закона РС(Я)  должна  быть
   признана недействующей.
       Прокурором  также вносится заявление о признании противоречащей
   ст.  1  Закона РС(Я) в связи с тем, что в Законе РС(Я) не приведено
   положение ст. 13 ФЗ, предусматривающее право реабилитированных  лиц
   в  случае возвращения на прежнее место жительства на первоочередное
   получение жилья.
       Согласно   Закону   РФ   "О  реабилитации  жертв   политических
   репрессий"  от  16  октября  1991  года  с  внесенными  изменениями
   Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, реабилитированные  лица
   и   лица,   признанные  пострадавшими  от  политических  репрессий,
   обеспечиваются   мерами  социальной  поддержки  в  соответствии   с
   законами субъектов Российской Федерации.
       При   этом   расходные  обязательства  по  обеспечению   мерами
   социальной   поддержки  реабилитированных  лиц  и  лиц,  признанных
   пострадавшими   от  политических  репрессий,  являются   расходными
   обязательствами субъектов Российской Федерации.
       Российская   Федерация   обеспечивает   софинансирование    мер
   социальной    поддержки   указанным   категориям   граждан    путем
   предоставления  бюджетам  субъектов  РФ  субсидий,  исходя  из   их
   фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых  на
   эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
       Прежняя  редакция ст. 16 Закона о реабилитации  предусматривала
   ряд  льгот  и  компенсаций реабилитированным  жертвам  политических
   репрессий. Однако в связи с отменой прежней редакции ст. 16  Закона
   реабилитированным  лицам не гарантируется  предоставление  льгот  и
   компенсаций.  А перечисленные в ст. 16 Закона льготы и  компенсации
   могут   предоставляться  в  случае,  если  они  будут   установлены
   Законами субъекта РФ.
       Согласно  ст.  153  ФЗ  N  122-ФЗ от 22  августа  2004  г.  при
   изменении  после  31.12.2004  порядка реализации  льгот  и  выплат,
   предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты  в
   натуральной  форме, совокупный объем финансирования соответствующих
   льгот  и  выплат  не может быть уменьшен, а условия  предоставления
   ухудшены.
       Во  исполнение  данной  нормы Закона РФ  законодательный  орган
   принял  Закон  РС(Я)  "О  социальной поддержке  жертв  политических
   репрессий  в  Республике Саха (Якутия)". При этом реабилитированным
   лицам  и  лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий
   установлена ежемесячная денежная выплата в размере 985 рублей,  где
   входит  проезд и зубопротезирование. А также оплата  в  размере  50
   процентов  занимаемой  общей  площади жилых  помещений,  социальная
   услуга  в  виде  предоставления  бесплатных  лекарств  по  рецептам
   врачей  -  350 рублей, из суммы ЕДВ, бесплатная установка телефона,
   бесплатное медицинское обеспечение.
       Как  видно из представленных документов, расходы бюджета  РС(Я)
   на  реализацию Закона РФ составили в 2004 году 16,1 млн. рублей,  а
   в 2005 году было предусмотрено 23,8 млн. рублей.
       При   этом   федеральным  законодательством   не   предусмотрен
   определенный  размер  ежемесячной  денежной  выплаты,  субъект   РФ
   вправе самостоятельно установить его размер.
       Анализируя  и  сопоставляя нормативные акты,  считаю,  что  при
   установлении  мер  социальной поддержки было обеспечено  сохранение
   уровня социальной защиты реабилитированным лицам.
       Доводы  прокурора о том, что в Законе не содержится  положение,
   предусмотренное  ст. 13 ФЗ право на жилье, в связи  с  этим  ст.  1
   Закона    РС(Я)   полностью   противоречит   федеральному    закону
   необоснованно.   Поскольку,   отсутствие   данных    положений    в
   оспариваемой   норме   Закона  РС(Я)  не  свидетельствует   об   их
   противоречии. Доводы прокурора о включении этого положения в  Закон
   РС(Я)   решением   суда   несостоятельны,   поскольку   суд   таким
   полномочием не обладает - это полномочие законодательного органа.
       Таким  образом, в удовлетворении в этой части заявления  должно
   быть отказано.
       Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
   
                                решил:
                                   
       заявление   Прокурора   Республики   Саха   (Якутия)   подлежит
   удовлетворению частично.
       Признать   абз.   1   ст.   1  в  части  указания   "являющимся
   пенсионерами"   Закона  Республики  Саха  (Якутия)  "О   социальной
   поддержке   жертв   политических   репрессий"   от   09.12.2004   с
   изменениями  от  25.10.2005  недействующим  с  момента   вступления
   решения в законную силу.
       В остальной части заявление Прокурора РС(Я) подлежит отказу.
       Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутия".
       Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд
   Российской Федерации.
   
                                                  Председательствующая
                                                          М.Н.СЕМЕНОВА
   
   
       Справка: Решение суда вступило в силу 22 марта 2006 года.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz