ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 26 января 2006 г. N 3-4/06
О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА
118-З N 227-III "О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ>
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Колесник Н.А.,
при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 26 января
2006 г. гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Саха
(Якутия) о признании отдельных положений Закона Республики Саха
(Якутия) от 20.02.2004 118-З N 227-III "О порядке образования и
деятельности административных комиссий в Республике Саха (Якутия)"
противоречащими федеральному законодательству и недействующими,
установил:
Прокурор РС(Я) обратился в Верховный Суд РС(Я) с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4, ст. 11 Закона
РС(Я) от 20.02.2004 118-З N 227-III "О порядке образования и
деятельности административных комиссий в Республике Саха (Якутия),
указывая, что оспариваемые положения данного Закона противоречат
требованиям федерального законодательства о местном самоуправлении
в части наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями, а также в части определения
правовой основы деятельности административных комиссий, в том
числе и нормативными актами органов местного самоуправления.
В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) - прокурор
Александров П.С. поддержал заявленные требования в полном объеме,
просит признать указанные положения оспариваемого Закона РС(Я)
противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов
В.Н. считает требования прокурора правомерными, суду пояснил, что
Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) внесен проект поправок
в Закон РС(Я), который должен быть рассмотрен Президентом РС(Я) в
ближайшее время.
Представитель ГУ Министерства юстиции РФ по РС(Я) Куркутов В.С.
с заявлением прокурора полностью согласен и полагает необходимым
признать недействующими указанные положения Закона РС(Я) в полном
объеме, как противоречащие требованиям федерального
законодательства.
Заслушав представителя Прокуратуры РС(Я) Александрова П.С.,
представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванова
В.Н., представителя ГУ МЮ по Дальневосточному федеральному округу
эксперта Куркутова В.С., исследовав материалы дела, судебные
прения, Верховный Суд РС(Я) считает заявленные требования
прокурора подлежащими удовлетворению.
Правительством Республики Саха (Якутия) принят и опубликован в
официальных средствах массовой информации Закон Республики Саха
(Якутия) от 20.02.2004 118-З N 227-III "О порядке образования и
деятельности административных комиссий в Республике Саха
(Якутия)".
Указанным Законом предусматривается, что административные
комиссии образуются во всех муниципальных образованиях РС(Я) при
органах местного самоуправления (ч. 2 ст. 1), представительными
органами местного самоуправления соответствующих муниципальных
образований (ч. 1 ст. 4), финансирование и материально-техническое
обеспечение деятельности административных комиссий осуществляют
органы местного самоуправления (ст. 11).
Данные нормы Закона противоречат федеральному законодательству,
в частности ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", установившему, что в
ведении муниципальных образований находятся вопросы местного
значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми
могут наделяться органы местного самоуправления. Статьей 22.1 КоАП
РФ определен круг органов и должностных лиц, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях. В
соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации
органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно Закону РФ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" N 131-ФЗ и N 154-ФЗ наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ
с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых
средств. В нарушение указанных требований Конституции Российской
Федерации и федеральных законов, Законом республики не
предусмотрены вышеуказанные условия, необходимые для передачи
отдельных государственных полномочий субъекта РФ органам местного
самоуправления, поэтому указание на то, что материально-
техническое обеспечение деятельности административных комиссий
осуществляют органы местного самоуправления за счет средств
бюджетов муниципальных образований является незаконным.
Также оспариваемым прокурором Законом РС(Я) установлено, что
правовую основу деятельности административных комиссий образуют, в
том числе, правовые акты органов местного самоуправления (ст. 2 ч.
1).
Законодательство об административных правонарушениях, исходя из
положений ст. 1.1 КоАП РФ, состоит из настоящего Кодекса и
принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе своими
нормативными актами определять правовую основу деятельности
административных комиссий, деятельность которых направлена на
применение административного законодательства и обеспечение
привлечения к административной ответственности виновных
должностных лиц.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации
Государственное Собрание (Ил Тумэн) вправе принимать нормативные
правовые акты в соответствии с федеральным законодательством. При
этом, как установлено ст. 76 Конституции РФ, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам.
Таким образом, оспариваемые нормы отдельных положений Закона
Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 118-З N 227-III "О порядке
образования и деятельности административных комиссий в Республике
Саха (Якутия)" противоречат федеральному закону и подлежат
признанию недействующими.
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ и ст.
253 ГПК РФ, Верховный Суд РС(Я)
решил:
Заявление Прокурора РС(Я) удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному закону и недействующими
ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4, ст. 11 Закона Республики Саха
(Якутия) от 20.02.2004 118-З N 227-III "О порядке образования и
деятельности административных комиссий в Республике Саха
(Якутия)".
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных
средствах массовой информации после вступления решения в законную
силу.
Решение будет изготовлено в окончательном виде 03.02.2006 и
может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня
вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через
суд, вынесший решение.
Председательствующий
Н.А.КОЛЕСНИК
Справка: Решение суда вступило в силу 6 февраля 2006 г.
|