ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2005 г. N 3-48/05
О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 21 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА N 622
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)">
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Колесник Н.А.,
при секретаре Колесовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 14
октября 2005 года, гражданское дело по заявлению Прокурора РС(Я) о
признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими отдельных положений постановления Правительства
Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года N 622 "Об
утверждении Положения об осуществлении государственного контроля
за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха
(Якутия)",
установил:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими пп. 2 п. 3.7, пп. 5 п. 6.12 в части зачисления
административных штрафов за нарушение порядка ценообразования в
бюджет Республики Саха (Якутия); п. 7.3 в части установления 15-
дневного срока подачи жалобы в вышестоящий орган и 30-дневного
срока ее рассмотрения, изложенных в постановлении Правительства
Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года N 622 "Об
утверждении Положения об осуществлении государственного контроля
за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха
(Якутия)".
В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) - прокурор
Устинов С.И. изменил заявленные требования, просит признать п. 7.3
оспариваемого положения названного нормативного правового акта
недействующим, в остальной части отказался от заявленных
требований, указав на ошибочное толкование прокуратурой норм
Бюджетного кодекса РФ.
Представители заинтересованного лица - Правительства РС(Я)
Винокурова А.Б. и Саввина Л.Н., возражая против заявленных
требований прокурора в части признания противоречащими пп. 2 п.
3.7 и пп. 5 п. 6.12 оспариваемого постановления, суду пояснили,
что оспариваемые пункты постановления Правительства РС(Я) не
противоречат Бюджетному кодексу РФ и нормам федерального
законодательства, изданы в пределах компетенции Правительства
РС(Я). В части оспаривания сроков обжалования актов
контролирующего органа считают требования прокурора правомерными,
пояснили, что Правительством РС(Я) будут внесены поправки в
постановление N 622 от 21.12.2004.
Выслушав пояснения представителя Прокуратуры РС(Я) Устинова
С.И., представителей Правительства РС(Я) Винокурову А.Б. и Саввину
Л.Н., заключение эксперта - представителя ГУ Министерства юстиции
РФ по Дальневосточному федеральному округу Сивцевой А.Г.,
представителя МФ РС(Я) Савицкой Т.А. и представителя УФК по РС(Я)
Иванова В.Д., опрошенных судом в качестве специалистов, полагавших
заявление прокурора не подлежащим удовлетворению, судебные прения,
Верховный Суд РС(Я) находит заявление прокурора подлежащим
частичному удовлетворению.
Как установлено судом, в соответствии со ст. 46 Бюджетного
кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту
нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о
наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и
иными законодательными актами Российской Федерации.
Иной порядок зачисления штрафов установлен ФЗ "О бюджетной
классификации РФ" от 15.08.1996 N 115-ФЗ и ФЗ "О федеральном
бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 N 173-ФЗ.
В приложении 2 к ФЗ "О бюджетной классификации РФ",
устанавливающем классификацию доходов бюджетов РФ, указано, что
денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о
государственном регулировании цен (тарифов) подлежат зачислению в
бюджеты субъектов Российской Федерации (строка "000 1 16 02020 02
0000 140).
При этом следует учитывать, что органами, осуществляющими
контроль за соблюдением порядка ценообразования, являются
руководитель федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего контроль, руководитель структурного подразделения
федерального органа, руководители органов, осуществляющих
государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования в
субъектах РФ, их заместители.
Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного
самоуправления не входят в систему органов государственной власти,
не уполномочены осуществлять государственный контроль за
соблюдением порядка ценообразования.
В Республике Саха (Якутия) органом, осуществляющим контроль за
соблюдением порядка ценообразования является Государственный
комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия
Республики Саха (Якутия), находящаяся в г. Якутске. ГКЦ-РЭК РС(Я)
вправе проводить проверки субъектов ценообразования на всей
территории республики и перечисление штрафа по месту нахождения
ГКЦ-РЭК РС(Я), т.е. только в местный бюджет МО "Г. Якутск"
необоснованно, и нарушает интересы других муниципальных
образований РС(Я), на территории которых могут быть выявлены
нарушения по ценообразованию.
Анализируя содержание оспариваемых прокурором пп. 2 п. 3.7 и
пп. 5 п. 6.12 постановления Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N
622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного
контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха
(Якутия)", содержание ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", суд считает, что
Правительство РС(Я), реализуя предоставленные ему полномочия в
сфере регулирования отношений, возникающих при осуществлении
государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в
РС(Я), с учетом федерального законодательства правомерно
определило порядок зачисления штрафов в государственный бюджет
РС(Я).
Исходя из изложенного, суд считает, что заявление прокурора в
части признания противоречащими федеральному законодательству и
недействующими пп. 2 п. 3.7, пп. 5 п. 6.12 по зачислению
административных штрафов за нарушение порядка ценообразования в
бюджет Республики Саха (Якутия) не подлежит удовлетворению, т.к.
оспариваемые отдельные положения постановления Правительства РС(Я)
от 21.12.2004 N 622 изданы в пределах компетенции Правительства
РС(Я), в соответствии с федеральным законодательством, не нарушают
прав и законных интересов муниципальных образований РС(Я).
Пунктами 4.1, 6.12 Положения об осуществлении государственного
контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха
(Якутия) контролирующий орган ГКЦ-РЭК РС(Я) наделен правом
возбуждения дел об административных правонарушениях и вынесения
постановления о наложении штрафа за нарушение порядка
ценообразования.
Следовательно, порядок обжалования действий, актов
контролирующего органа, совершенных в рамках административного
производства, регулируется Кодексом об административных
правонарушениях РФ.
В этой связи п. 7.3 Положения об осуществлении государственного
контроля за соблюдением порядка ценообразования в РС(Я), которым
установлено, что жалоба в вышестоящий орган контролирующего органа
подается в письменной форме в течение 15 дней, а рассматривается в
срок до 30 дней с момента подачи, противоречит нормам КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление
по делу об административном правонарушении может быть подана в
течение десяти суток со дня вручения или получения копии
постановления, а на основании ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба
подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления в
суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
В этой части суд считает заявление прокурора подлежащим
удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253
ГПК РФ, Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
решил:
заявление прокурора в части признания противоречащими
федеральному законодательству и недействующими пп. 2 п. 3.7, пп. 5
п. 6.12 в части зачисления административных штрафов за нарушение
порядка ценообразования в бюджет Республики Саха (Якутия),
установленных постановлением Правительства РС(Я) от 21.12.2004 N
622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного
контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха
(Якутия)", оставить без удовлетворения.
В остальной части заявление прокурора удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и
недействующим п. 7.3 постановление Правительства РС(Я) от
21.12.2004 N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении
государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в
Республике Саха (Якутия)".
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных
средствах массовой информации после вступления решения в законную
силу.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд
Российской Федерации путем подачи жалобы через суд, вынесший
решение.
Председательствующий
Н.А.КОЛЕСНИК
|