ОКРУЖНОЙ СОВЕТ Г. ЯКУТСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2005 г. N ПОС-38-6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЯКУТСК"
В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Федеральными законами "О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях", "О приватизации
государственного и муниципального имущества", для правомерного
распоряжения и пользования тем имуществом, в отношении которого МО
"Город Якутск" реализует свои полномочия, окружной Совет г.
Якутска постановляет:
1. Утвердить Концепцию по управлению муниципальным имуществом
муниципального образования "Город Якутск" в новой редакции
согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Считать утратившим силу постановление городского Собрания
депутатов г. Якутска ПГС N 8-6 от 02.09.2003 "Об утверждении
Концепции по управлению муниципальным имуществом МО "Город Якутск"
с момента утверждения настоящего постановления.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на постоянную комиссию по вопросам собственности, земельным
отношениям и аграрной политике (В.В. Шульгин).
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
окружного Совета г. Якутска
А.А.САВВИНОВ
Глава
округа г. Якутска
И.Ф.МИХАЛЬЧУК
Приложение
к постановлению
окружного Совета г. Якутска
от 13 декабря 2005 г. N ПОС-38-6
КОНЦЕПЦИЯ
ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЯКУТСК"
I. Управление муниципальным имуществом.
1. Общие положения.
2. Цели и задачи управления муниципальным имуществом.
3. Управление муниципальными унитарными предприятиями и
учреждениями.
3.1. Муниципальные унитарные предприятия;
3.2. Муниципальные учреждения;
3.3. Цели и задачи управления унитарными предприятиями и
учреждениями.
4. Банкротство предприятий.
5. Управление акциями, долями муниципального образования "Город
Якутск" в уставных капиталах приватизированных предприятий:
5.1. Оценка состояния;
5.2. Цели и задачи управления акциями (долями, паями);
5.3. Механизм управления акциями (долями, паев).
6. Управление муниципальной недвижимостью:
6.1. Цели и задачи управления объектами недвижимости;
6.2. Механизм управления объектами недвижимости.
II. Приватизация муниципального имущества.
1. Цели, задачи, принципы и политика муниципального образования
"Город Якутск" в области приватизации.
2. Основные меры по реализации политики приватизации.
3. Методы реализации политики мэрии г. Якутска в области
приватизации.
III. Управление земельными участками, находящимися на
территории МО "Город Якутск" и распоряжение земельными участками,
находящимися в муниципальной собственности или находящимися в
государственной собственности до разграничения государственной
собственности на землю.
1. Управление земельными участками, находящимися на территории
муниципального образования "Город Якутск":
1.1. Цели и задачи управления земельными участками,
находящимися на территории муниципального образования "Город
Якутск";
1.2. Основные направления деятельности органов местного
самоуправления по управлению земельными участками.
2. Распоряжение земельными участками, находящимися в
муниципальной собственности или находящимися в государственной
собственности до разграничения государственной собственности на
землю:
2.1. Цели и задачи органов местного самоуправления по
распоряжению земельными участками;
2.2. Основные направления деятельности органов местного
самоуправления по распоряжению земельными участками.
IV. Финансирование расходов на реализацию Концепции по
управлению муниципальным имуществом МО "Город Якутск".
I. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
1. Общие положения
Настоящая концепция определяет основные цели, задачи и принципы
политики мэрии г. Якутска в сфере управления муниципальным
имуществом муниципального образования "Город Якутск", а также
имущественных прав мэрии г. Якутска, вытекающих из ее участия в
коммерческих организациях муниципальным имуществом.
Концепция содержит три раздела.
В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и
механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности
управления муниципальным имуществом.
Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления политики
мэрии г. Якутска в сфере приватизации муниципального имущества,
включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов, и мер в
области приватизации муниципального имущества, направленной на
создание благоприятной экономической среды и повышение
эффективности работы местных производителей товаров и услуг.
В третьем разделе рассмотрены вопросы осуществления политики
мэрии г. Якутска в сфере земельных отношений
Настоящая Концепция разработана в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, в основе которой приняты
следующие Федеральные законы: "О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях", "О приватизации государственного и
муниципального имущества", "Об акционерных обществах", "О
несостоятельности (банкротстве)", Земельный кодекс РФ, ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
2. Цели и задачи управления муниципальным имуществом
В период становления института управления муниципальным
имуществом назрела необходимость пересмотра принципов и
приоритетов в области управления и распоряжения муниципальным
имуществом, усиления контроля и регулирования со стороны
Департамента имущественных отношений мэрии г. Якутска (далее -
Департамент) - как органа осуществляющего полномочия собственника
в отношении имущества муниципального образования "Город Якутск".
Усиление роли Департамента в регулировании муниципального сектора
экономики, в том числе по решению имущественных и земельных
вопросов, следует понимать как политику упорядочивания системы
взаимосвязей между субъектами сектора экономики, их урегулирование
через механизм экономических и правовых взаимоотношений.
Сегодня, ощущается объективная потребность в создании стройной,
экономически и логически выверенной системы критериев, в
соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для
осуществления управления на базе жесткого, детально
регламентированного механизма управления и контроля за
муниципальной собственностью.
На сегодняшний день возникает необходимость анализа всей
структуры муниципальной собственности, построение системы
принципов и приоритетов в области распоряжения муниципальным
имуществом.
Политика мэрии г. Якутска, в основу которой положена настоящая
Концепция, преследует следующие цели:
1) пополнение доходной части бюджета МО "Город Якутск" за счет
эффективного и рационального управления муниципальной
собственностью;
2) оптимизация структуры собственности (с точки зрения
пропорций на макро- и микро уровне) в интересах обеспечения
устойчивых предпосылок для экономического роста;
3) вовлечение максимального количества объектов в процесс
совершенствования управления муниципальной собственностью;
4) сокращение расходов бюджета на содержание и эксплуатацию
нерентабельных объектов;
5) обеспечение открытости деятельности муниципальных унитарных
предприятий, муниципальных учреждений, хозяйственных обществ с
долей муниципалитета, превышающей 50% уставного капитала;
6) реформирование предприятий и учреждений сферы жилищно-
коммунального хозяйства.
Реализация указанных целей достигается путем решения следующих
задач:
1) обеспечение надлежащего и жесткого контроля за сохранностью
и целевым использованием муниципального имущества;
2) формирование Реестра муниципальной собственности МО "Город
Якутск", ведение полного и достоверного учета объектов
муниципальной собственности, использование данных Реестра
муниципальной собственности МО "Город Якутск" в интересах
муниципалитета при принятии управленческих решений;
3) взаимное сотрудничество со структурными подразделениями
мэрии г. Якутска, органами государственной власти Республики Саха
(Якутия);
4) своевременная разработка и принятие правовой базы с учетом
изменений федерального законодательства;
5) оптимальное и качественное использование производственных
мощностей;
6) проведение регулярной (один раз в год) инвентаризации
объектов муниципальной собственности, разработка и реализация
системы учета объектов;
7) анализ состояния муниципального сектора экономики;
8) внедрение постоянного мониторинга эффективности деятельности
муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного
капитала которых принадлежат муниципальному образованию;
9) разработка критериев для оценки деятельности муниципальных
унитарных предприятий и организаций, доли уставного которых
принадлежат муниципальному образованию в сравнении с результатами
деятельности частных предприятий;
10) утверждение порядка предоставления отчетности о
деятельности и долговых обязательствах муниципальных унитарных
предприятий и организаций, доли уставного капитала которых
принадлежат муниципальному образованию;
11) обязательное утверждение в составе материалов,
представляемых к утверждению бюджета, объема стоимости объектов,
находящихся в собственности муниципального образования, в том
числе по отдельным объектам собственности;
12) обязательное утверждение в составе материалов,
представляемым к утверждению бюджета, реестра объектов и
имущества, находящихся в собственности муниципального образования
и не подлежащих приватизации;
13) публикация в СМИ и сети Интернет результатов деятельности
муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного
капитала которых принадлежат муниципальному образованию;
14) утверждение положения о раскрытии информации о
собственности муниципального образования, в том числе пообъектно;
15) поддержка малого предпринимательства путем сдачи в аренду
экономически выгодных объектов недвижимости и сокращением
вмешательства муниципалитета в их деятельность;
16) повышение эффективности и совершенствование управления
муниципальным имуществом путем оптимизации управленческих решений
и затрат Департамента, расходов организаций, участником или
собственником имущества которых является Департамент, по
достижении определенных качественных результатов их деятельности;
17) переход к пообъектному управлению на качественном уровне;
18) оптимизация количества объектов управления, МУПов, МУ и
хоз. обществ с долей муниципалитета, превышающей 50% уставного
капитала;
19) только нормативно и экономически обоснованное создание,
реорганизация и ликвидация юридических лиц муниципального
подчинения;
20) обеспечение прав Департамента как участника в коммерческих
и некоммерческих организациях;
21) проведение мероприятий по подготовке аукционов, конкурсов,
тендеров и т.д., в целях получения дополнительных доходов в
местный бюджет;
22) Своевременное списание изношенных основных фондов;
23) Обновление материально-технической базы предприятий и
учреждений.
3. Управление муниципальными унитарными предприятиями
и учреждениями
Департамент в соответствии с Уставом МО "Город Якутск" и
Положением о Департаменте имущественных отношении мэрии г.
Якутска, утвержденным распоряжением мэра г. Якутска от 2 февраля
2003 г. за N 23-р - является единственным органом управления,
представляющим интересы исполнительного органа местного
самоуправления - мэрии г. Якутска и осуществляющим полномочия,
переданные субъектов Российской Федерации - Республикой Саха
(Якутия) в отношении земельных участков, находящихся в
государственной собственности до разграничения собственности на
землю на территории муниципального образования "Город Якутск", а
после разграничения - в отношении муниципальных земельных
участков, и осуществляющим полномочия (права собственника) и
представляющим интересы мэрии г. Якутска в отношении объектов
муниципальной собственности.
3.1. Муниципальные унитарные предприятия
По действующему законодательству Департамент наделен правом
создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий.
Департамент наделяет унитарные предприятия уставным фондом в
соответствии с действующим законодательством, в том числе:
движимым, недвижимым имуществом, денежными средствами, ценными
бумагами и пакетом акций и т.д., относящимся к муниципальной
собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым
имуществом унитарных предприятий, ведет реестр объектов
недвижимого имущества, решает вопросы реорганизации предприятий,
осуществляет контроль за эффективностью использования имущества
закрепленного за унитарными предприятиями.
Департамент утверждает уставы унитарных предприятий,
согласовывает назначение на должность и освобождение от должности
их руководителей, главных бухгалтеров, а также назначает или
лишает ежемесячную премию руководителю и главному бухгалтеру
муниципальной организации по усмотрению Департамента.
Количество муниципальных унитарных предприятий (далее - МУП)
весьма значительно для муниципального образования "Город Якутск",
деятельность некоторых из них не всегда отвечает интересам
местного самоуправления. Одним из способов управления
муниципальным имуществом является приватизация муниципального
имущества путем преобразования муниципального унитарного
предприятия в открытое акционерное общество со 100% долей
муниципалитета. Анализ деятельности унитарных предприятий показал,
что практически 70% МУП находятся в критическом финансовом
состоянии и фактически являются банкротами.
Согласно Федеральному закону "О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях" решения руководителей унитарных
предприятий в отношении объектов недвижимого имущества,
закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения,
должны в обязательном порядке проходить согласование с
собственником имущества, учредителем (ст. 18). Кроме того,
определенные новым законом полномочия позволяют собственнику
согласовывать планирование хозяйственной деятельности предприятий,
контролировать и утверждать отчетность руководителей предприятий,
требовать от руководителей унитарных предприятий достижения
определенных качественных показателей в деятельности предприятий,
определять эти показатели.
Также, руководители и главные бухгалтера (руководители
экономических служб) в полной мере несут ответственность за
результаты финансово-хозяйственной деятельности вверенных им
предприятий. Новое трудовое законодательство дает учредителю
возможность применения мер ответственности за результаты
деятельности предприятия к руководителям.
Порядок взаимодействия между собой различных отраслевых
комитетов, управлений и других подразделений мэрии г. Якутска при
осуществлении полномочий собственника в отношении имущества
унитарных предприятий регламентирован соответствующими
распоряжениями мэра г. Якутска.
Для унитарных предприятий, в соответствии с действующим
законодательством (Федеральным законом РФ N 119-ФЗ от 7 августа
2001 г. "Об аудиторской деятельности") предусмотрено обязательное
проведение периодических аудиторских проверок.
Департаментом ведется постоянная аналитическая работа по
анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Реестр
унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и
основных результатах финансово-хозяйственной деятельности, об
основных фондах находится в процессе постоянного обновления.
Концепция направлена на ужесточение контроля со стороны
Департамента к решениям, принимаемым руководителями унитарных
предприятий в отношении:
а) перевода части финансовых потоков унитарных предприятий;
б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство
унитарного предприятия, что зачастую приводит к искусственному
завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям
муниципального имущества;
в) отсутствия информации о реальном финансово-хозяйственном
положении унитарных предприятий;
г) негативных последствий, возникающих в связи с
неквалифицированной или противоправной деятельностью
руководителей.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
введена практика получения собственником части прибыли унитарного
предприятия.
Деятельность Департамента должна быть направлена:
а) на обновление реестра имущества, закрепленного за унитарными
предприятиями в следствии движения имущества;
б) на совершенствование системы управления унитарными
предприятиями в целях получения дополнительных доходов в местный
бюджет;
в) на исключение из целей деятельности предприятий видов
деятельности не способствующих получению доходов и не
обеспечивающих интересы Муниципального образования "Город Якутск";
г) на выработку ряда четких критериев, в соответствии с
которыми должны создаваться и функционировать унитарные
предприятия;
д) создания условий для роста инвестиций в основной капитал за
счет собственных средств предприятий, увеличения рентабельности
предприятий.
3.2. Муниципальные учреждения
По действующему законодательству Департамент наделен правом
создания, реорганизации и ликвидации учреждений. Учреждения должны
создаваться для осуществления функций некоммерческого характера.
Их финансирование полностью или частично производится за счет
средств местного бюджета муниципального образования "Город Якутск"
(далее - "местный бюджет").
Регламентированная соответствующими правовыми актами система
контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в
настоящее время отсутствует, в то же время мэрия г. Якутска несет
субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. На
практике встречаются случаи нецелевого использования выделенного
учреждениям имущества.
В частности, анализ данных, полученных в результате проведения
инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал,
что часть имущества используется в коммерческих целях (в том числе
путем передачи в аренду). При этом доход от использования
муниципального имущества не перечисляется и не учитывается в
местном бюджете. Работа Департамента направлена на исключение
указанных случаев.
Сегодняшнее время требует от Департамента принятия быстрых,
стратегических и гибких решений при рассмотрении вопроса
использования муниципального имущества, закрепленного за
муниципальными учреждениями. Имущественный комплекс учреждений
составляет 1/3 часть муниципальной собственности, числящейся в
Реестре муниципальной собственности МО "Город Якутск". Для
эффективного и рационального его использования необходимо
использовать данный показатель. Пришло время для пересмотрения
вопроса оптимизации количества муниципальных учреждений
кардинальным образом. Руководители муниципальных учреждений должны
понимать, что в целях "разгрузки" местного бюджета от расходов,
ежегодно затрачиваемых на содержание учреждения, необходимо
эффективно и рационально использовать основные фонды учреждения.
Современные взаимоотношения должны основываться на коммерческом
интересе. В связи с этим, Департаментом будет вестись работа по
реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, в случае если
коммерческая деятельность связана с его основной деятельностью.
3.3. Цели и задачи управления унитарными
предприятиями и учреждениями
Цели и задачи управления унитарными предприятиями и
учреждениями заключаются в:
а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и
учреждений, а также эффективности использования закрепленного за
ними имущества;
б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;
в) в ужесточении и систематизации контроля за деятельностью
унитарных предприятий и учреждений, а также контроль за
сохранностью муниципального имущества, закрепленного за
муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями;
г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями
кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным
платежам и по заработной плате, и как следствие - в увеличении
поступлений в местный бюджет от использования муниципального
имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;
д) снижении расходов местного бюджета на содержание
муниципальных предприятий и учреждений;
е) рационализацию использования ресурсов и обновления основных
производственных фондов.
Достижение поставленных целей и решение задач управления
унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением
системы взаимоотношений - их руководителями, стимулирующей
эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и
с непосредственным управлением мэрией г. Якутска соответствующим
муниципальным имуществом. Для этого могут приниматься решения: о
создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц; по
определению предмета и целей их деятельности, соответствующей
целям муниципального образования; о приватизации муниципального
имущества; по согласованию предложений по распоряжению
муниципальным имуществом; об осуществлении контроля за
использованием имущества по назначению и его сохранностью,
изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями
собственника, определенными законодательством. Также на основании
распорядительного документа мэра г. Якутска и оценки деятельности
бюджетных учреждений необходимо принять решение о переводе
бюджетных учреждений в иную организационно-правовую форму.
Реализация системы управления предполагает:
а) определение круга и количества унитарных предприятий,
необходимых для выполнения муниципальных функций.
Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо,
чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались
исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они
создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами
иной организационно-правовой формы.
Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных
предприятий, исходя из того, что использование указанной
организационно-правовой формы обосновано исключительно в случаях,
предусмотренных действующим законодательством, а именно:
необходимости использования имущества, приватизация которого
запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для
обеспечения безопасности Российской Федерации;
необходимости осуществления деятельности в целях решения
социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и
услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения
закупочных и товарных интервенций для обеспечения
продовольственной базы МО "Город Якутск";
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной
федеральными законами исключительно для государственных унитарных
предприятий.
В случае принятия решений о несоответствии деятельности
унитарных предприятий и учреждений определенным задачам
осуществляется:
преобразование унитарных предприятий в акционерные общества,
приватизация соответствующего муниципального имущества иным
способом;
реорганизации унитарных предприятий;
ликвидация унитарных предприятий и учреждений;
б) определение цели Департамента применительно к каждому
унитарному предприятию и учреждению, которое состоит в следующих
мероприятиях, которые проводятся по согласования с отраслевыми
комитетами и управлениями мэрии г. Якутска:
установление обязательных требований к представлению
руководителями унитарных предприятий и учреждений предложений о
способе достижения цели, а также сведений о текущем и
перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных
и иных результатов деятельности унитарных предприятий и
учреждений;
установление обязательных требований к форме, содержанию и
периодичности представления указанных предложений, правил и
порядка их оценки, отчетности руководителей;
установление требований к показателям деятельности унитарных
предприятий, а также порядка их оценки;
проведение аттестации руководителей унитарных предприятий с
использованием современных методов оценки качества менеджмента;
установление порядка (принятия решений о применении мер
ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения
контракта) за невыполнение установленных обязательных требований
при подготовке предложений о способе достижения целей и задач
управления унитарными предприятиями и несоответствие результатов
деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке
основным экономическим показателям;
утверждение целей деятельности унитарного предприятия
(учреждения), программ (плана, бизнес-плана) их деятельности,
конкретизирующей способ достижения цели, что является основой
взаимодействия между мэрией города и руководителем (управляющим
муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или
оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана,
бизнес-плана) является основанием для привлечения к
ответственности руководителя;
в) установление порядка отчетности руководителей унитарных
предприятии и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы
(плана, бизнес-плана), который предусматривает требования к форме,
полноте отчетов, порядок рассмотрения и утверждения.
Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и
непредставление программы (плана, бизнес-плана);
г) установление порядка принятия управленческих решений при
недостижении цели мэрии, невыполнении программы (плана, бизнес-
плана).
При обосновании невозможности достижения цели выполнения
программы (плана, бизнес-плана) могут приниматься решения о
реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о
приватизации муниципального имущества, об изменении программы
(плана, бизнес-плана). В противном случае отраслевыми комитетами и
управлениями мэрии г. Якутска применяются меры ответственности к
руководителям унитарных предприятий и учреждений.
Назначение руководителя должно производиться на конкурсной
основе.
Положение о Конкурсной комиссии разрабатывается Департаментом и
утверждается распоряжением мэра г. Якутска;
д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей
унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и
учреждений, для чего необходимо:
осуществлять учет уставов унитарных предприятий и учреждений, а
также контрактов с руководителями предприятий в Департаменте в
рамках ведения реестра муниципального имущества;
утвердить примерный устав унитарного предприятия, учреждения и
примерный контракт с его руководителем и главным бухгалтером,
позволяющие в полном объеме осуществлять определенный настоящей
Концепцией механизм взаимодействия;
провести проверки учредительных документов унитарных
предприятий и учреждений и привести их в соответствие с
действующим законодательством;
привести организационно-правовую форму всех унитарных
предприятий и учреждений в соответствие с требованиями
законодательства;
привести контракты с руководителями унитарных предприятий в
соответствие с действующим законодательством;
создать и поддерживать единую информационную систему,
содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом
состоянии унитарных предприятий и учреждений;
отраслевым комитетам и управлениям мэрии г. Якутска
устанавливать по согласованию с Департаментом экономики,
прогнозирования и ценообразования мэрии г. Якутска основные
экономические и иные качественные показатели работы унитарных
предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается
эффективность их деятельности;
отраслевым комитетам и управлениям мэрии г. Якутска проводить
периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности
унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных
экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок
контролирующих органов;
проведение ежегодных аудиторских проверок с участием при выборе
аудитора представителей отраслевых комитетов/управлений,
представителя Департамента;
отраслевым комитетам и управлениям мэрии г. Якутска, не
выдаются доверенности на управление и распоряжение муниципальным
имуществом. Единоличным органом, уполномоченным от собственника
управлять муниципальной собственностью муниципального образования
"Город Якутск", является Департамент имущественных отношений мэрии
г. Якутска в соответствии с Уставом муниципального образования
"Город Якутск";
отраслевым комитетам/управлениям мэрии г. Якутска и
Департаменту определить и обосновать увеличение или уменьшение
перечислений чистой прибыли унитарных предприятий после уплаты
налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в
местный бюджет в виде дохода собственника от использования
имущества.
Практическая реализация изложенных подходов предполагает
создание соответствующей им правовой основы.
Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим
результатам:
поступлению дополнительных доходов в местный бюджет от
коммерческого использования имущества, высвобождаемого в
результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а
также вследствие получения части прибыли предприятий;
снижению цен на определенные виды товаров и услуг;
сокращению количества унитарных предприятии и учреждений,
снижению расходов местного бюджета на их содержание, снижению
издержек производства, улучшению финансово-экономических
результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и
учреждений.
4. Банкротство предприятий
Особое место в управлении муниципальным имуществом занимает
вопрос банкротства предприятий.
Целью банкротства является смена собственника имущества
ликвидируемого должника, возврат части невыплаченных долгов,
социальная защита работников, увольняемых из ликвидируемых
предприятий и выведение юридического лица из единого
государственного реестра юридических лиц для уменьшения недоимки
по невыплаченным долгам в бюджеты различных уровней.
Именно при процедурах банкротства происходит освобождение от
непрофильных производств, потерявших конкурирующие позиции,
вследствии неэффективного управления, и неуклонно движущихся к
банкротству. Санация производства, создание новых структурных
элементов, в рамках проходящей приватизации государственной и
муниципальной собственности, должна происходить при крайней
необходимости и с привлечением достаточных на то средств.
Участие мэрии города, как конкурсного кредитора, в процедурах
банкротства необходимо для возврата средств в бюджет, вызванных
недобросовестным исполнением дебиторов своих обязательств, так как
вводимые процедуры банкротства послужат стимулом для оплаты
долгов. В результате будут реализованы как краткосрочные, так и
долгосрочные задачи по привлечению финансовых ресурсов в бюджет МО
"Город Якутск". Под краткосрочными задачами понимается - введение
процедуры банкротства к дебитору и немедленного получения
требуемых денежных средств, под долгосрочными - введение процедуры
внешнего управления к дебитору и получения контрольного пакета
акций, либо получения имущества с целью дальнейшего использования.
В результате закрепления за отраслевыми министерствами и
ведомствами предприятий отсутствующих должников, которые являются
потенциальными должниками бюджета МО "Город Якутск", возможно
привлечение дополнительных денежных средств республиканского,
федерального и местного бюджетов для ликвидации юридических лиц
зарегистрированных на территории МО "Город Якутск". Это приведет к
разгрузке реестра налогоплательщиков и уменьшению недоимки по
налоговым платежам в местный бюджет. Создавая детальные правовые и
организационные механизмы реализации концепции, необходимо
ориентироваться на перспективные стратегические экономические
интересы муниципального образования, которым должны служить
результаты процесса превращения мэрии города в эффективного
администратора. В то же время, грамотное применение процедур
банкротства позволяет осуществлять структурные изменения
обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к
оздоровлению предприятий и стабильному поступлению налогов,
нормальной работе производства, увеличению числа рабочих мест и
привлечению инвестиций.
Именно при процедурах банкротства предприятий происходит
высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот
объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих
комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя
из этого, банкротство, в первую очередь, должно осуществляться в
целях санации производства, создания новых структурных элементов
производства.
Кроме того, банкротство - один из способов финансового
оздоровления предприятий. Вопрос о банкротстве - это вопрос в
большей степени инвестиционно-имущественный, чем фискальный.
Исходя из вышеизложенного, участие мэрии города, как кредитора,
в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление
процедур оздоровления предприятий, привлечение эффективных
собственников, достижение долгосрочных целей повышения
эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным
интересам. Это возможно осуществить путем капитализации долга
государству, конвертации его в акции обществ и реализации их для
решения обозначенных задач.
Необходимо определить ответственность отраслевых комитетов и
управлений, в ведении которых находятся предприятия -
потенциальные банкроты.
Создавая детальные правовые и организационные механизмы
реализации концепции, необходимо ориентироваться на перспективные
стратегические экономические интересы муниципального образования,
которым должны служить результаты процесса превращения мэрии
города в эффективного собственника.
5. Управление акциями (долями, паев) муниципального образования
"Город Якутск" в уставных капиталах хозяйствующих субъектов
5.1. Оценка состояния
В настоящее время МО "Город Якутск" владеет пакетом акций
(долей, паев) в 32 хозяйствующих обществах (таблицы 1, 2, 3, 4),
при этом доля МО "Город Якутск", в лице Департамента имущественных
отношений мэрии г. Якутска, в уставных капиталах в среднем не
превышает 22%, в связи с чем, со стороны муниципалитета ограничено
участие в процедуре принятия управленческих решений.
Таблица 1. МО "Город Якутск" как единственный акционер
----T----------------------------T----------T----------T---------¬
¦ ¦ ¦Количество¦Количество¦ ¦
¦ N ¦ ¦ акций МО ¦ акций МО ¦ Номинал ¦
¦п/п¦ Наименование ОАО ¦ "Город ¦ "Город ¦ акции, ¦
¦ ¦ ¦Якутск", %¦ Якутск", ¦ рублей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ штук ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ 1 ¦ЦАДС-05 ¦ 100 ¦ 6 240 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ 2 ¦Комбинат питания школьников ¦ 100 ¦ 882 500 ¦ 10 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ 3 ¦Центр иммунопрофилактики ¦ 100 ¦ 1 020 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ 4 ¦Парикмахерская "Лена" ¦ 100 ¦ 1 890 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ 5 ¦Компания "Сфера" ¦ 100 ¦ 58 460 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ 6 ¦Агентство по приватизации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приобретению (продаже) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жилого фонда г. Якутска ¦ 100 ¦ 2 470 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ 7 ¦Дирекция по инфраструктурным¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектам ¦ 100 ¦ 326 800 ¦ 10 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ 8 ¦Гостиница "Лена" ¦ 100 ¦ 162 410 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ 9 ¦ЕРКЦ ¦ 100 ¦ 3 748 ¦ 1 000 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦10 ¦Кафе-столовая "Любимый ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦город" ¦ 100 ¦ 163 900 ¦ 10 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦11 ¦ОАО "Торговая компания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Ленские зори" ¦ 100 ¦ 444 400 ¦ 10 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦12 ¦Якутдорстрой ¦ 100 ¦ 44 814 ¦ 1 000 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦13 ¦Городской рынок ¦ 100 ¦ 90 940 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦14 ¦Сигнал ¦ 100 ¦ 38 120 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦15 ¦Сигма ¦ 100 ¦ 1 010 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦16 ¦Поликлиника ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактического осмотра ¦ 100 ¦ 67 487 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦17 ¦Банно-прачечный трест ¦ 100 ¦ 19 465 ¦ 1 000 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦18 ¦Якутская городская ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортная компания ¦ 100 ¦ 57 808 ¦ 1 000 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦19 ¦Жилсервис п. Марха ¦ 100 ¦ 43 166 ¦ 1 000 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦20 ¦Управление производственно -¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технической комплектации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(сокращенно УПТК) ¦ 100 ¦ 1 610 ¦ 100 ¦
+---+----------------------------+----------+----------+---------+
¦ Итого по ОАО:¦231 736 620 ¦
L-------------------------------------------+---------------------
Таблица 2. Доля МО "Город Якутск" в других ОАО
----T--------------------------T----------T---------T---------¬
¦ ¦ ¦ Уставный ¦ Доля МО ¦ Доля МО ¦
¦ N ¦ Наименование ОАО ¦ капитал, ¦ "Город ¦ "Город ¦
¦п/п¦ ¦ рублей ¦Якутск", ¦Якутск", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ рублей ¦ % ¦
+---+--------------------------+----------+---------+---------+
¦ 1 ¦ГСМК "Сахамедстрах" ¦13 150 00 ¦5 911 650¦ 19,1 ¦
+---+--------------------------+----------+---------+---------+
¦ 2 ¦"Аргысмедстрах" ¦12 556 000¦5 022 400¦ 40 ¦
+---+--------------------------+----------+---------+---------+
¦ 3 ¦КБ "Алмазэргиэнбанк" ¦33 683 000¦5 571 275¦ 16,38 ¦
+---+--------------------------+----------+---------+---------+
¦ 4 ¦Торговый дом НАК "Саха-Ас"¦ 1 221 429¦ 427 500¦ 3,5 ¦
+---+--------------------------+----------+---------+---------+
¦ Итого по ОАО:¦16 932 825 ¦
L-----------------------------------------+--------------------
Таблица 3. Доля МО "Город Якутск" в ЗАО
----T---------------------T----------T----------T-------¬
¦ ¦ ¦Количество¦Количество¦ ¦
¦ N ¦ ¦ акций МО ¦ акций МО ¦Номинал¦
¦п/п¦ Наименование ЗАО ¦ "Город ¦ "Город ¦акции, ¦
¦ ¦ ¦Якутск", %¦ Якутск", ¦рублей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ штук ¦ ¦
+---+---------------------+----------+----------+-------+
¦ 1 ¦"Северо-восточная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦риэлторская компания"¦ 8 ¦ 20 ¦ 40 ¦
+---+---------------------+----------+----------+-------+
¦ Итого по ЗАО:¦800 ¦
L------------------------------------+-------------------
Таблица 4. Доля МО "Город Якутск" в ООО
----T-------------------------------T--------T--------T--------¬
¦ ¦ ¦Уставный¦Доля МО ¦Доля МО ¦
¦ N ¦ Наименование ООО ¦капитал,¦ "Город ¦ "Город ¦
¦п/п¦ ¦ рублей ¦Якутск",¦Якутск",¦
¦ ¦ ¦ ¦ рублей ¦ % ¦
+---+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ 1 ¦Страховая аптека "Сахамедстрах"¦ 16 700 ¦ 7 520 ¦ 45 ¦
+---+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ 2 ¦Магазин N 18 "Продтовары" ¦ 17 200 ¦ 1 720 ¦ 10 ¦
+---+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ 3 ¦"Север" ¦350 000 ¦ 35 000 ¦ 10 ¦
+---+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ 4 ¦"Элегант" ¦ 8 500 ¦ 850 ¦ 10 ¦
+---+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ 5 ¦Оптово-розничная фирма "Товары ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для детей и дома" ¦ 8 000 ¦ 800 ¦ 10 ¦
+---+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ 6 ¦"Саарба" ¦ 8 400 ¦ 1 010 ¦ 12 ¦
+---+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ 7 ¦Производственный кооператив ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Силуэт" ¦ 46 000 ¦ 9 200 ¦ 20 ¦
+---+-------------------------------+--------+--------+--------+
¦ Итого по ООО:¦56 100 ¦
L--------------------------------------------+------------------
Вышеизложенные таблицы показывают, что доля МО "Город Якутск" в
лице представителя Департамента имущественных отношений
вкладываемых инвестиций в целом составляет 248 726 345 рублей.
К сожалению, из-за низкой профессиональной подготовки
менеджмента открытых акционерных обществ, не всех хозяйствующих
обществ исполнительными органами проведена государственная
регистрация решения о выпуске и отчетов об итогах выпуска акций в
Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в
ДВФО, в которых доля акций (паев) муниципального образования
"Город Якутск" в лице представителя Департамента имущественных
отношений составляет 100%.
Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
муниципалитета, являются доходами от управления муниципальной
собственностью и не включаются в состав средств от приватизации.
Средства в размере 15% от фактически поступивших сумм дивидендов
по акциям в местный бюджет, в пределах утвержденных плановых сумм
в бюджете без учета сумм уточнений, учитываются в финансировании
Департамента для покрытия расходов по управлению муниципальным
имуществом.
Поступления в местный бюджет в виде неналоговых доходов
(дивидендов) имеет небольшие увеличения. Так, прирост дивидендов в
2004 году составил 611% по отношению к 2003 году, а повышение к
2005 году составило 123,3%. Прогноз роста поступления дивидендов в
2006 году должен составить 177%.
Поступления в местный бюджет МО "Город Якутск"
в виде неналоговых доходов (дивидендов)
---------------------------T--------T--------T--------T--------¬
¦ Доходы ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Дивиденды от использования¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦имущества, в тыс. руб. ¦ 49,1 ¦ 300 ¦ 370 ¦ 655 ¦
L--------------------------+--------+--------+--------+---------
Меры по увеличению доходной базы включают мероприятия в области
налогового администрирования, повышения доходов от управления
муниципальной собственностью, а также создание ликвидного рынка
муниципальных ценных бумаг для привлечения заимствований и
инвестиций в экономику г. Якутска.
Так как недостаток средств местного бюджета МО "Город Якутск"
не позволяет наращивать темпы финансирования инвестиций, поэтому
необходимо увеличивать инвестиции в основной капитал за счет
собственных и заемных средств на обеспечение активами предприятий.
Анализ системы управления хозяйствующих обществ МО "Город
Якутск" показал, что необходимо ее совершенствование для
рационализации и интенсификации управленческой деятельности. В
качестве приоритетных стратегических направлений по обеспечению
благоприятных тенденций развития хозяйственных обществ с учетом
возможностей и угроз, сильных и слабых сторон определены:
- оптимизация локальной нормативной базы хозяйственного
регулирования;
- увеличение рентабельности предприятий традиционных отраслей
промышленности и развитие новых видов деятельности;
- рост производства потребительских товаров;
- приоритетная поддержка инвестиций в инновационные
производства;
- активное экономическое взаимодействие с улусами и городами
РС(Я), регионами РФ, странами СНГ и др. как способ более
устойчивого развития, дающий возможность увеличения притока
инвестиций в город, способствующий развитию конкуренции.
5.2. Цели и задачи управления акциями (долями, паями)
Целями управления акциями (долями) являются:
- увеличение неналоговых доходов местного бюджета;
- обеспечение выполнения хозяйствующими обществами функций
муниципалитета (социальные программы, регулирование естественных
монополий), а также достижения иных целей, определенных в
соответствии с настоящей Концепцией;
- стимулирование развития производства, улучшение финансово-
экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и
обществ, привлечение инвестиций;
- оптимизация управленческих затрат (оптимизация количества
хозяйствующих обществ, в уставном капитале которых имеется доля МО
"Город Якутск", сокращение расходов, связанных с управлением).
Среднесрочными задачами управления акциями (долями, паями),
находящимися в муниципальной собственности через созданный
институт представителей являются:
1) Разработка механизмов управления акциями (долями)
хозяйствующих обществ и кооперативов в соответствии с
классификацией.
2) Координация работы отраслевых подразделений мэрии в процессе
управления акциями (долями) Департамента.
3) Увеличение поступлений дивидендов от результатов
деятельности обществ.
4) Планирование стратегии участия муниципалитета в
непосредственном управлении ОАО.
5) Участие в выработке ОАО решений, существенно влияющих на
удешевление и оптимизацию расходов, финансируемых из местного
бюджета муниципального образования "Город Якутск".
6) Формирование оптимальной структуры муниципальных пакетов
акций, системы учета и контроля муниципальных долей.
7) Внедрение системы мониторинга организаций, доли уставного
капитала которых принадлежат муниципальному образованию.
8) Разработка и утверждение системы критериев для сохранения
муниципальных долей в уставных капиталах хозяйствующих субъектов
на основе оценки эффективности.
5.3. Механизм управления акциями (долями, паев)
Механизм и контроль управления акциями и долями в уставных
капиталах хозяйствующих обществ определяется нормативно-
законодательными актами по вопросам представления интересов МО
"Город Якутск":
- выполнения программ социально-экономического развития;
- изменения величины уставного капитала;
- назначения конкретных лиц в органы управления и контроля
(члены Совета Директоров);
- продажи и иного отчуждения недвижимого имущества (залога,
ипотеки).
Осуществление контроля эффективности управления связано с
оценкой:
- динамики увеличения доходов от управления акциями и долями,
поступающих в местный бюджет;
- количества закрепленных в муниципальной собственности пакетов
акций и долей;
- полноты реестра пакетов акций и долей;
- сокращения числа неликвидных пакетов и долей, находящихся в
муниципальной собственности.
6. Управление муниципальной недвижимостью
Оценка состояния управления объектами недвижимости.
В 2003 г. Правительством Республики Саха (Якутия) безвозмездно
переданы в муниципальную собственность муниципальному образованию
"Город Якутск" объекты государственной собственности Республики
Саха (Якутия), в соответствии с которыми, Департаментом
сформирован полный Реестр объектов недвижимого имущества. В
собственности муниципального образования "Город Якутск" находится
1 075 объектов нежилого фонда, 2 720 объектов жилого фонда, более
1 000 единиц автотранспортных средств. Всего в реестре
муниципальной собственности числится имущества на общую сумму 12
млрд. руб.
Департаментом проведена работа в части пополнения доходной
части бюджета МО "Город Якутск":
--T---------------------------------------T----------T----------¬
¦N¦ Местный бюджет ¦2003 г., в¦2004 г., в¦
¦ ¦ ¦тыс. руб. ¦тыс. руб. ¦
+-+---------------------------------------+----------+----------+
¦1¦ Земельный налог ¦ 9 574,21¦ 10 080,5 ¦
+-+---------------------------------------+----------+----------+
¦2¦ Арендная плата за землю ¦ 71 426,88¦ 82 848,04¦
+-+---------------------------------------+----------+----------+
¦3¦ Доходы от аренды имущества ¦ 17 613,78¦ 19 840,37¦
+-+---------------------------------------+----------+----------+
¦4¦ Дивиденды по акциям ¦ 49,1 ¦ 15,00¦
+-+---------------------------------------+----------+----------+
¦5¦ Часть чистой прибыли МУПов ¦ 731,55¦ 1 049,25¦
+-+---------------------------------------+----------+----------+
¦6¦ Доходы от продаж ¦ 2 058,18¦ 122,86¦
+-+---------------------------------------+----------+----------+
¦7¦Поступления от продажи муниц. имущества¦ 0 ¦ 16 514,00¦
+-+---------------------------------------+----------+----------+
¦ ¦ Итого: ¦101 453,7 ¦130 471,02¦
L-+---------------------------------------+----------+-----------
Закон РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" предусматривает обязательное проведение
регистрации всего недвижимого муниципального имущества с
последующим уточнением Реестра муниципальной собственности.
На сегодняшний день, механизм страхования муниципального
имущества, в том числе муниципального жилого фонда, гражданской
ответственности на автотранспортные средства, находится в
разработке и подлежит реализации в ближайшее время.
Рыночная оценка объектов муниципальной собственности
производится через независимые оценочные фирмы, выигравшие конкурс
по отбору оценочных фирм.
Анализ деятельности муниципальных унитарных предприятий и
учреждений показал, что наиболее эффективным способом защиты от
наложения арестов на закрепленное за ними на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления имущество являются, в первую
очередь контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
организаций с целью предотвращения ликвидации, банкротства, а
также изъятия на законном основании из владения и пользования
излишнего и не задействованного в хозяйственном обороте имущества
и перераспределения его другим пользователям на праве аренды или
безвозмездного пользования. Как показала практика, применяемый
раньше механизм изъятия муниципального наиболее ликвидного
имущества из хозяйственного ведения, либо оперативного управления
организаций и сдача такого имущества тем же пользователям на праве
аренды или безвозмездного пользования имела негативные тенденции:
1. В доходной части бюджета образовывался дефицит поступлений
от налога на имущество;
2. Оформление технической документации на имущество никем и
никак не проводилось.
В связи с этим возникла необходимость определения статуса
имущества, находящегося в собственности муниципального образования
"Город Якутск", не закрепленного за муниципальными унитарными
предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления. Таким имуществом, например, является
имущество, сдаваемое на праве аренды иным пользователям, либо на
безвозмездное пользование. Исходя из данного обстоятельства,
назрела необходимость создания имущественной казны муниципального
образования "Город Якутск".
Имущественный комплекс МО "Город Якутск" составляет:
- имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями;
- имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями;
- имущество, закрепленное за структурными подразделениями мэрии
г. Якутска;
- имущество, закрепленное за пригородными администрациями МО
"Город Якутск";
- имущество, переданное во временное пользование, владение по
основаниям, предусмотренным действующим гражданским
законодательством, а также правовыми актами мэрии г. Якутска и/или
учитываемое такими юридическими лицами на самостоятельном балансе;
- иное имущество в отношении, которого МО "Город Якутск" или
муниципальные юридические лица имеют права в соответствии с
действующим законодательством РФ, РС(Я), а также правовыми актами
МО "Город Якутск";
- финансовые права и обязанности МО "Город Якутск", возникающие
при управлении объектами права.
6.1. Цели и задачи управления объектами недвижимости
1. Создание правовой базы, необходимой для повышения
эффективности управления объектами недвижимого имущества
муниципального образования "Город Якутск".
2. Максимально возможное повышение доходности от использования
объектов недвижимого имущества.
3. Выполнение муниципалитетом социальных функций путем
рационального распределения муниципального имущества.
4. Стимулирование развития реального муниципального сектора
экономики за счет недвижимости, обеспечение максимально простого и
удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости.
5. Вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов.
6. Снижение рисков путем внедрения системы страхования
муниципального имущества, мониторинга механизма внедрения
страхования муниципального имущества.
6.2. Механизм управления объектами недвижимости
Достижение целей управления объектами недвижимости возможно при
сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном
ведомстве.
Основным объектом управления становится комплексный объект,
состоящий из земельного участка и всех связанных с ним зданий,
сооружений (или их частей).
Первым шагом Департамента предполагается создание собственной
базы систематического учета имущества, т.е. Реестра объектов
муниципальной собственности в основе имущества переданного из
государственной собственности Республики Саха (Якутия).
Результатом создания такого Реестра станет получение оперативной
информации, позволяющей провести рыночную оценку объектов
недвижимости на основе учета их основных характеристик и
использования методов статистической обработки информации о
рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов
недвижимости, а также проведение инвентаризации.
Программа по ведению реестра муниципальной собственности МО
"Город Якутска позволит следующие действия:
1) обеспечить тотальный учет муниципального имущества (объекты
недвижимости, машины и оборудование, инвентарь и др.);
2) автоматизировать оформление принятия имущества в
муниципальную собственность, передачу на баланс муниципальных
юридических лиц, а также по договорам аренды, безвозмездное
пользование, обслуживание и учет, а также по иным основаниям в
соответствии с действующим законодательством и муниципальными
правовыми актами;
3) обеспечить контроль по выполнению обязательств по договорам
заключаемым Департаментом в отношении муниципального имущества в
установленные сроки;
4) автоматизировать создание документов на подготовленных
шаблонах.
С учетом данных Реестра муниципальной собственности,
муниципальное образование "Город Якутск" должен производить
государственную регистрацию прав на объекты недвижимости. Для
подготовки пакета документов, необходимых для регистрации права
муниципальной собственности, требуется обновление технической
документации на все принимаемые объекты. Если в 2003 году Реестр
муниципальной собственности МО "Город Якутск" пополнялся только за
счет объектов государственной собственности Республики Саха
(Якутия), то с 2005 - 2008 г.г. в муниципальную собственность
передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового
назначения федерального подчинения. Необходимость передачи
указанных объектов, расположенных на территории муниципального
образования, вызвана потребностью муниципального образования в
правомерном распоряжении и пользовании тем, имуществом, в
отношении которого МО "Город Якутск" реализует свои полномочия,
т.е. решает вопросы местного значения.
Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур
принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они
должны основываться на следующих принципах:
- безусловный приоритет возмездного вида пользования с
определением исключительных случаев предоставления недвижимости на
безвозмездной основе;
- использование высокодоходной недвижимости в коммерческих
целях;
- запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по
ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в регионе;
- сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;
- прозрачность действий по предоставлению в пользование
объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка
объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии 2 и более
заявителей необходимо предоставлять в пользование объекты путем
проведения торгов;
- запрещение права субаренды арендаторам, в целях жесткого
контроля, за поступлением доходов в бюджет от арендной платы;
- продажа незавершенных строительством объектов на
инвестиционных условиях, исходя из их рыночной стоимости согласно
действующему законодательству;
- приобретение экономически выгодных и рентабельных объектов
для последующей сдачи в аренду или перепродаже.
Изложенные принципы должны быть реализованы в соответствующих
нормативных актах муниципального образования.
II. ПРИВАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
1. Цели, задачи, принципы и политика муниципального
образования "Город Якутск" в области приватизации
Несмотря на то, что в результате массовой приватизации ряд
предприятий стали частными, некоторые цели не были достигнуты:
а) не сформирован широкий слой эффективных частных
собственников;
б) структурная перестройка экономики не привела к желаемому
повышению эффективной деятельности предприятий;
в) привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно
недостаточно для производственного, технологического и социального
развития предприятий;
г) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение
предприятий на отечественном рынке.
Для устранения перечисленных негативных тенденций мэрия г.
Якутска меняет приоритеты политики в области приватизации,
разрабатывает и реализовывает новые подходы к решению вопросов,
связанных с управлением муниципальным имуществом.
Целью приватизации муниципального имущества муниципального
образования "Город Якутск" (далее - МО "Город Якутск") является
повышение эффективности управления муниципальным имуществом.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
а) привлечение инвестиций в развитие местной промышленности;
б) создание условий для развития рынка недвижимости,
конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;
в) оптимизация муниципального имущества МО "Город Якутск";
г) осуществление приватизации муниципального имущества, которое
не используется для обеспечения функций и задач МО "Город Якутск";
д) пополнение доходной части бюджета МО "Город Якутск" путем
приватизации муниципального имущества;
е) оптимизация бюджетных расходов на управление муниципальной
собственностью;
ж) разработка необходимой нормативно-правовой базы.
Приватизация муниципального имущества основывается на следующих
основных принципах:
а) приватизация муниципального имущества основывается на
признании равенства покупателей муниципального имущества и
открытости деятельности МО "Город Якутск";
б) муниципальное имущество отчуждается в собственность
физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе;
в) полнота отражения доходов от приватизации в местном бюджете
МО "Город Якутск";
г) приватизация имущества осуществляется МО "Город Якутск"
самостоятельно, на основании внесенных предложений Департаментом о
целесообразности приватизации муниципального имущества.
2. Основные меры по реализации политики приватизации
Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели
политики мэрии г. Якутска в области приватизации, должны стать:
1) дифференцированный подход к приватизации предприятий в
зависимости от их ликвидности.
Высоко ликвидные предприятия подлежат приватизации исходя из
необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций,
направляемых на развитие предприятий, и размером средств,
поступающих в местный бюджет от продажи предприятий с учетом их
реальной ценовой оценки, максимально приближенной к
среднероссийскому уровню.
Приватизация низко ликвидных предприятий осуществляется, в
основном, путем привлечения эффективных собственников,
подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные
инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные
обязательства перед предприятием и государством (сохранение или
дополнительное создание рабочих мест, решение экологических
задач). Продажа низко ликвидных предприятий собственникам может
осуществляться по минимальной цене при условии тщательного анализа
представленного бизнес-плана и реализации мер контроля за системой
показателей деятельности приватизированного предприятия;
2) расширение инструментария приватизации:
а) выпуск ценных бумаг, обеспеченных муниципальным имуществом;
б) купля-продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках в целях
оптимизации участия мэрии города в хозяйственных обществах;
в) проведение повторного аукциона в случае признания
первоначального аукциона (конкурса) несостоявшимся;
3) принятие решений о приватизации на основе тщательного
анализа представленных Департаментом и отраслевыми подразделениями
мэрии г. Якутска;
4) ориентация на интересы потенциальных инвесторов при
безусловном соответствии этих интересов интересам мэрии г.
Якутска;
5) обязательный учет регионального опыта приватизации, в том
числе по предпродажной подготовке предприятий с привлечением
финансового консультанта, аудитора, оценщика, юридического
консультанта и послепродажному контролю за сохранением видов
деятельности физических и юридических лиц;
6) сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов мэрии г.
Якутска при приватизации.
Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент
единой политики мэрии города по управлению муниципальным
имуществом, направленной на получение в краткосрочной,
среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в
форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных
рабочих мест, наполнения местного рынка товарами и услугами
местных товаропроизводителей, повышения эффективности
функционирования всего народнохозяйственного комплекса.
Способы, методы и инструментарии приватизации должны
обеспечивать равные права и возможности для всех слоев города,
включая социально незащищенные слои населения. При принятии
решений о приватизации муниципального имущества необходимо
учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы
социального развития приватизируемых предприятий и территорий,
охраны окружающей среды и здоровья граждан. Необходимо шире
практиковать приватизацию муниципального имущества путем
проведения коммерческих конкурсов с социальными условиями.
3. Методы реализации политики мэрии г. Якутска
в области приватизации
Методы реализации политики мэрии г. Якутска в области
приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида
муниципального имущества.
В отношении унитарных предприятий необходимо:
а) содействовать скорейшему принятию нормативных актов,
регламентирующих деятельность муниципальных унитарных предприятий;
б) определить их оптимальное количество, осуществить
преобразование в акционерные общества, за исключением случаев,
когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть
реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых
форм;
в) установить соответствующее распределение средств между
бюджетом и унитарным предприятием при продаже муниципального
имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного
ведения;
г) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного
строительства, зданий и сооружений, не используемых для нужд
города, преимущественно в целях создания новых производств, а
также изъять неиспользуемое оборудование. Продажа указанных
объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия
новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой
системой контролируемых показателей;
д) определить целесообразность создания вертикально
интегрированных промышленных структур, использующих имущество на
основе доверительного управления. При создании таких структур
необходимо следить за соблюдением антимонопольного
законодательства.
При принятии решений по приватизации необходимо учитывать сроки
и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и
бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное
развитие приватизируемого предприятия.
III. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ЯКУТСК" И РАСПОРЯЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ
НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДО
РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
1. Управление земельными участками, находящимися
на территории муниципального образования "Город Якутск"
1.1. Цели и задачи управления земельными участками,
находящимися на территории муниципального
образования "Город Якутск"
Управление земельными участками на территории муниципального
образования "Город Якутск" основывается на основных принципах
земельного законодательства, предусмотренных Земельным кодексом
Российской Федерации.
Объектом управления являются земельные участки, находящиеся в
границах муниципального образования "Город Якутск" вне зависимости
от форм собственности, прав на землю, категории земель, целевого
назначения и вида разрешенного использования земельных участков.
Основными целями управления земельными участками являются:
- охрана земли как основного компонента окружающей среды,
обеспечение рационального использования земли способами, не
наносящими ущерб окружающей среде;
- обеспечение прав граждан и юридических лиц на владение,
пользование и распоряжение принадлежащих им земельных участков;
- обеспечение прав граждан и общественных организаций
(объединений) на участие в решении вопросов, касающихся их прав на
землю;
- обеспечение приоритета особо ценных земель и земель, особо
охраняемых территорий;
- обеспечение полного и своевременного поступления в местный
бюджет муниципального образования "Город Якутск" средств от
платежей за использование земельных участков;
- обеспечение рационального и эффективного использования
собственниками, землепользователями, землевладельцами и
арендаторами принадлежащих им земельных участков;
- соблюдение целевого назначения и вида разрешенного
использования земельных участков;
- развитие территорий в соответствии с градостроительной
документацией о правилах землепользование и застройки, зонировании
территорий.
Реализация поставленных целей достигается путам решения
следующих задач:
- своевременная разработка и принятие нормативно-правовых актов
местного самоуправления, регулирующих земельные отношения;
- принятие мер по обеспечению своевременного проведения
собственниками, землепользователями, землевладельцами и
арендаторами земельных участков мероприятий по охране нарушенных
земель и обеспечения улучшения и восстановления земель;
- создания условий для максимально упрощенного и доступного для
граждан и юридических лиц оформления правоустанавливающих
документов на земельные участки;
- осуществление надлежащего муниципального контроля за
использованием земель;
- своевременное выявление нарушений земельного законодательства
и принятия мер по их устранению;
- обеспечение полного реестра землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков;
- проведение инвентаризации земельных участков.
1.2. Основные направления деятельности органов
местного самоуправления по управлению
земельными участками
Уполномоченный орган местного самоуправления - Департамент
имущественных отношений мэрии г. Якутска осуществляет деятельность
по управлению земельными участками в соответствии с Земельным
кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября
2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-
правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)
по следующим основным направлениям:
- формирование в соответствии с порядком, установленным
Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении
государственной собственности на землю" и Правилами подготовки и
согласования перечней земельных участков, на которые у Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возникает право собственности, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002
г. N 140, перечней земельных участков, на которые у муниципального
образования "Город Якутск" возникает право собственности,
согласование перечней земельных участков в Министерстве
имущественных отношений Республики Саха (Якутия), в Федеральном
агентстве по управлению федеральным имуществом;
- установление, в соответствии с главой 31 Налогового кодекса
Российской Федерации, ставок земельного налога, порядка и сроков
уплаты земельного налога на территории муниципального образования,
налоговой базой для которых является кадастровая стоимость
земельных участков;
- установление ставок арендной платы за землю, порядка и сроков
уплаты арендной платы за землю, начисление и взимание арендной
платы за землю; проведение работы по обеспечению поступления в
бюджеты всех уровней средств от арендной платы за землю;
проведение претензионно-исковой работы с неплательщиками арендной
платы за землю по взиманию арендных платежей, в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации;
- проведение работы по инвентаризации земельных участков,
находящихся на территории муниципального образования "Город
Якутск";
- осуществление в порядке, установленном постановлением
городского Собрания депутатов г. Якутска ПГС N 18-14 от 25 и "Об
утверждении Положения о муниципальном контроле за использованием
земель на территории муниципального образования "Город Якутск" ПГС
N 19-5 от 23.06.2004, муниципального земельного контроля за
использованием земель в целях выявления нарушений земельного
законодательства, привлечения виновных лиц к юридической
ответственности и устранения нарушений;
- организация и осуществление экологического контроля объектов
производственного и социального назначения на территории
городского округа (в границах муниципального района), за
исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют
федеральные органы государственной власти;
- изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для
муниципальных нужд;
- планирование застройки, территориальное планирования земель
городского округа, установление правил землепользования и
застройки территории муниципального образования "Город Якутск";
- разработка и реализация местных программ использования и
охраны земель.
2. Распоряжение земельными участками,
находящимися в муниципальной собственности или
находящимися в государственной собственности до
разграничения государственной собственности на землю
2.1. Цели и задачи деятельности органов
местного самоуправления по распоряжению
земельными участками
Основными целями и задачами деятельности органов местного
самоуправления по распоряжение земельными участками, находящимися
в муниципальной собственности или находящимися в государственной
собственности до разграничения государственной собственности на
землю, являются:
- развитие рынка земельных участков;
- становление института права частной собственности на
земельные участки;
- развитие правовых механизмов оборота прав аренды земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности;
- открытость процедуры предоставления земельных участков из
государственной и муниципальной собственности;
- переход на аукционный и конкурсный принцип предоставления
земельных участков для строительства;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан и
юридических лиц на свободное владение, пользование и распоряжение
принадлежащим им земельным участкам.
2.2. Основные направления деятельности органов
местного самоуправления по распоряжению
земельными участками
Уполномоченный орган местного самоуправления - Департамент
имущественных отношений мэрии г. Якутска осуществляет полномочия
распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной
собственности. Поскольку земельная реформа в части, касающейся
формирования государственной, частной и муниципальной
собственности на землю, не завершена, т.к. в настоящий момент
продолжается процесс разграничения государственной собственности
на землю на собственности Российской Федерации, собственность
субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. В
связи с этим проведение разграничения государственной
собственности на землю является основополагающим направлением
деятельности органов местного самоуправления, ввиду того, что
разграничение государственной собственности на землю является
основным способом возникновения муниципальная собственность на
землю.
До разграничения государственной собственности на землю органы
местного самоуправления наделены полномочиями по распоряжению
земельными участками, находящимися в государственной
собственности.
Уполномоченный орган местного самоуправления - Департамент
имущественных отношений мэрии г. Якутска осуществляет следующие
полномочия распоряжению земельными участками:
1. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности для строительства, в том числе:
- обеспечение выбора земельных участков и предварительное
согласование мест размещения объектов при предоставлении земельных
участков для строительства с предварительным согласованием мест
размещения объектов;
- предоставление земельных участков для строительства с
предварительным согласованием мест размещения объектов;
- предоставление земельных участков для строительства без
предварительного согласования мест размещения объектов, т.е. путем
проведения торгов (конкурсов, аукционов), в случаях,
предусмотренных Земельным кодексом РФ.
Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам
осуществляется на правах собственности и в аренду. В постоянное
(бессрочное) пользование земельные участки предоставляются
государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным
предприятиям, а также органам государственной власти и органам
местного самоуправления.
2. Приватизация земельных участков, т.е. предоставление в
собственность граждан и юридических лиц земельных участков, на
которых расположены находящиеся в их собственности объекты
недвижимости.
3. Принятие решений о прекращении прав на земельные участки, в
том числе изъятие земельных участков, используемых с нарушением
земельного законодательства.
IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
КОНЦЕПЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
МО "ГОРОД ЯКУТСК"
Ежегодные объемы финансирования мероприятий за счет местного
бюджета подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными
возможностями местного бюджета и утверждаются постановлением
городского Собрания депутатов г. Якутска "О местном бюджете".
И.о. руководителя аппарата
окружного Совета г. Якутска
Л.И.АНИЩЕНКО
|