КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2005 г. N 3-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ
3, 7 СТАТЬИ 48 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 25 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА З N 179-II "О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующей В.А. Долгашевой, судей А.С. Антонова, Н.Г.
Захарова, Д.Н. Миронова, В.Н. Прокопьева, Н.Е. Полятинского, В.Т.
Филиппова, с участием заявителя гражданина Н.И. Седалищева,
представителя мэрии муниципального образования "Город Якутск" А.С.
Силина, представителя ЦИК Республики Саха (Якутия) С.О. Матосян,
главы округа "Гагаринский" К.П. Шульга рассмотрел в открытом
заседании дело о проверке конституционности положений Закона
Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2000 года З N 179-II "О
местном референдуме".
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Н.И.
Седалищева, а основанием рассмотрения явилась обнаружившаяся
неопределенность положений Закона "О местном референдуме",
касающихся опубликования итогов голосования и результатов местного
референдума.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Миронова, объяснение
заявителя Н.И. Седалищева, выступления участников, исследовав
материалы дела, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О местном
референдуме" Центральная избирательная комиссия Республики Саха
(Якутия) 30 июля 2002 года приняла решение о проведении местного
референдума в границах города республиканского значения Якутска по
вопросам создания муниципального образования и формирования его
органов. 3 октября 2002 года в городской газете "Эхо недели" были
опубликованы итоги голосования и результаты состоявшегося 29
сентября 2002 года местного референдума в объеме данных,
содержащихся в протоколах комиссии местного референдума. В связи с
этим гражданин Н.И. Седалищев, проживающий на территории
муниципального образования "Город Якутск", обратился в
Конституционный суд с жалобой о проверке конституционности ряда
положений Закона Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2000 года
"О местном референдуме".
1.1. Закон Республики Саха (Якутия) "О местном референдуме" в
статье 48 регулирует порядок опубликования итогов голосования и
результатов местного референдума, вступления в силу решения,
принятого на местном референдуме. Пунктом 3 статьи 48 закона
установлено, что "Официальное опубликование результатов местного
референдума, а также данных о количестве голосов участников
местного референдума, поданных за позиции "да" и "нет",
осуществляется в средствах массовой информации комиссией местного
референдума муниципального образования не позднее чем через 10
дней после определения результатов местного референдума". Согласно
пункту 7 статьи 48 Закона комиссия местного референдума
муниципального образования публикует данные, которые содержатся в
протоколе данной комиссии о результатах референдума, и данные,
которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих
комиссий местного референдума об итогах голосования, на основании
которых определялись результаты референдума, в течение трех
месяцев со дня голосования.
По мнению Н.И. Седалищева, комиссия местного референдума,
ограничившись опубликованием только общих данных референдума по
городу Якутску, не выполнила требования пунктов 3, 7 статьи 48
Закона об официальном опубликовании результатов состоявшегося 29
сентября 2002 года референдума с данными непосредственно
нижестоящих комиссий. Кроме того, комиссия местного референдума
отказала ему в предоставлении данных нижестоящих комиссий о
результатах голосования на участках. Отсутствие таких данных и
лишение доступа к таким сведениям, как полагает заявитель,
является нарушением гарантированной Конституцией обязанности
соответствующих органов власти, их должностных лиц обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы.
Согласно статье 100 Конституционного закона "О Конституционном
суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве"
жалоба Н.И. Седалищева допустима к рассмотрению Конституционного
суда, поскольку рассматриваемый закон, подлежащий применению,
затрагивает его права и свободы.
1.2. Жалоба в отношении проверки положений пункта 3 статьи 7,
пункта 1 статьи 8, пункта 2 статьи 9, пункта 7 статьи 17, пункта 1
статьи 18 Закона "О местном референдуме" не подлежит рассмотрению,
поскольку в жалобе по существу предлагается проверить
конституционность правоприменительной практики, предполагающую
исследование фактических обстоятельств, уже установленных судами
общей юрисдикции. Между тем, согласно пункту 2 статьи 37
Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха
(Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд
решает вопросы права и воздерживается от установления и
исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это
входит в компетенцию других судов и иных органов. Жалоба в части
оценки правоприменительной практики, основанной на статьях 35, 53
Закона "О местном референдуме", непосредственно не увязана с
вопросом о конституционности оспариваемых положений и актов
применения.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу являются
положения пунктов 3 и 7 статьи 48 Закона Республики Саха (Якутия)
"О местном референдуме".
2. В Конституции республики референдум закреплен как высшее
выражение власти народа. Согласно статье 100 Конституции
республики назначение и проведение местных референдумов
осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Регулирование отношений, связанных с организацией и проведением
местного референдума, в том числе с определением его результатов,
осуществляется Законом Республики Саха (Якутия) "О местном
референдуме". Для проведения и установления результатов местного
референдума образуются комиссия местного референдума
муниципального образования и участковые комиссии.
В соответствии с рассматриваемым законом комиссия местного
референдума публикует данные о результатах референдума в объеме и
в сроки, установленные статьей 48 этого закона. При этом
законодатель в этой статье предусмотрел как официальное
опубликование общих результатов местного референдума (пункт 3),
так и последующую публикацию полных данных (пункт 7).
В пункте 3 статьи 48 устанавливается обязанность комиссии
местного референдума муниципального образования официально
опубликовать в средствах массовой информации результаты местного
референдума с данными о количестве голосов, поданных за позиции
"да" и "нет", не позднее чем через 10 дней после определения
результатов референдума. Как следует из этого, официальное
опубликование должно содержать общие итоговые данные по
муниципальному образованию, полученные путем суммирования данных,
содержащихся в протоколах участковых комиссий. Со дня официального
опубликования решение, принятое на местном референдуме, вступает в
законную силу, приобретает свойство общеобязательности.
В официальном опубликовании фиксируются итоги голосования
населения муниципального образования по вопросам местного
референдума. Конституционно-правовое значение официального
опубликования состоит в том, что оно выполняет роль юридического
факта, с которым законодатель связывает установление
волеизъявления населения. Таким образом, официальное опубликование
итогов голосования и результатов местного референдума как одна из
основных гарантий права граждан на участие в референдуме
соответствует статье 14 Конституции республики.
3. В соответствии с пунктом 7 статьи 48 рассматриваемого закона
на комиссию местного референдума возлагается публикация общих
результатов референдума с данными нижестоящих комиссий, на
основании которых определялись результаты референдума, в течение
трех месяцев со дня голосования.
Как видно из сопоставления пунктов 3 и 7 статьи 48 закона,
официальное опубликование итогов местного референдума и публикация
полных данных местного референдума по времени не совпадают.
Публикация данных нижестоящих комиссий об итогах голосования на
участках осуществляется после вступления в силу решения местного
референдума. Для публикации этих данных закон отводит более
длительный срок, чем это предусмотрено для официального
опубликования. Тем самым публикация, предусмотренная пунктом 7
статьи 48, выполняет вспомогательную роль первичного источника
официального опубликования и потому самостоятельного
конституционно-правового значения не имеет.
Вместе с тем в системе конституционно-правовых отношений
публикация данных нижестоящих комиссий как источника информации
углубляет реализацию конституционного права граждан на информацию.
Публикация таких сведений служит дополнительной гарантией доступа
гражданина, участвующего в местном референдуме, к соответствующей
информации. На основании протоколов участковых комиссий уточняется
волеизъявление граждан муниципального образования на отдельных его
территориях. Публикация сведений о голосовании на участках
референдума является формой общественного контроля за
установлением результатов референдума.
В этом смысле положение пункта 7 статьи 48 рассматриваемого
закона, как один из механизмов реализации права на информацию, не
противоречит статье 13 Конституции республики, гарантирующей
свободу информационного обмена.
4. На территории республики правовое регулирование вопросов
местного самоуправления и местного референдума, по которым приняты
федеральные законы, осуществляется с учетом положений статьи 8
Конституции республики. Установленный в рассматриваемом законе
порядок ознакомления населения с результатами местного референдума
не нарушает верховенства федеральных законов в сфере регулирования
прав и свобод гражданина. В этой связи пункты 3 и 7 статьи 48
закона, возлагающие на комиссию местного референдума обязанность
по обнародованию результатов местного референдума, соответствуют
предписаниям части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации и
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
На заседании Конституционного суда установлено, что данные
протоколов участковых комиссий до сих пор не опубликованы. В связи
с чем требования пункта 7 статьи 48 Закона "О местном референдуме"
о публикации данных протоколов участковых комиссий пока еще
остаются не исполненными. Право гражданина Н.И. Седалищева на
получение данных местного референдума может быть реализовано путем
обращения в комиссию местного референдума. В случае отказа его
право может быть защищено в суде общей юрисдикции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 87, 88, 90,
98-103 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О
Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном
судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать положение пункта 3 статьи 48 Закона Республики Саха
(Якутия) от 25 апреля 2000 года З N 179-II "О местном референдуме"
об официальном опубликовании результатов местного референдума, а
также данных о количестве голосов участников местного референдума,
поданных за позиции "да" и "нет", в средствах массовой информации
не позднее чем через 10 дней после определения результатов
местного референдума соответствующим Конституции Республики Саха
(Якутия), ее статьям 8, 13 и 14.
2. Признать положение пункта 7 статьи 48 Закона Республики Саха
(Якутия) "О местном референдуме" о публикации комиссией местного
референдума муниципального образования данных этой комиссии и
данных, которые содержатся в протоколах непосредственно
нижестоящих комиссий местного референдума, об итогах голосования,
на основании которых определялись результаты референдума, в
течение трех месяцев со дня голосования, соответствующим статьям
8, 13 и 14 Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку оно не
противоречит конституционно-правовому смыслу пункта 3 статьи 48
Закона об официальном опубликовании итогов местного референдума.
3. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия)
окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно
и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Ил Тумэн",
"Саха сирэ", "Якутия".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|