КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2005 г. N 8-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 1 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИЙ
И О НАДЕЛЕНИИ СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" И ПРИЛОЖЕНИЯ 1
К ЗАКОНУ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ П.П. ФЕДОРОВОЙ
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего В.А. Долгашевой, судей А.С. Антонова, Н.Г.
Захарова, Д.Н. Миронова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с
участием гражданки П.П. Федоровой, представителя стороны,
обратившейся с жалобой, М.Р. Терентьева, представителя стороны,
принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, П.В. Иванова,
представителей городского округа "Город Якутск" Е.Н. Федорова,
С.И. Готовцевой, представителя Администрации Президента и
Правительства Республики Саха (Якутия) Т.С. Ивановой,
руководствуясь пунктом 3 статьи 3, пунктом 2 статьи 87, пунктом 2
статьи 100 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О
Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном
судопроизводстве", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об
установлении границ территорий и о наделении статусом городского
округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" и
приложения 1 к Закону.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Федоровой
Прасковьи Павловны, в которой оспаривается конституционность
включения территории села Хатассы в состав территории городского
округа "Город Якутск", содержащегося в статье 1 упомянутого Закона
и приложении к нему.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Республики Саха (Якутия) оспариваемое заявителем законоположение.
Заслушав судью-докладчика Д.Н. Миронова, объяснения сторон, их
представителей и участников, изучив имеющиеся в деле материалы,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 174-
3 N 355-III "Об установлении границ территорий и о наделении
статусом городского округа муниципальных образований Республики
Саха (Якутия)" (далее - Республиканский закон N 355-III)
муниципальное образование "Город Якутск" наделено статусом
городского округа, установлены состав территории и границы
территории городского округа "Город Якутск". Приложением 1 к
Закону в состав территории городского округа "Город Якутск"
включено село Хатассы.
Жительница села Хатассы Федорова Прасковья Павловна утверждает,
что включение территории села Хатассы в состав территории
городского округа "Город Якутск" ущемляет ее права по
осуществлению местного самоуправления, закрепленные в статьях 14,
35, 97 и 99 (часть 1) Конституции Республики Саха (Якутия). При
этом заявительница указывает, что оспариваемое законоположение не
учитывает требования Федерального закона от 6 октября 2003 года N
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) о
необходимости установления границы сельского поселения, в состав
которого входят два и более населенных пунктов, с учетом
пешеходной доступности до его административного центра и обратно в
течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, а
границы муниципального образования района - с учетом транспортной
доступности до его административного центра.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституционного закона
Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде и конституционном
судопроизводстве" Конституционный суд республики принимает
постановление только в той части акта, конституционность которой
подвергается сомнению заявителем. Таким образом, предметом
рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по
данному делу являются статья 1 республиканского Закона N 355-III и
приложение 1 к нему в части включения села Хатассы в состав
территории муниципального городского округа "Город Якутск".
2. В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации установление общих принципов организации
местного самоуправления находится в совместном ведении федерации и
ее субъектов. Статья 8 (часть 3) Конституции Республики Саха
(Якутия) устанавливает, что законы Российской Федерации по
предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного
ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) имеют
прямое действие на всей территории республики. Это означает, что
положения законодательства республики не должны противоречить
положениям федерального законодательства.
Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ наделение муниципального
образования статусом городского округа (статья 11, пункт 2),
изменение статуса городского поселения в связи с наделением его
статусом городского округа (статья 12, пункт 1) осуществляются
законами субъектов Российской Федерации. Статьей 1
республиканского Закона N 355-III и приложением 1 к нему внешние
границы муниципального образования "Город Якутск" смежны с
территориями муниципальных образований "Мегино-Кангаласский улус
(район)", "Хангаласский улус (район)", "Горный улус (район)",
"Намский улус (район)", "Жатай" таким образом, что село Хатассы
включено в его состав.
Федеральный закон N 131-ФЗ нахождение сельских населенных
пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в составе
городского поселения связывает с наличием Генерального плана,
вовлекающего их в сферу развития социальной, транспортной и иной
инфраструктуры города. К 30 ноября 2004 года, когда был принят
республиканский Закон N 355-III, Генеральный план городского
поселения был разработан, но не был утвержден, что сделано
распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 декабря
2004 года.
Конституция Российской Федерации вопросы территориального
деления относит к исключительному ведению субъектов Федерации. В
соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 6 июля 1995
года 3 N 78-1 (в ред. от 29 декабря 2004 года 196-3 N 395-III) "Об
административно-территориальном устройстве Республики Саха
(Якутия)" установление и изменение границ административно-
территориальных единиц является самостоятельной формой
регулирования административно-территориального устройства
республики (статья 11) и осуществляется Государственным Собранием
(Ил Тумэн) по представлению правительства.
Территориальная основа местного самоуправления базируется на
административно-территориальном делении. Местное самоуправление
осуществляется в городских, сельских поселениях в составе
муниципальных районов и городских округов. По Конституции
Республики Саха (Якутия) установление и изменение порядка
образования, объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований, установление и изменение их границ
(статья 56, пункт 29) входят в состав полномочий Государственного
Собрания (Ил Тумэн).
Итак, статья 1 республиканского Закона N 355-III и приложение к
нему, определившие территории и границы муниципальных образований
с одновременным включением села Хатассы в состав городского округа
"Город Якутск", основаны на конституционно-правовых полномочиях
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Город Якутск развивался как в рамках городской черты, так и в
пределах административно-территориальной единицы, включающей в
свой состав несколько населенных пунктов. Указом Президиума
Верховного Совета ЯАССР от 27 января 1965 года было установлено,
что Хатасский сельский Совет выделяется из Орджоникидзевского
района и входит в состав города Якутска с подчинением городскому
Совету трудящихся. В последующем утвердилось такое описание границ
города Якутска, что село Хатассы, хотя и продолжало иметь
собственную территорию, стало рассматриваться как часть территории
города Якутска - города республиканского значения (Постановление
Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 5 июля 2001 года ПР N 306-II).
Между городом и селом Хатассы сложились прочные социально-
экономические, образовательно-культурные и демографические связи.
Значительная часть населения села Хатассы занята в сфере
сельскохозяйственного производства. Однако многие жители села
трудоустраиваются в городских предприятиях и учреждениях.
Закрепляя норму в отношении села Хатассы, республиканский Закон
N 355-III учитывал факты выражения волеизъявления населения по
вопросам развития данной территории. В сентябре 2002 года
население села Хатассы вместе с населением города и других
территорий участвовало в голосовании на местном референдуме о
создании муниципального образования "Город Якутск" в исторически
сложившихся границах административно-территориальной единицы -
города республиканского значения Якутск. К территории
образованного в соответствии с результатами местного референдума
муниципального образования "Город Якутск" был отнесен и Хатасский
наслег. Результаты референдума были подтверждены вступившим в силу
решением Якутского городского суда от 13 ноября 2002 года.
В декабре 2002 года жители села Хатассы участвовали в
голосовании по поводу формирования органов управления
муниципального образования "Город Якутск". По результатам выборов
были избраны органы местного самоуправления. В соответствии с
Уставом муниципального образования "Город Якутск" в селе Хатассы
образована администрация с назначаемым главой администрации,
имеющая собственные полномочия, но входящая в систему органов
городского округа "Город Якутск".
В соответствии с действующей практикой по законопроекту
выяснялось мнение населения села Хатассы, которое высказалось в
целом за принятие рассматриваемого Закона.
Законом субъекта Российской Федерации сельский населенный пункт
может наделяться статусом поселения и стать муниципальным
образованием. До настоящего времени село Хатассы таким статусом не
наделено. Это означает, что правило о пешеходной доступности,
содержащееся в пункте 11 части 1 статьи 11 названного Федерального
закона, прямо не распространяется как на территорию села Хатассы,
так и на территорию городского округа "Город Якутск". Однако
фактически правило не игнорируется, ибо село Хатассы от города
расположено на расстоянии 15 километров. "Город Якутск", по сути,
является муниципальным образованием, наделенным статусом
городского округа. Следовательно, положение пункта 11 части 1
статьи 11 Закона о транспортной доступности территории
муниципального образования действует в отношении территорий
муниципального городского округа "Город Якутск". Материалы дела
показывают, что между городом и селом Хатассы организовано
регулярное транспортное сообщение. Но допускаются различия в
стоимости билетов по городу и по маршруту Якутск - Хатассы -
Якутск, что не согласуется с необходимостью соблюдения единства в
регулировании отношений, складывающихся в городском округе. На
территории села Хатассы действуют городской телеканал, средства
массовой информации, поддерживаемые из городского бюджета.
Таким образом, статья 1 республиканского Закона N 355-III и
приложение к нему об осуществлении местного самоуправления в селе
Хатассы в составе городского округа "Город Якутск" не ущемляют
права жителей на самоуправление, а также не ограничивают доступ
населения к материалам и документам городского округа "Город
Якутск", т.е. не противоречат статьям 14, 35, 97, 99 (часть 1)
Конституции Республики Саха (Якутия).
4. В настоящее время население села Хатассы реализует свое
право на самоуправление в составе городского округа. Но право на
самоуправление основано на свободе личности. В этом отношении
население села Хатассы является носителем отложенного права на
дальнейшее совершенствование организационно-правовой формы
местного самоуправления. Однако Конституционный суд Республики
Саха (Якутия) не входит в обсуждение вопросов дальнейшего развития
права жителей села Хатассы на самоуправление. Федеральный закон N
131-ФЗ предусматривает правовые механизмы реорганизации
муниципальной единицы одного вида в другой путем его
преобразования. Реализация этой возможности связана с закреплением
соответствующей процедуры в Законе Республики Саха (Якутия) и в
Уставе муниципального образования "Город Якутск".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 86, 87, 88,
90, 91, 92 Закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде
Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве",
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30
ноября 2004 года "Об установлении границ территорий и о наделении
статусом городского округа муниципальных образований Республики
Саха (Якутия)" и приложение 1 к нему о включении территории села
Хатассы в состав территории муниципального образования "Город
Якутск" соответствующими статьям 8, 35, 97, 99 Конституции
Республики Саха (Якутия).
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит.
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Ил
Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия" не позднее семидневного срока.
Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|