ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 октября 2005 г. N 1253-р
О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ КОЧЕВОМ ТЕАТРАЛЬНОМ
ФЕСТИВАЛЕ "ЖЕЛАННЫЙ БЕРЕГ"
Учитывая значение якутского театрального искусства в укреплении
имиджевой политики Республики Саха (Якутия), в целях развития
межрегиональных и международных связей:
1. Утвердить Положение Межрегионального кочевого театрального
фестиваля "Желанный берег" согласно приложению.
2. Министерству культуры и духовного развития Республики Саха
(Якутия) (Борисов А.С.) обеспечить проведение Межрегионального
кочевого театрального фестиваля "Желанный берег" на высоком,
организационном и художественном уровне с 28 октября по 4 ноября
2005 года в г. Улан-Удэ Республики Бурятия, и гастролей Саха
академического театра им. П.А. Ойунского по регионам Российской
Федерации с 26 октября по 4 декабря 2005 года.
3. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Николаев
А.С.):
3.1. Профинансировать Министерство культуры и духовного
развития Республики Саха (Якутия) на сумму 2 000 тыс. рублей
целевым назначением на гастрольные расходы Саха академического
театра им. П.А. Ойунского за счет перемещения бюджетных
ассигнований по разделу 0700 "Образование".
3.2. Расходы на гастроли Саха академического театра им. П.А.
Ойунского на сумму 874,5 тыс. рублей профинансировать за счет
резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия).
4. Опубликовать Положение Межрегионального кочевого
театрального фестиваля "Желанный берег" в республиканских
средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Е.И. Михайлову.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 10 октября 2005 г. N 1253-р
ПОЛОЖЕНИЕ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО КОЧЕВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО
ФЕСТИВАЛЯ "ЖЕЛАННЫЙ БЕРЕГ"
1. Обоснование
1.1. Проведение межрегионального кочевого театрального
фестиваля "Желанный берег" является одним из основных пунктов
Соглашения о сотрудничестве в сфере культуры и искусств между
Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации, Федеральным агентством по культуре и кинематографии и
Правительством Республики Саха (Якутия), подписанном 11 февраля
2005 года в г. Москве.
1.2. В конце ХХ века Саха академический театр им. П.А.
Ойунского совершил блистательный и смелый прорыв по пути
интеграции в мировое театральное сообщество. Духовное начало Саха
театра в силу глубинных подсознательных этнических корней, его
неисчерпаемый творческий потенциал, основанный на выдающихся
театральных традициях русской школы, создали уникальный феномен -
оазис живого слова, живительной драматургии и обезоруживающей
искренности на бескрайних просторах Северо-восточной части России.
Динамичный и слаженный творческий коллектив Саха театра находится
в постоянном поиске новых театральных форм и художественного
ответа на самые неожиданные и злободневные вызовы современности.
Сегодня многие воспринимают мировое признание как некую данность,
мы еще толком не осознали, в чем суть блистательных успехов Саха
театра, чье творчество по существу явилось символом национальной
культуры, духовного потенциала народа. Ценность этих достижений
тем более высока, что они подготовлены разными поколениями
талантливых драматургов, режиссеров, актеров, организаторов
театрального дела. Основой творчества Саха театра является богатое
устное народное творчество, связанное с исполнительской традицией
сказителей-олонхосутов. Основой репертуара стали произведения А.Е.
Кулаковского, П.А. Ойунского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева и
многих других писателей. Яркие запоминающиеся образы созданы
талантливыми артистами Д.Ф. Ходуловым, П.М. Решетниковым, В.А.
Саввиным, А.П. Петровым, М.В. и М.Д. Слепцовыми и мн. др.
Благотворное влияние на развитие и формирование Саха театра
оказало русское сценическое искусство с его знаменитой школой
актерского мастерства. Пять якутских студий в разные годы были
воспитаны в Москве ведущими мастерами Малого театра в театральном
училище им. М.С. Щепкина. В Саха театре творили крупные мастера -
режиссеры В.В. Местников, С.А. Григорьев, Ф.Ф. Потапов, А.С.
Борисов, В.М. Фомин, чьи произведения ознаменовали разные этапы в
развитии театра. Особенно 1980-90-ые годы принесли Саха театру
высокое признание не только в России, но и за рубежом. В начале
восьмидесятых спектакль "Желанный голубой берег мой..." Андрея
Борисова имел триумфальный успех. Интернациональный заряд этого
спектакля принес ему заслуженный успех: сюжет нивхского писателя
Владимира Санги, подаренный киргизскому писателю Чингизу
Айтматову, в якутской инсценировке режиссера Андрея Борисова, в
сценографии русского художника Геннадия Сотникова, был выдвинут
Союзом театральных деятелей Грузии на соискание Государственной
премии СССР. Спектакль поставил проблему выживания человечества в
современных условиях и произвел впечатление "взрыва очистительной
бомбы". Еще в 1986 году в журнале "Театр" писали: "Андрей Борисов
на глазах стал одной из легенд сегодняшней театральной жизни".
Сегодня целая серия постановок упрочила однажды взятую высоту Саха
театра. Творческий путь театра изобилует поисками, блистательными
находками, неординарностью видения. Саха театр уверенно
выстраивает от спектакля к спектаклю свои художественные принципы,
основанные на истинно народной мудрости. Они отличаются тонкостью
и чуткостью восприятия событий и явлений современной
действительности. Присуждение Саха театру Государственной премии
России за спектакль "Король Лир" является красноречивым
подтверждением того, что он не только сохраняет, но и развивает
свои принципы, реализуя в творчестве свое концептуальное видение
мира.
1.3. Начало ХХI века ознаменовалось тем, что Саха театр
вплотную подошел к пониманию и обозначению своей индивидуальности,
своего предназначения и своей эстетики, выразившихся в постановке
монументального театрального эпического произведения - олонхо
"Кыыс Дэбилийэ". Театр, по сути, вернулся к своим корням.
Театральное сообщество с энтузиазмом и глубоким пониманием
восприняло новое театральное слово и эстетику древнего эпического
произведения. Театральные критики заговорили о феномене театра
Олонхо. Весь путь к театру Олонхо, все поиски ознаменованы
манифестом - спектаклем "Желанный голубой берег мой...".
Сокровенное, что лежит в душе человека, народа, самопознание, путь
к себе - идея, способная объединить, близкая каждому народу. Под
флагом этого спектакля Саха театр пришел к театру Олонхо.
1.4. В основу проекта проведения фестиваля "Желанный берег"
легла идея художественного руководителя Саха Академического театра
им. П.А. Ойунского, лауреата Государственных премий СССР, РФ,
РС(Я), заслуженного деятеля искусств РФ и РС(Я) А.С. Борисова о
"кочевом" фестивале Евразийских театров Сибири и Дальнего Востока.
В условиях современной культурной ситуации России очевидна
необходимая консолидация всех духовных сил. Фестиваль "Желанный
берег", который выполнял роль творческого форума Республики Саха
(Якутия), получил поддержку региональной театральной
общественности и сегодня по своему качеству, деятельности,
творческому потенциалу перерос рамки республиканского масштаба.
Необходимость данного фестиваля обусловлена отсутствием гастролей
ведущих театров Сибири, Дальнего Востока и Северо-восточной части
России, географической отдаленностью от основных культурных
центров динамично развивающегося театрального процесса.
1.5. Особенность данного фестиваля, в отличие от существующих -
попытка образовать новые взаимоотношения Искусства и Власти,
направив их усилия в одно русло. Тема каждого фестиваля будет
представлять собой "государственный заказ", объединяющий разные
театры с разнообразными взглядами, эстетическими платформами
вокруг одной актуальной творческой идеи современности. Так,
например, фестиваль может посвящаться великим событиям истории и
современности, ярким деятелям разных времен и народов. Фестиваль
будет способствовать развитию этнической театральной культуры, на
основе которой возможно продуктивное восприятие культуры России и
других народов мира. Кочевой фестиваль "Желанный берег" призван
продвинуть идею Евразийской театральной эстетики, наполнить
театральное искусство новым духовным содержанием, отражающим этику
и философию народов Евразии. Одна из задач фестиваля - выявление и
анализ особенностей современного национального "азиатского"
театра.
1.6. Первый Международный кочевой театральный фестиваль
"Желанный берег" состоится в 2005 году в г. Улан-Удэ на тему "Лики
Чингис Хана" и посвящается 800-летию создания империи Чингис Хана,
который широко будет отмечаться на его исторической родине в
Монголии 2006 году. На данный момент на сценах национальных
театров республик России, Казахстана и Монголии идут спектакли о
Чингис Хане. Театры республик Бурятия, Тыва, Хакассия, Калмыкия,
Республики Саха (Якутия) подтвердили свое желание участвовать в
фестивале "Лики Чингис Хана" в Улан-Удэ со следующими
постановками:
Бурятский государственный академический театр драмы им. Х.
Намсараева - "Чингисхан", Б. Гаврилов;
Тувинский государственный музыкально-драматический театр им. В.
Кок-оола - "Кто ты, Субедей?", Э. Мижита;
Хакасский национальный театр им. А.М. Топанова - "Любовь
Чингисхана", К. Чако;
Национальный драматический театр Республики Алтай - "Атилла",
Е. Замятин;
Калмыцкий государственный драматический театр им. Б. Басангова
- "Джамуха", П. Дарваев;
Башкирский академический драматический театр им. М. Гафури -
"Последнее море Чингисхана", Н. Абдыкадыров;
Монгольский государственный театр им. Д. Нацагдоржаа -
"Тэмуужин", С. Жаргалсайхан;
Хулэнбуйрский ансамбль песни и танца г. Хайлар КНР -
театрализованная композиция о Чингисхане;
Саха академический театр им. П.А. Ойунского - спектакль "По
велению Чингисхана", Н. Лугинов.
В 2007 году Международный театральный фестиваль "Желанный
берег" планируется провести в г. Иркутске и посвятить теме
"Прирастая Сибирью..." - освоению необъятных просторов Сибири
коренными народами, первопроходцами и нашими современниками.
В 2009 году - Международный театральный фестиваль "Желанный
берег" планируется провести в г. Якутске и посвятить теме "Дыхание
Арктики", так как тема циркумполярной цивилизации, культуры
малочисленных народов Севера не получила еще должного развития в
театральном искусстве.
2. Организация проведения фестиваля
2.1. Учредителями фестиваля являются:
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации;
Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
Союз театральных деятелей Российской Федерации;
Творческий союз Международного Евразийского движения;
Правительство Республики Саха (Якутия).
2.2. Организационный комитет фестиваля.
Организационный центр, место подготовки каждого фестиваля -
город Якутск.
Для осуществления организационной работы распоряжением
Правительства Республики Саха (Якутия) создается Оргкомитет
каждого фестиваля. В состав Оргкомитета могут входить
представители учредителей фестиваля, руководители театров -
участников.
2.3. Участники фестиваля.
Участниками фестиваля могут быть только спектакли
профессиональных театров любого жанра, содержание которых
соответствуют теме фестиваля. Заявки на участие в фестивале
принимаются до срока, определенного Оргкомитетом фестиваля,
согласно утвержденной формы. Заявки направляются в адрес
Оргкомитета фестиваля.
2.4. Порядок проведения фестиваля.
Сроки проведения каждого фестиваля определяются Оргкомитетом
фестиваля.
Программа фестиваля включает в себя, кроме показа спектаклей:
обсуждение спектаклей;
теоретическую конференцию и мастер-классы "Театральное
пространство Евразии" по направлениям "Драматургия" (1 день),
"Сценическое воплощение" (2 день), "Театральная критика" (3 день);
фестивальный клуб;
выставки (работ театральных художников, фото).
Участники фестиваля награждаются дипломами, памятными знаками и
специальными призами.
-------------------------------------------------------------------
|