КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2005 г. N 1-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ГОРОДСКОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА ЯКУТСКА
ОТ 25 МАЯ 2004 ГОДА "О РЕЗЕРВИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ЗА МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ "ГОРОД ЯКУТСК"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, Н.Г.
Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с
участием Уполномоченного по правам человека в Республике Саха
(Якутия) Ф.Н. Захаровой, представителей городского Собрания
депутатов города Якутска Е.А. Быковой, мэрии города Якутска С.И.
Алтабасовой, Министерства имущественных отношений Республики Саха
(Якутия) С.Н. Яковлевой, Руководителя управления Роснедвижимости
по Республике Саха (Якутия) А.А. Поповой, представителя
Правительства Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко рассмотрел на
открытом заседании дело о проверке конституционности постановления
городского Собрания депутатов города Якутска от 25 мая 2004 года
"О резервировании земельных участков за муниципальным образованием
"Город Якутск".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики
Саха (Якутия) постановления городского Собрания депутатов города
Якутска.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Долгашевой, объяснения
сторон, выступления участников, исследовав материалы дела,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Городское Собрание депутатов города Якутска 25 мая 2004 года
приняло постановление "О резервировании земельных участков за
муниципальным образованием "Город Якутск", согласно которому за
муниципальным образованием "Город Якутск" сроком на 5 лет для
муниципальных нужд зарезервированы земли поселений города Якутска
под капитальное строительство.
В Конституционный суд Республики Саха (Якутия) обратился с
ходатайством Уполномоченный по правам человека в Республике Саха
(Якутия) Ф.Н. Захарова, считая, что данное постановление издано с
нарушением положений действующего законодательства, в силу чего не
соответствует статьям 30, 98 и 101 Конституции Республики Саха
(Якутия).
Постановление по своему характеру обладает нормативным
содержанием, касается прав граждан и рассчитано на многократное
применение в отношении неопределенного круга лиц.
Предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха
(Якутия) являются положения постановления городского Собрания о
резервировании земельных участков, отнесенных к землям поселений,
поскольку они могут повлечь за собой неправомерное ограничение
прав граждан.
2. По действующему законодательству резервированием земельных
участков является комплекс земельно-планировочных, организационных
и правовых мероприятий по изъятию земельных участков для
государственных и муниципальных нужд и потому не может не вызывать
необходимости сочетания интересов и прав граждан с публичными
интересами.
Конституция Республики Саха (Якутия) в статье 100, закрепляя
компетенцию органов местного самоуправления, выделяет их
ответственность за обеспечение комплексного социально-
экономического развития муниципального образования. В этих целях
орган местного самоуправления осуществляет контроль за
использованием земель на территории муниципального образования
(статья 100 пункт 6). Полномочия органов муниципального
образования по обеспечению комплексного социально-экономического
развития территории связаны с правами муниципального образования
по резервированию земельных участков для муниципальных нужд.
Возможности муниципального образования по резервированию
закреплены в составе общих положений Земельного кодекса Российской
Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так,
согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации
не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и
юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, для строительства, за исключением
отдельных случаев, в частности, резервированием земельных участков
для государственных или муниципальных нужд. По нормам
Градостроительного кодекса Российской Федерации муниципальное
образование вправе провести резервирование и изъятие, в том числе
путем выкупа земельных участков в границах городского округа для
муниципальных нужд. Эта норма вступает в силу с 1 января 2006
года.
Таким образом, орган местного самоуправления, призванный
обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие
территории действующим законодательством на уровне обязательного
регулирования, наделен правом резервирования земельных участков
для муниципальных нужд.
3. В Республике Саха (Якутия) гарантируется местное
самоуправление, которое осуществляется в соответствии с принципами
законности и открытости. Это означает, что любая деятельность
органов местного самоуправления должна осуществляться в интересах
населения и в рамках закона.
Резервирование земельных участков, хотя и является своеобразным
видом деятельности местного самоуправления, но в силу присущих
связей с населением, должен предприниматься в соответствии с
требованиями принципа законности. Резервирование земельных
участков, состоящее из совокупности правовых мер, может вторгаться
в область прав и законных интересов землепользователей и
обладателей иных имущественных прав и потому связано с процессом
соблюдения законности и обеспечения прав человека. Требование
законности в осуществлении резервирования конкретизировано в
статьях Земельного кодекса Российской Федерации. Так, согласно
статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование
земельных участков для строительства и реконструкции объектов
автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов
транспорта реализуются в порядке, устанавливаемом федеральными
законами.
Законами субъекта Российской Федерации в соответствии со
статьей 86 (пунктов 2, 3) Земельного кодекса Российской Федерации
регулируются отношения выделения резервных земель для развития
населенных пунктов в пригородных зонах, где границы и режим
утверждаются и изменяются субъектами Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации в статье 95 устанавливает
границы особо охраняемых природных территорий, но предусматривает,
что субъекты Российской Федерации вправе принимать решение о
резервировании земель с целью увеличения их площадей.
Таким образом, порядок, условия и правила резервирования
земельных участков устанавливаются законом. Между тем
рассматриваемое постановление городского Собрания не опирается на
такое законодательное решение.
4. Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года "О
правовых актах органов государственной власти Республики Саха
(Якутия)" указывает на то, что любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
не подлежат применению, если они не были официально опубликованы
для всеобщего сведения. В тексте постановления городского Собрания
депутатов города Якутска о резервировании земельных участков,
принятого 25 мая 2004 года, оговаривается, что оно вступает в силу
с момента опубликования. Однако постановление городского Собрания,
затрагивающее права граждан, не было опубликовано. Решение о
резервировании конкретного земельного участка, как ограничение
прав на землю, подлежит в установленном порядке государственной
регистрации (пункт 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской
Федерации и пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним"). И это требование не было выполнено к моменту рассмотрения
дела в Конституционном суде.
Несоблюдение городским Собранием депутатов города Якутска
порядка, определенного действующим законодательством при
резервировании земельных участков, противоречит статье 98
Конституции Республики Саха (Якутия), предусматривающей законность
и открытость деятельности органов местного самоуправления.
5. Министерство имущественных отношений Республики Саха
(Якутия), Департамент имущественных отношений мэрии города Якутска
широко применяют в качестве правовой основы для отказа гражданам в
их праве на приобретение в собственность земельных участков на
территории города Якутска рассматриваемое постановление. Так,
гражданину М.Н. Горбачеву отказано в приобретении права
собственности на земельный участок по основаниям наличия
ограничения оборота земли в связи с резервированием данной
территории для государственных и муниципальных нужд. По этому
факту имеются решения судов общей юрисдикции.
Гражданину А.И. Иванову со ссылкой на рассматриваемое
постановление городского Собрания депутатов города Якутска было
отказано в предоставлении в собственность земельного участка.
Таким образом, несмотря на то, что постановление по существу не
введено в действие в соответствии с действующим законодательством,
в правоприменительной практике уполномоченных органов власти оно
используется как нормативный акт, ограничивающий право граждан на
земельную собственность, возможность свободно владеть,
пользоваться, распоряжаться землей и т.д.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 82, 86-88,
101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О
Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном
судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать постановление городского Собрания депутатов города
Якутска от 25 мая 2004 года "О резервировании земельных участков
за муниципальным образованием "Город Якутск" не соответствующим
статьям 30, 98 и 101 Конституции Республики Саха (Якутия),
поскольку резервирование как вид земельно-планировочных
мероприятий, проводимых для муниципальных нужд, должно
осуществляться на основе и в соответствии с законом, а реализация
его положений не должна повлечь произвольного ограничения
интересов и прав пользователей, владельцев, арендаторов и
собственников земельных участков.
2. Постановление городского Собрания депутатов города Якутска
не соответствует статье 98 Конституции Республики Саха (Якутия) и
по порядку его принятия, поскольку ограничение порядка
землепользования и оборотоспособности земельных участков для
государственных и муниципальных нужд в городе Якутске без их
опубликования и государственной регистрации не согласуется с
ответственностью органов местного самоуправления перед населением
и открытостью их деятельности.
3. В соответствии с частью 3 статьи 103 Конституционного закона
Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха
(Якутия) и конституционном судопроизводстве" судебные решения и
иные правоприменительные акты, основанные на данном постановлении
городского Собрания, подлежат пересмотру в установленном порядке,
если для этого нет других препятствий.
4. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 93 Конституционного
закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики
Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" органам
государственной власти Республики Саха (Якутия) и органам местного
самоуправления, исходя из конституционно-правового смысла
настоящего постановления, надлежит осуществить правовую
регламентацию резервирования земель под государственные и
муниципальные нужды.
5. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
6. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия",
"Саха Сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
|