Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 03.11.2005 N 3-47/05 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ Ч. 2 СТ. 15 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 2 ИЮЛЯ 1998 ГОДА "О НЕДРАХ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ОТ 14.07.2005 268-З N 543)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                     от 3 ноября 2005 г. N 3-47/05
                                   
       О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
      И НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ Ч. 2 СТ. 15 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                    ОТ 2 ИЮЛЯ 1998 ГОДА "О НЕДРАХ"
            (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ОТ 14.07.2005 268-З N 543)>
   
                      Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующего судьи                     Колесник Н.А.,
       при секретаре                               Комюстюровой А.А.,
   
       рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 3  ноября
   2005  г.  гражданское дело по заявлению Прокурора  Республики  Саха
   (Якутия)  о  признании противоречащей федеральному законодательству
   и  недействующей ч. 2 ст. 15 Закона РС(Я) от 02.07.1998 "О  недрах"
   (в редакции Закона от 14.07.2005 268-З N 543-III),
   
                              установил:
   
       Прокурор  РС(Я)  обратился  в  суд  с  заявлением  о  признании
   противоречащей федеральному законодательству и недействующей  ч.  2
   ст. 15 Закона РС(Я) от 02.07.1998 "О недрах" (в редакции Закона  от
   14.07.2005 268-З N 543-III), указывая, что данной нормой на  органы
   государственной   власти   Республики   Саха   (Якутия)   возложены
   несвойственные  им  полномочия, относящиеся к ведению  федерального
   органа исполнительной власти.
       В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) - прокурор
   Александров  П.А. поддержал заявленные требования в полном  объеме,
   просит  признать  указанное  положение оспариваемого  Закона  РС(Я)
   недействующим.
       Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн)  Оконешников
   В.Ю. и представитель Государственного Комитета РС(Я) по геологии  и
   недропользованию   Скрябин  В.В.,  опрошенный  судом   в   качестве
   третьего  лица  на стороне ответчика, считают требования  прокурора
   неправомерными,  пояснили,  что  оспариваемая  прокурором  норма  в
   законе   РС(Я)  имеет  цель  урегулировать  отношения   в   области
   распределения     участков    недр,    содержащих     месторождения
   общераспространенных  полезных ископаемых, участков  недр  местного
   значения,  а  также  строительства  подземных  сооружений  местного
   значения,  т.к.  ч.  2  ст. 17 ФЗ "О недрах"  не  раскрывает  права
   субъектов  РФ  по урегулированию механизма предоставления  участков
   недр по общераспространенным полезным ископаемым.
       Выслушав пояснения представителя прокуратуры РС(Я) Александрова
   П.А.,    представителя   Государственного   Собрания   (Ил   Тумэн)
   Оконешникова  В.Ю. и представителя Государственного Комитета  РС(Я)
   по   геологии   и   недропользованию  Скрябина   В.В.,   заключение
   представителя   ГУ  Министерства  юстиции  РФ  по  Дальневосточному
   федеральному   округу  -  эксперта  Степанова   Е.А.,   полагавшего
   заявление  прокурора  подлежащим удовлетворению,  судебные  прения,
   Верховный   Суд   РС(Я)  находит  заявление  прокурора   подлежащим
   удовлетворению.
       Правительством Республики Саха (Якутия) принят и опубликован  в
   официальных   средствах   массовой  информации   Закон   РС(Я)   от
   02.07.1998 "О недрах" (в редакции Закона от 14.07.2005 268-З N 543-
   III).
       Как установлено в ходе судебного разбирательства, в ч. 2 ст. 15
   Закона  РС(Я)  от  02.07.1998  "О недрах"  (в  редакции  Закона  от
   14.07.2005  268-З  N  543-III) указано, что  республиканский  орган
   управления   государственным  фондом   недр   по   согласованию   с
   Правительством   РС(Я)  вправе  устанавливать  предельные   размеры
   участков  недр,  количество  участков  недр  и  предельные   запасы
   полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
       Данная  норма  противоречит  федеральному  законодательству  по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  с ч. 2 ст. 17 Закона Российской  Федерации  "О
   недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции ФЗ от 29.06.2004  N  58-
   ФЗ  и  N  122-ФЗ  от  22.08.2004), правом  установления  предельных
   размеров  участков  недр, количества участков и предельных  запасов
   полезных   ископаемых,   предоставляемых  в  пользование,   наделен
   федеральный орган управления государственным фондом недр.
       Кроме  того,  ст.  17  Закона Российской Федерации  "О  недрах"
   содержит  особые  положения, регулирующие  правоотношения  в  сфере
   поддержки     конкуренции    и    ограничении     монополистической
   деятельности,  запрещающие  ведение деятельности,  направленной  на
   недобросовестную  конкуренцию  и  создание  возможных   монопольных
   условий  применительно к пользованию недрами и извлечению  полезных
   ископаемых, в том числе и содержащих общераспространенные  полезные
   ископаемые  и  местного значения, что соответствует также  ст.  1.1
   Закона  РСФСР  от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции  и  ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках".
       Доводы   представителя  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
   Оконешникова  В.Ю. и представителя Государственного Комитета  РС(Я)
   по   геологии  и  недропользованию  Скрябина  В.В.   о   том,   что
   оспариваемая    прокурором    норма   Закона    РС(Я)    регулирует
   правоотношения  только  в  области  распределения  участков   недр,
   содержащих  месторождения общераспространенных полезных ископаемых,
   участков  недр  местного значения, а также строительства  подземных
   сооружений  местного значения, т.к. ч. 2 ст. 17 ФЗ  "О  недрах"  не
   раскрывает   права   субъектов  РФ  по   урегулированию   механизма
   предоставления  участков  недр  по  общераспространенным   полезным
   ископаемым,  не основательны, в связи с тем, что  в  ч.  2  ст.  15
   Закона  РС(Я)  закреплено право республиканского органа  управления
   государственным фондом недр по согласованию с Правительством  РС(Я)
   устанавливать  предельные  размеры всех участков  недр,  количество
   всех  участков  недр  и все предельные запасы полезных  ископаемых,
   предоставляемых  в  пользование без  конкретизации  участков  недр,
   находящиеся   в   ведении   Республиканского   органа    управления
   государственным фондом недр.
       В  соответствии с п. 9 ст. 4 Закона РФ "О недрах" к  полномочию
   органов   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
   отнесено   установление  порядка  пользования   недрами   в   целях
   разработки  месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
   участками  недр местного значения, а также строительства  подземных
   сооружений местного значения.
       Временными   методическими  рекомендациями  по   подготовке   и
   рассмотрению  материалов, связанных с формированием,  согласованием
   и   утверждением   региональных   перечней   полезных   ископаемых,
   относимых   к   общераспространенным,  утвержденных   распоряжением
   Министерства природных ресурсов Российской федерации от  07.02.2003
   N  47-р, установлен порядок и механизм пользования недрами в  целях
   разработки  месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
   участками  недр местного значения, а также строительства  подземных
   сооружений местного значения субъектов Российской Федерации.
       Таким образом, вопрос по пользованию и разработке месторождений
   общераспространенных  полезных ископаемых урегулирован  Федеральным
   законом.
       Ошибочна  также ссылка представителя Государственного  Комитета
   РС(Я)  по  геологии и недропользованию Скрябина В.В. на то,  что  в
   соответствии   с   п.  3.10  Положения  о  порядке   лицензирования
   пользования   недрами,   утвержденного  постановлением   Верховного
   Совета   РФ   от   15.07.1992  N  3314-1,  органы,  предоставляющие
   лицензию,  вправе устанавливать предельные размеры  участков  недр,
   т.к.  при  применении  данного  документа  следует  учитывать,  что
   выдачу,  оформление  и регистрацию лицензий на пользование  недрами
   осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.
       В  соответствии  со  ст.  72 Конституции  Российской  Федерации
   вопросы  владения,  пользования  и  распоряжения  землей,  недрами,
   водными  и  другими  природными ресурсами  находятся  в  совместном
   ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
       Государственное   Собрание   (Ил   Тумэн)   вправе    принимать
   нормативные    правовые   акты   в   соответствии   с   федеральным
   законодательством.
       При  этом, как установлено ст. 76 Конституции РФ, законы и иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не  могут
   противоречить федеральным законам.
       Таким образом, ч. 2 ст. 15 Закона РС(Я) "О недрах" противоречит
   Закону  Российской  Федерации  "О недрах"  поскольку  возлагает  на
   республиканские  органы  государственной власти  несвойственные  им
   полномочия,    относящиеся    к   ведению    федерального    органа
   исполнительной власти, и подлежит признанию недействующей.
       Исходя  из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -  199,  ст.
   253 ГПК РФ, Верховный Суд РС(Я)
   
                                решил:
   
       заявление Прокурора РС(Я) удовлетворить.
       Признать   противоречащей   федеральному   законодательству   и
   недействующей ч. 2 ст. 15 Закона РС(Я) от 02.07.1998 "О недрах"  (в
   редакции Закона от 14.07.2005 268-З N 543-III).
       Сведения   о   принятом  решении  опубликовать  в   официальных
   средствах  массовой информации после вступления решения в  законную
   силу.
       Решение  может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение  10
   дней  со дня вынесения решения в окончательной форме, путем  подачи
   жалобы через суд, вынесший решение.
   
                                                  Председательствующий
                                                          Н.А.КОЛЕСНИК
   
   
       Справка:   На  решение  суда  поступила  кассационная   жалоба.
   Судебной  коллегией Верховного Суда РФ 15 февраля 2006 года  данная
   жалоба  рассмотрена, решение оставлено без изменения и  вступило  в
   силу 15 февраля 2006 г.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz