ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2005 г. N 3-32/05
О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 15 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА
132-З N 267-III "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ">
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Данилова А.Р.,
с участием прокурора Машковой И.Г.,
представителя Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Иванова П.В.,
представителя Министерства науки и
профессионального образования
Республики Саха (Якутия) Поповой Л.М.,
при секретаре Семеновой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 29
июня 2005 года дело по заявлению Прокурора РС(Я) о признании
противоречащими федеральному законодательству и недействующими
отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15 апреля
2004 года 132-З N 267-III "О науке и государственной научно-
технической политике",
установил:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия)
от 15 апреля 2004 года 132-З N 267-III "О науке и государственной
научно-технической политике", опубликованного в газете "Якутские
ведомости", N 30, 13 мая 2004 года.
В судебном заседании представитель Прокурора Республики Саха
(Якутия) - прокурор Машкова И.Г. заявление поддержала в полном
объеме и полагает необходимым признать оспариваемые положения
Закона недействующими с момента вступления в законную силу решения
по делу.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) Иванов П.В. и представитель Министерства науки и
профессионального образования Республики Саха (Якутия) Попова Л.М.
признали требования прокурора по оспариваемому нормативному
правовому акту.
Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, оценив
представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации общие вопросы науки находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).
На федеральном уровне отношения между субъектами научной и
(или) научно-технической деятельности, органами государственной
власти и потребителями научной и (или) научно-технической
продукции (работ и услуг) урегулированы Федеральным законом от 23
августа 1996 N 127-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О науке и
государственной научно-технической политике". Изменения, внесенные
в данный закон Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ,
вступили в силу с 1 января 2005 года.
Суд находит, что в связи с принятием Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные
положения Закона Республики Саха (Якутия) "О науке и
государственной научно-технической политике" (далее - Закон
республики) вступают в противоречие с нормами ряда федеральных
законов.
Так, преамбулой Закона республики предусмотрено, что закон
регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-
технической деятельности, органами государственной власти
Республики Саха (Якутия) и потребителями научной и (или) научно-
технической продукции и определяет правовые, экономические и
социальные условия и гарантии, обеспечивающие функционирование
науки и научно-технической сферы в Республике Саха (Якутия).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона
разработка и проведение единой государственной научно-технической
политики, финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности за счет средств федерального бюджета, установление
системы экономических и иных льгот в целях стимулирования,
формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции
(работ и услуг), управление государственными научными
организациями федерального значения, охрана прав интеллектуальной
собственности и т.д. отнесены к полномочиям органов
государственной власти Российской Федерации.
Полномочия субъектов Российской Федерации в данной сфере
ограничены. В частности, статьей 12 Федерального закона, в ее
действующей редакции с учетом изменений, внесенных Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено
материально-техническое и финансовое обеспечение научной и научно-
технической деятельности государственных учреждений субъекта
Российской Федерации. По смыслу части 1 статьи 3 Федерального
закона субъекты Российской Федерации вправе определять права
граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц
без гражданства, осуществляющих научную и (или) научно-техническую
деятельность. В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона субъекты
Российской Федерации вправе осуществлять инновационную
деятельность. Кроме того, в соответствии с пунктом 53 части 2
статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской
Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными
органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта
Российской Федерации, отнесено также решение вопросов организации
и осуществления региональных научно-технических и инновационных
программ и проектов.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального
закона под научной организацией понимается юридическое лицо
независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
а также общественное объединение, в силу статьи 2 Гражданского
кодекса Российской Федерации правовое положение указанных
субъектов, основания возникновения и порядок осуществления права
собственности и других вещных прав, исключительных прав на
результаты интеллектуальной деятельности, договорные и иные
обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними
личные неимущественные отношения, основанные на равенстве,
автономии воли и имущественной самостоятельности их участников,
урегулированы нормами гражданского законодательства, находящегося
в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции
России).
Следовательно, преамбула в части, предусматривающей
регулирование отношений между субъектами научной и (или) научно-
технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-
технической продукции, а также регулирование экономических,
социальных условий и гарантий, обеспечивающих функционирование
науки и научно-технической сферы в Республике Саха (Якутия),
противоречит федеральному законодательству.
В связи с перераспределением полномочий федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере научной и (или) научно-технической
деятельности по вышеизложенным основаниям в противоречие с нормами
федеральных законов также вступают следующие положения Закона
республики.
Часть 2 статьи 4 Закона республики противоречит федеральному
законодательству в части, устанавливающей, что аттестация научных
работников проводится не реже одного раза в пять лет, поскольку
такое положение не предусмотрено федеральным законом, а правовые
основы оценки квалификации научных работников и специалистов
научной организации и критерии этой оценки, согласно второму
абзацу части 1 статьи 4 Федерального закона, определяются в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 8 Закона республики в части, предусматривающей,
что государственная аккредитация научной организации проводится в
порядке, установленном органами исполнительной власти Республики
Саха (Якутия) и в соответствии с законодательством Республики Саха
(Якутия), противоречит части 2 статьи 5 Федерального закона, по
смыслу которой государственная аккредитация научных организаций
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации, при этом ее порядок определяется Правительством
Российской Федерации.
Часть 3 статьи 8 Закона республики предусматривает, что научной
организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное
оборудование, располагает научными работниками и специалистами
высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая
деятельность которой получила международное признание, может
присваиваться статус государственного (федерального) и (или)
республиканского государственного научного центра. Порядок
присвоения научной организации статуса республиканского
государственного научного центра определяется Правительством
Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством.
Однако, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации не наделены правом присвоения такого статуса. Кроме
того, согласно четвертому абзацу части 2 статьи 5 Федерального
закона в редакции от 22 августа 2004 N 122-ФЗ такой статус может
быть присвоен только организациям, находящимся в ведении
федерального органа исполнительной власти или академии наук,
имеющей государственный статус, и ее региональных отделений.
Следовательно, названная норма Закона республики противоречит
федеральному законодательству.
Часть 3 статьи 10 Закона республики предусматривает возможность
Республики Саха (Якутия) участвовать в финансировании научных
учреждений Российской Федерации, действующих на территории
Республики Саха (Якутия). Однако, такая возможность не
предусмотрена федеральным законом и не входит в полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно
части 1 статьи 12 Федерального закона финансирование научной и
(или) научно-технической деятельности за счет средств федерального
бюджета относится к полномочиям органов государственной власти
Российской Федерации.
Часть 2 статьи 11 Закона республики предусматривает, что органы
государственной власти Республики Саха (Якутия) определяют
соответствующие приоритетные направления развития науки и техники,
обеспечивают формирование системы научных организаций,
осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-
технической деятельности, развитие форм интеграции науки и
производства. В указанной части положение Закона республики
противоречит части 2 статьи 7 Федерального закона в редакции от
22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно которой данные полномочия
принадлежат органам государственной власти Российской Федерации,
научным организациям и организациям научного обслуживания и
социальной сферы.
Часть 2 статьи 12 Закона республики предоставляет Правительству
Республики Саха (Якутия) право устанавливать для учрежденных им
государственных научных организаций обязательный государственный
заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных
разработок. Данное положение противоречит федеральному
законодательству, поскольку такое право исключено из абзаца
второго части 2 статьи 8 Федерального закона изменениями,
внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. В
действующей редакции названной части статьи закона научные
исследования и экспериментальные разработки для государственных
нужд осуществляются на основе договоров (контрактов) на создание,
передачу и использование научной и (или) научно-технической
продукции.
Часть 2 статьи 13 Закона республики в части создания
республиканских информационных фондов и систем в области науки и
техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию,
аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей
научной и научно-технической информации противоречит федеральному
законодательству, поскольку федеральным законом не предусмотрено
создание органами государственной власти субъектов Российской
Федерации подобных фондов на республиканском уровне. Частью 2
статьи 9 Федерального закона предусмотрено создание федеральных
информационных фондов и систем в области науки и техники,
осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую
обработку, хранение и доведение до потребителей научной и
технической информации, которое обеспечивается Правительством
Российской Федерации.
Абзац первый части 1 статьи 15 оспариваемого Закона в части
отнесения развития науки к числу приоритетов социально-
экономической политики Республики Саха (Якутия), пункты с 1 по 10
абзаца третьего части 1 статьи 15, предусматривающие осуществление
государственной научной политики Республики Саха (Якутия), пункт 9
части 2 статьи 15 в части, предусматривающей в качестве одного из
принципов осуществления государственной научно-технической
политики стимулирование научной деятельности улусов (районов) и
города республиканского значения Якутска противоречат федеральному
законодательству, поскольку согласно части 1 статьи 11
Федерального закона развитие, рациональное размещение и
эффективное использование научно-технического потенциала являются
основными целями государственной научно-технической политики. В
свою очередь, разработка и проведение единой государственной
научно-технической политики, выбор приоритетных направлений
развития науки и техники в Российской Федерации согласно части 1
статьи 12 Федерального закона отнесены к полномочиям органов
государственной власти Российской Федерации.
Пункты 1, 2, 5, 7, 8, 10, 12 части 1 статьи 16 Закона
республики, предусматривающие полномочия органов государственной
власти Республики Саха (Якутия) в сфере науки и (или) научно-
технической политики, противоречат федеральному законодательству
по основаниям, изложенным в пункте 4, 7 настоящего заявления, а
также вступают в противоречие с абзацем четвертым части 3 статьи
7, абзацем четвертым части 2 статьи 14, части 9 статьи 15 и части
4 статьи 16 Федерального закона, согласно которым контроль в сфере
научной и научно-технической деятельности осуществляют федеральные
органы государственной власти; частью 5 статьи 13, частями 3 и 8
статьи 15 Федерального закона, по смыслу которых государственную
поддержку, в том числе путем создания государственных бюджетных и
внебюджетных фондов, оказывают органы государственной власти
Российской Федерации; частью 3 статьи 12 Федерального закона,
предусматривающей полномочия органов государственной власти.
Абзац второй части 1 статьи 16 в части, предоставляющей
Правительству Республики Саха (Якутия) право определять полномочия
органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области
формирования и реализации государственной научно-технической
политики Республики Саха (Якутия), также противоречит федеральному
законодательству по основаниям, изложенным в пункте 7 настоящего
заявления.
Части 2 и 3 статьи 16 Закона республики, предусматривающие
формы взаимодействия органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам совместного ведения, а также право органов
государственной власти субъектов Российской Федерации привлекать
на добровольной основе научные организации любых организационных
форм к подготовке проектов решений в области науки и техники,
проведению экспертиз, вступают в противоречие с Федеральным
законом, поскольку вопросы совместного ведения, предусмотренные
ранее частью 4 статьи 13 Федерального закона, в редакции изменений
от 22 августа 2004 N 122-ФЗ исключены, а полномочиями по принятию
решений в области науки и техники, а также по проведению экспертиз
органы государственной власти субъектов Российской Федерации не
наделены.
Статья 17 Закона республики в части, допускающей осуществление
органами государственной власти Республики Саха (Якутия)
государственной научно-технической политики республики,
противоречит федеральному законодательству по тем основаниям, что
указанные полномочия согласно части 1 статьи 11 Федерального
закона отнесены к ведению органов государственной власти
Российской Федерации.
Части 1 и 2 статьи 18 Закона республики в части наделения
органов государственной власти Республики Саха (Якутия)
полномочиями по организации, проведению и участию их
представителей в проведении экспертиз научных и научно-технических
программ и проектов противоречат федеральному закону, поскольку
такие права органов государственной власти субъектов Российской
Федерации исключены из части 1 статьи 14 Федерального закона
изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 N
122-ФЗ.
Часть 2 статьи 19 оспариваемого Закона предусматривает, что
Правительство Республики Саха (Якутия) организует разработку и
исполнение государственного бюджета республики в части расходов на
финансовую поддержку и ресурсное обеспечение капитального и
жилищного строительства, социальную защиту научных работников в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
и Республики Саха (Якутия), а также создает фонды поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности. Однако, в
соответствии с действующей редакцией федерального закона
государственную поддержку, в том числе путем создания фондов
поддержки, научным организациям оказывают органы государственной
власти Российской Федерации (ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 15).
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ, из компетенции органов государственной власти,
предусмотренной статьей 12 Федерального закона, исключены
разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-
технических работников, в том числе их материальное обеспечение,
при этом органы государственной власти Российской Федерации
наделены полномочиями по установлению системы экономических и иных
льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической
деятельности (часть 1 статьи 12).
Часть 3 статьи 19 Закона республики вступает в противоречие с
частью 1 статьи 12 Федерального закона в части, предусматривающей,
что фундаментальные научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств государственного бюджета
Республики Саха (Якутия), а также с частью 3 статьи 15
Федерального закона в части, устанавливающей, что фонды поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности создаются в
порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия).
Часть 6 статьи 19 Закона республики в части осуществления
Республикой Саха (Якутия) финансовой поддержки научных организаций
противоречит части 5 статьи 13 Федерального закона в редакции от
22 августа 2004 N 122-ФЗ, согласно которой государственную
поддержку научным организациям оказывают органы государственной
власти Российской Федерации.
Часть 9 статьи 19 Закона республики в части, предусматривающей,
что научная и (или) научно-техническая деятельность может
осуществляться за счет грантов, предоставленных органами
государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке,
установленном Правительством Республики Саха (Якутия),
противоречит федеральному законодательству. Полномочия субъектов
на участие в финансировании научной и (или) научно-технической
деятельности ограничены по основаниям, изложенным в настоящем
заявлении, финансированием государственных учреждений и
осуществлением региональных научно-технических и инновационных
программ и проектов.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской
Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам,
принятым по предметам ведения Российской Федерации или совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов. Противоречащие
федеральному законодательству нормы закона республики подлежат
отмене.
Таким образом, анализ вышеприведенных законодательных правовых
актов позволяет сделать вывод, что в связи с принятием
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" Закон Республики Саха (Якутия) "О науке и
государственной научно-технической политике" подлежит приведению в
соответствие с федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253
ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления настоящего решения
в законную силу следующие положения Закона Республики Саха
(Якутия) от 15 апреля 2004 132-З 267-III "О науке и
государственной научно-технической политике":
преамбулу в части, предусматривающей регулирование отношений
между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и
потребителями научной и (или) научно-технической продукции, а
также регулирование социальных условий и гарантий, обеспечивающих
функционирование науки и научно-технической сферы в Республике
Саха (Якутия);
часть 2 статьи 4 в части, устанавливающей, что аттестация
научных работников проводится не реже одного раза в пять лет;
часть 1 статьи 8 в части, предусматривающей, что
государственная аккредитация научной организации проводится в
порядке, установленном органами исполнительной власти Республики
Саха (Якутия), и в соответствии с законодательством Республики
Саха (Якутия);
часть 3 статьи 8;
часть 3 статьи 10 в части, предусматривающей возможность
Республики Саха (Якутия) участвовать в финансировании научных
учреждений Российской Федерации, действующих на территории
Республики Саха (Якутия);
часть 2 статьи 11 в части, предусматривающей полномочия органов
государственной власти Республики Саха (Якутия) на определение
соответствующих приоритетных направлений развития науки и техники,
обеспечение формирования системы научных организаций,
осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-
технической деятельности, развитие форм интеграции науки и
производства;
часть 2 статьи 12;
часть 2 статьи 13 в части создания республиканских
информационных фондов и систем в области науки и техники,
осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую
обработку, хранение и доведение до потребителей научной и научно-
технической информации;
абзац первый части 1 статьи 15 в части отнесения развития науки
к числу приоритетов социально-экономической политики Республики
Саха (Якутия);
пункты 1-10 части 1 статьи 15;
пункт 9 части 2 статьи 15 в части, предусматривающей в качестве
одного из принципов осуществления государственной научно-
технической политики стимулирование научной деятельности улусов
(районов) и города республиканского значения Якутска;
пункты 1, 2, 5, 7, 8, 10, 12 части 1 статьи 16;
часть 1 статьи 16 в части, предоставляющей Правительству
Республики Саха (Якутия) право определять полномочия органов
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области
формирования и реализации государственной научно-технической
политики Республики Саха (Якутия);
части 2, 3 статьи 16;
статью 17 в части, допускающей осуществление органами
государственной власти Республики Саха (Якутия) государственной
научно-технической политики республики;
части 1, 2 статьи 18 в части наделения органов государственной
власти Республики Саха (Якутия) полномочиями по организации,
проведению и участию их представителей в проведении экспертиз
научных и научно-технических программ и проектов;
часть 2 статьи 19;
часть 3 статьи 19 в части, предусматривающей, что
фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно
за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
часть 6 статьи 19 в части осуществления Республикой Саха
(Якутия) финансовой поддержки научных организаций;
часть 9 статьи 19 в части, предусматривающей, что научная (или)
научно-техническая деятельность может осуществляться за счет
грантов, предоставленных органами государственной власти
Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Правительством
Республики Саха (Якутия).
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную
силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально
опубликован нормативный правовой акт - в газетах "Саха сирэ" и
"Якутия".
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в
Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через
суд, принявший решение.
Председательствующий судья
ДАНИЛОВ А.Р.
Справка: Решение суда вступило в силу 10 июля 2005 г.
|