ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2005 г. N 3-47/05
О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ Ч. 2 СТ. 15 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 2 ИЮЛЯ 1998 ГОДА "О НЕДРАХ"
(В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ОТ 14.07.2005 268-З N 543)>
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Колесник Н.А.,
при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 3 ноября
2005 г. гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Саха
(Якутия) о признании противоречащей федеральному законодательству
и недействующей ч. 2 ст. 15 Закона РС(Я) от 02.07.1998 "О недрах"
(в редакции Закона от 14.07.2005 268-З N 543-III),
установил:
Прокурор РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании
противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 2
ст. 15 Закона РС(Я) от 02.07.1998 "О недрах" (в редакции Закона от
14.07.2005 268-З N 543-III), указывая, что данной нормой на органы
государственной власти Республики Саха (Якутия) возложены
несвойственные им полномочия, относящиеся к ведению федерального
органа исполнительной власти.
В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) - прокурор
Александров П.А. поддержал заявленные требования в полном объеме,
просит признать указанное положение оспариваемого Закона РС(Я)
недействующим.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Оконешников
В.Ю. и представитель Государственного Комитета РС(Я) по геологии и
недропользованию Скрябин В.В., опрошенный судом в качестве
третьего лица на стороне ответчика, считают требования прокурора
неправомерными, пояснили, что оспариваемая прокурором норма в
законе РС(Я) имеет цель урегулировать отношения в области
распределения участков недр, содержащих месторождения
общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного
значения, а также строительства подземных сооружений местного
значения, т.к. ч. 2 ст. 17 ФЗ "О недрах" не раскрывает права
субъектов РФ по урегулированию механизма предоставления участков
недр по общераспространенным полезным ископаемым.
Выслушав пояснения представителя прокуратуры РС(Я) Александрова
П.А., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Оконешникова В.Ю. и представителя Государственного Комитета РС(Я)
по геологии и недропользованию Скрябина В.В., заключение
представителя ГУ Министерства юстиции РФ по Дальневосточному
федеральному округу - эксперта Степанова Е.А., полагавшего
заявление прокурора подлежащим удовлетворению, судебные прения,
Верховный Суд РС(Я) находит заявление прокурора подлежащим
удовлетворению.
Правительством Республики Саха (Якутия) принят и опубликован в
официальных средствах массовой информации Закон РС(Я) от
02.07.1998 "О недрах" (в редакции Закона от 14.07.2005 268-З N 543-
III).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в ч. 2 ст. 15
Закона РС(Я) от 02.07.1998 "О недрах" (в редакции Закона от
14.07.2005 268-З N 543-III) указано, что республиканский орган
управления государственным фондом недр по согласованию с
Правительством РС(Я) вправе устанавливать предельные размеры
участков недр, количество участков недр и предельные запасы
полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
Данная норма противоречит федеральному законодательству по
следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации "О
недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции ФЗ от 29.06.2004 N 58-
ФЗ и N 122-ФЗ от 22.08.2004), правом установления предельных
размеров участков недр, количества участков и предельных запасов
полезных ископаемых, предоставляемых в пользование, наделен
федеральный орган управления государственным фондом недр.
Кроме того, ст. 17 Закона Российской Федерации "О недрах"
содержит особые положения, регулирующие правоотношения в сфере
поддержки конкуренции и ограничении монополистической
деятельности, запрещающие ведение деятельности, направленной на
недобросовестную конкуренцию и создание возможных монопольных
условий применительно к пользованию недрами и извлечению полезных
ископаемых, в том числе и содержащих общераспространенные полезные
ископаемые и местного значения, что соответствует также ст. 1.1
Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
Доводы представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Оконешникова В.Ю. и представителя Государственного Комитета РС(Я)
по геологии и недропользованию Скрябина В.В. о том, что
оспариваемая прокурором норма Закона РС(Я) регулирует
правоотношения только в области распределения участков недр,
содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых,
участков недр местного значения, а также строительства подземных
сооружений местного значения, т.к. ч. 2 ст. 17 ФЗ "О недрах" не
раскрывает права субъектов РФ по урегулированию механизма
предоставления участков недр по общераспространенным полезным
ископаемым, не основательны, в связи с тем, что в ч. 2 ст. 15
Закона РС(Я) закреплено право республиканского органа управления
государственным фондом недр по согласованию с Правительством РС(Я)
устанавливать предельные размеры всех участков недр, количество
всех участков недр и все предельные запасы полезных ископаемых,
предоставляемых в пользование без конкретизации участков недр,
находящиеся в ведении Республиканского органа управления
государственным фондом недр.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона РФ "О недрах" к полномочию
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
отнесено установление порядка пользования недрами в целях
разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
участками недр местного значения, а также строительства подземных
сооружений местного значения.
Временными методическими рекомендациями по подготовке и
рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием
и утверждением региональных перечней полезных ископаемых,
относимых к общераспространенным, утвержденных распоряжением
Министерства природных ресурсов Российской федерации от 07.02.2003
N 47-р, установлен порядок и механизм пользования недрами в целях
разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
участками недр местного значения, а также строительства подземных
сооружений местного значения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопрос по пользованию и разработке месторождений
общераспространенных полезных ископаемых урегулирован Федеральным
законом.
Ошибочна также ссылка представителя Государственного Комитета
РС(Я) по геологии и недропользованию Скрябина В.В. на то, что в
соответствии с п. 3.10 Положения о порядке лицензирования
пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного
Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, органы, предоставляющие
лицензию, вправе устанавливать предельные размеры участков недр,
т.к. при применении данного документа следует учитывать, что
выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами
осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) вправе принимать
нормативные правовые акты в соответствии с федеральным
законодательством.
При этом, как установлено ст. 76 Конституции РФ, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам.
Таким образом, ч. 2 ст. 15 Закона РС(Я) "О недрах" противоречит
Закону Российской Федерации "О недрах" поскольку возлагает на
республиканские органы государственной власти несвойственные им
полномочия, относящиеся к ведению федерального органа
исполнительной власти, и подлежит признанию недействующей.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст.
253 ГПК РФ, Верховный Суд РС(Я)
решил:
заявление Прокурора РС(Я) удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и
недействующей ч. 2 ст. 15 Закона РС(Я) от 02.07.1998 "О недрах" (в
редакции Закона от 14.07.2005 268-З N 543-III).
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных
средствах массовой информации после вступления решения в законную
силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10
дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи
жалобы через суд, вынесший решение.
Председательствующий
Н.А.КОЛЕСНИК
Справка: На решение суда поступила кассационная жалоба.
Судебной коллегией Верховного Суда РФ 15 февраля 2006 года данная
жалоба рассмотрена, решение оставлено без изменения и вступило в
силу 15 февраля 2006 г.
|