МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 22 сентября 2005 г. N Р-1708
О ПОРЯДКЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА
ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
НА ПОСЕЛЕНЧЕСКОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Утверждены
распоряжением Министерства
имущественных отношений
Республики Саха (Якутия)
от 22 сентября 2005 г. N Р-1708
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА ПОСЕЛЕНЧЕСКОМ УРОВНЕ
1. Понятие разграничения муниципального имущества
1. Под разграничением имущества, находящегося в муниципальной
собственности, между муниципальными районами, поселениями и
городскими округами понимается процедура изменения правовой
принадлежности (статуса) объектов муниципального имущества
указанных муниципальных образований, посредством которой
осуществляется безвозмездная передача прав собственности на объект
муниципального имущества от одного муниципального образования к
другому муниципальному образованию.
2. Разграничение муниципального имущества между муниципальными
районами, поселениями, городскими округами проводится в целях
обеспечения законности в использовании отдельных видов имущества
муниципальными районами, поселениями, городскими округами,
сохранности, развития, эффективного функционирования и
использования объектов муниципального имущества в интересах
населения, проживающего в муниципальных образованиях, для наиболее
полного материального обеспечения исполнения возложенных на органы
местного самоуправления муниципального района, поселения,
городского округа полномочий по решению вопросов местного
значения.
2. Правовое регулирование отношений
в области разграничения муниципального имущества
1. Правовое регулирование отношений в области разграничения
муниципального имущества осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", другими федеральными законами и законами РС(Я).
2. Органы местного самоуправления вправе принимать
муниципальные правовые акты по вопросам осуществления полномочий
по участию в процедуре разграничения муниципального имущества, а
также по разграничению объектов муниципального имущества.
Нормы, содержащиеся в указанных муниципальных правовых актах,
не должны противоречить федеральным законам принимаемым в
соответствии с ними, законам Республики Саха (Якутия), иным
нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия).
3. Основные принципы разграничения муниципального имущества
1. Разграничение муниципального имущества между муниципальными
районами, поселениями, городскими округами основывается на
признании экономической самостоятельности муниципальных
образований.
2. Разграничение муниципального имущества между муниципальными
районами, поселениями, городскими округами осуществляется с учетом
следующих принципов:
- соответствия разграничения муниципального имущества
установленному законодательством Российской Федерации
разграничению полномочий по решению вопросов местного значения
между муниципальными районами, поселениями, городскими округами;
- целевого характера использования муниципального имущества,
необходимого для осуществления возложенных на органы местного
самоуправления муниципального района, поселения, городского округа
полномочий;
- оптимального использования объектов муниципального имущества,
исходя из их назначения, в процессе решения вопросов местного
значения и осуществления органами местного самоуправления
переданных им отдельных государственных полномочий;
- территориальной принадлежности объектов муниципального
имущества к муниципальному образованию, являющейся определяющим
фактором в процессе разграничения муниципального имущества между
муниципальными образованиями в случае, если целевое назначение
объекта, находящегося в муниципальной собственности, соответствует
установленному федеральным законодательством перечню видов
имущества, которое может находиться как в собственности
муниципального района, так и в собственности поселения и (или)
городского округа, а также, если объект муниципального имущества
позволяет решать вопросы местного значения нескольких
муниципальных образований;
- оптимизации структуры объектов муниципального имущества в
интересах обеспечения экономического роста муниципальных районов,
поселений, городских округов;
- приоритета разграничения муниципального имущества между
муниципальными районами, поселениями, городскими округами перед
процедурами перепрофилирования и приватизации:
- равенства прав муниципальных образований при осуществлении
разграничения муниципального имущества;
- соблюдения условий гласности и прозрачности проводимых
процедур при разграничении муниципального имущества, за
исключением процедур разграничения объектов, разглашение сведений
о которых не допускается в соответствии с законом;
- договорных отношений между муниципальными образованиями в
процессе разграничения муниципального имущества;
- подотчетности и подконтрольности всех участников процесса
разграничения.
4. Сфера действия настоящих рекомендации
1. Порядок разграничения муниципального имущества
распространяется на объекты, соответствующие требованиям
федерального законодательства о видах муниципального имущества,
которое может находиться в собственности муниципальных образований
и находящиеся в собственности муниципальных районов, поселений,
городских округов.
В случае наличия по отношению к указанному имуществу требований
третьих лиц, установление права собственности на него, в том числе
права муниципальной собственности, производится в судебном
порядке.
2. Муниципальные образования вправе приобретать муниципальное
имущество в порядке разграничения муниципального имущества между
муниципальными районами, поселениями, городскими округами для
решения вопросов местного значения, установленных Федеральным
законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", и осуществления переданных органам местного
самоуправления отдельных государственных полномочий, для
обеспечения деятельности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих,
работников муниципальных предприятий и учреждений, решения иных
вопросов, не отнесенных к компетенции других муниципальных
образований, органов государственной власти и не исключенных из их
компетенции федеральными законами и законами Республики Саха
(Якутия).
3. Разграничению между муниципальными районами, поселениями,
городскими округами не подлежат объекты муниципального имущества,
которые органы местного самоуправления в соответствии с
федеральным законодательством обязаны безвозмездно передать в
федеральную собственность или в собственность Республики Саха
(Якутия).
5. Компетенция органов местного самоуправления
в разграничении муниципального имущества
1. Имущественные права и обязанности муниципальных образований
от их имени приобретают и осуществляют в процессе разграничения
муниципального имущества между муниципальными районами,
поселениями, городскими округами органы местного самоуправления в
рамках их компетенции, установленной действующим законодательством
и муниципальными правовыми актами.
2. До завершения процедуры разграничения муниципального
имущества полномочия по владению и пользованию объектами
муниципального имущества, в том числе объектами, в отношении
которых осуществляется процедура разграничения, осуществляют
органы местного самоуправления муниципального образования, в
собственности которых находятся объекты муниципального имущества.
3. Отчуждение объектов муниципальной собственности, а также их
перепрофилирование на условиях, установленных статьей 50
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" до завершения процедуры
разграничения муниципального имущества между муниципальными
районами, поселениями, городскими округами не допускается.
6. Условия правоспособности муниципальных образований
при разграничении муниципального имущества
Участие муниципальных образований в процессе разграничения
муниципального имущества должно быть обеспечено наличием их
правоспособности, в том числе соответствием муниципальных
образований следующим условиям:
- границы муниципального образования утверждены в соответствии
с требованиями, установленными федеральным законодательством и
законодательством РС(Я);
- уставом муниципального образования определены перечень
вопросов местного значения, структура органов местного
самоуправления, а также иные вопросы, определение которых
предусмотрено федеральным законодательством в уставе
муниципального образования.
7. Планирование разграничения муниципального имущества
1. В целях организации своевременного выполнения разграничения
муниципального имущества, передачи объектов муниципального
имущества в собственность муниципальных улусов (районов),
поселений, городских округов собственники муниципального имущества
осуществляют планирование мероприятий по участию в установленных
процедурах разграничения муниципального имущества.
2. Сроки, устанавливаемые планами разграничения муниципального
имущества, принимаемыми органами местного самоуправления, не
должны изменять условия разграничения муниципального имущества и
создавать необоснованные препятствия для передачи объектов
муниципального имущества в собственность муниципальных районов,
поселений, городских округов.
II. ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ
РАЗГРАНИЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ВИДЫ ОБЪЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗГРАНИЧЕНИЮ
1. Основания и условия передачи муниципального имущества
в порядке разграничения в собственность муниципального района,
поселения, городского округа
1. Основаниями передачи муниципального имущества в
собственность муниципального района, поселения, городского округа
в порядке разграничения муниципального имущества могут являться:
- соответствие целевого назначения объекта перечню вопросов
местного значения муниципального образования;
- территориальная принадлежность объекта муниципального
имущества к муниципальному образованию, которая может служить
основанием передачи в случае, если целевое назначение объекта
соответствует перечням вопросов местного значения нескольких
муниципальных образований;
- принадлежность объекта к перечню имущества, необходимого для
реализации отдельных государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов.
2. Обязательным условием определения возможности передачи
объекта муниципального имущества в порядке разграничения в
собственность муниципального района, поселения, городского округа
является его соответствие установленным федеральным
законодательством перечням видов имущества, которое может
находиться соответственно в собственности муниципального района,
поселения, городского округа.
2. Виды муниципального имущества, подлежащего разграничению
между муниципальными районами, поселениями и городскими округами
Разграничению между муниципальными районами, поселениями,
городскими округами подлежит муниципальное имущество, которое в
силу положений статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" может
находиться в собственности муниципальных районов, поселений,
городских округов.
3. Способы разграничения муниципального имущества
Способом разграничения муниципального имущества между
муниципальными районами, поселениями, городскими округами является
безвозмездная передача муниципального имущества на основании
договора передачи, заключаемого между муниципальными
образованиями.
Передача муниципального имущества в порядке разграничения между
муниципальными районами, поселениями, городскими округами
осуществляется в соответствии с перечнями объектов муниципального
имущества, формируемыми в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательством РФ и РС(Я).
4. Инициатива разграничения муниципального имущества
Инициатива разграничения муниципального имущества между
муниципальными районами, поселениями, городскими округами может
принадлежать:
- гражданам муниципальных образований. Для принятия к
рассмотрению указанной инициативы должно должны быть собраны
подписи не менее 3 процентов граждан от общего числа проживающих
на территории муниципального образования;
- органам местного самоуправления муниципальных районов,
поселений, городских округов, наделенным соответствующими
полномочиями на осуществление разграничения муниципального
имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими
округами;
- Министерству имущественных отношений РС(Я), уполномоченному
органу государственной власти Республики Саха (Якутия),
наделенному соответствующей компетенцией на участие в процедуре
разграничения муниципального имущества.
5. Право совместной собственности
муниципальных образований на муниципальное имущество
1. Право совместной собственности муниципальных образований на
отдельные объекты муниципального имущества, которые в соответствии
с установленными федеральным законодательством видами имущества
могут находиться как в собственности муниципального района, так и
в собственности поселения, городского округа, может возникать в
порядке разграничения в случаях, если:
- целевое назначение объекта позволяет решать вопросы местного
значения тех муниципальных образований, в совместную собственность
которых передаются указанные объекты муниципального имущества;
- объекты, технологические и иные особенности отдельных
процессов, эксплуатация которых требует сохранения функционального
единства и использование которых необходимо для решения вопросов
местного значения нескольких муниципальных образований;
- технологические и иные особенности отдельных процессов
производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации, на
совершение которых направлено целевое назначение объекта,
позволяют использовать его для решения вопросов местного значения
нескольких муниципальных образований.
2. Право совместной собственности на отдельные объекты
муниципального имущества возникает на основании договоров,
заключаемых между муниципальными образованиями в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Финансовое обеспечение осуществления
разграничения муниципального имущества
1. Передача объектов муниципального имущества в порядке
разграничения из собственности одного муниципального образования в
собственность другого муниципального образования осуществляется на
безвозмездной основе.
2. Затраты по формированию объекта муниципального имущества и
подготовке его к процессу передачи в порядке разграничения
муниципального имущества производятся за счет средств местного
бюджета, предусматриваемых на соответствующий финансовый год
муниципального образования, в собственности которого находится
объект муниципального имущества до его разграничения.
3. Государственная регистрация права муниципальной
собственности на объекты муниципального имущества, возникающего в
порядке разграничения, в части сумм, подлежащих оплате, а также
оплата услуг независимых оценщиков и другие расходы, необходимые
для совершения сделки по передаче объектов муниципального
имущества между муниципальными образованиями в процессе
разграничения, производятся за счет средств местных бюджетов,
предусматриваемых на соответствующий финансовый год,
муниципального образования, принимающего в порядке разграничения
муниципального имущества объекты муниципального имущества в
муниципальную собственность.
III. ПРОЦЕДУРА РАЗГРАНИЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
1. Виды и порядок составления перечней объектов
муниципального имущества, подлежащих передаче в муниципальную
собственность района, поселения, городского округа
в порядке разграничения муниципального имущества
1. Разграничение муниципального имущества между муниципальными
районами, поселениями, городскими округами производится согласно
Закону Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2003 года 18-3 N 37-
III "О разграничении предметов ведения и полномочий, объектов
муниципальной собственности между муниципальными образованиями в
РС(Я)".
2. Для формирования перечней объектов муниципального имущества,
подлежащих разграничению, органы местного самоуправления поселений
направляют в специально уполномоченный орган муниципальной власти
- Комитет по управлению муниципальным имуществом улуса (района)
(далее - КУМИ) сведения об объектах муниципальной собственности
улуса (района), находящихся на территории поселений, которые в
силу положений статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" может
находиться в собственности муниципальных поселений, подготовленные
в следующем порядке:
1) в течение 10 дней с момента установления правоспособности
муниципального образования на уровне поселения представительный
орган муниципального образования улуса (района) принимает решение
о наделении полномочиями на проведение процедур по разграничению
муниципального имущества специально уполномоченного органа
местного самоуправления улуса (района) (КУМИ);
2) специально уполномоченный орган (КУМИ) местного
самоуправления муниципального района совместно с представителями
местного самоуправления муниципального образования на уровне
поселения, в соответствии с утвержденным перечнем вопросов
местного значения муниципального образования на уровне поселения и
требованиями федерального законодательства в течение не более 1-го
месяца составляет следующие списки объектов муниципального
имущества:
- список объектов муниципального имущества, который
муниципальное образование улуса (района), в соответствии с
разрешенными федеральным законодательством видами муниципального
имущества и установленными полномочиями органов местного
самоуправления вправе сохранить в собственности данного
муниципального образования;
- список объектов муниципальной собственности муниципального
образования улуса (района), находящихся в процессе разграничения,
но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам
имущества, которое может находиться в собственности данного
муниципального образования, и, в силу указанных причин,
передаваемых муниципальным образованием улуса (района) в порядке
разграничения в собственность иных муниципальных образований;
- список объектов муниципальной собственности муниципального
образования улуса (района), находящихся в процессе разграничения,
отнесенных законодательством Российской Федерации к видам
имущества, которое может находиться в собственности муниципального
образования на уровне поселения;
- список объектов муниципального имущества, предполагаемых
муниципальными образованиями к совместному владению, использованию
и распоряжению.
3) составленные списки (перечни) глава местного самоуправления
муниципального образования на уровне поселения представляет в
представительный орган муниципального образования на уровне
поселения для одобрения и направления в пятидневный срок в
специально уполномоченный орган муниципальной власти улуса
(района) (КУМИ).
3. Указанные в п. 2 настоящей главы списки представляются на
бумажных и магнитных носителях. Одновременно с ними в КУМИ
представляются следующие документы:
- решение представительного органа муниципального образования
об одобрении списков объектов муниципального имущества, подлежащих
разграничению между муниципальными районами, поселениями,
городскими округами;
- письменное согласие или обоснованное несогласие муниципальных
унитарных предприятий, учреждений муниципального образования и
иных пользователей о передаче находящегося в их хозяйственном
ведении или оперативном управлении имущества в собственность иного
муниципального образования, либо перехода этого имущества в
совместную собственность;
- сведения о среднесписочной численности работников в
передаваемых предприятиях (организациях, учреждениях);
- сведения об имеющихся обременениях объектов муниципального
имущества, находящихся в списках.
2. Условия включения муниципального имущества в списки
объектов муниципального имущества, подлежащего разграничению
1. В целях включения объектов муниципального имущества в
предусмотренные списки осуществляется:
- инвентаризация объектов муниципального имущества;
- межевание земель, занятых объектами муниципального имущества,
и регистрация права на занимаемые объектами муниципального
имущества земельные участки в порядке, установленном земельным
законодательством;
- учет - описание и индивидуализация объектов, которые
позволяют однозначно определить их основные характеристики,
целевое назначение, права и обязанности по отношению к нему
органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.
Порядок ведения и формы учета объектов муниципального имущества
устанавливаются законами и нормативно-правовыми актами Республики
Саха (Якутия).
2. Условием включения объекта муниципального имущества в списки
объектов муниципального имущества, предлагаемых к разграничению
между муниципальными районами, поселениями, городскими округами,
служит сохранение технологического единства объекта, обеспечение
необходимых требований к организации его эксплуатации, а также
предотвращение выведения из состава объектов, не являющихся
автономными по характеру функционирования.
3. Специально уполномоченный орган местного самоуправления
улуса (района) (КУМИ) на подготовку списков объектов
муниципального имущества, подлежащих разграничению, обязан
принимать к рассмотрению предложения о включении объектов в списки
от:
- граждан, проживающих в муниципальном образовании, при
условии, что предложение исходит от не менее чем 3 процентов
населения, проживающего в муниципальном образовании;
- органов местного самоуправления как муниципального
образования на уровне поселения, в котором ведется подготовка
перечней, так и органов местного самоуправления иных муниципальных
образований, претендующих на тот или иной объект;
4. Включение объекта муниципального имущества в списки объектов
муниципального имущества, подлежащих разграничению между
муниципальными образованиями, влечет необходимость письменного
уведомления об этом фактических пользователей, арендаторов и иных
физических и юридических лиц, владеющих объектами, находящимися в
муниципальной собственности, на одном из разрешенных
законодательством Российской Федерации видов права, а также
кредиторов предприятий, учреждений и организаций, владеющих
муниципальным имуществом.
Юридические и физические лица, владеющие объектами,
находящимися в муниципальной собственности, на праве пользования,
аренды или ином разрешенном виде права, обязаны представлять
специально уполномоченному органу местного самоуправления улуса
(района) (КУМИ), осуществляющему подготовку списков объектов
муниципального имущества к разграничению между муниципальными
образованиями, все необходимые для включения в перечень сведения
об объекте муниципального имущества.
3. Подготовка и рассылка перечней объектов
муниципального имущества, подлежащего разграничению
между муниципальными районами, поселениями, городскими округами
1. Представленные в КУМИ списки объектов муниципального
имущества, сшитые, пронумерованные и скрепленные печатью, в
месячный срок со дня получения проходят проверку на соответствие
требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", иных федеральных
законов, законов Республики Саха (Якутия), муниципальных правовых
актов.
В случае выявления несоответствия объекта муниципального
имущества, включенного в список, КУМИ извещает об этом, а также о
принятом им решении органы местного самоуправления в письменном
виде.
2. С учетом представленных муниципальными районами,
поселениями, городскими округами списков и иных документов КУМИ по
каждому муниципальному образованию формирует перечни объектов
муниципального имущества, подлежащих сохранению в собственности
муниципального образования улуса (района), а также перечни
объектов муниципального имущества, подлежащих передаче в порядке
разграничения иным муниципальным образованиям.
3. Подготовленные перечни объектов муниципального имущества
направляются КУМИ в муниципальные образования, чьи интересы должны
быть соблюдены при разграничении объектов муниципального
имущества, входящих в каждый из подготовленных перечней.
4. Регистрация поступления перечней объектов муниципального
имущества, предлагаемых к разграничению, производится органами
местного самоуправления улуса (района), в адрес которых
направлялись указанные перечни в день их поступления. Отказ в
регистрации возможен только в случае нарушения требований к
установленному перечню представленных документов. Уведомление об
отказе в регистрации документов направляется в КУМИ в письменном
виде в недельный срок со дня их поступления с указанием причин
отказа.
4. Решения органов местного самоуправления
о разграничении муниципального имущества
1. Уполномоченный орган местного самоуправления улуса (района)
(КУМИ) в месячный срок со дня регистрации полученных перечней
подготавливает и вносит на утверждение в представительный орган
местного самоуправления улуса (района) следующие перечни:
а) по объектам муниципального имущества, которые не подлежат
передаче иным муниципальным образованиям в порядке разграничения,
принять решение, являющееся основанием для государственной
регистрации права собственности, в случае, если требование о
государственной регистрации права собственности установлено
законом, а также о включении объектов в реестр объектов
муниципальной собственности улуса (района);
б) по объектам муниципальной собственности муниципального
образования улуса (района), подлежащих передаче в муниципальную
собственность муниципальным образованиям на уровне поселений.
Несогласие с отчуждением или приобретением объекта в порядке
разграничения муниципального имущества возможно лишь по
основаниям, указанным в настоящих рекомендациях.
2. Предусмотренные в пункте 1 настоящей главы решения органов
местного самоуправления направляются в КУМИ.
5. Основания отказа в разграничении объектов муниципального
имущества
В разграничении муниципального имущества между муниципальными
районами, поселениями, городскими округами может быть отказано в
случаях, если:
- объект муниципального имущества, предлагаемый к передаче в
процессе разграничения в собственность муниципального района,
поселения, городского округа, не соответствует установленному
федеральным законодательством перечню видов имущества, которое
может находиться в собственности соответственно муниципального
района, поселения, городского округа;
- объект муниципального имущества расположен за границами
муниципального образования, в чью собственность его предлагается
передать, и не является филиалом предприятия, учреждения,
организации, находящихся в собственности данного муниципального
образования;
- имеются ограничения на отчуждение объекта муниципального
имущества, предусмотренные действующим законодательством;
- отсутствует возможность организационного и (или)
технологического обособления объекта от муниципального имущества,
правовой статус которого не подлежит изменению в порядке
разграничения муниципального имущества.
6. Решения Комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ)
КУМИ в недельный срок со дня получения указанных выше решений
представительного органа местного самоуправления улуса (района):
- по объектам муниципального имущества, которые получили
одобрение органов местного самоуправления муниципальных
образований на отчуждение из собственности одного муниципального
образования и приобретение в собственность другого муниципального
образования, подготавливает проект договора передачи, который
направляется в муниципальные образования для подписания;
- по объектам муниципального имущества, отчуждение из
собственности одного муниципального образования и приобретение в
собственность другого муниципального образования которых не
получило одобрение органов местного самоуправления муниципальных
образований, подготавливает решение о создании согласительной
комиссии, которое направляется в муниципальные образования для
информирования и направления представителей муниципального
образования в ее состав.
7. Условия заключения договоров
передачи объектов муниципального имущества
1. Разграничение объектов муниципального имущества
осуществляется на основании договоров передачи объектов
муниципального имущества, заключаемых между органами местного
самоуправления или должностными лицами муниципальных образований,
наделенных уставом муниципального образования полномочиями на
совершение указанных действий.
2. Договоры передачи объектов муниципального имущества
заключаются в соответствии с гражданским законодательством с
учетом установленных федеральными законами, законами Республики
Саха (Якутия), муниципальными правовыми актами полномочиями
органов местного самоуправления.
В отношении объектов, находящихся в муниципальной
собственности, договоры передачи объектов муниципального имущества
заключаются органами местного самоуправления от имени
муниципального образования, в собственности которого находится
имущество, являющееся предметом сделки.
Предметом договора передачи муниципального имущества
муниципальному району, поселению, городскому округу может быть
только имущество, отнесенное Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" к видам имущества, которое может находиться
соответственно в собственности муниципального района, поселения,
городского округа.
3. Договор передачи объектов муниципального имущества,
заключаемый в порядке разграничения имущества между муниципальными
образованиями, заключается исключительно в письменной форме и
должен содержать:
- перечень объектов муниципального имущества, передаваемых по
договору;
- сроки и условия передачи объектов муниципального имущества;
- ответственность сторон за неисполнение принятых по договору
обязательств;
- другие условия по усмотрению муниципальных образований,
являющихся сторонами договора.
4, Передача объектов муниципального имущества в порядке
разграничения между муниципальными районами, поселениями,
городскими округами осуществляется по их фактическому состоянию,
включая имеющуюся структуру активов и пассивов, обязательств, с
утвержденными планами реконструкции, капитального ремонта,
материально-технической документации, а передача объектов
незавершенного строительства - с проектно-сметной документацией.
Имеющиеся дебиторские и кредиторские задолженности объекта
муниципального имущества в процессе разграничения муниципального
имущества следуют судьбе объекта, если иное не предусматривается в
договоре передачи муниципального имущества.
5. Передача объектов муниципального имущества в порядке
разграничения производится по их балансовой стоимости. При
возникновении разногласий между муниципальными образованиями
проводится независимая оценка объектов муниципального имущества за
счет средств местного бюджета муниципального образования,
оспаривающего величину балансовой стоимости объекта муниципального
имущества.
Сведения об имуществе, поступившем в муниципальную
собственность района, поселения, городского округа, и имуществе,
выбывшем из собственности соответствующего муниципального
образования, отражаются в ежегодном отчете о поступлении и выбытии
имущества.
6. Копии принятых договоров передачи объектов муниципального
имущества в порядке разграничения муниципального имущества
направляются в КУМИ.
8. Порядок и принципы проведения согласительных процедур
в порядке разграничения муниципального имущества
1. Решение КУМИ об образовании согласительной комиссии для
согласования решений о передаче объектов муниципального имущества
в порядке разграничения между муниципальными районами,
поселениями, городскими округами должно быть рассмотрено органами
муниципального образования в недельный срок с представлением
списка уполномоченных органов местного самоуправления и (или)
должностных лиц для участия в проведении согласительных процедур.
Отказ муниципального образования в участии в работе
согласительной комиссии не допускается.
2. Порядок работы согласительной комиссии устанавливается
нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия).
3. По результатам работы согласительная комиссия принимает
решение о передаче объекта муниципального имущества в порядке
разграничения между муниципальными образованиями либо о передаче
дела в суд.
4. Срок рассмотрения спора согласительной комиссией не может
превышать двух месяцев со дня начала работы комиссии.
9. Предоставление сведений реестра муниципальной собственности
в органы государственной власти Республики Саха (Якутия)
1. КУМИ на основе полученных сведений о количестве, составе и
виде разграниченного муниципального имущества заносит данные в
реестр муниципального имущества.
2. Муниципальное образование района (улуса) ежеквартально, не
позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, для проведения
федерального мониторинга реализации Федерального закона от 6
октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" представляет в
Министерство имущественных отношений РС(Я) сведения об
имущественном составе муниципального образования с учетом
разграничения между муниципальными образованиями поселений на
магнитных носителях, в том числе реестр муниципальной
собственности.
10. Временное пользование объектами муниципального имущества
1. В случае если в связи с реализацией порядка разграничения
муниципального имущества отсутствие в муниципальных образованиях
необходимых объектов имущества приводит к невозможности исполнения
органами местного самоуправления возложенных полномочий, органы
местного самоуправления муниципального образования вправе
обратиться с инициативой к муниципальному образованию, в
собственности которого находятся указанные объекты муниципального
имущества, о передаче на период прохождения установленной
процедуры разграничения муниципального имущества отдельных
объектов муниципального имущества во временное пользование.
При этом представительный орган муниципального образования, в
собственности которого находятся объекты муниципального имущества,
вправе принять решение о передаче органам местного самоуправления
другого муниципального образования полномочий по владению
отдельными объектами муниципального имущества, не прошедшими
процедуру разграничения, но необходимыми последним для
своевременного осуществления возложенных на них полномочий.
Оформление указанных отношений осуществляется в форме
соглашения, заключаемого на период прохождения процедуры
разграничения муниципального имущества представительными органами
муниципальных образований.
Передача отдельных объектов муниципального имущества по
соглашению между муниципальными образованиями не влечет за собой
переход права муниципальной собственности на указанные объекты.
11. Возникновение права собственности
муниципальных районов, поселений и городских округов на объекты
муниципального имущества, прошедшие процедуру разграничения
1. Право собственности на объекты муниципального имущества,
прошедшие процедуру разграничения муниципального имущества
возникает с момента государственной регистрации права
собственности в соответствии с законодательством Российской
федерации.
2. Основанием государственной регистрации права собственности
муниципальных районов, поселений, городских округов на объекты
муниципального имущества являются:
- акты органов местного самоуправления об утверждении
согласованных с иными муниципальными образованиями перечней
объектов муниципального имущества, не подлежащих разграничению в
силу необходимости нахождения их в собственности данного
муниципального образования для решения вопросов местного значения,
в случае, если объекты данного перечня удовлетворяют требованиям
статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации";
- договоры передачи объектов муниципального имущества,
заключенные между муниципальными образованиями;
- вступившие в законную силу судебные решения по спорам,
связанным с разграничением муниципального имущества.
3. Сведения об объектах муниципального имущества, на которые у
муниципальных районов, поселений, городских округов в процессе
разграничения возникает право муниципальной собственности,
вносятся в реестры муниципального имущества в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
12. Ответственность участников процедуры
разграничения муниципального имущества
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления несут ответственность как за соблюдение всех
установленных процедур, так и за сохранность и эксплуатацию
объектов, находящихся под процедурой разграничения объектов
муниципального имущества между муниципальными районами,
поселениями, городскими округами.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления наступает в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
2. Контроль за соблюдением установленного порядка разграничения
муниципального имущества осуществляют органы прокуратуры
Российской Федерации, другие уполномоченные органы государственной
власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
13. Разрешение споров о разграничении муниципального имущества
1. Разногласия и споры между муниципальными районами,
поселениями, городскими округами, возникающие в процессе
разграничения муниципального имущества, разрешаются
заинтересованными сторонами с использованием согласительных
процедур или в судебном порядке.
2. Признание судом решений органов местного самоуправления по
вопросам разграничения муниципального имущества недействительными
влечет недействительность сделок по передаче объектов
муниципального имущества, совершенных во исполнение указанных
решений.
14. Защита интересов муниципальных образований
при разграничении муниципального имущества
1. Защита имущественных и иных прав и законных интересов
муниципальных образований при разграничении муниципального
имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими
округами осуществляется в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
2. Договоры о передаче объектов муниципального имущества,
совершенные с нарушением установленного порядка либо совершенные
лицами, не уполномоченными на заключение указанных договоров,
признаются ничтожными.
3. За необоснованный отказ муниципальных образований в передаче
объектов муниципального имущества, необходимых иным муниципальным
образованиям для решения вопросов местного значения, муниципальные
образования несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
IV. ОСОБЕННОСТИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
1. Особенности разграничения имущества, находящегося
в оперативном управлении или хозяйственном ведении
муниципальных унитарных предприятий
1. Передача муниципального имущества, находящегося в
оперативном управлении или хозяйственном ведении муниципальных
унитарных предприятий, производится с учетом особенностей,
предусмотренных статьей 300 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
2. С момента перехода права собственности на объект
муниципального имущества, находящийся на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления муниципального унитарного
предприятия, право хозяйственного ведения или оперативного
управления муниципального унитарного предприятия прекращается.
2. Особенности разграничения земельных участков
участков недр, водных объектов, иных природных ресурсов
1. К отношениям по разграничению земельных участков, участков
недр, водных объектов, иных природных ресурсов применяются
соответственно земельное законодательство, законодательство о
недрах, водное законодательство, иное природоохранное
законодательство и специальные федеральные законы.
2. В процессе разграничения объектов муниципального имущества,
земельные участки следуют судьбе разграничиваемых объектов
муниципального имущества.
3. Незастроенные земельные участки, являющиеся самостоятельными
объектами муниципального имущества, подлежат разграничению между
муниципальными образованиями с учетом особенностей,
предусмотренных земельным законодательством.
3. Особенности разграничения объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия местного значения могут
передаваться в порядке разграничения муниципального имущества
между муниципальными районами, поселениями, городскими округами,
лишь при условии их обременения обязательствами по содержанию,
сохранению и использованию в соответствии с целевым назначением
объекта.
4. Особенности разграничения объектов, необходимых
для реализации отдельных государственных полномочий
Передача объектов муниципального имущества, используемых
муниципальным образованием для реализации отдельных
государственных полномочий, возможна лишь в собственность
муниципальных районов и городских округов при условии наделения
последних отдельными государственными полномочиями, для реализации
которых требуется объект муниципального имущества.
-------------------------------------------------------------------
|