КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2005 г. N 2-О
"О РАЗЪЯСНЕНИИ ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 29 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА
"О СТАТУСЕ СТОЛИЦЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - ГОРОДА ЯКУТСКА"
И СТАТЬИ 16 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 10 ИЮЛЯ 2002 ГОДА "О ПОРЯДКЕ НАДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, В.А.
Долгашевой, Н.Г. Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева,
В.Т. Филиппова рассмотрел на своем заседании ходатайство
председателя Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия), народного депутата Б.Н. Бубякина
о разъяснении пункта 2 постановления Конституционного суда
Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2004 года по делу о проверке
конституционности Закона Республики Саха (Якутия) от 29 октября
1999 года "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города
Якутска" и статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля
2002 года "О порядке наделения органов местного самоуправления в
Республике Саха (Якутия) отдельными государственными
полномочиями".
Заслушав сообщение судьи Н.Е. Полятинского, Конституционный суд
установил:
1. Председатель Контрольного комитета Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), народный депутат Б.Н. Бубякин
на основании статьи 95 Закона "О Конституционном суде Республики
Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" обратился в
Конституционный суд с ходатайством об официальном разъяснении
абзацев 1, 2 пункта 2 резолютивной части постановления
Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2004
года.
В ходатайстве ставится вопрос о возможности рассмотрения Закона
"О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска" в
качестве специального закона о наделении органа местного
самоуправления муниципального образования "Город Якутск"
государственными полномочиями по исполнению столичных функций.
2. Закон "О порядке наделения органов местного самоуправления в
Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями"
устанавливает общий и специальный порядок наделения органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Согласно статье 3 настоящего Закона делегирование государственных
полномочий органам местного самоуправления осуществляется на
основании специального закона. Так, Законом Республики Саха
(Якутия) от 20.02.2004 116-З N 225-III "О наделении органов
местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными
государственными полномочиями на государственную регистрацию актов
гражданского состояния" органы местного самоуправления
осуществляют государственную регистрацию рождения, заключения
брака, установления отцовства и смерти.
В статье 16 Закона "О порядке наделения органов местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными
государственными полномочиями" был закреплен специальный порядок
исполнения местными органами самоуправления государственных
полномочий, рассчитанный на переходный период. По смыслу положения
статьи 16, в сфере осуществления государственных полномочий
действует презумпция преемственности полномочий между
упраздненными местными органами государственной власти и органами
местного самоуправления. В постановлении Конституционного суда,
исходя из этой презумпции, а также в целях обеспечения
беспрерывности осуществления государственных полномочий на уровне
административно-территориальных единиц допускается фактическое
исполнение органами местного самоуправления столичных функций.
Закон Республики Саха (Якутия) от 29 октября 1999 года "О
статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска"
содержит нормы о столичных функциях. В нем смоделированы отношения
по передаче столичных функций органам местного самоуправления
муниципального образования "Город Якутск". Однако этот Закон
применительно к современным условиям, когда осуществлен переход к
местному самоуправлению как по форме, так и по содержанию, не
соответствует закону о наделении органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями, в том числе по вопросам
передачи столичных функций.
Таким образом, Закон Республики Саха (Якутия) от 29 октября
1999 года "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города
Якутска" является нормативной базой столичных функций, но в силу
своей неприспособленности не может являться специальным законом о
наделении муниципального образования "Город Якутск"
государственными полномочиями по исполнению столичных функций.
До принятия специального закона или внесения необходимых
изменений в Закон "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) -
города Якутска" в соответствии с требованиями Законов Республики
Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха
(Якутия)", "О порядке наделения органов местного самоуправления в
Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями"
и "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Республики Саха
(Якутия) и органами местного самоуправления" фактическое
выполнение столичных функций осуществляется в соответствии с
положением статьи 16 Закона "О порядке наделения органов местного
самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными
государственными полномочиями" мэрией города Якутска. Действие
этой нормы во времени определяется решением органов
государственной власти республики.
Следовательно, до принятия специального закона, которым органу
местного самоуправления муниципального образования "Город Якутск"
передаются полномочия по исполнению части столичных функций, мэрия
города Якутска фактически выполняет некоторый объем столичных
функций в той мере, в какой правообладатель государственных
полномочий не принимает на себя их исполнение. Правительство
Республики Саха (Якутия), как главный распорядитель бюджетных
средств республики, выделяет необходимые финансовые средства из
государственного бюджета, независимо от того, является ли мэрия
города Якутска участником соответствующих бюджетных правоотношений
по исполнению столичных функций.
В соответствии с изложенным и руководствуясь статьей 95 Закона
"О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном
судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
определил:
1. Конституционно-правовой смысл статьи 3 Закона "О порядке
наделения органов местного самоуправления в Республике Саха
(Якутия) отдельными государственными полномочиями", выявленный
настоящим постановлением Конституционного суда Республики Саха
(Якутия), предполагает принятие специального закона о наделении
мэрии города Якутска столичными полномочиями.
Из пункта 2 резолютивной части постановления Конституционного
суда Республики Саха (Якутия) следует, что Законы Республики Саха
(Якутия) "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города
Якутска" и "О порядке наделения органов местного самоуправления в
Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями"
(статья 16) не являются специальными законами, наделяющими мэрию
города Якутска государственными полномочиями по исполнению
столичных функций. Вместе с тем из абзаца 2 пункта 1 постановления
Конституционного суда Республики Саха (Якутия) вытекает, что Закон
Республики Саха (Якутия) "О статусе столицы Республики Саха
(Якутия) - города Якутска" продолжает регулировать государственно-
правовые отношения по исполнению части столичных функций органом
муниципального образования "Город Якутск".
2. Согласно пункту 2 постановления Конституционного суда
Республики Саха (Якутия) в отсутствии специального закона о
наделении столичными полномочиями Правительство Республики Саха
(Якутия), как главный распорядитель бюджетных средств, обязано
обеспечить финансирование фактического выполнения мэрией города
Якутска части столичных полномочий, закрепленных в Законе "О
статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска",
независимо от того, является ли она получателем бюджетных средств
в соответствии с Законом республики о государственном бюджете на
определенный год.
3. Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия)
окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Определение подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха
сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|