УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 27 сентября 2005 г. N 74
О НАРУШЕНИИ ПРАВ НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ НА ПРОЕЗД
К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЫХА И ОБРАТНО
Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия)
Захарова Федора Николаевна, руководствуясь ст. ст. 27, 28 Закона
Республики Саха (Якутия) "Об Уполномоченном по правам человека в
Республике Саха (Якутия)", в целях защиты прав неработающих
пенсионеров на проезд к месту проведения отдыха и обратно, по
результатам изучения и анализа информации о нарушении прав за
текущий период 2005 г.,
установила:
1. Федеральным законом от 19.02.1993 N 4520-1 "О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" государство предоставило гарантии и компенсации по
возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат
гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-
климатических условиях Севера; предусмотрело комплекс мер,
направленных на социальную защиту данной категории граждан, в том
числе право пенсионеров на бесплатный проезд в пределах Российской
Федерации к месту отдыха и обратно один раз в два года. Согласно
статье 34 указанного Федерального закона компенсация расходов на
оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями
трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на
территории Российской Федерации и обратно один раз в два года
осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых
Правительством Российской Федерации.
2. В целях реализации статьи 34 указанного Закона
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N
176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату
стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых
пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на
территории Российской Федерации и обратно.
Согласно п. 3 Правил компенсация производится в виде
предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд
пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения
фактически произведенных пенсионером расходов.
В соответствии с п. п. 7, 8 Правил к заявлению о компенсации
расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной
документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для
пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на
туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по
организации отдыха.
Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не
указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются
услуги по организации отдыха, а в другом месте.
Замена понятий "места отдыха" на "место лечения или место
предоставления услуг по организации отдыха" не только умаляет
права и свободы человека и гражданина, но и прямо их ограничивает,
что противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и
действующему законодательству. При этом согласно ст. 34
Федерального закона Правительство Российской Федерации наделено
правом регламентации порядка, размера и условий компенсации
расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и
обратно, а не правом предоставления данной льготы, отмены или
уменьшения ее объема.
3. Отсутствие в течение 12 лет механизма предоставления
указанной льготы и так явилось причиной массовых обращений
пенсионеров в суд за защитой своих нарушенных прав. Однако
сложившаяся на территории Российской Федерации судебная практика
позволяла производить взыскание компенсации в бесспорном порядке,
что подтверждается и практикой деятельности Уполномоченного по
правам человека в Республике Саха (Якутия) с 2003 г.
По делу гр. К-ной мировой судья Булунского улуса от 01.07.2005
вынес решение, обязывающее ГУ - Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в Булунском улусе (районе) Республики Саха
(Якутия) предоставить проездные документы для проезда к месту
отдыха на территории Российской Федерации и обратно. ГУ -
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Булунском
улусе (районе) Республики Саха (Якутия) подало кассацию на данное
решение суда, сочтя его незаконным, это с учетом того, что гр. К-
ной были соблюдены все (даже ущемляющие права) условия для
получения проездных документов. Пенсионерке З-ко в Управлении
Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске постоянно
отказывали на протяжении 3 лет в предоставлении проездных
документов из-за отсутствия путевки, которую пенсионерка по
старости по материальному состоянию не могла себе позволить
купить. И это не самые грубые нарушения со стороны
правоприменителей на территории Республики Саха (Якутия), ставшие
известными Уполномоченному по правам человека в Республике Саха
(Якутия). Например, в связи с приданием подзаконному акту обратной
силы Пенсионный фонд Российской Федерации оспаривает по вновь
открывшимся обстоятельствам рассмотренные с января 2005 года по
июль 2005 года судебные решения, принятые в пользу граждан. Так, в
Архангельской области Уполномоченным по правам человека Ахраменко
Н.П. было зафиксировано столько нарушений, что она в мае 2005 г.
инициировала обращение к Председателю Правительства Российской
Федерации Фрадкову М.Е. по факту нарушения прав пенсионеров,
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях.
4. 10 августа 2005 г. Президиум Верховного Суда Российской
Федерации указал на право каждого пенсионера, проживающего в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на
компенсацию оплаты проезда независимо от выбранной формы отдыха.
Президиум, в частности, указал, что отсутствие прямого указания в
названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам,
осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по
организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на
получении ими такой компенсации.
Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление
компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном
случае, от выбранной гражданином формы отдыха.
Ограничение права пенсионера на получение гарантированной
государством компенсации проезда один раз в два года к месту
отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного
документа, полученного в организации, представляющей услуги по
организации отдыха, при том, что эти граждане также являются
пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и
тоже проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, ставит в неравное положение с теми, кто отдыхает
организованно (по путевке, курсовке и другим документам).
Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской
Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав
и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также
других обстоятельств. В соответствии со статьей 19 Конституции
Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без
какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места
деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное
предписание следует рассматривать как гарантию равенства
пенсионных прав независимо от того, предоставляются ли услуги по
организации отдыха в том месте, где они предпочитают отдыхать.
Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых
пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на
компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на
территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если
отдых осуществляется не в месте, где предоставляются услуги по
организации отдыха.
5. В основе международно-правовых стандартов в сфере пенсионных
прав также лежит равенство всех перед законом (ст. 1, 2 Всеобщей
Декларации прав человека 1948 г., ст. 26 Международного пакта о
гражданских и политических правах, ст. 14 Европейской Конвенции о
защите прав человека и основных свобод 1950 г.), равенство прав на
социальное обеспечение (ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека,
ст. ст. 9, 13, 14 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1, 2, 7, 15,
17 - 19, 33, 37, 45, 46, 55 Конституции Российской Федерации, ст.
ст. 2, 10, 15, 16, 21 Конституции (Основного Закона) Республики
Саха (Якутия), ст. ст. 27, 28 Закона Республики Саха (Якутия) "Об
Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)", в
целях восстановления нарушенных прав и защиты прав неработающих
пенсионеров на проезд к месту отдыха и обратно, прихожу к
заключению:
1. Нарушено право пенсионеров, являющихся получателями трудовых
пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию
расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории
Российской Федерации и обратно в указанных случаях
правоприменителями постановления Правительства Российской
Федерации от 01.04.2005 N 176 в лице пенсионных служб.
2. Необходимо восстановить нарушенные права неработающих
пенсионеров и не допускать впредь аналогичных нарушений.
3. Опубликовать настоящее Заключение N 74 в периодических
печатных изданиях "Якутия", "Саха сирэ".
Уполномоченный по правам человека
в Республике Саха (Якутия)
Ф.Н.ЗАХАРОВА
|