УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 1 августа 2005 г. N 69
ПО КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖАЛОБЕ ИНВАЛИДОВ ПОСЕЛКА ЮГОРЕНОК
УСТЬ-МАЙСКОГО УЛУСА О НАРУШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ
Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия)
Захарова Федора Николаевна, рассмотрев материалы коллективной
жалобы (вх. 226-УП от 23.03.2005) неработающих инвалидов (15
человек), проживающих в закрытом поселке Югоренок Усть-Майского
улуса, о нарушении жилищных прав,
установила:
1. Решение о закрытии поселка Югоренок Усть-Майского улуса
принято постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N
294 от 30.06.1998 "О проекте постановления Правительства
Российской Федерации "О мерах социальной защиты населения,
проживающего в ликвидируемых поселках Республики Саха (Якутия)".
Пунктом 1 указанного постановления предусмотрено, что проект
постановления Правительства Республики Саха (Якутия) о ликвидации
поселка Югоренок и упразднении его как административной единицы
должен быть внесен в Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) в срок до 01.09.1998.
Пунктом 2 указанного постановления Правительства Республики
Саха (Якутия) установлен срок ликвидации поселка Югоренок Усть-
Майского улуса путем закрытия указанного населенного пункта - 2000
год.
Пунктами 5, 6 постановления также поручено организовать
Комиссии по вопросам организации выезда граждан из республики при
Правительстве Республики Саха (Якутия), главам администраций
улусов совместно с ООО "Россаха-Плюс" распределение жилья,
получаемого за счет субсидий 1998 года, гражданам ликвидируемых
поселков, также за счет вырученных средств от реализации золота.
В указанный в постановлении Правительства срок ликвидация
поселка путем закрытия, а также меры по выдаче жилищных субсидий
не были осуществлены.
2. На обращение Уполномоченного по правам человека в Республике
Саха (Якутия), направленное в адрес первого заместителя
Председателя Правительства республики Алексеева Г.Ф. за исх. N 289-
УП от 28.03.2005, получен ответ от и.о. Руководителя Секретариата
Колесовой Л.П. с приложением копии письма от 29.04.2005 за исх. П2-
БЛ-381 о том, что работа по согласованию закрытия поселка Югоренок
в органах исполнительной власти Российской Федерации началась в
2005 году.
Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия)
05.04.2005 за исх. N И-09-1318 направлен ответ с приложением
проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о том, что
материал о финансировании закрытия поселка Югоренок в 2006 году из
средств федерального бюджета подготовлен и внесен в Правительство
республики.
На обращение Уполномоченного по правам человека в Республике
Саха (Якутия) в адрес ответственного секретаря постоянной
Правительственной Комиссии по вопросам административно-
территориального устройства и географическим названиям Республики
Саха (Якутия) Калмыковой А.И. за исх. N 476-УП от 11.05.2005,
получен ответ о том, что вопрос об упразднении административно-
территориальной единицы и исключении из учетных данных
административно-территориального деления республики населенного
пункта Югоренок может быть рассмотрен только после выезда жителей
из поселка, что не соответствует действующему законодательству
(см. далее).
Также постоянной Правительственной Комиссией направлено
постановление Правительства республики от 23.05.2005 N 286 "О
перечне закрываемых в 2006 году населенных пунктов Республики Саха
(Якутия) и мерах по обеспечению социальной защиты населения,
проживающего в закрываемых населенных пунктах", в соответствии с
которым проект распоряжения Правительства Российской Федерации "О
закрытии неперспективных населенных пунктов Республики Саха
(Якутия) в 2006 году и мерах по обеспечению социальной защиты
населения, проживающего в закрываемых населенных пунктах", в том
числе в поселке Югоренок, одобрен для внесения на рассмотрение в
Правительство Российской Федерации.
3. Частью 3 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что для
граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций,
находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и по
согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время
прибытия в указанные районы и местности не учитываются.
В соответствии со статьей 2 указанного закона в первую очередь
жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из
городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в
соответствии с решениями органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской
Федерации.
Согласно ст. 4 указанного закона право граждан, выезжающих или
выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, на получение и использование жилищных субсидий
подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 6 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих
право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
10.12.2002 N 879 предусмотрено, что органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления)
обязаны обеспечить свободный доступ к спискам граждан, имеющих
право на получение жилищных субсидий.
Пунктом 27 Положения также предусмотрено, что органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на
территории которых проживают граждане, имеющие право на получение
жилищных субсидий, ежегодно, до 1 марта, представляют в
Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации сведения о количестве граждан, имеющих право на
получение жилищных субсидий по форме согласно приложению N 5.
В соответствии с пунктами 3, 5 Правил предоставления за счет
средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам,
выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.06.2004 N 305, предоставление жилищных
субсидий путем выдачи государственного жилищного сертификата
производится на основании списков получателей сертификатов,
которые формируются ежегодно в соответствии с пунктом 18 настоящих
Правил.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от
25.11.2004 N 680 "О предоставлении в 2004 году средств
федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим
(выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей" предусмотрено, что средства из федерального бюджета на
жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставляются в
2004 году в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.06.2003 N 343 в пределах ассигнований,
предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004
год" в сумме 150 724,2 тыс. рублей (приложение 17 к Федеральному
закону "О федеральном бюджете на 2004 год".
4. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская
Федерация - социальное правовое государство, которое гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. Конституционное право определяет
обязанность государственных органов заботиться о социальной защите
своих граждан, что означает исполнять принятые на себя
обязательства в отношении конкретного индивида на выезд из
закрывающегося поселка и приобретение жилья.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 2, 7, 18,
19, 39, 45, 46, 55, 72 Конституции РФ, Федеральным законом от
25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей",
Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей", Конституционным законом Республики Саха (Якутия)
"О Правительстве Республики Саха (Якутия)", на основании ст. ст.
17, 23 Закона Республики Саха (Якутия) "Об Уполномоченном по
правам человека в Республике Саха (Якутия)", прихожу к
заключению:
1. Признать длительное нарушение Правительством Республики Саха
(Якутия) конституционного права жителей - инвалидов закрытого
поселка Югоренок на достойную жизнь и свободное развитие на
протяжении пяти лет (права на выезд и на жилищные сертификаты) из-
за бездействия должностных лиц Правительства республики,
государственных органов власти республики.
2. Направить настоящее заключение Председателю Правительства
Республики Саха (Якутия) Борисову Е.А. для принятия мер по
предоставлению жилищных субсидий жителям поселок Югоренок.
3. Направить настоящее Заключение жителям поселка Югоренок.
Уполномоченный по правам человека
в Республике Саха (Якутия)
Ф.Н.ЗАХАРОВА
|