НЕРЮНГРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2005 г. N 4-21
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ И
УСЛОВНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации,
Положением о бюджетном процессе в Нерюнгринском районе, учитывая
отдельные положения постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 30.06.2005 N 394 "Об утверждении порядка планирования
государственного долга и условных обязательств", в целях
совершенствования системы управления муниципальным долгом и
условными обязательствами Нерюнгринского района, Нерюнгринский
муниципальный Совет решил:
1. Утвердить Порядок управления муниципальным долгом и
условными обязательствами Нерюнгринского района (приложение N 1).
2. Установить, что порядок планирования долга и условных
обязательств, включая планирование предстоящих платежей в
погашение и обслуживание как уже имеющегося, так и планируемого к
привлечению муниципального долга, применять в соответствии с
Порядком планирования государственного долга и условных
обязательств, утвержденным постановлением Правительства Республики
Саха (Якутия) от 30.06.2005 N 394 "Об утверждении Порядка
планирования государственного долга и условных обязательств".
3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.
Глава
муниципального образования
"Нерюнгринский район"
В.В.СТАРЦЕВ
Приложение
к решению Нерюнгринского
муниципального Совета
от 11 октября 2005 г. N 4-21
ПОРЯДОК
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ
И УСЛОВНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА
1. Основные положения
1.1. В рамках управленческого учета в системе управления
муниципальным долгом (далее - долг) вводятся такие понятия, как
долговая емкость бюджета, прямые и условные обязательства
муниципального образования "Нерюнгринский район" (далее -
Нерюнгринский район).
Долговая емкость бюджета определяется как превышение доходов
бюджета Нерюнгринского района над его текущими расходами без учета
расходов на обслуживание существующих долговых и условных
обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. При
этом интервал не может быть короче длительности перспективного
финансового плана, а период - превосходить финансовый год.
Прямое обязательство определяется как совокупность всех
обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга
должником кредитору в определенные даты в будущем. В прямые
обязательства включаются долговые обязательства, определенные
статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за
исключением муниципальных гарантий.
Условное обязательство определяется как обязательство
Нерюнгринского района по предоставлению муниципальной гарантии.
1.2. Объектом управления долгом являются прямые и условные
обязательства в соответствии с их классификацией.
1.3. Главной задачей управления долгом является привлечение
заемных средств на финансирование расходов бюджета Нерюнгринского
района:
- при превышении потребностей бюджета Нерюнгринского района в
капитальных расходах над бюджетными доходами (привлечение
дополнительных источников финансирования капитальных расходов);
- для финансирования кассовых разрывов бюджета Нерюнгринского
района.
Дополнительными задачами являются:
- управление существующими обязательствами с целью формирования
приемлемой структуры обязательств и снижения, связанных с ними
издержек бюджета Нерюнгринского района;
- учет информации о прямых и условных обязательствах;
- формирование всей требуемой отчетности об обязательствах.
1.4. Основными принципами управления долгом и условными
обязательствами являются:
- сохранение объема прямых и условных обязательств на
экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;
- обеспечение исполнения прямых и условных обязательств в
полном объеме;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания
прямых обязательств.
Основные задачи процедур управления отличаются для:
- прямых обязательств и условных обязательств;
- существующих и привлекаемых заимствований.
2. Порядок управления прямыми обязательствами
Основными задачами управления прямыми обязательствами являются
выбор заемных инструментов и осуществление процедуры принятия
обязательств, обладающих приемлемым уровнем риска и
удовлетворяющих текущим потребностям бюджета Нерюнгринского
района.
Управление осуществляется на основе решений, выработанных на
стадии планирования, включая:
- цели заимствований;
- требуемые объемы заимствований;
- условия привлечения, погашения и обслуживания обязательств.
Целью заимствований может быть:
- финансирование временных кассовых разрывов бюджета
Нерюнгринского района;
- финансирование капитальных расходов бюджета Нерюнгринского
района;
- рефинансирование прямых обязательств бюджета Нерюнгринского
района;
- на покрытие дефицита бюджета Нерюнгринского района.
Процедура принятия обязательств реализуется в три этапа:
- анализ доступных обязательств;
- выбор обязательств;
- принятие обязательств.
Анализ доступных обязательств представляет собой процедуры по
сбору информации обо всех обязательствах, принятие которых
возможно. Состав собираемой информации должен позволять проводить
анализ обязательств на следующих этапах настоящей процедуры. В
отношении каждого обязательства собирается информация о:
- процентной ставке и правилах ее изменения (в случае плавающих
ставок);
- условиях погашения;
- объеме обязательства.
Выбор конкретных инструментов из всех доступных осуществляется
на основании последовательного анализа следующих факторов:
- величины рисков, связанных с инструментами;
- сроков погашения;
- стоимости обслуживания.
Па первом этапе анализ и оценка рисков предполагает
сравнительную оценку риска, по результатам которой доступные
обязательства ранжируются в порядке увеличения риска.
Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из
дальнейшего рассмотрения.
На втором этапе производится анализ доступных обязательств на
предмет соответствия их срочности и условиям привлечения,
погашения и обслуживания расчетному графику привлечения и
погашения обязательств, разработанному на этапе планирования.
Для заимствований на финансирование временных кассовых разрывов
бюджета Нерюнгринского района выбор инструментов определяется
длительностью этих разрывов. Финансирование кассового разрыва
может осуществляться с помощью привлечения краткосрочных
обязательств соответствующей срочности или изменением графика
привлечения обязательств на финансирование капитальных расходов
(инвестиционных заимствований).
Для заимствований, привлекаемых для погашения уже существующих
обязательств (операций рефинансирования), выбор сроков погашения
определяется с учетом законодательных ограничений на объем и
структуру обязательств, а также границами долговой емкости в
будущих периодах.
По результатам оценки сроков и условий погашения,
обязательства, не соответствующие требуемым условиям, исключаются
из дальнейшего рассмотрения.
На третьем этапе из доступных инструментов выбираются
инструменты, имеющие наименьшую стоимость.
Оценка стоимости краткосрочных заимствований на финансирование
временных кассовых разрывов может быть осуществлена на основе
номинальной стоимости обслуживания заимствований.
Результатом реализации трех этапов управления привлекаемыми
заимствованиями является перечень конкретных обязательств с
установленными условиями погашения и обслуживания.
После выбора привлекаемых обязательств производится оформление
всех необходимых юридических документов.
3. Принятие прямых и условных обязательств
3.1. Процедура принятия прямых обязательств состоит из
следующих шагов:
1) Вступление в силу документов, являющихся основанием для
возникновения обязательств.
В перечень таких документов входят кредитные договоры и
соглашения, договоры о получении бюджетных кредитов, договоры о
реструктуризации и пролонгации обязательств, документы о
регистрации ценных бумаг.
2) Возникновение обязательств.
Конкретные обязательства возникают:
- в случае кредитных соглашений и договоров, а также договоров
о получении бюджетных кредитов - при зачислении заемных средств на
бюджетные счета бюджета Нерюнгринского района. Обязательства
возникают в объеме зачисленных средств;
- по ценным бумагам бюджета Нерюнгринского района - в момент их
размещения. Объем обязательства определяется на основе итогов
размещения бумаг;
- в случае реструктуризации и/или пролонгации обязательств - в
момент заключения соответствующих соглашений.
3) Классификация обязательств по целям заимствований.
Классификация осуществляется в момент возникновения
обязательств. Каждое прямое обязательство может быть
классифицировано как:
- обязательство, направленное на финансирование дефицита
бюджета Нерюнгринского района по итогам финансового года;
- обязательство, направленное на финансирование кассового
разрыва бюджета Нерюнгринского района (дефицита по итогам
нескольких месяцев внутри финансового года).
В случае реструктуризации, пролонгации или рефинансирования
обязательств цели новых заимствований остаются теми же, что и у
исходных обязательств.
3.2. Принятие условных обязательств в виде муниципальных
гарантий.
Принятие условных обязательств в виде муниципальных гарантий
производится исполнительно-распорядительным органом муниципального
образования "Нерюнгринский район", уполномоченным заключать
договоры о предоставлении муниципальных гарантий Нерюнгринского
района.
Процедура принятия условных обязательств в виде муниципальных
гарантий включает следующие этапы:
1) Заключение договора о предоставлении муниципальной гарантии.
Договор заключается между исполнительно-распорядительным
органом муниципального образования "Нерюнгринский район",
уполномоченным заключать договоры о предоставлении гарантий (далее
по тексту - гарантом), и организацией, привлекающей кредитные
ресурсы (далее по тексту - гарантополучателем). Договор содержит
порядок ответственности гаранта при наступлении гарантийного
случая. Объем обязательств по гарантии (объем гарантии), указанный
в договоре, может быть меньше объема гарантируемого обязательства
или совпадать с ним.
2) Заключение договора об условиях предоставления гарантии.
Договор заключается между гарантом и гарантополучателем и
содержит порядок ответственности гарантополучателя перед гарантом
в связи с предоставлением ему гарантии.
Одновременно с данным договором заключается договор залога в
обеспечение гарантополучателем его ответственности перед гарантом
по предоставленной гарантии.
Договор должен содержать описание залога и его оценочную
рыночную стоимость. Предметом залога может быть высоколиквидное
имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности и не
обремененное какими-либо обязательствами. Залогодателем может быть
гарантополучатель или третье лицо. Рыночная стоимость залога не
должна быть ниже объема гарантии. Оценка стоимости залога должна
производиться независимым оценщиком. Оценка должна проводиться
непосредственно перед оформлением договора залога. Расходы по
оценке залога несет гарантополучатель или третье лицо.
3) После заключения договоров о предоставлении муниципальной
гарантии, гарантийных условиях и залоге заключается кредитный
договор между кредитным учреждением и гарантополучателем.
Конкретные условные обязательства гаранта по данному виду
обязательств возникают в момент поступления, кредитных ресурсов на
счета гарантополучателя.
4. Управление долговыми обязательствами
4.1. Основными задачами управления существующими долговыми
обязательствами являются:
- своевременное погашение и обслуживание обязательств;
- контроль выполнения законодательных ограничений во всех
будущих периодах;
- мониторинг риска ликвидности и рисков, связанных с
обязательствами, и их снижение;
- снижение стоимости обязательств с требованием сохранения
величины рисков на приемлемом уровне.
Исходными данными при управлении существующими обязательствами
являются:
- объемы и условия погашения и обслуживания обязательств;
- долговая емкость бюджета Нерюнгринского района без учета
платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств;
- текущие условия на рынке доступных заимствований.
Сведения об объеме и условиях привлечения уже имеющихся
долговых обязательств содержатся в долговой книге Нерюнгринского
района.
Долговая емкость бюджета Нерюнгринского района первоначально
определяется на этапе бюджетного планирования и в дальнейшем
корректируется с учетом изменения экономических условий.
Текущие условия на рынке доступных заимствований определяются с
помощью мониторинга рынка и его изменений.
Систематический контроль выполнения законодательных ограничений
во всех будущих периодах осуществляется с целью недопущения
превышения данных ограничений в результате изменения экономических
условий и условий на рынке заимствований.
В ходе анализа проверяется выполнение ограничений федерального
и регионального законодательства на объемы муниципального долга и
объемы операций по обслуживанию долга в соответствии с положениями
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В случае, если для какого-либо года проверяемого периода
нарушается какое-либо законодательное ограничение, то необходимо
рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся
обязательств.
Систематический контроль выполнения ограничения, накладываемого
долговой емкостью, осуществляется с целью контроля риска
ликвидности и заблаговременного выявления возможного недостатка
средств в бюджете Нерюнгринского района для своевременного
погашения и обслуживания существующих обязательств.
Ограничение, накладываемое долговой емкостью, проверяется с
помощью построения разности долговой емкости бюджета
Нерюнгринского района, оцененной для будущих периодов в момент
проведения анализа, и сводным объемом платежей на погашение и
обслуживание долговых обязательств и ожидаемых платежей по
исполнению условных обязательств. Ограничение проверяется по годам
и кварталам. Период проверки устанавливается главой Нерюнгринского
района.
В случае, если для какого-либо года проверяемого периода данная
разность является отрицательной, то необходимо рефинансирование
или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью
приведения их в пределы долговой емкости бюджета Нерюнгринского
района.
В случае, если для каждого года проверяемого периода разность
является положительной, однако в каком-либо квартале оказывается
отрицательной, то приведение расходов в пределы долговой емкости
может быть осуществлено одним из двух способов:
- проведением рефинансирования отдельных обязательств;
- привлечением краткосрочного заимствования на финансирование
временного кассового разрыва, возникающего в соответствующем
интервале времени.
Управление рисками, связанными с обязательствами,
осуществляется с целью снижения вероятных потерь бюджета
Нерюнгринского района в будущих периодах в результате изменения
экономических условий и условий на рынке заимствований по
сравнению с условиями, учтенными ранее на этапе привлечения
обязательств.
Основной целью управления рисками является их минимизация.
Принципы минимизации подконтрольных рисков:
- повышение качества перспективного финансового планирования;
- построение оценки долговой емкости бюджета на основе
пессимистичных прогнозов экономического развития и финансового
состояния Нерюнгринского района;
- планирование структуры и объема долга из условия, что объем
расходов на погашение и обслуживание обязательства в каждом
периоде не должен превышать величину долговой емкости в данном
периоде, основанной на консервативном прогнозе социально-
экономического развития Нерюнгринского района;
- анализ кредитоспособности получателя муниципальной гарантии
на стадии выдачи гарантии, а также мониторинг его финансового
состояния на протяжении всего срока действия гарантии;
- проведение детальной юридической экспертизы разрабатываемых
документов по привлечению заимствований с целью полной детализации
всех условий контрактов.
Принципы минимизации неподконтрольных рисков:
для существующих долговых обязательств является их
рефинансирование с учетом минимизации рисков;
для вновь привлекаемых долговых обязательств является отказ от
привлечения заимствований, которым присущи значительные риски.
4.2. Управление условными обязательствами.
Основной задачей управления привлекаемыми условными
обязательствами является отбор хозяйствующих субъектов, которым
предоставляются муниципальные гарантии.
Отбор гарантополучателей осуществляется на этапе планирования в
соответствии с Порядком планирования государственного долга и
условных обязательств, утвержденным постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 N 394 "Об утверждении
порядка планирования государственного долга и условных
обязательств".
Основной задачей управления существующими условными
обязательствами в виде муниципальных гарантий является минимизация
связанных с ними рисков, а также своевременное погашение
обязательств в случае наступления гарантийного случая. Основным
риском, связанным с существующими муниципальными гарантиями,
является кредитный риск (риск наступления гарантийного случая).
Кроме того, в течение периода реформирования системы управления
долгом и условными обязательствами Нерюнгринского района,
существенным является риск ликвидности в случае, если гарантийный
случай наступил.
В случае наступления гарантийного случая обязательство
исполняется за счет средств бюджета Нерюнгринского района в
объеме, предусмотренном документами, принятыми на этапе
предоставления муниципальной гарантии в порядке, установленном
действующим законодательством.
|