ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2006 г. ГС N 1460-III
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 16 ИЮНЯ 2005 ГОДА N 1114-III "О ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНТЕРЕСОВ В АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ "АЛРОСА" (ЗАО)"
Заслушав и обсудив информацию Президента Республики Саха
(Якутия) В.А. Штырова, заместителя Председателя Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Председателя
Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), руководителя
рабочей комиссии по защите интересов Республики Саха (Якутия) в
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) и контролю за исполнением
Закона Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 года 8-З N 17-
III "Об управлении и распоряжении акциями и государственной
собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании
"АЛРОСА" (закрытом акционерном обществе)" А.Н. Ким-Кимэна,
председателя Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) Б.Н. Бубякина, Государственное
Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отмечает, что:
1) в рамках закрепленных в пункте 8 статьи 56 Конституции
(Основного закона) Республики Саха (Якутия) полномочий
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) было
принято постановление от 16 июня 2005 года N 1114-III "О защите
государственных интересов в акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО)".
Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что
государственным интересам соответствуют следующие положения:
а) сохранение права государственной собственности Республики
Саха (Якутия) на имущественный комплекс ПНО "Якуталмаз";
б) сохранение условий Договора от 19 января 1993 года "Об
аренде имущественного комплекса ПНО "Якуталмаз" и предприятий,
входящих в его состав, и о предоставлении в пользование земельных
участков, месторождений алмазов, других природных ресурсов" (с
последующими изменениями и дополнениями) и перечисления арендных
платежей акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) за арендованный
имущественный комплекс ПНО "Якуталмаз" в государственный бюджет
Республики Саха (Якутия);
в) сохранение организационно-правовой формы акционерной
компании "АЛРОСА" в виде закрытого акционерного общества;
г) сохранение сложившегося паритета долей основных акционеров в
уставном капитале акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) и
недопущение продаж акций в уставном капитале акционерной компании
"АЛРОСА" (ЗАО) другими собственниками в соответствии с
требованиями устава компании;
д) защита трудовых прав и социальных гарантий лиц, работающих в
трудовых коллективах акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) на
территории Республики Саха (Якутия).
Пунктом 3 указанного постановления установлено, что Президент
Республики Саха (Якутия), руководство Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха
(Якутия) в своих консультациях с руководителями Правительства
Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств по
вопросам, касающимся акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО), обязаны
руководствоваться государственными интересами, указанными в пункте
2 данного постановления, и доводить результаты встреч по
принципиальным вопросам до сведения Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия);
2) на совещании в Министерстве экономического развития и
торговли Российской Федерации, состоявшемся 8 ноября 2005 года,
был принят Протокол N 68-ГГ "О защите государственной
собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха
(Якутия)" (во исполнение поручения Президента Российской Федерации
В.В. Путина от 8 февраля 2001 года Пр-N 642), подписанный
Министром финансов Российской Федерации А.Л. Кудриным, Министром
экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.
Грефом, Президентом Республики Саха (Якутия) В.А. Штыровым.
В соответствии с Протоколом от 8 ноября 2005 года N 68-ГГ
Росимуществу, Министерству экономического развития и торговли
Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) дано
поручение провести анализ состава собственности бывшего ПНО
"Якуталмаз" и ее оценку, а также экспертизу отчетов об оценке
имущества, которое может быть передано Российской Федерации для
последующего внесения в уставный капитал акционерной компании
"АЛРОСА" (ЗАО) в качестве вклада Российской Федерации в порядке
оплаты дополнительных акций.
Пунктом 8 Протокола от 8 ноября 2005 года N 68-ГГ
предусматривается возможность решения вопроса о восстановлении
имущественных прав Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 8 статьи 56 Конституции (Основного
закона) Республики Саха (Якутия) вопросы установления порядка
управления и распоряжения собственностью Республики Саха (Якутия),
в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных
обществ, товариществ и иных организаций, относятся к ведению
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Таким образом, исходя из пункта 8 статьи 56 Конституции
(Основного закона) Республики Саха (Якутия), Закона Республики
Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 года 8-З N 17-III "Об управлении и
распоряжении акциями и государственной собственностью Республики
Саха (Якутия) в акционерной компании "АЛРОСА" (закрытом
акционерном обществе)", пунктов 2 и 3 постановления
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от
16 июня 2005 года ГС N 1114-III, начало реализации Протокола от 8
ноября 2005 года N 68-ГГ без соответствующих решений
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) при
определенных обстоятельствах может стать причиной и условиями для
нарушения действующего законодательства Республики Саха (Якутия),
прежде всего Конституции (Основного закона) Республики Саха
(Якутия).
Реализация Протокола от 8 ноября 2005 года N 68-ГГ без учета
интересов Республики Саха (Якутия) может привести к изъятию
основного базового источника доходной части государственного
бюджета Республики Саха (Якутия), что в случае отсутствия гарантий
возмещения выпадающих доходов создаст основы для перевода
республики в разряд высокодотационных депрессивных субъектов
Российской Федерации, который будет не в состоянии выполнить свои
полномочия по обеспечению конституционных прав граждан Российской
Федерации, проживающих на территории Республики Саха (Якутия),
определенные в Конституции Российской Федерации и Конституции
(Основном законе) Республики Саха (Якутия);
3) сложившаяся ситуация по оспариванию всех договоров и
соглашений между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)
может привести к подрыву сложившейся договорной основы их
взаимоотношений и к созданию прецедента пересмотра всех ранее
достигнутых в период конституционного строительства современного
федеративного Российского государства договоров и соглашений между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Саха (Якутия).
В связи с этим следует отметить, что в настоящее время в
производстве Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации уже
находятся подобные дела по оспариванию права собственности
Республики Саха (Якутия) на имущество ГУП "Технический центр
телерадиовещания", ОАО "Сахателеком", ОАО ХК "Якутуголь", ОАО
"Арктическое морское пароходство" по искам Федерального агентства
по управлению федеральным имуществом Российской Федерации к
Республике Саха (Якутия);
4) общественность Республики Саха (Якутия) выразила свою
обеспокоенность по поводу ситуации, сложившейся вокруг акционерной
компании "АЛРОСА" (ЗАО), на многочисленных собраниях и митингах, а
также в 60 тысячах подписей под обращениями в адрес высшего
руководства Российской Федерации, Президента Республики Саха
(Якутия) и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия).
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),
придавая важное значение деятельности акционерной компании
"АЛРОСА" (ЗАО) и других бюджетообразующих предприятий по улучшению
их производственных показателей, в целях дальнейшего социально-
экономического развития Республики Саха (Якутия):
1) признает необходимость оказания всемерной поддержки для
сохранения производственных показателей, примет все меры,
направленные на развитие алмазно-бриллиантового комплекса, а также
других отраслей экономики республики, в том числе с участием
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО), и поддержит усилия,
направленные на развитие и сохранение эффективности деятельности
компании в условиях перехода к режиму подземной добычи алмазов;
2) определяет свою позицию по вопросу о защите государственных
интересов в алмазно-бриллиантовом комплексе и других
бюджетообразующих предприятиях исключительно на основе
действующего законодательства Российской Федерации и
законодательства Республики Саха (Якутия), а также договоров и
соглашений между Российской Федерацией и Республикой Саха
(Якутия);
3) считает недопустимым применение любых форм административного
регулирования, нарушающих действующее законодательство и
отвечающих групповым или корпоративным интересам, в ущерб
интересам государства;
4) намерено действовать в интересах всех акционеров акционерной
компании АЛРОСА "ЗАО", включая Российскую Федерацию, Республику
Саха (Якутия), улусы "алмазной провинции" и членов трудового
коллектива акционерной компании.
Учитывая значение акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) для
экономики и социальной сферы республики, ее значительный вклад в
доходную часть государственного бюджета Республики Саха (Якутия),
направляемую на финансирование текущих расходов, выпадение которых
приведет к массовому нарушению социально-трудовых прав граждан
Российской Федерации, проживающих на территории Республики Саха
(Якутия), и принимая во внимание новые обстоятельства, возникшие
после подписания Протокола от 8 ноября 2005 года N 68-ГГ "О защите
государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе
Республики Саха (Якутия)", а также учитывая необходимость защиты
законных прав и интересов всех акционеров акционерной компании
"АЛРОСА" (ЗАО) и принимая во внимание позитивные результаты
рабочего визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в
Республику Саха (Якутия), исходя из государственных интересов
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в алмазно-
бриллиантовом комплексе, отраженных в постановлении
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от
16 июня 2005 года N 1114-III "О защите государственных интересов в
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО)", Государственное Собрание (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять к сведению информацию Президента Республики Саха
(Якутия) В.А. Штырова, заместителя Председателя Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Председателя
Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), руководителя
рабочей комиссии по защите интересов Республики Саха (Якутия) в
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) и контролю за исполнением
Закона Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 года 8-З N 17-
III "Об управлении и распоряжении акциями и государственной
собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании
"АЛРОСА" (закрытом акционерном обществе)" А.Н. Ким-Кимэна,
председателя Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) Б.Н. Бубякина.
2. Считать Протокол от 8 ноября 2005 года N 68-ГГ "О защите
государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе
Республики Саха (Якутия)" (во исполнение поручения Президента
Российской Федерации В.В. Путина от 8 февраля 2001 года Пр-N 642)
рабочим документом, являющимся одним из вариантов исполнения
поручения Президента Российской Федерации от 8 апреля 2001 года N
Пр-642, который при определенных обстоятельствах может привести:
1) к частичному или полному лишению права государственной
собственности Республики Саха (Якутия) на имущественный комплекс
ПНО "Якуталмаз";
2) к признанию недействительными Соглашения от 25 ноября 1992
года "О разграничении государственной собственности между
Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)" и Договора от
19 января 1993 года "Об аренде имущественного комплекса ПНО
"Якуталмаз" и предприятий, входящих в его состав, и о
предоставлении в пользование земельных участков, месторождений
алмазов, других природных ресурсов", к прекращению перечисления
арендных платежей акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) за
арендованный имущественный комплекс в государственный бюджет
Республики Саха (Якутия);
3) к преобразованию акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) в
открытое акционерное общество, что при выпуске дополнительной
эмиссии акций приведет к нарушению сложившегося паритета долей
основных акционеров в уставном капитале акционерной компании
"АЛРОСА" (ЗАО), нарушению прав трудового коллектива акционерной
компании и улусов (районов) Республики Саха (Якутия), являющихся
акционерами акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО).
3. Президенту Республики Саха (Якутия) В.А. Штырову,
Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) Н.С. Тимофееву, Председателю Правительства Республики
Саха (Якутия) Е.А. Борисову продолжить работу по выработке единой
позиции по защите государственных интересов в алмазно-
бриллиантовом комплексе, на этой основе повысить эффективность
согласительных процедур, активизировать консультации с органами
государственной власти Российской Федерации с целью недопущения
перевода Республики Саха (Якутия) в разряд высокодотационных
депрессивных регионов, что может повлечь за собой массовые
нарушения конституционных прав граждан Российской Федерации,
проживающих на территории Республики Саха (Якутия).
4. Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисов):
1) принять меры для обеспечения четкого организационно-
правового закрепления имущества, находящегося в государственной
собственности Республики Саха (Якутия);
2) разработать и принять постановление Правительства Республики
Саха (Якутия) о защите государственных интересов в акционерной
компании "АЛРОСА" (ЗАО), исходя из требований настоящего
постановления;
3) на основе согласительных процедур с участием народных
депутатов Республики Саха (Якутия) разработать предложения
Правительству Российской Федерации о защите государственной
собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе в соответствии с
поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 8 апреля
2001 года N Пр-642 и Протоколом от 8 ноября 2005 года N 68-ГГ "О
защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом
комплексе Республики Саха (Якутия)", исходя из следующих
принципиальных положений:
а) не осуществлять мероприятия по отчуждению арендованного
имущественного комплекса ПНО "Якуталмаз" без получения гарантий
возмещения выпадающих доходов государственного бюджета Республики
Саха (Якутия) в полном объеме и на долгосрочной основе,
установленных нормативными правовыми актами органов
государственной власти Российской Федерации;
б) не производить перераспределения долей акций в уставном
капитале акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) в пользу Российской
Федерации без предварительного проведения мероприятий по
гарантированному возмещению выпадающих доходов государственного
бюджета Республики Саха (Якутия);
в) обеспечить сохранение доли Республики Саха (Якутия) в
размере 32 процента и доли улусов "алмазной провинции" в размере 8
процентов в уставном капитале акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО);
г) внести на рассмотрение общего собрания акционеров
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) вопрос о внесении изменений и
дополнений в устав акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) и иные
документы, обеспечивающие гарантии участия органов государственной
власти Республики Саха (Якутии) в управлении акционерной компанией
с достаточной степенью влияния при принятии решений по вопросам
стратегических направлений деятельности, при формировании
инвестиционной политики, привлечении финансовых ресурсов, выдаче
гарантий третьим лицам, а также при формировании социальной и
кадровой политики;
д) обеспечить неизменное местонахождение регистрации
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) на территории Республики Саха
(Якутия);
4) учитывая новые обстоятельства, возникшие после подписания
Протокола от 8 ноября 2005 года N 68-ГГ "О защите государственной
собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха
(Якутия)", разрешать споры и разногласия между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) по
вопросам разграничения прав собственности, в том числе на
имущественный комплекс ПНО "Якуталмаз", путем согласительных
процедур, в том числе путем подготовки и внесения новых
предложений, отражающих позицию Республики Саха (Якутия), а также
посредством заключения соглашений и договоров;
5) представить предложения по реализации настоящего пункта на
рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия).
5. Президенту Республики Саха (Якутия), руководству
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),
Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) и членам
Правительства Республики Саха (Якутия) в консультациях и
переговорах с руководителями органов государственной власти
Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств по
вопросам, касающимся акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО),
руководствоваться пунктами 4 и 6 постановления Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года
N 1114-III "О защите государственных интересов в акционерной
компании "АЛРОСА" (ЗАО)".
6. Предложить Президенту Республики Саха (Якутия) В.А. Штырову:
1) обеспечить участие в переговорах с органами государственной
власти Российской Федерации по вопросам, касающимся акционерной
компании "АЛРОСА" (ЗАО), Председателя Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.С. Тимофеева;
2) рекомендовать кандидатуру Председателя Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.С. Тимофеева для
избрания в состав наблюдательного совета акционерной компании
"АЛРОСА" (ЗАО) от Республики Саха (Якутия) на предстоящем годовом
общем собрании акционеров акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО).
7. Рекомендовать наблюдательному совету акционерной компании
"АЛРОСА" (ЗАО) (А.Л. Кудрин) и президенту акционерной компании
"АЛРОСА" (ЗАО) А.О. Ничипоруку при решении всех вопросов,
касающихся акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО):
1) строго руководствоваться требованиями законодательства
Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 26
декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", и не
допускать мер административного и регулирования вопросов по
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) в угоду групповым или
корпоративным интересам и в ущерб государственным интересам;
2) обеспечить защиту законных интересов и прав всех акционеров
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО), в том числе членов ее
трудового коллектива;
3) обеспечить сохранение отчислений за экологический ущерб
улусам "алмазной провинции" Республики Саха (Якутия) в форме
ежегодной фиксированной платы на долгосрочной основе не ниже
уровня прошлых лет.
8. Комиссии по защите интересов Республики Саха (Якутия) в
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) и контролю за исполнением
Закона Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 года 8-З N 17-
III "Об управлении и распоряжении акциями и государственной
собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании
"АЛРОСА" (закрытом акционерном обществе)" (А.Н. Ким-Кимэн) с
привлечением специалистов и экспертов подготовить к рассмотрению
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
вопрос о текущей деятельности и стратегических планах развития
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) на среднесрочную и
долгосрочную перспективу.
9. Направить настоящее постановление для сведения Президенту
Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову,
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации С.М. Миронову, Председателю Правительства Российской
Федерации М.Е. Фрадкову, Министру экономического развития и
торговли Российской Федерации Г.О. Грефу, Министру финансов
Российской Федерации, председателю наблюдательного совета
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) А.Л. Кудрину, президенту
акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) А.О. Ничипоруку.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) Н.С. Тимофеева.
11. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
12. Настоящее постановление вступает в силу момента его
принятия.
Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
Н.ТИМОФЕЕВ
|