ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2005 г. N 388
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Во исполнения постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 21 декабря 2004 года N 619 "О Плане действий
Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-
экономической политики на 2005 год и основных направлениях до 2007
года", а также в целях повышения эффективности использования
бюджетных средств, обеспечения прозрачности процедур
предоставления государственных гарантий Правительство Республики
Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Положение о предоставлении государственных
гарантий Республики Саха (Якутия) согласно приложению.
2. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) принять
к исполнению настоящее постановление.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства
Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2001 года N 645 "Об
утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий
(поручительств)".
4. Опубликовать настоящее постановление в республиканских
средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за
собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Утверждено
постановлением Правительства
Республика Саха (Якутия)
от 30 июня 2005 г. N 388
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления от
имени Правительства Республики Саха (Якутия) государственных
гарантий Республики Саха (Якутия) (далее - государственные
гарантии) за счет средств государственного бюджета Республики
Саха (Якутия).
2. Государственной гарантией в рамках настоящего Положения
признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в
силу которого Правительство Республики Саха (Якутия) (далее -
Гарант) дает письменное обязательство отвечать за исполнение
лицом, которому предоставляется государственная гарантия (далее -
Получатель государственной гарантии), обязательств перед третьими
лицами (далее - Кредиторы) полностью или частично.
3. Уполномоченным органом по предоставлению государственных
гарантий от имени Правительства Республики Саха (Якутия) является
Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
4. Законом Республики Саха (Якутия) о бюджете на очередной
финансовый год устанавливается перечень предоставляемых
государственных гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента
расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
5. Государственные гарантии предоставляются, как правило, на
конкурсной основе юридическим лицам, независимо от формы
собственности, для решения особо важных задач Республики
Саха (Якутия) и для реализации инвестиционных проектов за счет
средств инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) с
предоставлением обеспечения в размере не менее 100 процентов
предоставляемой гарантии.
6. Государственные гарантии не могут быть предоставлены
юридическим лицам:
находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
ограниченным уставными документами в осуществлении
соответствующего вида деятельности;
имеющим просроченную задолженность по ранее предоставленным
бюджетным средствам на возвратной основе.
7. Государственные гарантии предоставляются исключительно в
письменной форме. Несоблюдение письменной формы государственной
гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
8. В государственной гарантии должны быть указаны:
сведения о Гаранте, включающие его наименование (Республика
Саха (Якутия) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени
указанного Гаранта (Министерство финансов Республики Саха
(Якутия);
сведения о Получателе гарантии, включающие его полное
наименование и местонахождение;
сведения о Кредиторе получателя гарантии, включающие его полное
наименование и местонахождение;
обязательство, которое обеспечивается гарантией, и его объем;
срок гарантии.
Срок государственной гарантии определяется сроком исполнения
обязательств, по которому предоставлена государственная гарантия.
Кредитор имеет право предъявить Гаранту требование об исполнении
обязательств по государственной гарантии в установленный договором
срок. Если в течение указанного срока такое требование не было
предъявлено, действие гарантии прекращается.
9. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную
ответственность дополнительно к ответственности должника по
гарантированному им обязательству.
10. Предусмотренное государственной гарантией обязательство
Гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы,
соответствующей объему обязательств по государственной гарантии.
II. Порядок предоставления государственных гарантий
для решения особо важных задач Республики Саха (Якутия)
11. Государственные гарантии могут быть предоставлены в
пределах лимитов, установленных Законом о государственном бюджете
Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год,
юридическим лицам, независимо от формы собственности:
выигравшим конкурс на размещение заказов на закупки и поставки
товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных
нужд Республики Саха (Якутия);
определенным Правительством Республики Саха (Якутия)
заказчиками строек, объектов и направлений производственного и
непроизводственного назначения, финансирование которых
осуществляется за счет государственных капитальных вложений;
определенным исполнителями республиканских целевых программ,
утвержденных Правительством Республики Саха (Якутия) и (или)
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
12. Получатель государственной гарантии в обеспечение
регрессных обязательств, которые могут возникнуть в результате
наступления гарантийного случая, должен предоставить залог
ликвидного имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг,
паев в размере не менее 100 процентов предоставляемой гарантии.
Оценка имущества, предоставляемого в обеспечение
государственной гарантии, производится по рыночной стоимости
независимым оценщиком, имеющим лицензию на осуществление оценочной
деятельности.
Получатель государственной гарантии обязан провести независимую
оценку, а при необходимости застраховать заложенное имущество за
свой счет.
Обеспечением предоставляемой государственной гарантии могут
выступить и средства, предусмотренные в государственном бюджете
Республики Саха (Якутия) в соответствии с бюджетной
классификацией.
13. Юридическое лицо, заинтересованное в получении
государственной гарантии (далее - претендент), представляет в
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) следующие
документы:
а) заявление о намерении получить государственную гарантию с
указанием ее предполагаемого размера, срока и назначения,
источников погашения обязательств перед третьим лицом, а также
сведений о предполагаемом кредиторе, включающих его полное
наименование и местонахождение;
б) информация о претенденте, содержащая:
полное наименование, местонахождение, почтовый адрес, номера
телефонов, факса, организационно-правовую форму, номер и дату
свидетельства о государственной регистрации и наименование
регистрирующего органа;
фамилии, имена и отчества руководителя, заместителей
руководителя и главного бухгалтера;
справку о размере уставного капитала, основных акционерах
(владеющих более 5% акций), доле акций, находящихся в
государственной и муниципальной собственности (для акционерных
обществ);
вхождение в холдинг или другие объединения в качестве дочернего
или зависимого общества, банковские реквизиты;
в) заверенная в установленном порядке копия устава (положения),
а также всех изменений и дополнений к нему;
г) заверенная в установленном порядке копия учредительного
договора или решения уполномоченного органа о создании
организации;
д) нотариально заверенная копия свидетельства (решения) о
государственной регистрации;
е) копия лицензии на право осуществления хозяйственной
деятельности в соответствии с действующим законодательством (если
деятельность подлежит лицензированию);
ж) годовые отчеты за последние 2 (два) финансовых года,
включающие бухгалтерские балансы с приложениями, в том числе и на
промежуточные отчетные даты, отчеты о прибылях и убытках, а также
бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату с отметкой
соответствующих органов по налогам и сборам об их принятии;
з) расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности к
представленным бухгалтерским балансам, сгруппированные по срокам
задолженности (до 30 дней, 30-90 дней, 90-180 дней, более 360
дней), с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более
5 процентов общего объема задолженности);
и) суммы остатков по внебалансовым счетам по полученному и
выданному обеспечению (поручительствам и имуществу, переданному в
залог) к представленным балансам за последние 2 (два) финансовых
года и на дату подачи заявления;
к) расшифровки задолженности по кредитам банков и прочим займам
к представленным балансам за последние 2 (два) финансовых года и
на дату подачи заявления с указанием кредиторов, величины долга,
дат получения и погашения кредитов, видов их обеспечения,
процентной ставки, периодичности погашения, сумм просроченных
обязательств, включая проценты и штрафы;
л) ходатайство отраслевого министерства;
м) предложения по способам обеспечения исполнения обязательств
по государственной гарантии.
В случае предоставления государственных гарантий юридическим
лицам не государственной формы собственности, являющимся
заказчиками строек и объектов производственного и
непроизводственного назначения, дополнительно к вышеуказанному
перечню документов представляется проект Договора между
Получателем государственной гарантии, Министерством имущественных
отношений Республики Саха (Якутия), Министерством экономического
развития Республики Саха (Якутия), Министерством финансов
Республики Саха (Якутия) об участии государства в собственности
субъекта инвестиций. Срок участия государства в собственности
субъекта инвестиций устанавливается со дня предоставления
государственной гарантии до момента окончания срока ее действия.
Под собственностью субъекта инвестиций понимается объект
строительства, для строительства которого был привлечен кредит под
государственную гарантию. Форма договора и его условия
устанавливаются Министерством имущественных отношений Республики
Саха (Якутия).
14. Представленные документы подлежат рассмотрению в
Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) в течение 11
рабочих дней.
15. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) проводит
анализ финансового состояния претендента, рассматривает
предложения по способам обеспечения обязательств государственной
гарантии и выносит заключение о возможности предоставления
государственной гарантии либо об отказе в ней.
Основанием для отказа в предоставлении государственной гарантии
является:
неудовлетворительное финансовое состояние претендента;
претендент находится в стадии реорганизации, ликвидации или
банкротства;
претендент сообщил о себе ложные сведения;
имеется просроченная задолженность по ранее предоставленным
бюджетным средствам на возвратной основе;
признание недостаточным способа обеспечения обязательств,
предлагаемого претендентом;
документы представлены не в полном объеме.
16. В случае положительного заключения отраслевое министерство
(ведомство), курирующее претендента, получившего соответствующее
право на государственную гарантию, вносит проект решения
Правительства Республики Саха (Якутия).
В проекте решения Правительства Республики Саха (Якутия) должны
быть указаны основные параметры предоставляемой государственной
гарантии, такие как:
сведения об обеспечиваемом обязательстве (сумма кредита,
процентная ставка по кредиту);
банк-кредитор;
срок действия;
объем обязательств по предоставляемой гарантии;
источник финансирования в расходной части государственного
бюджета Республики Саха (Якутия).
17. Государственная гарантия предоставляется Министерством
финансов Республики Саха (Якутия) на основании решения
Правительства Республики Саха (Якутия) посредством заключения
договора о предоставлении государственной гарантии.
18. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) заключает с
Получателем государственной гарантии договор залога в обеспечение
регрессных обязательств, которые могут возникнуть в результате
наступления гарантийного случая.
III. Порядок предоставления государственных гарантий
для реализации инвестиционных проектов
19. Для участия в конкурсе инвестиционных проектов на получение
государственной поддержки в форме государственных гарантий
претенденты представляют в Министерство экономического развития
Республики Саха (Якутия) пакет документов в соответствии с
Порядком организации и проведения республиканских конкурсов
инвестиционных проектов, утвержденным соответствующим решением
Правительства Республики Саха (Якутия).
20. В течение 10 дней после принятия решения комиссия по отбору
конкурсных инвестиционных проектов направляет претендентам
письменное уведомление об оказании государственной поддержки в
форме государственной гарантии, с указанием ее размера, либо об
отказе в ней, либо о необходимости доработки проекта с последующим
его повторным направлением на рассмотрение в Министерство
экономического развития Республики Саха (Якутия).
21. По прошедшим конкурсный отбор проектам Министерство
экономического развития Республики Саха (Якутия) готовит проект
решения Правительства Республики Саха (Якутия) об оказании
государственной поддержки в форме государственной гарантии, с
указанием ее размера.
22. На основании решения Правительства Республики Саха (Якутия)
победитель конкурса инвестиционных проектов заключает с кредитной
организацией кредитный договор о предоставлении денежных средств
на реализацию инвестиционного проекта.
23. Победитель конкурса инвестиционных проектов представляет в
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) следующие
документы:
а) решение Правительства Республики Саха (Якутия) об оказании
государственной поддержки в форме государственной гарантии, с
указанием ее размера;
б) информация о претенденте, которая должна содержать:
полное наименование, местонахождение, почтовый адрес, номера
телефонов, факса, организационно-правовую форму, номер и дату
свидетельства о государственной регистрации и наименование
регистрирующего органа;
фамилии, имена и отчества руководителя, заместителей
руководителя и главного бухгалтера;
справку о размере уставного капитала, основных акционерах
(владеющих более 5% акций), доле акций, находящихся в
государственной и муниципальной собственности (для акционерных
обществ);
вхождение в холдинг или другие объединения в качестве дочернего
или зависимого общества, банковские реквизиты;
в) заверенные в установленном порядке копия устава (положения),
а также всех изменений и дополнений к нему и копия учредительного
договора или решения уполномоченного органа о создании
организации;
г) нотариально заверенная копия свидетельства (решения) о
государственной регистрации;
д) копия лицензии на право осуществления хозяйственной
деятельности, в соответствии с действующим законодательством (если
деятельность подлежит лицензированию);
е) годовые отчеты за последние 2 (два) финансовых года,
включающие бухгалтерские балансы с приложениями, в том числе и на
промежуточные отчетные даты, отчеты о прибылях и убытках, а также
бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату с отметкой
соответствующих органов по налогам и сборам об их принятии;
ж) суммы остатков по внебалансовым счетам по полученному и
выданному обеспечению (поручительствам и имуществу, переданному в
залог) к представленным балансам за последние 2 (два) финансовых
года и на дату подачи заявления;
з) расшифровки задолженности по кредитам банков и прочим займам
к представленным балансам за последние 2 (два) финансовых года и
на дату подачи заявления с указанием кредиторов, величины долга,
дат получения и погашения кредитов, видов их обеспечения,
процентной ставки, периодичности погашения, сумм просроченных
обязательств, включая проценты и штрафы;
и) бизнес-план;
к) проект (копия) кредитного договора;
л) предложения по способам обеспечения исполнения обязательств
по государственной гарантии.
24. Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
рассматривает представленные документы и предоставляет
государственную гарантию посредством заключения договора о
предоставлении государственной гарантии.
25. Срок действия государственной гарантии соответствует сроку,
указанному в кредитном договоре.
26. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) заключает с
победителем конкурса инвестиционных проектов договор залога в
обеспечение регрессных обязательств, которые могут возникнуть в
результате наступления гарантийного случая.
Победитель конкурса инвестиционных проектов обязан провести
независимую оценку, а при необходимости застраховать заложенное
имущество за свой счет.
IV. Порядок учета государственных гарантий
27. Общая сумма предоставленных государственных гарантий
включается в состав государственного долга Республики Саха
(Якутия) как вид долгового обязательства и учитывается в
государственной долговой книге Республики Саха (Якутия) в
соответствующем разделе.
28. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) производит
регистрационную запись в долговой книге в срок, не превышающий
трех дней с момента возникновения обязательства.
29. В подтверждение факта регистрации выданной государственной
гарантии Министерство финансов Республики Саха (Якутия) на первом
листе Гарантии проставляет отметку в виде штампа. Отметка содержит
регистрационный код, дату регистрации и заверяется подписью лица,
осуществившего регистрацию.
30. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) ведет учет
предоставленных государственных гарантий, исполнения получателями
гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными
гарантиями, а также учет осуществления платежей по предоставленным
государственным гарантиям.
31. Получатель государственной гарантии обязан ежемесячно
представлять в Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
подтверждения, с приложением копий соответствующих платежных
документов, о получении, погашении (полном или частичном) и
обслуживании привлеченных займов, обеспеченных государственной
гарантией.
32. При исполнении получателем гарантии своих обязательств
перед кредитором на соответствующую сумму сокращается
государственный долг Республики Саха (Якутия), что отражается в
отчете об исполнении бюджета.
V. Исполнение обязательств, предусмотренных
государственными гарантиями
33. Исполнение обязательств по предоставленным государственным
гарантиям для решения особо важных задач Республики Саха (Якутия),
а также для реализации инвестиционных проектов осуществляется за
счет средств, предусмотренных на данные цели в государственном
бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый
год.
34. Под гарантийным случаем понимается неисполнение Получателем
государственной гарантии обязательств, обеспеченных
государственной гарантией в срок, установленный в договоре,
заключенном с Кредитором получателя государственной гарантии.
35. Ответственность Гаранта перед Кредитором за неисполнение
Получателем государственной гарантии обязательств наступает после
того, как Кредитор:
1) официально уведомит Гаранта о наступлении гарантийного
случая незамедлительно после его наступления;
2) примет все предусмотренные действующим законодательством
Российской Федерации меры для погашения задолженности Получателя
государственной гарантии в полном объеме;
3) подтвердит факт неисполнения Получателем государственной
гарантии в срок своих обязательств перед Кредитором путем
представления заверенной выписки со ссудного счета Получателя
государственной гарантии и копии переписки с Получателем
государственной гарантии, содержащей требования погасить
задолженность.
36. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в течение 7
дней рассматривает обоснованность требований Кредитора, оценивает
достаточность действий Кредитора по возврату непогашенной
задолженности и определяет сумму, подлежащую выплате в
соответствии с условиями предоставленной государственной гарантии.
37. При исполнении Министерством финансов Республики Саха
(Якутия) обязательств, предусмотренных государственной гарантией,
Кредитор в 3-дневный срок со дня его исполнения должен передать
Министерству финансов Республики Саха (Якутия) документы,
удостоверяющие право требования к Получателю государственной
гарантии.
38. Министерство финансов Республики Саха (Якутия), после
исполнения обязательств за Получателя государственной гарантии,
имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных
Кредитору по государственной гарантии, в полном объеме в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством Российской
Федерации, в том числе за счет реализации заложенного имущества
Получателя государственной гарантии.
Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в
составе расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия)
как предоставление кредитов.
39. Средства, полученные после реализации залогового имущества
Получателя государственной гарантии, зачисляются за вычетом
расходов на реализацию в государственный бюджет Республики Саха
(Якутия).
Должник, своевременно исполнивший обязательство, обеспеченное
государственной гарантией, обязан немедленно известить об этом
Гаранта. В противном случае Гарант, в свою очередь исполнивший
обязательство, вправе взыскать с Кредитора неосновательно
полученное либо предъявить регрессное требование к должнику.
VI. Прекращение государственной гарантии
Срок действия государственной гарантии прекращается:
с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае
изменения этого обязательства, влекущего увеличение
ответственности или иные неблагоприятные последствия для Гаранта,
без согласия последнего;
с переводом долга по обеспеченному государственной гарантией
обязательству на другое лицо, если Гарант не дал Кредитору
согласия отвечать за нового должника;
если Кредитор отказался принять надлежащее исполнение,
предложенное Должником или Гарантом;
по истечении указанного в гарантии (договоре поручительства)
срока, на который она дана;
после полного исполнения Гарантом обязательств по гарантии;
после исполнения должником своих обязательств перед третьим
лицом, обеспеченных государственной гарантией;
вследствие отказа третьего лица от своих прав по гарантии.
|