ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2005 г. N 3-50/05
О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 16.06.2004 147-З N 301-III
"ОБ ОБЪЕКТАХ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РС(Я)
ОТ 01.12.2004 182-З N 371-III) ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ>
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Колесник Н.А.,
при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 25
октября 2005 г. гражданское дело по заявлению Прокурора Республики
Саха (Якутия) о признании отдельных положений Закона Республики
Саха (Якутия) от 16.06.2004 147-З N 301-III "Об объектах
национального культурного достояния народов Республики Саха
(Якутия)" (в редакции Закона РС(Я) от 01.12.2004 182-З N 371-III)
противоречащими федеральному закону и недействующими,
установил:
16 июня 2004 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) был
принят и в установленном порядке опубликован в официальных
средствах массовой информации Закон РС(Я) 147-З N 301-III "Об
объектах национального культурного достояния народов Республики
Саха (Якутия)".
Прокурор РС(Я) обратился в суд о признании противоречащими
федеральному законодательству и недействующими: ч. 1 ст. 5
указанного Закона в части, относящей к собственности Республики
Саха (Якутия) все без исключения объекты национального культурного
достояния, не отнесенные в соответствии с федеральным
законодательством к федеральной собственности; ч. 3 ст. 5 в части,
предусматривающей передачу занимаемых земельных участков в
постоянное пользование объектам национального культурного
достояния, не являющихся государственной или муниципальной
собственностью; ч. 4 ст. 7 в части, устанавливающей, что
руководители объектов национального культурного достояния, не
являющихся собственностью Республики Саха (Якутия), назначаются на
должность и освобождаются от должности Указом Президента
Республики Саха (Якутия); ч. 1 ст. 8 в части, определяющей, что не
являющиеся собственностью Республики Саха (Якутия) учреждения
культуры и искусства, отнесенные к объектам национального
культурного достояния, самостоятельно определяют структуры, штаты,
численность, формы (включая контракты) и размеры оплаты труда
работников, исходя из единой тарифной сетки бюджетной сферы в
пределах ассигнований, выделяемых им на эти цели из
государственного бюджета Республики Саха (Якутия); п. 2 ч. 1 ст. 7
в части отнесения к ведению высших органов государственной власти
Республики Саха (Якутия) правового регулирования отношений в
области использования объектов национального культурного
достояния, не являющихся собственностью Республики Саха (Якутия),
п. 3 ч. 3 ст. 7 в части осуществления контроля за деятельностью
объектов национального культурного достояния специально
уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на
который Правительством РС(Я) возложено государственное
регулирование в области сохранения и использования объектов
национального культурного достояния.
В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) - прокурор
Машкова И.Г. поддержала заявление в полном объеме, считает, что
указанные положения оспариваемого Закона противоречат федеральному
законодательству и должны быть признаны недействующими.
Представитель ГУ Министерства юстиции РФ по РС(Я) Степанов Е.А.
с заявлением прокурора полностью согласен и полагает необходимым
признать недействующими указанные положения Закона РС(Я) в полном
объеме, как противоречащие требованиям федерального
законодательства.
Представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)
Оконешников А.Ю. с заявлением прокурора не согласен, считает, что
в удовлетворении заявления прокурора необходимо отказать, т.к.
доводы прокурора основаны на ошибочном толковании Закона,
указывает, что данный Закон принят в отношении только тех объектов
национального культурного достояния, которые отнесены к
художественным ценностям эталонного или уникального характера,
перечень которых утвержден Указом Президента РС(Я).
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, прения
сторон, суд считает, что заявление прокурора подлежит
удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.06.2004
147-З N 301-III "Об объектах национального культурного достояния
народов Республики Саха (Якутия)" (в редакции Закона Республики
Саха (Якутия) от 01.12.2004 182-З N 371-III) предусмотрено, что
объекты национального культурного достояния, не отнесенные в
соответствии с федеральным законодательством к федеральной
собственности, находятся в собственности Республики Саха (Якутия).
Данное Положение противоречит ст. 14 "Основ законодательства
Российской Федерации о культуре" от 09.10.1992 N 3612-1 (в
редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ), в соответствии с которой
учреждения культуры могут находиться не только в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, но и в собственности юридических и
физических лиц.
Частью 3 ст. 5 и ч. 4 ст. 7 Закона установлено, что земельные
участки, занимаемые объектами национального культурного достояния,
передаются им в постоянное пользование, а руководители объектов
национального культурного достояния назначаются на должность и
освобождаются от должности указом Президента Республики Саха
(Якутия). Между тем, данные положения могут устанавливаться только
в отношении учреждений культуры, находящихся в собственности
Республики Саха (Якутия).
Часть 1 статьи 8 Закона, устанавливающая, что учреждения
культуры и искусства, отнесенные к объектам национального
культурного достояния, самостоятельно определяют размеры оплаты
труда работников, исходя из единой тарифной сетки бюджетной сферы
в пределах ассигнований, выделяемых им на эти цели из
государственного бюджета Республики Саха (Якутия), противоречит ч.
1 ст. 120 ГК РФ, т.к. учреждением признается организация,
созданная собственником для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, и
финансируемая им полностью или частично, а также ст. 15 ФЗ "О
некоммерческих организациях", определяющей, что учредителями
некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-
правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.
Следовательно, данными нормами федерального законодательства
указанными правами наделены собственники, учредители или органы
управления организацией в зависимости от организационно-правовых
форм.
Пунктом 2 ч. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 7 Закона предусмотрено, что к
ведению высших органов государственной власти Республики Саха
(Якутия) в области сохранения и использования объектов
национального культурного достояния относится правовое
регулирование отношений в области сохранения и использования
объектов национального культурного достояния и осуществление всех
видов контроля за деятельностью объектов национального культурного
достояния. Однако, в соответствии со ст. 39 Основ законодательства
Российской Федерации о культуре органы государственной власти
субъектов Российской Федерации не наделены такими полномочиями.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации
Государственное Собрание (Ил Тумэн) вправе принимать нормативные
правовые акты в соответствии с федеральным законодательством. При
этом, как установлено ст. 76 Конституции РФ, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам.
Таким образом, оспариваемые нормы отдельных положений Закона
Республики Саха (Якутия) от 16.06.2004 147-З N 301-III "Об
объектах национального культурного достояния народов Республики
Саха (Якутия)" (в редакции Закона РС (Я) от 01.12.2004 182-З N 371-
III) противоречат федеральному закону и подлежат признанию
недействующими.
Утверждение представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн)
РС(Я) о том, что данный Закон принят в отношении только тех
объектов национального культурного достояния, которые отнесены к
художественным ценностям эталонного или уникального характера,
перечень которых утвержден Указом Президента РС(Я), ошибочно, т.к.
Закон, как юридический акт, составляющий основу системы права
республики, должен регулировать отношения в области сохранения,
охраны и использования всех объектов национального культурного
наследия и культурного достояния народов, в пределах компетенции
Правительства РС(Я), в соответствии с федеральным
законодательством.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст.
253 ГПК РФ, Верховный Суд РС(Я)
решил:
заявление Прокурора РС(Я) удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и
недействующими ч. 1 и 3 ст. 5, п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 и ч. 4 ст. 7,
ч. 1 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.06.2004 147-З N
301-III "Об объектах национального культурного достояния народов
Республики Саха (Якутия)" (в редакции Закона РС (Я) от 01.12.2004
182-З N 371-III).
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных
средствах массовой информации после вступления решения в законную
силу.
Решение в окончательном виде будет изготовлено 28.10.2005, и
может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня
вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через
суд, вынесший решение.
Председательствующий
Н.А.КОЛЕСНИК
|