Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я) ОТ 15.07.2005 N 3-39/05 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ СО ДНЯ ПРИНЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 22 АПРЕЛЯ 2005 Г. N 220 "О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад


                ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                     от 15 июля 2005 г. N 3-39/05
                                   
              О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ
        ПРИМЕНЕНИЮ СО ДНЯ ПРИНЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
          РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 22 АПРЕЛЯ 2005 Г. N 220
            "О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ И
           ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)">
   
                      Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
   
       председательствующего судьи                     Данилова А.Р.,
       при секретаре                               Комюстюровой А.А.,
       с участием прокурора                            Машковой И.Г.,
       представителя Главного управления
       Министерства юстиции Российской Федерации
       по Дальневосточному федеральному округу        Куркутова В.С.,
       представителя Правительства
       Республики Саха (Якутия)                         Петрова А.Ю.,
       представителя Государственного комитета
       Республики Саха (Якутия) по торговле
       материально-техническим ресурсам               Колеватых Е.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании в городе  Якутске  15
   июля  2005  года  дело  по заявлению Прокурора  РС(Я)  о  признании
   противоречащим   федеральному  законодательству   и   недействующим
   постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от  22  апреля
   2005  г.  N  220  "О  проведении аттестации работников  торговли  и
   общественного питания Республики Саха (Якутия)",
   
                              установил:
   
       22  апреля  2005 года Правительством Республики  Саха  (Якутия)
   принято  постановление  N 220 "О проведении  аттестации  работников
   торговли и общественного питания Республики Саха (Якутия)".
       Постановление   в   установленном   порядке   опубликовано    в
   официальных  средствах массовой информации (газета "Якутия"  от  14
   мая 2005 г. N 85).
       Постановлением  (пункт 1) Государственному  комитету  РС(Я)  по
   торговле  и материально-техническим ресурсам и главам администраций
   муниципальных  образований указано в срок  до  1  декабря  2005  г.
   организовать проведение аттестации работников оптовой  и  розничной
   торговли  и  предприятий общественного питания независимо  от  форм
   собственности  и совместно со специализированными профессиональными
   учебными заведениями Республики Саха (Якутия), разработать  учебные
   планы  проведения  семинаров по повышению уровня знаний  работников
   торговли   и   общественного  питания  с  последующим  участием   в
   аттестации.
       Пунктом  2  названного  постановления  утверждено  Положение  о
   порядке   проведения  аттестации  работников  оптовой  и  розничной
   торговли  и  предприятий общественного питания независимо  от  форм
   собственности.
       В  соответствии  с  Положением аттестация  проводится  в  целях
   безопасности   предоставляемых  услуг  предприятиями   торговли   и
   общественного  питания  населению, улучшения  подбора,  расстановки
   кадров,  повышения  квалификации и уровня  организации  и  торговли
   (пункт 1). Аттестации подлежат работники младшего и среднего  звена
   предприятий  торговли и общественного питания. При этом  аттестация
   проводится  не чаще одного раза в два года, но не реже одного  раза
   в   четыре   года   (пункт  2).  Аттестация  проводится   во   всех
   предприятиях торговли и общественного питания (включая  дошкольные,
   школьные   и  медицинские  учреждения)  Республики  Саха  (Якутия),
   независимо   от  форм  собственности  (пункт  9).  При   аттестации
   оцениваются    профессиональные,   деловые   качества   работников,
   способность  работать  с  населением  (пункт  10).  Аттестуемый,  в
   случае признания его не соответствующим должности, направляется  на
   переподготовку   (13).   Все  расходы,  связанные   с   проведением
   аттестации,  относятся на работника или на предприятие  торговли  и
   общественного  питания,  независимо от  форм  собственности  (пункт
   15).
       Прокурор  Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
   о  признании  названного постановления противоречащим  федеральному
   законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
       В судебном заседании прокурор Машкова И.Г. заявление поддержала
   в  полном  объеме  и  полагает  необходимым  признать  оспариваемый
   нормативный     правовой     акт    противоречащим     федеральному
   законодательству,  недействующим  и  не  подлежащим  применению   в
   целом,  поскольку,  как  полагает прокурор, правовое  регулирование
   аттестации    работников    торговли   и   общественного    питания
   законодательством  субъекта Российской Федерации не  предусмотрено.
   Кроме    того,    вопросы   безопасности   предоставляемых    услуг
   предприятиями  торговли и общественного питания,  в  целях  которых
   оспариваемым  постановлением предусмотрено  проведение  аттестации,
   затрагивает  вопросы гигиенического воспитания и обучения  граждан.
   Указанные полномочия отнесены к полномочиям федеральных органов.
       Представитель  Правительства Республики  Саха  (Якутия)  Петров
   А.Ю.  и  представитель  Государственного комитета  Республики  Саха
   (Якутия)  по торговле и материально-техническим ресурсам  Колеватых
   Е.В.  с требованиями прокурора не согласились и суду пояснили,  что
   оспариваемое  постановление не нарушает права и  законные  интересы
   работников   торговли  и  общественного  питания,  не  ограничивает
   свободу  предпринимательской деятельности. Аттестация проводится  в
   добровольном  порядке  в целях безопасности  предоставляемых  услуг
   предприятиями   торговли   и   общественного   питания   населению,
   улучшения  подбора,  расстановки кадров, повышения  квалификации  и
   уровня  организации торговли. По мнению представителей, аттестация,
   проводимая  оспариваемым постановлением, не затрагивает  полномочия
   федеральных    органов    в    области    обеспечения    санитарно-
   эпидемиологического благополучия населения.
       Представитель   Главного   управления   Министерства    юстиции
   Российской   Федерации  по  Дальневосточному  федеральному   округу
   Куркутов  В.С. представил письменный отзыв о том, что  оспариваемый
   нормативный  правовой акт принят с превышением полномочий  субъекта
   Российской Федерации и в суде поддержал указанный отзыв.
       Заслушав   пояснения  прокурора,  представителей  Правительства
   Республики  Саха  (Якутия) и Государственного  комитета  Республики
   Саха  (Якутия)  по  торговле  и  материально-техническим  ресурсам,
   заключение  Главного  управления  Министерства  юстиции  Российской
   Федерации    по    Дальневосточному    округу,    оглашенное    его
   представителем,  проверив  материалы  дела,  оценив  представленные
   доказательства,   суд   приходит   к   выводу,   что   оспариваемый
   нормативный  правовой  акт принят с превышением  полномочий  органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации.
       В  соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6
   октября   1999  года  N  184-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации"  полномочия,
   осуществляемые органами государственной власти субъекта  Российской
   Федерации    по   предметам   совместного   ведения,   определяются
   Конституцией    Российской   Федерации,   федеральными    законами,
   договорами о разграничении полномочий и соглашениями.
       Частью  2  статьи  26.3  названного  Федерального  закона   дан
   исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к полномочиям  органов
   государственной власти субъекта Российской Федерации  по  предметам
   совместного     ведения,    осуществляемым     данными     органами
   самостоятельно   за   счет  средств  бюджета  субъекта   Российской
   Федерации.  В  данном перечне вопросов, относящихся  к  полномочиям
   органов   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,
   отсутствует  организация проведения аттестации работников  торговли
   и общественного питания.
       Вопросы   гигиенического  воспитания  и   обучения   населения,
   включающие,  в  том  числе и аттестацию, урегулированы  Федеральным
   законом   от   30   марта   1999  года  N   52-ФЗ   "О   санитарно-
   эпидемиологическом  благополучии  населения".  Часть  2  статьи  36
   названного  Федерального  закона  предусматривает  аттестацию   при
   профессиональной   гигиенической  подготовке  должностных   лиц   и
   работников    организаций,   деятельность   которых    связана    с
   производством,  хранением, транспортировкой и  реализацией  пищевых
   продуктов   и   питьевой  воды,  воспитанием  и  обучением   детей,
   коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
       Указанное   положение  закона  нашло  развитие  в   федеральных
   ведомственных  нормативных правовых актах.  Так  в  соответствии  с
   пунктами  13.1 и 13.2 Санитарных правил, введенных в действие  с  1
   января   2002   года  постановлением  Министерства  здравоохранения
   Российской  Федерации  от  7  сентября  2001  года  N   23,   лица,
   поступающие  на работу в организации торговли, проходят медицинские
   осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию  в
   установленном порядке.
       В  соответствии  с  пунктом 2 Инструкции о  порядке  проведения
   профессиональной гигиенической подготовки и аттестации  должностных
   лиц  и  работников  организаций,  деятельность  которых  связана  с
   производством,  хранением, транспортировкой и  реализацией  пищевых
   продуктов   и   питьевой  воды,  воспитанием  и  обучением   детей,
   коммунальным   и  бытовым  обслуживанием  населения,   утвержденной
   приказом  Министерства здравоохранения Российской Федерации  от  29
   июня   2000   года  N  229,  аттестация  указанных  выше  категорий
   должностных   лиц   и   работников   организаций   по   результатам
   профессиональной  гигиенической  подготовки  проводится  в  центрах
   государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора  в   форме
   собеседования или тестового контроля.
       В   соответствии   с  пунктом  4  постановления   Правительства
   Российской  Федерации  от  6  апреля  2004  года  N  154   "Вопросы
   Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей  и
   благополучия      человека"     организация     и     осуществление
   государственного санитарно-эпидемиологического надзора относится  к
   функциям  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты   прав
   потребителей и благополучия человека.
       На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от
   13  января 2005 г. N 23-р в целях обеспечения деятельности органов,
   осуществляющих     государственный     санитарно-эпидемиологический
   надзор,  на территории Республики Саха (Якутия) создано федеральное
   государственное   учреждение  "Центр  гигиены  и  эпидемиологии   в
   Республике Саха (Якутия)".
       Согласно пункту 10.3.2 Устава "Центра гигиены и эпидемиологии в
   Республике   Саха  (Якутия)"  гигиеническое  воспитание  населения,
   обучение  и  аттестация  работников  организаций  и  индивидуальных
   предпринимателей  в  соответствии  с  законодательством  Российской
   Федерации относится к полномочиям указанного центра.
       Из   изложенного   можно  сделать  вывод,   что   Правительство
   Республики  Саха (Якутия) оспариваемым постановлением, возложив  на
   Государственный  комитет  республики и администрации  муниципальных
   образований  улусов  (районов) обязанность  организации  проведения
   аттестации   работников   торговли  и   предприятий   общественного
   питания,    вмешивается   в   компетенцию    федеральных    органов
   государственной  власти,  деятельность которых  в  силу  статьи  71
   Конституции   Российской  Федерации  относится   к   исключительной
   федеральной компетенции.
       Проведение   аттестации  работников  торговли  и  общественного
   питания   относится  к  правоотношениям,  регулируемым  Федеральным
   законом   от   7  февраля  1992  года  N  2300-1  "О  защите   прав
   потребителей".  В  соответствии  со  статьей  1  названного  закона
   отношения   в   области   защиты  прав  потребителей   регулируются
   Гражданским  кодексом  Российской  Федерации,  настоящим   Законом,
   другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с  ними
   иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое
   регулирование    таких   отношений   законодательством    субъектов
   Российской  Федерации  не  предусмотрено.  Статьей  26  установлено
   соблюдение  работниками  торговли Правил  продажи  отдельных  видов
   товаров,   утвержденных  постановлением  Правительства   Российской
   Федерации  от 19 января 1998 года N 55. Несоблюдение данных  Правил
   влечет   административную  ответственность,  установленную  статьей
   14.15 КоАП РФ.
       Проверка    деятельности   юридических   лиц,    индивидуальных
   предпринимателей  и  граждан по выполнению  требований  санитарного
   законодательства, законодательства Российской Федерации  в  области
   защиты  прав  потребителей, правил продажи отдельных видов  товаров
   осуществляется территориальными управлениями Федеральной службы  по
   надзору  в  сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека
   на  основании  пункта 5.9 Положения о данной службе,  утвержденного
   постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322.
       В  соответствии со статьей 23 Федерального закона от  2  января
   2000  года  N  29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых  продуктов"
   работники,  занятые на работах, которые связаны с  изготовлением  и
   оборотом  пищевых  продуктов, оказанием  услуг  в  сфере  розничной
   торговли  пищевыми  продуктами, материалами  и  изделиями  в  сфере
   общественного  питания  проходят обязательные  предварительные  при
   поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а  также
   гигиеническое   обучение   в   соответствии   с   законодательством
   Российской Федерации.
       Таким образом, проведение иной аттестации работников торговли и
   общественного    питания,    кроме    как    проводимой    органами
   государственного    санитарно-эпидемиологического    надзора,     в
   федеральном законодательстве не предусмотрено.
       На  практике  имеется письмо Комитета Российской  Федерации  по
   торговле   от  11  июля  1995  года  N  1-952/32-9  "Об  аттестации
   предприятий  торговли и общественного питания", которым  в  порядке
   информации  и для возможного использования рекомендовано  Примерное
   положение об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере торговли  и
   общественного    питания.    Данное    Примерное    положение    не
   предусматривает аттестацию работников.
       В  соответствии  со  статьей 1 Гражданского кодекса  Российской
   Федерации  гражданские  права могут быть  ограничены  на  основании
   федерального  закона и только в той мере, в какой это необходимо  в
   целях   защиты   основ   конституционного  строя,   нравственности,
   здоровья,   прав  и  законных  интересов  других  лиц,  обеспечения
   обороны  страны и безопасности государства, ограничения перемещения
   товаров  и  услуг  могут  вводиться в  соответствии  с  федеральным
   законом,  если это необходимо для обеспечения безопасности,  защиты
   жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
       Таким  образом,  исходя  из изложенного  анализа  оспариваемого
   нормативного   правового   акта,   суд   приходит   к   выводу   об
   удовлетворении   заявления   прокурора.  Оспариваемый   нормативный
   правовой  акт, как изданный органом исполнительной власти  субъекта
   Российской   Федерации   с   превышением  предоставленных   законом
   полномочий  и  как  противоречащий  федеральному  законодательству,
   подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению.
       На  основании изложенного, руководствуясь статьями 194  -  198,
   253 ГПК РФ, суд
   
                                решил:
                                   
       Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
       Признать  недействующим  и  не  подлежащим  применению  со  дня
   принятия  постановление Правительства Республики Саха  (Якутия)  от
   22  апреля  2005  г.  N  220  "О проведении  аттестации  работников
   торговли и общественного питания Республики Саха (Якутия)".
       Сообщение  о настоящем решении после вступления его в  законную
   силу  опубликовать  в  печатном издании, в котором  был  официально
   опубликован нормативный правовой акт.
       Решение  суда  может  быть  обжаловано  в  10-дневный  срок   в
   Верховный  Суд Российской Федерации путем принесения  жалобы  через
   суд, принявший решение.
   
                                                                 Судья
                                                           А.Р.ДАНИЛОВ
   
   
       Справка: Решение суда вступило в силу 26 июля 2005 г.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz