КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2005 г. N 7-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРИЛОЖЕНИЯ 19.18
К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ
И О НАДЕЛЕНИИ СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Е.
Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием главы
Томторского наслега Ф.Н. Богимова, граждан Е.Т. Ноговицына, П.Н.
Афанасьева, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) П.В. Иванова, представителя Правительства
Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой рассмотрел в судебном
заседании дело о проверке конституционности приложения 19.18 к
Закону Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ и о
наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных
образований Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы Ф.Н. Богимова, Е.Т.
Ноговицына, П.Н. Афанасьева и других граждан на нарушение их прав
на местное самоуправление.
Заслушав доклад судьи В.Т. Филиппова, объяснения сторон и их
представителей, выступления других участников судебного процесса,
исследовав документы и иные материалы, Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В соответствии со статьей 19 Закона Республики Саха (Якутия)
"Об установлении границ и о наделении статусом городского и
сельского поселений муниципальных образований Республики Саха
(Якутия)" на территории Мегино-Кангаласского улуса (района)
образовано муниципальное образование "Томторский наслег" со
статусом сельского поселения, с административным центром в селе
Томтор.
В приложении 19.18 к Закону утверждено картографическое
описание границ сельского поселения "Томторский наслег" по
смежеству с другими сельскими поселениями и межселенными
территориями Мегино-Кангаласского улуса (района).
Перечисленные в нем участки по смежеству с межселенными
территориями не вошли в территорию сельского поселения "Томторский
наслег" и отнесены к межселенным территориям муниципального района
(приложение 19.28).
В своей жалобе в Конституционный суд глава наслега Ф.Н. Богимов
и граждане Томторского наслега указывают, что при описании границ
сельского поселения "Томторский наслег" отдельные участки этого
наслега неправомерно были отнесены к межселенным территориям
муниципального района "Мегино-Кангаласский улус (район)". По
мнению заявителей, это противоречит Федеральному закону "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", поскольку Мегино-Кангаласский район не включен в
перечень районов с низкой плотностью населения, где возможно
возникновение межселенных территорий. Заявители также считают, что
установление границ сельского поселения "Томторский наслег"
осуществлено без учета мнения населения наслега, выраженного в
установленном порядке. Отнесение прилегающих к территории
сельского поселения "Томторский наслег" земель к межселенным
территориям нарушает исторически сложившуюся территорию
Томторского наслега, подтвержденную ранее принятыми правовыми
актами.
Непосредственным предметом рассмотрения Конституционного суда
является приложение 19.18 к Закону Республики Саха (Якутия) "Об
установлении границ и о наделении статусом городского и сельского
поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" в
части описания границ сельского поселения "Томторский наслег" по
смежеству с межселенными территориями, которое подвергается
сомнению с точки зрения его соответствия статьям 98, 99
Конституции республики. Иные правовые акты органов государственной
власти и местного самоуправления, приведенные в жалобе для
обоснования позиции заявителей, не являются самостоятельным
предметом рассмотрения, но могут быть учтены при оценке
конституционности оспариваемого Закона.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Конституции Республики
Саха (Якутия) одним из принципов организации и функционирования
местного самоуправления в республике признается законность.
Содержание рассматриваемого принципа предусматривает, что Закон
республики, устанавливающий границы муниципальных образований,
должен учитывать закрепленные в федеральном законодательстве общие
принципы территориальной организации местного самоуправления.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" межселенные территории, входящие в состав
муниципального района, возникают на территориях с низкой
плотностью населения. В распоряжении Правительства РФ от 25 мая
2004 года N 707-р утвержден перечень субъектов Российской
Федерации, отдельных муниципальных районов, имеющих территории с
низкой плотностью населения. Согласно этому перечню к числу таких
образований Мегино-Кангаласский район республики не относится. В
части 4 статьи 6 Закона республики "О местном самоуправлении в
Республике Саха (Якутия)" наличие межселенных территорий в составе
муниципального района также связывается с низкой плотностью
населения соответствующей территории.
Между тем в приложении 19.18 к Закону, прилегающие к территории
сельского поселения "Томторский наслег", участки оказались вне его
границ и отнесены к межселенным территориям района. Определение
перечня территорий с низкой плотностью населения, где возможно
образование межселенных территорий, не входит в полномочие органов
государственной власти республики. Кроме того, необходимо принять
во внимание, что участки межселенных территорий находятся в
радиусе от 3 до 15 км от центра сельского поселения, то есть в
пределах пешеходной доступности.
3. Согласно части 3 статьи 99 Конституции республики границы
муниципальных образований определяются законом республики с учетом
мнения населения соответствующих территорий. Практическая
реализация конституционного предписания предполагает обязательное
выяснение мнения населения соответствующей территории о создании
муниципального образования в определенных границах. Местное
население должно знать где, в каких границах будет формироваться
территория соответствующего городского и сельского поселения и
вправе выразить свое отношение к данному вопросу. Территория
муниципального образования является налогооблагаемой базой,
играющей существенную роль в формировании местного бюджета.
Следовательно, речь идет о защите права граждан на осуществление
местного самоуправления.
По мнению представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) и
Правительства республики Закон республики "Об установлении границ
и о наделении статусом городского и сельского поселений
муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", в части
установления границ сельского поселения "Томторский наслег", был
принят с учетом постановления представительного органа - улусного
Собрания депутатов муниципального образования "Мегино-Кангаласский
улус", в котором выражается мнение населения. Однако в тексте
постановления улусного Собрания и в протоколе заседания не
отражены какие-либо мнения населения Томторского наслега и других
наслегов. В судебном заседании не представлены и другие документы,
свидетельствующие о выяснении мнения населения поселений.
По смыслу части 3 статьи 99 Конституции республики "учет мнения
населения" означает непосредственное участие населения в
определении границ муниципального образования. В зависимости от
организационных и иных возможностей, формами учета мнения
населения могли быть проведение консультативного референдума,
опроса, сходов, собраний, конференций, консультаций, публичных
слушаний и т.д. Представительный орган местного самоуправления,
состоящий из депутатов, избранных на муниципальных выборах и
обладающий собственными полномочиями, не может рассматриваться как
форма непосредственного участия населения в определении границ
муниципального образования.
4. В соответствии со статьей 99 (часть 1) Конституции
Республики Саха (Якутия) местное самоуправление в республике
осуществляется в улусах (районах), городе республиканского
значения Якутске, городах, наслегах, поселках с учетом
исторических и иных местных традиций.
Конституция республики дает законодателю возможность определить
территориальную организацию местного самоуправления на основе
сложившегося административно-территориального деления. Согласно
статье 7 Закона "О местном самоуправлении в Республике Саха
(Якутия)" основным видом муниципального образования является
наслег, как традиционная форма самоуправления населения в сельской
местности. В соответствии с этим в рамках существующего
Томторского наслега Мегино-Кангаласского района образовано
муниципальное образование, наделенное статусом сельского
поселения.
При этом границы сельского поселения "Томторский наслег" не
совпадают с исторически сложившейся территорией наслега. Так,
перечисленные в приложении 19.18 к Закону участки межселенных
территорий, согласно постановлению Президиума Верховного Совета
РС(Я) от 20 марта 1992 года N 874, были включены в состав
территории Томторского наслега, при выделении его из Тюнгюлюнского
наслега. В последующем границы Томторского наслега были изменены
решением улусного Собрания от 28 сентября 1999 года и другими
правовыми актами. Однако указанные акты не могут быть положены в
основу установления границ сельского поселения "Томторский
наслег", поскольку они допускали наличие чересполосицы, что
противоречит требованиям законодательства к организации территорий
муниципальных образований. Кроме того, населения Томторского
наслега в своих многочисленных обращениях выражало несогласие с
изменениями территории наслега.
Таким образом, установление границ сельского поселения
"Томторский наслег" не согласуется с мнением населения Томторского
наслега, с нормами Федерального закона и не учитывает исторически
сложившиеся границы. Тем самым были нарушены права граждан
сельского поселения "Томторский наслег" на территорию, на
повсеместное осуществление местного самоуправления.
Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
надлежит установить границы сельского поселения "Томторский
наслег" в соответствии с требованиями, вытекающими из настоящего
постановления. Признание оспариваемого положения несоответствующим
Конституции непосредственно не затрагивает границы других сельских
поселений муниципального образования "Мегино-Кангаласский улус
(район)" и не касается порядка землепользования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 87-92, 97-
103 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О
Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном
судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать приложение 19.18 к Закону Республики Саха (Якутия)
от 30 ноября 2004 года 173-З N 353-III "Об установлении границ и о
наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных
образований Республики Саха (Якутия)", в части описания границ
сельского поселения "Томторский наслег" Мегино-Кангаласского улуса
(района) по смежеству с межселенными территориями,
несоответствующим пункту 1 статьи 98, частям 1 и 3 статьи 99
Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия",
"Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|